Цель рисования в подготовительной группе – Календарно-тематическое планирование по рисованию (подготовительная группа) на тему: Планирование по художественному творчеству в подготовительной группе | скачать бесплатно

Методика обучения рисованию в подготовительной группе.

Поделись с друзьями

Методы обучения, применяемые в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей. Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, что им показывают, и слушать, что говорят, но и отдавать себе отчет в том, что видят и что слышат. Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет. Детей не только спрашивают, но и вызывают для объяснения на наглядном материале. Дети учатся отвечать и объяснять. Необходимость рисовать на виду у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее.

Изображение предметов

По-новому организует воспитатель анализ натуры, так как внимание детей обращают на индивидуальные характерные признаки. Передача признаков требует повторного восприятия и в процессе выполнения изображения. Дети не сразу могут отрываться от незаконченного изображения, вновь смотреть на натуру, а затем возвращаться к последующему изображению. Вот почему образ предмета после его анализа должен быть сформирован достаточно хорошо, чтобы дети могли выполнять изображение по памяти, лишь в отдельных случаях поглядывая на него.

При подборе моделей для рисования воспитатель обращает внимание не только на доступность изображения, но и на художественность самого образа. Например, детям дают для рисования с натуры игрушку — сказочного коня сивку-бурку: крутой изгиб шеи, плавная линия головы. Игрушка так создана, что запоминается. Дети изображают коня простым карандашом, передают особенности его силуэта. Форма не дробится на части — она изображается плавной слитной линией. От этого рисунок приобретает красоту, выразительность.

В другом случае воспитатель дает совершенно по-иному решенный образ веселого клоуна. Это яркая декоративная по цвету игрушка, обобщенная по форме, условная. Игрушка четко воспринимается по частям: круглая головка, туловище в виде двух конусов, сложенных вместе основаниями, круглая плоская подставка. Дети легко воспринимают игрушку и передают ее цветной гуашью на сером фоне. Рисунок получается декоративно-ярким, веселым.

Основная задача при изображении предметов окружающего и при рисовании с натуры — укреплять зрительную память. Этому помогают рассматривание предмета, обрисовывающий жест, проговаривание переносимого в изображение, яркие, эмоциональные характеристики предмета.

Когда ребенок рисует и не может зрительно представить себе какую-либо часть или деталь, он называет ее или определяет ее свойство.

Развивают зрительную память и наблюдения вне занятий. Для этого воспитатель отбирает предметы, отличающиеся определенными признаками, и на них сосредоточивает внимание детей. И опять слово выступает в роли связующего звена.

Декоративное рисование

Особенность декоративного рисования в этой возрастной группе: образцами служат произведения декоративного искусства, которые дети учатся анализировать. Воспитатель облегчает задание наводящими вопросами, определениями, обогащая словарь детей названиями элементов узора, конкретных сочетаний цветов.

Произведения декоративного искусства — образцы для занятий рисованием — воспитатель подбирает в последовательности усложнения и по различным стилям орнамента: хохломская роспись, узоры Дымковской игрушки, украшения, выполненные современными художниками по ткани, керамике, на коврах и пр.

Таким образом, значение приобретают систематическое и последовательное знакомство с произведениями искусства и постановка перед детьми цели работы — для ковра, платка, поздравительного билета и пр. Одни работы как бы эскизы вещей, другие — украшают сами вещи.

При выполнении коллективных рисунков воспитатель работает со всей группой и с подгруппами. Атмосфера в группе должна быть творческой, т. е. дети могут советоваться друг с другом, договариваться, помогать, вставать с места, но все тихо, спокойно, чтобы не нарушать общего порядка.

Воспитатель обращает внимание детей на последовательность выполнения коллективной композиции. Например, предлагает им как «художникам» придумать узоры для ковров. Дети договариваются между собой и приступают к работе небольшими группами. В каждой группе — один ведущий. Он в процессе работы следит за тем, как рисуют остальные. Такая творческая работа увлекает детей, способствует проявлению инициативы, самостоятельности.

Воспитатель, используя умение детей составлять различную цветовую гамму, предлагает им творческое задание, например на тему «Нарисуй своей любимой кукле летнее платье». Суть задания: ребенок самостоятельно продумывает, какое сочетание цветов в узоре можно применить для летней ткани. Он сам выбирает фон (из тех цветных фонов, что подобрал воспитатель вместе с детьми). Чтобы получить более разнообразные оттенки тканей, воспитатель иногда предлагает детям тонированную бумагу. Путем смешения и разбеливания дети подбирают ту цветовую гамму для узора, которая им больше нравится (контрастная или нежная, пастельная).

Аналогичные задания воспитатель может предложить детям перед Новым годом, 8 марта и т. д. Так, для новогоднего платья, лыжного костюма дети должны придумать узоры на зимние мотивы — снежинки, звездочки, елочки и т. д. Воспитатель помогает им подбирать фон для узора. Наиболее удачны в этом случае различные оттенки голубого и синего. К слову, яркие цвета, характерные для летнего периода времени (красный, оранжевый, желтый, малиновый), подойдут и для узора к лыжному костюму.

Очень важно, чтобы воспитатель и для занятий декоративным рисованием организовывал наблюдения окружающих предметов и явлений. Это значительно обогатит декоративное творчество. Надо подвести детей к пониманию того, что предмет, цветок, силуэты животного, птицы могут быть элементами узора. Все дело в том, для чего его создают. В декоративных работах чаще

основное содержание узора составляют цветы, листья, ягоды, веточки.

Сюжетное рисование.

Рассматривание картин и рисунков художников — один из способов обучения детей передавать сюжет, строить композицию рисунка. Рассматривание можно проводить как самостоятельное занятие, а затем — повторно в начале занятия рисованием; цель анализа — раскрыть художественные средства картины. Однако в ходе работы, и это подчеркивает педагог, дети сами придумывают способы выражения содержания.

Так, перед тем как предложить детям нарисовать солнечный зимний день, воспитатель проводит наблюдения на прогулке: обращает внимание на яркость, белизну снега («Он как бы сверкает на солнце»), на цвет голубого неба, на то, как на белом снегу яркими цветовыми пятнами выделяются фигурки лыжников. Здесь уместно заострить внимание: лыжник, что на переднем плане, выглядит значительно крупнее тех, кто катается далеко. После прогулки воспитатель может предложить детям рассмотреть репродукции, иллюстрации на эту тему.

Рассматривание картинок имеет также познавательное значение, поскольку дети иллюстрируют сказки о предметах, ранее им неизвестных.

Желательно показать детям книги, иллюстрированные разными художниками. Так, иллюстрации Ю. Васнецова к книге «Три медведя» создают сказочный интерьер, где живут медведи: причудливой формы мебель, домашняя утварь (чашки, ложки). Каждый сказочный персонаж Е. Рачев наделяет своим характером: хитрая, коварная лиса; ее противоположность — медведь — простодушный, добрый увалень.

Познакомившись с творчеством художника, дети обычно с интересом иллюстрируют сказки «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый волк», «Конек-горбунок» и др.

В сюжетном рисовании воспитатель, используя наблюдения окружающего, предлагает такие темы: «Наш родной город», «Моя улица», «Дом, в котором я живу» и т. д. Основная задача — обратить внимание детей на дома, различные по величине, на их архитектурный облик. При изображении дети должны

передать характерные особенности зданий, которые можно легко узнать (например, высотные дома). Желательно, чтобы дети, рисуя улицу, передавали особенности времени года, погоду (день пасмурный, дождливый или яркий, солнечный).

Технические навыки.

За 4 года пребывания в детском саду прочно усваиваются технические навыки. Однако, чтобы дети не утратили их, не приобрели привычку неверно держать карандаш (у самого конца, судорожно сжимая руку), воспитатель постоянно уделяет внимание технике пользования карандашом, кистью. Показ действий применяет очень редко, так программа почти не предусматривает ознакомления с новыми приемами.

 

Уточняются и обогащаются приемы работы акварелью. Вот почему дети выполняют упражнения для освоения показанного приема или усовершенствования уже известного.

При обсуждении работ — до или после занятия, при показах,— дети учатся оценивать технические качества. Новые знания, новые правила дети отрабатывают в процессе рисования, воспитатель лишь направляет их деятельность словом и контролирует знания. Дети приобретают свободу действия, уверенность и быстроту.

Воспитатель, предоставляя детям как можно больше самостоятельности, вместе с тем формирует у них умения воспринимать увиденное, действовать, создавать. Он готов прийти на помощь, но помогает в необходимых случаях.

Для подготовки к обучению в школе у детей необходимо воспитывать способность самостоятельно применять полученные знания и умения, стремление добиваться лучшего качества выполняемой работы и завершение ее, преодолевать трудности. Те знания и умения, которые дети получают в детском саду, позволят им без особых, затруднений выполнять в школе задания по рисованию и ручному труду, осваивать письмо, выполнять графические и аппликационные работы для таблиц, стенгазет и пр.

students-library.com

Занятие по рисованию в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

Приобщить детей к миру изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей изображать пейзаж с деревом на фоне земли и живописного неба.
  • Закрепить приемы рисования сухой кистью методом “тычка”, продольных линий.
  • Формировать умение строить композицию рисунка.
  • Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
  • Проявлять самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения.

Развивающие:

Развивать:

  • познавательный интерес, мыслительную активность, наблюдательность;
  • цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка;
  • фантазию, творчество, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать:

  • чувство прекрасного;
  • аккуратность, самостоятельность при оформлении альбома;
  • эмоционально-положительное отношение к творчеству.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Здоровье”.

Предварительная работа:

- наблюдения на улице за деревьями круглый год;

- беседы с детьми о красоте природы, об инструментах художника, о жанрах живописи;

- чтение художественной литературы (стихи поэтов: Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной…”, А.С. Пушкин “Осень”, “ Зимнее утро”, З. Федоровская “Осень”, Н.А. Некрасов “Не ветер бушует над бором…”, А.Н. Плещеев “Мой садик”, И.З. Суриков “Зима”, “Лето”, А.К. Толстой “Осень”, К.Д. Бальмонт “Веселая осень”, С. Есенин “Береза”, И.А. Бунин “Крупный дождь в лесу зеленом…”, С. Козлов “Зима”.

- рассматривание репродукций пейзажей (И.И. Левитан “Золотая осень”, “Избушка на лугу”, “Март”, Е.Е. Волкова “Поздняя осень”, К. Я. Крыжицкий “Весна”,

К. И. Горбатов “Зимний пейзаж”, В. Д. Орловский “Летний день”, А. К. Саврасов “Оттепель”, И. И. Бродский “Поздняя осень”, А. А. Рылов “Закат”, И.Э. Грабарь "Февральская лазурь", И. Ю. Михайлов - цикл картин “Времена года”).

- Консультации для родителей “Картины природы в творчестве маленьких художников”, "Рисование - это большая радость!".

Активизация словаря: Крона, макушка, развесистое, “тычки”.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.

Материал: белый лист бумаги формата А4, акварельные краски, гуашь, 3 кисточки (тонкая №3, толстая №8 и жесткая кисть “щетина”), стакан с водой, салфетка, палитра, фотоиллюстрации пейзажей с деревьями в разное временя года, аудиозапись со звуками природы, папка с файлами для альбома.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I часть. Вводная

Воспитатель:

Отгадайте загадку.

“Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает”.

Дети: - Дерево.

Воспитатель: - Как вы догадались, что это дерево?

Дети: - А потому что, оно и веселит, и питает, и согревает.

Воспитатель: - Объясните, как дерево весной веселит?

Дети: - Появляются зеленые листочки. Мы радуемся их появлению.

Воспитатель: - Как летом холодит дерево?

Дети: - Под деревом в жару прохладно, тень.

Воспитатель: - Как осенью дерево питает?

Дети: - На деревьях созревают плоды: яблоки, груши.

Воспитатель: - Как вы понимаете, что дерево зимой согревает?

Дети: - Печки топят дровами.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: - Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь зажмурим глазки
Открываем их вот так.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

1. Подняли глаза вверх, опустили вниз, посмотрели вправо, влево, голова неподвижна.

2. Круговые вращения глазами в одну и в другую стороны.

3. Посмотрели прямо перед собой, поставили палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевели взор на кончик пальца и посмотрели на него, опустили руку.

4. Зажмурили глаза, открыли (сделали 2-3 раза).

II часть. Основная

Воспитатель: - Еще раз зажмурили глаза, открываем. Сегодня мы с вами будем художниками, а находимся мы в художественной мастерской. Посмотрите, как много здесь картин, чистых холстов и много-много разных кистей. Ребята, а что это за кисть? (Показ жесткой кисти.)

Дети: - Это кисть “щетина”.

Воспитатель: - Какие приемы работы этой кистью вы знаете?

Дети: - Приемы “тычка”, продольными линиями.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами будем писать пейзаж с деревом в разное время года. В какое время года дерево будете рисовать вы, выберите сами.

Воспитатель: - Давайте мы с вами вспомним, как выглядят деревья в разное время года. Как вы будете рисовать дерево зимой?

Дети: - Дерево голое, на ветках лежит снег, на земле тоже снег, сугробы.

Воспитатель: - Как можно изобразить дерево весной?

Дети: - На деревьях начинают появляться маленькие листочки, цветы, на земле лужи от таяния снега, начинает появляться зеленая травка.

Воспитатель: - Какое дерево бывает летом?

Дети: - Все зелёное, трава тоже зелёная, растут цветы.

Воспитатель: - Чем отличается дерево осенью?

Дети: - Листья жёлтые, оранжевые, красные, коричневые, трава сухая, коричневого и жёлтого цвета, бывает листопад.

Воспитатель: - Прежде чем начать рисовать дерево, что нам нужно нарисовать? (Фон). Что в пейзаже является фоном?

Дети: - Небо и земля, которые соединяются линией горизонта.

Воспитатель: - Какое может быть небо?

Дети: - Голубое, с белыми облаками, серое, на закате – ярко красное, ночью – темное, живописное (с разными оттенками).

Воспитатель: - Сейчас вам нужно выбрать время года, в котором будет изображено ваше дерево, и начать рисовать фон. Какой краской будем рисовать фон?

Дети: - Акварелью.

Воспитатель: - Какой кистью вы будете рисовать фон?

Дети: - Толстой кистью.

Воспитатель: - Маша, а какое время года выбрала ты? Какие цвета ты выберешь для своего фона?

(На доске у воспитателя - чистый альбомный лист. Дети и воспитатель параллельно начинают изображать небо и землю).

Воспитатель: - Пока сохнет фон на нашей будущей картине, давайте немного разомнемся.

Физминутка. Кинезиологические упражнения.

1. “Лезгинка”. Левую руку складываем в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваемся высокой скорости смены положений.

2. “Ухо—нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук “с точностью до наоборот”, 6 раз.

3. “Горизонтальная восьмерка”. Вытягиваем перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив указательный палец вытянутым. Рисуем в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинаем с центра и следим глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключаем вторую руку. Сначала движения в одном направлении, затем – в разных направлениях, по 4 раза.

4. “Перекрестный шаг”. Шагаем на месте. При этом пытаемся локтем правой руки достать левое колено. И наоборот: локоть левой руки тянется к колену правой ноги, по 8 раз на каждую сторону.

5. “Облако дыхания”. Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза.

Воспитатель: - Спасибо, юные художники. Вы – молодцы! Теперь продолжим наше творчество.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: - Кто знает, с чего мы начнём рисовать дерево?

Дети: - Со ствола.

Воспитатель: - Какой кистью мы будем рисовать дерево?

Дети: - Тонкой кистью.

Воспитатель: - Кто покажет и расскажет, как нарисовать дерево?

Дети: - Начинаем рисовать дерево снизу вверх всем ворсом кисти. Внизу ствол толще, чем на макушке, поэтому к верху линия становится тоньше. Затем рисуем ветки. Большие ветки растут внизу ствола, рисуем, не сильно нажимая на кисточку, их всего нарисуем 3 или 4, они все смотрят вверх. Мелкие ветки рисуем только кончиком кисточки, не делая нажим. Чем мелких веток больше, тем дерево будет развесистее и красивее.

(Показ детей с объяснением. Остальные дети тоже рисуют.)

Воспитатель: - У вас на столах осталась еще одна кисть, которую мы не использовали. Как вы думаете, для чего она?

Дети: - Для кроны дерева.

Воспитатель: - Мои дорогие художники, давайте вспомним приёмы рисования жёсткой кистью.

Дети: - Рисуем сухой кистью, держим ее вертикально, “тычки” делаем быстро. Продольные линии делаем короткими мазками.

(Показ приемов рисования в воздухе. Дети приступают к работе.)

Выполнение работы детьми.

Воспитатель: - Ребята, а где стоит ваше дерево, что вокруг него? Давайте закончим наш пейзаж. Как предметы располагаются в пейзаже?

Дети: - Чем предмет ближе, тем он кажется больше, чем дальше – тем кажется меньше.

Воспитатель: - Деревья растут на поляне, в лесу, в роще и там, где растут деревья, много звуков. Эти звуки помогут вам представить и вообразить ваш пейзаж.

(Воспитатель включает аудиозапись со звуками природы. Дети заканчивают работу.)

III часть. Заключительная

Воспитатель: - Ребята, художники всегда дают названия своим картинам. А теперь вы придумайте названия своим картинам.

Дети: - Я назвала “Красивое дерево зимой”. У меня “Летнее дерево”. А я нарисовал “Осенний пейзаж”. Я назвала “Цветущее весеннее дерево”.

Воспитатель: - Молодцы, мои счастливые художники! У вас получились замечательные пейзажи! Сейчас мы разместим их на выставке и рассмотрим.

(Размещение картин на выставке в группе).

Воспитатель: - Стёпа, тебе чья картина понравилась? Чем? А как ты думаешь, чем она отличается от твоей картины? Какие цвета использовались в этой картине? (Ответы детей.)

(Опрос 3 – 5 детей.)

Воспитатель: - Как можно назвать одним словом все наши картины?

Дети: - Пейзажи.

Воспитатель: - Какие замечательные картины получились у наших художников. Предлагаю вам сделать альбом “Путешествие по временам года”, где мы разместим наши рисунки и стихи, которые вы разучивали перед занятием.

Дети заполняют альбом своими работами.

Воспитатель: - Молодцы! Какой замечательный альбом получился! Наша художественная мастерская сегодня заканчивает свою работу. Спасибо вам, мои юные художники!

Презентация.

16.12.2015

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Рисование в подготовительной группе: техника исполнения рисунка

Приветствую вас, мои друзья и случайные посетители моего блога! С вами Татьяна Сухих. Как вы думаете, лепка, аппликация, рисование в подготовительной группе важны для будущего школьника или лучше делать упор на занятия по счету, письму? Почему мы, воспитатели, относимся к изобразительным видам искусства в системе дошкольного воспитания не менее серьезно, чем к обучению грамоте и азам математики? Прошу, высказывайте свое мнение, мне очень интересно его услышать!

Мне бы хотелось сегодня рассказать о том, что представляет собой занятие по рисованию для деток, которые совсем скоро станут первоклассниками. Я сделаю акцент на том, что дает пяти-шестилеткам искусство передачи на бумаге окружающего мира.

Но сначала, как всегда, обзор полезных для воспитателей и родителей материалов из Интернета.

Содержание статьи:

Новинки для методической копилки

Традиционно богатый ассортимент интернет-магазинов «УчМаг» и «OZON.RU» не может не радовать покупателей и меня, конечно, тоже.

Так, нашла интереснейшие пособия для воспитателей детских садов и активных родителей:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – отличный материал о разных способах рисовать, плюс – основные лексические понятия, которые нужны детям для развития речи. Книга разработана для логопедических дошкольных учреждений, но она прекрасно подойдет, если нужно разработать интересный конспект НОД по рисованию в старшей и подготовительной группах.

Еще недавно только в школах применялись печатные рабочие тетради, но сегодня можно ввести их в практику детских садов. Например, есть интересный вариант – серия «Художественный труд. Подготовительная группа». Такая рабочая тетрадь не только сделает занятия по эстетическому развитию интересней, но и подготовят детей к подобной деятельности, которая ожидает их в школе.

Если вы не знаете, чем развлечь деток летом, когда они не посещают садик или школу, предложите им заняться творчеством прямо на асфальте. Подспорьем вам станет очень своевременное для лета пособие «Рисование на асфальте с детьми 4-7 лет». Ведь мало просто дать малышу мелки, нужно суметь заинтересовать его так, чтобы он с воодушевлением проводил время на свежем воздухе и с пользой для общего развития. В книге подана методика обучения детей изображению разных предметов, пейзажей, портретов обыкновенными мелками.

Ну, и как же может проходить рисование без альбомов? «УчМаг» предлагает красочные и недорогие альбомы на спирали из серии «Monster High», которые в первую очередь понравятся девочкам.

Хочу заметить, что предложенные мною методические материалы разработаны по ФГОС и могут спокойно применяться в ДОУ.

Чем мы занимаемся на занятиях по ИЗО в детском саду?

Представим себе, что нам нужно составить перспективный конспект по рисованию на весь учебный год. Хотите заглянуть, что там написано?

Итак, сентябрь начинаем с того, что вспоминаем лето. Обычно мы предлагаем детям подготовительной группы рисовать на тему: «Как я лето провел?»

Изображать дети могут разное, в основном, рисуют море, речку, деревню, дачу. Если малыш задумал море и песок, можно предложить технику мокрый рисунок акварелью. Кто не знает – это рисование краской на мокрой бумаге. Краски при этом размываются, контуры расплываются, что создает изумительный эффект…

Какие при этом мы преследуем цели:

учим детей передавать задуманное на лист бумаги, развиваем воображение, подсказываем, как строить композицию, обучаем разным техникам рисования. Кроме того, ребята учатся работать аккуратно, доводить задуманное до конца.

Проводив лето, встретим осень!

Осенние темы рисования обязательно предусматривают изображение даров осени. Подготовительная группа рисует натюрморты: корзинки с овощами, кувшины с осенними листьями и т.п. Интересно получается рисовать техникой тычок. Дети рисуют эскизы простым карандашом, а потом кистью заполняют эскиз цветом, делая кисточкой тычки по бумаге. Тык, тык гуашью сначала по контуру, потом заполняем пространство внутри контура так, чтобы не оставалось пробелов. Красиво получается, прямо как настоящая живопись!

Нетрадиционная техника рисования в подготовительной группе широко используется, дети этого возраста уже достаточно умело владеют карандашом, кистью, поэтому легко воспринимают другие способы изображения. Например, если хотим нарисовать осенний пейзаж, можно делать это техникой отпечатков. Рисуем сначала стволы деревьев, а затем наносим краску на листок клена и делаем оттиск на бумаге – это крона дерева. Либо наносим на бумагу краску пальцами, получаем множество листочков на деревьях.

Какие программные задачи выполняют дети, рисуя осень? Они переживают эмоциональный подъем, стараясь передать красоту осени на бумаге, таким образом, обогащают личный опыт восприятия этого времени года. Помимо того, дети закрепляют навыки смешивания красок, создание новых оттенков, различают теплые и холодные цвета.

Завершаем осень хохломой – рисуем характерные узоры на бумаге разной формы. Это могут быть полоски, круги, треугольники. Дети учатся соотносить элементы узора с формой бумаги, представляя, что они расписывают тарелку, ленту, платок.

Зимушка-зима пришла!

Конспект занятия по рисованию зимы включает обучение изображению городского пейзажа – заснеженных улиц родного города. Дети учатся рисовать несложные композиции, где присутствуют дома, городской транспорт, прохожие.

Нетрадиционное рисование на эту тему в детском саду (подготовительная группа) – например, граттаж. Это процарапывание черного фона деревянной шпажкой или пустым стержнем шариковой ручки. В двух словах: белый или цветной фон натираем свечой, потом закрашиваем черной гуашью с добавлением средства для мытья посуды. Когда полностью высохнет – процарапываем контуры задуманного рисунка.

Зимой мы часто рисуем зверей в зимнем лесу, новогодний праздник, зимний пейзаж. Обязательно изображаем птиц на кормушке разными техниками.

Также углубляем знания о народных видах росписи. Мы закрепляем навыки рисования красками, карандашами, учимся рисовать живую и неживую природу разными методами.

Что мы рисуем весной?

Конечно, март ассоциируется, в первую очередь, с женским днем. Мы обязательно в подготовительной группе рисуем портрет мамы. Что мы хотим привить ребятам во время занятия? Мы воспитываем эмоциональное восприятие образа матери, вырабатываем умение изображать лицо человека крупным планом, стараемся научить новым техникам рисования, например, используя шаблоны. Можно заготовить самим или купить готовые шаблоны элементов лица человека – глаза, губы, нос. Это облегчит обучение рисованию портрета и разнообразит занятия с детками.

Далее на тему: «Весна» детки рисуют капель. Это можно сделать по-разному. Я уже, кажется, рассказывала о рисовании капели пластилином? Это несложно: рисуем дом, на крыше которого лежит снег. Затем по краю крыши размазываем вертикально шарики белого пластилина, имитируя сосульки.

Какая весна обходится без цветов? Цветочная тема – очень интересная, дети любят изображать известные и фантастические бутоны всех цветов радуги. Что касается фантастики, то советую предложить детям нарисовать сказочную страну цветов – это полезно для развития воображения и художественного вкуса. Кроме того, мы развиваем эстетическое восприятие весенней поры, закрепляем знания о цвете, о возможностях различных материалов, обучаемся использовать белила для создания нежных оттенков.

Занятие по рисованию (весна) предполагает также иллюстрирование сказок. Мы даем детям готовый сюжет или они сами выбирают сказку, которую будут рисовать, и технику исполнения рисунка.

Вот как необычно можно изобразить ежика с яблочком: туловище и яблоко рисуем кистью, а иголочки и травку – пластмассовыми вилками. Просто прикладываем зубья вилки к бумаге перпендикулярно. Это техника отпечатка. Получается очень реалистично и выразительно!

Традиционно конспект рисования на тему: «Весна» не обходится без сюжета о 9 Мая. Дети рисуют на патриотическую тему: композиция «Победа», салют, флаг России, сюжеты о войне и т.п.

Что ребенок должен усвоить весной? Дошкольник должен уметь самостоятельно придумать сюжет рисунка, продумать композицию, подобрать цвета, сделать эскиз, правильно разукрасить, не оставляя пробелов и не выходя за контур. Также он умеет смешивать цвета в правильных пропорциях и заранее знает, какой оттенок получится при смешивании определенных цветов. Дошкольник освоил способы передачи характерных особенностей живых существ и предметов. Он знает, чем характерен пейзаж, портрет, натюрморт, роспись.

НОД в подготовительной группе по ИЗО – это важный этап в жизни будущего школьника. Ребенок закрепляет все полученные навыки и знания, которые понадобятся ему в дальнейшем. Он развивает ловкость пальцев, мастерство владения карандашом и кистью, тренирует пространственное мышление, укрепляет интерес к творчеству. Все это, несомненно, пригодится ему в школе для успешной адаптации.

Как вы считаете, я права? Поделитесь своими мыслями!

А пока буду прощаться, но напомню о том, что нужно делиться с друзьями информацией, то есть, ссылками не нее! А также желательно подписываться на новые материалы!

C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

https://metodbv.ru/netraditsionnoe-risovanie-v-starshej-gruppe/

Рисование в подготовительной группе — приемы и техники

Оцените запись

metodbv.ru

Перспективный план кружка по рисованию в подготовительной группе «Радуга красок»

Нетрадиционная техника рисования

 

Цель: формировать у детей художественное мышление, развивать творческие способности, фантазию, воображение, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи.

  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 
  • Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
  • Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
  • Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  • Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  • Учить придавать законченный вид рисунку, доводить дело до конца.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Виды и техники нетрадиционного рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж

(Грунтованный лист.)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 

Месяц Тема Программное содержание Вид работы
Сентябрь

(1 неделя)

«Воспоминание о лете». Напомнить детям технику «примакивание кистью». Усложнение работы путем набирание на кисть двух контрастных красок. Учить детей с помощью примакивания кистью создавать какое-либо изображение. Освоение техники «примакивание кистью» в усложнённом виде.
Сентябрь

(2 неделя)

По замыслу Развивать у детей видение художественного образа и замысла будущей картины. Учить создавать изображения путем использования различных предметов не боясь экспериментировать. Освоение техники «отпечатывание различными предметами», путем экспериментирования.
Сентябрь

(3 неделя)

«Вишневый сад» Продолжить учить детей делать «оттиск листьями», создавать законченный вид изображению, путем дорисовывания отдельных элементов, кистью. Развивать чувства композиции, цветовое восприятие. Освоение техники «оттиск листьями» в усложнённом виде.
Сентябрь

(4 неделя)

«Пейзаж» Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия (пейзажная).
Октябрь

(1 неделя)

«Осенний букет» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг». Усложнение работы за счет наложения набрызга друг на друга используя разные оттенки цвета. Развивать у детей внимание, мышление, цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение техники «набрызг многослойный».
Октябрь

(2 неделя)

«Синичка на ветки» Учить детей самостоятельно отображать образ синички сидящей на ветки, используя простой карандаш. Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм». Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм».
Октябрь

(3 неделя)

«Город» Познакомить детей с новой техникой, рисование кусочками картона. Учить рисовать полосками картона, составлять законченый сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы. Развивать чувства композиции. Освоение техники рисования кусочками картона.
Октябрь

(4 неделя)

«Сказочная рыбка» Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «мозаика». Учить детей самостоятельно отображать образ рыбки, используя простой карандаш. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учить создавать мозаичную композицию. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение техники «мозаика».
Ноябрь

(1 неделя)

«Рыжая лисичка» Продолжать знакомить детей с техникой «тычок жесткой кистью». Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета, и наложение их друг на друга, выделяя света, и тени. Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей.  Продолжать знакомить с техникой «тычок сухой, жесткой кистью».
Ноябрь

(2 неделя)

«Пингвины в Артике» Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники. Познакомить с пингвинами, средой их обитания. Развивать воображение, творчество. Освоение техники «тампонирование».
Ноябрь

(3 неделя)

 

«Северное сияние» Продолжать знакомить детей с техникой «ниткография». Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Продолжать знакомить с техникой «ниткография».
Ноябрь

(4 неделя)

«Зимние цветы» Совершенствования двух техник - «примакивание кистью», и рисование ватными палочками. Учить создавать рисунок пользуясь ощущениями от просматриваемых картин. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции. Совершенствование техник «пиримакивание кистью», рисование ватными палочками.
Декабрь

(1 неделя)

«Снежинка» Познакомить детей с новой техникой рисования – «граттаж». Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Освоение техники «граттаж».
Декабрь

(2 неделя)

«Мастерская Деда Мороза»

(Делаем заготовки новогодних шаров)

Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. Продолжать знакомить с техникой «монотипия». (Заготовки для бедующего коллажа).
Декабрь

(3 неделя)

«Мастерская Деда Мороза» Рисуем фон для завершения работы. Соединяем фон и заготовки новогодних шаров. Учить создавать целостность композиции. Освоение техники «коллаж».
Январь

(2 неделя)

«Зимний пейзаж» Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции. Развивать воображение и творчество. Освоение новой техники рисования – отпечаток целлофановым пакетом.
Январь

(2 неделя)

«Мишка на севере» Продолжать совершенствовать технику «пуантилизм». Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. Совершенствование техники «пуантилизм».
Январь

(2 неделя)

«Зимнее дерево» Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования солью.
Февраль

(1 неделя)

«Семья снеговиков» Учить детей рисовать объемные изображения. Создать радостное, настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Рисование объемной краской.
Февраль

(2 неделя)

«Необычный букет» Познакомить детей с техникой одного мазка. Научить рисовать цветы за один мазок, путем набирание на кисть двух контрастных красок. Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение техники «одного мазка».
Февраль

(3 неделя)

«Снегирь» Познакомить детей с техникой «пластилинография». Научить создавать картины рисуя пластилином, расширить знания детей о пластилине и его возможностях. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Освоение техники «пластилинография».
Февраль

(4 неделя)

«Пушистый котенок» Продолжать учить рисовать пастелью по затонированой бумаге. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. Рисование постелью.
Март

(1 неделя)

«Букет» Учить создавать цветочную композицию на сырой бумаге, дорисовывать отдельные детали изображения кистью. Развивать воображение и творчество. Рисование по мокрой бумаге.
Март

(2 неделя)

«Бабочки» Продолжать знакомить детей с техникой «набрызг многослойный». Учить выполнять работу в два этапа: заготовка фона, нанесение изображения на фон. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. Продолжать знакомить с техникой «набрызг многослойный».
Март

(3 неделя)

«Нежные цветы» Продолжить знакомить детей с техникой использования восковых мелков и акварели. Познакомить детей с витражом. Учить придавать рисунку эффект витража, рисовать цветы используя шаблоны. Соблюдать правила композиции и цветовой колорит. Продолжать знакомить с техникой акварель + восковые мелки.
Март

(4 неделя)

Абстракция

(пробная работа)

Познакомить детей с новой техникой. Учить заполнять пустое пространство изображения разными узорами. Проявлять внимательность, воспитывать усидчивость, целенаправленность. Освоение техники «зетангл».
Апрель

(1 неделя)

«Весенние дерево» Учить детей использовать две техники в одной работе, восковые мелки + акварель и небрызг. Продолжать обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, эстетические восприятие. Использование двух техник, восковые мелки + акварель и небрызг.
Апрель

(2 неделя)

«Ночной город» Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием. Учить создавать яркое, насыщенное изображение на темной бумаге. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Рисование мелом на тонированной бумаге.
Апрель

(3 неделя)

«Морские просторы» Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Подвести детей к тому, что эта техника бывает дух видов, предметная и пейзажная, и использовать ее можно по-разному. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Продолжать знакомить с техникой «монотипия».
Апрель

(4 неделя)

«Цветение яблони» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.
Май

(1 неделя)

«Праздничный салют» Продолжать знакомит детей с техникой «граттаж». Учить самостоятельно наносить изображение. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать знакомить с техникой «граттаж».
Май

(2 неделя)

«Радуга над поляной» Совершенствование техники «тычок жесткой, сухой кистью». Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. Продолжать знакомить с техникой «тычок жесткой, сухой кистью».
Май

(3 неделя)

«Вот и лето пришло» Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

dohcolonoc.ru

Рисование в подготовительной группе

Цель:

Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.

Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции.

Планируемые результаты:

Знает жанр изобразительного искусства- пейзаж ; умеет создавать различные образы деревьев , кустов, трав с помощью предложенных техник.Умеет передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью), ветки разной длины. Имеет навыки рисования листвы приёмом вертикального мазка (способ примакивания). Имеет представление  о характерных признаках осени. 

Материал: - белый лист бумаги А2(для образца), - альбомные листы для детей, - презентация «Золотая осень», - мольберт, -восковые мелки, акварельные краски, кисти №3, 6 (белка), - влажные салфетки, вода, -.

Методические приёмы: - показ и объяснение воспитателя, - музыкальное сопровождение, вопросы к детям, - напоминание о технике рисования, - наблюдение за работой детей, советы, - слушание музыки П. Чайковского, - рассматривание работ детей, - анализ работ детьми и воспитателем.

Предварительная работа: Знакомство детей с техникой тонирования листа бумаги, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев (осени).

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.

Муз. рук.: Ребята, я рада видеть вас снова здесь в нашем уютном светлом зале!

А вы сегодня, когда пришли в сад все поздоровались друг с другом, все пожелали друг другу доброго дня? (ответы детей) А давайте сейчас песенкой поприветствуем друг друга и наших гостей.

Дети исполняют песню «Здравствуйте» Картушиной.

Воспитатель. Мы поздоровались друг с другом, с гостями, а теперь давайте спросим по-татарски как у нас деда друг у друга и гостей.

Игра “Хәлләр ничек?”

Муз. рук.: Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. Ну, вот, вы поздоровались, узнали как у нас дела, и теперь мы можем начинать. Давайте сядем на стульчики. Утырабыз. (Дети садятся на стульчики)

Муз. рук.: Ребята, отгадайте загадку!

Если на деревьях листья пожелтели,

Муз. рук.: Что вы себе представляли, когда слушали музыку? Правильно, слушая музыку, мы можем представить себе такую картину: осенние листья, падая, кружатся в вальсе, светит солнышко, птицы плавно взмахивают крыльями, улетая на юг.

Муз.рук.: У каждого времени года свои звуки. Как вы думаете, можно по звукам определить время года? Ответы детей. Скажите, какой звук можно услышать только осенью? (Ответы детей). Правильно, шуршание листвы под ногами. Ребята, для каждого из вас я приготовила осенние листья 3-х цветов: красного,(по-татарски - кызыл), желтого (пО-татарски сары), зелёного(по татарски- яшел).

Сейчас мы с ними поиграем. Давайте все встанем в круг. Игра сегодня особенная: я буду называть цвета на татарском языке. Мы сейчас будем петь, как закончится музыка, вы должны поднять листочек того цвета, который я назову.

«Игра с листочками» Картушиной. (играем 3 раза)

Муз. рук.: Молодцы, ребята, садитесь-утырыгыз.

Воспитатель проводит рисование.

Воспитатель. И музыку послушали и поиграли, а вот нарисовать осень сможете? (Да- айе). Перед тем как приступить к работе, давайте послушаем как Художница -Осень раскрасила природу в разные цвета. Послушайте рассказ Б. Скребицкого «Осень». «Для своей работы Художница - Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный. Весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб- богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.

Глядит- а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по -своему, по- осеннему, кого одела в желтый наряд, кого- в ярко красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья ,а иглы, их не разукрасишь. Пусть какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно- зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе...»

Воспитатель: А какого цвета листья вы видели? (желтые,- сары, красные - кызыл, бурые, багряные, золотистые, желто- зеленые, пятнистые, оранжевые. При ответе детей уточнять на каком дереве они видели листья названного цвета).

2. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осень и попробуем передать в рисунке признаки «золотой осени». Вы уже умеете рисовать деревья разных пород, знаете, что цвет, строение ствола, и расположение ветвей у них разное. Они как люди могут быть низкие (кечкенэ), и высокие (зур), старые и

молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.

Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз.

Листья на деревьях, словно красивое платье (матур кулмэк ,): желтое -сары, красное- кызыл, оранжевое, багряное. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев.

Воспитатель: Воспитатель уточняет приемы рисования. Подбирая краски , вспомните , какие листья вы видели на деревьях, чтобы они передавали состояние природы.

Дети приступают к работе.

Дети начинают рисовать. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Восковые мелки необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев. Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.

Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску нарисовать небо и траву, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве.

В процессе рисования осени звучит аудиозапись классической музыки Воспитатель поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости,

3. Заключительная часть.

Проводится анализ детских работ воспитатель показывает детям рисунок, на котором деревья изображены при слабом ветре, спрашивает, у кого на рисунке ветер дует сильнее. Показывает такой рисунок. Отмечает рисунки с интересным композиционным решением. Отмечает, что одно и то же можно изобразить по- разному, по-своему и такие рисунки всегда интересно рассматривать.

Дети выделяют наиболее удачные. С детьми обсуждается настроение , переданное в рисунках.

Воспитатель предлагает детям поместить их рисунки на стенде и тогда получится один большой осенний парк.

По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа):

Воспитатель

Кто сказал, что осень

Грустная пора?

Радостно по лужам Скачет детвора.

Желтые листочки В воздухе кружат.

По стеклу дождинки

Весело стучат.

Если светит солнышко,

Можно нам гулять:

Бегать, веселиться,

Прыгать и скакать.

Если туча хмурится И грозит дождем,

Спрячемся под зонтиком Дождик переждем.

Муз. рук.: Ребята, скажите, если бы дождь вдруг зазвучал, то какой музыкальный инструмент мог бы её озвучить? Ответы детей. Я тоже думаю, что колокольчик, ведь звук у него тоже можно назвать прозрачным.песню мы споем стоя. Всаньте -басыгыз. Песня «Грустный дождик»

Муз. рук.: Молодцы, ребята! Вы старались исполнить песню протяжно, четко выговаривали слова и голосом передали грустный характер песни. Подводя итоги нашего занятия, можно сдедать вывод, что осень - такая разная.. .такая неповторимая.. .и не смотря это, мы не будем грустить, закончим наше занятие на веселой ноте. Давайте попрощаемся на русском и татарском языке. Дети поют «До свидания», «Сау булыгыз» и уходят из зала.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о