Занятие по экологии в подготовительной группе на тему осень – : . , – .

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной группы Тема: «Осенний калейдоскоп»

Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей об осени как о времени года. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для зверей, птиц, насекомых и приспособлением их к зиме. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; подвести к планированию своей деятельности; способствовать развитию умения делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: карточки с явлениями природы по временам года, картины осенних пейзажей русских художников, иллюстрации с изображением птиц, фото птиц, летящих на юг, емкости с водой, гусиные перья, растительное масло, кисточки, салфетки.

 

Ход занятия:

Воспитатель: А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я прочту вам одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

В.: Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.)

Почему это стихотворение грустное (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).

Осень - красивое время года и вдохновляет людей писать стихи, музыку, картины на осеннюю тему. Некоторые из них вы можете сегодня увидеть на нашей выставке. Дети рассматривают, воспитатель называет имена художников и названия картин.

 

Д/и: «Природные явления»

Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы? Отберите карточки, на которых нарисованы осенние явления природы (весенние, зимние, летние).

Сколько месяцев в году? (12). Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь - это первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, птичьей стайкой.) Дети объясняют почему.

А еще в сентябре бывает время очень теплых деньков. Как оно называется? (Бабье лето) Да, бабье лето -это как бы последняя прощальная улыбка лета.

Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.)

Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле? (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба - рожь пшеницу.)

 

Пальчиковая гимнастика: «Осень»

Осень, осень,                                                        трем ладошки друг о друга

Приходи!                                                                зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,

Погляди!

Листья желтые кружатся.                                       плавные движения ладонями

Тихо на землю садятся,                                         ладони гладят колени

Солнце нас уже не греет,                                       сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее,                                       синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы,                                           «птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится.                              Барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем                                        имитируем

И ботинки обуваем.                                               Топаем ногами

Знаем месяцы:                                                      ладони стучат по коленям

Сентябрь, и октябрь, и ноябрь!                              кулак, ребро, ладонь.

 

Воспитатель: Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел ….? (октябрь) - это месяц хмурый ,мокрый. Как его называют? (Грязник, Листопадом) Дети объясняют почему.

«В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят? (Октябрь - очень капризный месяц. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливый моросит, а то и первые снежинки запорхают).

А какие вы еще знаете поговорки и пословицы? Дети называют.

В.: Все приметы осени были когда-то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

Холодные ночи с ясными звездами – к теплому дню.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

В.: Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? (Стрижи, ласточки, т.к. они питаются насекомыми, а с наступлением холодов их становится все меньше и меньше, потому что они прячутся от холодов в кору деревьев и засыпают.)

В.: Какие улетают чуть попозже? (Журавли, грачи и кукушки, потому что они могут охотно поменять себе корм на ягоды, плоды, зерна, семена.)

В.: Какие птицы улетают последними? (Водоплавающие: гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзали им хватает корма)

В.: Какие птицы летят в одиночку? (Кукушка, сокол.) Как летят журавли? (Клином.). Утки (прямым фронтом). Гуси (косяком). Смотрят иллюстрации.

Почему перья у гуся не намокают? Предложить узнать намокают или не намокают. Проводит опыты:

Взять перья, опустить их в воду.

Выводы: - перо сухое, оно покрылось капельками; - если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим. Если опустить руки в воду. Какими они станут? (Мокрыми.)

Как сделать так, чтобы руки в воде тоже не намокли?

Версии: завернуть в ткань, надеть резиновые перчатки. Предложить смазать кремом, а потом намочить.

Выводы: - руки, смазанные кремом, не намокают.

Результат: Гусиные перья не намокают в воде потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Знаешь ли ты? А кто еще смазывает свое тело жиром? (Водоплавающие птицы и белый медведь). Человек узнал про эту хитрость и металлические предметы, детали машин, чтобы они не промокали и не ржавели, смазывает жиром.

Попрощаемся с нашими пернатыми друзьями и скажем им «спасибо» за песни красивые и радостные за то, что деревья защищали от вредителей.

Птиц, которые улетают в теплые края, как мы называем? (Перелетными). А птиц которые остаются? (Зимующими.) А тех, которые прилетают к нам зимовать? (Кочующими.)

 

Д/и: «Четвертый лишний»

А как мы можем помочь птицам зимой? В чем заключается наша забота? (Мы можем сделать для них кормушки и подкармливать их).

Чем занимаются в октябре люди? (Собирают грибы, Собирают оставшийся урожай с полей и огородов(капусту).

 

Физкультминутка

В огород пойдем,
Маршировать на месте.
Урожай соберем.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем.
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты.
Имитировать, как срезают, таскают, копают.
Круглый, сочный, очень вкусный.
Показать руками.
Щавеля нарвем немножко
"Рвут".
И вернемся по дорожке.
Идти по кругу, взявшись за руки.

 

Воспитатель Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый грустный месяц. Его миссия –соединить глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь? «ледовый кузнец» , «ворота зимы»)Почему? Какие пословицы и поговорки вы знаете про него?

Чем занимаются лесные жители а ноябре? (Лесные животные спрятались в своих домиках и кушают запасы, а зайка дрожит от страха, так как шубу он поменял на белую, а снег еще не выпал)

Какие работы у людей в ноябре? (Работы на огородах, в полях и садах закончились, люди собираются на посиделки ,пьют чай с вареньем, женщины вяжут теплые носочки, варежки).

Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему? (В ноябре хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре)

В.: Кода родимый край покинут гуси,

     Застынет лес у холода в плену,

     Ноябрь ударит в ледяные гусли,

     Встречая Государыню – зиму!

 

Итог занятия.

dohcolonoc.ru

№ 510 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ "ОСЕНЬ" - Воспитателю.ру

ДАРБИНЯН МАРИНЕ СЕРЁЖАЕВНА

 

ГБОУ СОШ  Детский Сад №1421 (п/р 2)

КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ    «ОСЕНЬ»

СКАЧАТЬ

 

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление .
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:
Солнце нет на небе тучи  

Ветер вредный и колючий

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ.   

  Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы.

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

 

vospitately.ru

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии "Осень"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

"Детский сад "Машенька"

Конспект ООД в форме _интегрированной деятельности (познавательная+ аппликация)_детей

Дата______14.09.2018______________ Педагог ________Куртиякова О.В._______

Тема деятельности "Изменения в жизни растений и животных осенью + аппликация "Осень в городе"

Возрастная группа____подготовительная________

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно - исследовательской деятельности "Изменения в жизни растений и животных осенью + коллективная аппликация "Осень в городе".

Задачи: - создать условия для обобщения представления детей об осени как времени года, ее признаках, для уточнения представления о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме, для закрепления представлений о связи живой и неживой природы в осенний период.

- способствовать развитию внимания, памяти, улучшать общую моторику и координацию движений, развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы, развитию детской инициативности;

-способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками, воспитанию бережного отношения к природе .

Материалы и оборудование: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок», картон, клей, цветная бумага, кисточки для клея, салфетки.

Ход организованной образовательной деятельности

Коммуникативная игра "Холодно - жарко "

Дети садятся в круг в свободных позах. «Подул холодный северный ветер» - дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнце стало жарко - дети показывают как им стало жарко.

С помощью мимики, жестов изображают разные состояния.

Условия для поддержки коммуникативной активности.

Основная часть

Сюрпризный момент гость Петрушка, просит рассказать ему про осень.

Слушание музыкального отрывка из произведения композитора П.И.Чайковского «Осень».

Работа со схемами

Дидактическая игра "Неживая природа осенью"

Дидактическая игра "Назови листочек"

Дидактическая игра "Растительный мир осенью"

Пальчиковая гимнастика «Осень» 

Дидактическая игра "Животный мир осенью"

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают» (с элементами физминутки)

Самостоятельная работа детей

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.   

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное - Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа, растительный мир, животный мир

Неживая природа осенью.

Когда приходит осень?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

- Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать  листочки.

Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья Предлагаю поиграть в дидактическую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый, клён – кленовый

осина - осиновый, рябина – рябиновый

берёза – берёзовый, тополь – тополиный

калина - калиновый

Растительный мир осенью

О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Ветер северный подул (подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.) 
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

Давайте Петрушке на память сделаем подарок - аппликацию, коллективную, про осень. Подойдите к столам и выберите необходимые материалы для работы. Вспомним правила работы с клеем, с листиками.

Помощь тем, у кого возникают затруднения. А пока вы работаете, какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

(Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).

Помогаю детям расположить работы на общем ватмане.

Отгадывают загадку,

Отвечают на вопросы

Внимательно смотрят, задают вопросы по содержанию,

объясняют строят предположения

Называют изменения в неживой природе осенью

рассматривают листики, называют прилагательные, отвечают на вопросы.

Называют компоненты растительного мира

Выполняют движения по тексту стихотворения.

Называют компоненты животного мира

Выполняют аппликация "Осень в городе"

Условия для принятия детьми решения рассказать Петрушке об осени.

Условия для развития умственных способностей

Условия для развития речевой активности.

Условия для развития умственных способностей.

Условия для уточнения представления о сезонных изменениях в жизни растений

Условия для развития и поддержки физической активности

Условия для уточнения представления о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме

.

Условия для развития детской самостоятельности

Рефлексия

Дидактическая игра "Что мы нового узнали?"

А кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему?  Давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу? Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Рассказывают о своих работах Рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления.

Условия для положительного отклика на результаты своего творчества Условия для формирования представлений о осени, как времени года

infourok.ru

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе «Осень»

Программное содержание: Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах. Закреплять знание детей о деревьях, разнообразии листьев, процессы: память, мышление.

Развивать сенсорное ощущение (посылка). Развивать психические процессы: память, мышление. Воспитывать любовь к прекрасному, взаимоуважение, взаимовыручку.

Материал: картинки с изображением птиц (перелетных и неперелетных) коробок (посылка) с овощами; лук, морковь, картофель, перец болгарский, помидор; осенние листья; тополя, дуба, клена.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель загадывает загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?        (Осенью).

Ребята, назовите, пожалуйста, признаки осени. (На улице становится прохладно. Листопад. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. Люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод).

Воспитатель: Ребята, какие вы у меня молодцы! Отгадайте еще одну загадку:

Верст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала.        (        Птица).

А какие бывают птицы? (Перелетные и неперелетные — зимующие). Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Каждый из вас возьмет по картинке. Перелетные вы будете складывать на стол, где изображено солнце, а зимующие на стол, где нарисована снежинка. (Дети выполняют задание). После того как все картинки разложили, воспитатель проверяет и обсуждают вместе с детьми их ответы.

Воспитатель:

  •  Ребята, а вы знаете, что осень — это самая красивая пора, когда на улице очень много разноцветных красок; желтыми, оранжевыми, красными. Ребята, а кто из вас знает сколько месяцев длится осень7 (Три)! Перечислите их, пожалуйста: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Месяц сентябрь — начало осени, октябрь — называется золотой осенью. Как вы думаете, почему? (На улице листопад). А ноябрь — поздней осенью. Вдруг слышаться стук в дверь.

Воспитатель открывает дверь, а там никого нет, один только коробок стоит, обклеенный листьями.

Воспитатель:

  •  Ребята, — это же посылка от Осени. Давайте поглядим, что в ней. (Воспитатель заглядывает внутрь). Ребята, в этой посылке чудесный мешочек. Вам нужно будет наощупь угадать какие овощи подарила нам Осень. (Проводиться игра).

Ребята, а теперь вам я хочу предложить поиграть в игру «Сбор осенних листьев». Мы разделимся на три команды. Первая команда собирает листья клена, вторая — листья дуба, третья — листья тополя. (Дети собирают листья под музыку). После игры воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

В конце занятия воспитатель спрашивает: «Чем мы занимались?»

Дети делают выводы.

konspekty-zanyatij.ru

Конспект занятия по экологии на тему: "Осень" в подготовительной группе - 4 Мая 2015 - Занятия Осень

Цель:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Ход занятия

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.

Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь).

Расскажите стихотворения об осени (Толя, Данил К., Вадим рассказывают стихи об осенних месяцах).

На доску выставляются картинки с осенними признаками.

Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. (Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай)

Игра «Подбери действие».

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

Пальчиковая игра “Осенний букет”.

- Ребята, давайте соберём осенний букет.

Хором.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).

Листья берёзы.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).

Мы соберём

В вазу осенний

Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья по кабинету. Мальчик убегает.

Ребята, это ветер к нам забегал, и листочки разбросал, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Ребята, придумайте по своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Итог занятия.

Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её на окошко, чтобы ветерок, пролетая мимо окон, увидел её.

Занятие подошло к концу, скажите:

О каком времени года мы говорили на занятии?

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

doshkolniki.my1.ru

Конспект НОД по экологии, развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осень золотая»

Конспект НОД по экологии, развитию речи в подготовительной группе Тема: «Осень золотая»

Цель – формирование познавательной активности и развитию речи у детей.

Задачи:

1. Образовательные:

• обобщить и систематизировать знания детей об осени;

• закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;

2. Развивающие:

• развивать наблюдательность, познавательные интересы;

3. Воспитательные:

• воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование:

письмо от деда Мороза,

бубен,

листок от дерева,

инвентарь для уборки (грабли, савок).

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; рассматривание картин и иллюстраций по теме “Осень”; разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.

Словарная работа: активизация словарного запаса детей (золотые, багряные, пурпурные).

Ход занятия

1. Организационный момент

Стук в дверь, в группу принесли письмо.

Письмо от деда Мороза. В письме написано: «Здравствуйте, ребята! Пришлите мне, пожалуйста, немного клубники, я ее никогда не ел, а очень хочется попробовать». Заранее вас благодарю, Ваш дед Мороз»

Воспитатель: «Ребята, а как же мы соберем клубнику, если лето уже закончилось и наступила осень, а осенью клубника в лесу не растет. А давайте отправимся с вами на прогулку и снимем видео про осень и отправим по почте деду морозу, хотите?» (ответы детей).

2. Работа по теме

Воспитатель с детьми выходят на прогулку.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?

А кто назовет осенние месяцы(ответы детей)

Ребята, а вам нравится осень(ответы детей)

Какая по цвету осень(ответы детей)

А как мы сможем отличить осень от лета(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какие приметы осени вы знаете?

Давайте с вами назовем их.

Дети встают в круг, передают листок и называют приметы (заранее выучены).

Воспитатель: Наступила осень, поэтому (ответы детей)

Верно ли, что одна из первых примет осени – это желтые листья? А как называется это явление, когда падают листья?

Падают листья потому что….(ответы детей)

А какие листья по размеру бывают?

Давайте, подберем слова - определения к листьям (золотые, разноцветные, багряные, пурпурные).

Послушайте, как красиво Александр Сергеевич Пушкин написал об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Как вы думаете, почему автор считает осень унылой порой(ответы детей)

А сейчас, ребята, хотите поиграть в игру?

Подвижная игра «Ветер и облачко».

Под шум бубна все бегают, после сигнала «облако» собираются парами, тройками, четверками, мальчики и девочки.

Воспитатель замечает, что дворник не успел убраться. Предлагает детям ему помочь.

Воспитатель: А для этого нам нужны инструменты-помощники.

Дети называют, что надо (грабли, метла, ведра, совки).

Воспитатель проводит инструктаж, как надо работать.

Воспитатель: Молодцы, девочки, как чисто убрали! Какие мальчики ловкие и сильные! Какие вы все трудолюбивые!

Воспитатель:

Ребята, а что печального в природе осенью(ответы детей)

Удивительная, неповторимая пора - увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная, часто идет дождь. Идет дождь, поэтому появляются… (ответы детей, поэтому мы надеваем сапоги.

Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.

Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть березы, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья.

А что было бы, если бы осень не наступала?

Ребята, а что вы знаете еще об осени?

Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень:

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

От осени к лету поворота нету.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

Расскажите деду Морозу, какие вы знаете пословицы, поговорки об осени.

Воспитатель: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Игра «Да или нет»

А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.

3. Заключительная часть:

После прогулки видео деду Морозу было отправлено. Вместе с ребятами отнесли на почту посылку. Ребята были очень довольны, что рассказали и показали деду морозу какая бывает осень, рассказали ее приметы и пословицы. Теперь он знает, что явление, когда падают листья, называется листопадом. Осеннее солнце светит ярко, но не греет, поэтому клубника осенью не растет. Дети, пригласили деда Мороза в гости летом и пообещали помочь собрать клубнику.

infourok.ru

Конспект НОД по экологии, развитию речи в подготовительной группе Тема: «Золотая осень»

Цели:

  • закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;
  • развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
  • воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование: Игрушка Незнайка( или переодетый взрослый), репродукции художников с осенними пейзажами.

Предварительная работа: Чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки», разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.

Словарная работа: Активизация словарного запаса детей( золотистая, пышная, роскошная, щедрая, прекрасная, лучезарная)

 

Ход занятия

1. Организационный момент

В гости к детям приходит Незнайка.

Незнайка: Привет, ребята! Какая замечательная погода, солнышко светит- вот бы сейчас искупаться.

Воспитатель: Незнайка, купаться уже поздно, потому, что наступила осень, а лето закончилось.

Незнайка: Осень? Что такое осень, я не знаю.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Незнайке об осени.

 

2. Работа по теме

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? ( ответы детей) Какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь). А после октября? (Ноябрь).

Есть две осени. Одна- радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая- неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова- определения к первой, золотой осени ( золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).

Послушайте, как красиво Федор Иванович Тютчев написал об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем Незнайке. ( Дети читают стихи).

Воспитатель:

Удивительная, неповторимая пора- увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.

Одна из первых примет осени- желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом- осень позвала». Затем начинают желтеть березы, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется листопад.

Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень:

Поздний листопад- к суровой и продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

От осени к лету поворота нету.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

Расскажите Незнайке, какие вы знаете пословицы, поговорки об осени.

Воспитатель: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

 

3. Игра «Да или нет»

А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» ( дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, я вижу вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.

Итог: Незнайка: Спасибо вам ребята, за рассказ об осени. Мне было очень интересно. Я узнал, что осень бывает золотая и поздняя. Золотую осень можно еще назвать золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная. Теперь я знаю, что явление , когда падают листья называется листопадом. Осеннее солнце светит ярко, но не греет, поэтому я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте, с вами отправимся на прогулку и полюбуемся красотой осени.

 

Список используемой литературы:

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Экология. ТЦ «Учитель». Воронеж 2005

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО» 2008

dohcolonoc.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о