Длительность занятий в средней группе – Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10 | ЯрМалыш

Содержание

Проведение занятий в средней группе с учётом требований ФГОС

Воспитатели средних групп детского сада знают, как активны, любознательны и неутомимы четырёхлетние дети. Направить кипучую энергию маленьких исследователей на познание окружающего и другие увлекательные виды деятельности поможет чёткая организация и правильная мотивация. Именно в непосредственной организованной деятельности детвора сможет ярко и полно раскрыть свои способности и умения, и задача педагога — сделать каждое занятие с малышами увлекательным, ярким и максимально полезным для их развития.

Цель и задачи образовательной деятельности в средней группе детского сада

На пятом году жизни ребёнка (средняя группа детского сада) идёт стремительное развитие физических и психических процессов. Действия малыша становятся более точными, скоординированными, совершенствуется умение ориентироваться в пространстве, крупная и мелкая моторика. Внимание и память переходят на качественно новый уровень, становятся произвольными, то есть ребёнок может запоминать и воспроизводить ту информацию, которая ему нужна и интересна. Дети овладевают первыми логическими операциями: поиском аналогий, сравнением, обобщением, исключением. Улучшается и обогащается речь. Ребёнок может высказывать простые суждения не только о том, что видит в данный момент, но и припоминая некоторые события, воображая их.

Таким образом, совершенствуются сразу три основных инструмента познания мира: движение, мышление и речь, что делает ребёнка этого возраста неутомимым исследователем окружающего мира. Не зря именно малышей средней группы называют маленькими почемучками. Но, кроме повышенного интереса к окружающему, четырёхлетним свойственна излишняя эмоциональность, высокая подвижность, неусидчивость, рассеянность внимания. Ведь им хочется успеть везде и сразу, всё исследовать и узнать.

Чтобы направить энергию непосед в полезное и безопасное русло, воспитатель средней группы включает малышей в интересные и разнообразные виды деятельности: подвижные и сюжетные игры, музыкальное и художественное творчество, ознакомление с детской литературой, бытовой труд, экспериментирование. Проводятся эти виды деятельности в разное время дня, в различных формах, с использованием богатого наглядного материала, атрибутики, фольклора.

Четырёхлетние дети энергичны и любопытны, и воспитателю необходимо направить эти качества на познание окружающего мира в развличных видах дятельности

Большое значение в развитии детворы имеет непосредственная образовательная деятельность (НОД) или занятие. НОД — это специально организованная педагогом деятельность, направленная на решение определённых образовательных задач.

Главная цель НОД — упорядочить и систематизировать процесс усвоения информации воспитанниками, создание условий для наиболее полного раскрытия способностей и умений каждого ребёнка. Задачи НОД разнообразны и обычно состоят из 1–2 обучающих, развивающих и воспитательных в соответствии с принципом триединства задач в педагогике. Планируя занятие, воспитатель ставит перед собой одну главную цель (чего нужно достигнуть в ходе занятия) и несколько путей её достижения (задач). Воспитанникам образовательные задачи подают в игровой форме, учитывая особенности возраста: не «научимся вырезать ножницами округлые формы из квадрата», а «поможем белочке собрать в корзину вкусные яблоки для мамы-белки».

Поскольку одним из ведущих в современной педагогике является принцип гуманизации образования, то воспитание в детях положительных моральных качеств должно присутствовать на каждом занятии и быть отражено в планировании. Обучающие и развивающие задачи воспитатель подбирает в соответствии с требованиями программы. В настоящее время существует множество методических пособий с готовыми разработками занятий по всем образовательным областям, так что определение задач непосредственной образовательной деятельности не вызывает трудностей даже у самых неопытных, начинающих педагогов.

Виды и формы непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ

Очень важно подобрать оптимальную форму и тип занятия. Ведь современные взгляды на дошкольную педагогику дают воспитателю большой простор для творчества, но в то же время требуют проявления креативности, новаторского подхода и нестандартного мышления. Чем же отличаются новые НОД от привычных занятий?

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, непосредственная образовательная деятельность должна строиться на основе партнёрства и взаимоуважения всех участников образовательного процесса, в то время как старая модель занятия копировала школьный урок и предполагала авторитарную, командную позицию воспитателя и зависимую, пассивную позицию детей.

Современный подход к дошкольной педагогике предполагает равенство детей и взрослого в образовательном процессе

Несмотря на то что «занятия-уроки» в детском саду ушли в прошлое, сам термин «занятия» используется педагогами как синоним НОД, но приобрёл новое содержание.

Таблица: отличие НОД от классического занятия

На современном занятии есть место и забаве, и подвижной игре

Разумеется, провести полноценное занятие в соответствии с новыми требованиями педагог сможет только как следует подготовившись, чтобы обеспечить высокую динамичность и смену видов деятельности. Немаловажным является и количество детей. В отдельных случаях группу воспитанников делят на подгруппы по 10–12 человек. Кроме того, необходимо продумать и вид занятия. По основной дидактической задаче это может быть:

  • Усвоение нового материала.
  • Закрепление усвоенного ранее.
  • Творческое воспроизведение знаний, умений, навыков (мини-концерт, викторина, конкурс чтецов, драматизация художественного произведения небольших размеров, сказки).
  • Комбинированные (решаются две обучающие задачи).

По типу подачи знаний НОД бывают:

  • Классические или однотемные. Их структура наиболее проста: организация занятия, подача новой информации, закрепление в 1–2 дидактических играх, итог.
  • Комплексные. В них последовательно чередуются виды деятельности из разных образовательных областей, например, после чтения рассказа о животных идёт игра малой подвижности «Вообразим себя зверятами», потом дети рисуют героя произведения или лепят угощение для зверей.
  • Интегрированные. Элементы различных образовательных областей на таком занятии переплетаются так тесно, что их нельзя разделить. Представим, что на занятие «Осень золотая принесла подарки» явился добрый Гном. Сперва он проводит с детьми игру «Скажи наоборот» по явлениям осени (речевое + познавательное развитие), потом подвижную игру «Разложи овощи и фрукты по корзинам (физическое + познавательное развитие), а на память Гному дети рисуют улыбающиеся тучки и солнышко (художественно-эстетическое + социально-коммуникативное развитие).

Чтобы разнообразить образовательную деятельность, педагоги используют такие необычные формы организации занятий, как сюжетно-игровые, квесты, путешествия, поиск предметов, театрализации. Набирают всё большую популярность занятия-тренинги, на которых дети овладевают социальными навыками («Учимся дружить», «Мы — дежурные», «Ухаживаем за комнатными растениями»).

Какой бы ни была форма занятия, следует помнить, что его длительность согласно санитарным нормам не должна превышать 20 мин., а для интегрированных, комплексных и нетрадиционных НОД с высокой подвижностью — 25–27 минут.

Таблица: структура и длительность НОД в средней группе ДОУ

Игровой персонаж, который пришёл в начале занятия к малышам, в заключительной его части может расспросить, что интересного узнали и увидели ребята

Использование инновационных технологий и методик

Чтобы наполнить занятие оригинальным познавательным содержанием, воспитатели всё чаще используют педагогические инновации, успешно применяют креативные отечественные и зарубежные разработки, а также материалы и оборудование к ним.

Развивающие игры Воскобовича

Спецификой методики Вячеслава Воскобовича является сочетание увлекательных сказок, непосредственным участником которых становится сам малыш, и оригинальных авторских игр. Игр насчитывается около 40, и все они направлены на всестороннее развитие ребёнка: обучение быстрому чтению и счёту, сенсорное восприятие, совершенствование мелкой моторики, навыков конструирования и моделирования. Кроме того, они воспитывают усидчивость и сосредоточенность, умение довести начатое дело до конца.

Фотогалерея: развивающие игры В. Воскобовича
Одно из наиболее популярных пособий «Геоконт» неизменно привлекает детей многовариантностью действий
Удивительный «Квадрат Воскобовича» может превращаться в десятки разнообразных предметов
«Математические корзинки» помогут четырёхлеткам легко овладеть понятием числа и количества
Ребятишкам нравится создавать свой сказочный лес, используя пособия к технологии Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Методика Николая Зайцева

Эта методика нацелена на быстрое обучение ребёнка чтению, причём сразу слитному, по складам. Склад (слияние гласного и согласного звука, а также отдельный гласный) не просто произносят, а поют, что ближе детскому восприятию, развивает плавность речи и речевое дыхание.

Из пособий в методике наиболее широко применяют набор кубиков, на которых нарисованы буквы, обозначающие звуки и склады, а также таблицы складов. Каждый кубик окрашен в определённый цвет, имеет наполнитель (шуршащий или звенящий), благодаря чему дети легко усваивают понятия «твёрдый и мягкий», «глухой и звонкий согласный».

Принципы методики Зайцева:

  • От общего к частному и от частного к общему.
  • От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.
  • Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия. Системная подача материала.
  • Алгоритмизация учебных действий.
  • Учёт физиологии восприятия учебной информации.
  • Охрана здоровья учащихся.

Кубики Зайцева имеют звучащие наполнители, поэтому дети могут не только видеть их, но и слышать

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера

Огромную популярность в детском саду набирают занятия с применением таких пособий, как блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Первые учат детей образованию и разделению множеств на подмножества по признакам элементов (форма, цвет, толщина), построению логических цепочек, операциям исключения, аналогии.

Наборы ярких блоков, разноцветных геометрических тел, поначалу воспринимаются детьми как удобный строительный материал, но со временем дети учатся мыслить логически, находя взаимосвязи между характеристиками предметов (блоков) и их множествами.

Привлекательны для малышей и яркие цветные палочки Кюизенера. Играя с ними, дети постепенно учатся считать в пределах 10, сравнивать числа, находить смежные, знакомятся с понятием состава числа и даже кратности.

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера завоёвывают всё большую популярность в детских садах и очень нравятся малышам

Видео: мастер-класс по развивающим играм в ДОУ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Информатизация развивающей образовательной среды ДОУ — требование времени. Современные технологии окружают ребёнка дома, в общественных местах, следовательно, и детский сад не может остаться в стороне от них, ведь его задача — как можно лучше и полнее готовить детей к жизни.

ИКТ используют на занятиях в двух видах: мультимедийные презентации или слайд-шоу с интерактивной доской; обучающие игры, программы с использованием компьютера (ноутбука). Интерактивная доска позволяет создать на занятии неповторимую атмосферу «вживания» в ту или иную среду. Она поможет воспитателю создать близкую к реальной картину леса, моря, космоса. Яркие, подвижные, большие изображения, созданные для презентаций, помогут детям быстрее и чётче уяснить, о чём идёт речь на занятии. Обучающие компьютерные игры и программы развивают у детей быстроту и гибкость мышления, повышают интерес к образовательной деятельности. Однако, не стоит забывать, что ИКТ — вспомогательные средства обучения, заменять ими живое общение, беседу, обычную дидактическую игру нельзя, всё должно сочетаться в меру.

Существует несколько правил для сохранения здоровья малышей на занятиях с использованием ИКТ:

  • Дети средней группы могут «общаться» с компьютером не более 5–7 минут в день, 2–3 раза в неделю.
  • Расстояние от детей до мультимедийной доски — не менее 2–2, 5 м.
  • Обязательные игры и упражнения на снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз).

Детские компьютеры с набором обучающих игр также могут применяться на занятиях в детском саду

Примеры мотивации детей к образовательной деятельности

Согласно ФГОС, образовательная деятельность с дошкольниками должна основываться на желании и добровольном участии детей. Осуществить это требование помогают разнообразные приёмы мотивации детей. Мотивация не должна быть искусственной, оторванной от предыдущих видов деятельности детей, от общего настроения, которое преобладает в группе. Чтобы вызвать у воспитанников естественный интерес к предстоящему занятию, педагогу нужно хорошо знать, чем они увлечены, каких персонажей, героев сказок любят, и уважать их интересы.

Предлагая детям новый вид деятельности, педагог должен быть эмоциональным, искренним, в хорошем настроении, чтобы малышам передался его положительный настрой на занятие. В то же время нужно знать меру: чрезмерное проявление эмоций, громкий неестественный голос могут вызвать перевозбуждение чутких ребятишек, снизить интерес. Вступительную беседу можно начать приглушённым, таинственным тоном. Это напоминает детям начало сказки, привлекает их внимание, организует.

Таблица: примеры мотивирующего начала НОД в средней группе

Осуществление индивидуального подхода

Индивидуальный или дифференцированный подход успешно осуществляется на занятиях по всем образовательным областям. Так, во время НОД по математике или формированию звуковой культуры речи педагог применяет раздаточный материал: перфокарты, карточки с заданиями разного уровня сложности, что позволяет сделать восприятие материала понятным для каждого ребёнка. Те дети, которые успевают быстрее остальных, могут взять себе ещё одну карточку с заданием либо помочь товарищу.

На занятиях по изобразительным видам искусства и конструировании применяют работу в парах, подгруппах (по 3–4 человека). Дети самостоятельно или с помощью воспитателя распределяют и выполняют работу в соответствии с собственным темпом и способностями.

Рисование в паре воспитывает умение договариваться, а также позволяет детям прийти на помощь товарищу

Дифференциацию заданий можно осуществить и в ходе дидактической игры. Например, на занятии математикой или по ознакомлению с природой можно использовать игру с мотыльком, осенним листом, снежинкой. Воспитатель берёт изображение предмета и сообщает игровое задание: отвечать на вопрос будет тот, кому на плечо или руку сядет мотылёк (листок, снежинка). Далее педагог по очереди подходит к нескольким детям и задаёт им вопросы на закрепление изученного разного уровня сложности. Проводить такую игру может лишь тот воспитатель, который хорошо знает индивидуальные особенности детей, их уровень знаний и способностей. игра полезна ещё и тем, что учит детей внимательно слушать, не перебивать, помогать товарищу ответить правильно.

Разнообразие тематики занятий в средней группе

Образовательные области (основные направления развития) включают в себя множество разделов и тематик, по которым ведётся работа с детьми в течение учебного года.

Таблица: содержание образовательной работы с детьми средней группы в течение года

Осуществить работу по всем этим направлениям помогает система разнообразных НОД, которые проводятся в средней группе ДОУ ежедневно, по два занятия в день в первую половину дня. Во вторую половину дня в детском саду ведётся кружковая (дополнительная) работа, организуются досуговые мероприятия, развлечения, на которых дети не обучаются, а в свободной игровой форме применяют полученные знания, умения и навыки, отдыхают, непринуждённо общаются со сверстниками и взрослыми.

Таблица: фрагмент картотеки НОД в средней группе

Воспитатель должен помнить: чтобы провести полезное детям, насыщенное занятие, необходима тщательная подготовка, подбор наглядных материалов, художественных произведений, фольклора, но главное — это атмосфера взаимопонимания и доверия между детьми и взрослым.

Таблица: конспект НОД в средней группе на тему «В гости к Мухе Цокотухе», подготовила Ю. М. Крыгина

Видео: занятие в средней группе ДОУ на тему «В гостях у сказки»

Анализ и самоанализ НОД в средней группе

Если занятие с целью контроля посещают воспитатель-методист или заведующий дошкольного учреждения, они составляют анализ этого вида деятельности, указывая как на сильные места педагога, проводившего занятие, так и на ошибки, недочёты, дают рекомендации для совершенствования дальнейшей работы. Воспитатель проводит самоанализ занятия, намечая для себя пути и средства организации новых видов деятельности с воспитанниками.

Примерная схема анализа занятия в средней группе:

  1. Дата проведения.
  2. Название ДОУ, группа.
  3. Количество присутствовавших детей.
  4. Тема занятия, программные задачи.
  5. Демонстрационный и раздаточный материал.
  6. Интеграция образовательных областей.
  7. Основные методы и приёмы работы с детьми.
  8. Инновационные технологии, ИКТ. Целесообразность и эффективность их применения.
  9. Использование художественного слова, предметов народных промыслов, культурного наследия.
  10. Использование проектной технологии, игровых приёмов, экспериментальной и исследовательской деятельности, элементов ТРИЗ.
  11. Динамичность занятия, активность детей.
  12. Применение здоровьесберегающих технологий.
  13. Основные этапы занятия (соблюдена ли структура, длительность).
  14. Подведение итогов, переход к другой деятельности.
  15. Достигнуты ли задачи НОД.

Подробнее с анализом Нод в соответствии с ФГОС можно ознакомиться по ссылке https://infourok.ru/analiz-nod-v-sootvetstvii-fgos-1617020.htm.

Совершенствуя своё педагогическое мастерство, воспитатель ДОУ одной из главных целей ставит перед собой методически правильное проведение непосредственной образовательной деятельности. Насыщенное эмоциональное и динамичное занятие, построенное на принципах партнёрства и учёта индивидуальных способностей каждого ребёнка, имеет больше значение в работе с детьми средней группы, поскольку позволяет удовлетворить свойственную их возрасту любознательность и потребность маленьких людей быть значимыми, успешными.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Рекомендации для проведения физкультурных занятий.

Рекомендации для проведения

физкультурных занятий.

Составила инструктор по физ. развитию

Аршикова Наталия Владимировна

I квалификационной категории

МБДОУ «ДСКВ№102»

Братск 2015

Памятка для проведения

физкультурных занятий.

1. Во всех группах физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю.

2. Длительность занятия:

Младшая группа

15-20 мин.

Средняя группа

20-25 мин.

Старшая группа

25-30 мин.

Подготовительная группа

30-35 мин.

3. Длительность каждой части в минутах:

Вводная

Основная

Заключ.

Младшая группа

2-3

10-15

3

Средняя группа

3-4

12-15

3-4

Старшая группа

5-6

20-25

5-6

Подготовительная группа

6-7

25-30

6-7

4. Количество упражнений и дозировка:

Упражнения

Дозировка

Младшая группа

4-5

4-5

Средняя группа

5-6

5-6

Старшая группа

6-7

6-8

Подготовительная группа

7-8

8-10

5. Дыхание. При расширенной грудной клетки – вдох, при сужении – выдох.

Например, «приседание» присели – выдох, встали – вдох;

Наклон вперед – выдох, выпрямление – вдох;

Поворот в сторону – выдох, и.п. – вдох;

Поднимание рук вверх – вдох, и.п. – выдох.

6. Исходные положения для упражнений на плечевой пояс и ноги лучше брать

Младшая группа

«Ноги узкой дорожкой»

Средняя группа

«Ноги вместе»

Старшая группа

«Ноги вместе», Основная стойка,

Подготовительная группа

7. Исходные положения для упражнений на туловище (мышцы спины, живота)

Младшая группа

Ноги на ширину (широкой дорожкой) ступни,

Ноги на ширине плеч,

Ноги шире плеч,

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

8. Паузы можно делать, но не в каждом упражнении.

В упражнениях на плечевой пояс и руки можно их не делать. Они более необходимы в упражнениях на мышцы туловища и прыжках. Прыжки даются с активной паузой (ходьбой). Паузы даются из положения сидя и лёжа.

9. Дозировка бега

Младшая группа

10-15 сек.

Средняя группа

15-20 сек.

Старшая группа

25-30 сек.

Подготовительная группа

35-40 сек.

10. Дозировка прыжков

Младшая группа

6-8

Средняя группа

6-8 раз, повторить по 2 раза

Старшая группа

8-10 раз, повторить по 3 раза

Подготовительная группа

11. Количество ОД

Младшая группа

2-3, из них 1 в п/и

Средняя группа

Старшая группа

3-4, из них 1 в п/и

Подготовительная группа

12. Количество п/и, если занятие смешанного типа.

1 игра большой подвижности в основной части,

1 игра в заключительной части (малой подвижности).

13. Расположение упражнений в комплексе.

Если 4 упражнения

Из разных положений сидя, стоя, лёжа

Если 4 упр.

Если 5 упр.

Младшая,

Средняя группа

1. Для мышц плечевого пояса,

2. Для прямых и боковых мышц туловища

3. для боковых мышц туловища

4. Для ног.

1. Для мышц плечевого пояса,

2. Для прямых мышц туловища,

3. Для боковых мышц туловища

4. Для ног.

1. Для мышц плечевого пояса,

2. Для мышц плечевого пояса.

3. Для туловища (наклоны),

4. Для туловища (повороты),

5. Для ног,

5.

Если 6 упражнений

Старшая,

Подготовит. группа

1. Для мышц плечевого пояса,

2. Для мышц плечевого пояса,

3. Для мышц туловища (наклоны) ,

4. Для мышц туловища (повороты)

5. Для мышц туловища

6. Для мышц ног.

14. Объяснение упражнений.

Новое показать 3 раза, 1- объяснить, 2 – с объяснением, 3 – без объяснения.

Новых надо брать 1-2 упражнения, сначала назвать упражнение (если конкретного названия нет, то объяснить, что будут делать).

Например, на раз – поворачиваюсь к окну, вправо, ноги с места не сдвигаю – выдох.

На два – выпрямляюсь вдох. После объяснения проверить и.п. и дать команду на выполнение.

Знакомые упражнения не надо объяснять и показывать, надо назвать его, назвать и.п., при необходимости сделать указание на качественное выполнение. Например, «не забываем держать спину прямо!». Проверить и.п. и дать команду на выполнение.

Исключение младшие группы. После названия упражнения, инструктор предлагает принять и.п. и дать команду на его выполнение, объясняя его по ходу действия.

Показ упражнений – зеркальный. Инструктор может выполнять упражнения с детьми до паузы, а при повторе дети в средней, старшей и подготовительной группах выполняют без него. В старших и подготовительных группах иногда можно объяснить новое упражнение без показа, привлекая к показу детей.

15. В вводной и заключительной части виды ходьбы брать:

Способы ходьбы

Дозировка их

Младшая группа

2-3

6-8 шагов по 2 раза

Средняя группа

Старшая группа

3-4

6-8 шагов по 3 раза

Подготовительная группа

16. Указания к подбору и объяснению ОД. 1 новое.

Последовательность их проведения, если их 2,3,4.

  • Новое, 2, 3 – знакомые.

  • Если новых нет, 1,2 – требующие точности выполнения, но малой физ. нагрузки.

17. Способы организации

1. Фронтальный. Используется во всех группах, если ОД знакомые.

2. Групповой. Используется только в старших и подготовительных группах.

3. Посменный и поточный. Во всех группах, как новые, так и знакомые ОД.

18. Подвижные игры можно как новые так и знакомые.

19. Оценка дается по ходу выполнения упражнений, ОД. В конце оценка направлена на анализ выполнения упражнений детей, отмечаются успехи в усвоении, дается рекомендации по индив. работы с детьми. В подготовит. группе вводится самооценка и оценка товарищей.

20. В младших группах команд нет.

21. Выполнение упражнений под счет вводится со средней группы, когда упражнение хорошо разучено. Термин, исходное положение вводится со старших групп.

22. Приемы, которые используются инструктором при проведении физ. занятий.

  • Показ и объяснение,

  • Показ ребенка,

  • Указания,

  • Напоминание,

  • Зрительные и звуковые ориентиры,

  • Помощь воспитателя,

  • Оценка,

  • Имитация,

  • Наглядность.

infourok.ru

Специфика организации и проведения занятий в средней группе детского сада

 

Занятия по математике проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятий — 20 мин. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного материала. В средней группе необходимо ограничиться работой только по 2 темам. В отдельных случаях можно попутно закреплять знания и по другим темам, если их повторение составляет ограниченную часть работы над новым материалом.

Внимание детей средней группы очень неустойчиво. Необходимо использовать наглядные пособия, игровые упражнения и дидактические игры, игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием: «Найди столько же!», «Разложи по порядку!» и др. В конце занятия часто проводятся подвижные игры, включающие ходьбу и бег, которые дают детям двигательную разрядку.

Особой заботы требует развитие умения внимательно следить за действиями и ответами товарищей. Постоянно оценивая результаты работы детей, педагог приучает их контролировать свои действия, сопоставлять то, “то сделали, с тем, что надо было сделать (соответственно образцу), замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить.

Большое внимание в средней группе продолжают уделять воспитанию бережного обращения с пособия ни и умения ими правильно пользоваться. Дети поддерживают порядок в ходе работы, убираю” пособия на место. На первых занятиях раздаточный материал дают в индивидуальных наборах, а позднее (во II и III кварталах) — на общих подносах. Ребята учатся совместно пользоваться пособиями, брать счетный материал, с общего подноса, обмениваться им в ходе работы.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счет и др.).

Метод исследований. Ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. («Почему круг катится, а квадрат не катится?») Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ: «Обведите квадрат пальцем! Посмотрите, что у этой фигуры есть». Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер.



Место и характер использования наглядных (образец, показ) и словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера и последовательности, детальное и последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей следить за действиями педагога или вызванного к его столу ребенка, знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление непонятных детям слов и выражений.

В ходе объяснения нового детей привлекают к совместным с педагогом действиям, к выполнению отдельных действий. Они, например, могут показывать, какой длины предмет, все вместе (хором) считать предметы и т. п. Новые знания лишь постепенно приобретают для детей данного возраста свой обобщенный смысл.

Неоднократный показ новых для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно варьируются задания, приемы работы, Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей с наглядными пособиями, тем более сознательно они усваивают знания. Педагог ставит вопросы так, чтобы новые знания нашли отражение в точном слове. Детей постоянно учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с подсказкой, не договаривает за них. При необходимости дает образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных случаях начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Исправляя ошибки в речи, педагог предлагает повторить слова, выражения, побуждает детей опираться на наглядный материал. («Посмотри, какая полоска короче!») По мере усвоения соответствующего словаря, раскрытая смыслового значения слов дети перестают нуждаться в полном, развернутом показе.



На последующих занятиях они действуют в основном по словесной инструкции. Педагог показывает лишь отдельные приемы. Посредством ответов на вопросы ребенок повторяет инструкцию, например, говорит, какого размера полоску надо положить сначала, какую после. Дети учатся связно рассказывать о выполненном задании. Все ошибки исправляются в процессе действия с дидактическим материалом. Постепенно увеличивают объем заданий, они начинают состоять из 2—3 звеньев.

 

 

cyberpedia.su

Требования к организации физического воспитания.

Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики. Врач назначает комплексы строго индивидуально с учетом возраста ребенка, его состояния здоровья, физического и нервно-психического развития.

Врачебные назначения обязательно фиксируют в медицинской карте ребенка.

Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее, чем через 45 минут после еды.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6-10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2-3 ребенка).

Для индивидуальных занятий используют стол высотой – 72-75 см, шириной – 80 см, длиной – 90-100 см, покрытый тонким слоем ваты, обшитой клеенкой; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

При необходимости стол может быть заменен деревянным или фанерным щитом, помещенным поперек детской кроватки на поднятых закрепленных боковых стенках.

С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.

Рекомендуемая наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность, в зависимости от возраста детей, представлена в таблице.

Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| | Возраст детей |

| |————————————————————————————————————————————————————————|

| | 1 г. 3 м. – | 1 г. 7 м. – |2 г . 1 м. – |3 г. (вторая |

| | 1 г. 6 м. | 2 г. | 2 г. 11 м. | половина |

| | | | | учебного |

| | | | | года) |

|——————————————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————————|

|Число детей | 2-4 | 4-6 | 8-12 | Вся группа |

|——————————————|—————————————|——————————————|—————————————|—————————————|

|Длительность | 6-8 | 8-10 | 10-15 | 15 |

|занятия (в| | | | |

|мин.) | | | | |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

– в младшей группе – 15 мин,

– в средней группе – 20 мин,

– в старшей группе – 25 мин,

– в подготовительной группе – 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Рекомендации к одежде для занятий физкультурой на воздухе даны в приложении 19.

Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия проводят при температуре воздухе до -15°С в безветренную погоду.

В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе – не менее 80%.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет – 130-140 уд/мин, на воздухе – 140-160 уд/мин; у детей 5-7 лет – в зале 140-150 уд/мин; на воздухе – 150-160 уд/мин.

Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни.

Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и в конце его (апрель-май) и контролирует методист (старший воспитатель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в “Медицинскую карту”.

Разрешение на проведение тестирования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

– элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

– специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет:

– в младшей группе – 15-20 мин,

– в средней ” – 20-25 мин,

– в старшей ” -25-30 мин,

– в подготовительной – 25-30 мин.

При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования:

– площадь термокамеры должна быть не менее 9,0 м2;

– в термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60-70 °С, при относительной влажности – 15-20%;

– во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей;

– калориферы устанавливают в специальном углублении и обязательно используют деревянные загородки для частичного ограждения теплового потока;

– при размещении термокамеры в помещении бассейна необходимо предусмотреть тамбур, площадью не менее 6 м2, чтобы исключить влияние влажного режима бассейна на температурно-влажностный режим термокамеры;

– продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать более 3 мин;

– после пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и питье (чай, соки, минеральная вода).

Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.

Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ – 35-40%.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Вся работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем по физкультуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, методиста (старшего воспитателя) и заведующей ДОУ.

Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает:

– динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма;

– медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных форм занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания;

– контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, одежды и обуви детей;

– гигиеническое обучение и воспитание по вопросам физического воспитания дошкольников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой;

– профилактику травматизма.

studfiles.net

Физкультурные занятия в ДОО — физинструктор.ру

Физкультурные занятия в детском саду — основная форма организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам дошкольников посредством физических упражнений

Цель и задачи физкультурных занятий в ДОО
— формировать двигательные умения и навыки
— развивать физические качества
— удовлетворять естественную потребность в движении
— обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма, через специально организованные оптимальные нагрузки
— дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них
— создать условия для разностороннего развития детей

Характерными чертами физкультурного занятия являются

— дидактическая направленность
— руководящая роль воспитателя
— строгая регламентация деятельности детей
— структурированность
— дозирование физической нагрузки
— постоянный состав занимающихся

Значение физкультурных занятий
Физкультурные занятия
— способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта
— позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий
— позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации
— способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности
— развивают речь
— развивают у детей оценочные суждения
— несут оздоровительную направленность
— обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности
— позволяют дозировать физиологическую нагрузку постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма
— способствуют развитию психических процессов воли, дисциплинированности внимания
— формируют активность, сознательное отношение к проводимым упражнениям
— дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений.

Типы физкультурных занятий

— учебно-тренировочные
— на закрепление и совершенствование движений
— игровые
— сюжетные
— тематические
— контрольное
— интегрированное
— занятия-походы (элементарный туризм)
— с элементами фольклора, современных танцевальных движений, ритмической гимнастики ,у-шу, хатха-йоги

Структура физкультурного занятия

1.Вводная часть
— разучивание строевых упражнений
— освоение разных способов ходьбы и бега
— закрепление выполнения простых усвоенных движении (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах)
— использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие
— развитие быстроты реакции и активизация внимания детей
— развитие динамической ориентировки в пространстве
— вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку
— разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
Завершается перестроением на выполнение комплекса ору
2. Основная часть
— формирование правильной осанки
— содействие подготовке организма ребенка к нагрузке, для этого с помощью определенных упражнений разогреваются различные части тела, что предупреждает травматизм и обеспечивает наилучший результат в выполнении движения
— применение подводящих упражнений для создания условий успешного овладения разучиваемых движений
— обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала
— воспитание физических и нравственно-волевых качеств
— совершенствование физиологических функций организма

3. Заключительная часть
— предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2—4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние.

Продолжительность физкультурных занятий в ДОО
в 1 младшей группе — 10 мин
во 2 младшей группе — 15 мин
в средней — 20
в старшей — 25 мин
в подготовительной — 30 мин

Подбор физических упражнений на занятии

Принципы подбора упражнений
— функциональный
— анатомический
— физиологический

Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем на занятиях обязательно должны быть упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, которые должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут включаться в вводную часть или в комплекс общеразвиваюших упражнений.

Подводящие упражнения помогают овладеть техникой данного двигательного действия, когда ребенок невольно принимает нужное положение тела, выполняет движение нужным способом, так появляются те мышечные ощущения, которые соответствуют описанию, объяснению движений.

Подготовительные упражнения имеют своей целью общую подготовку, повышение функционального уровня органов и систем, развития физических качеств (силы, выносливости)

Способы организации детей на физкультурном занятии

— фронтальный
при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

— групповой
при этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.
Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.
Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыги-вание со скамейки и т.д.

— поточный
предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.
Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

— индивидуальный
дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

— посменный
нередко инструктор на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Контроль при выполнении движений

— подсказки педагога, указания, напоминания
— контроль осуществляемый другим ребенком
— самоконтроль

Сочетание умственной и двигательной активности

Необходимо различать умственную активность, которая связана с психической нагрузкой, и двигательную активность, которая обеспечивает физическую нагрузку.
Между физической и психической нагрузками возникает обратно пропорциональная зависимость: с увеличением физической нагрузки, как правило, уменьшается психическая, а когда увеличивается психическая нагрузка, то падает физическая

Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временными показателями ко всей длительности занятия, данного в процентах.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

Расчет общей плотности занятия

Tn х 100
To , где Tn — время затраченное на выполнение упражнений
To — общее время занятия

Расчет моторной плотности занятия

Td х 100
To , где Td — чистое время выполнения упражнений
To — общее время занятия

fizinstruktor.ru

Занятия в детском саду – Ребенок в детском саду

Автор — Маргарита Киселева.

Отдавая ребенка в детский сад, каждый родитель надеется, что малыш будет там не только общаться и играть со своими сверстниками, но и получать знания, которые в дальнейшем пригодятся ему в школе.

Чаще всего надежды родителей бывают оправданными. Ведь воспитатели проводят с детьми в детском саду занятия, благодаря которым у детей развивается память, внимание, мелкая и крупная моторика, артикуляция и координация движений.

В каждом детском саду своя программа занятий, но основными, как и раньше остаются занятия по физическому воспитанию, творческому и интеллектуальному развитию.

В яслях и младшей группе детского сада занятия продолжаются всего 20-25 минут, но этого вполне достаточно для такого возраста, потому что малыши быстро утомляются и еще не умеют долго удерживать внимание.

В детском саду занятия для этого возраста проводятся 2 раза в день. Как правило, в первой половине дня это лепка, аппликация, рисование, ознакомление с художественной литературой, развитие речи или математика, а во второй половине дня физкультура или музыка.

Чем старше ребенок, тем соответственно дольше длится занятие. Так в детском саду занятия для средней группы длятся 25-30 минут, хотя включают в себя тот же набор, что и для младшей группы.

А вот в старшей группе детского сада продолжительность занятий составляет уже 30-35 минут, практически как в школе. Занятия проводятся 4 раза в день. И к развитию речи добавляется подготовка к обучению грамоте, а лепка и аппликация проводятся как одно занятие.

Занятия в детском саду проводит также и психолог. Если в младшей группе занятия с психологом бывают 2-3 раза в неделю, то в старшей каждый день.

Так что родители могут быть спокойны, оставляя своего ребенка на попечение воспитателей. Малыш неплохо проведет время в компании друзей и узнает много нового и интересного. Вечером родители смогут увидеть в детском саду результаты занятий — поделки и рисунки своих сыновей и дочерей, а на утренниках удостоверятся, что их ненаглядное чадо и петь-танцевать тоже умеет.

deti-club.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *