Цель чтение художественной литературы в подготовительной группе по фгос – Календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: Перспективный план “Чтение художественной литературы”

Содержание

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: перспективный план Чтение художественной литературы подготовительная группа

           

              Перспективный план

   Чтение художественной литературы

                                Подготовительная группа

                                                   Составила воспитатель: Мотасова Н. Г.

                                       Сентябрь

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Рассказывание русской народной сказки

« Царевна лягушка».

Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Ушакова стр. 156

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Беседа о А.С. Пушкине

Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

В.В. Гербова стр. 25

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина

 

Ушакова стр. 168

4

Н

Е

Д

Е

Л

я

Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций.

« О чем печалишься осень».

Цель: Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.

Ушакова стр. 158

                                          Октябрь

Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Осень».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» - передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей.

Ушакова стр. 161

Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка»

Цель: Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Ушакова стр. 169

Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка

« Про зайца – длинные уши».

Цель: Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Ушакова стр. 166

Ознакомление с новым жанром – басней.

Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей».

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Ушакова стр. 170

                                            Ноябрь

Русские народные сказки

Цель: Выяснить, знают ли они русские народные сказки

В.В. Гербова стр. 30

Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов

Цель: Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

В.В. Гербова стр. 32

Чтение стихотворения К. Чолиева  « Деревья спят»

Цель: Учить детей составлять рассказ, используя выразительно – изобразительные средства языка, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления.

Ушакова стр. 174

Малые фольклорные формы

Цель: Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек ,  песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Ушакова стр. 175

                                    Декабрь

Рассказывание русской народной сказки « Снегурочка»

Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях ( композиционных, языковых) сказочного жанра.

Ушакова 177

Заучивание стихотворения Трутневой « Первый снег»

Цель: Учить  детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на тему « Танец снежинок».

Ушакова стр. 179

Рассказывание сказки « Мороз Иванович»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Ушакова стр. 180

Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок»

Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок».

В. В. Гербова стр. 47

                                  Январь

Чтение басни « Ворона и Лисица»

Цель: Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни.

Ушакова стр. 181

Чтение рассказа В. Драгунского « Тайное становится явным» .

Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

Ушакова стр. 183

Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь»

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь».

В. В. Гербова стр. 49

Чтение сказки У. Диснея « Три поросенка»

Цель: Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.

Ушакова стр. 186

                                    Февраль

Малые фольклорные формы

Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками, воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

Ушакова стр. 187

Чтение рассказа С. Иванова « Каким бывает снег»

Цель: Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании.

Ушакова стр. 188

Произведения Н. Носова

Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей».

В.В. Гербова  стр. 54

Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев»

Цель: Познакомить со сказкой С. Маршака « Двенадцать месяцев».

В. В. Гербова  стр. 57

                                           Март

Чтение сказки В. Катаева « Цветик – семицветик».

Цель: Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

Ушакова стр. 190

Чтение рассказов, стихотворений о весне.

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

Ушакова стр. 192

Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень».

Цель: Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

Ушакова стр. 194

Чтение сказки М. Михалкова « Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой « Теремок».

Цель: Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки « Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Ушакова стр. 195

                              Апрель

Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых  особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ).

Ушакова стр. 196

Малые фольклорные формы

Цель: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ушакова стр. 197

Чтение русской народной сказки « Никита Кожемяка»

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой « Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

В.В.Гербова  стр.58

Чтение былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

В. В. Гербова  стр. 60

                                       Май

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова « Аленький цветочек».

Цель: Систематизировать и углубить знания детей о русском  устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

Ушакова стр. 202

Чтение басни И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука»

Цель: Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни.

Ушакова стр. 204

Весенние стихи

Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

В. В. Гербова  стр. 79

Чтение рассказа В. Бианки « Май»

Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

В. В. Гербова  стр. 79

Использованная литература:

Ушакова «Ознакомление с художественной литературой»

В.В. Гербова   « Развитие речи в детском саду»

nsportal.ru

Чтение в подготовительной группе с целями. Список художественной литературы для детей подготовительной группы. Художественная литература в подготовительной группе по фгос

Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

Роль чтения в развитии детей

Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

Без такой культурной чувствительности очень трудно, если не невозможно, обрести терпение и сотрудничество. Развивает сочувствие и сострадание. Прежде всего, чтение художественной литературы способствует развитию сопереживания и сострадания. Франц Кафка говорит нам, что книга может быть как топор для замороженного моря внутри нас. Вероятно, из ее собственной борьбы с туберкулезом Кафка знал, что «писать рецепт легко, но заключить сделку с людьми сложно». Патчет объясняет, почему чтение так важно: «Жизненно важно представить себе жизнь, отличную от нашей, что сделает нас более чуткими».

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

Задачи программы

  • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
  • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
  • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.


Существует ли эмпирическая поддержка этого утверждения? Недавнее рандомизированное исследование дает нам некоторые полезные данные и объясняет, какая фикция, скорее всего, будет способствовать улучшению ухода за пациентом. Для изучения более широкого круга предметов исследователи завербовали взрослых, которые были зарегистрированы на онлайн-сайте, который предлагал не много денег для определенных задач. Участникам было поручено потратить около 5 минут на чтение фрагментов художественной литературы, народной фантастики, научной литературы или вообще не чтения.

  • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
  • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
  • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
  • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
  • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

Дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

После выполнения поставленной задачи испытуемые участвовали

tigrulya.ru

Календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: Перспективное планирование образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе

сентябрь

Тема

Программное содержание

Используемая литература

1

Русская народная сказка

в обработке А. Толстого

«Царевна – лягушка»

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства).

О.С.Ушакова, стр.136 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Русская народная сказка

в обработке М. Булатова

«Сивка Бурка»

Учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи (чуткость к образному строю сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения).

О.С.Ушакова, стр.138 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов

Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

В.В.Гербова¸ стр. 32

(развитие речи детей 6-7 лет)

4

Стихотворение Е.Трутневой

«Осень»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты,  сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей.

О.С.Ушакова, стр.140 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

октябрь

1

Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; закреплять знания об особенностях  разных литературных жанров;  воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

О.С.Ушакова, стр.144 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Учить выразительно, читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка; расширять представления о пейзаже.

О.С.Ушакова, стр.145 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Украинская народная сказка в обработке Л. Нечаева

«Хроменькая уточка»

Познакомить с украинской народной сказкой; подвести к осознанию художественных образов сказки.

О.С.Ушакова, стр.146 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Ознакомление жанром – басни. И. Крылова

«Стрекоза и муравей»

Закреплять представления о басне, ее жанровых особенностях; подводить детей к пониманию аллегория басни, ее идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни; раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.

 О.С.Ушакова, стр.148 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

5

Беседа о творчестве А.Пушкина

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

О.С.Ушакова, стр.150  (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

ноябрь

1

Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.

Уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

О.С.Ушакова, стр.151  (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

Формировать умение у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве  ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.

О.С.Ушакова, стр.153  (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице

учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

О.С.Ушакова, стр.159 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

О.С.Ушакова, стр.173 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

декабрь

1

Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение  замечать изобразительно-выразительные средства интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения;  составлять лирические сказки на определенную тему.

О.С.Ушакова, стр.155 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утенок».

уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.

О.С.Ушакова, стр.277  

(развитие речи детей 6-7 лет)

3

Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка»

учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

О.С.Ушакова, стр.164 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Рассказывание сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы.

О.С.Ушакова, стр.156 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

январь

1

Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; уточнить представление о жанровых особенностях басни. Формировать умение точно и выразительно излагать свои  мысли.

О.С.Ушакова, стр.174 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок.

Поддерживать интерес к образным выражениям. Углублять знания о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

О.С.Ушакова, стр.168 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь». Придумывание сказок по мотивам Богородских игрушек.

Продолжать знакомство с русскими народными сказками; учить детей осмысливать характеры персонажей сказки; развивать творческие способности детей, умение придумывать  сказки с заданными героями.

О.А.Скоролупова, стр.92 (тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.)

февраль

1

Чтение сказки У. Диснея « Три поросенка»

учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.

О.С.Ушакова. стр.86

(Ознакомление с художественной литературой)

2

Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых  особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

О.С.Ушакова. стр.196

(Ознакомление с художественной литературой)

3

Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

В.В.Гербова стр.63

(развитие речи детей 6-7 лет)

4

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

В.В.Гербова стр.58  

(развитие речи детей 6-7 лет)

март

1

Туркменская народная сказка «Падчерица»

Учить замечать сходство и различия в построении сюжета, идее, характера героев двух сказок. Формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

О.С.Ушакова, стр.142 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Заучивание стихотворения Г.Новицкой                        «Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили клен»

учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; формировать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности).

О.С.Ушакова, стр.171 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Чтение басни Крылова          «Ворона и Лисица»

Закрепить знания детей о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщённое значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни

О.С.Ушакова, стр.158 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок»

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок».

В.В.Гербова стр.47

(развитие речи детей 6-7 лет)

апрель

1

Малые фольклорные формы

Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек,  песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

О.С.Ушакова стр. 175

(ознакомление с художественной литературой)

2

Произведения Н. Носова

Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги «Приключение Незнайки и его друзей.

В.В.Гербова стр.54

(развитие речи детей 6-7 лет)

3

Чтение былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

В.В.Гербова стр.60

(развитие речи детей 6-7 лет)

4

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь».

В.В.Гербова стр.49

(развитие речи детей 6-7 лет)

май

1

Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень»

Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

О.С.Ушакова, стр. 194

 (развитие речи детей 6-7 лет)

2

Чтение рассказа В. Бианки « Май»

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

В.В.Гербова стр.79

(развитие речи детей 6-7 лет)

3

Чтение сказки В. Катаева « Цветик – Семицветик»

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

О.С.Ушакова стр. 190

(ознакомление с художественной литературой)

4

Литературная викторина

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах

О.С.Ушакова, стр. 279

 (развитие речи детей 6-7 лет)

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная группа)

Месяц

НОД

Литература

Сентябрь

Тема:

Беседа о А. Пушкине

Гербова, В.В.

№ 8, Стр. 25 

Цель:

Рассказать о великом русском поэте, вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

Тема:

Заучивание стихотворения А. Фета « Ласточки пропали…»

Гербова, В.В.

№ 2, Стр. 27

Цель:

Помочь детям запомнить стихотворения А. Фета « Ласточки пропали…».

Тема:

Для чего нужны стихи

Гербова, В.В.

№ 5, Стр. 23 

Цель:

Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

Тема:

Пересказ итальянской сказки « Как осел петь перестал»

Гербова, В.В.

№ 7, Стр. 24

Цель:

Познакомить детей с итальянской сказки « Как осел петь  перестал». Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Октябрь

Тема:

Русские народные сказки

Гербова, В.В.

№ 4, Стр. 30

Цель:

Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

Тема:

Заучивание стихотворения З.Александровой « Родина.

Гербова, В.В.

№ 3, Стр. 76

Цель:

Помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение.

Тема:

Осенние мотивы

Гербова, В.В.

№ 2, Стр. 36

Цель:

Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Тема:

Иван Купала – чудес немало

Малова, В.В.

№ 1, Стр. 176

Цель:

Рассказ о народных гуляньях в день Ивана Купала, о поверьях, связанных с этим праздником. Сравнить древнее понимание очищения от зла с православным. Беседа о кладах, легендах, с ними связанных. Знакомство со сказками «Жар-цвет» и «Болтливая баба».

Тема:

Поиграем – угадаем  

Малова, В.В.

№ 5, Стр. 182

Цель:

Повторение считалок, пословиц, небылиц и т. п. в игровой форме («Фанты»). Новая встреча со скоморохами (потешный диалог, вопросы на смекалку). Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди».

Ноябрь

Тема:

Летучий корабль

Малова, В.В.

№ 13, Стр.192

Цель:

Знакомство с присказкой и сказкой «Летучий корабль» о дружбе и взаимовыручке. Вспомнить знакомые считалки

Тема:

Чтение сказки А. Ремизова « Хлебный голос»  

Гербова, В.В.

№ 6, Стр. 32

Цель:

Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствование умений детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Тема:

Произведения Н. Носова

Гербова, В.В.

№ 2, Стр. 54

Цель:

Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей».

Тема:

Сегодня так светло кругом!

Гербова, В.В.

№ 1, Стр. 35

Цель:

Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Декабрь

Тема:

Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Гербова, В.В.

№ 8, Стр. 42

Цель:

Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Тема:

Чтение сказки К. Паустовского « теплый хлеб»

Гербова, В.В.

№ 6, Стр. 41

Цель:

Познакомить детей со сказкой К. Паустовского « теплый хлеб».

Тема:

«Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»  

Гербова, В.В.

№ 8, Стр. 51

Цель:

Повторить с детьми любимые стихотворения.

Продолжать знакомить с творчеством С. Маршака. Побуждать вспомнить содержание прочитанного ранее произведения. Закрепить знание стихотворения и умение читать его выразительно.

Познакомить с новым стихотворением.

Тема:

Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»  

Гербова, В.В.

№ 6, Стр. 57

Цель:

Познакомить со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Учить детей эмоционально Воспринимать образ-ное содержание сказки, понимать средства выразительности. Уметь осмысливать характеры и поступки героев сказки.Уточнить представления детей о жанровых особеннос-тях сказки.  помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Воспитывать положительное отношение к героям сказки, сочувствовать им.

Январь

Тема:

«Здравствуй, гостья – зима!»  

Гербова, В.В.

№ 4, Стр. 55

Цель:

Познакомить детей со стихотворениями о зиме.

Тема:

Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь»  

Гербова, В.В.

№ 6, Стр. 49

Цель:

Познакомить детей со сказкой  К. Ушинского

 «Слепая лошадь».

Тема:

Чтение былины «Садко

Гербова, В.В.

№ 8, Стр. 71

Цель:

Познакомить детей с былиной  «Садко».

Февраль

Тема:

Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода»  

Гербова, В.В.

№ 7, Стр. 62

Цель:

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Тема:

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»  

Гербова, В.В.

№ 4, Стр. 60

Цель:

Познакомить детей с былиной, её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Тема:

Разучивание стихотворения С. Васильева «Россия».  

Колбанова, И.А. Проект «Герои дней воинской славы»

 Стр. 21

Цель:

Воспитывать любовь к Родине через поэтический образ; подвести к пониманию идеи: именно безграничная любовь помогала русским совершать подвиги, а стихи русских поэтов и пословицы вдохновляли защитников Отчизны.

Тема:

Чтение сказки В. Даля «Старик – годовик»  

Гербова, В.В.

№ 3, Стр. 65

Цель:

Совершенствовать диалогическую речь детей.

Март

Тема:

Весна идёт, весне дорогу!

Гербова, В.В.

№ 6, Стр. 68

Цель:

Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Тема:

Пересказ сказки «Лиса и козёл

Гербова, В.В.

№ 6, Стр. 75

Цель:

Совершенствовать умение детей пересказывать сказку  «в лицах».

Тема:

 Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»  

Гербова, В.В.

№ 1, Стр. 58

Цель:

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Тема:

Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»  

Гербова, В.В.

№ 6, Стр. 62

Цель:

Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Апрель

Тема:

Чтение сказки «Снегурочка»  

Гербова, В.В.

№ 1, Стр. 71

Цель:

Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.

Тема:

Весенние стихи.  

Гербова, В.В.

№ 3, Стр. 79

Цель:

Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

Тема:

Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «День и ночь»  

Гербова, В.В.

№ 4, Стр. 66

Цель:

Познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

Тема:

Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»  

Гербова, В.В.

№ 4, Стр. 47

Цель:

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы и познакомить с новым.

Тема:

Пересказ рассказа В. Сухомлинского « Яблоко и рассвет»  

Гербова, В.В.

№ 4, Стр. 39

Цель:

Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Май

Тема:

Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»  

Гербова, В.В.

№ 1, Стр. 63

Цель:

Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Тема:

Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май».

Гербова, В.В.

№ 4, Стр. 79

Цель:

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

Тема:

Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Гербова, В.В.

№ 6, Стр. 81

Цель:

 Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.

Тема:

 Сказки Г. Х. Андерсена.  

Гербова, В.В.

№ 7, Стр. 76

Цель:

Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе

1Весна. Дикие и домашние животные 

.

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Познакомить со сказкой К.Ушинского, активизировать словарь варь детей.

- прививать любовь к животным и заботу о них.

Лит-ра:Гербова В.В.ст.49

 

2 Космос. День космонавтики.

«Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне»

Познакомить детей с литературным произведением Н.Носова;

- учить определять характер персонажей;

- развивать умение полно и точно отвечать на поставленные

 вопросы.

(конспект)

3 День Земли

В

«Земля — живая планета»

стихотворение В. Орлова

«Дом под крышей голубой»

• уточнить представления о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь, имеются все условия: вода, воздух, тепло) ;

• сформировать представление о Земле как об общем доме для всех, который надо любить, беречь.

 оборудование: карта Солнечной системы, глобус, картинки с изображением разных природных зон. Маски – шапочки слона, бурого и белого медведя, волка, белки, черепахи, верблюда, пингвина.

(конспект)

4 Книжкина неделя

«Книжкины именины»

Цель: воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней;

Задачи: 1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.

2. Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи) .

3. Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении, в драматизациях.

(конспект)

nsportal.ru

Учебно-методический материал по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: Перспективный план по чтению художественной литературы подготовительной группы «Теремок» на 2017-2018 уч.год.

9.

Г. Скребицкий «Скоро зима»

Чтение

Расширять знания о признаках осени и зимы.

-учить детей описывать природу и использовать в речи прилагательные;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать любовь.

Литература: Полная Хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. Авт.-сост. С.Д. Томилова-М.: Астрель, 2009, стр 557

10.

Чтение и пересказ рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб »

Познакомить детей с жизнью леса и его обитателей; вызвать интерес к произведениям писателя М. Пришвина.

-Развивать словарь за счёт активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоимённых форм, притяжательных прилагательных, наречий и навыки пересказывания.

-Формировать умение поддерживать беседу, задавать вопросы, составлять предложения из нескольких слов, отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Литература: книга для чтения малышам. Часть 2. Для воспитателей детского сада и родителей. ТОО «Школа», Москва, 1996, стр 247

11.

«Что за прелесть эти сказки!»

 

Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина;

- вызвать желание услышать сказочные произведения поэта

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

-Развивать навыки пересказывания, обогащать словарный запас.

- воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. Литература:  книга для чтения малышам. Часть 2. Для воспитателей детского сада и родителей. ТОО «Школа», Москва, 1996.; Детская литература. Хрестоматия. Учеб.пособие для пед.училищ по спец.2001 «Преподавание в нач.классах общеобразоват.школы». Сост. А.В. Дановский., М., «Просвещение», 1978

12.

«Кукушка» ненецкая народная сказка

Учить детей понимать и ценить свою маму;

- закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;

-развивать навыки пересказывания

- воспитывать любовь к матери. 

Литература: Полная Хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. Авт.-сост. С.Д. Томилова-М.: Астрель, 2009, стр

nsportal.ru

Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

(восприятие художественной литературы)

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Интеграция детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, двигательная.

СЕНТЯБРЬ «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!»

Тема

Цель.

Источник.

Л. Н. Толстой «Филиппок»

Донести до сознания детей замысел автора - стремление к учению естественно для любого ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, «человек дела».

Хрестоматия по детской литературе с.138

Н. Носов «Заплатка»

Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

Книга

Н. Носова

Хрестоматия для детей старшего возраста с.178

А. Барто «Первый урок»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразительные средства.

Хрестоматия по детской литературе с.261

Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»

Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов.

Книга для чтения с.112

Потешка «Ранним-рано поутру»

Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с.5

Э. Успенский. «Страшная история»

Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов.

Хрестоматия для дошкольников с. 180

Я. Аким «Жадина»

Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них.

Там же с.171

Э. Успенский «Вера и Анфиса» (история вторая «Первый раз в д/сад»)

Знакомство с творчеством Успенского,с особенностями разных литературных жанров. Формирование целостного восприятия художественного текста. Развитее чувства юмора.

Печатный материал

www.prodlenka.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о