Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме осень – . . , – .

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Составление рассказов об осени»


Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: «Составление рассказов об осени»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ:

Таблицы по теме «осень», игрушка кукла Марина.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок».

Заучивание Новицкая «Тишина», Стройло «Как приходит осень».

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень

». Беседы с детьми,

Рисование по теме«Осень». Дидактические игры«Когда это бывает?»«В гостях у осени». Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.

.

ХОД ЗАНЯТИЯ

---Дети стоят полукругом---

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

деревья наряжаю, затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все. (осень)

- Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней.

Давайте поиграем в игру «Ласковые слова».

Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка - веточка,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Трава - травка,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Песок – песочек,

Дерево – деревце.

Игровое упражнение«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»

На смену лету пришла. (золотая осень)

.

Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч).

Деревья надели. (разноцветный наряд).

(красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают)землю золотым ковром.

Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам).

Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края).

Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму).

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

---Дети садятся---

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(появляется кукла Марина.)

Кукла Марина: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Конечно, Марина, ребята тебе помогут. Ребята, расскажитеМарине, какая бывает осень?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ«КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ

(теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Игровое упраждение:Подбери действие

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте для Марины придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью»Например«Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

( Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму.  Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.)

  

Кукла Марина: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы с вами знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас у нас октябрь. Русский народ называл его такими именами: листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.

Как вы думаете, почему так говорят?

ФИЗМИНУТКА.

А. Стройло

КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ

На красных парашютах (показывают руками купол над головой)

к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)

на жёлтых самолётах (руки в стороны)

к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)

на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой)

к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками - плывут)

в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья)

с собою позовёт. (показ руками – зовет)

На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)

в початках кукурузных, (показ овала руками)

на листиках кленовых, (кружатся)

на шишечках еловых (показ пальцами шишки)

к нам осень прилетит, (машут руками)

к нам осень поспешит… (бег на месте)

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Незнайка запомнил их и рассказал своим друзьям в Цветочном городе. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.

(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях. А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени, какие запомнили. Мы их подарим Незнайке, чтобы он не путал больше осень с другими временами года.

---дети делают зарисовки---

   

Кукла Марина: Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

Конспект занятия по рисованию для детей средней группы на тему «Осень. Рисование нетрадиционным способом».

Программное содержание:

• учить детей рисовать листья нетрадиционным способом;

• познакомить детей с оранжевым цветом;

• развивать умение детей работать в коллективе;

• развивать творчество детей;

• развивать у детей внимание, мышление, моторику.

• закреплять умение детей правильно держать кисть;

Приборы и материалы: листья, доска и магниты, бумага, краски, кисточки, баночки под воду, подставки для кисточек, салфетки, листочки разноцветные бумажные для танца.

Ход занятия.

В: Ребята, а какое сейчас время года?

Почему листики лежат, да еще и такие разноцветные?

Д: потому, что наступила осень.

В: А какие вы еще знаете признаки осени?

Д: Улетают птички, часто льет дождик.

В: Правильно, это все признаки наступления осени. А вы любите осень?

Д: Да.

В: Почему?

Д: Много фруктов, красиво, можно шуршать листьями.

В: И я люблю осень за её яркость и красоту. Почему осень такая красочная и разноцветная?

Д: Потому, что листики разных цветов.

В: Какие цвета мы видим?

Воспитатель показывает листья разных цветов.

Д: Зеленые, красные, желтые.

В: А еще есть, ребята, оранжевые листики. Давайте еще вместе повторим как называется этот цвет.

Д: Оранжевый.

В: Какие вы знаете фрукты оранжевого цвета?

Д: Апельсин, мандарин.

В: Какие вы знаете овощи оранжевого цвета?

Д: Морковь.

В: Правильно, так какого цвета еще бывают листья?

Д: Оранжевого.

А вы любите осень?

Д: Да.

В: А загадки про нее знаете?

Д: Нет.

В: Тогда слушайте и отгадывайте.

• Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень).

• И зелен и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом. (Картошка).

• Кто осенью в трубе гудит? (Ветер).

• Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь).

• Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь).

Падают с ветки золотые монетки. (Листья).

В: Ребята, а вы видели как падают листья с дерева. Как будто «танцуют» ?

Д: Да.

В: А давайте потанцуем с листиками.

Воспитатель раздает листочки детям. Звучит музыка и все вместе начинают танцевать.

В: Молодцы! Как хорошо вы танцевали, словно маленькие веселые листики.

В: А сейчас желающие нарисовать это время года осень могут пройти и сесть за столы.

Дети садятся за столы.

В: Какими цветами нужно рисовать осень?

Д: Красным, желтым, зеленым, оранжевым.

В: Да, правильно. А сейчас обратите внимание, что находится на столе : лист бумаги, листочки осенние, краски, кисть, вода, салфетки.

В: Как вы думаете, как быстро и красиво можно нарисовать дерево?

Ответы детей.

В: Рисовать мы будем необычным способом.

В: А сейчас внимательно посмотрите, как я буду рисовать деревья! (Показ) Намочив кисть, окунув в краску желаемого цвета намазываю на лист, затем на середине листа бумаги делаю отпечаток вертикальный. Затем еще другого цвета, и еще по желанию. И горизонтальный оттиск в самом низу рисунка - опушка. (Получается красивый осенний лес)

В: Если вам понравилось и все понятно, можно приступать к работе.

Во время работы воспитатель поощряет детей.

Работы вывешиваются на стенд.

В: Ой, ребята, какая красивая осень на ваших работах!

Какие цвета присутсвуют на рисунках?

Ответы детей.

В:Какой цвет мы закрепили?

Ответы детей.

В:Понравилось вам таким способом рисовать?

Ответы детей.

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Занятие по развитию речи в средней группе по теме "Осень"

      Конспект занятия по развитию речи в средней группе

                                                            Осень

ЦЕЛЬ :

-Формировать представления детей о временах года, их последовательности и цикличности.

ЗАДАЧИ:

• Развивать умение находить отличительные черты осени.

• Закреплять название овощей и фруктов

ИНТЕГРАЦИЯ:

О. о. «Речевое развитие»-

- Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

-Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».

-Развивать умение подбирать качественные прилагательные

-Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

- Учить правильно образовывать существительные. в Родительном падеже.

О. о. «Социально-коммуникативное развитие»

- Воспитывать взаимопомощь, способствовать сплочению детского коллектива, любовь и уважение к природе.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка Лунтик ,  картинки по теме «Осень» , несколько картинок с изображением других времён года , листок на ниточке , муляжи овощей, фруктов, две корзинки, иллюстрация «Осень» ,  поднос  с кусочками овощей и фруктов на шпажках.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений : Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья… », Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок».

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми, Рисование по теме «Осень». Дидактические игры: «Когда это бывает? », «В гостях у осени».

                        ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся . А теперь садитесь ,начнём занятие.

Для начала сделаем зарядку для язычка и губ, ведь мы сегодня будем много говорить.

(Артикуляционная гимнастика)

Жил был язычок в своём домике -  ротике. Каждое утро выходил  язычок  на порожек полежать, погреться на солнышке. Смотрел вниз, вверх, вправо, влево,  потянулся ,выгнул спинку, как  кошечка, спрятался в домик ,стал там орешек катать .Потом решил поработать ,стал молоточком стучать д-д-д-д-д (губы в улыбочке, зубы видны , язычок упирается в верхние зубы), гвоздик забивать т-т-т-т. Устал, лёг отдыхать.

Сегодня к нам пришёл необычный гость .Отгадайте кто это.

 Необычный малыш, попавший с Луны на Землю. Жители Поляны решили, что это – Лунная пчела, а, значит, приходится родственником обычным земным пчелам. Он фиолетового цвета,  и у него четыре уха.(лунтик)

           

-Здравствуйте, ребята я очень рад ,что попал сегодня к вам. У меня к вам есть много вопросов. У нас на  поляне все  сейчас только и говорят ,что на улице   осень . А что это такое ,я не знаю. Может быть ,вы мне объясните.

-Конечно ,Лунтик  ,наши дети тебе всё объяснят .Они уже много знают.       Давайте вспомним приметы осени ,а помогут нам картинки.

Ой ,а картинки все перепутались .Нужно найти только те, на которых изображена осень.

(дети подходят и выбирают осенние  картинки. Объясняют свой выбор)

Давайте ещё раз для Лунтика назовём приметы осени.

-на улице становится холоднее. Почему?(солнце греет не так сильно, как летом)

-на деревьях желтеют, краснеют листья, а потом опадают.

-птицы улетают в тёплые края

-звери готовятся к зиме (меняют шубки, делают запасы)

-люди убирают урожай

-люди теплее одеваются

-часто идут дожди.

Вот сколько примет осени тебе ,Лунтик ,дети назвали ,а теперь давайте поиграем в игру «Ласковые слова».

Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка - веточка,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Трава - травка,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Песок – песочек,

Дерево – деревце.

Лист-листочек

Листик услышал ,что о нём говорят ,и захотел с вами поиграть. Наш листочек упал с берёзки ,он какой?(берёзовый) .Он будет летать по группе, а мы понаблюдаем за ним ,вставайте.

ПУТЕШЕСТВИЕ ЛИСТОЧКА

Как листочек сейчас летает? (высоко, низко, быстро, медленно).

Устал листик, решил отдохнуть. Куда опустился он?(на стул ,под стул, на ладошку, на нос, на полку, в ведро, на окно, за цветок…)Листочек пусть здесь отдохнёт, и вы садитесь на места.

Мне кажется Лунтику ещё не всё про осень понятно.

 Ребята, расскажите Лунтику, какая бывает осень?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ? »

(теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ»

Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки, делают запасы на зиму

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Давайте и мы на минуточку превратимся в листочки:

      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Листики осенние (покачиваем руками над головой)

На ветках мы сидели.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели (легкий бег)

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер снова набежал (наклоны)

И листочки все поднял.

Закружились полетели (закружились)

И на землю снова сели . ( присели)

Давайте вспомним, что осенью люди урожай собирают: фрукты и овощи . Возьмите себе любой фрукт или овощ. Теперь вы превратились в фрукты и овощи .Мы с Лунтиком берём корзину и идём собирать урожай .Берём себе только самые красивые ,самые спелые ,самые вкусные, поэтому вы должны себя хвалить, рассказать о себе . Постарайтесь о себе рассказать так ,что бы мы с Лунтиком захотели взять вас в свою корзину.

(Я помидор-овощ, красный, круглый, сочный)

 Вот какой  хороший урожай мы собрали!

Мы с Лунтиком решили сварить варенье из фруктов. Одного яблока для варенья мало, надо много (чего?) - яблок. Варенье из яблок – яблочное варенье.

Груша-много груш-грушевое варенье

Персик -  персиков - персиковое варенье

Абрикос -  абрикосов - абрикосовое варенье

Мандарин - много мандаринов - мандариновое варенье

  -Молодцы! О многом мы с вами успели вспомнить и рассказать Лунтику про

 осень. А на прощание Лунтик  решил с вами поиграть. Здесь на шпажках

 кусочки фруктов и овощей , Лунтик  угощает вас , а вы должны на вкус

определить, что вы съели.

 Молодцы! Лунтику пора возвращаться на свою Поляну.

-До свидания, ребята! Спасибо, вы помогли мне разобраться, что такое осень!

nsportal.ru

План-конспект занятия на тему: Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Осень».

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе по теме: «Осень».

Образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье,  чтение художественной литературы, изодеятельность.

Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить полным предложением отвечать на вопросы самостоятельно.

Задачи:

Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы;

формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в

роде и числе.

Развивающие: Развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику,

зрительное восприятие, отгадывании загадок, внимание, память, творчество, любознательность.

Воспитательные: продолжать воспитывать у дошкольников бережное

отношение к природе, желание заботиться о ней..

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на

прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об

осени.

Материал и оборудование:

листья вырезанные из бумаги (берёзовый, кленовый, дубовые, сухие

листья).

Методические приёмы: сюрпризный момент, вопросы, наглядный показ,

личный пример, физкультминутка, оценка.

Словарная работа: осень, время года, листопад, разноцветные деревья,

кленовый, берёзовый, дубовый.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

Воспитатель предлагает всем стать в круг.

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят

- Дети, о каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Какие определения мы можем дать осени, какая она бывает? (ранняя, золотая, богатая, тёплая, дождливая…)

2.Основная часть:

Воспитатель:

Дети, вы хотите отправиться в путешествие в необычный лес. (Ответы детей)

Но прежде, чем отправится в лес, давайте вспомним, как нужно себя вести в

лесу?

Дети: Мы будем очень осторожными, будем смотреть под ноги и не будем

шуметь и баловаться, чтобы не распугать всех лесных жителей…

Воспитатель: Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)

«Осенний лес».

Воспитатель: ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (В лесу)

Худ. Слово:

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим.

Воспитатель: Ой, ребята, что это случилось со всеми деревьями, почему листья такие яркие, как - будто их кто-то разукрасил, и лежат на земле, а не висят на ветках? (Ответы детей).

Дети, давайте хором назовём время года! (Осень).

Посмотрите, ребята, осень - очень красивое время года. Тихо в осеннем лесу, только слышно, как шуршат листья под ногами. Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш осенний лес, давайте расскажем, какие изменения произошли с приходом осени?

Игровое упражнение «Подбери действие».

Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

                        Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.

Осенью дождь (что делает?) – идёт, моросит,

Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,

Осенью птицы (что делают?) – улетают,

Осенью животные (что делают) – меняют шубки, впадают спячку.

Молодцы! А листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные). Деревья осенью какие – ранней осенью - разноцветные, а поздней осенью – голые.

Дождь осенью (какой) – холодный.

Воспитатель: А теперь расскажите про осеннюю погоду.

• Когда идет дождь погода какая? - дождливая.

• Когда дует ветер погода какая? - ветреная

• Когда холодно погода какая? - холодная

• Когда пасмурно погода какая? - пасмурная

• Когда сыро погода какая? - сырая

• Когда хмуро погода какая? - хмурая

• Когда ясно погода какая? - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде, а поздней осенью ещё и морозная бывает погода, правда, ребята?

Физкультминутка.

Возьмите в руки опавшие листочки, мы поиграем в игру "Чьи листочки? ".

Повернись, покружись и в листочки превратись (дети кружатся)

Мы осенние листочки, разноцветные листочки (машут листочками)

Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели (побежали)

Листья осенью летят, что же это? (дети хором) Листопад! (подбрасывают листья)

Листопад, листопад, листья желтые летят, (машут)

Землю устилают, землю укрывают. (Дети бегут каждый к своему

листочку и приседают).

Воспитатель подходит поочередно к детям и спрашивает: чей ты листочек?

(березовый, дубовый, кленовый). Все листочки нашли свои деревья!

Воспитатель: Ребята, а давайте соберём осенний букет из ваших

листочков и подарим его нашей няне, когда вернёмся в детский сад.

Воспитатель: Ребята, вам нравится играть в осеннем лесу? А теперь давайте проверим как вы умеете разгадывать загадки про осень?

Воспитатель: отгадаете еще одну загадку:

Гуляю я и в дождь, и в зной-

Характер у меня такой. (Зонтик)

Воспитатель: Что нужно надевать, когда выходишь на улицу в дождь? что надо брать с собой? (Ответ ребенка)

Воспитатель: Молодцы ребята! И еще одна загадка:

 Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(осень)

Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья.

 (Осень)

Осень: Доброе утро, ребята! Я очень рада, что вы меня узнали. Я – Золотая осень, осень – волшебница. После зеленого лета я  переодеваю деревья в разноцветные платья. Вы видели, какими - жёлтыми, красными, оранжевыми цветами разукрашены листочки на деревьях?! Я хочу, чтобы вы  сегодня помогли одеть в красивый осенний наряд «чудо-дерево» - клён! (достаёт из корзинки – листочки)

- Посмотрите дети, какая необычная форма у этого листочка: он не похож, ни на берёзовый, ни на рябиновый …

- А теперь, покажите мне свои ладошки, раздвиньте в стороны пальчики, посмотрите внимательно, они похожи на кленовые листочки?

Дети: да, очень.

Осень: Сейчас мы с вами попробуем нарисовать листочки необычным волшебным способом.

Осень достает из корзинки листочек бумаги и показывает детям.

Смотрите ребята, мы берём листочек бумаги и сминаем его в комочек.

Обмакиваем комочек в тарелочке с краской и прижимаем к листу. Наши комочки оставляют следы на бумаге в виде листочков. Каждый выбирает тот цвет, который ему нравится.

Дети приступают к выполнению задания.

В процессе выполнения работы Осень наблюдает, помогает, хвалит детей.

В конце обращает внимание детей на то, каким красивым стало наше дерево, по- настоящему волшебным.

Радуется вместе с детьми.

Осень: Я так рада, что вы мне помогли. Мне пора прощаться. У Осени ещё очень много дел. До свидания, ребята.

nsportal.ru

Конспект по развитию речи в средней группе "Осень"

Конспект НОД по развитию речи

Цель:

Расширять кругозор детей, словарный запас; познакомить детей с изменениями в жизни зверей и растений с приходом осени; воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

Задачи:

Уточнить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в растительном и животном мире;

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Развивать у детей наблюдательность;

Развивать память, мышление, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Оборудование:

Картинки с изображением зверей, листья деревьев, корзинки с муляжами фруктов и овощей, лист бумаги, краски.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, изучение народных примет, заучивание ролей с детьми, дидактические игры на тему «Осенние хлопоты человека», «Какие бывают деревья», беседы из личного опыта детей.

Ход занятия:

1. Орг момент.

Дети становятся в круг и  вместе с воспитателем приветствуют друг друга на занятие.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Дети садятся на стульчики

2. Знакомство с приметами ранней осени.

Воспитатель загадывает детям загадку:

 Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят  И летят, летят, летят...  Дети: Осень.

Воспитатель:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

 

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Первый месяц осени - сентябрь в народе называют «хмурнем и вераснем». Ребята, давайте посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

Воспитатель: Почему сентябрь называют хмурень?

Дети: Солнце светит реже, небо хмурое.

Воспитатель: Чем радует нас сентябрь?

Дети: Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Воспитатель: Что делают люди в садах и огородах?

Дети: Собирают урожай.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами тоже соберем свой урожай.

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знание овощей и фруктов.

(Нужно собрать овощи в корзину коричневого цвета, а фрукты - в белую.)

Воспитатель: Молодцы с этим заданием справились.

Ребята, как вы думаете, почему в народе говорят: “Сентябрь птиц в дорогу торопит” Объясните эту пословицу.

Дети: Перелетные птицы готовятся к перелету в теплые страны.

Воспитатель: Какие птицы улетают от нас?

Дети: Ласточки, скворцы, грачи, журавли, гуси, утки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему улетают перелетные птицы?

Дети: Погибают и засыпают насекомые, которыми питаются птицы.

Воспитатель: Но к нам прилетают птицы из леса. Назовите их. (Снегири, клесты).

Воспитатель: Давайте отправимся в прогулку по лесу. (Дети вместе с воспитателем идут по дорожке, выполняя движения)

Воспитатель: Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Маленькие ножки скок – скок по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель: В лесу тоже собирают урожай, а урожай чего?

Дети: Грибов.

Игра «Грибная поляна»

Воспитатель раскладывает картинки грибов, дети выбирают съедобные, называют их и складывают в корзину.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу?

Дети: Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку.

Воспитатель: Осень - удивительное время. Она словно художник раскрашивает деревья разными цветами: красным, желтым, оранжевым, бордовым. И дождь ранней осенью идет необыкновенный - из ярких листьев - листопад. Подумайте, почему весной все растения старались, чтобы у них появились листочки, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

Дети: Деревья и кустарники готовятся к зимнему сну, чтобы не замерзнуть.

Физкультминутка «Тучи в небе кружатся»:

Тучи в небе кружатся,  (Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.) Что ни шаг, то лужица.  (Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.) День осенний хмурится,  (Руки на поясе — повороты влево вправо.) Листопад на улице. (Кружатся на месте.) По дороге стелется (Легко бегут по кругу.) Желтая метелица.

Дети становятся в круг и выполняют движения с осенними листочками.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие листья упали в мою корзинку.

- давайте мы с вами поиграем, игра называется

«С какого дерева листок»

С рябины - рябиновый,

С тополя - тополевый,

С клена - кленовый,

С березы - березовый.

3. Рисование красками используем технологию кляксографию коллективная работа.

Воспитатель: размещает силуэт ствола дерева. Каждый из детей проставляет несколько произвольных пятен желтого, оранжевого и красного цвета. Когда поверхность высохнет, к каждой кляксе должен быть пририсован ствол и ветки. Таким образом, получится имитация осеннего леса

4. Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый лес у нас получился.

Дети рассматривают работу.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи в средней группе "Осень"»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Цель:

Расширять кругозор детей, словарный запас; познакомить детей с изменениями в жизни зверей и растений с приходом осени; воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

Задачи:

Уточнить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в растительном и животном мире;

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Развивать у детей наблюдательность;

Развивать память, мышление, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Оборудование:

Картинки с изображением зверей, листья деревьев, корзинки с муляжами фруктов и овощей, лист бумаги, краски.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, изучение народных примет, заучивание ролей с детьми, дидактические игры на тему «Осенние хлопоты человека», «Какие бывают деревья», беседы из личного опыта детей.

Ход занятия:

1. Орг момент.

Дети становятся в круг и вместе с воспитателем приветствуют друг друга на занятие.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Дети садятся на стульчики

2. Знакомство с приметами ранней осени.

Воспитатель загадывает детям загадку:

 Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят...
Дети: Осень.

Воспитатель:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Первый месяц осени - сентябрь в народе называют «хмурнём и вераснём». Ребята, давайте посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

Воспитатель: Почему сентябрь называют хмурень?

Дети: Солнце светит реже, небо хмурое.

Воспитатель: Чем радует нас сентябрь?

Дети: Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Воспитатель: Что делают люди в садах и огородах?

Дети: Собирают урожай.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами тоже соберем свой урожай.

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знание овощей и фруктов.

(Нужно собрать овощи в корзину коричневого цвета, а фрукты - в белую.)

Воспитатель: Молодцы с этим заданием справились.

Ребята, как вы думаете, почему в народе говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит» Объясните эту пословицу.

Дети: Перелетные птицы готовятся к перелету в теплые страны.

Воспитатель: Какие птицы улетают от нас?

Дети: Ласточки, скворцы, грачи, журавли, гуси, утки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему улетают перелетные птицы?

Дети: Погибают и засыпают насекомые, которыми питаются птицы.

Воспитатель: Но к нам прилетают птицы из леса. Назовите их. (Снегири, клесты).

Воспитатель: Давайте отправимся в прогулку по лесу. (Дети вместе с воспитателем идут по дорожке, выполняя движения)

Воспитатель:

Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Маленькие ножки скок – скок по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель: В лесу тоже собирают урожай, а урожай чего?

Дети: Грибов.

Игра «Грибная поляна»

Воспитатель раскладывает картинки грибов, дети выбирают съедобные, называют их и складывают в корзину.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу?

Дети: Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку.

Воспитатель: Осень - удивительное время. Она словно художник раскрашивает деревья разными цветами: красным, желтым, оранжевым, бордовым. И дождь ранней осенью идет необыкновенный - из ярких листьев - листопад. Подумайте, почему весной все растения старались, чтобы у них появились листочки, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

Дети: Деревья и кустарники готовятся к зимнему сну, чтобы не замерзнуть.

Физкультминутка «Тучи в небе кружатся»:

Тучи в небе кружатся, 
(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица. 
(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
День осенний хмурится, 
(Руки на поясе — повороты влево вправо.)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)
Желтая метелица.

Дети становятся в круг и выполняют движения с осенними листочками.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие листья упали в мою корзинку.

- давайте мы с вами поиграем, игра называется

«С какого дерева листок»

С рябины - рябиновый,

С тополя - тополевый,

С клена - кленовый,

С березы - березовый.

3. Рисование красками используем технологию кляксографию коллективная работа.

Воспитатель: размещает силуэт ствола дерева. Каждый из детей проставляет несколько произвольных пятен желтого, оранжевого и красного цвета. Когда поверхность высохнет, к каждой кляксе должен быть пририсован ствол и ветки. Таким образом, получится имитация осеннего леса

4. Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый лес у нас получился.

Дети рассматривают работу.

4

multiurok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему "Золотая осень"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому развитию детей  Калининского района  Санкт - Петербурга

                                                 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«Золотая осень»

                                                             Подготовила : воспитатель

                                                                                                     Каськова А.С.

                                                                     Санкт-Петербург

                                                                              2016г

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме:  

                                               «Золотая Осень»

Образовательная область: коммуникация. Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, музыка.

 Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить полным предложением отвечать на вопросы, составлять рассказ по серии иллюстраций совместно с воспитателем и самостоятельно.

 Задачи: Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, закреплять представление о значении терминов «слово», «звук»;

Развивающие: Развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, творчество, любознательность, закрепить произношение звуков (с) -(ш), развивать длительный плавный выдох.

Воспитательные: продолжать воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

 

Предварительная работа: Беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

 

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация, магнитофон, листья вырезанные из бумаги (берёзовый, кленовый, ореховый, сухие листья).

 Методические приёмы: сюрпризный момент, вопросы, наглядный показ, личный пример, физкультминутка, оценка, аудиозапись.

Словарная работа: осень, время года, листопад, разноцветные деревья, кленовый, ореховый, берёзовый.

Место проведения: групповое помещение.

 Ход занятия: 1. Орг. момент. Дети входят в группу. Здороваются с гостями. Воспитатель предлагает всем стать в круг. Ну-ка, все - встали в круг, За руки все взялись вдруг, Будем рядом стоять – на вопросы отвечать. Начинаем заниматься, будем очень мы стараться.

 2.Основная часть: Воспитатель: Дети, вы хотите отправиться в путешествие в необычный лес. (Ответы детей) Но прежде, чем отправится в лес, давайте вспомним, как нужно себя вести в лесу? Дети: Мы будем очень осторожными, будем смотреть под ноги и не будем шуметь и баловаться, чтобы не распугать всех лесных жителей…

 Воспитатель: Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей) А мы сегодня с вами отправимся в лес на воздушном шаре, для этого вам необходимо надуть воздушные шары вот так: воспитатель показывает - дети «строго надувают шары» – с-с-с-с-с. Звучит музыка полёта/превращения, слайд №1 «Осенний лес».

Воспитатель: ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (В лесу) (звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») Это лес стоит густой, Нам качает головой. Ветки ласково он тянет В гости нас зовёт и манит. Здравствуй, здравствуй, добрый лес, Полный сказок и чудес! Никого мы не обидим, Чудеса твои увидим.

Воспитатель: Ой, ребята, что это случилось со всеми деревьями, почему листья такие яркие, как - будто их кто-то разукрасил, и лежат на земле, а не висят на ветках? (Ответы детей).

 Дети, давайте хором назовём время года! (Осень). Посмотрите, ребята, осень - очень красивое время года. Тихо в осеннем лесу, только слышно как шуршат листья под ногами. Ребята, пройдитесь и послушайте шорох листьев. Как шуршат листья? (Дети протяжно шшш- шшш-шшш) . Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш осенний лес, давайте расскажем, какие изменения произошли с приходом осени? Игровое упражнение «Подбери действие».

Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают. Осенью дождь (что делает?) – идёт, моросит, Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают, Осенью птицы (что делают?) – улетают, Осенью деревья (что делают?) – роняют листья. Молодцы! А листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные). Деревья осенью какие – ранней осенью - разноцветные, а поздней осенью – голые. Дождь осенью (какой) – холодный.

Воспитатель: А теперь расскажите про осеннюю погоду. • Когда идет дождь погода какая? - дождливая. • Когда дует ветер погода какая? - ветреная • Когда холодно погода какая? - холодная • Когда пасмурно погода какая? - пасмурная • Когда сыро погода какая? - сырая • Когда хмуро погода какая? - хмурая • Когда ясно погода какая? - ясная Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде, а поздней осенью ещё и морозная бывает погода, правда, ребята? Физкультминутка. Возьмите в руки опавшие листочки, мы поиграем в игру "Чьи листочки? ". Повернись, покружись и в листочки превратись (дети кружатся) Мы осенние листочки, разноцветные листочки (машут листочками) Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели (побежали) Листья осенью летят, что же это? (дети хором) Листопад! (подбрасывают листья) Листопад, листопад, листья желтые летят, (машут) Землю устилают, землю укрывают. (Дети бегут каждый к своему листочку и приседают) .

Воспитатель подходит поочередно к детям и спрашивает: чей ты листочек? (березовый, дубовый, кленовый, ореховый). Все листочки нашли свои деревья!

Воспитатель: Ребята, а давайте соберём осенний букет из ваших листочков и подарим его нашей няне, когда вернёмся в детский сад.

Воспитатель: Ребята, вам нравится играть в осеннем лесу? А теперь давайте проверим как вы знаете приметы осени. Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс. Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Зверьки норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Солнце светит очень жарко? Часто-часто льют дожди? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать? Молодцы, справились с этим заданием. Давайте теперь придумаем красивые предложения про осень. Я вам предлагаю придумать предложение об осени глядя на картину. Каждое предложение должно начинаться со слова «Осенью». Что же бывает только осенью, давайте расскажем? Игровое упражнение «Составь предложение». Воспитатель: например:

Слайд №2 «Осенью желтеют и опадают листья»

Слайд №3 «Осенью солнышко светит, но не греет - день становится короче»

 Слайд № 4 «Осенью становится прохладно - часто идут дожди»

Слайд № 5 «Осенью насекомые прячутся»

Слайд № 6 «Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края»

 Слайд № 7«Осенью животные делают запасы на зиму»

Слайд № 8 «Осенью люди собирают урожай, делают запасы»

 Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши предложения об осени. Игровое упражнение «Какая бывает осень? » (индивидуальные ответы детей: тёплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

 Воспитатель: А теперь пора уже возвращаться в детский сад, на чём мы с вами прилетели? (на воздушных шарах) . Правильно, и в д/с нам придётся тоже вернуться на шарах! Дети «строго надувают шары» – с-с-с-с-с. Закрываем глазки, кружимся: раз, два, раз, два – возвращаться нам пора! Звучит музыка полёта/превращения. Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в лес? А какой это был лес? (волшебный, осенний). Давайте в следующий раз отправимся в зимний лес.

nsportal.ru

Конспект по развитию речи "Путешествие в осень"

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в осень» в средней группе.

Цель: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Задачи: Способствовать умению устанавливать связь между признаками в природе, формировать умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь. Развивать умение слушать, понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Круг радости: Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Сейчас утро. Как вы считаете, какое это утро? (ответы детей)

Воспитатель: Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - мое, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас!

Все вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Ребёнок:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца.

Зайчик: Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Артикуляционная гимнастика «Эхо» Давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Травы лесные, где вы, не вижу?
Ниже-ниже-ниже:
Цветы луговые, а вы все цветете?
Что ты, что ты:
Птички- певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Рыбы речные, вы где?
А мы на дне, мы в глубине:
Лягушки и жабы, куда подевались?
В ил закопались, в ил закопались:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем

Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я корзиночку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Дети называют приметы и складывают муляжи в корзинку.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.

  2. Гром в сентябре - теплая осень.

  3. Много желудя на дубе - к холодной зиме.

  4. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

  5. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

  6. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.

  7. Когда гусь улетает, снег выпадает.

  8. Много паутины осенью – к холодной зиме.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша корзиночка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

«Елка предсказаний» (прикрепляют шишки)

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

  • Никогда бы не было коротких дней.

  • Не смогли надеть осеннюю одежду.

  • Не увидели золотую листву.

  • Не наблюдали за цветными листьями.

  • Не было бы листопада.

  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.

  • Не успели бы улететь птицы на юг.

  • Не было бы туманов.

  • Не наблюдали бы за инеем.

  • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.

  • Не летали бы серебряные нити паутины.

  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.

  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.

  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.

  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться. Осенью наступает пора листопада. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка «Осенняя мелодия», дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Назови правильно

Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в Центр «Любознательных и наблюдательных» Здесь находится энциклопедия, в которую собраны все знания мира. Давайте расскажем, что мы узнали в энциклопедии про животных.

Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Белка меняет серую шкурку на голубую и делает запасы в кладовых.

Воспитатель: Дети очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки. Я принесла 2 веточки. Представьте себе, что это орешник, а вы белочки. Как вы можете узнать, где больше орехов растет, ведь белки считать не умеют. (Ответы детей). Совершено верно. Белочка стучит по веточке и смотрит. На той веточке что качается дольше, орехов больше!

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и смогли доказать на какую веточку должна прыгнуть белка, чтоб собрать орешки. У вас огромный запас знаний о жизни животных в лесу.

Разноуровневые задания

1уровень

Игра "Четвертый лишний"

  1. Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).

  2. Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)

  3. Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева)

  4. Лиса, белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)

  5. Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы).

2 уровень

Вершки и корешки

- Морковь, картофель, свекла, репа - корешки.

- помидор, огурец - вершки.

- Лук - вершки и корешки

3 уровень

Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы ответим зайцам. На нашу елку прилетела сорока. Теперь она облетит весь лес и сообщит зайцам, что идет осень. Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что зайцам уже пора менять шубку.

Рефлексия Кластер «Гроздь винограда»

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами.

kopilkaurokov.ru

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме: НОД Тема «Осень»

Непосредственно- образовательная деятельность

Тема: «Осень»

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание».

                                                                    Подготовила воспитатель Куксова Л.В.

Цели:

  • Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
  • Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года, используя средства художественной выразительности (стихи, загадки).
  • Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду.
  • Включать в активный словарь названия деревьев и листьев ( Дуб- дубовый;  клен- кленовый;  береза- березовый)
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  • Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Материал: муляжи овощей, фруктов, две корзинки, иллюстрация «Осень», листья деревьев.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает?         (Осенью)

- Верно. Мы сегодня поговорим об осени. Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? (Фронтальный опрос) А сейчас будем разгадывать осенние загадки:

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывет

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (дождь)

 В сером небе низко

Тучи ходят близко

Закрывают горизонт

Будет дождь, мы взяли …(зонт)

 Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся

Что за желтый снегопад?

Это просто …(листопад)

- Молодцы!

А теперь я расскажу вам об осени: «Наступила осень. Солнце меньше греет. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Люди ходят под зонтами. Деревья стоят голые. Листья пожелтели и опали. Перелетные птицы улетели на юг. В саду и огородах созрел урожай».

А тетерь вы расскажите об осени

- Устали? Давайте поиграем!!!!

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас с помощью волшебства превратимся в осенние листики. ( Раздаю каждому ребенку листочки).

Мы – листочки,

Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх)

Мы – осенние листочки.

Мы – на веточки сидели, (покачиваются)

Ветер дунул – полетели. (Разбегаются)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали. (Бегают, кружатся)

Перестал дуть ветерок

Мы  присели все в кружок. (Приседают)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками)

У меня в корзинке овощи и фрукты (раздаю муляжи овощей и фруктов детям). Расскажите о них (например: это яблоко, оно круглое, зеленое, растет в саду. Яблоко – фрукт) Опрос детей.

Вот у всех у вас овощи и фрукты. Давайте поиграем в игру «Соберем урожай» В синюю корзинку – фрукты, в желтую – овощи.

Игра "Найди ошибки". Дети слушают предложения и если услышали ошибку- хлопают в ладошки.

Осенью распускаются почки на деревьях. Осенью прилетают птицы из теплых стран. Осенью люди одевают теплую одежду. Осенью жарко, светит ярко солнце. Осенью дуют холодные ветра.  Осенью дождей не бывает.

А теперь я бы хотела бы показать нашу королеву Осень.

На мольберте иллюстрация.

Похожа она на ту осень, о которой мы сегодня говорили? Какие деревья вы видите на картинке?  Ребята я принесла вам листики .С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы).Если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины).

Ребята, вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили?

Вы сегодня очень активно работали на занятии, и королева Осень решила вам подарить подарок. Посмотрите что у вас на стульях ( яблоки).

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о