Отчет по самообразованию в подготовительной группе – Материал (подготовительная группа) на тему: Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему “Роль загадки в воспитании дошкольника”

Содержание

Материал по математике (старшая, подготовительная группа) на тему: ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ИГРЫ -ГОЛОВОЛОМКИ ПО ФЭМП КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ».

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы № 11 Белогривцевой О.И.

по теме:

«Игры – головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития».

Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Цели:

Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.

Способствовать развитию познавательной активности детей.

Задачи:

1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

2. Развивать воображение детей.

3. Развивать логическое мышление детей.

4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)

5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.

Сентябрь

Работа с детьми:

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе» (анализ и обсуждение сказки с детьми).

- Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек» (карточки-схемы)

Выход темы: Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек способствуют более продуктивному запоминанию материала.

Работа с родителями:

Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».

Октябрь

Работа с детьми:

- Обучение модулированию ( учить составлять из нескольких треугольников один, из трёх частей круга круг, четырёх отрезков четырёхугольник, из двух коротких один длинный и т.д.)

- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша:

д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы)

-д/и «Украсим дерево листочками» (блоки + карточки символы)

д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы)

Работа с родителями:                                                                   Памятка для родителей : «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»

Ноябрь

Работа с детьми:

-Использование в индивидуальной деятельности и в НОД математических загадок;

-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера: «Построение лестницы»)

- Обучение конструированию фигурок по словесному описанию и перечислению их характерных слов.

- Изготовление шаблонов контуров фигур

Работа с родителями:                                                                   

Консультации по вопросам организации игр головоломок с детьми в домашних условиях. Участие родителей в изготовлении шаблонов и контуров фигур.

Декабрь

Работа с детьми                                                                    -Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»;

- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности упражнений «Графический диктант».

-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью головоломок «Доберись до домика», «Поймай рыбку».

- Формировать умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, тетрадь), располагать предметы в указанном направлении.

Работа с родителями:                                                                   

 Памятка для родителей «Приобретение навыков работы с играми головоломками».

Наглядный материал в родительский уголок.

Январь

Работа с детьми:

-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Вставь пропущенное число», «Я загадала», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу» и т.д..

- Математическое развлечение «Путешествие в математическую страну на остров арифметической задачи».

- Игры -соревнования «Кто быстрее соберёт фигурку», «Чья команда быстрее соберёт фигуру».

Работа с родителями:                                                                   Материал в родительский уголок:- Консультация для родителей «Важность обучения детей развивающим играм», Памятка «Загадки на сообразительность и развитие воображения»

Февраль

Работа с детьми:

-Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Колумбово Яйцо, «Монгольская игра», «Листик»;

- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления.

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм»

- Создание копилки игр лабиринтов «Волшебная шкатулка».

Работа с родителями: Включение родителей в создание копилки игр лабиринтов «Волшебная шкатулка».

Март

Работа с детьми:

-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори»

-Игра на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».

Консультация для воспитателей «Игра как средство развития логического мышления».

Работа с родителями:

Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

Апрель

Работа с детьми:

- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка».

- Закрепить умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, тетрадь), располагать предметы в указанном направлении.

- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности упражнений «Графический диктант», «Раскраски-лабиринты».

- Фотовыставка «Маленький гений».

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Как научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги».

 Май

Работа с детьми:

- д/и с обручами (от 1 до 10, «Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша + схемы)

- математическая викторина «Игра в КВН».

- Создание мини-центра «Наш мини-центр головоломок»

Работа с родителями:

Включение родителей в создание мини-центра головоломок.

Отчет о работе в форме презентации. Предоставление материалов самообразования в методический кабинет.

nsportal.ru

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Отчет по самообразованию

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Родничок»

Отчет по самообразованию

за 2015-2016 учебный год

Группа общеразвивающей направленности детей

от 6-и до 8-и лет (подготовительная к школе группа) № 8 «Белочка»

Воспитатель: Луговая Елена Михайловна

2016 г.

Целью моей работы над данной темой было повышение своего профессионального уровня, определив педагогические условия  формирования эмоциональной лексики как предпосылки обеспечения готовности детей к школе использования у детей 6 – 8 лет.

Перед началом работы были поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты проблемы формирования эмоциональной лексики у дошкольников как предпосылки обеспечения готовности к школе

Раскрыть особенности, цели, задачи, содержание, формы и методы формирования эмоциональной лексики как предпосылки обеспечения готовности детей к школе

Провести диагностику по формированию эмоциональной у детей 6 – 7 лет

Апробировать методику формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников

Формировать у детей умения и навыки практического владения эмоционально-оценочным словарем, способствовать его обогащению.

На первом этапе работы (диагностическом) была осуществлена следующая работа:

- составлен план по самообразованию;

- изучен уровень сформированности эмоциональной лексики у детей;

- составлен перспективный плана работы по формированию эмоциональной лексики с  детьми.

На теоретическом этапе работы была изучена научная, методическая литература, был проведен анализ документации и осуществлен подбор методической литературы по теме самообразования, проанализированы и были обобщены теоретические данные.

На третьем этапе работы (практическом) производилось внедрение в практику полученных теоретических знаний. А также:

- составленный план был апробирован к работе с детьми в данном направлении;

- разработан перспективный план работы по формированию эмоциональной лексики у детей;

- разработана  картотека игр по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста;

- были подготовлены консультации для родителей.

Работа с детьми велась по следующим направлениям:

1. Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи

- Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние.

- Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей.

- Формирование воспроизведения ритма речи.

- Формирование восприятия выразительности речи.

- Использование междометий в экспрессивной речи.

- Использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи.

- Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в - экспрессивной речи.

2. Формирование эмоциональной лексики

2.2. Словообразование:

- Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.

- Образование слов со значением увеличительности (суффикс «ищ»).

- Образование слов-синонимов.

- Образование слов-антонимов.

- Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый).

- Образование превосходной степени прилагательных.

2.3. Образование словосочетаний:

Добавление слов в словосочетании.

Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной

Степени.

Образование словосочетаний с синонимически близкими словами.

Образование словосочетаний со словами противоположного значения.

Образование словосочетаний путем добавления главного слова к зависимому.

Образование словосочетаний путем добавления зависимых слов к главному.

2.4. Составление предложений:

- Составление предложений с заданным словом.

- Составление деформированного предложения.

- Распространение предложений с помощью синонимов.

- Составление предложений с противительным союзом «А».

- Составление предложений с использованием прилагательных в превосходной и сравнительной степени.

- Составление предложений, с союзом «потому что».

2.5. Обучение рассказыванию

- Составление рассказов по графическим схемам.

- Составление рассказов по серии сюжетных картин.

- Составление рассказа по сюжетной картине.

- Творческое рассказывание.

Данную систему работы я реализовывала в совместной деятельности с детьми и в свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Словарную работу вела в процессе игровой, трудовой, творческой и бытовой деятельности, в повседневной жизни и

общении с дошкольниками.

В работе широко использовались загадки и описания предметов, их свойств и качеств. Были созданы «Сундучок загадок» и «Копилка слов», которые вызвали у детей большой интерес. Формируя у детей умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, уделяла внимание работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, фразеологизмов.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое

богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим

богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В

связи с этим, был составлен перечень детских художественных произведений, сделана подборка текстов, которые содержат эмоционально-оценочную лексику.

Прекрасную возможность для обогащения словарного запаса предоставляют

дидактические игры. Была составлена картотека дидактических игр и упражнений с учетом возрастных особенностей детей. Описание каждой лексической игры включает указание цели игры,  речевого материала, хода игры с методическими пояснениями ведения игры.

На обобщающем  этапе работы была проведена итоговая диагностика детей. Так же оформлена картотека игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста; составлен отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Таким образом, в своей педагогической деятельности я применяла современные

образовательные технологии: развивающие, диалоговые, личностно-ориентированные,

информационные, игровые, технологии свободного воспитания, диагностики, прогнозирования, которые помогли правильно организовывать работу по повышению качества учебно-воспитательного процесса.

nsportal.ru

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Отчёт по самообразованию "Развитие выразительности речи детей подготовительной к школе группы посредством приобщения к устному народному творчеству"

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ПО ТЕМЕ

«РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К

УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

за I полугодие 2016-2017уч. год.

                                                                                              МДОУ «Детский сад «Василёк»

                                                                                              р. п. Мулловка

                                                                                              Воспитатель: Жилина Е.В.

В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2016-2017 учебном году я выбрала тему для своего самообразования «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного  возраста посредством приобщения к устному народному творчеству». Считаю, эту тему очень актуальной на сегодняшний день. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре и традициям своего народа.

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие выразительности  связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. 

Цель:1. Совершенствовать звукопроизношение, развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связную выразительную речь и обогащать словарь детей.

2. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.

3. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость и память.

4. Учить создавать воображаемые образы и узнавать сказочные ситуации.

5. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром.

8. Воспитывать эстетический вкус.

В работе с детьми использовала те формы деятельности, которые доставляют ребенку радость, оказывают положительное нравственное влияние, гармонично его развивают и в конечном итоге способствуют развитию выразительности речи:

В процессе работы над данной темой мною было прочитано и изучено много литературы:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 6 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7.Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», ресурсы интернета.

Народные сказки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные являются основой устного народного творчества, а также важнейшим источником развития выразительности детской речи.

Дети хорошо воспринимают произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

У детей своей группы я давно заметила интерес к потешкам, загадкам, сказкам и, выбирая тему самообразования, решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Мы вместе с детьми старались через свои движения рассказать о чем говорится в потешке, учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.

Также дети с удовольствием отгадывали загадки, ведь загадки – это полезное упражнение для ума. Загадки старалась использовать в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, да и вообще в любом режимном моменте в течение дня. Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. загадки развивают мышление, наблюдательность детей. Выяснилось, что дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей дошкольного возраста. В дальнейшей своей работе с детьми буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития выразительности  речи детей.

Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству» 

Сроки выполнения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

сентябрь

Выбор темы.

Постановка целей и задач по данной теме.

Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка».

октябрь

Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки.

Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей».

ноябрь

Проведение краткосрочного проекта «Книги-лучшие друзья».

Изготовление книжек-малышек.

Создание библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей.

Выступление на педсовете

Проект «Книги-лучшие друзья».

декабрь

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).

«Роль сказки в развитии речи ребенка».

Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми»

nsportal.ru

Проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Отчёт по самообразованию педагога подготовительной группы.

Слайд 1

Проект по самообразованию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития – детский сад «Теремок» с. Александровское. Воспитатель: Подготовительной группы Бобрикова Любовь Васильевна Февраль 2018г.

Слайд 2

Развитие речи детей – одна из основных и главных задач детского сада. В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и другими гаджитами. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, не умеют общаться, составлять рассказы, плохо пересказывают. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, самоорганизации поведения ребёнка, в формировании социальных связей. Актуальность

Слайд 3

Поэтому мной была выбрана тема по самообразованию: " Развитие речи детей, через совместную театрализованную деятельность детей и родителей". Проблема: Нехватка знаний по новинкам новых методических технологий по развитию речи детей. Пополнить свои знания по методике обучения рассказыванию, составления рассказов по картине. Изучить методику по развитию речи Ушаковой и Гербовой. Изучить новинки по развитию речевых способностей детей.Повысить свой профессиональный уровень.

Слайд 4

Повысить свою профессиональную квалификацию по вопросу развития речи детей, через совместную театрализованную деятельность детей и родителей. Цель

Слайд 5

Изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию развития речи у детей; Создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста; Разработка системы работы с родителями по развитию речи детей; Обобщение опыта работы по данной теме. Задачи

Слайд 6

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы: картотеки игр и упражнений: «Речевые игры для дошкольников», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», « Книга сказок», «Фольклорные произведения», «Театрализованные игры». картотека мнемотаблиц по ознакомлению с окружающим, по заучиванию стихотворений, перессказывание или придумывание сказок. В группе был разработан и реализован проект с участием родителей: « Природа Родного края!», ведётся работа над проектом « Лесные витамины Сибири!», « Природные стихии».

Слайд 7

Ожидаемые результаты Овладение и использование инновационных технологий по развитию речевых способностей детей: мнемотаблицы по обучению детей рассказыванию, описанию предметов, схемы по заучиванию стихотворений, применение арттехнологий, сказкотерапии, старителлинга. Пополнить родительский уголок информацией по развитию речевых способностей детей. Продолжать привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности с детьми, принимать участие в работе над проектной деятельностью с целью повышения познавательных и речевых способностей детей, пополнения словарного запаса.

Слайд 8

Реализация проекта № Этапы Планируемые результаты Сроки 1. Теоретическая часть Изучение методической литературы, Интернет ресурсы Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с. В течении года 4. Живые мнемотаблицы по заучиванию стихов https://www.youtube.com/playlist

Слайд 9

Реализация проекта № Этапы Планируемые результаты Сроки 2. Практическая часть Развлечения с привлечением родителей в сюрпризных моментах, сетевое взаимодействие между старшей и подготовительной групп в организации развлечения Нового года; Открытые просмотры образовательной деятельности; Проектная деятельность, совместное участие детей и родителей: "Природа Родного края", " Лесные витамины Сибири", " Природные стихии", Музыкально - театрализованная деятельность " Волк и семеро козлят"; Создание картотеки пальчиковых игр; Создания альбома речевых игр. Изготовить консультацию для родителей по речевому развитию детей подготовительной группы. Октябрь Май В течении Года Февраль В течении Года Март

Слайд 10

Реализация проекта № Этапы Планируемые результаты Сроки 2. Продукты деятельности Картотека тематических пальчиковых игр Речевые игры Консультации для родителей по развитию речи детей подготовительной группы. Образовательная деятельность « Расскажи сказку» 8. Проектная деятельность " Природа родного края!" " Лесные ягоды витамины Сибири«, « Природные стихии». Проведено Проведено Проведено Проведено Проведено Проведено В работе

Слайд 11

Текст слайда Текст слайда Путешествие по сказкам

Слайд 12

Текст слайда Текст слайда Новый год! Сетевое взаимодействие со старшей группой 2018год.

Слайд 13

Текст слайда Текст слайда Новый год!

Слайд 14

Текст слайда Текст слайда Образовательная деятельность

Слайд 15

Текст слайда Текст слайда Продукты деятельности

nsportal.ru

Методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: Отчёт по самообразованию

Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад  № 14 «Умка»

Отчет  по самообразованию на тему:

«Сказка как средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Подготовила

воспитатель:

Рамазанова. Р.Г

Мегион 2016

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

       Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

     Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

       Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста  формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

    Данная проблема позволила определить тему исследования – Сказка как средство духовно-нравственного развития дошкольников Цель – изучение влияния  сказок на развитие нравственных качеств детей  дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

-  создать необходимые условия для знакомства детей  с сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у  детей старшего дошкольного возраста посредством сказок, определение  эффективности  использования сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

- анкетирование и беседа с родителями.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования –сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость  заключается в выявлении уровня сформирования  нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Самыми  целесообразными методами  формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство с содержанием сказки;

- вовлечение детей в деятельность;

- инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой:

- чтение воспитателя;

- рассказывание;

- дидактические игры;

- литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

-выразительность чтения;

- повторность чтения;

-выборочность чтения;

- драматизация сказки;

-просмотр иллюстраций

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств  я планировала и добилась  следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

- создание папки передвижки  «Вежливые слова»,

-Альбом «

Добрые поступки»,

- Конспект учебно - игрового занятия на тему:

«Цветик-семицветик»

- игры-викторины для  по произведениям К.И. Чуковского

- Доклад  "Сказка  как  средство  духовно - нравственного воспитания  детей  дошкольного  возраста

( выступление на родительском собрание)

- Пополнение театрального уголка плакатами, настольными играми, сказками на магнитах

- Консультация: «Роль книги в нравственном воспитании детей

- Буклеты  для родителей «Как превратить чтение в удовольствие»

- Выставка детских рисунков «Рисуем сказку»

- Анкетирование для родителей

- Поговорим о нравственности

       В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем! Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

nsportal.ru

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год

Московская область Управление образованием Администрации

Истринского муниципального района  МДОУ ЦРР - д/с №46 «Ласточка»

Отчет по самообразованию

за 2015 – 2016 учебный год

Тема:

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

Воспитатель

Мишина С Н.

П. Глебовский

2016 год

Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит на 20% от наследственных факторов, на 20%  - от условий внешней среды, то есть экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, то есть поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремлении вести здоровый образ жизни.

Цель: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- формировать представления о полезных продуктах питания, их свойствах и значении для здоровья человека;

- познакомить детей с внешним строением тела человека,  возможностями его организма;

- формировать представление дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности и питания;

- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;

- воспитывать желание заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.

     Для реализации поставленных задач использовала следующие методы организации: игры; занятия; беседы; дидактические игры; рассматривание иллюстраций; сюжетно-ролевые игры; развлечения; решение ситуаций.

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная и двигательная деятельность.

     Работа велась по трем направлениям:

-обогащение предметно-развивающей среды (дополнены атрибуты к с/р играм: «Аптека», «Больница», «Скорая помощь», «Ветлечебница», обновлен информационный уголок для родителей и прочее).

- работа с детьми (занятия, беседы, игры и другое).

- работа с родителями (анкетирование, консультации).

Работу проводила поэтапно:

- на первом подготовительном этапе (организационном), выявляла знания детей о здоровом образе жизни; провела диагностику и выявила проблемы; дала представления детям о полезных и вредных продуктах; обогатила предметно-развивающую среду.

- на втором, основном, этапе - для реализации работы использовались различные формы: экскурсии; различные игровые ситуации. Основной формой организации является непосредственно-образовательная деятельность.

- на третьем, практическом (заключительный), этапе – проводилась следующая работа:

 - проведен проект «За здоровьем в детский сад»;

- прошло открытое занятие на район «Путешествие в страну Здоровья»;

- проведен совместный досуг детей и родителей «Здоровый образ жизни в детском саду и в семье»;

     Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Было проведено  анкетирование родителей «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни детей», консультация для родителей «Закаливание дошкольников», сообщение для родителей «Как научить детей относиться сознательно к своему здоровью», сообщение для родителей «Физическая культура для дошкольников».

В ходе работы над темой «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» можно сделать выводы: благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на многие вопросы,  касающиеся ЗОЖ.

 Родители стараются по возможности  активно организовывать отдых детей, используя подвижные игры, а так же спортивные игры во время прогулок.    У  детей  нашей  группы,   имеется  представление  о  том,   что  такое  здоровье  и  как  его  поддержать. Так  же  знают  о  внешних  особенностях  строения  человека, о  поведении,  сохраняющем  и  укрепляющем    здоровье.  Дети умеют  обслужить  себя, владеют  навыками  личной  гигиены,  культурой  приема  пищи.    Дети знакомы  с  правилами  личной  безопасности  в  быту, умеют  применять  полученные знания  в  игровых  ситуациях.

     

     В своей работе  я использовала следующую литературу:

  1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду»  Сфера, 2003.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.Просвящение, 2000.
  3. Т Зинкевич – Евстигнеева. «Практикум по сказкотерапии.» Санкт - Петербург. 2015.
  4.  Зимонина В.А. «Воспитание ребенка-дошкольника. Расту здоровым.» М.Владос,2003.
  5. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» Программа развития, Москва 2004г
  6. Колобанов В.В. Валеология-СПб: Деан, 2001
  7. Яновская Т. Ю. «Как устроен человек?» Ростов –на – Дону. 2000
  8.  Полтавцева Н. В. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» Москва 2013
  9. Югова М. Р. «Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3 – 7 лет» Волгоград 2015
  10.  Интернет.

nsportal.ru

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя подготовительной группы «Сказка» «МБДОУ - «ЦРР - д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя подготовительной группы «Сказка»

«МБДОУ - «ЦРР - д\с Хрусталик»

Сагалаковой Марины Михайловны

 

Абакан

01. 09. 2018 г.

Введение:  «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».

Актуальность темы:

  Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

  На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

  Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

  Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дата начала работы над темой: 01. 09. 2018 г.

Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы  

 по средствам дидактических игр».

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
  2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
  3. Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
  4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
  5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
  6. Изготовить папки – передвижки.
  7. Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
  8. Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
  9. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.

Методы работы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые

Принципы работы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Заповеди:

  • Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем.
  • Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам.
  • Умеешь сам – научи других.
  • Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное.
  • Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию.
  • Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями.
  • После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню.
  • Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении.

Предполагаемый результат: 

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• изучение литературы по теме

• посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;

• посещение педсоветов, семинаров, конференций;

• самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.

Методологический раздел:

  Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры:

  • обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; 
  • помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  •  некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  •  стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; 
  • развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  •  способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

  Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

  Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

  Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

  Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

  Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

  Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

  Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Практический раздел:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений.

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Сентябрь

Работа с детьми

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания и усиление звука. Выявление у детей уровней развития речи. Развитие артикуляционного голосового аппарата, мимики, жестов, мелкой моторики  пальцев рук.

- Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Подготовка дидактического материала

Октябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.

 «Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.

Подготовка дидактического материала

Ноябрь

Оформление папок передвижек на тему: “Дидактические игры для развития речи» Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет». Пропаганда знаний по развитию речи.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Уголок для родителей

Декабрь

Приемы обогащения словаря

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики.

Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия.

Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом».

 Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.

Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

Январь

Работа с детьми 

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических Обучение описательного рассказывания игр.

 Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания

Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи.

Февраль

Работа с детьми

Говорим правильно

Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)

«Назови, какой звук первый / последний в слове»

 «Путаница»

«Длиннее - короче»

«Слова в предложении перепутались»

Консультация для родителей

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок, песенок или потешек своими руками». Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг»

Март

Работа с детьми

Самореализация

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения.

«Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи»

Буклет для родителей.

Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.

Апрель

Игры и упражнения для развития речи детей.

Самореализация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений

Изготовление Лэпбука по развитию речи

Май

 Мониторинг с детьми по развитию речи

Результаты проведенной работы по самообразованию

Отчет

Отчет

Список использованной  литературы:

  1. Светлова И. Е.  Развитие речи. Издательство "Эксмо" ООО, 2006г.
  2. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.
  3. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
  4. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
  5. Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.
  6. Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.
  7. Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.
  8. Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.
  9. Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО  –ПРЕСС», 2003г.
  10.  Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.
  11. Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.
  12.  Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.
  13. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *