Темы по самообразованию по развитию речи в подготовительной группе – . , – .

Рабочая программа (подготовительная группа) на тему: План работы по самообразованию «Развитие речи с помощью дидактических игр»

План работы по самообразованию на 2019-2022 год

 «Развитие речи с помощью дидактических игр»

«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному,поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»

Актуальность темы:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель:

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря

3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)

7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Методы работы

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Принципы

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса

• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Заповеди:

• Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем

• Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам

• Умеешь сам – научи других

• Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное

• Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию

• Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями

• После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню

• Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня

• Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении

Методологический раздел

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.


Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Практический раздел

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы.

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений

Выпуск журнала

 

Журнал

Сентябрь

Роль игры в жизни детей

Дидактическая игра - имитации «Постираем кукле платья» 

 Участие родителей в изготовлении дидактических игр

Уголок

Октябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Дидактические игры на занятиях.

Открытое занятие для педагогов

Конспект

занятия

Ноябрь

Оформление уголка на тему: “Дидактические игры для развития речи»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Уголок

Декабрь

Приемы обогащения словаря

Дидактические игры направленные на обогащение словаря.

Консультация

Январь

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи

Просмотр мультфильмов, слушание песен.

Картотека песен, мультфильмов

Февраль

Говорим правильно

Консультация для родителей

Консультация для родителей

Март

Игра на развитие словарного запаса

Буклет для родителей

Буклет для родителей

Апрель

Игры и упражнения для развития речи детей.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений

Подготовка дидактического материала

Май

Результаты проведенной работы по самообразованию

Отчет

Отчет

Месяц

Тема

Содержание работы

Сентябрь

Октябрь

«Развитие связной речи в подготовительной группе »

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

Ноябрь

Развитие речи по средствам дидактических игр.

 

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.

 

Декабрь

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Январь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

 

Февраль

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Март

Развитие связной речи через театральную деятельность.

Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Апрель

Совместное творчество детей и родителей

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

 

Май

Подготовка к летней оздоровительной работе.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

 

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения

3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.

5. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.

6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.

8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА

9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»

10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»

11. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г

12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

14. Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

15. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"

16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

18. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ

19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

nsportal.ru

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: План по самообразованию в подготовительной группе «Развитие речи с помощью дидактических игр»

План по самообразованию в подготовительной группе

«Развитие речи с помощью дидактических игр»

«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»

Актуальность темы:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель:

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря

3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)

7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Методы работы

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

Принципы

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса

• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Заповеди:

• Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем

• Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам

• Умеешь сам – научи других

• Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное

• Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию

• Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями

• После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню

• Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня

• Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении

Методологический раздел

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры сзадачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практическиеобобщения о звуковом составе слова.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Практический раздел

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы.

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений

Конспект

занятия

Сентябрь

Роль игры в жизни детей

Дидактическая игра - имитации «Постираем кукле платья» План – конспект

План – конспект

Октябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Дидактические игры на занятиях.

Открытое занятие для педагогов

Конспект

занятия

Ноябрь

Оформление уголка на тему: “Дидактические игры для развития речи»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Уголок

Декабрь

Приемы обогащения словаря

Дидактические игры направленные на обогащение словаря.

Консультация

Январь

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи

Просмотр мультфильмов, слушание песен.

Картотека песен, мультфильмов

Февраль

Говорим правильно

Консультация для родителей

Консультация для родителей

Март

Игра на развитие словарного запаса

Буклет для родителей

Буклет для родителей

Апрель

Игры и упражнения для развития речи детей.

.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений

Подготовка дидактического материала

Май

Результаты проведенной работы по самообразованию

Отчет

Отчет

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения

3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.

5. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.

6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.

8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА

9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»

10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»

11. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г

12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

14. Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

15. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"

16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

18. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ

19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

nsportal.ru

Программа по самообразованию в старшей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «Светлячок»

г. Жердевка Тамбовская область

Программа по самообразованию

в старшей - подготовительной группах на тему

« Развитие связной речи»

Воспитатель: ШемонаеваТ.Г.

г.Жердевка, 2017г.

Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)

Актуальность темы:

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.


Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Сентябрь

2017 г.

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

2017 г.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;

«Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь-декабрь

2017 г.

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Январь

2018 г.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Тематическое занятие «Зимние забавы»

Февраль

2018 г.

Работа с загадками.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

2018 г.

Составление загадок.

Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Тематическое занятие «В мире загадок»

Апрель

2018 г.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Тематическое занятие

Май

2018 г.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Сентябрь 2018 г.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

Тематическое занятие «Здравствуй, осень!»

Октябрь-ноябрь 2018 г.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Подготовка дидактического материала.

Январь

2019 г.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Февраль

2019г.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Проведение тематического занятия.

Март-май

2019 г.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

Тематическое занятие «Скоро в школу»

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

infourok.ru

Статья по теме: План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Мало – Уруссинского детского сада «Лейсан»

  Ютазинского муниципального района

Воспитатель:

Мингазова З.А.

первой квалификационной категории

План работы по самообразованию тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

   Второй год я работаю над темой самообразования «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».

    Актуальность:

   В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

   В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

   Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании  и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.

   Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Проблемы:

1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3. Недостаточный словарный запас.

4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий

или развёрнутый ответ.

5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.

Цель :

-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;

-изучить способы , методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;

-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.  

 Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего

профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:

1. Повышение уровня самообразования.

2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.

3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной

деятельности и совместной деятельности.

Перспективный план.

1 этап Установочный

Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме.

2 этап Теоретический

1. Работа с детьми. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

2. Работа с родителями. Ознакомление родителей с работой дошкольного

учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание).

3. Самореализация .Работа с методической литературой. 

3 этап

Практическое решение проблемы.

1.Работа с детьми.

Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Любимая кукла».

Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Репка», «Болтливая утка» т.д.

Изготовление лепбука «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного

возраста».

Проведение проблемной ситуации составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок».

Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических

упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук».

Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Матери», «Новый года», «Сөмбелә”, “Нәүрүз”.

Разучивание стихотворений, песен.

Развивающих игры на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?».

Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки»,

«Рассказы для Степашки».

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.

- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.

2.Работа с родителями -

Анкетирование родителей.

Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 6-7 лет»,

«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 6-7 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»

Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.

Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3.Самореализация .

Составление перспективного плана по развитию речи в старшей группе в соответствии с ФГОС.

Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы- схемы)

4 этап

Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

Выступление с творческим отчетом на пед.совете.

Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением учителей начального класса и родителей.

5 этап

Итогово – контрольный

1.Работа с детьми. Мониторинг по развитию связной речи.

2.Работа с родителями. Анкетирование родителей.

3.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного

материала детьми.

Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.

Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений, картотек и т.д

Литература:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М.

Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой

• « Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском

саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой

• О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском

саду. Москва ТС Сфера 2004г.

• О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство

«Совершенство, 2001г.

• О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения,

конспекты. Москва ТЦ Сфера

• Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва

«Просвещение» 1984г.

• А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.

• В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.

• Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда»,

«Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,

• серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».

• «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.

• «Учимся по сказке» Т. Большева.

• Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

• А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

Воспитатель:

                                                                                               Мингазова З.А.

первой квалификационной категории

 

nsportal.ru

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: План по самообразованию в подготовительной группе

Раздел плана

сроки

форма

Практический      выход

1.Работа с детьми

В течении года

мониторинг

Проведение итогового мониторинга

сентябрь

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Изучение методической литературы. Подбор материала.

октябрь

Применять потешки в режимных моментах

Создание картотеки потешек для работы с детьми

ноябрь

Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек

Изучение темы « настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

декабрь

Чтение детям русских народных сказок

Изучение темы: « Устное народное творчество, как средство духовно – нравственного различия личности ребенка

январь

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

февраль

«Из какой сказки герой», «Угадай сказку»

Изготовление картотеки русских народных сказок

март

Учить детей обыгрывать знакомые сказки

Изучение темы: « Театрализованные игры как средства развития речи детей»

апрель

Роль фольклора в развитии детей

Заучивание и проговаривание потешек

май

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации)

Самоанализ плана по самообразованию

2.Работа с родителями

сентябрь

« Диво – дивное, чудо – чудное»

Выставка народных игрушек

октябрь

«Загадки, поговорки, пословицы»

Наглядно – текстовая информация

ноябрь

«Роль родителей в нравственном воспитании детей»

Беседа с родителями

декабрь

«Умные игры»

Консультация

январь

«Во что играют наши дети»

Родительское собрание

февраль

Значение малых жанров устного народного творчества

консультация

Март

Оформление ширмы

«В гостях у городецких мастеров»

Апрель

«Русские народные игры на прогулке»

Консультация

Май

«Как играли наши дедушки и бабушки»

Вечер русских народных игр и забав

3. Самореализация

В течении года

Подбор и изучение литературы в данном направлении

Обмен информацией с родителями

В течении года

Посещение НОД, мероприятий коллег детского сада

Беседы с коллегами по данной теме

В течении года

Участия в методических объединениях по данной теме

Участия в обсуждении мероприятия

Изучение передового опыта на сайтах.

Обмен опытом на сайтах

Беседы с воспитателями по обмену опытом

4. Изучение методической литературы

В течении года

Изучение журналов «Дошкольное воспитание».

Изучении статей по данному направлению

nsportal.ru

Материал на тему: План по самообразованию по теме «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»

Сроки реализации

Содержание работы

Практические выходы

Январь – февраль 2018г.

Планирование работы по самообразованию.

Составление плана.

 В течение года

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

 «Ребенок в детском саду»

«Детский  сад  от  А  до  Я».

Составление картотеки книг, статей.

Определение содержания работы по самообразованию.

Выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Составление перспективного плана работы.

Перспективный план

Февраль 2018 г.

Показ открытого ОД  педагогов  в старшей группе по исследовательской  деятельности  .

Анализ открытого мероприятия

Январь –май 2018г.

Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей старшей группы

Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы.

В течение года

Работа с родителями

Консультации для родителей  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Папка-передвижка  «Наблюдаем вместе с детьми».

Интернет-обмен передового опыта.

Обмен опытом на сайтах .

Консультация для воспитателей по обмену опытом

ОД,  самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстниками.

Практическая работа с детьми

Март – май 2013г.

Развлечение «Поможем воде стать чистой»

Фотоотчет

ОД по теме: «Удивительные свойства воздуха»

Анализ открытого мероприятия

Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.

Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца)

Оформление презентации проекта

Май –август 2018г.

«Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Совместная подготовка игровой площадки детского сада к летнему оздоровительному периоду. Изготовление и ремонт оборудования для опытно – экспериментальной деятельности  детей на участке.

Фотоотчет

«Требования к проведению наблюдений».

 

Консультация для педагогов ДОУ

Подготовить мастер класс. Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Оформление папки – передвижки «Речевые игры. Способы их проведения»

2018-2019 учебный год

Сентябрь – ноябрь 2018г.

Составление перспективного плана работы с детьми подготовительной группы на 2018-2019 год

Перспективный план

Корректировка плана работы по теме.

Изготовление мини- лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Центр экспериментирования в группе

Родительское собрание  

Памятка  для  родителей  

Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей старшей группы

Декабрь- февраль 2018-2019г.

Работа с родителями

Консультации, участие в проектах.

Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию».  

 Консультации для родителей  «Экспериментирование —  путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». Фотовыставка «Экспериментируем вместе»  

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Март- май 2019г.

Участие воспитанников в  конкурсах.

Дипломы, сертификаты.

Летний проект «Маленькие огородники»

Презентация «Маленькие огородники»

Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей

Анкетирование среди родителей.

Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей)

Анализ открытого мероприятия

Июнь - август 2019г.

Изучение научно – методической литературы. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. – М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.

2) Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 2004 г.

3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2009 г.

 

Приобретение научно-методической литературы.

Составление перспективного плана на 2018-2019 учебный год для подготовительной группы

Пополнение предметно-развивающей среды.

Создание «Копилки опытов и экспериментов»

Проведение родительского обучения по данной теме (составление выступления на собрании, составление консультаций)

Практикум для родителей «Экспериментируем дома»

Протокол родительского собрания

Консультации для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

Консультации.

Участие в конкурсах дидактических игр и методических разработок на муниципальном, региональном, республиканском и Всероссийском уровне.

Дипломы, сертификаты.

2019-2020 учебный год

Сентябрь – ноябрь 2019г.

Корректировка плана работы по теме. 

 

Составление перспективного плана работы с детьми второй младшей  группы на 2019-2020 год

Перспективный план

Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей.

Центр экспериментирования в группе

Мастер – класс «Волшебница-вода»

Для педагогов

Исследовательский проект "Как растет зеленый лук"

Родительское собрание

Практикум «Экспериментируем вместе»

 Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.

Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей второй младшей

Декабрь – февраль 2019-2020г.

Консультация «Значение исследовательской деятельности в речевом развитии ребенка».

Консультация для педагогов ДОУ

Посещение городских методических объединений по исследовательской деятельности.

 Сертификат

Презентация  для педагогов на тему:

« Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.»

Презентация  

Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

Дипломы, сертификаты.

Разработка лэпбука по теме самообразования

Март – май 2020г.

О.А.Соломенникова  «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».

Приобретение научно-методической литературы.

Консультирование родителей по теме развития речи детей.

Родительские собрания, круглые столы, консультации для родителей

Самообразование: «Что? Зачем? Почему?» изучение метода игрового проблемного обучения

Изучение методической литературы

Изготовление дидактических игр, пособий , для детей 6-7 лет.

Картотека дидактических игр, пособий

Консультация «Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника

Консультация

Июнь – август  2020г.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности».

Протокол родительского собрания

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

Дипломы, сертификаты.

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. 

Анкетирование среди родителей.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. 

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Составление программы по исследовательской деятельности дошкольников в рамках кружка

Программа.

2020 - 2021 учебный год

Сентябрь-ноябрь 2020г

Костюченко М. П. Окружающий мир  Интегрированные  занятия с детьми  4 – 7 лет. - Волгоград. 2013.

5) Мурудова  Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Детство – пресс.  2010. Корректировка плана работы по теме. 

Составление перспективного плана работы с детьми средней группы на 2020-2021 год

Перспективный план

Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей второй младшей

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

Протоколы собраний, консультации, фотоотчеты

Организация совместной прогулки детей и родителей на территорию городского парка в выходной день. Наблюдение за природой осенью , дать оценку экологическому состоянию парка.

Фотоотчёт.

Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей.

Декабрь-февраль 2020-2021 г.

Участие в семинарах, конкурсах.

Дипломы, сертификаты.

Создание предметно-развивающей среды.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). 

Проект "Вода - источник жизни" средняя группа.

Презентация

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на ОД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Март-май 2021 г

Практикум для родителей по теме самообразования

Фотоотчет.

Участие в семинарах, конкурсах

Дипломы, сертификаты.

Семинар-практикум по детскому экспериментированию «Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей»

Отзывы

Разработка проектов по теме, в рамках реализации темы.

В течение года

Подготовка статьи для публикации в СМИ

 Публикация статьи

«Активизация речи детей дошкольного возраста».

Сообщение на педсовете

Июнь –август 2021г

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты т эксперименты для дошкольников.

2.Иванова А .И. Естественные наблюдения  и эксперименты в детском саду.

3.Рыжова Н.А. Волшебница – вода.

4.Рыжова Н.А.Игры с водой и песком.

5.Рыжова Н.А. Опыты с песком и водой.

Изучение методической литературы

Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.

2021 - 2022 учебный год

Сентябрь-ноябрь 2021 г.

Корректировка плана работы по теме.

Привлечение родителей к пополнению необходимого оборудования в детской лаборатории.

Составление перспективного плана работы с детьми старшей группы на 2021-2022 год

Оформление информационно – наглядного материала в  родительский уголок. « Мы исследователи»

Фото – выставка « Экспериментируем дома»

Участие в конкурсе уголков экспериментирования.

Декабрь-май2021 – 2022 г.

Консультация для педагогов Доу на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности».

Беседы с детьми о предстоящих опытах.

Создание, сбор необходимых материалов для проведения опыта. Зарисовки проведенного опыта.

Фотоотчет

Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста (папка передвижка).

Консультации для родителей.

Консультации

Представление родителям опытов используемых в детском саду для развития речи детей, а так же методику работы с данными опытами (семинар-практикум).

Семинар-практикум

Май –октябрь 2022г.

 Открытый просмотр родителями образовательной деятельности.

Анализ ОД, отзывы

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые гимнастики, логопедические пятиминутки.  

«Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Выступление с консультацией для педагогов на педсовете

Подготовка к родительскому собранию: «Развитие речи дошкольников в процессе исследовательской деятельности»

Протокол родительского собрания.

nsportal.ru

Темы по самообразованию: речевое развитие дошкольников

Темы по самообразованию: речевое развитие дошкольников

Апрель 22nd, 2018 admin

Темы по самообразованию:

речевое развитие дошкольников

 

Уважаемы коллеги!

Здесь представлены основные формулировки по речевому развитию дошкольников. По аналогии формулировки тем можно конструировать самим, взяв начало от одной темы, а окончание — от другой.

  1. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
  2. Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта.
  3. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе речевой деятельности.
  4. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
  5. Формирование коммуникативно-целесообразной речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
  6. Приобщение воспитанников дошкольной образовательной организации к детской художественной литературе.
  7. Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
  8. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия (это фраза из ФГОС) воспитанников дошкольной образовательной организации посредством детской художественной литературы.
  9. Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ.
  10. Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения.
  11. Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения. (Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развтие»).
  12. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства (это про ИКТ).
  13. Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
  14. Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками.
  15. Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  16. Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
  17. Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой в процессе театрализованной деятельности.
  18. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
  19. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
  20. Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста в речевой деятельности.
  21. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в процессе речевой деятельности.
  22. Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в процессе речевого развития.
  23. Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.
  24. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством образовательных технологий.
  25. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии.
  26. Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
  27. Развитие речевой активности воспитанников в процессе приобщения к истории и культуре родного края.
  28. Формирование у детей старшего дошкольного возраста звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  29. Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования мультимедийных дидактических игр.
  30. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования.
  31. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе наглядного моделирования.
  32. Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края.

 

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

detstvogid.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о