Конспект занятия в средней группе по пластилинографии – Методическая разработка (средняя группа) на тему: Пластилинография
Методическая разработка (средняя группа) на тему: Пластилинография
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии»
Выполнила :
Воспитатель Шаравина А.Е.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.
С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.
Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.
Я начала свою работу по обучению детей отдельной технике нетрадиционного рисования – пластилинографии или рисование пластилином в сентябре 2018 года
Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином. Своими знаниями я поделилась с родителями, проведя несколько консультаций и бесед.
Например, такие: ● Важные секреты по работе с пластилином.● Как выбрать пластилин, его разновидность.● Занятия с пластилином в домашних условиях.● Пластилиновая картина – процарапывание по пластилину.
Особенно много полезного я узнала из серии книг Давыдовой Галины Николаевны. В её книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам, это помогло мне как в проведении данных занятий, так и в разработке своих.
Мой небольшой, пока еще, опыт по работе над данной темой уже показывает, что одним из наиболее важных условий развития художественного творчества является разнообразие и вариантность, новизна обстановки, а так же необычное начало работы и возможность выбора. Все это обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Исходя из этого, я выделила себе основные цели и задачи обучения детей пластилинографии:
● Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
● Освоение новых приемов (скатывание, надавливание, размазывание и создание с помощью различных приемов сюжетных картин).
● Обучение умению ориентироваться на бумаге.
● Развитие мелкой моторики рук.
● Ознакомление с окружающим миром.
● Развитие эмоций и фантазий.
В работе с детьми мною применяются разнообразные методы с учётом индивидуальных особенностей детей:
Наглядные – наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.
Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинала обучение с наиболее простых, таких как:● рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;● рисование мазками;● заполнение фрагментов картинки пластилиновыми шариками.
Более трудоёмкие и требующие усидчивости занятия:● процарапывание по пластилину● вырезание отдельных заранее картин, дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимательности и усидчивости, поэтому в середине занятия мы проводим физкультминутку. Дети с удовольствием занимаются, но еще больше удовольствие получают от выполненной своими собственными руками поделки.
�Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению – художественно –прикладной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручнойумелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности- индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности – решение поставленных задач в системе кружковой работы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
– развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
– способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
– формировать и развивать навыки ручного труда;
– воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
– воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИобразовательной программы “Пластилинография”- 1 год.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
– Освоить прием надавливания.
– Освоить прием вдавливания.
– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
– Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
– Научиться не выходить за контур рисунка
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина
– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
– Научиться доводить дело до конца
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы
– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
– Научиться действовать по образцу воспитателя
– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
– Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Тематика занятий отражена в трех направлениях:
изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
создание сказочного мира, сказочных образов.
Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:
выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)
одной темы многократно и поэтапно;
нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
1.Вводная часть:организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).
2.Основная часть:объяснение и практическая деятельность.
3.Заключительная часть:пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.
По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (11-12 человек), индивидуальная.
По дидактической цели – комбинированные формы занятий.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
Занятия проводятся 4 раза в месяц с сентября по май, длительностью для детей
средней группы- 20 мин;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др
Работа с родителями .
В работе с родителями применяю самые разнообразные формы работы.
1. Индивидуальные консультации
2. Родительское собрание
3. Стендовая информация
4. Раздаточная информация (брошюра)
5. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии
с детьми средней группы
Неделя
Тема
Программное содержание
Сентябрь
1-я
“Вылепи игрушку”
Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой
2-я
“Северное сияние”
Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой
3-я
“Яблоки поспели”
Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе
4-я
“У меня в цветнике звездочки зажглись”
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы
Октябрь
1-я
“Грибы-грибочки выросли в лесочке”
Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму
2-я
“Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке”
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)
3-я
“Божья коровка,
улети на небо”
Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы
4-я
“Золотая рыбка”
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество
Ноябрь
1-я
“Подарок для Хрюши” (И. А. Лыкова “Лепим сказку” Г.Н. Давыдова ” Пластилинография. Анималистическая живопись”)
Закреплять представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего вида. Продолжать знакомить со свойствами пластилина. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать желание дарить подарки
2-я
“Осень золотая”
Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук
3-я
“Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем”
Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать активную работу пальцев рук
4-я
“Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка”
Формировать у детей обобщенное понятие о домашних животных – кошках: живут дома, бывают разных окрасов, имеют когти, усы и т. д. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного, передавать их природные особенности и цвет. Продолжать учить пользоваться стекой, передавать структуру шерсти животного
Декабрь
1-я
“Белая снежинка мне на ладошку села”
Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина
2-я
“Снеговик”
Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал
3-я
“Новогодние шары так прекрасны и важны”
Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика
4-я
“Елка новогодняя огоньками светится”
Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук
Январь
1-я
“Зимняя картина”
Ознакомить детей с понятием “пейзаж”. Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого
2-я
“Яблоки на тарелочке”
Ознакомить детей с понятием “натюрморт”. Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие
3-я
“Вот что я умею”
(самостоятельная
деятельность детей)
Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других
4-я
“Белая, ах какая белая зима!”
Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине
Февраль
1-я
“Кактус в горшке”
Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности
2-я
“За окошком снегири”
Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер
3-я
“Галстук для папы”
Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы
4-я
“Сердечки” (самостоятельная работа детей)
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук
Март
1-я
“Мы веселые матрешки”
Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов
2-я
“Мир похож на цветной луг” (коллективная работа детей)
Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие
3-я
“Подводное царство”
(коллективная работа)
Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление
4-я
“Розы для принцессы”
Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности
Апрель
1-я
“Душистый снег”
Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина, композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином
2-я
“Волшебное яичко”
Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия
3-я
“Весна идет, весне дорогу”
Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук
4-я
“Проснулись жуки, червячки и другие насекомые”
Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию
Май
1-я
“Не стареют душой ветераны”
Провести беседу с детьми о защитниках нашей Родины. Предложить выполнить портрет ветерана в технике пластилинографии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку пластилиновых картин
2-я
“Веселый зоопарк”
Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ “Наш веселый зоопарк”
3-я
“Незабудки”
Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук
4-я
“Земляника”
Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.
2 Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография., 2008. – 52 с.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.
4. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. – 111 с.
5 Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178 с.
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.
7. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.
8. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: “Внимание: дети!” 2009.
Заключение
Целью моей работы явилось выявление возможностей использования комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии как средства развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста.
Результатом выполненной работы считаю следующее:
1. На основе анализа психолого – педагогической литературы выявлены особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
2. Проведена диагностика развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
3. Предполагаемые возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста подтвердились.
Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.
Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук средствами пластилинографии и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.
nsportal.ru
План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе по пластилинографии «Цветочная фантазия».
Конспект НОД в средней группе по пластилинографии «Цветочная фантазия».
Цель: Развитие творческих способностей детей, творческого воображения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества.
Задачи:
1.Формировать умение размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, скатывать из пластилина жгутики и выкладывать из них лепестки.
2.Развивать мелкую моторику пальцев рук; чувство формы;
3.Воспитывать интерес к природе, поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления. Приучать детей выполнять коллективные композиции;
Предварительная работа:
– беседа о цветах и их особенностях.
– коллективное изготовление картины с ростками цветов и фоном природы.
Материалы, инструменты, оборудование:
-пластилин восковый;
-стеки, влажные салфетки;
-листы белого картона по количеству детей с трафаретом цветка;
-картинка Цветок;
– шаблоны выполненных цветов;
-пол листа ватмана с изображением ростков цветов, выполненных в технике пластилинографии;
-кукла «Фея цветов»;
– блестки, пуговицы, бусинки.
Ход:
(Дети заходят в группу, на ковре разложены трафареты цветов).
В: Мы с вами оказались на лесной полянке.
В: Я вам загадаю загадку, и вы узнаете, что растет на лугу среди травы.
Кто пчеле подарит мед,
Кто на солнышке растет,
И душистый, и цветной
Нам кивает головой?
(Цветок)
(сюрпризный момент появляется кукла)
В: Ребята вы слышите какой-то звук, это кто-то плачет? Да это же Фея Цветов. Давайте спросим у нее что случилось?
Фея цветов: (плачет) Здравствуйте, ребята! Я – фея цветов. Я слышала, как вы сейчас рассказывали о моих любимых цветах. Только на моем лугу произошло несчастье, злой волшебник заколдовал все мои цветы. Посмотрите, какие они стали бесцветные. Что же делать, ведь без цветов умрет мой луг.
В. Ребята, что же делать, как помочь фее расколдовать цветы? (ответы детей) Может, в игру поиграем?
Физкультминутка. Цветок.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Лепестки расправил вверх. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Наш цветочек улыбнется. (Улыбнуться.)
В: Что то все равно не веселая наша фея. Что ещё можно сделать?
Д: (ответы детей)
В: Правильно можно раскрасить, а чем? красками, но я не знала, что нам понадобятся краски.
Д: Пластилином.
Правильно, молодцы! Сегодня я предлагаю вам нарисовать цветы. Но прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним, из чего состоит цветок (пестик – середина цветка, лепестки, стебель, листик) (рассматривание картинки)
Ребята, помните мы, сделали красивую весеннюю полянку, что на ней есть, а чего не хватает? Мы можем дополнить ростки нашими яркими цветами и порадовать Фею Цветов. Сейчас я предлагаю вам нарисовать цветы пластилином разными способами.
Выберите, какой цветок вы будите раскрашивать (выбор цветка). Возьмите 1 цветок и занимайте места за столами.
Дети садятся за столы.
Воспитатель подсказывает разные способы рисования. Расплющиванием или скатыванием жгутиков из пластилина (Показ 2 картин цветов). Вспомните, как мы с вами раскрашивали подарок мамам на 8 марта и нашу полянку.
В: Выберите цвет пластилина, который вам понадобиться для лепестков цветка. Отщипываем пластилин маленькими кусочками и размазываем по трафарету, не выходя за контур, или скатаем небольшие колбаски, приложим и расплющим, приклеивая к трафарету (Дети выполняют)
(Индивидуальные указания)
В:Пальчики устали, отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Цветок» (стоя у столов)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головой кивают.
А теперь я предлагаю украсить наши серединки цветов блестками, бусинками, пуговицами, чем вы захотите.
Воспитатель проверяет законченность работ, подсказывает и помогает придать завершенность каждой поделке.
В: Можете принести свои красивые цветы на весеннюю полянку и порадовать Фею Цветов (дети прикрепляют цветы к стеблям).
В: Ребята, цветы у вас получились, как настоящие на весенней поляне.
Ф: Спасибо, теперь злой волшебник не сможет больше заколдовать мой лужок, он будет всегда такой красивый.
Прощается с детьми и уходит.
Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:
Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы ( в виде колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
nsportal.ru
План-конспект занятия (средняя группа) на тему: занятия по пластилинографии
Совместная деятельность по проекту «Пластилиновая Сказка»
(средняя группа),
провела Садовникова Ирина Вячеславовна
ТЕМА: «ВИННИ ПУХ»
Цель: Воспитывать художественный вкус, нравственные качества, доброту, дружбу.
Развивать способности к сюжетосложению и композиции.
Учить детей рисовать в нетрадиционной технике пластилином по мотивам знакомых мультфильмов, самостоятельно выбирать позу героя и сюжет, придавать персонажам внешние узнаваемые черты, обдумывать декорации сюжета.
Учить преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания и размазывания по поверхности основы.
Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма: Винни Пух.
Чтение книги: Винни Пух и все все все.
Беседа по-прочитанному: определение характера, пересказ интересных моментов.
Рассматривание иллюстраций в книжке. Сравнение внешнего вида Винни Пуха в русском мультфильме и в английском.
Материал:
Пластилин, стеки, цветной картон, салфетка, игрушка Винни Пух, красный надувной шар.
Ход занятия:
Звучит песенка Винни Пуха из мультфильма.
Воспитатель обращает на это внимание детей.
Воспитатель: Ребята, я слышу какую – то песенку, интересно, кто ее может петь?
Дети: Винни Пух.
Воспитатель: И правда у нас сегодня в гостях Винни Пух герой вашего любимого мультфильма.
Воспитатель вносит в группу игрушку.
Воспитатель: Смотрите ребята, Винни Пух принес воздушный шарик. Как вы думаете зачем?
Дети отвечают, что, наверное, он на нем полетит за медом.
Воспитатель: А какого цвета шар? Какой формы?
Винни Пух: Ребята, а на красном шарике можно мне за медом полететь?
Дети: Нет, его будет видно. Надо на зеленом лететь или на синем, как тучка.
Винни Пух: Помогите мне слетать за медом.
Воспитатель: Давайте изобразим сцену из мультфильма, где Винни Пух летит на шарике за медом.
Практическая часть:
Воспитатель помогает детям:
– Определить формы тела Винни Пуха: Голова- круг, тело-овал,
форма шара по желанию детей, можно круглый, можно овальный.
– Выбрать цвет для Винни Пуха и для шарика.
– Раскатать шар нужной формы, получившийся шарик положить на основу и равномерно нажимая пальчиками расплющить его от середины к краям, получая то голову Винни Пуха, то тело, то шарик.
-Раскатать колбаски нужной длины и толщины и, примазав, получить лапы и веревочку к шарику.
Во время работы рекомендуется сделать физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
Руки подняли и покачали – (плавно покачивать поднятыми вверх
Это деревья в лесу руками)
Руки нагнули,
Кисти встряхнули- (встряхивать руки перед собой)
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, (Горизонтальные движения руками
плавно помашем- вверх-вниз)
это к нам птицы летят.
Как они сядут- ( присесть , руки отвести назад)
Тоже покажем-
Крылья сложили назад.
После выполнения работы Винни Пух хвалит всех детей и дарит воздушный шарик детям, спрашивает, не будут, ли они ссорится, ведь шарик-то один.
Воспитатель и дети заверяют Винни Пуха, что они дружные и воспитатель читает стихотворение З.Александровой:
Подарили нашей Варе шарик с красным петушком,
Ой, какой красивый шарик! Все мечтают о таком.
Но поднялся ветер вдруг, шарик выхватил из рук.
Улетает легкий шарик высоко под облака.
Чуть не плачет наша Варя: очень жаль ей петушка.
Ребятишки собрались, все кричат и смотрят ввысь.
Подошла к подружке Таня: ну чего же мы стоим?
Шарик твой мы не достанем, так давай играть с моим.
Посмотри: цветок на нем, будем с ним играть вдвоем!
Винни Пух прощается с ребятами и обещает еще придти.
А воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Пузырь».
nsportal.ru
I этап Вводный 1. Организационный момент 2.Постановка и принятие детьми цели II этап Основной 3. Выполнение действий III этап Заключительный 4.Итог деятельности | Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы вышли на прогулку на нашу площадку. Какое время года на улице? Правильно, ВЕСНА! Скажите, как изменилась погода с приходом весны? (стало тепло, солнышко светит ярче). Откройте свои глазки. А теперь я предлагаю вам отправиться в лес и посмотреть на очень красивых и удивительных насекомых. Посмотрите, какая красивая полянка, присядем и немного отдохнём. Кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы видели, слышали? Скажите, а что можно почувствовать в лесу, если закрыть глазки? Ой, что это, посмотрите? Спал цветок, и вдруг проснулся. Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. Бабочек много, и они очень разнообразны. Посмотрите на экран. Старайтесь сидеть спокойно и не шуметь. Бабочки любят тишину, а от шума они могут улететь. Ребята, бабочка — это насекомое, очень яркое, легкое, красивое и загадочное. Настоящая сказочная принцесса в мире насекомых. Бабочки одни из самых красивых живых существ на нашей земле. Раньше, очень давно, люди верили, что бабочки произошли от цветов, которые оторвались от стебелька. Согласитесь, и правда бабочки похожи на прелестные летающие цветы. Как вы думаете, ребята, откуда берутся бабочки? Давайте с вами вместе попробуем узнать это? Сначала бабочка откладывает яички. Из них вылупляются гусеницы. И им, чтоб стать бабочками, надо набраться сил, поэтому они поедают листву растений на котором вылупились. Некоторые виды гусениц очень любят покушать, что могут съесть всю листву на растении. Этим бабочки приносят вред. Когда гусеница наестся, наберется сил тогда из отверстия на ее брюшке начинает выделяться тонкая нить. Ниточкой она обматывается, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к растению или к коре дерева. Проходит время и из куколки вылупляется уже взрослое насекомое – красавица бабочка! Сначала она сидит неподвижно, потому что ее крылышки мокрые, а когда они высохнуть, она улетает. Ребята, а вы знаете какую пользу приносят бабочки? Когда они перелетают с цветка на цветок, к лапкам бабочек прилипает пыльца и они переносят ее, от этого растение дает больше урожая и лучше растет. Рот бабочки – называется хоботок. Им она как по трубочке пьет нектар с цветочков. Усиками бабочка чувствуют аромат цветов. Крылья бабочки большие и красивые. Бабочки бывают разными, посмотрите их крылышки отличаются и по цвету и размерами. Но, заметьте, крылышки у них раскрашены симметрично, то есть одно крыло похоже на другое. Понравились вам бабочки? Очень красивые, правда? А как красиво они летаю, легко, плавно машут крыльями. Давайте с вами на время тоже превратимся в бабочек и немного полетаем, поищем ароматные цветочки и попьем нектар. Ой, ребята, посмотрите, сколько бабочек прилетело к нам в детский сад! Но что же с ними не так? Давайте поможем бабочкам стать яркими и красивыми. Как мы это сделаем? Правильно, мы будем раскрашивать с вами наших бабочек пластилином. Выбирайте себе бабочку и проходите к столу. 1. Первое, что мы сделаем, это протрем руки влажной салфеткой, чтоб пластилин не лип к нашим пальчикам. 2. Теперь мы должны решить каким цветом будут крылышки нашей бабочки, а какие цвета мы будем использовать для узоров на крылышках. 3. Сначала закрашиваем крылышки, отщипываем маленькие кусочки от пластилина и разглаживаем его пальчиком от туловища к краям крыльев. 4. Когда крылья бабочки снова сверкают ярким цветом, мы приступаем к туловищу бабочки, оно как правило темным цветом выполняется, но возможно у вас какая ни будь сказочная бабочка, тогда вы можете выбрать любой цвет. 5. Берем пластилин другого цвета и закрашиваем узоры. Они могут быть разными цветами, но обязательно симметрично с другим крылышком. Какие же красавицы бабочки у нас получились. А вы знаете, что есть такая легенда – будто бы бабочки передают наши желания небесам, и если потихонечку рассказать бабочке о своем желании, а потом отпустить ее, то оно непременно сбудется. Давайте с вами нашепчем желание нашим бабочкам и отпустим их. Организовываем выставку работ. Прикрепляем бабочек к ватману, на котором изображено небо. Ребята, вам понравилась наша прогулка в лес? Скажите, что нового вы научились делать? Что нового узнали о бабочках. | Стоит перед детьми Предлагает детям закрыть глаза ладошками. Задаёт положительный эмоциональный настрой Включает презентацию Педагог по ходу рассказа о бабочках листает презентацию. Приносит заготовки бабочек. Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность Раздает салфетки Направляет детей на правильные действия. Подходит индивидуально к каждому, нуждающемуся в помощи, ребенку Помогает тем ребятам, у которых не получается симметричность крылышков Прикрепляет бабочки к ватману, на котором нарисовано небо Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) | Дети закрывают глаза, и отвечают на вопросы. Присаживаются на стульчики, перед телевизором, активно включаются в разговор. Отгадывают загадку Дети внимательно смотрят на экран Ребята, расходятся по группе «летают», «присаживаются на цветочки». Рассаживаются на свои рабочие места. Ребята вытирают руки, открывают пластилин Идет обсуждение со сверстниками, какой цвет ребенок выбирает и для какого действия Общение детей между собой, по поводу выбора цвета для туловища. Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе. Нашёптывают желания своим бабочкам. У ребят идет активное обсуждение впечатлений о проделанной работе | Дети погружаются в обстановку, которую создает воспитатель. Дети настроены на общение Ребята проявляют интерес к предстоящей деятельности Заинтересованные дети, готовые к работе Ребята умело разглаживают пальчиками пластилин, контролируя его объем на изделии. Проявление активности в процессе самостоятельной деятельности Дети полностью закрасили пластилином бабочку. Технические приемы: раскатывание, сплющивание, вытягивание, отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, успешно усвоены детьми и уверенно используются. |
nsportal.ru
План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект занятия пластилинографии в средней группе “Созрели яблочки в саду”
Конспект занятия по пластилинографии в средней группе
“Созрели яблочки в саду”.
Цель:
•Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева.
•Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
•Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).
•Развивать образное восприятие.
Материал для занятия.
•Плотный картон с силуэтом дерева, размер12 А4.
•Пластилин кранного, желтого или зеленого цветов.
•Яблоки для рассмотрения и угощения детей.
•Салфетка для рук.
Ход занятия
Вот и закончилось веселое жаркое лето. Наступила осень. Пожелтела на лугу трава, листья окрасились в яркие цвета: желтый, оранжевый. Покраснели ягоды на рябине, в лесу много грибов, орехов; на болоте созревают брусника и клюква; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей. А в садах на плодовых деревьях поспели фрукты. Попробуйте угадать название фрукта, про который я вам загадаю загадку.
Круглое румяное
Я росту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Дети. Яблоко.
Воспитатель. Молодцы, угадали, это яблочко (показывает яблоко).
Росла, росла яблонька
Подросла.
Цвела, цвела яблонька.
Отцвела.
Отряхнула яблонька
Свой наряд-
И поспели яблочки для ребят.
Воспитатель. Вы знаете, что можно приготовить из яблок?
Дети. Сварить компот.
Воспитатель. Верно, а еще можно приготовить вкусное яблочное повидло и испечь пирог с яблоками.
Яблоки румяные, в них медовый сок.
Испечет нам мама яблочный пирог.
Вкусный и душистый выйдет пирожок
С золотистой коркой съешь его дружок.
Воспитатель. Большой урожай на яблоньке, тяжело веточкам держать столько плодов. Мы сейчас отправимся все вместе в сад и поможем яблоньке, освободится от яблок.
Физкультминутка “ Вот так яблонька”.
Вот так яблоко, оно соку – Сладкого полно, Стал ветер веточку качать И трудно яблочко достать Подпрыгну, руку – Протяну И быстро яблоко сорву! | качание руками из стороны сторону. Прыжки на двух ногах, одновременно поднимая то левую, то правую руку вверх. ходьба на месте. |
Воспитатель. Ох, какой большой урожай мы с вами собрали, отнесем маме, она испечет нам пирожки. А чтобы отблагодарить маму за вкусные пирожки, мы сделаем для нее открытку с изображением яблоньки. Деревце у нас с вами есть, не хватает спелых яблок.
Практическая часть.
Воспитатель. Давайте рассмотрим яблоко. Какое оно по форме?
Дети. Круглое.
Воспитатель. Правильно, яблоко круглое похоже на шарик.
А каким цветом яблоко?
Дети. Красное.
Воспитатель. А еще, каким цветом бывают яблоки.
Дети. Желтого, зеленого.
Воспитатель. (При ответах детей воспитатель показывает яблоки: красного, желтого, зеленого цвета). Молодцы. Правильно. Но на одном дереве плоды только одного цвета, но разного размера – большие и маленькие. Посмотрите на яблоньки. Каким цветом плоды на первой яблоне?
Дети. Красного.
Воспитатель. Правильно. А на второй, яблоне, каким цветом плоды?
Дети. Желтого
Воспитатель. Молодцы. А на третьей яблоне, каким цветом яблоки?
Дети. Зеленого.
Воспитатель. Правильно. Вы уже выбрали, каким цветом будете делать плоды, но сначала посмотрите, как буду делать я.
Отщипываю небольшой кусочек, скатываю шарик между ладошек круговым движением. Прикладываю к кроне дерева и слегка прижимаю к основе – сплющиваю. Получилось красивое яблочко. А теперь вместе. Отщипните небольшой кусочек пластилина, и скатайте шарик. Маленькие шарики можно скатывать пальчиками прямо на дощечке круговым движением. Молодцы, шарики – яблочки положите на крону дерева в любое место и слегка прижмите к основе – сплющите.
Все правильно, сделать так надо несколько раз. На яблоне созрело много яблок. Заполните яблоками все пространство кроны, положите несколько под яблонькой – плоды упали.
По окончании работы педагог выставляет работы, чтобы их было видно всем детям.
Воспитатель. Ах, как много яблочек созрело у вас на деревьях. Получился большой плодовый сад, давайте выйдем в сад погулять.
Физкультурная разминка.
“Яблоки в печали ветками качали”.
Наши яблочки как мед,– А никто их не берет. Тут одно висеть устало,– На зеленый луг упало. Покатилось по дорожке прямо Машеньке под ножки. Маша яблоко нашла. Маша красное взяла. Покрутила, повертела И….съела! | качать руками влево- вправо над головой. присесть на корточки. вращательные движения руками над головой. Встать прямо, соединить Подушечки пальцев правой и левой рук так, чтобы получился “шарик”. Качание вперед – назад перед собой. |
Конспект занятие по пластилинографии в средне группе
“Ёлка новогодняя огоньками светится”.
Цель: 1.Расширять знаний детей об истории новогоднего праздника.
2.Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации).
3.Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию.
4.Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.
Материал для работы: Плотный картон с силуэтом елки, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук.
Ход занятия.
1.Организационная часть.
Педагог проводит словесную игру (стихи Е. Благининой):
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
Скоро праздник… (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от… (елки).
Ветви слабо шелестят
Бусы яркие… (горят).
И качаются игрушки –
Флаги, звездочки… (хлопушки).
– О чем мы с вами сейчас будем говорить? Без чего не бывает Нового года? (Елки, Деда мороза, Снегурочки).
Конечно, ну, какой же Новый год без ёлки? Представить себе новогодний праздник без лесной красавицы, наверное, невозможно. Запах свежей хвои и смолы, разноцветные гирлянды, шары, серпантин и непременно звезда на макушке ели. А ведь история ёлки в России насчитывает всего-то около полутора сотен лет. В это трудно поверить, зная богатство русских лесов: ёлку с уверенностью можно назвать хозяйкой русского леса наряду с рябинками и березками.
– А когда появилась традиция праздновать Новый год с елкой? Кто знает?
Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать 1 января встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.
– Как вы думаете, почему именно елку стали украшать в Новогоднюю ночь?
Ель издавна играла заметную роль в культурной традиции. С природными свойствами ели связаны представления о храбрости, смелости, доходящей до безрассудства. Одновременно ель была символом верности, бессмертия, долголетия. Величественность дерева говорила о надменности и царских достоинствах.
– Чем принято украшать елку? (ответы детей)
В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно – примерно сто лет назад. Макушку елки венчала звезда. (Показ картинок с изображением новогодних елок)
А вот как рассказывает о лесной красавице в своем стихотворении Раиса Кудашева
Ёлка
Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор
– А давайте и мы на мгновенье отправимся на новогодний праздник и немного поиграем.
Пальчиковая игра.
На елке.
В. Волина
Мы на елке веселились, | (Ритмичные хлопки в ладоши). («Шагать» средним и указательным пальцем по столу). |
Дал большущие пакеты, | (Ритмичные хлопки в ладоши). |
2.Практическая работа.
Долго придется нам ждать до следующей зимы, чтобы вновь полюбоваться сказочным нарядом лесной красавицы. Поэтому сегодня предлагаю вам изобразить при помощи пластилина новогоднюю елку.
Этапы изготовления.
1. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, выложить ими контур елки. А затем заполнить пластилином этого же цвета внутри готового силуэта. Взять немного белого пластилина и сделать мазки (иней) поверх веток елки.
2. Та же работа проводится с видимым стволом елки.
3. Украсить елочку разноцветным бисером, блестками и бусинами.
В ходе работы провести физкультурную минутку.
Физкультурная минутка.
Ёлочка
У маленьких детишек ёлочка большая | (Руки вверх) |
Не коли нас, ёлочка, | (Грозят пальчиком). |
3.Заключительная часть.
Ваша картинка с елочкой может быть подарком для родителей, бабушек и дедушек, друзей. А может просто стать украшением комнаты к Новогоднему празднику.
Маленькая ёлочка
В. Шипунова
На пушистой ёлочке
Сказочный наряд:
Колкие иголочки
Серебром горят.
Ёлке очень нравится
Мишура цветная.
Наша ты красавица,
Гостьюшка лесная!
nsportal.ru
План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) по теме: Конспект занятия по пластилинографии в средней группе. Тема «Пушистое облачко».
Конспект по пластилинографии в средней группе
Тема «Пушистое облачко».
Задачи занятия:
- Создавать образ облачка пластическими средствами. Ощипывать и раскатывать пластилин пальчиками.
- Развивать эстетическое и образное восприятие.
- Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками на прогулке; рассматривание иллюстраций; раскрашивание раскрасок по теме.
Материал:
Иллюстрация с изображением облаков, картон белого или голубого цвета форматом 30х30 см. с контурным изображением облаков;
Пластилин синего или голубого цвета, салфетки, стеки.
Ход занятия.
- Вводная часть.
Дети сидят на ковре полукругом, педагог вывешивает иллюстрацию с изображением облаков.
Я не выяснил пока,
Что такое облака.
Может, это птичий пух?
Может, это стаи мух?
Может, это ветерок
Вату в небо уволок?
Намокает в небе вата –
Проливает дождь куда-то.
Может, облако – овечка:
Шерсть закручена в колечки?
Может, чья-то борода –
И пушиста и седа?
Что такое облака?
Я не выяснил пока.
Педагог. Понравилось стихотворение?
Ответы детей.
Педагог. Давайте порассуждаем, на что похожи облака?
Ответы детей
Педагог. А кто любит парить среди облаков?
Дети. Птички.
Педагог. Давайте с вами поиграем в птичек? Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя три раза, расправьте крылышки и полетели! (дети передвигаются по ковру в произвольном направлении)
Педагог. Птички, а вам не кажется, что нам чего – то не хватает?
Ответы детей
Педагог. Действительно, очень не хватает облачков. Что же нам делать? Как мы будем играть, если на нашем небе нет ни одного облачка?
Ответы детей.
Педагог. А давайте посмотрим, что за сюрприз ожидает нас на столах. (на столе под салфеткой приготовлены материалы для работы пластилинографией и как правило дети сразу догадываются и предлагают нарисовать облака пластилином)
Педагог. Что ж, давайте попробуем изобразить пушистые облачка с помощью техники пластилинография. Только сначала нам снова надо стать детками, потому что птички вряд ли справятся с этой нелегкой задачей. (Дети поворачиваются вокруг себя три раза) Разбирайте материал и занимайте места за столом.
- Основная часть.
Этапы работы.
- Для того чтобы нарисовать облачко нужно отщипнуть небольшой комочек пластилина.
- Скатать жгутики между пальчиками.
- Приложить его к изображению, выложить жгутики в форме овала.
- Скатать ещё один шарик, приложить его к изображению, слегка прижать и снова примазать. Выполнять это же движение пока не будет закрашена вся заготовка.
В середине работы проводится физминутка.
III. Заключительная часть.
Педагог. Смотрите. Какие пушистые получились облака! Теперь можно и поиграть! (педагог предлагает развесить по группе детские работы – облака, заранее подготовив прищепки; затем дети снова «превращаются» в птичек, обернувшись вокруг себя три раза и под музыку изображают полет птиц).
nsportal.ru
Конспект занятия по пластилинографии в средней группе «Верба»
Конспект занятия «Верба»
Цель: Учить передавать в работе характерные особенности вербы. Упражнять в ощипывание мелких деталей, катание длинной колбаски. Развивать композиционные умения, моторику
Материал: плотный картон оранжевого цвета; набор пластилина; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрации с изображением вербы, веточек вербы.
Ход занятия
Организационная часть
1.2. Чтение стихотворения Фет А. А. «Верба»
-Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко? (Для весны.)
Послушайте стихотворение.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
Основная часть
2.1. Беседа с детьми о весне
-Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? Расскажите, как природа просыпается весной? (на ветках набухают почки, появляются листочки и т.д.)
-А сейчас мы с вами посмотрим картинки о весне.
-Ребята, что вы увидели на слайдах? (проснулась травка, солнышко не только светит, но и греет, птички прилетели ит.д.)
-Да, весна очень красивое время года. Весной всё просыпается от холодной зимы.
2.2. Рассматривание вербы
-Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева? (Верба.)-Правильно, это веточка вербы.
-С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки.
2.3. Показ выполнения работы
– Ребята, а теперь я предлагаю вам с помощью пластилина изобразить веточку вербы. У вас на столах лежать листы бумаги и пластилин. С помощью нескольких жгутов выкатанных из пластилина мы будем делать ветку, и прикреплять его к картонной форме. Посмотрите, для начала нам потребуется несколько тонких и длинных жгутиков (колбасок). Я беру их в руки и начинаю скручивать – это основание ветки, нижняя часть её утолщенная.
К основным веточкам прикрепим веточки потоньше.
-Ребята, а чего же не хватает нашей вербочке. (Серёжек.)
– Молодцы! Конечно же серёжек. Мы берём белый пластилин и делаем небольшие овалы. Прикрепляем к веточкам и получаются белые, пушистые серёжки. А сейчас чтоб нам размяться нужно немножко позаниматься.
2.4. Пальчиковая гимнастика
Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)
Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)
И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)
2.5. Самостоятельная работа детей
3. Заключительная часть
3.1. Рефлексия
– Ребята вам понравилось наше занятие?
-Что нового вы узнали о весне?
-Какие изменения происходят весной?
-Ребята, посмотрите, какие у нас получились красивые ветки вербы. Сегодня вы все постарались, молодцы.– Каким способом мы сегодня лепили? (Рельефным способом.)
-Какой прием мы использовали для прикрепления дополнительных деталей? (Мы прикрепляли листья нелепом.)
-Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо поработали, на этом наше занятие закончено, всем спасибо. Молодцы.
infourok.ru