Картотека решение проблемных ситуаций в подготовительной группе – |

Картотека "КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «РОСИНКА»

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

подготовила воспитатель:

Торопова Марина Александровна

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация

– состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда пе­дагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с науч­ными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизнен­ного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Тема: « Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: « Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

infourok.ru

@Картотека проблемных ситуаций для детей подготовительной к школе группы(ПДД)."

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Картотека проблемных ситуаций для детей подготовительной к школе группы(ПДД).

Абдуллина Н.А.

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей, формирование навыков осознанного безопасного поведения.

Ситуации на транспорте.

Ребенок - пассажир.

  • Ты с бабушкой стоишь на остановке, ждете автобус. Кто зайдет в него первый? Кто из вас должен занять место, если оно одно?

  • Ты с мамой едешь в трамвае. Что делать, если деньги на проезд забыли дома?

  • Ты едешь в автобусе, он резко тормозит. Пассажиры падают. Как себя вести в такой ситуации?

  • Ты едешь в маршрутке. Заходит мужчина в нетрезвом состоянии. Что делать?

  • Ты с мамой едешь в электропоезде. В одном вагоне с вами едет компания людей, которые громко разговаривают, щелкают семечки. Что делать?

  • Ты и мама приехали в поезде с санатория в родной город. По дороге домой вы вспомнили, что забыли сумку с вещами в вагоне поезда. Что делать?

  • Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?

  • Ты едешь в переполненном людьми автобусе. Почувствовал себя плохо. Что делать?

  • Ты с мамой едешь в автобусе. Закрывая двери на очередной остановке, водитель не увидел, как зажал ими другого пассажира. Как поступить?

  • Сидя в трамвае, ты увидел, как из кармана мужчины выпал кошелек. Что делать?

  • Ты с папой едешь в троллейбусе. Один пассажир грубо разговаривает с кондуктором. Что будет дальше? Как нужно поступить в такой ситуации?

  • Ты с мамой в автобусе. Расплачиваясь за проезд, у мамы из рук выпал кошелек, мелочь рассыпалась в разные стороны. Что делать?

  • Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?

  • Весна. Вы с сестрой едете в автобусе, все окна которого открыты. Где занять место?

  • Ты едешь в трамвае, рядом с тобой занял место человек с неприятным запахом. Что делать?

  • Ты с мамой едешь в трамвае. С тобой захотел пообщаться рядом сидящий пассажир. Как нужно отреагировать?

  • Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?

  • Вы с мамой в другом городе, поехали в зоопарк. Зашли в нужный троллейбус, кондуктора не оказалось. Как быть? С кем расплатиться за проезд? У кого узнать где нужно выходить?

  • Ты с сестрой в автобусе. Нечаянно разбилась банка с соком, которая стояла в сумке. Сок начал капать на пол. Что делать?

  • Вы с папой ходили в турпоход. Возвращаетесь домой на автобусе. За плечами - по полному рюкзаку вещей. Как без проблем доехать до дома? Куда деть рюкзаки?

  • Зима. Гололед. К остановке подъезжает автобус, пассажиры устремились к дверям. Как быть? Спешить или нет? А вдруг не хватит свободного места?

  • Ты с папой едешь в троллейбусе. Папа купил билет, но куда-то его положил. На остановке заходят контролеры. Где взять билет? Что делать?

  • Ты с братом нечаянно сел не на тот автобус. Двери закрылись. Автобус поехал. Что делать?

  • Ты с папой едешь в автобусе. Произошло возгорание детали автобуса, задымление. Что делать? Как эвакуироваться? А если двери заклинило?

  • Ребенок - пешеход.

  • Ты идешь домой из магазина через дорогу. На середине пути рвется сетка с апельсинами, которые раскатываются по асфальту. Что делать?

  • Ты с мамой идешь по тротуару. Впереди ведутся ремонтные работы, вырыта канава. Где и как ее обойти?

  • Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, ты встретил друга, которого давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Как поступить в такой ситуации?

  • Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь?

  • Переходя дорогу по пешеходному переходу, ты столкнулся с идущем тебе навстречу человеком. Что делать? С какой стороны "зебры" нужно идти вам обоим?

  • Лето. На улице ярко светит солнце. Сигналы светофора не видны - отсвечивает. Как перейти дорогу? По чему сориентироваться?

  • Вам с братом нужно перейти дорогу. Поблизости нет пешеходного перехода, а по краю дороги припаркованы автомобили. Где и как перейти дорогу?

  • Тебе с сестрой необходимо перейти проезжую часть. Люди, стоящие рядом с вами не дождались нужного сигнала светофора и поспешили вперед. Может, и вам лучше перейти с ними дорогу? Как поступить?

  • Переходя дорогу, ты упал. Что делать? А если упал кто-то из рядом идущих людей?

  • Ты подходишь к пешеходному переходу. Загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов. Люди начали движение и вдруг услышали сирену пожарной машины. Что делать? Двигаться дальше или нет?

  • Твой друг нарушил ПДД при переходе дороги. Его просит остановиться регулировщик. Что ему делать? Может, лучше попытаться убежать?

  • Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится на автомобиле невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации.

  • Друг уговаривает тебя перебежать дорогу, когда автомобилей не видно ни на одном направлении движения. Что делать?

  • У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держать тебя за руку при переходе проезжей части. Как поступить в такой ситуации?

  • При переходе проезжей части без пешеходного перехода вы с мамой замешкались и не успели перейти всю дорогу. Автомобили едут в обоих направлениях движения. Как быть?

  • Вечером ты с папой пошел гулять. Ваш путь проходил рядом с мало освещенной дорогой. Что надо предпринять в целях своей безопасности?

  • Ребенок - водитель.

    infourok.ru

    КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Сведения об образовательной организации

    Дополнительные сведения

                                                                                                        Составил: Панова Е.В.

                                                             Воспитатель МБДОУ «ДСКВ» №46

                                

    Цель: учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.

    Задачи:

    1. Учить осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.
    2. Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их.
    3. Упражнять в более глубоком анализе предмета, выявление свойств и качеств, не связанных с выполнением основных функций предмета.
    4. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.
    5. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных ситуаций.

    Ситуации:

    1. Как увидеть воздух?
    2. Куда прячется вода?
    3. Дышат ли рыбы?
    4. Где можно увидеть динозавра?
    5. Как без космического корабля слетать на Сатурн?
    6. Как оживить куклу?
    7. Как закрепить детали одежды без ниток?
    8. Как вымыть руки без мыла?
    9. Грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в город не завезут новые часы?
    10. Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились, что делать?
    11. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?
    12. Нужно слепить снеговика, а снега мало, как быть?
    13. Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса.
    14. Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха, если Пугало стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь? Что нужно сделать с Пугалом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?
    15. Как приготовить завтрак для великана?
    16. Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?
    17. Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая – живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
    18. К медвежонку пришли гости. Он решил их угостить малиной. Поставил на стол три тарелочки. Надо разделить малину. Помогите медвежонку.
    19. Доктору Айболиту из Африки пришла телеграмма. Его в гости приглашают животные. Доктор Айболит решил отправиться в путешествие, но не знает на чем быстрее можно добраться до Африки. Поможем Доктору Айболиту.
    20. Что тяжелее – снег или земля?
    21. Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
    22. «Кот в одном сапоге»
      Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
    23. «Вот так игра»
      Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
    24. «Маша и медведь»
      Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
    25. «Помоги Золушке»  Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
    26. «Подготовка к празднику»
      Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
    27. «Рассеянный Петя»
      Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
    28. «Открытки для Дины»
      Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
    29. «Красная Шапочка»
      У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
    30. «Помоги Оле»
      У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему»
    31. «Молочные проблемы кота Матроскина»
      Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
    32. «Корзинки для козлят»
      Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
    33. «Чудный лесник»
      В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
    34. «Жители города Кисельска»
      С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель.  Его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
    35. «Варенье для Карлсона»
      Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
      Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
    36. Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.
      Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.
      Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
    37. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
    38. Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.
    39. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?
    40. Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
    41. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
    42. Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.
    43. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?
    44. Противоречие. Король должен достать молодильное  яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.
    45. . -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились? 
      - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?  - А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты? 
      Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
    46. У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. 
      Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. 
      Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
    47. Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. 
      - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. 
      Права ли Наташа в такой ситуации?
    48. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. 
      Никита в раздевальной комнате кричит. 
      -Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. 
      Катя молча подошла и помогла Саше. 
      Чей поступок верный?
    49. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. 
      Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. 
      Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. 
      Почему ? Как бы ты поступил на месте Андрея.
    50. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. 
      Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
    51. Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. 
      Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу. 
      Потом подходит и трогает воспитателя за руку.  - Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. 
      Что сказала Венера Рашитовна Наташе? 
      Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. 
      Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
    52. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.  - Ты предатель. 
      Рома обиделся. 
      Как ты думаешь, почему?
    53. Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.  - Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют. 
      Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. 
      Права ли Рита? Как бы ты поступил?
    54. В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.  - А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. 
      Галина Анатольевна сделала замечание Рите. 
      Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
    55. Света выходит в раздевальную и громко говорит. 
      - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света
    56. Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. 
      Витя говорит. 
      - Не нужна мне ваша добавка. 
      Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
    57. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.  - Поправьте мне одеяло. 
    58. - Я хочу в туалет. 
      - А Саша громко сопит, мне мешает. 
      Как бы поступили вы?
    59. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. 
      Никита громко сказал.  - Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. 
      Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?
    60. В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

    служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

    а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

    1. б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

    в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

    1. Ситуация
    2. Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?
    3. а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";
    4. б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;
    5. в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
    6. Ситуация.
    7. В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

    стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

    а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

    б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

     

    в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

    1. Ситуация
    2. Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

    а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

    б) стали передразнивать;

    в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

    Как поступил бы ты?

    1. Ситуация.
    2. В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

    маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

    а) Так же, как братья;

    б) взял бы Иванушку с собой;

    в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

    1. Ситуация .
    2. Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

    поступил бы ты?

    а) Правильно; я поступил бы так же;

    б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

    в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

    СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

    1.   «…люди не знали об опасности»
    2. Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.
    3.       «…в детском саду объявили тревогу»
    4. Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.
    5.   «…съесть незнакомую ягоду»
    6. Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.
    7.   «…собака напала на ребенка»
    8.  «Если бы ты взлетел высоко, как птица…взлететь высоко, как птица»

     

    xn--46--5cddfqbh1d8cfiej.xn--p1ai

    Проблемные ситуации для дошкольников

    10909 (160 за неделю) / 16.05.16 10:00

    «Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет большое значение. Воспитательная роль отводится (по достижению ребенком возраста 3 – 4 лет) педагогу детского сада, хотя приоритетную роль семьи никто не отрицает.
    Главное – правильно подобрать способы. Лучшими давно признаны игровые ситуации, обсуждение поведения героев сказок, разыгранные задания. Ведущая позиция, хоть и кажущаяся отстраненной, принадлежит воспитателю.
    Задача номер один – научить детей принимать решения, правильные и самостоятельные. Кроме этого, опираться нужно на основные критерии подготовки мероприятия (воспитательного часа, урока, занятия, «пятиминутки»). Лучше, если педагог составит себе «памятку» произошедшего между детьми разногласия. В ней будут отмечены несколько пунктов.

    • Возраст детей. То, что Петя забрал понравившуюся игрушку у Вани, когда им по 3 года, выглядит катастрофой Вселенского масштаба. Но в возрасте 5-6 лет мальчики могут поссориться из-за того, с кем Лена пойдет кататься на роликах.
    • Дата «происшествия». Если спор случился осенью, а о нем вспоминают весной, – это может быть неактуально. Но иногда запись даты позволяет освежить воспоминания детей, можно узнать, что они чувствовали тогда и теперь.
    • Суть проблемы (конфликта). Чем старше становятся его участники, тем глубже может быть проблема (к просто не поделенной игрушке добавляются неразделенные чувства, обида, злость).
    • Итоги ситуации. К чему пришли дети тогда и как они общаются сегодня, как поступили бы раньше, не жалеют ли о чем.

    «Игровизор» лучше телевизора

    Можно вырезать (распечатать, создать коллаж) тематические картинки к заданиям. Ребята и девочки пусть, опираясь на них, отвечают на вопросы. К каждому заданию должны быть подготовлены изображения – разные овощи, фрукты, грибы, виды транспорта, чтобы коллектив дошкольников смог осуществить выбор.
    Дети обязательно будут проговаривать, отстаивать свое мнение. Сразу же выделится лидер, кто-то будет его поддерживать, кто-то – нет. Если кто-либо из детей остался в стороне, воспитателю нужно будет деликатно ввести его в процесс обсуждения.
    Если группа большая, можно разделить детей на маленькие команды. Не буде лишним придумывание им названий, девизов. Капитан может быть, а может, это будет просто озвучивающий решение команды ребенок.

    1. На сказочной поляне много грибов. Какие собрать в лукошко, чтобы Баба Яга ими не смогла отравить своих гостей? (Картинок можно взять побольше, пусть они будут красочными, яркими). В случае с грибной тематикой важен еще один момент – дети учатся отличать съедобные грибы от несъедобных. Изображения должны быть натуралистичными.
    2. Маша и Медведь собрали ведро яблок. К ним пришли в гости белочка, ежик и зайчик. Нужно разделить фрукты между ними всеми.
    3. Доктор Айболит летит в гости к сестре Варваре в далекую Африку. Чем ему добраться? Можно использовать даже карту или глобус. Пусть дети доказывают, почему, к примеру, на самолете поездка будет более быстрой и эффективной, чем на велосипеде.
    4. Мама собралась готовить окрошку. Она идет в магазин, какие продукты ей понадобятся?

    Эта игра хороша тем, что все показывается наглядно. Дети учатся систематизировать, каждый ответ обсуждается, есть право голоса, но результат формируется на основе общих мнений.
    Малыши и сами не замечают, как учатся строить беседу, вступать в конфликты и пытаться выходить из них. Пусть и не получится что-то – опытному взгляду воспитателя будет заметно, когда спор выходит за рамки обычного столкновения мнений и превращается чуть ли ни в ссору. В этом – одна из задач такой игры: воспитание одного целого – коллектива.

    НЕпростая ситуация…

    Даже без особой подготовки и материальной базы можно разыграть привычную во многих социальных группах ситуацию. Главное – наблюдать за коллективом какое-то время, чтобы успеть ознакомиться с проблемой, и выделить общую, актуальную.

    Детская психология для родителей Детская психология для родителей

    Детская и подростковая психология – это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к замку, он приоткрывает двери в мир детской души &nda ...

    1. «Где-то там…» Рассказ основывается на реальных фактах, но с изменением имен. Например, Оля обижает Свету, потому что та одевается небогато и не имеет дорогого мобильного телефона. Задача воспитателя – рассказать детям сказку, будто в другом садике есть девочка О… Олеся, которая огорчает С…Сашу своим плохим отношением из-за обычной одежды и недорогих игрушек. Важно! Нужно донести детям, что внешнее – не всегда отражение внутреннего, плохой поступок еще не означает, что и сам человек тоже нехороший. Нужно постараться найти во всех людях что-то положительное и позволить детям дать совет «выдуманным» девочкам, как поступить.
    2. Предложить дошкольникам разыграть ситуацию (типичную для многих семей), когда мама и папа не разрешают играть в компьютерные игры, или кто-то из друзей за что-то обижается или обижает. Воспитатель, как и психолог, смогут со стороны увидеть проблемы – в семье, в общении «маленьких актеров». Внимание нужно уделить и детям, дающим совет, как они бы поступили в такой ситуации.
    3. «Сказка – ложь, да в ней – намек…». Чего уж там, все дети обожают сказки и фантастические истории. Они знают некоторые из них наизусть. Почему бы в пасмурный день, когда на улице стоит «нелетная погода», педагогам детского садика не собрать вокруг себя детей и не спросить у них, какие кто любит сказки, что им нравится в их героях, как те себя ведут?

    Дети с удивлением сами заметят, что идеальных людей не существует, но мнение о человеке складывается по тому, чего больше он сделал – доброго или дурного. Может даже оказаться, что и Кощей Бессмертный – вовсе не злой. Просто его никто не любит, и родители его далеко, и друзья ему давно не звонят.
    Развитие милосердия – то, на что всегда большой спрос.

    Твое или мое?

    Странное дело – с одной стороны, ребенок должен беспокоиться о своих интересах и желаниях (иначе он вырастет «неуспешным»). С другой – ему нужно учиться делиться с другими, уметь жертвовать, сопереживать. Непосильная задача и для взрослого человека, куда уж детям. Но это – ошибочное мнение. Если научить ребенка думать, анализировать, сопоставлять, в зрелом возрасте он не поддастся искушению таких чувств, как зависть и эгоизм.
    Нужно создать искусственную ситуацию конфликта. Например, принести интересные книги, фрукты или игрушки (можно из соседней группы, если разрешит другой воспитатель). Но не просто отдать их детям, а придумать интригующую предысторию.
    Например, Дед Мороз не довез зимой самым послушным детям посылку, прислала их Алиса из Зазеркалья или Кот в сапогах выслал их дошкольникам, чтобы они присмотрели за игрушками, пока он будет путешествовать.
    Высыпав все содержимое «посылки» в центр комнаты, нужно понаблюдать несколько минут за поведением ребят и девочек. Окажется, что некоторые малыши одновременно захотят одну и ту же игрушку или книгу.
    Вот теперь, пока у кукол и плюшевых медвежат еще на месте руки-ноги, в игру вступает «третейский судья», воспитатель. Его задача – дать ребенку возможность высказаться (объяснить), почему именно он должен обладать игрушкой.
    Потом задание усложняется – придется высказаться и в пользу маленького «оппонента», сказав, почему другому малышу тоже важно играть именно с этой куклой.
    Никто не запрещает на доске рисовать «плюсы» и «минусы» (за себя и за соперника), класть в шапки по спичке – у кого больше окажется, тот и получит игрушку.
    В конце нужно будет детям пожать друг другу руки, а воспитателю – сказать доброе мудрое слово о том, что делиться, уступать – это нормально.

    Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

    Под термином «гендер» подразумевается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Он заключает в себе соц ...

    Педагогу нелегко…

    Это на первый взгляд такие игры и ситуации кажутся обычными, спонтанными способами занять дошкольника и сказать потом, что воспитательная работа была проведена. В этом и заключается «высший пилотаж» мастера, когда все происходит будто само собой. Но за всем этим стоит сложная подготовительная работа.
    Воспитателю приходится решать многие задачи и учитывать различные факторы:

    • Ребенок может поступать на людях так, как от него того требуют, но в реальности – он действует согласно личным интересам. Чтобы донести до него необходимость честности с самим собой всегда и везде, понадобится не одно занятие, не один месяц.
    • На первом плане всегда семья, родители. Это хорошо, ведь мама и папа с одной стороны и воспитатели с другой – как два берега, межу которыми «река» (ребенок). Но если родители не особо заняты воспитанием наследника или, того хуже, при нем часто неприятно высказываются в адрес детского сада, школы, то труд воспитателя может легко пойти насмарку. Придется проводить еще и работу с родителями. Все взрослые должны придерживаться общих морально-этических взглядов на воспитание.
    • Индивидуальный подход к ребенку. Не всегда все понятно дошкольнику во время коллективных занятий. Некоторые мальчики и девочки стесняются высказать свое мнение. Но бывают и случаи, когда ребенок требует серьезной психологической помощи. Все это ложится на плечи педагогов и психологов.

    Проблемные ситуации для дошкольников разрабатываются не только с целью научить, но, изначально, продиагностировать. Рассказывать о семье и малыши, и их мамы, папы могут одно, но на самом деле все оказывается куда печальнее. В поставленной ситуации ребенок не играет, а переживает жизнь – ту, которая есть.
    Иногда, как показывают это сами дошкольники, родители ведут себя с ними доброжелательно, но подрастающее поколение этого не понимает. Задача воспитателя – «адаптировать» для детей то, что им еще не понять (через такое проигрывание ситуаций, в том числе). Более благородного призвания, чем воспитатель, просто не существует. 

    Оцените статью!
    4 0

    Вы можете оставить здесь свой комментарий.

    blogs.bebeshka.info

    Картотека проблемных ситуаций

    Картотека проблемных ситуаций для воспитателей детских садов

    Автор: Баландина Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Перми.

    Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

    Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

    Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненныепредставлениядетей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

    У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

     

    Тема: «Грибы»

    Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

     

    Тема: «Транспорт»

    Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

     

    Тема: «Дома», «Свойства материалов»

    Поросята хотят  построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

     

    Тема: «Фрукты»

    Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались  только фрукты. Можно ли напиться?

     

    Тема: «Свойства материалов»

    В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

     

    Тема: «Язык мимики и жестов»

    Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

     

    Тема: «Погодные условия»

    Отправились  в  путешествие по Африке, но какую  одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

    Тема: «Свойства металлов»

    Буратино хочет  открыть дверцу, в каморке у  папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

    Тема: «Стороны света»

    Машенька заблудилась  в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

    Тема: «Объём»

    Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким  горлышком.

    Тема: «Погодные условия»

    Одна подруга  живет  далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем  Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

    Тема: «Измерение длины»

    Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть  к бабушке, но она не знает, какая  дорожка длинная, а какая короткая…

    Тема: «Выше, ниже»

    Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

    Тема: «Лекарственные растения»

    Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что  можно сделать.

    Тема: «Почва»

    Машенька хочет  посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

    Тема: «Свойства дерева»

    Побежал Буратино в  школу, а перед ним широкая  река, и мостика не видно. В школу  нужно торопиться.  Думал –  думал Буратино как же ему через  речку перебраться.

    Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

    Тема: «Часы»

    Золушке надо вовремя  уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

    Тема: «Свойства воздуха»

    Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет  плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

    Тема: «Увеличительные приборы»

    Дюймовочка хочет  написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта. 

    Тема: «Средства связи»

    У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

    Скачать картотеку проблемных ситуаций

    В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев ...

    Читать дальше...

    vospitatel.com.ua

    КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – «ДЕТСКИЙ САД № 170 «АНТОШКА»
    КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Разработчик: воспитатель
    Олеся Алексеевна Миселёва
    Барнаул, 2016
    Содержание
    Введение………………………………………………………………………….3
    Пояснительная записка…………………………………………………………...4
    Ситуации на развитие мышления дошкольников…………………………….6
    Ситуации на нахождение внутренних ресурсов……………………………….11
    Ситуации с противоречиями……………………………………………………13
    Ситуации межличностных отношений сверстников………………………….15
    Ситуации к НОД………………………………………………………..………..18
    Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»………………………………....20
    Методическая основа…………………………………………………………....22
    Введение
    «Феномен проблемной ситуации в том,
    что она является источником
    мыслительной деятельности»
    Рубинштейн С. Л.
    Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – создание проблемных ситуаций.
    Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие люди, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
    Вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
    Пояснительная записка
    Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
    При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.
    Цель создания проблемных ситуаций – развивать умение дошкольников решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.
    Задачи:
    1. Развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.
    2. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаци

    educontest.net

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о