Жанры малого фольклора – Малые жанры русского фольклора | Современные педагогические технологии

Содержание

Что такое:: малые жанры фольклора — ikirov.ru

Малые жанры фольклора — это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Подробнее о каждом из них.

Пестушки

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Потешка

Следующим жанром является потешка.

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у...

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели! ("Ладушки" запели)

Сели посидели,

Дальше (Домой) полетели!!!

Сорока!

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона,

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Прибаутка

Прибаутка (от слова баять — то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку,

Например

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Пословицы

Пословицы — малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Хлеб-всему голова.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Семеро одного не ждут.

Сытый голодному не товарищ.

Игры

Для игр были специальные песни.

Игры могли быть:

Целовальные

Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки).

Обрядовые

Такие песни были свойственны какому-либо обряду, празднику. Примером может быть масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнование на ловкость и силу).

Сезонные

Такие игры особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. К примеру игры «Согревалки». Ведущий показывает движения, а остальные повторяют. Такие же игры были, как и «ручеек» или «воротики».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

У тя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

Заклички

Следующий вид малого жанра фольклора — это заклички. Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Считалки

В детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Скороговорки

Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадки

Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:

«Висит груша - нельзя скушать».

Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка. 

www.ikirov.ru

Малые жанры фольклора

Особую группу составляют так называемые малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки. Все они древнего происхождения и связаны со спецификой мифологического мышления, с первобытными представлениями о мире.

Собственно эстетических целей они не преследовали и соотносились непосредственно с жизненной практикой человека.

Образные изречения и выражения, вошедшие в разговорную речь, в речевую традицию, называются пословицами и поговорками. Строго говоря, они не являются произведениями искусства — это, скорее, «произведения речи». Вместе с тем пословицы и поговорки представляют фольклор в точном смысле этого слова — «народную мудрость» — и обладают всеми фольклорными признаками.

Различие между пословицей и поговоркой в том, что пословица — это суждение, грамматически законченное предложение, а по

говорка — лишь устойчивое выражение, идиома (чужими руками жар загребать, в трех соснах заплутался). Однако поговорка способна преобразовываться в пословицу (Хитрый Ермил двух зайцев убил).

Без труда не выловишь и рубку из пруда – пословица. В ней присутствует поучение, пословица без контекста не имеет особого смыла.

Большинство пословиц сложилось в устной традиции. Но много пословиц и поговорок литературного происхождения.

Русские пословицы и поговорки различны по своему происхождению, по времени возникновения, по создавшей их социальной среде. В них отразились и древние верования (В тихом омуте черти водятся), и христианские убеждения (Без Бога ни до порога), и воспоминания об исторических событиях (Пропал, как швед под Полтавой).

Как и большинство фольклорных произведений, пословицы способны проходить через века и страны, передаваясь от народа к народу (русская пословица Рука руку моет— точный аналог латинской, из Библии пришли к нам пословицы Не рой яму другому - сам в нее попадешь; Око за око, зуб за зуб).

В сборнике «Пословицы», изданном в 1500г. философом-гуманистом Эразмом Роттердамским, находим такие пословицы: Время - деньги; Клин клином выбивают; Гора с горой не сходится; Яблоко от яблони недалеко падает.

Загадка - это иносказательное изображение предмета или явления, которое предлагается отгадать. Происхождение загадок относится к глубокой древности и связано с мифологическими представлениями. Уже в древности определилась одна из основных функций загадок — воспитательная. Загадка тренировала сообразительность, умение сравнивать и сопоставлять, и потому она вошла в обряд испытания зрелости человека. Загадкой проверялась мудрость человека.

Еще Аристотель заметил, что загадка — хорошо сформулированная метафора. Главное ее проявление — олицетворение: предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами - и наоборот.

Контрольные вопросы:

1.В чем отличие пословицы от поговорки?

2. Для какого малого жанра особенно важна метафоричность?

Лекция 16.

Фольклорная лирика

Наиболее близки былинам и в то же время принципиально от них отличаются исторические песни. Фольклористика обычно относит к ним любые песни исторического содержания — от веселых скомороший до солдатских протяжных песен. Но собственно эпический характер имеют лишь исторические песни XVI в. Их можно возвести к конкретным событиям и ситуациям, хотя основаны они на вымысле: историческая песня — жанр художественный и, как фольклор в целом, оперирует стандартными сюжетными положениями, создает стандартные характеры.

Историческая песня обращается не к седой старине, а к обозримому прошлому, и опирается она не на архаическое наследие, а на исторические предания. Реальные события проходят определенную художественную трансформацию.

Герои исторических песенлюди реальные, и ничего богатырского в них нет. Повествование в былинах приподнято и приукрашено, не чурается фантастики. Повествование в исторических песнях фактически лишено фантастики и строится на «реальных» фактах.

Жанр исторической песни порожден эпохой формирования Русского централизованного государства — временем Ивана Грозного. Исторические песни откликнулись на ряд явлений, казавшихся чрезвычайно важными для народного сознания.

Судьбы исторической песни круто меняются уже в XVII в.: песне становится лироэпической и лирической.

Существует несколько принципов классификации народных песен: по содержанию, по социальной принадлежности, по характеру исполнения. Наиболее проста классификация песен по содержанию: любовные, семейные, о труде и т. п.

По социальной принадлежности песни можно разделить на крестьянские, рабочие, солдатские, мещанские, студенческие и т.д

Очень важен характер исполнения песен. Часто отмечался элегический настрой русских народных песен, их «сердечная тоска». Это справедливо лишь по отношению к песням голосовым, протяжным, с распевом слогов.

Если посмотреть на песни с точки зрения их содержания, то нетрудно заметить, что в них разрабатывается весьма ограниченный

набор ситуаций. Так, в протяжных любовных песнях поется, в основном, о разлуке и измене — с типичными эмоциональными реакциями.

Другая группа песен выражает «разгулье удалое». Это песни «частые», «скорые», «плясовые», веселые и жизнерадостные – частушки.

В частушках трагедия превращается в комедию, в веселый фарс. Это песни шуточные, и если в песнях протяжных неравный брак вызывает тоску и слезы, то в песнях частых старый муж оставлен в дураках, а бывшая страдалица пускается в пляс. Впрочем, тематика частых песен довольно разнообразна. В песнях протяжных преобладали любовная и семейная темы.

Тексты частушек и песен помещены в «Приложении».

Контрольные вопросы:

  1. Какие события нашли отражения в исторических песнях и почему?

  2. Какова функция частушек?

36

studfiles.net

Примеры фольклора. Примеры малых жанров фольклора, произведений фольклора

Фольклор как устное народное творчество представляет собой художественное коллективное мышление народа, которое отражает его основные идеалистические и жизненные реалии, религиозные мировоззрения. Такое творчество создаётся целым народом и отражается в поэзии, народном театре, архитектуре, танце, а также в декоративно-прикладном и художественном творчестве.

Примеры фольклора обнаруживают себя во многих сферах современной человеческой жизни, начиная от напевания колыбельных и заканчивая созданием коллекций одежды.

Примеры фольклора в устной речи представляют собой по большей части частушки, пословицы, поговорки, словом, речевые обороты, используемые людьми в бытовой сфере ежедневно.

Основные русские фольклорные жанры

Фольклор подразделяется на три вида, каждый из которых систематизирован соответственно своей субъективной и объективной направленности, а также способам художественного выражения.

Первым фольклорным типом является эпос, представляющий собой произведения, отражающие объективные оценки окружающего мира, обличённые в повествовательную форму. Стихотворные примеры фольклора данного рода - различные былины, баллады, исторические песни и духовные стихи.

Прозаический эпос разделяется на сказочную и несказочную прозу, к первой относятся сказки о животных и волшебстве, анекдоты; ко второй - былички, легенды и предания.

Второй тип - лирика, отражающая субъективные переживания и внутренний мир человека. Это произведения фольклора, примеры которого раскрываются в причитаниях, частушках и песнях. Все эти произведения могут быть разделены на обрядовые и необрядовые тексты по своему целевому предназначению.

Третий фольклорный тип представляет собой драматургические произведения, передающие отношение к действительности через игровые действия. Примерами могут быть театральные актёрские постановки, кукольный театр, театр картинок, обрядовые и драматические игрища.

Четвёртый тип представляет собой фольклор речевых ситуаций - поговорки, пословицы, проклятия, благожелания, дразнилки, скороговорки и загадки.

Русский обрядовый фольклор

Он разделяется на календарный и семейный. Календарный тип представляет собой огромный пласт традиционных практических ритуалов и верований, призванных помочь человеку, обеспечить выживаемость рода и селения, повысить урожайность в животноводстве и сельском хозяйстве. Календарный фольклор формировался и воспроизводился круглый год. Примером является Масленица, следование правилам которой занимало у русского человека неделю.

Примеры фольклора, ориентированного на семейный обрядовый тип, - причитания, заговорные песни, гадания, а также магические ритуальные действия, направленные на привлечение будущих супругов и любви. Любое действие, касавшееся свадьбы и венчания, также сопровождалось целым набором ритуальных фольклорных элементов - рукобитьем, сговором, сватовством и прочими.

Особенности фольклорного театра

Примеры русского фольклора можно привести и в области театра. Исследователи разделяют драматическое народное творчество по его временным эволюционным этапам на дотеатральное и театральное.

Яркие примеры русского фольклора можно увидеть в календарных обрядах и игрищах, например, в процессах ряжения, изготовления кукол Масленицы, Ярилы, Купалы, и отыгрывания действий с ними. Эти элементы дотеатральных действий также присутствуют в семейных свадебных обрядах, например, в выкупе невесты или отыгрывании подругами её роли.

Театральные формы народного искусства развились в России только к середине 17 века. Это, собственно, драматическое театральное творчество в его современном понимании.

К отдельной группе представителей народного творчества, являющейся частью дотеатрального игрового фольклора, следует отнести скоморохов - комедиантов, дрессировщиков, плясунов и музыкантов.

Характеристика фольклорной поэзии

Поэтические произведения фольклора, примеры которых многочисленны, включены в российскую школьную программу по литературе и родной речи. Такими народными произведениями являются былины, духовные стихи, исторические песни, литературные басни, баллады, частушки и детские стихотворные песни. Все эти примеры фольклора устного народного творчества, передаваемые из поколения в поколение, составляют основу народной идеологии и мифологии. Например, в былинах описывается образ народного героя, в исторической песне раскрываются его стратегические и тактические таланты; частушки и детские песни формируют чувство юмора и ситуационную находчивость; в баснях в игровой и шуточной форме высмеиваются отрицательные качества героев.

Сказочная фольклорная проза

Данный жанр является письменной и устной формой прозы, выделившейся из мифа и повествующей о вымышленных событиях, происходивших с реальными героями. Фольклорные сказки имеются у всех народов мира. Они представляют несколько типовых линий - сказки о животных, о предметах и неживой природе, об одурачивании нечистой силы, о волшебстве. К этому фольклорному жанру также относятся небылицы, анекдоты и кумулятивные цепочные сказки. Стоит сказать, что сказочный жанр может как вытекать из жанра мифологической поэзии, так и трансформироваться в него обратно.

Примеры сказочного фольклора в устной речи более вариативны, чем в письменной, в силу субъективного восприятия рассказчика. Это варианты кумулятивной цепочной сказки "Колобок" и "Репка", "Лиса и Журавль", "Кот, петух и лиса", "Лиса и волк". Среди сказок о нечистой силе можно вспомнить "Гуси-лебеди", "Кощей Бессмертный".

Сказки, где главный герой - волшебник, с участием волшебных животных или предметов, - это, например, "Финист Ясен Сокол", "Иван Царевич и Серый Волк", "По щучьему веленью". Растения и явления природы, обладающие собственной магией, встречаются практически в каждой сказке - говорящие яблони, реки и ветер, стремящиеся укрыть главного героя от погони, спасти от смерти.

Фольклорная проза - ключ к русской демонологии

Второй пласт фольклорный прозы - несказочный. Он представлен историями или случаями из жизни, повествующими о контактах человека с представителями потусторонних сил - ведьмами, чертями, кикиморами, духами и так далее.

Следует отметить, что все эти существа пришли в современность бессознательными образами из глубины веков и имеют дохристианское языческое происхождение.

В категорию несказочного прозаического фольклора также входят рассказы о святынях, чудесах и творящих их святых - здесь раскрывается тема общения высших сил и человека, пришедшего в христианскую веру.

Прозаические примеры фольклора, относящегося к несказочному пласту, довольно разнообразны - это и легенды, и предания, и былички, и рассказы о сне.

Современный российский фольклор

Он состоит из двух пластов, сосуществующих и периодически перетекающих друг в друга.

Первый пласт составляют народные традиции и верования, перенесённые в современные реалии. Ими являются актуальные по сей день поговорки, религиозные и ежедневные обряды, приметы. Примеры русского фольклора, характерные для современной жизни, можно наблюдать как в обиходе (расположение веника метлой вверх для привлечения материальных благ), так и по праздникам. Ритуальными праздничными фольклорными элементами являются в том числе и исполняемые на святках колядки.

Второй пласт современного городского фольклора значительно моложе и представляет собой веру в техногенные научные теории, оформленные согласно человеческим убеждениям и страхам.

Современный городской фольклор

Он выступает как эгрегор собирательных образов страхов и убеждений людей, живущих в городах, ведёт своё начало с периода индустриализации, когда жёсткие жизненные условия и технический прогресс оказались наложенными на древний пласт старых русских верований.

Примеры фольклора, отражающего современные российские реалии, по большей своей части ориентированы на несколько типов человеческих страхов. Чаще всего это песни, обряды и жестикуляции, предназначенные для вызова потусторонних сил ("Пиковой Дамы" гномов и т.п.): призраков, духов различных исторических личностей, а также для явления Божественного провидения и различных сущностей.

Отдельные элементы фольклорного творчества входят в научно-ориентированные теории индустриального характера.

Примеры городского фольклора, использующиеся в современных легендах, заполонили Интернет - это рассказы о закрытых для посещения станциях и ветках метро, о заброшенных бункерах и различного рода недостроях с сопровождающими их историями о таинственных помещениях, аппаратах и живых существах.

Литературный фольклор - от летописей до современности

Русская литература, изобилующая фольклорными элементами, разделяется на два пласта: дошедшая до нас с периода 12-16 веков, являющаяся опорой для построения каких-либо поздних символических образов; созданная с 17 по 19 вв., использующая эти образы в своих сюжетах. Соответственно, примеры фольклора в литературе обнаруживаются в произведениях обоих периодов. Рассмотрим наиболее известные из них ниже.

Примеры фольклора в "Слове о полку Игореве" заключаются в основном в метафорических сравнениях главных героев с языческими богами, например, Боян зовётся внуком Велеса, князья именуются внуками Даждьбога, а ветры - Стрибожьими внуками. Также зафиксировано обращение автора к Великому Хорсу.

В современной литературе фольклорные элементы используются главными героями в процессе их повседневной жизни.

Примеры фольклора в поэме "Кому на Руси жить хорошо" исходят из области малого и лирического фольклорных родов, включающих присказки, частушки, поговорки ("хвали траву в стогу, а барина - в гробу"), обращение к народным приметам (глава "Крестьянка", где односельчане Матрёны видят причину неурожая в том, что она "...Рубаху чистую Надела в Рождество..."), а также вставки в текст народных русских песен ("Барщинная", "Голодная") и использование сакральных цифровых символов (семь мужиков, семь филинов).

Малые фольклорные жанры

Выделают тип небольших фольклорных произведений, входящих в жизнь человека с самого рождения. Это малые жанры фольклора, примеры которых можно наблюдать в общении матери с ребёнком. Так, в пестушках (напевах стихотворной формы), потешках (песенках-поговорках с применением жестикуляции пальцев ручек и ножек ребёнка), прибаутках, закличках, считалочках, скороговорках и загадках задаётся необходимый ритм движения тела и передаются простые сюжетные линии.

Первые в жизни человека фольклорные жанры

Колыбельные песни и пестушки имеют древнейшее происхождение. Они являются частью так называемой материнской поэзии, входящей в жизнь ребёнка с момента его рождения.

Пестушки представляют собой ритмичные короткие приговоры, сопровождающие деятельность матери и новорожденного. В них наравне с содержанием важен ритм.

Колыбельная песня своим текстом и напевом ориентирована на достижение ребёнком состояния сна и не требует применения никакого музыкального инструмента. В данном жанре всегда присутствуют элементы оберега, защищающего новорожденного от враждебных сил.

Малые жанры фольклора, примеры которых приведены выше, являются самым древним пластом народного творчества.

fb.ru

Малые жанры фольклора

Устное народное творчество

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

1 час

Урок 2
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

      I. Проверка домашнего задания
      В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.

      Вариант плана
      1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
      2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
      3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
      4. Важность правильного выбора книги.
      5. Роль создателей книги и читателя.
      6. Творческое чтение художественной литературы.
      7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
      Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.


^

*

Ученье — красота, неученье — простота.

*

Чему учился, тому и пригодился.

*

Наука — верней золотой поруки.

*

От умного научишься, от глупого разучишься.

*

Ученье лучше богатства.

*

Ничего не смыслить — век киснуть.


      II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
      Эвристическая беседа
      Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
      — Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
      Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
      Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
      В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
      — Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
      — Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
      Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в тетради:

      Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.

      III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
      В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
      Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
      В некоторых работах употребляется термин детский фольклор. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
      Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
      Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме 3:


Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.

      Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду...

      В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
      Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Сон-то говорит:
— Я найду, усыплю.

Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.


      — Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,

Сон-то говорит:
— Я спать хочу!

Дремота говорит:
— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,

Заглядывают —
Спать укладывают.


      Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
      — Вспомните колыбельные про котика-кота.

*

Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.


      Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
      — Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Баю, баю, баиньки!..

      Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

*

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.


      Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

*

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.


      Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

*

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.


      Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
      Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

*

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.


      Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

*

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

*

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

*

А барашеньки
Крутороженьки
По горам ходят,
По лугам бродят,
В дудочку играют —
Васю потешают.
А сороки-белобоки
Стали примечати,
А совища из лесища
Глазами-то — хлоп, хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то — топ, топ!


      Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

*

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!


      Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

*

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!


      Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
      Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

*

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

*

Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.

*

Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.


      Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ


*

Первой, другой,
Три, четыре —
Прицепили;
Пять, шесть —
Бьем шерсть;
Семь, восемь —
Сено возим...

*

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ

*

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

*

Шишел-мышел
Сам пошел,
На боярский двор зашел;
Там бояре живут,
Красны шапки шьют.
Шапка упала,
Татарка подняла,
Поп Матвей
Побежал за ней.


^

*

Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.

*

Эны-бены,
Рики-факи,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматэус,
Бакс.


      Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

*

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

*

Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.

*

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

*

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна — под попом,
Поп — под колпаком.

*

Добры бобры
Идут в боры.

*

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

*

Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

*

От топота копыт
Пыль по полю летит.


      Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
      Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:

*

Лыко мужиком подпоясано.

*

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

*

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

*

Чеса заголовалась.
Заплетык языкается.

*

Боже, Боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже
Мне негоже,
Може ноже обмороже.


      Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.

      Сделаем выводы
      Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.
      Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

      Домашнее задание
      Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника).
      На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

odtdocs.ru

Фольклор. Жанры фольклора - Теория литературы - Литература - Публикации

Малые фольклорные жанры

Колыбельная песня

песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок.

Пéстушка

(от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Потешка

элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или "Ладушки"), рук, мимики.

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

Прибаутка

(от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословица

краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Пословица от поговорки отличается тем, что состоит из целого предложения, содержащего нравоучение, примету или предостережение, а поговорка состоит из одной фразы или словосочетания. 

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Бережёного Бог бережёт

Поговорка

фраза, отражающая какое-либо явление жизни. Смысл поговорки можно легко выразить другой фразой или словосочетанием. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением.

когда рак на горе свистнет
собака на сене
лыка не вяжет

Закличка

один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Радуга – дуга,
Принеси дождя –
Нам по крошке,
Медведю по ложке!

Считалка

небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

Скороговорка

фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку — цап!

Загадка

краткое образное определение предмета или явления в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Висит груша — нельзя скушать (лампа)
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик
(ножницы)

Крупные фольклорные жанры

Сказка

занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Отличительной особенностью сказки является присутствие чуда, фантастики, вымысла. Выделяют волшебные сказки, бытовые и о животных

Царевна-лягушка (волшебная)
Каша из топора (бытовая)
Журавль и цапля (о животных)

Былина

героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси (IX - XIII в.). Имеет историческую основу (место и время), но изложена с большой степенью вымысла

Илья Муромец и Соловей Разбойник
Алеша Попович и Тугарин Змеевич
Про Добрыню Никитича и змея Горыныча

Предание

жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям. В основе предания всегда лежит историческое событие, соединенное с вымыслом

Предание о покорении Сибири Ермаком

Легенда

(от лат. legenda - то, что должно быть прочитано) - жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. В отличие от предания, в легенде наряду с людьми и животными могут действовать божественные или демонические силы: Бог, ангелы, святые, черти и т. п.

Чудо на мельнице
Бедная вдова
Илья-Пророк и Никола
Золотое стремя
Пустынник и дьявол

Календарно-обрядовые песни

это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Выделяют колядки, масленичные песни, весенние, летние, осенние песни.

Во поле береза стояла...
Коляда-коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко!

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

1.3.1 Малые фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Похожие главы из других работ:

Влияние детского фольклора на развитие речи детей

1.2 Жанры детского фольклора и их характеристика

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые...

Духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами духовной музыки

1.3 Современная духовная музыка. Жанры и представители

В наше время духовная музыка становится все более актуальной. Люди стали читать много духовной литературы, а значит, и развивать свой дух всеми возможными способами, в том числе и музыкой...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью

1.1 Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства

Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности...

Изучение детской литературы

2. Малые жанры устного народного творчества, их характеристика

В жизни ребенка-дошкольника с разной степенью активности бытуют три малых фольклорных жанра - пословица, поговорка, загадка. Эти жанры относятся к числу древнейших и в то же время до сих пор сохранивших свою свежесть...

Использование фольклора в валеологическом воспитании детей

3.1 Фольклорные физкультурные занятия

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны...

Методика обучения изображению портрета детей дошкольного возраста

Глава 2. Понятие портрета, его жанры и принципы развития

Что такое портрет (рortrait - франц. более старый - portraire - значит изображать)? Портрет - это жанр изобразительного искусства...

Методика обучения школьников выполнению тематической композиции на уроках изобразительного искусства

Глава 2. Жанры сюжетной живописи (бытовой, исторический, батальный, мифологический) в творчестве дагестанских художников

Существует достаточно четкое разделение живописи по сюжетам и объектам изображений, причем внутри каждой группы выделяются еще несколько более конкретных жанров. Каждый из жанров может быть выполнен в той технике живописи...

Методическая организация процесса чтения текста научно-популярного и технического содержания как условие профильной подготовки старшеклассников

1.3 Различные жанры используемых текстовых материалов

В современной методике уже стало традицией делить письменную речь на жанры в соответствии с целями ее применения. Таким образом, выделяют два основных жанра - монологический и диалогический...

Неурочные формы построения занятий в физическом воспитании

Глава 1. Малые формы занятий

...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора

2.2 Малые и крупные формы детского фольклора как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения

Одним из главных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением возраста являются малые и крупные формы детского фольклора, который всегда имеет большое значение в воспитании детей...

Проблемное обучение на уроках истории

3.1 Малые группы

Учащимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

1.2 Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее...

Усвоение основ живописи дошкольниками в процессе работы красками

2. Виды и жанры живописи

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую. Монументальная живопись - особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений...

Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики в процессе ознакомления с особенностями публицистического стиля

1.5 Жанры публицистического стиля речи

Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи...

Школьный музей как форма воспитательной работы

1.3 Профили и жанры школьных музеев

Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности...

ped.bobrodobro.ru

Малые жанры фольклора Википедия

Ма́лые жа́нры фолькло́ра — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Виды малых жанров фольклора[ | ]

Колыбельная песня[ | ]

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка[ | ]

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки

А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка[ | ]

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].

Примеры

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]

«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка мас

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *