Звук з и буква з 1 класс – План-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему: Урок в 1 классе Звук (з) , (з*) и буква З. | скачать бесплатно

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Звуки [з] [з`], буква З, з»

Тема Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.

Цель Создать условия для знакомства с новыми звуками [з], [з’] и буквами З, з. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Обогащать лексику учащихся. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению.

Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу. Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование Перфокарты (16 шт), карточки зеленого и синего цвета

(по 16 шт), герои Тим и Том, звуковички, слоговая таблица, карточки со словами, картинки с изображением животных и зоопарка, карточки для вычеркивания букв(16 шт), буквы большие для игры.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

- Как называется наш урок?

- Верно, но только буквы в этом слове рассыпались.

Помогите их собрать,

Не то урок нам не начать.

Игра «Живые буквы».

- Назовите по порядку буквы, которые надо взять, чтобы получилось название нашего урока. Выходят дети, у кого на парте данная буква.

- Молодцы, правильно собрали слово.

- Зачем надо уметь читать?

II. Работа над пройденным материалом.

Чтобы книги читать,

Надо буквы повторять.

Буквы сделала рука,

А увидят глазки,

Чтоб потом мы без труда

Прочитали сказки.

  1. Повторение изученных букв.

- Назовите гласные буквы, которые мы изучили. ( а, о, е, и, у, ы)

- Какая среди них хитрая буква и почему? ( е – обозначает 2 звука в начале слова и после гласной)

- Какие гласные буквы показывают на мягкость согласного звука? (и, е)

- Какие буквы обозначают звонкие согласные звуки? (н, л, м, р, в)

- Какие буквы обозначают глухие согласные звуки? (п, т, с, к)

2. Чтение буквосочетаний.

- Потренируемся в чтении буквосочетаний с изученными буквами.

су ми но ка

ты ат вы ис

стра ле пар вот

смо кри

III. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.

- Назовите предметы, изображенные на картинках.

зубр зебра

лиса кабан

белка жираф

- Как их можно назвать одним словом? (звери)

– Послушайте стих-загадку о зверях.

Я ходил куда-то с папой.

Видел там зверей я много

Обезьяну, тигра, крокодила.

А птиц там разных большая сила.

Слон водою нас облил.

Где я был? Куда ходил? (В зоопарк)

3. Беседа о зоопарке.

- Итак, где можно встретить этих и других животных?

- Что такое зоопарк? Для чего туда помещают животных? (Место, где содержат диких животных для показа) (Открываю рисунки с изображением зоопарка и животных)

- В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких и дальних странах. Живут также в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, и ученые помогают выжить и развиваться этим животным.

- Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели?

- Как надо вести себя в зоопарке? (Нельзя дразнить животных, просовывать руку, перелазить через барьер, кормить животных). Помните об этих правилах, когда будете посещать зоопарк.

- Мы сегодня тоже с вами отправимся на заочную экскурсию в зоопарк.

- Подумайте, какое слово лишнее в первом столбике по трем признакам одновременно?

(Зубр - один слог, первый звук твердый, заканчивается на согласный звук)

- Какое слово лишнее во 2 столбике?

(Зебра – первый звук мягкий, последний звук – гласный, ударение падает на первый слог) (Лишние картинки убираю)

- Произнесите первый звук в слове зубр. (В слове зубр первый звук [з])

- Какой первый звук в слове зебра? ( В слове зебра первый звук [з’])

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Звуки [з], [з’] и буква, которая их обозначает).

- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

Познакомиться с …..

Учиться отличать ….

Учиться читать …..

(предположения детей)

- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, должны учиться читать слоги и слова с новой буквой.

IV. Знакомство со звуками.

1. Подойдем поближе к клеткам с этими животными.

- Исследуйте первые звуки в словах зебра и зубр и дайте им характеристику. Раскрасьте соответственно звуковичков.

2. – Поделитесь своими открытиями. (Учащиеся по «цепочке» дают характеристику звукам с опорой на схему и одновременно «одевают» звуковичка на доске).

- У кого так же «одет» звуковичок?

Вывод. – Почему звуки [з], [з’] согласные? Звонкие?

3. Игра «Твердый, мягкий».

Пригласим с нами на экскурсию Тима и Тома.

- Поиграем с Тимом и Томом. Они будут проверять, как вы умеете различать твердые и мягкие согласные в названиях животных.

Коза, слон, бизон, зебу, землеройка, зяблик, змея, суслик, стрекоза, обезьяна.

V. Знакомство с новой буквой.

1. Упражнения на узнавание буквы.

- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

Работа в группах.

- У каждой группы есть билеты в зоопарк. На них написано несколько букв.

- Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [з], [з’].

- Кто знает, как она называется?

- Давайте на алфавите найдем эту букву. (1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах).

- Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв З, з)

- На что она похожа? Для чего нужна заглавная буква З?

- Послушайте стихотворения про букву З.

Первый ученик. На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3.

Второй ученик. «З »– не просто завитушка,

«З » - пружинка, крендель, стружка.

Третий ученик. Занят заклинатель змей

(В.Берестов) Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

- Подходим к клетке со змеями.

- Попробуйте из шнурочков выложить букву з, чтобы она была похожа на змею.

2. Упражнение на концентрацию внимания.

- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. Ваша задача – зачеркнуть букву З и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.

УВМЗРЕЗЖФОБЬЗКЗПРЫВЗ

Взаимопроверка.

- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

ФИЗМИНУТКА.

Если в слове есть звуки [з], [з,’] то хлопаем, а если нет – приседаем.

Заяц, лось, тигр, змеелов, поползень, суслик, зубатка, зимородок.

VI. Чтение слогов и слов с новой буквой.

1. -Животных, которых мы можем увидеть в зоопарке, гораздо больше, чем я назвала. Чтобы прочитать их названия, надо подготовиться. А для этого надо научиться читать слоги.

За аз зем зебра

Зе ез зок зубр

Зо оз зус бизон

Зу уз зеб заяц

Зы ыз зик землеройка

зи из зон поползень

Чтение слогов 1-го и 2-го столбика хором.

- Прочитайте слоги с мягкими согласными звуками.

- Прочитайте слоги 3-го столбика самостоятельно.

- В каких слогах мягкие согласные звуки [з’]?

- Кто сможет прочитать слова 4 столбика? Что общего во всех словах?

4. Работа с учебником.

- В каждом зоопарке есть путеводитель, чтобы знать, где какой зверь живет. Нашим путеводителем будет наш учебник – азбука. Откройте учебник на с. 95.

Беседа по иллюстрации.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Куда пришли дети со своими родителями?

- Каких животных они увидели в зоопарке?

- Какое животное возило детей по кругу?

- Какие из этих животных дикие?

5. Работа с текстом.

а) Чтение опорных слов.

- Давайте по таблицам прочитаем слова:

разные посыпает

узнали забор

б) – Прочитайте заглавие. О чем будем читать, опираясь на заглавие и опорные слова?

- Прочитайте самостоятельно текст и проверьте свои предположения.

- О чем этот текст?

в) Чтение текста «цепочкой».

- Каких животных встретили дети в зоопарке?

- Что делал слон?

- Как надо относиться к животным?

- Прочитайте еще раз текст и найдите слова, к которым подходят следующие звуковые схемы:

(слон, зебра).

VII. Работа с перфокартами.

- Наша экскурсия в зоопарк завершается.

- На выходе контролеры приготовили для вас задания, чтобы проверить ваши знания.

  1. Записать изученную букву.

  1. Поставьте знак +, если согласны c утверждением, а если не согласны, то поставьте - .

Звук [з] гласный.

Звук [з ] согласный.

Звук [з] глухой.

В слове зимний звук [з’] стоит в начале слова.

В слове корзина звук [з] твердый.

Самопроверка (по доске) -, +, -, +, -

VIII. Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Охарактеризуйте их.

- Куда поместим букву З на ленте букв в стране Букварии?

-Каких вы запомнили животных, в названии которых есть новые звуки?

- Если вам урок понравился и вы считаете, что работали хорошо, то снимите с дерева зеленый листик, а если недостаточно хорошо работали и не все получалось, то желтый листик. (На доске прикреплено дерево с разными листиками).

infourok.ru

Согласные звуки [з'], [з], буква з.1-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: Познакомить с согласными звуками [з],[ з] и буквой “з”

Задачи урока:

Предметные:

  • формировать умение выделять звуки [з ] [ з’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы ; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
  • действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [з], [з’] обозначаются буквой з, научиться писать строчную букву з и читать слова с изученными буквами, работать с текстом.

Оборудование: презентация, предметные картинки. Модели звуков - фишки, звуковики, образцы печатных и письменных букв.

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он зимний, интересный.
И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что в нашем первом классе
Все ребята - молодцы! (Сели)

2. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

- Я вижу у вас хорошее настроение и желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.

Пожелаем друг другу удачи в работе.

И пусть девизом нашего урока будут слова:

“С малой удачи начинается большой успех”.

На уроке мы с вами сегодня отправимся в лес в гости.

 - Посмотрите, какие чудесные картины нарисовал художник. (Показ картин с зимним пейзажем)

 - Какое время года изображено на картинах?

 ( На картинах нарисована зима)

 - По каким признакам узнали, что это зима?

(Кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев, на ветках снег..)

3. Постановка учебной задачи.

На доске неоформленная схема-человечек

- Посмотрите на схему. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок “открытия” новых знаний? Почему?

- Что же мы сегодня будем “открывать”?

-(Новый звук и новую букву.)

А какие звуки и буквы мы сейчас узнаем.

На опушке этого волшебного зимнего леса стоит избушка. Послушайте загадку, отгадайте, кто живёт в этом домике.

Дел у меня немало - я белым одеялом 
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, 
Белю поля, дома, а зовут меня ... 
(Зима)
(Это зима)

 - Правильно. Она пригласила нас в гости зима.

 - Но зима пригласила в гости не только нас, но и разных птиц и зверей, чтобы проверить, все ли хорошо подготовились к зимним холодам.

 - Первым к зиме пришёл гость. Ученик читает.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)

- Кто это?

(Это заяц)

- Правильно. Первым к Зиме пришёл заяц.

 - Ребята, назовите первый звук в слове заяц, в слове зима. Сформулируйте тему сегодняшнего урока

“Звук з,з буква з”

- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)

познакомиться с новым звуком и новой буквой:

учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв;

учиться читать слоги, слова с новой буквой.

Встали, немножко отдохнём.

  Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

4. Решение учебной задачи. 

Знакомство с новыми звуками.

а)  - Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и[ з’], узнаем, какие они.

 - В гости к зиме пришли и другие животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.

 - Кто это?

(Это зебра)

 - Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.

([З’]-зебра)

 - Назовите выделенный звук..(Это [з’])

 - Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?

(Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы)

 - Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.

(Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий).

 - Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий.

(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)

 - Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?

(Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)

б) Скажите, ребята, где живёт зебра?

(Зебра живёт в Африке.)

 - Оказывается, зебра никогда не видела зимы и  решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.

Гуляю я, и в дождь, и в зной.
Характер у меня такой.
Свернёшь меня ты – будет клин,
А развернёшь – получишь блин.

 - Что это?

(Это зонт)

 - Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.

([з]-зонт)

 - Назовите выделенный звук.

(Это [з])

 - Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.

(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)

 - Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?

(Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый)

 - Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?

(Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)

 - Итак, что узнали о звуке [з]?

(Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.)

 - Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они.

 в)  - Давайте научимся различать звуки.

 - Послушала вас зима внимательно, узнала многое о звуках. И просит вас составить схему к слову “зонт”. Дети на парте, а один ученик у доски. Проверяем! (Ученик у доски характеризует каждый звук)

А знаете ли вы?

 Справка

Родиной зонтика исторически можно считать Китай, Египет или Индию, где он, как веер, являлся привилегией царей и вельмож. Изобретение датируется XI веком до нашей эры. Первоначально он применялся исключительно в качестве защиты от солнца. И весил более 2 кг (!), а длина ручки была около 1,5 м.

И только в XVIII в. стал применяться как защита от дождя. 

В Россию зонты попали в середине XVIII века.

Решила зима похвастаться знаниями, подобрать схему к слову “зебра”, сомневается какую из трёх выбрать. Давайте поможем. (На доске 3 схемы, одна правильная) Какая? Все согласны? Давайте проанализируем, что неправильно в 1-й схеме? Во второй? Охарактеризуйте каждый звук в слове.

А знаете ли вы, что?

Справка

Шкура зебры оригинальна и легко узнаваема. На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека. Были предприняты бесчисленные попытки приручить зебр (одомашнить как лошадь), но всегда они кончались безуспешно. Зебра не переносит седоков или иной груз на спине. Она очень пуглива, и к ней трудно приблизиться даже в заповедниках.

Зебры лишены рогов и иных средств защиты, спасаются от хищников бегством. Попав в окружение, они защищаются зубами и ударами копыт.

Как заметить хищников? Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.

Интересным,фактом о зебре, можно считать тот, что муха цеце, которая в буквальном смысле поедает даже слонов, не воспринимает зебру в качестве пищи. Она реагирует на тепло животных, но на зебру смотрит, как на простое чередование полос.

Ребята, на улицах нашего города, мы, конечно не можем увидеть африканскую зебру, но всё таки с “зеброй” мы встречаемся практически каждый день. Что это за зебра? Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)

Мы выполнили первую задачу урока. (убрать кружок)

Как вы считаете, мы справились?

5. Первичное закрепление

Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и [ з’].

Много зверей и птиц решило придти в гости к зиме. Кто они, мы сейчас узнаем. В названиях этих животных будут встречаться новые звуки. (достать наборы)

 - Я буду называть птиц и животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [з], если в слове услышите мягкий звук [з’], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения птиц и животных)

 - Фазан, поползень, снегирь, дикобразы, зяблик, бизон, зимородок, синица.

 - Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и [з’]; не путаете их.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

-  Зима просит вас показать букву, которая обозначает звуки [з] и [з’].

 - Буква “ з” бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.

- На что похожа буква з?

 - Послушайте, что сказал С. Маршак про букву з :

На эту букву посмотри! 
Она совсем как цифра 3. 
3 не просто завитушка, 

3 - пружина, крендель, стружка. 

Взяли нашего звуковичка и одели его. Один ученик за доской работает и все проверяем. Что можем теперь сказать про нового звуковичка : согл., звонкий, может быть мягким и твёрдым, на письме обозначается буквой з.

И так решена вторая задача урока.

7. Включение знаний в систему

Физкультминутка. (для глаз)

 -----------------------------------------------------------

Чтение слогов и слов в букваре (стр. 116)

Открыли учебник по закладке.

а) - Потренируемся в чтении слогов. Прочитайте слоги со звуком [з]. Прочитайте слоги со звуком [з’].

б) -  Будем читать первый столбик слов.

Прочитайте слова. С каким столбиком слогов мы их соединим? (с первым). Прочитайте этот столбик слов с разной громкостью. Что обозначает слово зов? (призыв, клич)— Что нужно сделать, если не знаешь значение слова?(обратиться к толковому словарю)

Вот какое определение этому слову даётся в толковом словаре Ожегова.

В) Чтение второго столбика слов про себя.

Прочитайте: Слово, обозначающее водоем.(Озеро) Книга для первоклассников.(Азбука) Слово, противоположное слову широкие.(Узкие) Что общего в словах?(3 слога,1 ударный)

Г) Прочитайте слова 3 – го и последнего столбика. Что можно про них спросить? (Это однокоренные слова? Да, корень звон). На какие группы можно разделить слова 3-го и последнего столбика? (с приставкой и без). Для чего служит приставка? (для образования новых слов) При помощи чего мы ещё можем образовать новые слова? (при помощи суффиксов). А какой суффикс в слове “звонок”?

Д) Прочитайте слова 4 столбика.

 - Что обозначает слово зыбко? (Об отсутствии твёрдой опоры под ногами)

Давайте прочитаем статью, объясняющую значение слова.

- Прочитайте слово, где слышится мягкий звук [з’]. (зёрна)

 - Какой звук обозначает буква ё.

 - Что ещё знаем о букве ё. (В начале слова обозначает два звука, а после согласной 1 звук (О)).

Е) Чтение слов пятого столбика с разной интонацией.

 - Итак, научились читать слоги и  слова с буквой з и выполнили 3 задание.

8. Оценка (рефлексия).

Итог урока.

  - Наш урок заканчивается. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.

-Мы сегодня сделали ещё один маленький шаг к большому успеху (указать на девиз)

- Как вы считаете что сегодня на уроке нам удалось?

-А над чем нам надо ещё поработать?

-Откройте конвертики. Что вы там увидели?(снежинки) Достаньте их. Какие снежинки у вас в руках?

А кому было сегодня легко на уроке, кто всё понял? Выберите белую снежинку. Покажите мне, встаньте. Повернитесь к нашим гостям и покажите.

У кого были небольшие затруднения?........Выберите голубую снежинку.

А кому сегодня на уроке было очень трудно?.....Выберите синюю снежинку.

Те, у кого сегодня были трудности вы не волнуйтесь, в ближайшее время их устраним.

Я поняла, что сегодня на уроке вам всем было комфортно и мне приятно с вами работать. Спасибо вам за урок!

Вы сегодня “МОЛОДЦЫ”!

См. приложение.

5.04.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Обучение грамоте «Звуки [з],[з`] и буква З»

Отгадайте загадку:

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.

Верно, зебра. А какой первый звук вы слышите в слове отгадке? Где еще можно встретить этот звук?……

Догадались о чем мы сегодня будем говорить на нашем интернет уроке?

Произнесите звук [з] и скажите, какой он: гласный или согласный?… Проверьте, звук [з] глухой или звонкий….

Перед вами …

 

Произнесите эти слова. Что заметили?…… Верно, в слове заяц звук [з] — твердый, а в слове зебра  [з`] — мягкий.

Верно, заяц и зебра. Что вы знаете о зайцах? А о зебрах?

А вы знаете, что…

На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека.

Какого цвета зебры: черные в белую полоску или белые в черную полоску.  Ученые доказали, что все-таки зебра черная в белую полоску.

Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от хищников и от мух цеце. Стадо зебр воспринимается просто как мелькание черных и белых полосок и не расценивают, как источник питания.

Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.

 

А вы знаете, что зебры обитают в каждом городе? Что это за зебра? …. Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)

1. Подберите еще слова на звук [з], а теперь на [з`]….

2. Найдите «лишнее»

3. И г р а   «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…   (зарядку).

*   *   *

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка…   (зарянка)

*   *   *

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная…   (задача)

***

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла…   (зима).

*   *   *

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

– Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

А дочурки…   (звезды). (Е. Серова)

А вот и буква З.

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка, 3 — пружина, крендель, стружка.

 

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия

2. Найди спрятанные буквы З. Обведи их.

3. Назови перечеркнутые буквы.

4. Определи букву в неправильном положении.Выдели знакомую букву.

5. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.

 

6. Добавь недостающий элемент буквы.

 

7. Какой ключ подойдет к замку? Соедини ключ с замком.

 

 

8.  Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву З.9. Соедини с буквой З только те предметы, названия которых начинаются со звука [З].10. Дорисуй вторую половинку буквы З в левой части рисунка. Обведи в кружок все буквы З в правой части рисунка.11. Сделай квадраты в левой части рисунка одинаковыми. Чем отличаются два квадрата с правой стороны рисунка?

12. И г р а   «Волшебная цепочка»

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

13. И г р а  «Наборщик»

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

14. И г р а  «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык,   – онт,   – ве – да,   – ебра,   – убы.

15. И г р а  «Лесенка»

16. И г р а  «Из одного слова»

 Кроссворды

 

 О т в е т : 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

17. Ребусы

О т в е т  : занавес, Зинаида, знание.

18. 

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы З.

19. Читаем слоги …

20. Пишем

Учимся красиво писать здесь

21. 

 Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

 Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Словарь

  • Забава — развлечение, потеха.
  • Завет — совет, наказ, данные потомкам, последователям.
  • Зависть — чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек.
  • Завод — фабрика; крупное промышленное предприятие.
  • Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле) которая охраняется законом из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Закинуть удочку — попытаться разузнать что-либо.
  • Замести следы — уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чём-либо.
  • Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
  • Звёзд с неба не хватать — о человеке без таланта или дарования.
  • Здоров, как бык —  о человеке крепкого здоровья.
  • Знать, как свои пять пальцев — знать что-то очень хорошо.

 

www.klass39.ru

Конспект урока звук и буква З.

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Дата проведения: 20.10.2014 г.

Тема: Согласные звуки [з], [з], буквы З, з.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить обучающихся со звуками [з], [з’] и буквой которой они обозначаются.

Задачи урока:

  • познакомить с новыми согласными звуками и буквами, формировать навыки сознательного, правильного, плавного, выразительного чтения;

  • развивать фонематический слух, внимание, мышление, память, наблюдательность, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • развивать у обучающихся личностные качества, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, прививать навыки аккуратности в работе.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

  • способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;

познавательные:

  • умение осознанно читать, строить речевые высказывания;

  • умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной форме;

  • начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза на доступном материале;

коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

  1. В.Г. Горецкий. «Азбука». М.: «Просвещение», 2014 г.

  2. Проектор, мультимедийный экран.

  3. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого «Азбука».

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические; чтение по «цепочке», моделирование схемы слова, приём самооценки, взаимопроверки, дидактическая игра.

Современные образовательные технологии, используемые на уроке:

  1. Здоровьесберегающие технологии.

  2. Информационно-коммуникативные технологии (ЭОР)

  3. Игровые технологии.

Ход урока.

I. Организационный момент (1 мин.)

Дыхательная гимнастика.

- Ребята, закройте глаза… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глаза и тихо займите свои места.

- Подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Хорошее настроение, желание учиться…)

II. Актуализация знаний (4 мин.)

1. Работа с учебником.

- Откройте «Азбуку» на странице 88 и прочитайте текст «Кто кем станет?» «по цепочке».

- Посмотрите на рисунок и скажите, кем станет Максим? Сева? Роман?

2. - А кем хочешь стать ты? (Рассказы детей о том, кем они хотят стать и почему.)

III. Формирование новых знаний и умений (5 мин.)

1. Подготовительная работа.

– Ребята, отгадайте загадки.

Что за лошадка в полосатой тельняшке? (Зебра.)

Показ слайда с изображением зебры.

- Какой первый звук вы слышите в этом слове? (Звук [з’].)

Показ слайда со звуковой моделью слова зебра.

- Каким цветом обозначен звук [з’] на схеме? (Зелёным цветом.)

- Послушайте вторую загадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц.)

Показ слайда с изображением зайца.

- Какой первый звук вы слышите в этом слове? (Звук [з].)

Показ слайда с звуковой моделью слова заяц.

- Каким цветом обозначен звук [з] на схеме? (Синим цветом.)

- С какими звуками мы познакомимся сегодня на уроке? (Сегодня познакомимся со звуками [з], [з’].)

IV. Открытие нового знания (3 мин.)

1. Звуковой анализ слова заяц.

- Разделите это слово на слоги. (За-яц.)

- Сколько слогов в этом слове? (два.)

- Произнесите первый слог. (За-а-а)

- За-а – это… (Слог-слияние.)

2. Звуковой анализ слова зебра.

- Разделите это слово на слоги. (Зеб-ра.)

- Сколько слогов в этом слове? (Два.)

- Произнесите первый слог. (Зеб-)

- Зеб – это … (Слог-слияние и примыкающий согласный.)

3. Артикуляция звуков.

- Произнесите ещё раз звуки [з], [з’] и понаблюдайте положение языка, губ, зубов.

- Можно ли их спеть? (Нет.)

- Легко ли проходит воздух? (Нет. Звуки задерживает язык и зубы. Воздух проходит между зубов.)

- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается? (Согласные.)

- Сравните звуки [з], [з’]. (Звук [з] – твёрдый, звук [з’] – мягкий.)

- Произнесём их ещё раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С голосом.)

- Как называются согласные звуки, при произношении которых участвует голос? (Звонкими.)

Вывод:

- Что вы узнали о новых звуках? (Звук [з] – согласный, твёрдый, звонкий.

Звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий.

V. Физкультминутка (1 мин.)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте.)

VI. Открытие нового знания (продолжение - 6 мин.)

4. Игра «Узнайте звук».

- Хлопните в ладоши, если услышите звуки [з], [з’] в словах: забор, азбука, сыр, роса, зной, зонтик.

5. Игра «Кто больше».

- Придумайте слова, в которых звуки [з], [з’] в начале слова, в середине. (Зонт, заяц, зебра; азбука, ваза, озорник.)

6. Обозначение звуков буквой.

- Звуки [з], [з’] обозначаются буквами З, з.

- Рассмотрите ленту букв и подумайте, где стоят буквы, обозначающие согласные звуки [н] и [н’]. (На синем фоне, в верхнем ряду.)

- Почему две буквы Н, н? (Одна большая, а другая маленькая.)

- Когда мы будем использовать заглавную букву? (При написании начала предложения и имён собственных.)

Показ слайда с написанием печатных букв.

- Обратите внимание, заглавная буква занимает две клеточки в высоту и полностью занимает клеточку в ширину. Маленькая же буква занимает лишь одну клеточку в высоту и прижимается к правой стороне клетки так, чтобы не мешать предыдущей букве.

7. Чтение стихов про букву З.

Специально подготовленные дети читают стихи о букве З.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

8. Письмо печатных букв З, з.

Показ написания печатных букв на классной доске учителем.

Письмо печатных букв обучающимися в тетрадях.

9. Взаимопроверка.

VII. Первичное закрепление (2 мин.)

1. Показ слайда «Читаем слоги».

Чтение слогов.

2. Показ слайда «Составь слова».

Дети составляют слова и произносят их.

VIII. Физкультминутка (1 мин.)

- Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

- Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

- Глазами начертите круг, треугольник, квадрат.

- Закройте глаза.

- А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

IX. Включение нового знания в систему знаний и повторения (10 мин.)

Работа с учебником.

1. Рассматривание иллюстрации.

- Ребята, откройте учебник на странице 90. Рассмотрите рисунок. Куда пришли дети? (В зоопарк.)

- Каких животных увидели они в зоопарке? (Слона, льва, бегемота, пони.)

- Как вы думаете, понравилось ли детям в зоопарке? (Детям в зоопарке понравилось.)

2. Чтение текста на с. 91.

- Прочитайте текст «В зоопарке» «про себя».

- Понравился ли вам рассказ? Что понравилось?

3. Чтение текста хорошо читающими детьми.

4. Беседа по восприятию прочитанного текста.

- Кого увидели дети в зоопарке? (Дети увидели в зоопарке разных зверей.

- Что есть в зоопарке? (Аквариум.)

- Кто там живём? (Сомы, налимы.)

- Кто особенно заинтересовал ребят? (Змеи.)

- Что вы узнали о змеях? (Мы узнали, как змеи зимуют.)

5. Чтение текста «по цепочке».

- Назовите слова, в которых нам встретилась буква з.

X. Рефлексия деятельности (2 мин.)
- Какие новые звуки вы узнали? ([з], [з’].

- Какие новые буквы учились писать? (Печатные буквы З, з).

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- Изобразите в тетради горку, покажите своё место на ней, а я сразу пойму, как каждый из вас себя чувствует на уроке.

На «открытом» уроке литературного чтения присутствовали:

infourok.ru

Тема: «Звуки [з], [з’] и буквы З з». | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Казахстан

Тема: «Звуки [з], [з’] и буквы З з».