Задания перелетные птицы для дошкольников – Перелетные птицы для детей: рассказываем интересно
Перелетные птицы для детей: рассказываем интересно
Считается, что дети должны иметь представление о птицах и пользе от них уже в 5 лет. А в 6-7 лет различать некоторых пернатых по названиям. Весенние месяцы – самые подходящие для занятия на тему «Что такое перелетные птицы» для детей старшей группы.
Содержание статьи:
Какие учебные материалы понадобятся в процессе
Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.
Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы». На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.
Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий. Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.
Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.
Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».
Что рассказать детям о перелетных птицах
Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.
Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.
Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.
Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.
Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.
Как составить план занятия
Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.
Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.
Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).
Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.
В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:
- Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
- Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
- Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).
Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.
Вопросы и выводы по занятию
Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:
- Что такое перелетные птицы?
- Куда и почему улетают они на зиму?
- Какие именно пернатые улетают в южные местности (названия)?
- Путешествуют ли птенцы с родителями?
- Почему они возвращаются обратно из теплых краев?
- Почему летают стаями?
- Чем питаются перелетные птицы?
- Какую пользу людям и природе они приносят?
«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.
В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Перелетные птицы: для детей 5-7 лет в детском саду
4.3 (85%) 4 votesmetodbv.ru
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Перелетные птицы’
Домашние задания логопеда по лексической теме «Перелетные птицы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.
Лексическая тема «Перелетные птицы»
Предметы: птица, грач, кукушка, соловей, ласточка, журавль, утка, аист, гусь (дикий), дрозд, лебедь, скворец; кормушка; стая, косяк, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья, пух…
Признаки: дикие, насекомоядные, перелетные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня)…
Действия: высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить, выводить, клевать, щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть…
Задания
1. Подбери признаки (не менее трех признаков):
ласточка – проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная…
2. Подбери действия (не менее трех действий):
ласточка – летает, щебечет, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм…
3. Образуй признак (от предметов):
лебедь – лебединая …
соловей — …
журавль — …
утка — …
птица — ….
4. Назови птенцов:
грач – граченок…
утка — …
кукушка — …
5. Один – много (множественное число):
лебедь – лебеди
птица — …
грач — …
скворечник — …
журавль — …
соловей — …
перо – …
аист — …
клюв — …
6. Есть – нет (родительный падеж):
лебедь – нет лебедя
птица — …
грач — …
скворечник — …
журавль — …
соловей — …
перо – …
аист — …
клюв — …
7. Нарисуй или вырежи изображения перелетных птиц и назови их части:
голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
8. Отгадай и выучи загадки:
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит, дождик где-то близко.
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его …
Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед
logoportal.ru
Домашнее задание по лексической теме: “Перелетные птицы”
Тема: Перелетные птицы **
Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких
частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.
Словарь ребёнка должен включать слова: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка;
щебетать, летать, улетать, прилетать,
Грамматический строй речи
1. «Как улетают птицы?» возьми много
пуговиц и разложи их так, как улетают :
гуси, утки, лебеди – вереницей;
журавли – клином;
ласточки, грачи, скворцы – вереницей;
кукушки – поодиночке.
2. «Чем питаются птицы?» (полный ответ!)
Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).
3. «Четвёртый – лишний», (назвать лишнее и объяснить свой выбор)
Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это – птица, а остальные – животные) Скворец, собака, кукушка, соловей.
Воробей, голубь, журавль
Грач, лебедь, утка, ворона
4. «Кого много в лесу?» (словоизменение)
В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка)
5. «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):
Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек. (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль)
6. «Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):
Птица улетает, а птицы … (улетаЮТ)
(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)
Связная речь
1. Составь предложение из слов:
Скворец , тёплые края, прилетать.
Гнездо, высиживать, грач, птенцы.
Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные. Небо, летать, кричать, журавль, большой. Болото, утки, крякать, громко. Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.
2. Придумать и рассказать о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма для своих птенцов и спаслась от кошки, которая за ней охотилась (7 -10 предложений, рассказ записать в тетрадь, сопроводить одной иллюстрацией).
Также домашнее задание по лексической теме:
logoped18.ru
Лексическая тема “Перелетные птицы” | Логопед по Скайпу
Подборка лексико-грамматических заданий на тему «Перелетные птицы» пригодится не только логопедам, но и родителям — для домашних занятий по развитию речи. Используя на своих домашних занятиях речевые игры на тему «Перелетные птицы», вы не только развиваете речь малыша, но и готовите к успешному обучению в школе.
Эти лексико-грамматические задания были мною собраны и апробированы годами многолетней успешной логопедической практики. Подборка разбита на лексические темы, с каждой статьи можно перейти на следующую — по ссылке.
логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта http://LogopedRunet.ru
Предыдущую часть подборки лексико-грамматических упражнений
читайте в статье Лексическая тема «Профессии»
- Обратить внимание ребенка на изменения, которые происходят весной в живой и неживой природе, почему к нам возвращаются перелетные птицы. Поговорить с ребёнком о перелётных птицах, которые прилетают к нам весной (утка, гусь, лебедь, журавль, ласточка, грач, скворец, кукушка, аист, соловей и т.д.). Рассмотреть картинки этих птиц, по возможности посмотреть на них в природе. Повторить, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью улетают. Побеседовать с ребёнком о том, какую пользу приносят перелётные птицы.
- Игра «Назови ласково».
Соловей-соловушка, лужа- лужица
Скворец- кожа-
Журавль- земля-
Перо- роща-
Зерно- вода-
Солнце- дерево-
Горло- корыто-
Гнездо- мыло-
Стекло- зеркало-
Поле- одеяло-
- Игра «Один — много»
Гнездо – гнезда Перо-
Дерево- Птица-
Птенец — Крыло-
Ветка- Клюв-
лист- Хвост-
Зерно- Песня-
- Игра «4 лишний».
Ворона, воробей, ласточка, голубь
Скворец, грач, голубь, аист
Индюк, лебедь, петух, гусь.
Кукушка, соловей, грач, курица.
( Во время игры можно повторить тему «Зимующие птицы» и «Домашние птицы»)
- Игра «Улетает – не улетает».
Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, какая она – перелётная или зимующая: воробей, ласточка, голубь, снегирь, аист, соловей, дятел, скворец, грач, глухарь, ворона, журавль, лебедь, кукушка, синица, утка…
- Игра «Назови птенца»
у грача – грачонок / грачата,
у кукушки —
у гуся –
у утки —
у аиста – аистёнок
у журавля – журавлёнок
- Практическое применение предлогов: «В, Из, На, Под, Над, К, От, По».
Грач вылетел…гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел…гнезду. Грач кружит…гнездом. Грач сел… ветку. Грач ходит … земле. Грач улетел …кошки.
- Игра «Как улетают птицы?»
Гуси, утки, лебеди – вереницей; журавли – клином; ласточки, скворцы, грачи – стаей; кукушки – поодиночке.
- Составить 2-3 описательных рассказа о перелётной птице по плану, аналогичному описанию зимующих птиц (смотрите тему «Зимующие птицы»)
Продолжение подборки лексико-грамматических упражнений читайте в статье
Лексическая тема: «Весна»
Советую прочитать дополнительно по этой теме
logopedrunet.ru
Картотека домашних заданий по лексическим темам Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Зима» ,«Новый год»
Бедердинова Марина Валериевна
учитель — логопед МБДОУ
«ДСКВ» № 56
г. Череповец
Карточка домашнего задания
«Перелетные птицы»№ 1
Игра «Измени слова по образцу»
Образец: ласточка – ласточки – много ласточек.
Грач –
Кукушка –
Соловей –
Скворец –
Дрозд –
Журавль –
Аист –
Цапля –
Лебедь –
Стриж –
Карточка домашнего задания
«Перелетные птицы» № 2
Образуй новые слова по образцу: У журавля длинные ноги – длинноногий журавль.
Длинный клюв –
Короткий хвост –
Острый клюв –
Большое крыло –
Карточка домашнего задания
«Перелетные птицы» № 3
Игра «Кто лишний? Почему?»
Ласточка, синица, соловей, скворец.
Синица, снегирь, ворона, цапля.
Ласточка, соловей, пингвин, лебедь.
Карточка домашнего задания
«Перелетные птицы» № 4
Игра «Посчитай птиц»
Образец: один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов.
Карточка домашнего задания
«Зимующие птицы» № 1
Посчитать до 5 со словами: ласточка, соловей.
Игра «Один – много»
Образец: снегирь – снегири.
Синица –
Голубь –
Сорока –
Воробей –
Галка –
Дятел –
Ворона –
Сова –
Глухарь –
Свиристель –
Поползень –
Клёст –
Карточка домашнего задания
«Зимующие птицы» № 2
Игра «Кто как голос подаёт?»
Образец: сорока – стрекочет.
Воробей –
Синица – (тинькает)
Голубь –
Ворона –
Карточка домашнего задания
«Зимующие птицы» № 3
Перескажи текст «Кормушка»
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Карточка домашнего задания
«Зимующие птицы» № 4
Подбери 4-5 слов (признаков):
Дятел (какой?) –
Воробей (какой?) –
Сова (какая?) –
Снегирь (какой?) –
Карточка домашнего задания «Зима» № 1
Игра «Подбери 4-5 слов (признаков)
Снег (какой?) –
Мороз (какой?) –
Снежинки (какие?) –
Сосулька (какая?) –
Карточка домашнего задания «Зима» № 2
Перескажи текст. Взрослый читает 2 раза.
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Насекомые спят. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.
Карточка домашнего задания «Зима» № 3
Игра «Назови одним словом»
Образец: бегает на конках – конькобежец.
Катается на коньках –
Катается на санках –
Катается на лыжах –
Играет в хоккей –
Занимается фигурным катанием –
Карточка домашнего задания «Зима» № 4
Перескажи текст. Взрослый читает его 2 раза.
Мы слепили во дворе три снежных кома: один большой, другой поменьше, а третий совсем маленький. Положили ком на ком. Затем прилепили снеговику руки. Воткнули в руки ему метлу. Потом мы сделали рот, вместо глаз угольки, вместо носа морковку. На голову надели ведро.
Карточка домашнего задания «Новый год» № 1
Перескажи текст. Взрослый читает 2 раза.
В детском саду ёлка. У ёлки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошёл и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
– Кто меня разбудил?
-Это я, Саша.
– Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал, пришлось бы подарки в лес увозить.
Карточка домашнего задания «Новый год» № 2
Подбери 4-5 слов (признаков):
Ёлка (какая?) –
Праздник (какой?) –
Дед Мороз (какой?) –
Снегурочка (какая?) –
Подарки (какие?) –
vashlogoped-online.ru
Тематический комплект “Перелетные птицы”
Тематический комплект “Перелетные птицы”
Электронная версия – 101 лист для печати с различными заданиями и играми.
Комплект для ознакомления детей с перелетными птицами.
К каждой игре в комплекте есть рекомендации о том, как в нее играть.
Игры и задания комплекта подходят для детей от 2 до 5 лет.
В комплекте:
Карточки “Перелетные птицы”
Дыхательные игры и ESP-игры.
ESP- игры направлены на развитие интуиции и активизации правого полушария мозга.
Развитие фотографической памяти
Сетки памяти из 4 и 6 клеток
Игра “Мемори”
Игра “Кто пропал?”
Лото
Лото “Половинки”
Теневое лото
Развитие логики, внимания, мышления
Головоломка “Перелетные птицы”
Судоку
Развитие математических способностей
Развитие пространственного мышления
Развитие цветовосприятия
14 палитр с изображениями перелетных птиц
Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму и лабиринты.
Творческие задания
Итого – 101 лист
Тематический комплект “Перелетные птицы”
Электронная версия – 101 лист для печати с различными заданиями и играми.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
razvivalo4ki.ru
Занятие на тему: “Перелетные птицы” (дошкольники)
Конспект
основной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Перелётные птицы»
(старшая группа)
Подготовила: Шлипунова Галина Николаевна
2016 г.
Задачи:
-Закрепить знание детей о диких перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;
-Развивать связную речь – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).
-Развивать наблюдательность, умение делать выводы.
-Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
карточки с изображением птиц, маски птиц, разрезные картинки, пуховые и маховые перья птиц, веер.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия.
Звучит тихая, грустная мелодия.
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся с вами в лес. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? (ответы детей)
(Открываетя картина осени)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Птицы стаями летят. Грустно, дождь и листопад.
Ветер тучи носит, потому что это …(осень)
Воспитатель: Верно, осень. Посмотрите на картину и назовите признаки осени.
(Включаю грамзапись с криками журавлей)
Воспитатель: Что вы услышали?
-Какими были крики?(грустными, печальными, пронзительными)
-Почему?(птицы улетают в тёплые края, прощаются с родиной)
-Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
-Как называют птиц, которые остаются на зиму?
-Я предлагаю вам отправиться в гости к перелётным птицам.
(открывается слайд с перелётными птицами)
-Почему вы решили, что это птицы?(тело покрыто перьями, 2 крыла, клюв, 2 лапы, хвост и они умеют летать)
-Назовите перелётных птиц, которых вы узнали на картинке.
Рассказ воспитателя о кукушке.
(у вас у всех замечательные родители, но в жизни бывает так, что мама не хочет заботиться о своём малыше и бросает его; про таких говорят, что мать – кукушка)
Воспитатель: Чем же питаются птицы?(насекомыми, червячками, зёрнышками)
Воспитатель: Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, гусеницами, мошками?(насекомоядные)
Воспитатель: Как называются птицы, которые кормятся зёрнами, семечками?(зерноядные)
Воспитатель: А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков? (хищные птицы)
Воспитатель: Я загадаю вам загадки.
-Курлычет он, к нам прилетая, живёт в болотах и лугах,
Он птица самая большая на длинных тоненьких ногах.(журавль)
-В чёрной в крапинку рубашке щеголяет эта пташка,
Прилетает к нам весной, домик обживает свой.(скворец)
-Летят, как самолётики, изящны и легки –
Раздвоенные хвостики, собой невелики.(ласточка)
Воспитатель: Птицы, названия которых вы отгадали, как можно назвать одним словом?
(перелётные)
Воспитатель: Вставайте в круг, поиграем в игру «Что могут делать птицы?»
(дети передают друг другу пёрышко и называют действия птиц: клевать, петь, летать, строить гнездо, есть, пить, щебетать, рыгать, ходить и т.д. не повторяться)
Воспитатель: Какие птицы улетают первыми, какие за ними, какие последними? Почему?
(Раздаётся стук в дверь, входит почтальон Печкин)
Печкин. Здравствуйте, ребята! Я почтальон Печкин, принёс вам письма-загадки. Письма быстро получайте и загадки разгадайте.(Печкин раздаёт письма, помогает собирать картинки)
Воспитатель: Достаёт из конвертов разрезные картинки.
– Картинки какие-то, что нам сними делать?(собрать)
Воспитатель: Садитесь, дети, парами и собирайте картинки.(на картинках перелётные птицы)
Печкин. Сейчас я узнаю, как вы птиц знаете.Какую птицу я назову, она подлетает ко мне(называет птиц детей средней группы)
Печкин.Молодцы.Ну до чего же я умненьких ребяток люблю.(уводит детей ср.гр.)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Назови лишнюю птицу»
(Дети встают и идут на пенёчки)
Слайд: Ласточка, грач, кукушка, сова, соловей, курица
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему?
А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).
Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).
Воспитатель: Ребята закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо курицы ставлю ворону)
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему?
Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)
Воспитатель: Закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо вороны ставлю орла)
Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными, у него загнутый клюв и длинные, острые когти).
Упражнение с мячом “Продолжи предложение, найди причину”.
Воспитатель: Я буду говорить предложение, а вы заканчиваете предложение называя причину того, о чем я буду говорить.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
Все люди любят слушать соловья, потому что…
Поиграем в игру «Птицелов»
Игра «Птицелов»
Дети с масками птиц на голове становятся в круг, в центре круга стоит птицелов с завязанными глазами. Дети ходят вокруг птицелова со словами:
В лесу, во лесочке
На земле, на дубочке,
Птицы весело поют
Ай, птицелов идет
Он в неволю нас возьмет.
Птицелов подходит к ребенку, который говорит:
Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
Я пою лучше всех птиц (Соловей)
Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из глины под крышами домов. (Ласточка)
Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).
У меня длинные тонкие ноги, длинный острый клюв, сам я серый, а шапочка красная.(Журавль)
Я птица водоплавающая,белая, красивая, с длинной щеей.(Лебедь)
Воспитатель: Молодцы! Вы много рассказали о диких перелетных птицах, а я расскажу, почему птицы умеют летать.
Воспитатель: Я приготовила для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни – мягкие, маленькие, другие – твердые, длинные)
Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены?
А другое – называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья?
Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).
Возьмите карандаш. Какой он легкий или тяжелый?
Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)
Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).
Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью воздух может ненадолго удержать?
Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?
Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
На примере веера показываю, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается то воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Покажите на веере.
Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?
Итог: Что понравилось нового узнали на занятии?
infourok.ru