Программа кружка по рисованию в средней группе – Рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему: Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа. | скачать бесплатно

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Волшебные пальчики» по нетрадиционному рисованию в средней группе

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

«Волшебные пальчики»

по нетрадиционному рисованию

в средней группе «Ягодка» на 2017-2018 г.г.

Разработана воспитателем Бегловой Е.П.

Пояснительная записка

Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим я решила разработать для этой группы детей программу кружка «Волшебные пальчики» по изобразительной деятельности (образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»), чтобы помочь развитию их творческого потенциала, творческого мышления.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

          К нетрадиционным техникам рисования относятся:

  • тычок жесткой полусухой кистью,

  • рисование пальчиками,

  • рисование ладошкой,

  • оттиск пробкой,

  • оттиск печатками из картофеля,

  • обрывание бумаги,

  • скатывание бумаги,

  • оттиск поролоном,

  • оттиск пенопластом,

  • оттиск печатками из ластика,

  • оттиск смятой бумагой,

  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель,

  • печать по трафарету,

  • монотипия предметная,

  • «знакомая форма — новый образ»,

  • черно-белый граттаж (грунтованный лист),

  • кляксография обычная,

  • кляксография с трубочкой,

  • кляксография с ниточкой,

  • набрызг,

  • отпечатки листьев,

  • тиснение,

  • акварельные мелки,

  • тычкование,

  • цветной граттаж,

  • монотипия пейзажная

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат  практической деятельности –  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

– коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

– развивает уверенность в своих силах;

– развивает пространственное мышление;

– учит детей свободно выражать свой замысел;

– развивает мелкую моторику рук.

Программа разработана в соответствии с ФГОС

АКТУАЛЬНОСТЬ

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в раннем возрасте, постепенно усложняя их. Такое рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей

Занятия проводятся в форме игр, цель которых — научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике.

Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Актуальность данного направления совместной деятельности состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

ЗАДАЧИ

•Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и способами применение их на практике.

• Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

• Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

• Активизировать детей при выборе тематики.

•Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

• Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке

•Выявить способности у детей среднего дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.

Подходы и методы их реализации:

• Систематические занятия

• Игры и игровые приемы.

• Организация и оформление выставок детских работ.

• Индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты:

• Создание образов детьми с использованием различных изобразительных материалов и техник.

• Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

• Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе и своих возможностях.

ПОЛНОЕ ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Тема

занятия

Нетрадицион-

ные техники

Программное 

Содержание

Оборудование

Сентябрь

1

Астры в вазе

Рисование 

методом тычка

Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг.

Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти, изображение астр.

2

Гриб – 

боровик.

Рисование 

методом тычка.

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о грибах и их видах.

Альбомный лист с контурным изображением грибов, образец, гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации и муляжи грибов.

Октябрь

1

Осеннее 

дерево.

Рисование пальчиками, ладошкой.

Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони – крона дерева, пальчиками – листочки. Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы.

2

 Яблочко

наливное

Рисование 

методом тычка.

Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами.

Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец.

Ноябрь

1

Нарисуй шарфик.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Познакомить с печать по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество.

Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

2

Гусь

Рисование 

методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах.

Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец

Декабрь

1

Зимний лес.

Печать по трафарету, рисование пальцами.

Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Альбомный лист, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белым, зеленая гуашь в мисочке, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны.

2

Укрась елочку 

бусами.

Рисование пальчиками, 

оттиск пробкой.

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма.

Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, гуашь, пробка, елочные бусы.

Январь

1

Снеговик

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать творческое воображение.

Тонированный лист бумаги, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, игрушка снеговик.

2

Добрый доктор 

Айболит

Восковые мелки + акварель + маркеры.

Учить рисовать человека восковыми мелками или маркером, дополнять детали (чемоданчик, градусник и т. д.), тонировать лист. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги разного формата, восковые мелки, маркеры, иллюстрации, принадлежности для рисования.

Февраль

1

Портрет 

зимы

Восковые мелки + акварель + маркеры

Закреплять умение рисовать человека или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист бумаги в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество.

Лист бумаги разного формата, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, иллюстрации, принадлежности для рисования.

2

Нарисуй и укрась вазу для цветов.

Знакомая форма- новый образ (оттиск отпечатками).

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение, чувство композиции и ритма.

Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, формы для обведения (овальные, круглые)

Март

1

Ветка 

мимозы.

Рисование пальчиками

Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.

Светло – зеленый лист,  гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования.

2

Кто живет в стеклян-ном доме.

Восковые мелки + акварель.

Упражнять детей в рисовании овальной формы, тонировать листы разными цветами акварели. Развивать творчество.

Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы.

Апрель

1

Грачи 

прилетели

Рисование 

методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах.

Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация.

2

Два петушка ссорятся.

Рисование 

ладошками.

Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок – игрушка, принадлежности для рисования.

Используемая литература:

1.А. А. Фатеева  “Рисуем  без  кисточки” – Ярославль: Академия развития, 2009 г.

2. Т.Н. Давыдова  “Рисуем  ладошками”: Стрекоза, 2012 г.

3.  Г.Н. Давыдова  “Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду”- М., 2009г.

4. И.А. Лыкова  “Цветные  ладошки” – М.,2013г.

5 .А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 г.

6. И.А. Лыкова – «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009    

7.  М.В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2009 г.

9. О. Соловьёва «Необыкновенное рисование», М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

8. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

10. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М., 2004г.

infourok.ru

Перспективный план работы кружка по изодеятельности “Юный художник” для средних групп

Перспективный план работы кружка по изобразительной деятельности «Юный художник» .

Актуальность проблемы.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.

Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Юный художник». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи:

– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

– Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада) .

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белая графика черным фломастером. Кляксография. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная. Использование манной крупы. Использование соли. Оттиск геометрических фигур. Рисовании по трафарету с творческим дополнением, объемная аппликация, аппликация из салфеток, оригами, пластилинография, рисование по наждачной бумаге, размывание черного фломастера водой.

Организация занятий кружка.

Одно занятие в неделю по 30 минут

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктейльные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Оценка результативности программы проводится по методике Комаровой Т. С. «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т д

План работы кружка «Юный художник» в средних группах. Руководитель Н. М. Богатко.

Задачи:

1. Продолжать учить детей познавать мир и себя в нем через открытие звуков цвета и формы.

2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям в нашей жизни.

3. Упражнять детей в применении нетрадиционных методов рисования (пальчиком, тампоном, ватной палочкой, тычком, трафаретом и т. д.).

4. Развивать желание использовать в рисовании многообразные цвета. Обратить внимание на многоцветность окружающего мира.

5. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Сентябрь:

Тема: Дары осени.

Цель: учить рисовать ватными палочками и делать оттиски поролоновыми тычками.

1 – я неделя: «Ветка рябины».

2 – я неделя: «Гроздь винограда»

3 – я неделя: «Ветка смородины»

4 – я неделя: «Яблочки на яблоне»

Октябрь:

Тема: Дары осени.(продолжение)

Цель: упражнение в рисовании пальчиком.

1 – я неделя: «Яблоко и сливы»

2 – я неделя: «Ягоды и яблочки на тарелочке»

3 – я неделя: « Мухомор»

4 – я неделя: «Подсолнух»

Ноябрь:

Тема: Осенняя природа.

Цель: рисование тычком и по мокрой бумаге.

1 – я неделя. «И поплыли по небу облака».

2 – я неделя. «Дерево с разноцветными листьями».

3 – я неделя. «Падают, падают листья».

4 – я неделя. «Хмурая дождливая наступила осень».

Декабрь:

Тема: Зимушка – зима»

Цель: учить рисовать по трафарету, дорисовывая мелкие детали ватными палочками.

1 – я неделя. « Первый снег».

2 – я неделя. «Зимний лес».

3 – я неделя. «Вырастала елка в лесу на горе».

4 – я неделя. «Снеговичок».

Январь.

Тема: Новый год

Цель: учить рисовать тычком, дорисовывая мелкие детали тонкой кистью и ватной палочкой.

3 – я неделя. «Ёлочные игрушки».

4 – я неделя. «Новогодняя ёлочка».

Февраль:

Тема: «Зимние узоры»

Цель: учить рисовать узоры оттиском геометрических фигур.

1 – неделя. «Украсим шапочку узором».

2 – я неделя. «Нарисуй, какую хочешь чашку и укрась её»

3 – я неделя. «Морозные узоры».

4 – я неделя. «Портрет зимы».

Март:

Тема: «Подарок родным людям»

Цель: продолжать учить рисовать оттиском геометрических фигур.

1 – неделя: «Открытка для папы «Кораблики в море».

2 – неделя: «Красивый цветок в подарок маме».

3 – неделя: «Едем, едем мы домой на машине грузовой».

4 – я неделя: «Веселый городок для моей семьи».

Апрель:

Тема: «Весенние фантазии»

Цель: упражнять в рисовании тычком жесткой кистью.

1 – неделя. «Ракеты в космосе».

2 – я неделя «Весна идет».

3 – я неделя «Грачи прилетели».

4 – я неделя «Забавный котенок».

Май:

Тема: «Солнце», «Цветущая природа»

Цель: Учить рисовать уже известными приемами: тычком жесткой кистью, оттиском различных фигур, поролоновым тампоном и т. д.

1 – неделя «Расцвели одуванчики»

2 – я неделя «Яблони в цвету».

3 – неделя «Яркая бабочка».

4 – я неделя «Радуга – дуга не давай дождя».

multiurok.ru

Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебные краски» для детей 4-5 лет

МДОУ детский сад комбинированного вида №9 «Берёзка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка по  изобразительной деятельности «Волшебные краски»

для детей 4-5 лет

 

Составитель: воспитатель Сомова Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Углич

 

Программа по изобразительной деятельности «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет.

Цель программы: развитие творческих способностей, изобразительных навыков детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Занятия по программе проводятся – 2 раза в неделю по 20 минут.

Форма проведения занятий – групповая.

Число участников – 20 детей.

Срок реализации программы 1 год.

Составитель: воспитатель Сомова Н.Н.

 

 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Детям для развития необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят изображать и перевоплощать, сочинять, выдумывать, фантазировать.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повышению интереса к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик, развивает художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально – положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Цель данной программы – развитие творческих способностей, изобразительных навыков детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1.       Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

2.       Обучать  основам создания художественных образов.

3.       Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

4.       Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

Система занятий построена с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста, уровня  развития   знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей среднего дошкольного возраста. Занятия проводятся два раза в неделю (всего – 51 занятие) по 20 минут.

Ожидаемые результаты

В конце учебного года дошкольники могут:

·     создавать художественные образы, используя нетрадиционные изобразительные техники рисования;

·     свободно сочетать художественные материалы и техники;

·     свободно экспериментировать с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках;

·     проявлять аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

 

 

Перспективное планирование

Ноябрь

п/п

Тема

Техника

Программное содержание

1.                 

Подсолнухи

Рисование пальчиками.

Развивать умение рисовать пальчиками, дорисовывать детали (стебель и листья у подсолнуха). Развивать чувство композиции.

2.                 

Веточка рябины

Рисование пальчиками.

Закреплять умение рисовать пальчиками,  умение дорисовывать детали картины.

3.                 

Рыбка

Рисование ладонью.

Формировать умение рисовать ладонью. Учить передавать образ  рыбки. Познакомить с теплой и холодной цветовой гаммой.

4.                 

Божьи коровки

Рисование пальчиками.

Упражнять  в технике рисования пальчиками.

5.                 

Осенний букет

Печатание листьями.

Познакомить с приемом печати  листьями.

6.                 

Грибы в лукошке

Оттиск печатками, рисование пальчиками.

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

7.                 

Цыпленок

Оттиск поролоном.

Познакомить с техникой оттиска поролоном. Развивать чувство композиции.

8.                 

Берёзки в осеннем наряде

Оттиск поролоном. 

 

Совершенствовать умение рисовать в технике оттиска поролоном, упражнять  в  умении  изображать  дерево:  ствол, ветви, осеннюю листву.

Декабрь

№п/п

Тема

Техника

Программное содержание

9.                   

Зимний лес

 

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

10.               

Мои рукавички

Оттиск пробкой.

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

11.               

Веселый снеговик

Оттиск поролоном.

Совершенствовать умение рисовать в технике оттиск поролоном и умение дорисовывать детали.

12.               

Веселый снеговик

Тычок жесткой кистью.

Познакомить детей с техникой рисования тычком.

13.               

Овечка

 

Тычок жесткой кистью.

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком полусухой кистью.

14.               

Два петушка

Рисование ладошкой.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки).

15.               

Неваляшка

 

Печать  пуговицами различной формы.

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы.

16.               

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой кистью, рисование ватными палочками.

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закреплять умение украшать рисунок, используя ватные палочки.

Январь

№п/п

Тема

Техника

Программное содержание

17.               

Снег идёт

Рисование свечой, акварель.

Познакомить с техникой рисования свечой.

18.               

Снеговичок

 

Оттиск смятой бумагой.

 

Познакомить детей с техникой рисования «оттиск смятой бумагой». Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.).

19.               

Снегири на ветке

Оттиск поролоном.

Учить рисовать птиц. Совершенствовать умение рисовать в технике «оттиск поролоном» и умение дорисовывать детали.

20.               

Морозный узор

Рисование свечой, акварель.

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умение рисовать свечой.

21.               

Избушка для Бабы Яги

Рисование свечой и ватным тампоном.

Продолжать знакомить с техникой рисования свечой, ватным тампоном. Развивать чувство композиции, аккуратность.

22.               

Ежик

Рисование ладонью.

Учить рисовать ежа, передавая особенности внешнего вида.  Продолжать знакомить детей с техникой рисования ладонью.

Февраль

№п/п

Тема

Техника

Программное содержание

23.               

Домик для зайчика

Оттиск пенопластом, рисование пальчиками.

Познакомить детей с техникой рисования «оттиск пенопластом», учить дорисовывать детали.

24.               

Ягоды и фрукты

 

Рисование пальчиками, карандашом.

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

25.               

Плюшевый медвежонок

Оттиск поролоном.

Совершенствовать умение рисовать в технике «оттиск поролоном» и дорисовывать детали.

26.               

Выставка рыжих котов

Тычок жесткой кистью.

Закреплять умение детей рисовать методом тычка; расширять знания о домашних животных.

27.               

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.

Учить рисовать птиц. Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закреплять умение украшать рисунок, используя ватные палочки.

28.               

Зайчик

Тычок жесткой кистью.

Продолжать учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами.

29.               

Цветочек для папы

 

Оттиск печатки из пластилина.

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать стебельки и листочки.

Март

№п/п

Тема

Техника

Программное содержание

30.               

Мимоза для мамы

Рисование пальчиками.

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.

31.               

Цветы для мамы

Оттиск поролоном, рисование ватным палочками.

Совершенствовать умение рисовать в технике «оттиск поролоном» и умение дорисовывать детали.

32.               

Солнышко

 

Рисование ладошками.

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

33.               

Подснежники

 

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит.

34.               

Улитка

 

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Продолжать знакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру.

35.               

Медвежонок

Тычок жесткой кистью.

Продолжать учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами. Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.

36.               

В зоопарке (рисуем слона)

Рисование ладошками.

Продолжать учить детей рисовать животных. Закреплять  технику печатанья ладошками, умение дорисовывать детали.

37.               

В зоопарке (рисуем жирафа)

Рисование пальчиками.

Продолжать учить детей рисовать животных. Закреплять  технику рисования пальчиками и прием примакивания.

Апрель

№п/п

Тема

Техника

Программное содержание

38.               

Звездное небо

 

Печать поролоном по трафарету.

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать поролоном по трафарету.

39.               

Волшебные картинки (волшебный дождик)

Рисование свечой.

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка.

40.               

Мать – и – мачеха

Тычок жесткой кистью.

Закреплять умение рисовать методом тычка жёсткой кистью по контуру в рисовании головки цветка и примакиванием всем ворсом мягкой кисти в рисовании стебля.

41.               

Котенок

 

Тычок жесткой кистью, трафарет котенка.

Закреплять навык печати кистью по трафарету.

42.               

Ежик

Оттиск смятой бумагой.

Учить рисовать ежа, передавая особенности внешнего вида; выполнять рисунок тела без предварительной прорисовки карандашом. Продолжать знакомить детей с техникой рисования «печать смятой бумагой».

43.               

Паучок

Рисование пальчиками.

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

44.               

Разноцветные бабочки

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулак – маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

45.               

Желтый одуванчик

Тычок жесткой кистью.

Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти, умение дорисовывать детали.

Май

№п/п

Тема

Техника

Программное содержание

46.               

Черемуха

 

Тычок жесткой кистью.

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.

47.               

Дождь за окном

Рисование по сырому листу.

Познакомить с техникой «рисования по сырому листу». Учить передать художественными средствами погоду.

48.               

Одуванчики

Оттиск поролоном.

 

Совершенствовать умение рисовать в технике оттиска поролоном, упражнять  в  умении  изображать  цветок:  стебель, листья.

49.               

Берег реки

 

Рисование по сырому листу.

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе.

50.               

Салют

Рисование восковыми мелками и акварелью.

Закрепление навыка рисования акварелью, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка.

51.               

Берёзки весной

Оттиск поролоном.

 

Совершенствовать умение рисовать в технике оттиска поролоном, упражнять  в  умении  изображать  дерево:  ствол, ветви, весеннюю листву.

 

Литература

 

1.       Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000.

2.       Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004.

3.       Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004.

4.       Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005.

5.       Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005.

6.       Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.

7.       Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М: «Карапуз – Дидактика», 2007.

8.       Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

9.       Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

 

10.  Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *