Речевое развитие в подготовительной группе по теме осень – : . , — .

Конспект ООД на тему «Осень» в подготовительной группе. Область «Речевое развитие»

Занятие по развитию речи

Тема «Осень»

Программное содержание:

Образовательные задачи: обобщение знаний детей по теме «Осень»; совершенствование умения составлять рассказ с использованием схемы (упражнять детей в умении строить сложноподчиненные предложения с подчинительными целевыми союзами чтобы (чтоб), для того чтобы); совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными, упражнять в употреблении множественного числа существительных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Развивающие задачи: развивать связную речь, развивать зрительное, слуховое внимание, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: формировать коммуникативные способности (взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность).

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: наблюдение примет осени в природе, рассматривание иллюстраций об осени, целевые прогулки; чтение художественной литературы, разучивание загадок, стихов. Рисование по теме «Золотая осень», лепка «Овощи и фрукты», дидактические игры «Назови ласково», «Узнай по описанию».

Материал: письмо от Зимы, видеозапись «Загадки от Деда Мороза», видеофизкультминутка «Снеговик», мнемотаблицы «Зима», «Весна», предметные картинки по темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», картинки «Зима» для звукового анализа на каждого ребёнка, фишки.

Словарная работа: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, хмурая, пасмурная, золотая, золотистая.

Методические приёмы: загадывание загадки, беседа об осени, игры «Четвёртый лишний», «Один-много», «Назови ласково», видеофизминутка, игра «Закончи предложение», рассказ по мнемотаблице «Осень», звуковой анализ слова «Осень», составление предложений об осени, сюрпризный момент, итог.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: У меня для вас необычная загадка.

Слушайте ее внимательно, она очень занимательна.

«Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

Воспитатель: Молодцы! Я сегодня не случайно заговорила об осени. Сегодня нам красавица-Осень прислала необычный подарок. Вот этот золотой сундук. Ой, а сколько здесь замков… Как же мы его откроем? Что это? Наверное, подсказка, как открыть сундук. (Воспитатель открывает письмо и читает: «Здравствуйте, мои дорогие дети! Решила вас порадовать своими осенними дарами, которые находятся внутри сундука. А чтобы открыть замки, вам придется выполнить мои задания. Удачи вам!»

Воспитатель: Ну, что дети, вы готовы выполнить все задания Осени?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда присаживайтесь за столы, следите, чтобы спинки были прямые, ноги вместе.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Осень какая?

Дети: Осень бывает хмурая, пасмурная, ненастная, молчаливая, ветреная, дождливая, золотая, разноцветная, теплая, поздняя, грустная, красивая и т.д.

Воспитатель: Какие приметы осени вам знакомы?

Дети: Падают листья, идут дожди, день становится короче, солнце греет меньше, птицы улетают на юг, люди собирают урожай, насекомые засыпают, дети идут в школу…

Воспитатель: Какие осенние праздники вы знаете?

Дети: День знаний, День суверенитета республики Башкортостан, Курбан-байрам, Синичкин день, День народного единства, День матери…

Воспитатель: Молодцы! Попробуем открыть один замок.

(Воспитатель убирает один замок из сундука)

Воспитатель: Чтобы открыть следующий замок, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Один-много».

Воспитатель: Я вам буду называть один предмет, а вы мне много: дождь – дожди; лист – листья; птица – птицы; ветер – ветра; солнце – солнце; холод – холода.

Воспитатель: Молодцы, а теперь назовите осенние слова ласково.

Игра «Скажем ласково»

дождь — дождик- дождичек

                                                             солнце — солнышко

                                                             туча — тучка — тученька

                                                             ветер — ветерок – ветерочек

                    лист — листик – листочек

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте меня внимательно и скажите, какое слово здесь лишнее и почему?

Медведь, волк, коза, лиса

Дятел, воробей, синица, кошка

Воспитатель: Молодцы! А сейчас, посмотрите внимательно на доску и скажите, какая из этих картинок лишняя и почему?

Яблоко, груша, апельсин, огурец

Помидор, лук, капуста, мандарин

Игра на внимание

Воспитатель: Ну, а теперь игра на внимание. Все отвернулись. А теперь скажите, какая из картинок исчезла? (игра проигрывается 3-4 раза)

Воспитатель: Вот и второй замок открылся. Ну, что? Продолжим?

Игра « Подбери действие»

Вос-ль: Листья осенью (что делают?) —   желтеют, падают, летят, шуршат

              Дождь осенью:    —   моросит, идет

              Урожай осенью:  —   убирают

              Птицы осенью:   —   улетают

              Звери  осенью:     —   готовятся к зиме

Воспитатель: Следующее задание непростое. Я начну предложение, а вы закончите.

Игра «Закончи предложение»

  1. Я люблю осень, потому что…( она красивая, золотая, у меня день рожденья, можно собирать урожай и т.д.)

  2. Осенью надо одеваться теплее, чтобы…( не заболеть; не замёрзнуть; не простудиться и т.д.)

  3. На улице много луж, поэтому…(надо надевать резиновые сапоги, надо быть осторожным; не надо бегать и т.д.)

  4. Вокруг много листьев, потому что…(наступила осень; ночью был сильный ветер и т.д.)

Воспитатель: Вот и третий замок открылся. Осталось еще два. Чтобы у нас появились силы, предлагаю пройти на палас и немного размяться.

( Видеофизминутка «Осень»)

Воспитатель: А сейчас покружились, покружились и в листочки превратились. Встаньте в круг.

Мы – листики осенние          (руки вверх, покачивающие движения вправо, влево)

На веточках сидели               (присесть, взмахивая руками)

Дунул ветерок                        (встать, взмах руками вперед)

И мы полетели                       (легкие взмахи руками)

Летели, летели                       (бегут по кругу)

И на землю тихо сели            (медленно присесть)

Воспитатель: Дети, посмотрите, какие необычные листья опустились вместе с вами на землю. Листья с картинками. Принесите мне эти листочки, что у тебя на картинке. А у тебя? (мини-опрос детей). Давайте придумаем по этим листочкам рассказ об осени.

Дети составляют рассказ по листьям-схемам.

Воспитатель: Молодцы, ваш рассказ об осени очень хорош, что четвертый замок открылся без особых усилий. Остался последний и сейчас я предлагаю вам разобрать слово «осень» по звукам.

(Дети проводят звуковой анализ слова «Осень»).

Воспитатель: Ну вот и пятый, самый последний замок открылся. Предлагаю всем встать в круг.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Про какое время года мы сегодня с вами говорили? Какие задания вам понравились больше? Вы –  умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями и осень дарит вам в подарок урожай своих яблок.

infourok.ru

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115»

Выполнил: воспитатель 1КК Ткачева Т.Ю.

Воронеж 2018г

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»

Задачи:

Развивать связную речь. Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков предметов, активизация словаря. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени.

Материал для занятия: конверты с картинками, куб с изображениями, листья с различных деревьев.

Ход образовательной деятельности.

Дети садятся на ковер в круг.

Воспитатель:

Ребята, назовите какие времена года вы знаете. (Зима, весна, лето, осень)

Отгадайте загадку, о каком времени года в ней говориться:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

— А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Послушай те поговорку про осень, и подумайте, как вы понимаете значение этой поговорки:

От осени к лету назад поворота нету. (времена года идут в определенной последовательности)

Молодцы!

— А какие приметы осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, чаще идут дожди, птицы улетают, становится холоднее)

— Какого цвета листья бывают осенью? (золотые, багряные, красные, оранжевые)

— Осенью часто идут дожди, какие они бывают? (холодные, моросящие, грибные, ливни)

— Что происходит с днем и ночью? (дни становятся короче, а ночи длиннее)

— Чем занимаются люди осенью? (собирают урожай).

Вот мы и вспомнили все приметы осени.

А сейчас послушайте стихотворение, слушайте внимательно, потом нужно будет ответить на вопросы. Напоминаю, что на вопросы мы отвечаем полным ответом.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист резной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул,

И на деревья пестрые подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой.

Облетел весь лес цветной!

Как обидно. как обидно.

Листьев нет, лишь ветки видно.

— О чем это стихотворение? (это стихотворение о Осени)

— Чем Осень перекрашивает листья? (Длинной тонкой кистью)

— В какие цвета покрасила Осень листья? (красный, желтый, золотой)

— Кто подул на деревья? (на деревья подул ветер)

— О каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении? (В этом стихотворении речь идет о листопаде)

Правильно, а какие два слова спрятались в слове листопад? (Листья и падают)

Давайте с вами поиграем с листочками, устроим свой листопад.

«Листопад»

Листопад, листопад! (взмахи руками)

Листья кружатся, летят. (покружились)

Мы за ними побежали, (бег на месте)

Но никак их не догнали (пожали плечами)

В парке будем мы гулять,

В букет листья собирать. (Ходим и собираем листья по ковру)

Молодцы, садитесь на ковер.

Мы с вами собрали много листочков. Они такие красивые и разные. Давайте отгадаем с каких деревьев они упали.

Я буду показывать лист, а вы называть с какого дерева он упал.

— С какого дерева этот лист? (с березы)

— Значит он какой? (березовый)

— С какого дерева этот лист? (с дуба)

— Значит он какой? (дубовый)

— С какого дерева этот лист? (с клена)

— Значит он какой? (кленовый)

— С какого дерева этот лист? (рябины)

— Значит он какой? (рябиновый)

— С какого дерева этот лист? (с осины)

— Значит он какой? (осиновый)

Молодцы.

Мы знаем, что осенью природа вокруг меняется. Давайте поиграем в игру. Но для этого нам надо сесть друг на против друга.

(Куб. На каждой грани изображение: трава, небо, дождь, листья, ветер, елка.)

Мы будем бросать куб друг другу, и отвечать на вопросы по картинке, которая попалась; только ответы должны быть полные и не должны повторяться.

— Какая стала трава? (трава стала желтая, сухая)

— Какое стало небо? (небо стало хмурое, серое)

— Какой стал дождь? (дождь стал частый, холодный, моросящий)

— Какие стали листья? (листья стали разноцветные)

— Какой стал ветер? (ветер стал холодный, порывистый, резкий)

— Что произошло с елкой? (елка осталась зеленой)

Молодцы!

Садимся за столы, у каждого на столе лежит конверт. Ваша задача со своим соседом по парте собрать картинку.

— Что у вас получилось «Скажи ласково»

Дождь — дождик

трава — травушка, травка

солнце — солнышко

туча — тучка, тученька

лес — лесок, лесочек

лист — листик, листочек

ветка — веточка

ветер — ветерок, ветерочек.

дерево — деревце

Молодцы.

А теперь придумайте предложение по картинке, которая у вас получилась, только предложения повторяться не должны.

Например: Белка.

Белка осенью делает запасы. Или Белка осенью меняет шерстку.

(Выслушиваются ответы детей)

Молодцы.

Ребята, давайте подведем итог. Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)

О каком времени года говорили?

Молодцы, на этом наше занятие закончено.

infourok.ru

Конспект занятия по развитию речи ТЕМА: «ОСЕНЬ» (В подготовительной группе)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ДЕТСКИЙ САД «АКЧЭЧЭК» С. ТЛЯНЧЕ-ТАМАК ТУКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

(В подготовительной группе)

Воспитатель по

обучению детей

русскому языку:

Гайнутдинова Г.Г.

октябрь, 2014

Тема: «Осень»

Цели и задачи:

• Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

• Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

• Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов с усвоенными звуками русского языка и их сочетаниями.

• Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого.

• Развитие мелкой моторики рук.

Образовательная деятельность: «Изучаем русский язык».

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Работа над новыми словами: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь, туча, грядка, огород, сад, осенью, утром, днем, падают, собирают, гуляют.

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

— Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Основная часть:

Воспитатель на родном языке беседует с детьми о времени года.

Называет время года на русском языке. – Какой сейчас месяц? Вме-

сте с детьми повторяют слова: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь.

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.

Дождик капал на ладошки,

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)

Дождик капает по ножки,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:

— Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.

Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.

— Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом-в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

— Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)

— Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)

— По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)

— Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)

— Начинается пора листопада.(7 слайд)

— Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)

— Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)

— От холода замерзают лужи.(10 слайд)

— А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)

— Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)

— Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)

— Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)

— Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)

— Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд)

3.Физкультминутка:

«Урожай собирай» (аудиозапись песни

Урожай собирай» муз. Филиппенко сл. Волгиной)

 

1. Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай,

Да на зиму запасай!

Ой-да, собирай

И на зиму запасай!

 

2. Мы — ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох —

Урожай у нас неплох!

Ой-да, и горох,

Урожай у нас неплох!

 

3. Ты, пузатый кабачок,

отлежал себе бочок!

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой-да, не зевай,

А в корзину полезай!

 

4. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой-да, отворяй,

Едет с поля урожай!

4.Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы свами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)  

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор)

4. Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель)  

5. В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква)

 6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь — гладкая,

Кушаешь — сладкая. (Морковь)  

7.Вверху — зеленая,

Внизу — красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла)

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

9.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа … (груша)

10.В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко)

— Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки). (20 слайд)

— Ребята, осень оказывается очень красивое время года!

5. Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

6. Самостоятельная работа:

— Ребята мы свами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Формирование навыков посадки.

Проверьте, правильно ли вы сидите.

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов:

— Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

— Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

infourok.ru

Занятие по развитию речи на тему «Осень» (подготовительная группа)

Литвин С. М. – воспитатель подготовительной группы; первой категории.

Образовательная область: «Коммуникация».

Раздел: Развитие речи.

Тема: «Осень».

Цель: Расширить, уточнить, активизировать словарь по теме «Осень».

Задачи: Формировать умение подбирать прилагательные к слову «осень». Развивать связную речь, фонематический слух, внимание, мышление. Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Словарная работа: золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.

Оборудование: Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»; фишки для ЗАС; схемы – на подгруппу детей;

Развивающие технологии: алгоритм «Осень»; использование ИКТ.

Полиязычие: қыркүйек — сентябрь — September , қазан — октябрь — October , қараша — ноябрь – November; Ауа райы жылы, ағаштар түрлі-түсті парақтар – погода тёплая на деревьях разноцветные листочки — The weather is warm, the trees colorful leaves.; Ұсақ суық жаңбыр барады — идет мелкий холодный дождь — A cold drizzle goes.; Түн аяз мұз шалшықтарда — ночью мороз лед на лужах — at night frost ice on puddles.

Ход занятия.

Мотивационно – побудительный этап.

Воспитатель проводит круг приветствия на трёх языках.

«Қайрлы таң!»

«Доброе утро!»

«Good morning!»

Қайырлы таң, ұстазым!

Қайырлы таң, достарым,

Шеңберге тұрайық,

Жылулық сыйлайық!

Доброе утро, учитель!

Доброе утро, друзья!

Посмотрите друг на друга

Пожелайте добра!

Good morning, good morning,

Good morning to you,

Good morning, good morning,

We are glad to see you! (дети организуют круг, произносят слова и повторяют движение за воспитателем.

Воспитатель задаёт вопрос:

— Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)

— Послушайте загадку в ней вы и найдёте отгадку, темы нашего занятия.

Загадывает загадку.

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима. (осень)

Дети слушают загадку и дают ответ.

Организационно — поисковый этап.

— Итак, о чем наш сегодняшний разговор? (Об осени).

 — Правильно, сегодня мы будем говорить об осени,  но осень бывает разною.

—   Ребята,  что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай).

— Какой первый звук вы услышали? (Первый звук в слове осень. Звук (О)

— Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком (О).

Артикуляция звука.

— Что происходит с губами. Когда вы произносите звук (О)?( Губы вытягиваются в трубочку, округляются).

— Спойте звук (О). Звук поётся, тянется. Какой это звук? (Поют звук О. Звук О – гласный. Звук А и У).

— Какие гласные звуки вы знаете? (Произношение гласных звуков с одновременным движением пальцев: А – указательный палец правой руки соединяются с указательным пальцем левой; У – поднимаются указательный и средний пальцы; О – делается колечко).

— Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь — (дождливая)

— Когда дует ветер – (ветреная)

— Холодно — (холодная)

— Пасмурно – (пасмурная)

— Сыро – (сырая)

— Хмуро – (хмурая)

— Ясно – (ясная)

Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (Ранняя, золотая, поздняя).

Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют).

Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени на трёх языках.( қыркүйек — сентябрь — September , қазан — октябрь — October , қараша — ноябрь – November) .

 Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

А что происходит с природой в сентябре? (Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква).

Полиязычие: Ауа райы жылы, ағаштар түрлі-түсті парақтар – погода тёплая на деревьях разноцветные листочки — The weather is warm, the trees colorful leaves. (повторяют предложение на трёх языках).

Какая погода в октябре?( Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко).

— Ұсақ суық жаңбыр барады — идет мелкий холодный дождь — A cold drizzle goes.(повторяют предложение на трёх языках).

Что вы можете сказать о ноябрьской природе? ( Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем).

Түн аяз мұз шалшықтарда — ночью мороз лед на лужах — at night frost ice on puddles.

Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе.

— А почему у деревьев опадают листочки? (Мало солнца, стало холодно).

Дети, а можно ли что — либо сделать, чтобы листочки остались на дереве? (ответы детей).

 А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву? ( Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).

Давайте сейчас  задания со словом «листок». (дети выполняют задание)

3 подгруппа: сколько  слогов в слове «листок»?

2 подгруппа: составит предложение со словом «листок»

1 подгруппа Звуковой анализ слова: «листок»

Физминутка:

Hands up, (руки вверх)

Hands down, (руки вниз)

Hands on knees, (руки на колени)

Sit down. (садимся на корточки)

Clap your hands, (хлопаем в ладоши)

Stand up, (встаем)

Stomp your feet, (топаем ногами)

Hands up. (руки вверх)

One, two, three, (показываем на пальцах)

Hop! (подпрыгиваем)

One, two, three, (показываем на пальцах)

Stop! (ладони вперед)

One, two, three,

Hop!

One, two, three,

Stop!

Дети, а какая бывает осень? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).

А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают? (перелётные, зимующие).

 А что же это за перелетные птицы? (Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее).

А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают? (ответы детей).

— Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

— А какие птицы остаются у нас зимовать и почему? (Воробьи, галки, вороны, северные голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится).

Дети вы, верно, подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! Мне понравилось, как отвечают: без стеснения. У вас отличные знания о птицах.

А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме? (У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет рыжую шкурку на серую и делает запасы в кладовых.

Скажите, а чем занимаются люди осенью? (Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).

Вот подошло наше занятие к концу. Давайте попробуем составить рассказ про осень по алгоритму. ( 2- 3 ребёнка составляют рассказ про осень).

Рефлексивно – корригирующий этап:

Итог занятия.

— О чём мы сегодня говорили на занятии?

— Что вам понравилось на занятии?

— Что бы вы ещё хотели узнать об осени?

Хвалит детей.

Благодарит детей за совместную работу.

Ожидаемый результат:

Знать: слова и предложения на трёх языках по теме «Осень»; прилагательные к слову «осень».

Иметь: представление о ранней, золотой и поздней осени.

Уметь: внимательно слушать; отвечать на вопросы полными предложениями; подбирать прилагательные к слову осень; составлять связный рассказ по алгоритму: «Осень»; делить слово на слоги; составлять предложения со словом листок; выполнять звуковой анализ слова «листок».

infourok.ru

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная логопедическая группа) Тема «Царство Осени».

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная логопедическая группа) Тема «Царство Осени».

Шабалина С.В.
учитель-логопед, Мбдоу №139 г. Иркутск

Цели:1.Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

2. Учить детей составлять сказку «Как овощи воевали», проявляя творческое воображение и фантазию.

3Расширять знания детей по теме «Овощи- Фрукты».

4.Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал к занятию :пиктограмма, Королева Осень, конверт.

План занятия: 1. Организационный момент.

— Сегодня в детский сад почтальон принёс письмо для вас, ребята. Давайте узнаем,что написано в письме.

Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Листики,листочки,

Падают на кочки.

А под кочкой спят ежи.

Листик,листик, не шурши.

— Скажите,о каком времени года говорится в стихотворении?(осень). Придумайте слова –действия к слову «осень». Осень что делает? (наступает,приходит,наводит грусть,радует,веселит, печалит, угощает).

Ой,вдруг подул осенний лёгкий ветерок (дети произносят у-у-у-тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: у-у-у(громко).Осенние листочки на веточках висят, листочки с нами говорят: А-О-У-И (дети пропевают гласные звуки).

Дети скажите, что происходит с листочками, когда дует ветер?(листья падают-листопад)

— Если листья падают,значит они какие?(падающие). Если листья засыхают, значит они какие?(засыхающие). Если листья увядают- увядающие. Если листья осыпаются- значит они какие? (осыпающиеся). Если листья летят- летающие. Если листья шуршат- шуршащие. Если листья шелестят-шелестящие. Если листья вянут – вянущие. Если листья сохнут- сохнущие.

2. Мимические упражнения. – Дети,скажите: Какая бывает Осень? ( ранняя.золотая, поздняя). Изобразите Раннюю осень. У ранней осени лёгкая поступь,весёлое,радостное лицо. Она какая? (радостная,щедрая, добрая, красивая,весёлая) Изобразите позднюю осень. Поздняя осень (какая? –грустная, печальная, унылая, скучная,тоскливая, хмурая).А ещё про неё говорят , что она « зимой гонимая». Как вы понимаете это выражение? После поздней осени приходит зима. Изобразите плачущую осень. Как вы думаете ,почему она плачет?( Идут  дожди ,а иногда бывает и падает снег).

Сегодня на занятии мы совершим путешествие в Царство Осени. Королева Осень приготовила для нас осенние игры. Вы хотите в них поиграть?

3.Игра с мячом- сравним раннюю и позднюю осень и поиграем в игру:»Скажи наоборот» (дети стоят в круге). Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит: небо голубое- серое, время тёплое,жаркое- холодное, день весёлый- грустный, облако белое- туча чёрная, Погода хорошая-плохая, солнечный день- пасмурный , длинный день- короткий, сухой- мокрый, ранняя осень- поздняя осень.

-Щедра осень на урожай. Что же собирают осенью в поле?Урожай пшеницы, Что собирают в саду?Урожай фруктов. Что собирают в огороде? Урожай овощей. Продолжим наше путешествие в осенний огород. 4. речедвигательный тренинг. Дети водят хоровод-идут по кругу.

В огород пойдём, урожай соберём,

Мы морковки натаскаем( тянут ботву)

И картошки накопаем(копают)

Срежем мы кочан капусты(срезают)

Круглый,сочный,очень вкусный (руками сделать круг)

Всё мы это соберём

И в корзинке унесём. (в центре лежат игрушечные овощи).

— Хорошо мы потрудились,много овощей собрали. Давайте отдохнём ,присядем на ковёр и поиграем с овощами. 5. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными и увеличительными суффиксами. Игра « Маленький -большой – большущий». Дети берут по одному овощу из корзинки и называют: морковочка- морковь –морковища (пиктограммы).

— Отдохнули. Готовы продолжить наше путешествие? Отправляемся в осенний сад. На макете «дерево»(сделан из картона) висят картинки фруктов.Дети снимают картинки и называют :какие соки из них можно приготовить. 6. Образование сложных прилагательных. Игра :»назови сок». Яблочный и грушевый- яблочногрушевый,яблочный и апельсиновый- яблочноапельсиновый, яблочный и вишнёвый- яблочновишнёвый.

7. –Продолжим наш путь. Пойдём в осенний лес . Какой урожай мы соберём в лесу? Урожай грибов и ягод. Посмотрите ,что растёт на нашей полянке? (в обруге лежат картинки грибов, на которых написаны буквы). Дети называют буквы и вспоминают названия грибов.

Присядем на полянке и послушаем сказку. Дети рассказывают сказку: «Важный спор».

Овощи и фрукты начали спорить, кто из них полезнее для детей. Морковка сказала : « Я полезней всех, потому что благодаря мне дети быстрее растут». А помидор говорит : «Я всех полезней, потому что, мы со свеклой готовим вкусный борщ, который так любят дети».

«А я не даю заболеть»- сказал Лук. « Нет, мы всех важней»- ответили фрукты овощам. «Нас так любят дети,потому что мы вкуснее и полезнее». А лимон добавил : « А ещё я лечу детей от простуды». Тогда Морковка сказала : « Друзья не будем спорить,мы все одинаково вкусные и полезные.»

8. Поиграем с осенними листиками. Дети  сидят в кругу. Листики в корзинку собирай и пословицу про осень прочитай.

9. Итог занятия. Игра «За что мы любим осень? За солнечные дни, за яркие листья, за спелые яблоки, за вкусные ягоды и грибы, за аппетитные овощи и т.д. На прощание с осенью скажите добрые слова Королеве Осени.. Какая она?(родная, любимая, богатая, щедрая, плодородная, добрая, прощальная, багряная, дивная, красивая, прекрасная, пышная, необыкновенная, неповторимая. 

Желаем успехов!

www.logoped.ru

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Осень»

Разделы:
Работа с дошкольниками


Образовательные:

  • закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • обогащение активного словарного запаса детей.
  • совершенствование умений и навыков восприятия на слух.

Развивающие:

  • развивать внимание, память.
  • улучшать общую моторику и координацию движений.

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять зща составление сложных предложений.
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Предварительная работа: рассматривание картин, беседа про осень и о его признаках, отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть

Звучит мелодия П.И. Чайковского «Осень».

Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку.

И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

— Какое время года нарисовано на картинке? – Осень.

— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

— Какие листья на деревьях? – Желтые.

— Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

— Осенью холодно или тепло? и т.д. 

Воспитатель показывает слайды про осень и рассказывает о ее признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом — в теплые шапки, пальто, и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

— Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Все чаще моросит осенний дождик. (2 слайд)

— Люди ходят под зонтиками, на улице много луж. (3 слайд)

— По утрам стелются туманы. (4-5 слайд)

— Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром. (6 слайд)

— Начинается пора листопада. (7 слайд)

— Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень. (8 слайд)

— Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней. (9 слайд)

— От холода заерзают лужи. (10 слайд)

— А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть. (11 слайд)

— Животные, как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утепляться»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой. (12 слайд)

— Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите — этот зайчик летом был серый, а концу осени стал белым. (13 слайд)

— Осенью звери стараются сделать побольше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело. (14 слайд)

— Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло. (15 слайд)

— Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы с вами пойдем собирать урожай. (16-19 слайд)

3. Физкультминутка

Ветер северный подул: «С-с-с-с»,
(дуем)
Все листочки с веток сдул…
(пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились
(помахать ручками в воздухе и присесть)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап!
(постучать ладошками по бедрам)
Град по ним заколотил,
(топать ногами)
Листья все насквозь пробил.
(постучать ладошками по бедрам и топать ногами)
Снег потом припорошил,
(плавные движения кистями рук вперед-назад)
Одеялом их накрыл.
(руками накрыть голову)

4. Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем а игру «Угадайка». Я буду говорить загадки, а вы отгадывать. 

Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты.

1.

Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)

2.

Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)

3.

Был зеленым и маленьким,
Стал большим и красненьким. (Помидор)

4.

Меня копали из земли,
Пекли, жарили, варили,
А потом все съели
И всегда хвалили. (Картофель)

5.

В огороде есть желтый мяч.
Не пойдет он просто вскачь,
Словно полная луна…
В нем вкусные есть семена. (Тыква)

6.

За кучерявый хохолок
Из норки лиску поволок,
Трогаешь – гладкая,
Кушаешь – сладкая. (Морковь)

7.

Вверху – зеленая,
Внизу – красная,
В землю вросла.
А что же это? (Свекла)

8.

Зеленый полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это? (Арбуз)

9.

Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа… (Груша)

10.

В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)

Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки).

— Ребята, осень оказывается очень красивое время года! И ею всегда любовался русский поэт А.С.Пушкин, поэтому написал прекрасные стихи об осени «Унылая пора», которые нам прочитает ___________________.

5. Пальчиковая игра «Осенний букет»

Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

6. Самостоятельная работа

— Ребята, мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Кому, что больше запомнилось из нашего занятия, все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов

— Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

— Ребята, о чем мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

27.09.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о