Родительское собрание особенности развития детей 3 4 лет – Методическая разработка (младшая группа) по теме: Родительское собрание “Возрастные особенности детей 3-4 лет”
Материал на тему: Родительское собрание: “Возрастные особенности развития детей 3-4 лет”.
Родительское собрание: “Возрастные особенности развития детей 3-4 лет”.
Воспитатель: Данилова М.С.
1. Вступительное слово.
2. Рассказ о возрастных особенностях развития детей 3-4 лет. Задачи воспитания и обучения детей 4-го года жизни.
3. «Самообслуживание в жизни ребенка»
4. Разное.
Ход собрания
Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашей группе, большое спасибо что пришли. Вот и мы стали большие. Мы уже не ясли мы сад. И сегодня я хочу поговорить с вами об особенностях детей 3-4 лет.
Три года – очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый – малыш», а на равных, как с другом.
Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность, будет формироваться в положительном ключе.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком, кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.
Познавательное развитие :
– Свободно ориентироваться в цвете предметов. Называть некоторые цвета (может ошибаться в названии)
– Уметь образовывать группу из однородных предметов, различать понятия один и много, много и мало предметов
– Различать предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы, называть их размер
– Ориентироваться в предметах разной формы, узнавать шар и куб
– Ориентироваться в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела
– Иметь представления о человеке и о себе — внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей
– Иметь представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда
– Иметь представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные — обитатели леса, птицы
– Иметь представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей.
Социально – коммуникативное развитие :
– Уметь принимать условную игровую ситуацию, адекватно действовать в ней (кормит куклу, лечит больного и т. д., объединять в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т. д.)
– Знать элементарные нормы и правила поведения (можно поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, нельзя драться, говорить плохие слова)
– Уметь вступать в диалог со взрослыми и сверстниками
– Осознавать свою гендерную принадлежность
– Называть название города, в котором живёт
– Быть способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
– Выполнять простейшие трудовые действия с помощью педагогов
– Иметь элементарные представления о работе мамы, папы, других близких.
Физическое развитие :
– Уметь правильно мыть руки и насухо их вытирать
– Уметь самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой
– Прыгать на месте и с продвижением вперед
– Может бежать непрерывно в течение 30-40 с
– Уметь влезать на 2-3 перекладины гимнастической стенки (любым способом)
– Уметь брать, держать, переносить, бросать и катать мяч
– Уметь легко ходить в разных направлениях и в различном темпе, ходить с перешагиванием через предметы (высота 10 см)
-Бросать предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м, двумя руками, поочередно правой и левой рукой.
Художественно – эстетическое развитие :
– Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать
– Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета
– Уметь ритмично наносить мазки, штрихи, линии
– Уметь отламывать от большого комка глины маленькие, уметь раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу
– Наклеивать готовые формы для создания аппликативного образа
– Лепить несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.
Речевое развитие (ребенок должен):
– Повторять за взрослым слова и строки знакомых стихов
– Способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций
– Способен выражать свои ощущения в словесной форме
– Понимать и правильно использовать в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия
– Способен согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2-4 слов
– Владеть отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков
– Способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке)
– Сопровождать речью игровые и бытовые действия
– Способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок.
Общие задачи воспитания младшего дошкольника состоят в следующем:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка;
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения;
5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состоянии других людей, добрые чувства к животным и растениям;
6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения;
7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
2.Выступление по теме « Самообслуживание в жизни ребенка».
Я предлагаем вам сегодня вспомнить, что такое самостоятельность и самообслуживание для детей 4 лет. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.
Достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если мы будем одной командой. И сегодня мы постараемся вам показать значимость этой проблемы, какими умениями и навыками должны овладеть дети четвертого года жизни, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.
Воспитание навыков самообслуживания у детей – длительный процесс, требующий от нас с вами знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно, но еще продолжает осваивать навыки самообслуживания. Ребёнок же 4 лет широко использует уже усвоенные навыки, начинает оценивать свои личностные качества. Он способен ставить перед собой цель и пытаться ее реализовать. У него появляется чувство ответственности за порученное дело, осознание своей значимости. В этом возрасте совершенствуются навыки, ранее полученные детьми. И главное нам с вами этот период развития не просмотреть.
С первых дней пребывания детей в детском саду мы старались понять ваше отношение к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили. Выяснилось, что многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером усталость не позволяет и медлительность детей их раздражает. Что же делать?
Встает вопрос: «Помогать или нет ребёнку?». Конечно, стремясь сделать все за ребенка, мы лишаем его самостоятельности, чем причиняем ребенку большой вред. У детей угасает потребность к самостоятельности, у них не возникнет желание самоутвердиться. Подавляя инициативу ребенка может привести к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому постарайтесь быть терпеливыми и ждите, пока ребенок сам выполнит какое-либо действие.
Знайте, содержание труда в этом возрасте расширяется и формируется умение доводить начатое дело до конца. Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании. И как можно больше на конкретных примерах учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные выводы: не завернул рукава, поэтому будешь ходить с мокрыми рукавами и т п.
В этом возрасте увеличивается потребность научить товарищей тому, что ребёнок сам умеет. Это используют для формирования навыков взаимопомощи. Но и здесь важно настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки самообслуживания, а не ожидания помощи от товарища.
Поведение ребят часто не совпадает с имеющимися у них представлениями, и можно частенько заметить, что они трудятся формально. Поэтому в работе с дошкольниками главными остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в тоже время обучающий материал. И не забывайте, пожалуйста, о систематическом контроле за действиями ребенка, который, в сочетании с положительным примером или напоминанием даст особенно положительный эффект.
– Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки, им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия, например: приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь и.т.д.
– Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Давайте и мы сейчас разберем на примерах.
«Ситуации для анализа». (участники-родители).
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания, мы нередко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться или не хочет, с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
1)Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть шапочку самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.
Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации? (показ)
2) Мама торопится домой, но ребёнок хочет ей показать, что он научился сам одеваться, но очень долго это делает. Вопрос: Ваши действия? (показ)
3) Трехлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец- то после долгих усилий колготы почти надеты, но …наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» Мама строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»
Вопросы: Правильно ли поступила мама? Бывают ли подобные ситуации у вас?
Как вы выходите из них? Чтобы вы посоветовали маме?
Иногда детям говорят, что они еще «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему их ребенок не любит трудиться (н-р убирать за собой игрушки)? Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Поэтому ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. эти оплошности происходят не преднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции – испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.
В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Слово-эстафета». Я начну, а вы продолжайте:
«Чтобы мой ребенок мог стать самостоятельным, я…»
5. Разное. Обсуждаются требования к внешнему виду и одежде ребенка, маркировка, сколько дней можно пропускать, справки, заявления на отпуск, оплата.
nsportal.ru
Материал (младшая группа) на тему: Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Берёзка»
структурное подразделение «Звёздочка»
Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
Составила:
Воспитатель Шаргунова Н.В.
г. Вихоревка, 2016г
Цель: Познакомить родителей с особенностями и условиями воспитательно – образовательной работы во 2 –ой младшей группе. С возрастными особенностями детей 3 – 4 лет.
Задачи:
1. Упражнение для родителей «Комплимент по кругу».
2. Выступление воспитателя:
3. Задачи воспитания и обучения 2-ой младшей группы.
4. Режим дня, сетка занятий;
5. Выбор родительского комитета группы.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители, очень рады видеть вас на
нашем первом родительском собрании в этом учебном году. Хочется
поздравить вас, с тем, что ваши детки перешли от ясельного возраста
в дошкольный. А это значит что они повзрослели и у них начинается
новый этап в жизни.
1.Упражнение для родителей «Комплимент по кругу».
А сейчас, а вам предлагаю поиграть Вам необходимо будет передавать
мяч своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь
приятное.
2. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.
Ребѐнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни – переход
от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень
своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой,
и над тем ,что можно сделать для того ,чтобы он вырос умным
,честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности,
формируются предпосылки физического, умственного, нравственного
развития ребѐнка, и чтобы это формирование было полноценным
необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.
В возрасте 3 – 4 лет ребѐнок постепенно выходит за пределы
семейного воспитания. Взрослый становится для ребѐнка не только
членом семьи, но и носителем определѐнной общественной функции.
Желание ребѐнка выполнять такую же функцию приводит к
противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие
разрешается через развитие игры, которая становится ведущей в
этом возрасте. Дети совершают действия с игрушками и предметами
– заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями ( мамы,
папы, бабушки). Игры с правилами только начинают
формироваться. То, что рисует ребѐнок зависит от его представлений
о предмете. Образы бедны, отсутствуют детали, но дети уже могут
использовать цвет.
Под руководством взрослого дети способны вылепить простые
предметы. Лепка имеет большое значение для развития мелкой
моторики.
Аппликация оказывает положительное влияние на развитие
восприятия, простейшие еѐ виды доступны детям.
Конструируют они в основном по образцу и только несложные
постройки.
Учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается память
и внимание, они способны запомнить значительные отрывки из
любимых произведений.
В этом возрасте начинает развиваться воображение, когда одни
предметы заменяются другими, и дети способны устанавливать
некоторые взаимоотношения которые ярко проявляются в играх. Они скорее
играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты
возникают преимущественно по поводу игрушек. А положение
ребѐнка во многом определяется мнением взрослого.
Управлять своим поведением ребѐнок ещѐ не может, начинает
развиваться самооценка, при этом дети ориентируются на мнение
взрослого. Продолжает развиваться их половая идентификация, что
проявляется в характере выбираемых игрушек.
В дошкольный период очень важно, чтобы у ребѐнка развивался
положительный образ “я” – чувство собственного достоинства,
формирование которого зависит от условий жизни и воспитания,
прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный
вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к
ребѐнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему
ребѐнку: “Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всѐ преодолеем”.
Любить ребѐнка – это не значит обладать им или жить рядом, а скорее
чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же
всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесѐт гораздо
больше положительных результатов и радости как детям, так и
взрослым.
Как любить своего ребѐнка
Правило первое: уметь слушать своего ребѐнка всегда и везде не
перебивая и не отмахиваясь от него проявляя терпение и такт.
Правило второе: уметь говорить проявляя мягкость и уважительность
исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье: наказывать не унижая, а сохраняя достоинство
ребѐнка вселяя надежду на исправление.
Правило четвѐртое: достичь успехов в воспитании можно лишь тогда,
когда родители – пример для подражания.
Правило пятое: признавать свои ошибки, просить прощение за
неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя
и других.
Ребѐнок пришѐл в детский сад. Социальная среда в детском саду
противоположна домашней. Дома ребѐнок воздвигнут на пьедестал.
Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же как и
все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому
дома установка должна быть следующей: ребѐнок – не главный в
семье, а часть семьи.
Во время пребывания ребѐнка в детском саду мы все (дети, педагоги и
родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же
стоит ребѐнок. Он познавая новое, открывает самого себя (что я умею,
могу, на что способен). Задача взрослых -помочь ему в этом не лѐгком
деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в
развитии ребѐнка. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с
вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии сними становилось меньше. Нас волнует поведение наших детей и
трудности, с этим связанные.
Этот возраст называют возрастом «Почемучек», т. к у них
расширяется кругозор, им все интересно, их все интересует. Сейчас
вам нужно набраться терпения и постараться отвечать на все их
вопросы.
Старайтесь больше времени уделять ребенку, лепите из пластилина,
делайте аппликации, рисуйте красками, больше гуляйте на свежем
воздухе. Все это не только развивает ребенка, но и сближает вас с ним.
Чем ближе к вам ребенок, тем он больше вам доверяет, тем самым, вы
избежите множество проблем в подростковом возрасте. Вы будете для
ребенка не просто мама и папа, вы будите для ребенка другом.
Сейчас я познакомлю вас с задачами воспитания и обучения детей во
2-й младшей группе.
3. Задачи воспитания и обучения 2-ой младшей группы.
1. Укреплять и охранять здоровье детей. Вырабатывать правильную
осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки,
пространственную ориентировку.
2. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и
сверстников, к явлениям природы. развивать способность
устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми
предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.
3. Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать
умение строить предложения; добиваться правильного и четкого
произношения слов.
4. Воспитывать умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия в сказке, рассказе.
5. Формировать элементарные математические представления. Учить
находить в окружающей обстановке один и много предметов,
сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше.
6. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду,
дома. Продолжать формировать элементарные представления о том,
что такое хорошо и что плохо.
7. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие,
вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные
произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
8. Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни,
музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки.
Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под
музыку.
9. Развивать интерес к различным видам игр.
4.Сетка занятий. Режим дня. Познакомить с годовыми
задачами ДОУ.
1. Обеспечить качество образовательных услуг детского сада.
2. Продолжать развивать познавательный интерес,
интеллектуально-творческий потенциал .
3. Создавать единое пространство развития ребѐнка «дет.сад-
семья», работать над сплочением родительского коллектива и
вовлечением их в жизнедеятельность групп.
4. Выбор родительского комитета. Организационные
вопросы.
В заключении хочется сказать: «Дети – это счастье, созданное
нашим трудом!» и пожелать друг другу успехов в нашем нелѐгком
деле. Спасибо за внимание.
nsportal.ru
Родительское собрание “Возрастные особенности детей 3-4 лет”
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
2 младшая группа
2. «Задачи воспитания и обучения во 2 младшей группе»
3. Выбор родительского комитета
4. Разное
Цель: обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 лет; о задачах воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет; задачами воспитания и обучения на учебный год, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Форма проведения: круглый стол
Участники: родители, воспитатели.
Ход собрания:
По мере подхода родителей им дается возможность написать на газете с заголовком «Мы хотим, чтоб наши дети стали…».
Здравствуйте уважаемые родители, мамы, папы!
Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании.
Посмотрите на нашу замечательную газету. Чего же родители ожидают от своих детей?
Чтоб они стали сильными, умными, честными, здоровыми, любознательными и т. д.
Ваши мечты осуществляться, если мы с вами будем работать в тесном контакте. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.
Возьмите все по цветку раскрасьте их. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:
Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра. Причем не только в знаниях, но и в поступках. Итак, ваши дети перешли во вторую младшую группу и мы сегодня поговорим о возрастных особенностях детей 3-4 лет.
1.Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.
Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни – переход от раннего детства к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного
Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.
Поэтому: как не надо себя вести.
• Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
• Не надо говорить «да» когда необходимо твёрдое «нет».
• Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.
Хотелось бы обратить внимание на «кризис трех лет», когда малыш, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Ситуация для анализа
Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:
– Сам, сам, сам!
Мать строго говорит:
– Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.
Вопросы:
Правильно ли поступила мама? И почему?
Бывают ли подобные ситуации у вас?
Как вы выходите из них?
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.
Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”
Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.
Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.
Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?
В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок 3-4 лет не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
2. Задачи воспитания и обучения во 2 младшей группе
Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем д/о возрасте?
Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.
(обсуждение с родителями)
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Своевременно пользоваться носовым платком, платком, туалетом.
Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
Тест «Какой Я родитель? »
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Я родитель? » Именно, поэтому я предлагаю Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении со своими детьми. Каждый ответ – 1 бал. И так начнем:
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а?)
4. И в кого ты такой уродился!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похож (а?)
7. Я в твои годы….
8. Ты моя опора и помощник!
9. Ну что за друзья у тебя?
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая (какой) ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченька?)
13. У всех дети, как дети, а ты…
14. Какой ты у меня сообразительный ребёнок!
15. Как я с тобой устал (а!)
Итоги:
Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу! Он искренне любит, уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка!!
11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Вам стоит задуматься над этим! И помните о том, что «Ребенок – зеркало семьи»!!!
3. Выбор родительского комитета
4. Разное
План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект родительского собрания на тему “Возрастные особенности развития детей 3-4 лет”
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации города Орла
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 95 города Орла
302014, Россия, Орловская область, город Орел, ул. Емлютина, 4
Конспект родительского собрания №2 во второй младшей группе «В» «Зайчики»
Тема: Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.
Составил: Челядинова М.В.
воспитатель
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с особенностями психофизического развития детей 3-4 года жизни; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
Форма проведения: встреча
Участники: воспитатель, психолог, педагог по физической культуре, родители.
Повестка дня:
- Вступительное слово (сообщение о цели встречи).
- Знакомство с психологом и инструктором по физической культуре.
- Рассказ о возрастных особенностях развития детей 3-4 лет.
- Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.
- Разное (празднование нового года, закупка бахил на группу, обсуждение канцелярских товаров необходимых каждому ребенку и др.)
Ход собрания
1.Уважаемые родители!
Я рада видеть вас в нашей группе, большое спасибо что пришли. И сегодня я хочу представить Вам нашего психолога Данилюк Полину Георгиевну и инструктора по физической культуре Пермякова Александра Михайловича, а так же поговорить с вами об особенностях развития детей 3-4 лет.
2. Выступление психолога, инструктора по физ. культуре.
3. Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.
Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности, и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
Познавательное развитие (ребенок должен):
-Свободно ориентироваться в цвете предметов. Называть некоторые цвета (может ошибаться в названии)
-Уметь образовывать группу из однородных предметов, различать понятияодин и много, много и мало предметов
-Различать предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы, называть их размер
-Ориентироваться в предметах разной формы, узнавать шар и куб
-Ориентироваться в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела
-Иметь представления о человеке и о себе — внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей
-Иметь представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда
-Иметь представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные — обитатели леса, птицы
-Иметь представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей.
Социально – коммуникативное развитие (ребенок должен):
-Уметь принимать условную игровую ситуацию, адекватно действовать в ней (кормит куклу, лечит больного и т. д., объединять в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т. д.)
-Знать элементарные нормы и правила поведения (можно поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, нельзя драться, говорить плохие слова)
-Уметь вступать в диалог со взрослыми и сверстниками
-Осознавать свою гендерную принадлежность
-Называть название города, в котором живёт
-Быть способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
-Выполнять простейшие трудовые действия с помощью педагогов
-Иметь элементарные представления о работе мамы, папы, других близких.
Физическое развитие (ребенок должен):
-Уметь правильно мыть руки и насухо их вытирать
-Уметь самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой
-Прыгать на месте и с продвижением вперед
-Может бежать непрерывно в течение 30-40 с
-Уметь влезать на 2-3 перекладины гимнастической стенки (любым способом)
-Уметь брать, держать, переносить, бросать и катать мяч
-Уметь легко ходить в разных направлениях и в различном темпе, ходить с перешагиванием через предметы (высота 10 см)
-Бросать предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м, двумя руками, поочередно правой и левой рукой.
Художественно – эстетическое развитие (ребенок должен):
-Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать
-Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета
-Уметь ритмично наносить мазки, штрихи, линии
-Уметь отламывать от большого комка глины маленькие, уметь раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу
-Наклеивать готовые формы для создания аппликативного образа
-Лепить несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.
Речевое развитие (ребенок должен):
-Повторять за взрослым слова и строки знакомых стихов
-Способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций
-Способен выражать свои ощущения в словесной форме
-Понимать и правильно использовать в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия
-Способен согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2-4 слов
-Владеть отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков
-Способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке)
-Сопровождать речью игровые и бытовые действия
-Способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок. (раздать буклеты родителям).
Физическое развитие:
4 года ребёнок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформирована соответствующая возрасту координация движений. Он проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм. Дошкольник владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
Игровая деятельность:
Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой, творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный образ “я” чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребёнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: “Я Любить ребёнка это не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесёт гораздо больше положительных результатов и радости как детям, так и взрослым
5. Разное. Обсуждается проведение Новогоднего утренника, закупка бахил на группу, обсуждение списка канцелярских товаров необходимых ребенку.
nsportal.ru
Материал (младшая группа) на тему: Родительское собрание по теме “Возрастные особенности 3-4 лет”
Родительское собрание по теме:
«Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ».
Повестка дня:
1.Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.
2. Игра- ведущая деятельность ребенка.
3. Подведение итогов. Разное.
Цель: обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 лет.
Задачи: ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет; дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Форма проведения: игровой практикум.
Участники: родители, воспитатели.
Вводная часть. – Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок – не главный в семье, а часть семьи.
- Игра “Перемены”
Взрослые встают в круг, ведущий предлагает поменяться местами тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, у кого 2 детей, кто любит кошек и т.д.)
Обращает внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что объединяет.
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы все (дети, педагоги и родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же стоит ребёнок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.
Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни – переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.
Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице, говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому
-Нашу встречу хочется начать с вопроса:
– Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?
– Стал ли он другим за год?
– Что нового появилось?
(высказывания родителей)
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”
(на экране фотографии детей и слова из стих. И. Муравейка “Я сама!”)
Давай будем одеваться…
Я сама! Я сама!
Пойдём, будем умываться…
Я сама! Я сама!
Ну, идём, хоть причешу я…
Я сама! Я сама!
Ну, давай хоть покормлю я…
Я сама! Я сама!
В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.
А сейчас давайте разберём ситуацию.
Ситуация для анализа
Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:
– Сам, сам, сам!
Мать строго говорит:
– Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.
Вопросы:
Правильно ли поступила мама? И почему?
Бывают ли подобные ситуации у вас?
Как вы выходите из них?
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.
Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
Как вы считаете?
Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?
Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности.
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”
Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.
Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.
Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?
Как выходили из таких ситуаций?
(стих. “Взрослым” М. Шварц)
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире…
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться.
По приказу – умываться,
По приказу – одеваться,
Рано заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – учиться.
По режиму – спать ложиться,
По будильнику – вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему.
Де – мо – би – лизация!
Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?
Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.
(обсуждение с родителями)
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Своевременно пользоваться носовым платком, платком, туалетом.
Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
Тест «Какой Я родитель? »
Уважаемые родители! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Я родитель? » Именно, поэтому я предлагаю Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении со своими детьми. Каждый ответ – 1 бал. И так начнем:
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а?)
4. И в кого ты такой уродился!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похож (а?)
7. Я в твои годы….
8. Ты моя опора и помощник!
9. Ну что за друзья у тебя?
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая (какой) ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченька?)
13. У всех дети, как дети, а ты…
14. Какой ты у меня сообразительный ребёнок!
15. Как я с тобой устал (а!)
Итоги:
Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу! Он искренне любит, уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка!!
11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Вам стоит задуматься над этим! И помните о том, что «Ребенок – зеркало семьи»!!!
nsportal.ru
Консультация (младшая группа) на тему: Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», Кризис 3 лет»
Второе родительское собрание во второй младшей группе № 6.
Воспитатели: Кучина Ирина Павловна
Фомина Любовь Сергеевна
Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 3-4 лет». « Кризис 3 лет»
Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет, актуализировать среди участников образовательных отношений проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения.
Задачи:
1. Рассмотреть возрастные индивидуальные особенности детей 3-4 лет.
2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам периода кризиса 3 лет у детей.
3. Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком.
4. Способствовать позитивному взаимодействию в различных ситуациях.
- Возрастные особенности детей 3 – 4 лет. Докладчик – воспитатель Кучина И.П.
Знаете ли вы своего ребёнка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем. купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова.
Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни – переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.
Зачастую многие родители не видят изменений которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал что все взрослые знают что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому:
Как не надо себя вести.
– Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
– Не надо говорить “да” когда необходимо твёрдое “нет”.
– Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.
В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного воспитания. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущей в этом возрасте. Дети совершают действия с игрушками и предметами – заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями (мамы, папы, бабушки). Игры с правилами только начинают формироваться. То, что рисует ребёнок зависит от его представлений о предмете. Образы бедны, отсутствуют детали, но дети уже могут использовать цвет.
Под руководством взрослого дети способны вылепить простые предметы. Лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики.
Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия, простейшие её виды доступны детям.Конструируют они в основном по образцу и только несложные постройки.
Учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается память и внимание, они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
В этом возрасте начинает развиваться воображение, когда одни предметы заменяются другими, и дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в играх. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. А положение ребёнка во многом определяется мнением взрослого.
Управлять своим поведением ребёнок ещё не может, начинает развиваться самооценка, при этом дети ориентируются на мнение взрослого. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек.
В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный образ “я” – чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребёнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: “Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем”.
Любить ребёнка – это не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесёт гораздо больше положительных результатов и радости как детям, так и взрослым.
Как любить своего ребёнка
Правило первое: уметь слушать своего ребёнка всегда и везде не перебивая и не отмахиваясь от него проявляя терпение и такт.
Правило второе: уметь говорить, проявляя мягкость и уважительность исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье: наказывать не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка вселяя надежду на исправление.
Правило четвёртое: достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для подражания.
Правило пятое: признавать свои ошибки, просить прощение за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок – не главный в семье, а часть семьи.
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы все (дети, педагоги и родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же стоит ребёнок. Он познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.
Как вы думаете, что произойдёт с трёхногим табуретом если подломится одна ножка?(правильно, он упадёт).
Или вспомним басню И. Крылова “Лебедь, рак и щука”: “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, а только мука”. Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше. Нас волнует поведение наших детей и трудности, с этим связанные.
- Кризис трех лет или возраст строптивости. Докладчик – воспитатель Фомина Любовь Сергеевна.
Под кризисом 3 лет у детей понимается – резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.
Симптомы кризиса 3 лет у детей
- Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
- Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
- Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
- Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
- В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», “Я сам”, “Я могу”, “Я хочу”.
- Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
- Малыш становится упрямым.
- Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
- Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
- Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
- В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
- Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе.
- Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.
Причины кризиса 3 лет у детей
Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 – 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.
Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.
Сколько длится кризис 3 лет у детей?
В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие “Кризис трёх лет” весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 – 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.
5 правил правильного поведения родителей с ребенком
1. Правило: “Ты сделал это сам, и мы, твои родители, радуемся!”
Обратите внимание, умеет ли ваш ребенок радоваться собственноручно построенной башенке, собранной пирамидке, нарисованным каракулям, или остается безразличным. Помогите ребенку сформировать собственное суждение о себе и о своих действиях: “Ты умница, всю кашу съела”; “Молодец, как много колобков нарисовал!”; “Какую ровненькую дорожку для машин ты сам построил”.
2. Правило: “Я взрослый, я все умею и научу тебя, мой малыш!”
Утром, собираясь в детский сад, вместо того чтобы подгонять малыша и упрекать его в неумении и медлительности, предложите ему поиграть. Пусть ребенок одевает мишку или зайца, а вы – малыша. Соревнуйтесь, кто справится быстрее!
3.Правило: “У тебя не все получилось, давай-ка еще разок!”
Бунт и капризы в период кризиса трех лет следует не искоренять, а направлять в другое русло – игру-соревнование, игру-сказку, игру “в семью”. Играйте с ребенком, через игру дети избавляются от глупого упрямства, а их поведение становится целенаправленным и настойчивым.
4. Правило: “Мне нужен такой помощник, как ты, малыш!”
Ребенок хочет быть самостоятельным. Поощряйте его самостоятельность, и он станет настоящим помощником: пусть стирает рядом с мамой или убирает со стола с бабушкой, папе можно подавать инструменты, с дедушкой чинить машину или куклу.
5. Правило: “Давай посоветуемся!”
Вопрос к малышу: “Что и как будем делать?” всегда эффективнее, чем жесткий приказ или навязчивая опека. Тем самым вы научите ребенка выбирать себе занятие, иметь свои желания, вместо того чтобы упрямиться и делать все наоборот. Вы научитесь прислушиваться к ребенку, незаметно подсказывать ему правильное решение. Дети любят, когда к ним обращаются за советом или помощью.
nsportal.ru
Родительское собрание ” Возрастные особенности развития детей 3-4 лет”
«Возрастные особенности развития детей 3–4 лет». Родительское собрание во второй младшей группе
Елена Чеховская
«Возрастные особенности развития детей 3–4 лет». Родительское собрание во второй младшей группе
ТЕМА: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет».
1. Вступительное слово.
2. Рассказ о возрастных особенностях развития детей 3-4 лет.
3. Просмотр презентации «Один день из жизни детей в ДОУ»
4. Просмотр поделок сделанных детьми с родителями.
5. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.
Ход собрания.
1. На входе в группу родителям предлагается заполнить газету «Мы хотим, чтоб наши дети стали…».
Посмотрите на нашу замечательную газету. Чего же родители ожидают от своих детей?
Чтоб они стали сильными, умными, честными, здоровыми, любознательными и т. д.
Ваши мечты осуществляться, если мы с вами будем работать в тесном контакте. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогиеродители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
1. Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.
Возьмите все по цветку раскрасьте их. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:
2. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра. Это мы будем делать для того, чтобы, расти каждый день. Причем не только в знаниях, но и в поступках.
2. Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.
Знаете ли вы своего ребёнка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем. купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова.
Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни – переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем,что можно сделать для того,чтобы он вырос умным,честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.
Зачастую многие родители не видят изменений которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормальногоразвития желательно чтобы ребёнок ощущал что все взрослые знают что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому:
как не надо себя вести.
• Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
• Не надо говорить “да” когда необходимо твёрдое “нет”.
• Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.
В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного воспитания. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается черезразвитие игры, которая становится ведущей в этом возрасте. Дети совершают действия с игрушками и предметами – заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями (мамы, папы, бабушки). Игры с правилами только начинают формироваться. То, что рисует ребёнок зависит от его представлений о предмете. Образы бедны, отсутствуют детали, но дети уже могут использовать цвет.
Под руководством взрослого дети способны вылепить простые предметы. Лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики.
Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия, простейшие её виды доступны детям.
Конструируют они в основном по образцу и только несложные постройки.
Учатся ориентироваться в пространстве. У них развивается память и внимание, ониспособны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
В этом возрасте начинает развиваться воображение, когда одни предметы заменяются другими, и дети способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в играх. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. А положение ребёнка во многом определяется мнением взрослого.
Управлять своим поведением ребёнок ещё не может, начинает развиваться самооценка, при этом дети ориентируются на мнение взрослого. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек.
В дошкольный период очень важно, чтобы у ребёнка развивался положительный образ “я” – чувство собственного достоинства, формирование которого зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребёнку. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: “Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем”.
3. Сегодня мы предлагаем Вам прожить один день в детском саду вместе с вашими детьми.
Слайд 1,2. Утренний прием.
Мы учим их здороваться с взрослыми и сверстниками, называть себя и других по имени, воспитателей, помощников воспитателей, работников ДОУ по имени отчеству. Мы просим Вас тоже обращать внимание на это, помогать нам воспитывать у детей культуру общения.
Слайд 3. В 8.00 мы ходим на утреннюю гимнастику,
Гимнастику проводит воспитатель по физической культуре.
Слайд4, 5. Умывание.
В нашей группе есть отдельная умывальная комната. У каждого ребенка свое полотенце, которое они находят по картинке. Мы учим детей закатывать рукавчики, аккуратно мыть руки, правильно пользоваться мылом, насухо вытирать руки полотенцем, вешать полотенце на свое место.
Слайд 6. Завтрак, обед, уплотнённый полдник.
За таким столом дети у нас завтракают, обедают и ужинают. Формируем навыки еды: учим не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом, учим правильно пользоваться ложкой, салфеткой, не выходить из-за стола, не дожевав пищу, благодарить. Учим правильно сидеть за столом.
Слайд 7. Занятия.
Мы работаем по программе “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.. Я хочу вам представить основные разделы программы, кроме этого проводятся занятия по физическому развитию и музыкальные – эти занятия ведут специалисты.
Слайды 8, 9. ФЗМП.
Формируем понятие о 7 цветах спектра (красный, желтый, синий, голубой, оранжевый, зелёный, фиолетовый); о 5-ти геометрических формах (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник); о градациях величины: широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький; даём понятие один – много.
Слайды 10. Ознакомление с художественной литературой.
Дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы: сказками, стихами, загадками.
Слайд 11. Развитие речи.
Формируем связную речь (умение говорить и отвечать на вопросы предложениями.); обогащаем словарь новыми словами: глаголами, прилагательными, наречиями.
Слайд 12. Развитие представлений об окружающем мире и о себе цель. Помогаем ребенку понять мир человеческих отношений, знакомя с явлениями общественной жизни, осознать своё Я, выделить себя в мире. Знакомим с предметами ближайшего окружения (игрушки, книги, посуда, мебель) их назначением, местонахождением их в группе. Учим различать и называть качества и свойства предметов (цвет, форма, величина) и вещей, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, на слух (стучит, шуршит).
Знакомим с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине можно купить хлеб, игрушки, одежду; в поликлинике врач лечит людей). Даём представления о некоторых профессиях (воспитатель, няня, дворник, шофёр). Даём представление о живой и неживой природе.
Слайды 13, 14,15,16. ИЗО. Рисование. Лепка. Аппликация.
В этом возрасте ребенок создает предметный схематический рисунок, изображение опережает замысел.
Конструирование.
Учим создавать несложные конструкции из строительного материала. Учим различать и правильно называть основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма); конструировать по готовому образцу; сооружать элементарные предметные конструкции (дорожки, заборчики, ворота, мебель)
Слайд 19. Прогулка. Мы учим детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности при небольшой помощи взрослого. Большое внимание уделяется тому, чтобы дети разувались и обувались у порога! Вещи аккуратно вешаем и складываем в шкаф. Учим расстегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки. Уважаемые родители, раздевая детей сами, выворачивайте, пожалуйста, вещи. Давайте детям больше самостоятельности, чтобы одевались сами.
На прогулке мы: Наблюдаем за природой. Играем. Выполняем посильный труд. Проводим работу по развитию движения.
Слайд. Наши праздники.
Слайд 20. Сон. Перед тихим часом мы так же приучаем детей раздеваться в определенной последовательности, аккуратно вешать вещи на стул.
Слайд. Гимнастика пробуждения.
Слайд 21. После сна – игровая деятельность, дидактические игры (обучающие, закрепляются знания, полученные на занятиях. Это развивающие игры «На что это похоже», «Что это такое», «Лото» и т. п.
Строительные игры: Учить детей строить простейшие постройки: башенку (укладывать кирпичики друг на друга, машину (положить кубик на кирпичик, ворота, мебель (кровать, диван, стол, стул).
Театрализованные: Дети во время этих игр обыгрывают знакомые сказки, стихи.
Сюжетно-ролевые: В нашей группе дети очень любят играть в сюжетные игры «Семья»,«Больница», «Магазин».
Слайд 22. Спасибо за внимание.
В заключении хочется сказать: “Дети – это счастье, созданное нашим трудом!” и пожелать друг другу успеха в нашем нелегком деле.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
infourok.ru