Звук и буква и занятие в подготовительной группе – ». , – .

Конспект занятия звук [И] | Логопед по Скайпу

 

Автор-составитель:

учитель-логопед

Волкова Татьяна Андреевна

 

  1. Организационный момент
  2. Дыхательная гимнастика.

Дети приглашаются в центр кабинета.

-Ребята, встаньте в полукруг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

-Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

А теперь легкий вдох, ручки вверх, выдохнули. Молодцы!

-Теперь тихонечко сели на свои места.

 

3. Повторение пройденного.

-Ребята, давайте вспомним, какие гласные звуки мы проходили на прошлых занятиях? (А,У). Я буду без голоса произносить звук, а вы должны отгадать какой. Спрашивать буду только тех, кто поднимет ручку.

А, У. А теперь попробуйте угадать, какой звук я произнесу сейчас (ИИИ)

А теперь подвиньте к себе зеркала, и подключив голос, протяните ИИИИ.

 

4. Подведение к теме

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Острый нос, а в ухе нить
Из кусочков ткани сшить
Фрак портному помогла
Эта тонкая..(Игла)

 

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой… (игрушки)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова игла, игрушки?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «И».

 

5. Уточнение артикуляции. Характеристика звука.

— Давайте вместе произнесем звук «И». Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И».

-Протяните  звук И тихо, теперь громко.

-Что  губки  делают,  когда  мы  говорим  этот  звук? (растягиваются в улыбке).

-Давайте  проверим, какой  это  звук  (гласный  или  согласный)?

-Как вы поняли что это гласный? (можно пропеть)

-Что делает язычок? (лежит) Встречается ли какая-нибудь преграда?(нет)-Каким цветом мы будем обозначать звук И? (красным) Почему? (он гласный).

 

 

6. Развитие фонематического слуха

Приготовьте ваши ладошки, и когда вы услышите в слове звук И — хлопайте, так мы его поймаем.

История, стул, гитара, лиса, лось, утка, кисточка, обруч, калитка, кошка, улитка.

 

7. Определение места звука в слове

— — Я сейчас буду показывать картинки со звуком «И», а вы должны будете определить, где он находится, в начале, в середине или в конце?

Слива, игла, изюм, очки, малина, носки, индюк.

 

8. Знакомство с буквой И.

На доске выставляется буква И.

-Нам по дороге встретилась буква И.

-Вы знаете чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем)

Спрашиваю только тех, кто поднимет руку.

-Послушайте стихотворение про букву И:

 

БуквааИннаискосок

Примерялаппоясок

Снизуувверхееегоатянула,

Ка правойа ножкеаапристегнула.

 

-Из скольких частей состоит буква И?

-Нарисуйте букву И пальчиком в воздухе.

-возьмите счетные палочки и картинки с пингвинчиками, попробуем сложить букву И.

Повторим,где право, где лево. Поднимите правую, левую руку.

Кладем палочку слева, потом справа. Теперь положите картинку с пингвином над правой палочкой. А третью палочку полижите так, чтобы пингвин мог съехать по ней как с горки.

 

9. Ребята, теперь вы будете по очереди подходить к доске, вытаскивать картинку и называть ее. Если в слове есть звук И, то крепим ее на доску под буквой И. Если в слове нет этого звука, то откладываем  ее в сторону.

 

10. Выделение буквы И среди других букв.

Проверить, как дети держат карандаш.

–Дети, сейчас я раздам вас листочки, где много разных букв. Вы должны будете найти среди них букву И. Обведите ее в кружок.

 

11. –Ребята, наше занятие подошло к концу.

-Какой звук и букву мы сегодня изучали? (он какой? Гласный?)

-Вам понравилось занятие?

-Все молодцы, вы свободны.

Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Открытое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 71»

Открытое занятие по обучению детей грамоте

в подготовительной к школе группе

«ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Воспитатель:

Подгорная  Лариса Святославовна        

I квалификационная категория          

        

                                                                        

Воронеж  2016

Цель: обобщить представления детей о гласных звуках и буквах

Задачи:

  • совершенствование умения различать на слух и в произношении звуки
  • развитие элементарного осознания языковой действительности, закрепление с детьми терминов «звук», «буква»
  • формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части
  • формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах
  • закреплять графические образы гласных букв
  •  развитие фонематического слуха: определение места звука в слове.
  • развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
  • воспитывать интерес к обучению грамоте

Оборудование: буквы, корзина с кубиком, огурцом, грушей, машиной, алфавитом, схема с красными фишками, большие гласные буквы, музыкальные инструменты, ширма, предметные картинки, ковролин, цветные веревочки, трех-, четырех-, пятизвуковые схемы слов, цифры от 1 до 4, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, грусть, проигрыватель, CD диск Воскобовича «Складушки»

Методические приёмы:

  • Словесный (вопросы, объяснение)
  • Наглядный (картинки, показ)
  • Игровой (Д/и «Выложи букву», «Услышь гласный звук»)
  • Практический (упражнения).
  • Наблюдение за работой детей, советы.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети входят в группу, образуют круг и произносят вместе с воспитателем

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2.Мотивация : выходит Буратино с золотым ключиком

Буратино:
Я пришёл сюда из книжки:
Есть и куртка и штанишки.
Я весёлый, я румяный,
Ничего что деревянный.
Был поленом, стал мальчишкой
И весёлым шалунишкой.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
Дети (хором): Буратино.
Воспитатель: Буратино, а ты знаешь: наши ребята на следующий год в школу пойдут. В детском саду они готовятся к школе : изучают буквы, звуки, решают примеры.

Буратино: Я тоже хочу учиться, Азбуку продал,  и я ничего не знаю.  

Воспитатель: Ребята, поможем Буратино выучить гласные звуки и буквы?  

3.Закрепление терминов «звук», «буква»

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны?

Глаза, чтобы видеть, уши – чтобы слышать.

Закройте глаза. (звучит игра на музыкальных инструментах)

Вы ничего не видите, зато вам всё слышно.

Открыли глаза. Что вы слышите?

Звуки музыкальных инструментов.

Звуки мы слышим ушами. Давайте проверим. Закройте пальчиками уши, хорошо закройте. И я закрою свои уши, а когда я открою, вы тоже их откроете. Будете смотреть на меня, договорились? Воспитатель закрывает свои уши, и говорит что-то очень тихим шепотом, или делает вид, что говорит, только шевелит губами. Затем открывает уши, дети тоже открывают.

– Вы слышали, что я сказала?

Нет.

Почему?

 Потому, что у нас были закрыты уши.

А как вы догадались, что я не молчу?

Потому, что губы двигались.

Пусть ваши глазки ещё поработают – будем только смотреть.

 Что вы видите? (Воспитатель молча, показываем разные предметы, дети называют, что они видят. Последнее, что показываем – алфавит)

Все предметы и буквы мы видим.

Послушай, что я скажу: А, О, И, У, Э, Ы.

Что я произнесла звуки или буквы?

ЗВУКИ, потому что мы их слышим.

Дети вместе с Буратино проходят за столы.

Ребята, Буратино принес диск с веселой песенкой о гласных буквах.

4.Споем веселую песенку «Гласные буквы» Воскобовича.

5.Развитие мелкой моторики «Выложи букву, отгадав загадки».

  • Айболиту все сперва

Говорили букву … (А)

  • В этой букве нет углов

         И она бы укатилась,

        Если масса разных слов

        Без нее бы обходилась!    (О)

Дети на ковралине, индивидуально,  выкладывают первую гласную  букву отгадки. Какие молодцы, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные).

6. Совершенствование умения различать на слух и в произношении звуки. Игра «Услышь гласный звук»

Ребята, мы знаем все гласные и умеем их выделять среди других звуков.

Сейчас мы встанем, возле своих столов и внимательно будем слушать. Я вам буду называть звуки, если вы, если услышите гласный, хлопайте в ладоши, а если согласный стойте смирно. Называю звуки:  Р, О, Л, П, А, У, Ш, И, Т, Э, К, С, Ы

Молодцы. присаживайтесь.

7. Определение места звука в слове

Каждый ребенок получает карточку. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить красную фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

Будьте внимательны,  в одном слове может быть несколько гласных звуков.

8. Формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части

И не забывайте, в слове столько частей сколько гласных звуков! Делим слова на слоги. Воспитатель достает из корзины карточки. Дети работают индивидуально.

Буратино: спасибо ребята, что объяснили мне, как различать гласный звук и букву. Буратино повторяет правило : звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. До свидания! Мне пора домой , к папе Карло. Уходит.

9. Рефлексия.

Ребята, в корзине лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если трудно – грустного.

10.Итог занятия

Оценка работы детей.

nsportal.ru

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте “Звук и буква И”

Конспект занятия по обучению грамоте, тема «Звук и буква И»

Задачи:

Образовательные: Закреплять понятие звук и буква «И».

Совершенствовать умение выделять гласный звук [и];

Закреплять понятие «гласный звук»;

Учить образовывать существительные ед. числа в множественное

Развивающие:  развивать чёткое произнесение звука «И».

развивать зрительно – моторную координацию

Воспитательная: воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование: картинка попугая, буква И со стрелочками, картинки с буквой И, паровоз, карандаши красного цвета, листы – ассоциации, фишки, счетные палочки, не достающие элементы буквы И, конфеты, ларец.

1)Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в путешествие, а к кому вы попробуйте отгадать. Я вам буду говорить слова, а вы попробуйте догадаться к кому мы отправимся. Слушайте внимательно! ( Машина, Ирина, Марина, Карина) Правильно, мы оправимся с вами к звуку и букве И. На далёкий остров.

– Путешествие далекое, интересное, но опасное, так как на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.

2) Основная часть

2.1

– В путешествие с нами отправится попугай Игрюша.

Ребята, посмотрите у вас на столах разложены карточки. Назовите, что на них изображено. А теперь подойдите к доске те, у которых в словах звук [И] находится на первом месте, в середине, в конце. ( у кого правильно даю фишки)

На счет три закрываю картинки, давайте вспомним, в каких словах звук [И] стоит на первом месте, в середине, на последнем.

Молодцы, справились с этим заданием.

2.2.Отправляемся дальше.

Давайте встанем и произнесем звук [И]. Кто растянет самую длинную нитку.

А теперь сядут и прохлопают те, ребята у кого есть в имени звук [И], а теперь протопают те ребята и сядут на свое место у кого есть звук [C].

Кто помнит, как называются буквы, которые не встречают во рту препятствий. – это гласные.

Правильно ! Он гласный, потому что его можно пропеть. Обозначается красным цветом. Нестер, каким цветом мы обозначаем звук [И]?

Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете поднять красный флажок, если услышите звук [И]. Молодцы, справились с заданием.

2.3 Звук называется [И], а буква? Да, они называются одинаково.

Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.

На что похожа буква И?

Давайте нарисуем букву И в воздухе. А теперь возьмите палочки и напишите из них букву И. У буквы И поесок на искосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга , а потом соединить их палочкой, которая идет с лева на право по диагонали.

Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

Каким цветом обозначается звук [И]? Почему ?

2.4

– Мы снова отправляемся в путь. Прибыли на станцию «Один – много»

Я назову один предмет, а вы – много таких предметов.
носок – носки чулок – чулки гудок – гудки замок – замки комок – комки
песок – пески мелок – мелки

– И с этим заданием справились.

2.4 Поехали дальше. Станция называется «Найди правильную букву»

Посмотрите, ребята. Как много у нас букв. Но вам нужно найти, только правильную букву И. Каждый из вас возьмет себе только одну букву. Будьте внимательными. ( даю фишку)

2.5  Отправляемся дальше. Станция « Сделай правильно»

По строчке пробежался ластик и стёр элементы буквы «И». Допишите их.

2.6 Мы с вами добрались до нашей буквы И. Посчитайте, сколько фишек вы заработали? Посмотрите, буква И приготовила нам коробочку.

Давайте посмотрим что в ней?
– Молодцы, ребята! Отправляемся домой.

3) Итог занятия

– С какой буквой мы сегодня познакомились?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные.

infourok.ru

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква И»

Цели:

Образовательные:

1. Продолжать знакомство детей с понятием «гласный звук».

2. Учить выделять звук -и- на слух.

3. Учить производить звуковой анализ звукосочетания иа.

4. Познакомить с буквой И

5. Учить читать слоги

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать внимание, память.

3. Развивать пространственную ориентацию.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоциональный настрой на занятие.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки: индюк, автобус, учитель, крокодил, коньки, кошка, сапоги; зеркало.

Ход:

1. Орг. момент:

Логопед:

Сначала сядут девочки, в чьих именах есть звук А.

А теперь сядут мальчики, в чьих именах есть звук А.

А теперь сядут остальные ребятишки (Игорь и Кирилл).

Дети садятся.

Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Логопед: В слове осень есть звук А?

2. Пальчиковая гимнастика: «Осень»

3. Повторение изученного материала

Детям раздаются картинки с изображением альбома, удочки, кота.

Логопед:

Найдите картинку, в названии которой звук А первый и положите перед собой.

Найдите картинку, в названии которой звук У первый и положите слева от альбома.

Как расположены картинки друг от друга?

А теперь попробуйте придумать свои слова со звуком А и звуком У.

4. Изучение нового материала:

Логопед:

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком…, а каким догадайтесь сами:

В слове «иголка» – этим звуком начинается слово.

В слове «пони» – этот звук заканчивает слово. (Звук «и»).

Повторите его еще раз, при этом глядя в зеркальце: обратите внимание на свой ротик.

Работа детей с зеркалами.

Описание артикуляции: губы и зубы разомкнуты, губы слегка растянуты в улыбке, воздух свободно проходит через рот, голосовой моторчик работает, звук поется, звук гласный.

Логопед: Давайте попробуем найти звук среди других звуков.

Игра на внимание: « Услышь звук «И»»

Логопед: Услышали, хлопаем в ладоши.

у, а, и, о, а, и, у, и, о, а, у, и, у, а, и.

Иней, автобус, индюк, учитель, стол, крокодил, коньки, кошка, сапоги.

Физминутка.

У нас славная осанка,

стоят по стойке «смирно»

Мы свели лопатки.

сводят лопатки

Мы походим на носках,

ходьба на носках

А потом на пятках.

ходьба на пятках

Пойдем мягко, как лисята крадутся.

Дети проходят и садятся за столы

5. Звуковой анализ звукосочетания ИА.

Логопед:

А сейчас, ребята, посмотрите внимательно на мой рот и губы, я хочу вам сказать одно слово, а вы должны догадаться – какое это слово (немая артикуляция звукосочетания ИА, показывает логопед).

Какое слово я сказала?

ИА – а кого так зовут? Сколько звуков в слове? (два) Какой первый? Какой второй?

Повторите слово.

Кто так говорит? (ослик)

А давайте подумаем в чьих именах есть звук И?

Дети подбирают имена.

Логопед:

Я попрошу выйти и взяться за руки Алину и Дениса.

Получилась пара: Алина и Денис.

Звук И присутствует не только в разных словах, но и соединяет их.

Звук И является маленьким самостоятельным словом, которое соединяет слова. Например: Стол и стул. Оля и Алена.

Логопед:

А теперь вы подберите два слова, которые можно соединить И.

Ответы детей.

6. Знакомство с буквой «И»

Логопед:

Послушайте стихотворение:

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил,

Сколько здесь дощечек?

Три!

А какая буква?

И!

Посмотрите вот она буква «И». 

Выставляется карточка с изображением буквы «И».

Найдите букву «И» у себя на столе. Проведите по ней пальчиком.              

7. Выкладывание буквы «И» из палочек, рисование на лоточках с крупой.              

8. Чтение слогов.

АУ   УА   ИА   АИ  ИУ  УИ

Назови первый звук, назови второй звук. Какие это звуки?

9. Рефлексия.

Логопед:

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

 

dohcolonoc.ru

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Звук и Буква “А”

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

 

ТЕМА: Звук и Буква «А»

 

Цель: Закрепление понятия «гласный звук», выделение заданного гласного звука

           из потока гласных звуков; в начале и в конце слова.

 

Оборудование: доска, проектор, картинки со звуками «А», игрушки со звуками «А»   

                            бумага, карандаши.

 

Ход занятия:

– Ребята мы с вами знаем, что есть город звуков а в нем 2 улицы, одна – синяя, другая –     

   красная. На синей улице в синих домиках живут… согласные звуки, а на красной улице    

   в красных домиках – … гласные звуки.

– Молодцы!

– К нам сегодня пришел гость, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Это старый наш знакомый

он живет на крыше дома.

Длинношеий, длинноносый,

длинноногий, безголосый.

Он летает на охоту за

лягушками к болоту». 

 

– Правильно Аист. Какой первый звук в слове Аист?

   Он живет в красном домике, как вы думаете почему?

   Потому что звук «А» гласный. Аист, ребята познакомит нас со звуками и буквами.

– Аист предлагает нам пропеть звук «А»

   Поём: А –А – А – А – А

– Мы произносим звуки «А» и рот широко открыт, и нет никакой преграды для воздуха.    

   Мы легко пропели звук «А» голосом, поэтому этот звук какой?

–  Гласный!

«Воздух свободно идет через рот

нет препятствий разных

голос участвует, голос завет,

звук называется – гласный!»

 

– А сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай звук»: Приготовьте свои ладошки, я буду   

   произносить цепочку разных звуков, а вы ловить, т.е. хлопать в ладоши, когда услышите   

   звук а

   А – О – У – И – а – а – а – ы – э – А – о   и т. д.

– Молодцы!

– Ребята, у Аиста возле дома есть фруктовый сад. И в нем растут вот такие фрукты –   

   абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. В слове абрикос слышим звук «А», в начале  

   или в конце слова?

– Правильно в начале (так же как апельсин и арбуз).

– Еще в саду есть нужные инструменты – пила, метла, лейка.

– Где мы слышали звук «А» в слове пила?

– В конце, правильно. (так же метла, лейка).

 

– Молодцы! А сейчас такое задание – посмотрите внимательно на картинки и назовите 

   Только те в которых звук «А» в начале сова. (используется проектор)

– Хорошо, а сейчас отдохнем.

 

Физкультминутка.

 

Аист, Аист, длинноногий, укажи домой дрогу

Аист отвечает:

 топай правою нагой

топай левою ногой

снова правою нагой

снова левою нагой

потом правою нагой

потом левою нагой

Вот тогда прейдешь домой.

 

– Теперь я буду называть слова со звуком «А», а вы хлопните в ладоши, если услышите  

   звук «А» в начале слова: аквариум, жук, Айболит, автобус и т. д.

   а теперь звук «А» в конце слова: пчела, слива, груша, гнездо и т. д.

– Молодцы. Теперь мы помогаем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать   

   игрушку, со звуком «А» в начале слова кладите на белый поднос, а со звуком «А» в 

   конце слова – на коричневый.

– А сейчас отгадайте загадку:

«Вот два столба наискосок

а между ними – поясок

ты эту буква знаешь А?

Перет тобою буква А.

   Выставляется буква «А» – большая.

– А что такое буква? Кто знает?

– Буква, это графическое изображение звука. Звуки мы – слышим, а буквы пишем, 

   изображаем.

– А для чего нам нужна большая и маленькая буква?

– С большой буквы пишем имена фамилии.

Стих.

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше всех букв подруг!

Смотрят с почтением

на букву подруги.

Ну почему? За какие заслуги?

 

Буква расти не сама захотела

Букве поручено важное дело!

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высоко роста!

 

Ставится буква у строчки в начале,

чтобы начало все замечали!

Имя, фамилия пишутся с нею,

чтобы заметней им быть и виднее

чтобы звучали громко и гордо

имя твое, улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк

В букве большой – уважения знак!

 

 

– А теперь давайте нарисуем букву «А».

– Каким цветом будем рисовать «А»?

–  красным,

– а маленькую? Правильно то же красным.

– Молодцы у вас красивые буквы. Мы познакомились сегодня с вами со звуками «А» и  

   буквой «А». И жить они будут в красных домиках. 

nsportal.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия “Звук и буква О”

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленности

ТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»

Цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мышления.
  • Развитие фонематических процессов, речевого дыхания, просодической стороны речи, основ звуко-буквенного анализа.
  • Развитие словарного запаса, грамматического оформления речи, связной речи.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики, формирование мотиваций обучения.

Оборудование:

  • Картинка-символ звука [О].
  • Картинки, в названиях которых присутствует звук [О].
  • Индивидуальные зеркала.
  • Изображение буквы О. Анализ звукосочетаний типа – ауо, оуа.
  • Звуковой домик, «Осенняя картина».
  • Рабочие тетради, красные, синие шариковые ручки.

                                          ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.             Психогимнастика.

Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!  Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

2. Сообщение темы занятия.

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова.) Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук [О].) Сегодня мы будем слушать, и произносить слова со звуком [О], познакомимся с буквой О.

3. Характеристика звука [О].  Повторение гласных звуков.

  • Картинка-символ: Оля плачет: о-о-о.
  • Рассматривание профиля звука [О], обратить внимание на положение языка и губ.
  • Произношение звука [О] перед индивидуальными зеркалами хором и индивидуально (громко, тихо, высоким голосом, низким голосом).
  • Звук [О] – гласный, твердый.
  • Произношение гласных звуков с одновременным движением пальцев:

А – указательный и средний пальцы правой руки соединяются указательным пальцем левой; У – поднимаются указательный и средний пальцы; О – делается колечко.

4. Развитие слуховой памяти и просодии.  Чтение стихотворения.  

                       

Гласные песенку звонкую тянут – и-и-и.

                        Могут заплакать – о-о-о и застонать – у-у-у-у.

                        Могут качать в колыбели Аленку – а-а-а.

                        Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ау! Ау!»

                        Легко летят они в высоту – а-и-о-у!

5. Игра: «Кто самый внимательный»

Выделение звука [О] из ряда гласных звуков. Услышишь звук [О], хлопни в ладоши.          а-и-о-у-и-о-а-у-о-и-а.

6. Зрительная гимнастика

Голову держать только прямо, двигаем только глазами, следим за игрушкой.

(Взрослый медленно, в течении одной минуты, перемещает игрушку слева – направо, вверх – вниз, по кругу.)

                                            Помогаем часто – часто,

                                     Еще раз, и два, и три.

                                     Глазки закрываем,

                                     На столе мы отдыхаем.

(Дети отдыхают, положив голову на сложенные на столе руки.)

7. Произношение звука [О] в словах. Выделение звука [О] из начала, середины, конца слов.

Слова: окно, дождь, сапог, обруч, пол, осы. (работа со слоговыми схемами)

8. Физкультминутка.     Не под окном,               руки в стороны, впред,

                                            А около,                        вверх, в стороны (кругом)

                                            Катилось О и охало.      плавные, круговые движ.

                                            О охало, О охало            перед собой

                                            Не под окном,                 руки в стороны, вниз.

                                            А около.

9. Знакомство с буквой О.

  • Рассматривание букв О,о. Спросить у детей почему они красного цвета.
  • Чтение стихотворения: «ЗВУК И БУКВА О»

                              О на огурец похожа,

                              Он овальный, буква тоже.

                              Слова Оля, огурец, окно –

                               Начинаются на О.

10.    Пальчиковая гимнастика.    «ПАЛЬЧИКИ»  (с кружочками)

Раз – кружок, два – кружок,      Шагают по кружочкам, поочередно нажимая

Раз – шажок, два – шажок.        каждым пальцем на кружок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.  

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.                   Движения повторяются.

От мизинца – до большого,

А потом – к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы будут отдыхать!            

11. Работа в тетрадях.

  • Заселение буквы О в домик.
  • Выделение буквы О в словах, нахождение места звука [О] в словах: осы, дупло, нота.
  • Написание букв О о.
  • Составление предложений по картинке.
  • Нахождение слов со звуком [О], по картине «Осенняя картина». Дети находят слова в которых присутствует звук [О], определяют место нахождения звука в слове: в начале, в середине, конце слова.

Первая схема – слова облако, осень; вторая схема – слова дом, забор, дождь, солнце, дорожка; третья схема – слова крыльцо, окно.

12. Итог занятия.

nsportal.ru

Обучение грамоте в подготовительной группе “Звук и буква И”

Разделы:
Работа с дошкольниками


Обучение грамоте в подготовительной группе.

Цели:

– дать понятие о механизме образования звука И;

– формировать умение образовывать прилагательные от существительных;

– работать над развитием дыхания, голоса;

– учить детей выделять звук И из состава слогов, слов, предложений;

– воспитывать бережное отношение к деревьям и природе в целом.

Оборудование: тетради, карандаши, профили артикуляции звука,
предметные картинки со звуком И (в начале, середине, и в конце слова) и
деревьями. Пособие “ Домик”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Отобрать картинки с лиственными деревьями.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной
моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Машем мы руками, киваем головой.

2. Развитие общей моторики.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья под ногами тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят, будто опять закружиться хотят.

(Дети выполняют движения под слова.)

3. Развитие мелкой моторики.

На берёзе, на осине (Поочерёдно сильно сжать пальцы на левой, правой
руках.)
Догорели листья

Дунул ветер, и рябина (Разжать и тихо опустить руки на колени.)
Уронила кисти…

Дождик моет желтый луг (Поглаживание правой, а затем левой.)

Ржавый и шершавый

И земля вздыхает

– Уф!…Отдохну, пожалуй… (Опустить руки.)

4. Развитие мимических мышц.

– Улыбнулись.

– Огорчились.

– Удивились.

– Рассердились.

5. развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

– для челюсти: имитация жевания;

– для губ: “колёсико”, удержать губами витаминку.;

– для языка: “иголочка”.

6. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

– Руки на диафрагме.

– Голосовые упражнения.

Стоя на выдохе произносить: АУИ.

III. Упражнения по развитию произношения
и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком И.

2. Акустико-артикуляционный образ звука И .

Характеристика звука И.

Звук И гласный – воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды,
поётся, обозначается красным цветом.

3. Развитие фонематического слуха. Отобрать и назвать картинки со звуком И в
середине слова. Звук И в словах произносится утрировано.

4. Соотношение звука с буквой.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек – Три!

А какая буква – И.

Отыскивание буквы И в разрезной азбуке.

5. Автоматизация звука в слогах, Словах, предложениях и текстах.

– Звуковой анализ слогов типа: ИП, КИ.

– Звуковой анализ слова Кит: сколько звуков в этом слове? Назови первый звук,
назови второй звук, назови последний.


– Определение места звука в названии картинок, выставленных на доске.

– Игра “Домик”. На плакате нарисован домик с тремя окошечками: картинку со
звуком И в начале слова нужно поместить в первое окошко, в середине – во второе,
в конце – в третье. Ребенок: “Я поселю иголку в первое окошко, потому что звук И
находится в начале слова”. И т.д.

– Составление предложений со словами, в которых присутствует звук И, деление
их на слова, запись графической схемы.



IV. Физкультминутка.


Воспитатель предлагает детям изобразить деревья и листочки, которые качает
ветерок.

“Дует легкий ветер – листочки едва шевелятся”, – говорит он.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

“Сильный ветер – качаются деревья”, – говорит логопед, а дети выполняют
наклоны туловища. Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки ребятам
говорят: Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и. Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.



V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.


Назовите правильно листья (с опорой на картинки).

Лист дуба – дубовый.

Лист берёзы – берёзовый.

Лист липы – липовый.

Лист рябины – рябиновый.

Лист осины – осиновый.

Лист клёна – кленовый.

Шишка сосны – сосновая.

Шишка ели – еловая.



VI. Итог занятия и оценка работы детей.


С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?

Какие деревья вы называли? Назовите их.

22.01.2014

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о