Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе звук и буква в – ». , – .

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква В"

 Звук и буква «В»

Цель. Познакомить детей со звуком и буквой «В».

Задачи:

Образовательные. Знакомство со звуком и буквой «В».

Коррекционные. Развитие мыслительных операций; развитие синтаксической и грамматической сторон речи; расширение словаря учащихся; развитие мелкой ручной моторики; развитие произвольного внимания; развитие зрительного и слухового восприятия.

Воспитательные. Выполнение заданий по инструкции учителя.

Ход занятия.

Изучение звука.

Вводная часть.

 «Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со звуком и буквой «В».

Основная часть.

Сейчас я вам буду показывать картинки, где встречается этот звук».

Учитель показывает детям картинки, где звук «В» находится в сильной позиции и произносит этот звук с выделением.

Ваза, волк, варежки, дерево, тыква, диван, ворона.

«Ребята, скажите мне какой звук звучал громче остальных? ([В]).

 Скажите, какой звук повторяется в каждом слове? ([В]).

Правильно.

А теперь я буду называть вам слова, а вы когда услышите звук [в] в начале слова хлопните в ладоши. Например, я говорю слово вилка. Звук [в] находится в начале слове. А раз звук [в] в начале слова, то вы должны хлопнуть в ладоши. Понятно? ».

Учитель произносит слова: волк, ваза, ковер, ворона, самолет, виноград. Дети хлопают в ладоши, когда звук [в] встречается в начале слова.

«Молодцы. А сейчас я буду произносить другие слова, а вы когда услышите звук [в] в конце слова, то опять хлопните в ладоши. Понятно?»

Учитель произносит слова, где звук [в] встречается в конце слова: дерево, воробей, тыква, вилка, диван.  Дети хлопают в ладоши, когда слышан звук [в] в конце слова.

«Хорошо. А теперь давайте с вами поиграем. Игра называется «Узнайте звук». Вы должны будете встать, если услышите в слове звук [в]: дверь, стул, книга, ведро, фрукт, окно, варежки, дом, виноград.

Хорошо. Мы немножко поиграли. Посмотрите, что у меня в руках? (Зеркало) Правильно. У вас у каждого тоже есть зеркальце. Достаньте его. (Дети достают свои зеркальца) Сейчас мы с вами будем произносить наш звук [в] и зеркальце нам поможет. Для того чтобы мы красиво и правильно произнесли звук, мы будем смотреть в зеркало».

Дети смотрят в зеркало и произносят звук.

«Ребята, можем ли мы пропеть звук [в]? Давайте попробуем. Нет, мы не можем пропеть звук [в]. Раз звук нельзя пропеть, значит этот звук согласный. Значит звук [в] – согласный звук».

«Теперь посмотрите на доску. У меня на доске есть 4 картинки. Посмотрите на них и скажите, что изображено на картинках? (Волк, яблоко, тыква, книга)

Правильно, а теперь скажите, встречается ли в этих картинках звук [в]? (Да) Назовите мне эти картинки. (Волк, тыква) Правильно, молодцы».

Изучение буквы.

На доске у учителя висит изображение буквы «В»

«Звук [в], который мы сегодня изучали, обозначается буквой «В». Посмотрите, пожалуйста, на доску. У меня на доске изображены две буквы: заглавная и строчная. Посмотрите, как они выглядят».

Учитель показывает указкой сначала одну букву, затем другую.

«Буква «В» состоит из трех элементов. Из одной вертикальной палочки и двух полуовалов».

Учитель указкой показывает элементы буквы.

«Сейчас я вам раздам буквы. А теперь, давайте обведем букву по контуру сначала двумя пальчиками. Сначала пальчиками мы обведем вертикальную палочку, затем верхний полуовал, а затем нижний. (Дети обводят.) А теперь – одним пальчиком. (Дети обводят.) А теперь давайте глазками посмотрим на букву. Давайте так же глазками обведем букву.  (Дети обводят.)»

«Сейчас мы с вами будем выкладывать нашу букву из веревочек».

Учитель каждому ребенку выдает конверт с веревками, нитками.

«Возьмите из конверта самую короткую веревочку и положите эту веревочку на вертикальную палочку у буквы «В». Теперь возьмите две другие веревочки и положите их на два полуовала буквы. Посмотрите, у нас получилась буква «В» А теперь давайте вы сами также выложите букву». (Дети выкладывают.)

«Хорошо. Сложите ниточки в конвертик. Сейчас я вам дам другие конвертики». Учитель раздает конверты. «Посмотрите у вас в конвертах элементы буквы «В». Посмотрите еще раз на букву и попробуйте собрать букву из элементов». (Дети конструируют букву из бумажных элементов.)

«Молодцы. Теперь сложите все в конверты и положите на край парты. Сейчас я вам раздам другие конверты». Учитель раздает конверты.

«Посмотрите, что в конвертах? (Элементы букв.)  Посмотрите еще раз на букву «В». А теперь вам нужно выбрать из этих элементов такие элементы, которые подходят для буквы «В». Теперь сделайте из этих элементов букву «В». Получилось? (Да.) Молодцы, значит, вы правильно выбрали элементы. Теперь давайте уберем все в конвертики».

Учитель проходит и собирает конверты.

«Сейчас мы будем рисовать букву «В». Для этого нам понадобится мокрая тряпка». Учитель раздает детям мокрые тряпки.

«Посмотрите, как выглядит буква «В» и нарисуйте мокрой тряпкой прямо на столе эту букву. А теперь давайте пальчиком в воздухе нарисуем букву «В». Сейчас я вам раздам листы. Теперь давайте обведем букву по точкам. А теперь каждый по очереди будет выходить к доске и так же обводить букву по точкам». На доске у учителя нарисована рабочая строка и поставлены опорные точки.

«Теперь мы с вами будем читать слоги с этой буквой.

А ================➔В

О ================➔В

У ================➔В

Ы ================➔В

И ================➔В

«Какая буква? (А) Теперь долго тяните ее, пока я не дойду до следующей буквы».

Такая работа проводится со всеми закрытыми слогами. Затем стрелка укорачивается.

А ==========➔В

А =====➔В

АВ

О ==========➔В

О =====➔В

ОВ

У ==========➔В

У =====➔В

УВ

Ы ==========➔В

Ы =====➔В

ЫВ

И ==========➔В

И =====➔В

ИВ

Затем дети читают открытые слоги так же.

В ================➔А

В ================➔О

В ================➔У

В ================➔Ы

В ================➔И

«Какая это буква? (В) Теперь долго ее тяните, пока я не дойду до следующей буквы». Затем стрелка укорачивается.

В ==========➔А

В =====➔А

ВА

Аналогично проводится с остальными слогами.

«Откройте букварь. Посмотрите что изображено? Какой первый рисунок? (Вол). Сколько слогов в этом слове? (Один слог) Что изображено ниже?

(Ваза.) А что еще изображено? (Возы.) Посмотрите, а какая картинка рядом с возом? (Вилы.) На какую букву начинаются все эти слова? (В). А сколько слогов в этих словах? (Два слога.) Правильно. Посмотрите, под картинками вам даны слова, давайте их прочтем. (Дети читают слова: ваза, возы, вилы, ваза, вата, сова, ива.)

Посмотрите, а что изображено у нас справа на первой картинке? (Волы и воз.) А где волы стоят? (У дерева) А как называется это дерево? (Ива)

А кто изображен ниже? (Мальчики.) А что у первого мальчика в руке? (Коса) А зачем ему коса? (Чтобы косить траву) А что у второго мальчика в руках? (Вилы) А кто-нибудь знает, для чего нужны вилы? (Чтобы собирать траву)

Под картинками нам дан текст. Сначала я его вам прочту, а затем вы будете его читать по цепочке».

Учитель читает текст. Затем текст читают дети.

Заключительная часть.

«Какой звук мы сегодня изучали на уроке? ([В]). Назовите мне слова с этим звуком. (Ваза, вол, воз, вилы.)

Теперь посмотрите на доску. У меня на доске спряталась буква «В». Кто мне может найти ее и обвести? Молодцы».

Оценка детей.

nsportal.ru

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки В-Вь"

Звуки В – Вь. Буква Вв

Задачи: 

        коррекционно – образовательные:  знакомство  с буквой В. Совершенствовать умение дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости. Закрепление навыка определения количества слогов в словах Совершенствование навыков   звукобуквенного анализа.

         коррекционно-развиваюшие: развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения,  артикуляционной, тонкой и  обшей моторики;

       воспитательные: воспитание доброжелательности,  взаимопонимания, навыков сотрудничества, инициативности

Средства: предметные картинки со звуками  [В], [В‘], наборы для составления схем слов, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Способы:

Организационный момент.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Знакомство с темой – рассматривание картинок, выделение звука [В].

Фонетическая зарядка.

Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звуков [в, вь]

Как дует ветер? (Ввв)

 Игра «Кто внимательный?»

Какой одинаковый звук в словах: василек, велосипед, ворона, волк, телевизор.

- Послушайте загадки:

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (ВОЛК)

Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (ВАРЕЖКИ)

Какой первый звук вы слышите в отгадках? (ответы детей)

Произнесение, характеристика звука [В].

Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляцию звука [В]:

— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

— верхние зубки слегка видны;

— горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху, может быть твердым и мягким, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой В. Она пишется вот так В.

Как вы думаете, на что похожа буква В. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

Пальчиковая гимнастика

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

 Произнесите быстро и чисто чистоговорки

ВА – ВА – ВА – выросла трава.

ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.

ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.

Упражнение  «Найди место звука в слове»

У вас на столе лежат карточки со звуком В, давайте назовем их и определим место звука в слове, твердый или мягкий звук.

(карточки - вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост)

Игра  «Разноцветные квадраты»

Давайте поиграем, я буду называть слова, а вы как услышите звук твердый звук В то выкладываете в квадрат – синий круг, если мягкий – зеленый.

Ветер, ваза, ведро.  Вагон, Витя, вода.  Ванна, весна, вата.

Подвижное упражнение

Стук, стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

Домик строим для людей.

Упражнение «Раздели слова на слоги»

ВАТА, АВТОБУС, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, УМЫВАЛЬНИК, ИВА, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ХВОСТ, ВАЗА, БУКВЫ.

Работа в тетради

 Работа в кассе букв

Выложи и прочитай слоги;

ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ.

Выложи и прочитай слова

ВОТ, ВОДА, ВОН

Выложи и прочитай предложение

ВОТ ВОВА. ВОТ ВОВА И ДИМА.

Упражнение  «Составь предложение, выложи схему»

ДОМ, МАЛЬЧИК, В, ИДЕТ.

Итог.

nsportal.ru

«Звук И, буква И» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук И, буква И» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 оздоровительной направленности»

подготовила учитель – логопед Федичкина Н.Н. г. Кириши 2017г.

Цель: Закреплять правильное произношение звука [И], познакомить с буквой И.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • уточнить произношение звука [И]
  • определять позицию звука в слове
  • формировать и расширять у детей лексический словарь

Коррекционно – развивающие:

  • учить детей выделять звук [И] из состава слогов, слов и предложений
  • развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику
  • учить детей изменению силы и высоты голоса
  • развивать фонематический слух и восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать навыки организованного поведения..

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент).

Правило поведения на занятии.

- Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

II. Основная часть.

1. Развитие артикуляционной моторики.

- Для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

Артикуляционная гимнастика (Логомер. Комплекс упражнений.)

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, отгадайте пожалуйста мои загадки. (Находим отгадки с помощью Логомера. Слайд №14)

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

- А называют кораблик… (Иголка)

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка.

И машина, и зверушки

Называются (Игрушки)

- Какой общий звук вы слышите в словах-отгадках? (звук [И])

- Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [И].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [И] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (губы улыбаются). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

- Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

- Вспомни, на схемах обозначаем гласные звуки красным кружком.

4. Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове.

  • Наш звук [И] может прятаться в разных словах. А сейчас вы сами попробуете догадаться

где спрятался звук [И] (работа с картинками Логомера Слайд №15).

Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [И]. Говорим название предмета, длительно произнося звук [И].

Картинки: иголка, улитка, цветок, книга, туфли, заяц, лягушка, стол, крокодил, коньки, кошка, сапоги.

- А теперь проговорим слова в которых вы услышали звук [И] с прохлопыванием и разделим их на слоги.

- Определим место звука [И] в словах: иголка, книга, сапоги. (Логомер Слайд№6)

5. Физминутка. (Упражнения Логомер)

6. Соотношение звука с буквой. (Логомер Слайд №17)

- Ребята, посмотрите на доску. Это буква И. Запомните, звук [И] на письме обозначается буквой И.

Вот зигзагом буква И,

Будто молния- гляди.

Инна в Игры не Играла,

Инна И в словах Искала.

- Давайте попробуем сделать букву И из счетных палочек. Напишем букву И в воздухе.

7. Чтение звукокомплексов. (Логомер №18)

АИ УИ ИА ИУ ИИ

8. Знакомство с частицей И, составление и анализ словосочетаний.

- А давайте подумаем в чьих именах есть звук И? Дети подбирают имена.

- Я попрошу выйти и взяться за руки Вику и Дениса. (Лилю и Мишу)

- Получилась пара: Вика и Денис. (Лиля и Миша)

- Звук И присутствует не только в разных словах, но и соединяет их.

- Звук И является маленьким самостоятельным словом, которое соединяет слова. Например:

Девочка и мальчик.

- А теперь вы подберите два слова, которые можно соединить И. (Логомер Слайд №19)

Принц и принцесса. Футболист и мяч. Бабушка и дедушка. Зайка и морковка. Белочка и орехи.

Тигр и тигренок.

9. Подведение итогов занятия.

- Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

- Звук [И] какой? Каким цветом будем его обозначать на схемах?

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

План-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М.

Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков  [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определение позиций звуков в словах; знакомство с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук; составлять предложения из предложенных слов.

 Оборудование: зеркала, игрушечная машина, картинка колокольчик, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), картинки валенки с заплатками, картинки со звуком [М], [М’], картинка с ежиком, массажные мячики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию (возьмите зеркала).

- За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!

      А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?

- Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.

А, О, У, Ы, Э, И.

- Они какие?

- Гласные.

- Как они произносятся?

- свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).

  1. Усвоение нового материала:

Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

- Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

(показывается машина-игрушка)

- Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (МЯЧИК).

- Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.

МАШИНА, МЯЧ.

- Назовите первые звуки эти слов.

ММММашина [М], ММММЯчик [М’].

- Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

Кто сможет придумать слова со звуком «М».

3. Уточнение артикуляции звука:

- возьмите зеркала улыбнитесь. Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).

- А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).

- Что происходит с нашими губами?

- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- А воздух выходит свободно?

- Нет.

- Что ему мешает?

- Губы.

4. Характеристика звуков:

- А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

- Согласными.

- Значит, звуки [М], [М’] согласные.

- Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]…. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?

- Звонкие. (Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком).

- А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.

- Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).

- А мягкие? (Зеленым).

Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»».

Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся.

Игра: «Где живет звук»

Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. В валенок с заплаткой в начале – картинки со свуком «М» в начале слова, в валенок с заплаткой по середине – картинки со звуком «М» в середине слова, в валенок с заплаткой в конце – картинки со звуком «М» в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, МУХОМОР, ЛИМОН, МАЛИНА, МАНДАРИН, МЫЛО, МУКА, МУХА, МАСЛО, СУМКА, ЗИМА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ, МУРАВЕЙНИК, МОРКОВЬ, МОСТ), (МУХА, МРАВЕЙ, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ, МОЛОТОК, ЗИМА, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ, СОМ, ДОМ, ДЫМ) – показываются картинки.

- Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать.

 

- А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Физминутка.

Тук ток, туки ток,

Застучал молоток,

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом

С окнами большими

Со ставнями резными,

Тук ток, туки ток

Замолчал молоток,

Вот готов новый дом,

Будем жить мы в нем.

(Молодцы, садимся на свои места).

Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам».

МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.

Игра: «Подбери слово-действие».

МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…

МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….

МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….

- Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.

Со звуком мы познакомились. А вот и буква «эМ».

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «эМ».

- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).

- Ребята посмотрите, какой колючий еж пришел к нам в гости. Давайте, с ним поговорим. (раздаются массажные мячики).

Пальчиковая гимнастика «Разговор с ежиком».

- Гладь мои ладошки еж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

 Игра «Скажи наоборот»
Я буду называть слова, а вам нужно назвать противоположные  по смыслу (слова антонимы), которые начинаются со звука [М].

Глупый - (мудрый)
Много - (мало)
Большой - (маленький)
Сухой - (мокрый)


Повтори предложения.
Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

Игра: «Отгадай загадки».

А теперь будьте очень внимательными, будете отгадывать загадки!

    Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Вкусны — оближешь пальчики! —

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

Шустрые ребятки

Натянули шляпки,

Шляпки на подкладке.

Скользкие да гладкие. (Маслята)

От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Пока я ночью сладко спал,

Пришёл волшебник с кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья. (Мороз)

Через речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит — не дрожит,

По нему трамвай бежит. (Мост)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

Задки про лесных зверей:

- Послушайте первую загадку:

  У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

 А от голода-кора? (ЗАЯЦ).

- Как вы догадались, что эта загадка о зайце? (У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов).

- Послушайте вторую загадку:

   Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке-летом. (БЕЛКА).

 - Как вы догадались, что эта загадка о белке? (Белка носит рыжую шубу летом, а зимой у нее серенькая шубка).

- Послушайте следующую загадку:

  Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).

- Почему вы решили, что это медведь? (Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной).

 Перескажи рассказ
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
- На, Мурка молоко.
- Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Беседа о диких животных.

- Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными? (Они живут в лесу, сами себе добывают корм, сами о себе заботятся).

- Чем дикие животные отличаются друг от друга? (Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.

- Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Какими они бывают? Каким цветом обозначаются? Звонкие или глухие? Молодцы ребята, большое вам спасибо!

Повтори чистоговорки.
Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.

Повтори пословицы, поговорки.
Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.

Повтори скороговорки.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.

Повтори загадки.
Красная девица сидит в темнице,
Голова на ножке,
А коса на улице.  (Морковь) 

В голове горошки.  (Мак)

Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда перестает.   (Муха)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

 Игра «Подскажи словечко»
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

И шалить без передышки
Целый день могли...(мартышки).

Два часа мочалкой...(мыли).
Прицепившись к задней шине,
Маша едет на...(машине).

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка).

 Повтори слова.

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

(подготовительная группа)

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Ход НОД:

  1. Организационный момент

В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Слышем и Буковкой.

     2.  Основная часть

Знакомство со звуком А.

В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова: август, аист, адрес, астры, альбом.

В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

Злата, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? Дима: А – А – А.

Уточнение артикуляции.

В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает».

В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

В.:  Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.

Упражнения в произнесении звука А.

Игра «Длинный – короткий»

В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

Игра «Эхо»

В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел — шел - шел,                                                   (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел.                                                              (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок,                                                                           (Наклоны вперед.)
Два - грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Три - грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.                                                        (Шагаем на месте.)

Работа с демонстрируемым материалом

Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля, девочку зовут Варя.

В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.

Знакомство с буквой А.

В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

Подведение итога НОД.

В.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква?  Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.

nsportal.ru

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД» №76 г.Тюмени

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Подготовила:

Учитель – логопед Исмагилова Г.И.

Тюмень, 2017

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М.

Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определение позиций звуков в словах; знакомство с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук; составлять предложения из предложенных слов.

Оборудование: зеркала, игрушечная машина, картинка колокольчик, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), картинки валенки с заплатками, картинки со звуком [М], [М’], картинка с ежиком, массажные мячики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию (возьмите зеркала).

- За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!

А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?

- Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.

А, О, У, Ы, Э, И.

- Они какие?

- Гласные.

- Как они произносятся?

- свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).

  1. Усвоение нового материала:

Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

- Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

(показывается машина-игрушка)

- Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (МЯЧИК).

- Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.

МАШИНА, МЯЧ.

- Назовите первые звуки эти слов.

ММММашина [М], ММММЯчик [М’].

- Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

Кто сможет придумать слова со звуком «М».

3. Уточнение артикуляции звука:

- возьмите зеркала улыбнитесь. Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).

- А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).

- Что происходит с нашими губами?

- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- А воздух выходит свободно?

- Нет.

- Что ему мешает?

- Губы.

4. Характеристика звуков:

- А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

- Согласными.

- Значит, звуки [М], [М’] согласные.

- Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]…. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?

- Звонкие. (Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком).

- А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.

- Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).

- А мягкие? (Зеленым).

Игра: ««Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий»».

Давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. (МАК, МОРОЗ, МЕТЛА, МЕД, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАНДАРИН, МАЛИНА, МЯЧИК, МЕРЦАЮТ, МЫШКА) – слова просто произносятся.

Игра: «Где живет звук»

Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. В валенок с заплаткой в начале – картинки со свуком «М» в начале слова, в валенок с заплаткой по середине – картинки со звуком «М» в середине слова, в валенок с заплаткой в конце – картинки со звуком «М» в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, МУХОМОР, ЛИМОН, МАЛИНА, МАНДАРИН, МЫЛО, МУКА, МУХА, МАСЛО, СУМКА, ЗИМА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ, МУРАВЕЙНИК, МОРКОВЬ, МОСТ), (МУХА, МРАВЕЙ, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ, МОЛОТОК, ЗИМА, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ, СОМ, ДОМ, ДЫМ) – показываются картинки.

- Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать.

- А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Физминутка.

Тук ток, туки ток,

Застучал молоток,

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом

С окнами большими

Со ставнями резными,

Тук ток, туки ток

Замолчал молоток,

Вот готов новый дом,

Будем жить мы в нем.

(Молодцы, садимся на свои места).

Игра: «Раздели слова на слоги, деление по слогам».

МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.

Игра: «Подбери слово-действие».

МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…

МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….

МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….

- Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.

Со звуком мы познакомились. А вот и буква «эМ».

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «эМ».

- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).

- Ребята посмотрите, какой колючий еж пришел к нам в гости. Давайте, с ним поговорим. (раздаются массажные мячики).

Пальчиковая гимнастика «Разговор с ежиком».

- Гладь мои ладошки еж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Игра «Скажи наоборот»
Я буду называть слова, а вам нужно назвать противоположные по смыслу (слова антонимы), которые начинаются со звука [М].

Глупый - (мудрый)
Много - (мало)
Большой - (маленький)
Сухой - (мокрый)


Повтори предложения.
Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

Игра: «Отгадай загадки».

А теперь будьте очень внимательными, будете отгадывать загадки!

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Вкусны — оближешь пальчики! —

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

Шустрые ребятки

Натянули шляпки,

Шляпки на подкладке.

Скользкие да гладкие. (Маслята)

От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Пока я ночью сладко спал,

Пришёл волшебник с кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья. (Мороз)

Через речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит — не дрожит,

По нему трамвай бежит. (Мост)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

Задки про лесных зверей:

- Послушайте первую загадку:

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода-кора? (ЗАЯЦ).

- Как вы догадались, что эта загадка о зайце? (У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов).

- Послушайте вторую загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке-летом. (БЕЛКА).

- Как вы догадались, что эта загадка о белке? (Белка носит рыжую шубу летом, а зимой у нее серенькая шубка).

- Послушайте следующую загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).

- Почему вы решили, что это медведь? (Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной).

Перескажи рассказ
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
- На, Мурка молоко.
- Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Беседа о диких животных.

- Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными? (Они живут в лесу, сами себе добывают корм, сами о себе заботятся).

- Чем дикие животные отличаются друг от друга? (Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.

- Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Какими они бывают? Каким цветом обозначаются? Звонкие или глухие? Молодцы ребята, большое вам спасибо!

Повтори чистоговорки.
Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.

Повтори пословицы, поговорки.
Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.

Повтори скороговорки.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.

Повтори загадки.
Красная девица сидит в темнице,
Голова на ножке,
А коса на улице.  (Морковь) 

В голове горошки.  (Мак)

Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда перестает.   (Муха)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

Игра «Подскажи словечко»
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

И шалить без передышки
Целый день могли...(мартышки).

Два часа мочалкой...(мыли).
Прицепившись к задней шине,
Маша едет на...(машине).

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка).

Повтори слова.

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *