Речевое развитие в средней группе – Картотека по развитию речи (средняя группа) на тему: картотека по речевому развитию в средней группе | скачать бесплатно

Содержание

Речевое развитие детей в средней группе » Воспитателям.ру

Автор: Кириченко Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 26 «Росинка» М.О. г. Королев

Характеристика речевого развития.

Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи. На этом году жизни начинается активное словотворчество. Словарь ребенка обогащается именами прилагательными и глаголами, дети могут определять назначение предмета, функциональные его признаки (Мяч-это игрушка, в него играют).

Детей этого возраста называют «почемучками». Речь становится более связной и последовательной. Дети этого возраста охотно подбирают и рифмуют слова, порой лишая их всякого смысла, это занятие оказывается далеко не бессмысленным, оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Так же в речи детей встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не могут связать предложения и отдельные части высказывания.

В течение года речь детей постепенно становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять совместно с воспитателем небольшие повествования, в которых он может использовать свой словарь.

Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационным средством выразительности, развитие голосового аппарата, речевого дыхания. В среднем дошкольном возрасте важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка: свистящих и сонорных, твердых и мягких. Детям помогают осмыслить, что звуки в слове разные, дошкольники выполняют задания на подбор тех или иных игрушек и предметов, в названиях которых есть определенный звук. Внимание уделяется интонационной выразительности речи.

2. Словарная работа.

Особое внимание уделяется правильному пониманию ребенком значения слов, дальнейшему обогащению активного словаря. В активный словарь вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняется обобщенные понятия: игрушки, мебель, одежда и т.д. Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на узнавание и подбор слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы-антонимы). Так же дошкольников можно знакомить и с происхождением некоторых слов (подберезовик, подснежник). Усложнение задач осуществляется постепенно от объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, а потом рассказов.

3. Формирование грамматического строя речи.

Продолжаются обучения образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки и т.д.), согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Участие в игре образовать формы глаголов в повелительным наклонении, отдавать подчинения игрушкам или друзьям. Так же детей знакомят со способами отыменного образования глаголов (мыло-мылит, учитель-учит и т.д.).

4. Развитие связной речи.

Дошкольники учатся составлять небольшие рассказы по картинке и подводятся к составлению рассказов на темы из личного опыта. Рассказы об игрушках, эти рассказы подводят детей к рассуждению. Важно чтобы дети учились включать в повествование элементы описания, диалоги, соблюдать временную последовательность. Так же в средней группе часто используется такая форма, как количественное составление связного высказывания. Обучение связным высказываниям совершенствует навыки составления описательных и повествовательных рассказов.

5. Развитие коммуникативных умений.

Необходимо научить детей устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием. Важное умение-научить ребенка слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, участвовать в разговоре по инициативе других. При этом надо обучать невербальным средствам общения, использовать их с учетом коммуникативных ситуаций.

vospitateljam.ru

Валентина Гербова — Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4–5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Содержание:

Валентина Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Планы занятий

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей пятого года жизни

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные ; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и , а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

Звуковая сторона речи детей 4–5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

Особая программная задача – приобщение детей к художественной литературе. В программе литература выделена в самостоятельный раздел, вне привязки к развитию речи. Художественное произведение рассматривается как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

Особенности работы с детьми на занятиях

В системе дошкольного воспитания ведущим средством развития речи детей является обучение. Обучение н

profilib.top

Занятие по развитию речи в средней группе: «Играем вместе»

Цель занятия:

Обогащать словарь детей существительными, глаголами.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя простыми предложениями.

Учить образовывать новые глагольные формы с помощью приставок рас-; по-: (бежать — разбежаться, играть — поиграть).

Упражнять в согласовании предлогов в, на, с существительными: (игрушки стоят на полке).

Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом но (У меня нет игрушечной куклы, но есть машинка).

Воспитывать у дошкольников умениеобмениваться игрушками, договариваться, выслушивать друг друга.

Оборудование: мяч, картинка «Играем вместе», игрушки по количеству детей.

Ход занятия по развитию речи в детском саду

1. Беседа — диалог.

— Дети, чем вы больше всего любите заниматься в детском саду?

— Что вам не нравится делать в детском саду?

— Во что вы играете с удовольствием?

— Какими игрушками можно играть в одиночку? (Вместе).

Я поняла, что вы любите делать больше всего. Вы любите играть, можно еще сказать поиграть. (Повторение слова). (Я люблю играть).

2. Дидактическая игра«Образуй новое слово»

Я предлагаю вам поиграть со словами. Мы должны изменить слово так, чтобы оно начиналось с помощника- приставки по- и со-. Вот послушайте, как я начну, а потом вы будете продолжать: брать; греть; гнуть; рвать и т.п.

А теперь будем менять слово с помощью слова-помощника – раз, рас

Рисовать — разрисовать; смеяться, бить, говорить, мыть, спрашивать, искать, давать, смотреть, грузить.

3. Пальчиковая гимнастика «Солнышко светит»

С проговариванием детьми текста и имитированием движений.

Солнышко светит,

Дудочка играет,

Рыбка плывет.

Челнок по морю гребет:

Правым веслом загребает,

Левым веслом загребает,

Как птица в небо взлетает.

4. — А теперь выберите себе одну игрушку, объединитесь в пары. (Воспитатель предлагает детям сесть в круг, игрушки положить перед собой).

5. — Сейчас мы будем учиться составлять предложения со словом но. (У меня нет игрушечного мяча, но есть кукла.)

Дети в парах обмениваются игрушкой.

6. Физкультминутка«Превратимся в машины».

У каждой машины

Проверим мы шины. (Приседания)

Мы качаем, мы качаем,

Свои шины надуваем. (Наклоны вперед)

Не бывает аварий у нас,

Потому что есть шины про запас. (Повороты влево-вправо)

Стук — дзинь, стук — дзинь,

Ездим, ездим целый день.

А вот и наши гаражи,

Заезжаем, поспеши. (садятся)

7. Воспитатель. — Пора складывать игрушки. Куда мы положим кубики; посуду; кукол? (Каждый ребенок убирает свою игрушку и говорит: (положу куклу в кровать.)

8. Беседа с детьмипо рисунку «Играем вместе».

Что делают дети? Как можно заменить слово «играют»? Что происходит между мальчиками, девочками? Какие слова нужны, чтобы попросить игрушку у другого ребенка? Антон, что надо сказать, когда кто-то хочет поиграть игрушкой, которой играешь ты? Как договориться об обмене игрушкой?

Теперь вы можете сказать: я буду делиться игрушками с друзьями? (Повторение с детьми «Теперь я буду делиться игрушками»)

9. Игра «Мышки»

Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, воспитывать реакцию на словесный сигнал.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Выберем мышек (выбирают 3—4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой. Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут — вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!

Доберемся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек.

Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не пропуская мышек из круга. Кто остался в кругу, считается пойманным и становится в круг.

10. Рефлексия.

Какие новые слова вы сегодня запомнили? Что удивило вас? Что запомнилось больше всего? Кого сегодня надо похвалить?

mirdoshkolnikov.ru

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: рекомендации и советы

В этой статье:

Успешная реализация программных задач детского сада прежде всего зависит от людей, которые призваны осуществлять задачи воспитания и образования детей дошкольного возраста: воспитатели, нянечки, учителя, психологи. Они создают ту атмосферу, в которой большую часть дня находится малыш. Также важны уклад жизни детского сада, его распорядок, материально-техническая база, местоположение. В совокупности все эти факторы и определяют, насколько успешно будут реализовываться задачи по воспитанию, развитию и образованию ребятишек дошкольного возраста.

Эффективность в решении этих вопросов зависит от добросовестного и кропотливого труда взрослых, работающих с детьми. Основным критерием успеха педагогов и воспитателей детского сада является любовь к детям и труду, которым они занимаются.  Именно любовь является движущей силой всякого вдохновения и долготерпения, мудрых ответов и наставлений.

Развитие речи в средней группе детского сада

Среднюю группу детского сада посещают детки в возрасте 4-5 лет. Самым первым фактором, на который направляется работа в группах, является развитие речи. Осуществляется оно через различные направления. Перечислим самые важные из них:
Углубляются знания детей о разных предметах. Дети получают познания о деталях и названиях различных частей тех или иных вещей.

На занятиях изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений (форма, цвет, размер, фактура, понятия времени и пространства и т.п.).
Пополняется словарный запас малышей, относящийся к сфере профессий.
Дети изучают слова, обозначающие отношения между людьми, и обобщающие понятия: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, посуда, животные, птицы, рыбы и пр.
Ребятишек учат группировать и классифицировать уже знакомые им предметы (одежда – летняя, зимняя; животные– домашние, дикие, и т.д.)
Дошкольники учатся выражаться предложениями с более сложными грамматическими структурами, в которых есть определения, дополнения, однородные обстоятельства.
етей пятого года жизни учат выражать свои мысли сложноподчиненными предложениями, грамматически правильно оформленными, чтобы их речь была понятна окружающим людям.

Задачи воспитателя на этом этапе

Для решения поставленных задач, направленных на развитие речи, все воспитатели и учителя в средней группе должны иметь план-конспект и целенаправленно вести свои занятия. Конспект должен отражать основную задачу развития детей этого возраста. Занятия по развитию речи малышей в средней группе детского сада направлены прежде всего умение внимательно слушать и понимать речь. Побуждать детей к участию в коллективных беседах, ответам на вопросы и их формулированию. Конспект воспитателя по развитию речи для малышей средней группы обязательно должен содержать разделы, которые предусматривают воспитание социально значимых черт характера ребенка: сдержанность, тактичность, общительность.
Необходимо, чтобы конспекты педагогов и воспитателей содержали план работы над звуковой стороной речи детей, ее культурой. В этом возрасте такая работа сводится в основном к развитию фонематического слуха малышей, формированию правильного произношения звуков родного языка, особенно тех, которые зачастую вызывают у дошкольников наибольшие сложности. Это свистящие, шипящие и сонорные.

Поскольку основное место в развитии речи в этом возрасте принадлежит рассказыванию, то и все занятия с детьми по развитию речи должны обязательно иметь в своей основе развитие данного навыка. Ребятишек учат составлять разные повествования:

  • описать предмета;
  • составить рассказ по картине;
  • придумать свою историю с использованием картинок, розданных воспитателем.

Поскольку детки в этом возрасте еще не могут достаточно хорошо следить за своей артикуляцией, то планы занятий обязательно должны содержать пункты, касающиеся работы над артикуляцией крохи, выразительностью и темпом речи, умением владеть громкостью голоса, четкостью произнесения слов, правильными ударениями, а также правильным дыханием во время говорения.

Развитие речи в средней группе затрагивает еще один немаловажный аспект. Необходимо, чтобы на занятиях находилось время для заданий по приобщению детей к художественной литературе. Прочтение художественного произведения должно входить в план занятий на каждый день.

Особенности работы на занятиях с детьми

Основным методом работы по развитию речи дошкольников четырех-пяти лет является обучение. Занятия по развитию речи детей запланированы и проводятся каждую неделю. После этих уроков материал закрепляется в свободном общении.

Малыши на четвертом-пятом году жизни делают значительный скачок в развитии, хотя им еще свойственна неустойчивость внимания, высокая эмоциональность, быстрая утомляемость.

Задания по закреплению изученного материала, особенно те, которые требуют многократных повторений, должны быть радостными и интересными для крох. Необходимо постараться сделать так, чтобы детки воспринимали их как очень важные и нужные. К таким занятиям относятся:

  • работа над четким произношением звуков;
  • задания по добавлению в речь ребятишек новых грамматических словоформ;
  • составление рассказов по картине или картинкам;
  • заучивание стихов и некоторые другие.

Поскольку умение рассказывать у малышей находится в стадии формирования, педагогу или воспитателю нужно учитывать это, когда он составляет конспект урока. При работе над ним целесообразно будет включить дополнительное время на размышления, долгие паузы, потому что без этого занятие получится скомканным и неинтересным, а, следовательно, пустым для многих деток.

Интерес на уроке достигается не только разнообразным и увлекательным раздаточным и устным материалом, но и положительной эмоциональной атмосферой урока. Здесь важно все: выбранный темп работы, четкая смена этапов, т.е. ритм занятия, способность педагога поддерживать положительное, активное состояние ума детей, а также хорошее настроение. Необходимо проявлять особый такт на занятиях, потому что малыши в этом возрасте очень ранимы и остро воспринимают публичные замечания. Доброжелательность и мудрость в порицании обязательно расположит сердца детей к учителю.

Хорошо будет, если во время проведения занятий педагог будет употреблять косвенную похвалу по отношению к ребятишкам, как бы между делом упоминая «трудолюбие Софии», «внимательность Насти», «решительность Олега» и т.п. Получив такую характеристику при всех, ребенок будет очень стараться ей соответствовать. Если же вам необходимо сделать замечание, то слова порицания должны идти отдельно от имени ребенка, чтобы не становиться клеймом. Также правильно высказывать оценку не самого ребенка, а его работы, деятельности. Например, лучше сказать: «Саша, попробуй сделать аккуратнее», чем «Саша, ну что ты за неряха!». Замечания должны обязательно произноситься спокойным тоном, чтобы не побуждать детей к осуждению своего товарища.

Если ребенок застенчив, нужно помочь ему преодолеть ненужное смущение, особенно если вы видите, что малыш знает ответ, но высказаться при всех ему мешает страх. Таким скромнягам нужно позволять отвечать с места, не вызывая их к доске.

Поскольку каждый ребенок является индивидуальностью, то в процессе подготовки к уроку необходимо учитывать уже известные вам особенности восприятия каждого отдельно взятого малыша. Кто-то молчалив и скромен – его спрашивать с места, пока он не освоится и не перестанет стесняться, а у кого-то из малышей тихий голос – нужно посадить его поближе, чтобы было хорошо слышно ответы. Катя чаще других ошибается в ответах на вопросы – хорошо бы дать ей возможность отвечать несколько раз. Подобные методы работы, а главное, внимание и любовь к своим воспитанникам позволят воспитателю быстро добиться желаемых результатов в развитии речи детей.

В любой группе детей, особенно в группе детей дошкольного возраста, легче работать, если у взрослого есть не только конспект, но и желание находить общий язык, добиваться авторитета у малышей, а вместе с ними – поставленных целей.

rebenkoved.ru

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «На птичьем дворе»

Программное содержание:

— Коррекция и развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, наглядно-образного мышления, общей и мелкой моторики; развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

Формировать представление дошкольников о домашних птицах: внешних особенностях, их привычках, образе жизни, пользе, которую приносят людям. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме. Формировать обобщающее понятие: домашние птицы.

— Формирование интереса к живой природе, доброжелательности и любви к птицам;

— Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

— Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных в уменьшительно-ласкательных формах, упражнять в употреблении слов-антонимов,  продолжать учить составлять сложно-подчиненное предложение с союзом а;

Оборудование: корректурные таблицы (по количеству детей), предметные картинки, перышко, карандаши, задача к игре «Помоги птицам».

Ход занятия в средней группе

Сюрпризный момент.

Дети находят в группе перышко.

I. Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

(учить детей подбирать слова-антонимы)

Воспитатель. Встаньте рядом друг с другом, словно месяц полукругом.

— Посмотрите, что это? (Перо)

— Оно черное? — …. (оно белое)

— Оно большое? — … (оно маленькое)

— Оно длинное? — … (оно короткое)

— Оно тяжелое? — … (оно легкое)

— Оно грязное? — … (оно чистое)

Это перышко не простое, оно волшебное:

Стоит на него подуть

И оно покажет путь -

В какую сторону идти,

Чтобы хозяина найти.

Воспитатель. — Интересно, кто хозяин этого перышка и где оно живет в лесу или на птичьем дворе? Мы сейчас узнаем. Когда я скажу: «Раз, два, три — перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох — через нос, выдох — через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)

II. Основная часть.

1) «Скажи и покажи»

Воспитатель. — Волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Отгадайте и покажите, кто живет на нашем птичьем дворе. (Работа с корр. таблицами).

 

Дети отгадывают загадки и накрывают отгаданных птиц.

Загадки о домашних птицах для дошкольников

Я пеструшка, я хохлатка.

Куд-куда! — кричу я кратко.

Кричу, и слышит улица:

Снесла яичко .. (Курица)

Жёлтые пищат комочки, 

Это всё сыны и дочки

Квохчет мама: Ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Не играйте с мамой в прятки.

Детки кто её? … (Цыплята)

Он — не всадник, а со шпорами,

Его одежда — с узорами.

Время он знает, как и люди,

Сам — не сторож, а всех будит. (Петух)

И шипит он, и гогочет -

Говорит, что укусить хочет…. (Гусь)

У нее ноги — как ласты,

Клюв плоский, красный,

— Кря-кря-кря, — плывет по реке,

Ест зерно и щиплет травку …  (Утка)

Я птица важная, ни с кем я не дружу,

От важности надутый я хожу,

Бываю белым я и чёрным, как земля,

На клюве у меня висит петля

…(Индюк)

2) «Отвечай быстро называй»

(Работа с корр. таблицей).

— Сколько лап у индюка?

— Сколько гребешков у курицы?

— Сколько копыт у петуха?

— Сколько у гуся хвостов?

— У кого есть бородка?

— Сколько крыльев у утки?

— У кого еще есть крылья, кроме птиц? (Бабочка, комар, муха, пчела и т.д.)

— Где мы еще можем увидеть крылья? (Самолет)

3) «Скажи ласково»

(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, работа с корр. таблицей).

Цыпленок, а ласково цыпленочек.

Петух, а ласково петушок.

Утка, а ласково уточка.

Гусь, а ласково гусачок.

4) Физкультминутка.

5) Составление сложно-придаточного предложения с союзом а.

(На мольберте картинки петуха, курицы, кошки, индюка)

Воспитатель. Представляете, кошка говорит, что она похожа на курицу. Так ли это?

— Что общего у кошки и курицы?

— Чем они отличаются? ( «Кошка — животное, а курица — птица.» «У кошки четыре лапы, а у курицы — две.» и т. д.)

6) Проблемный вопрос

 — Все они живут на птичьем дворе. А кто за ними ухаживает, кормит, поит, строит жилье?

— Как вы думаете, смогли бы домашние птицы прожить в лесу? Почему?

— А зачем они человеку? Какую пользу они приносят? (Мясо, яйца, пух, перо)

7) Пальчиковая гимнастика

Шла уточка каемочкой, (ребром ладони имитируют ходьбу)

Вела своих детенышей:

Большого и малого, (поочередно показывают пальцы рук)

Среднего, последнего. (Поочередно показывают пальцы рук)

Подкрались два лисенка,

Потащили в лес утенка … (делают руками движения, будто что-то хватают)

8) «Помоги птицам»

— Разбрелись птицы с птичьего двора. Помоги им встретится, соедини членов одной семьи, проведи карандашом дорожку и скажи, кто с кем встретился (работа в тетради)

 

III. Итог. Рефлексия

-Что интересного вы узнали сегодня?

Какие игры вам понравились больше всего? Можете ли вы играть в них дома?

Метки: занятие в средней группе, средняя группа, развитие речи в средней группе

chudor.ru

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»

Цели:

Познакомить детей с загадками — рифмами.
Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.
Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда».
Грамматика: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.
Развивать выразительность речи, силу голоса.

Оборудование:

Шапочки-маски героев сказки «Теремок» по количеству детей, карточки с изображением героев сказки на одной стороне и схемы описания – на другой, обстановка внутри дома (стол, стулья, сундук, кровать, шкаф с посудой (буфет) и т.п.), корзина с фруктами и овощами (яблоко, груша, огурец, помидор, редис), игрушечная лягушка.

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей вокруг себя

Воспитатель показывает детям игрушечную лягушку: Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети:

Лягушка, лягушка-квакушка…

Воспитатель:

Лягушка прискакала к нам из сказки. Как вы думаете, из какой?

Дети:

«Теремок», «Рукавичка», «Разные колёса», «Кораблик» …

Воспитатель:

Эта сказка про небольшой домик, в котором хотело поместиться множество разных животных.

Дети:

Это — «Теремок».

Воспитатель:

Правильно, наша гостья прискакала к нам из сказки «Теремок». Вспомним героев из этой сказки.

Дети:

Лягушка. мышка…

Воспитатель: 

Посмотрите, лягушка принесла нам загадки…

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами. Ход: взрослый рассказывает загадку. а дети — договаривают в рифму последнее слово — отгадку. Отгадку-картинку воспитатель выставляет на наборное полотно.

Воспитатель:

К кому прыгнет лягушка в руки, тот и договаривает отгадку загадки.

Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла — чудеса
Где ты, рыжая …
(лиса)

На лугу по кочкам
Прыгают листочки
Выпуклые глазки
И кривые лапки
Только где же ушки
Кто это? …
(лягушка)

Ку-ка-ре-ку! — кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко
Курочек верный пастух
Как зовут его?…
(петух)

Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это ….
(еж)

Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый …
(волк)

Кто большой и косолапый
Мёд достал из улья лапой?
Скушал сладость — и реветь
Как зовут его? …
(медведь)

Кто по пальмам ловко скачет?
Кто кокосы в листьях прячет?
Кто нам кинул 2 банана?
Догадались?
(обезьяна)

Воспитатель предлагает всем пройти на стулья.

Воспитатель:

Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все эти герои из сказки «Теремок»?

Дети:

Нет, обезьяны не из этой сказки.

Воспитатель:

Да, эти животные совсем из другой сказки. А загадки вам понравились? Загадки были похожи на стихи.

Воспитатель:

Вы хотите поиграть в сказку «Теремок»? Дети соглашаются.

Воспитатель:

Вспомните, что делали герои сказки?

Дети:

Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь.

Воспитатель:

Кого из зверей не впустили в теремок?

Дети:

В теремок не впустили медведя.

Воспитатель:

Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка?

Дети:

Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель:

Как будет просится лягушка в теремок. Послушайте меня…(образец взрослого). Маша, покажи, как будет прыгать лягушка, как она будет проситься в домик?

Воспитатель:

А как прибежит к домику мышка? (предлагает двум детям показать) Как они будут проситься в теремок тонким голосом?

Воспитатель:

А медведь большой как подойдет к теремку (двум детям предлагает показать) Как он будет говорить грубым голосом?

Вызванные дети выполняют задание.

Воспитатель:

Я предлагаю вам взять со стола по одной картинке с героем, которым вы будете. Составьте загадку, только не забудьте, что животное называть не надо. Мы должны сами догадаться, о ком вы рассказываете.

Дети берут со стола картинки с изображением героев сказки «Теремок», составляют описательные загадки по схеме.

Воспитатель после загадки ребенка забирает картинку и надевает шапочку.

Воспитатель:

Приготовьте свои ушки, будем вместе сказку слушать. Слушать и рассказывать. Зрителям показывать. — Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок. Мимо мышка бежала…

Воспитатель:

… В теремочек постучала.

Ребенок-мышка выполняет движения (бежит, подбегает к теремку)

Ребенок- мышка стучит в дверь:

Кто, кто в теремочке живет? …

Дети под руководством воспитателя развертывают театральный этюд.

Воспитатель:

Вот попали в теремок мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок – серый бочок. Стало им весело. И вдруг… В это время мимо теремочка шел медведь. Увидел домик, да как начал реветь.

Ребенок-медведь:

Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Дидактическая игра «Кто где спрятался?»

Цель игры:

Закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.

Ход игры:

Воспитатель:

Испугались звери и спрятались. Дети прячутся в пределах обстановки теремка.

Воспитатель:

Куда спряталась мышка-норушка? (где сидит зайчик? возле чего сидит лягушка-квакушка? и т.д.). Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении предложений (дает правильный образец).

Воспитатель:

Подойди, мишка, посмотри, куда спрятался заяц…, лягушка…

Воспитатель:

Видит мишка, что звери его боятся. Загрустил. Одиноко ему одному: Не хотят его хозяева впустить, не хотят его обедом угостить.

Воспитатель:

Жалко Мишеньку?

Дети:

Жалко. Давайте впустим…

Воспитатель:

Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок.

Дети:

Заходи к нам, Мишенька в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!

Воспитатель:

Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. Если понравится Мишке ласковое слово, он сделает шаг к дому… И на каждое красивое слово он будет делать шаг. Будем называть слова до тех пор, пока медведь не попадет в теремок.

Дидактическая игра «Назови словечко»

Цель:

Активизировать в речи детей прилагательные.

Ход игры:

Воспитатель:

Какой у нас Мишка?

Дети:

Добрый…

Воспитатель:

Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда подойди на шаг к дому…Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а ребенок-медведь на каждое слово делает шаг.

Воспитатель:

Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за стол. А ты что это принес в корзинке? Ребенок-мишка: гостинцы — овощи и фрукты…

Воспитатель:

(достает из корзинки огурец). Что это?

Дети:

Это огурец.

Воспитатель:

Расскажите, какой он.

Дети:

Он зеленый, длинный, хрустящий…

Воспитатель:

Зеленый, как…

Ребенок:

Как крокодил, лягушка, кузнечик…

Воспитатель:

Он длинный, как…

Дети:

Как веревка, карандаш, палка…

Воспитатель:

Он хрустящий, как…

Дети:

Как капуста, сухарики, снег под ногами…

Воспитатель:

Послушайте, получилась интересная загадка: Он растет на огороде. Хрустящий, как сухарик. Длинный, как карандаш. Зеленый, как лягушка.

Воспитатель:

Давайте вместе придумаем загадку про… (достает яблоко). Какое оно? Дети называют признаки (качества): круглое, красное, сладкое, сочное, растет на дереве. Воспитатель просит, сказать, что бывает таким же.

Воспитатель:

Составим загадку про яблоко. Оно растет на дереве. Круглое, как мячик, сочное, как арбуз, красное, как солнышко.

Воспитатель:

А теперь будем стол мы накрывать, да медведя угощать. Что поставим на стол? Какая посуда нам понадобиться для чаепития?

Дети:

Чашки.

Воспитатель:

Зайчик, принеси, пожалуйста, чашку.

Воспитатель:

Чтобы чай был вкусный, надо бы сахару принести. Во что насыпают сахар?

Ребенок:

В сахарницу. Я принесу сахарницу.

Воспитатель:

А масло в чем хранится?

Ребенок:

В масленке. Я принесу масленку.

Воспитатель:

А конфеты куда мы положим?

Ребенок:

В конфетницу…

Воспитатель:

Мишка, наверно, любит чай с молоком. Во что мы его нальем?

Ребенок:

В молочницу.

Воспитатель уточняет назначение предметов посуды.

Воспитатель:

Мы поставили на стол и чашки, и блюдца, молочник, чайник. Как это можно назвать одним словом?

Дети:

Посуда.

Занятие заканчивается сюжетно-ролевой игрой «Чаепитие».

razvitie-detyam.ru

Программа по развитию речи в средней группе

Актуальность проблемы.

Возраст 3-5 лет — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в этом возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В этот период расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Возраст 3-5 лет — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет — до 2000-2500.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями.

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Овладение способами словообразования — одна из сторон речевого развития детей. Дети 3-5 лет пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова.

В возрасте 3-5 лет имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. Способствуют овладению звуковым составом речи такие особенности ребенка — дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

Главные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение каждой задачи и меняются методу обучения.

Основные задачи работы по развитию речи детей второй младшей группы.

  1. Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования четкой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков – [м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц] – готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.

Вычленяя звук при чётком произнесении слова, фразы, ребенок подходит к пониманию терминов «звук», «слово».

Пристальное внимание необходимо уделять воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия развития речи. От звукового оформления речи зависят эмоциональность и выразительность высказывания, поэтому важно научить ребенка отчётливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а так же регулировать темп речи в связанном высказывании.

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.

  1. Словарная работа.

Основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов.

Необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это? , видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой?), а так же действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Кто что умеет делать?».

От названия видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению его свойств и качеств (игра «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?» и др.).

При назывании действий объекта ребёнка учат видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом?» и др.).

Детей знакомят с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки») и учат употреблять эти понятия в речи. На наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой-маленький, высокий-низкий), сравнивать предметы (игрушки, картинки).

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

  1. Формирование грамматического строя речи.

Во второй младшей группе большой удельный вес занимает работа по освоению детьми грамматических средств языка, ориентирующая ребенка на поиск правильной формы слова.

Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост) осуществляется посредством специальных игр и упражнений.

Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит его к употреблению падежных форм.

В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа и единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек).

Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования: названия животных и их детёнышей, наименования предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц-зайчонок-зайчата; сахарница, хлебница).

Важно шире использовать глаголы для обучения образованию повелительной формы (беги, лови, потанцуй, стой), для освоения детьми приставочного способа образования глаголов (вошёл-вышел, пришёл-ушёл).

Особое место занимает ознакомление детей с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик чирикает, утёнок кря-кря-крякает).

Необходимо формировать у младших дошкольников умение образовывать видовые пары глаголов ( один ребёнок уже встал, а другой ещё встаёт; он умылся-умывается, оделся-одевается).

Детей знакомят с различными способами образования глаголов и закрепляют эту информацию в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?».

Что касается синтаксиса детской речи, то следует формировать у ребёнка умение строить предложения разных типов — простые и сложные. Использование картинок с изображением действий и воображаемых ситуаций помогает ребёнку строить простые распространённые предложения, связывая их по смыслу, употребляя разные средства связи.

Работу над грамматическими формами слова и предложения надо рассматривать в тесном единстве со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и соединять в законченное смысловое целое не только слова, но и отдельные предложения. В отношении синтаксиса на первом плане стоит задача научить ребёнка строить предложения разных типов и на элементарном уровне соединять их в связное высказывание.

  1. Развитие связной речи.

Только взаимосвязь в решении разных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа) является предпосылкой для развития связной речи.

Детей подводят к пересказыванию литературных произведений, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем без них.

При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослыми, затем самостоятельно.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказов.

Совместно со взрослым рассказывание предполагает обучение ребенка построению коротких связных высказываний. Взрослый должен начать предложение, а ребенок закончить его («Это… лиса. Она…»).

Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказываний (описательного и повествовательного типа).

При описании предмета его сначала называют, затем рассказывают о его качествах, свойствах, назначении, цвете, форме и далее об особенностях и характерных признаках (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, картинки).

Обучая детей составлять рассказы повествовательного типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина и конец), побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.

Важно знакомить детей с разнообразными схемами построения повествования. Сначала надо учить строить ребенка совместное со взрослым высказывание из трех предложений («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), а затем увеличивать их число.

В совместном рассказывании функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. К самостоятельным высказываниям лучше всего подводить детей в игре (драматизация знакомых сказок), подсказывая определенную последовательность повествования и описания, необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.

Учитывая разный речевой уровень детей, особое значение имеют индивидуальная работа с каждым, а так же игровые формы обучения как на занятиях, так и вне их. Руководство со стороны взрослого осуществляется в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Детям с высоким уровнем речевого развития можно предлагать короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила… Ребята… Они стали…»; «Была… Маша… И тогда…»).

В индивидуальном общении легче обучать детей составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

  1. Развитие коммуникативных умений.

Особое внимание уделяется развитию умения общаться у детей, пришедших из семьи, малоактивным и малоразговорчивым в общении с детьми и педагогом.

Очень важно развивать у младших дошкольников инициативную речь, умение поддерживать диалог со взрослыми и детьми, знакомить их с правилами элементарного культурного поведения.

Развивать невербальные средства общения (жесты, мимику), использовать их адекватно, учитывая коммуникативную ситуацию, ориентируясь на партнера.

Очень важно учитывать разный речевой и коммуникативный уровень детей, пришедших в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретают индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и особенно вне занятий.

Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Руководство взрослого проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре.

В индивидуальном общении легче проводить обучение рассказыванию из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни, интересных событиях в жизни ребенка и его близких).

Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы.

  1. Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает, как и во второй младшей группе, формирование правильного звукового произношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.

В среднем дошкольном возрасте важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных, твердых и мягких.

Продолжать знакомить с терминами «звук», «слово», помогать осмыслить выражение «как слово звучит», учить находить слова, сходные и различные по звучанию.

В средней группе важно сформировать представление о том, что звуки и слова произносятся в определенном порядке. Осуществляется помощь в осмыслении, что звуки в слове разные. Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи.

  1. Словарная работа.

Особое внимание на этом возрастном этапе уделяется правильному пониманию ребенком значений слов, дальнейшему обогащению активного словаря.

В активный словарь дошкольников вводится названия предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают действия к предмету и предметы к действию.

Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на узнавание и подбор слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы и антонимы).

  1. Формирование грамматического строя речи.

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении дети учатся в играх, отдавая поручения зверятам, игрушкам, друзьям.

Особое внимание следует уделять правильному спряжению глаголов по лицам и числам. Продолжается обучение образованию звукоподражательных глаголов.

  1. Развитие связной речи.

В средней группе продолжается формирование навыков повествовательной речи. Взрослый принимает непосредственное участие в составлении рассказов (совместный рассказ), стараясь, чтобы дошкольники глубже осознали структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец).

Параллельно развивается и интонационный синтаксис- умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

  1. Развитие коммуникативных умений.

Необходимо научить детей устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием.

Необходимо обращать внимание на характер общения ребенка с педагогом и другими детьми, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли, использовать разнообразные жесты, мимику, интонации и формулы речевого этикета.

При этом надо обучать и невербальным средствам общения (жесты, мимика), использовать их с учетом коммуникативной ситуации, а также пользоваться словами речевого этикета.

Планируемые результаты программы по развитию речи детей второй младшей группы.

  1. Воспитание звуковой культуры речи.

-Правильное произношение гласных звуков.

-Произношение твёрдых и мягких согласных.

-Понимание терминов «звук», «слово».

-Отчётливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения.

-Регулировать темп речи в связанном высказывании.

  1. Словарная работа.

-Накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни.

-Активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов.

-Умение различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества, а так же действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями.

-Дети знакомы с обобщающими понятиями и умеют употреблять эти понятия в речи.

-На наглядной основе дошкольники умеют различать слова с противоположным значением, сравнивать предметы.

-Качественное развитие словаря.

  1. Формирование грамматического строя речи.

-Знание изменения слов по падежам.

-Согласование существительных в роде и числе.

-Активизация в речи ребенка пространственных предлогов.

-Дети знакомы с разными способами словообразования.

-Знание звукоподражательных глаголов.

-Умение образовывать видовые пары глаголов.

-Умение строить предложения разных типов — простые и сложные.

  1. Развитие связной речи.

-Сформировано умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа.

-Умеет отвечать на вопросы по содержанию и составляет короткие рассказы.

-Сформировано у детей представление об элементарной структуре высказываний (описательного и повествовательного типа).

-Развито умение видеть структуру рассказа (начало, середина и конец).

  1. Развитие коммуникативных умений.

-Развита у младших дошкольников инициативная речь, умение поддерживать диалог со взрослыми и детьми.

-Знакомы дети с правилами элементарного культурного поведения.

-Развиты невербальные средства общения (жесты, мимику), дети используют их адекватно, учитывая коммуникативную ситуацию, ориентируясь на партнера.

Планируемые результаты программы по развитию речи детей средней группы.

  1. Воспитание звуковой культуры речи.

-Сформировано правильное звуковое произношение.

-умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

-развито фонематическое восприятие, голосовой аппарат, речевое дыхание.

-Сформировано и закреплено у детей правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных, твердых и мягких.

-Дети знакомы с терминами «звук», «слово».

-Сформировано представление о том, что звуки и слова произносятся в определенном порядке.

-Осуществлена помощь в осмыслении, что звуки в слове разные.

2) Словарная работа.

-Есть понимание ребенком значений слов.

-В активный словарь дошкольников введены названия предметов, их качества, свойства, действия (существительные, прилагательные, глаголы).

-Дети умеют понимать смысл загадок.

-Сравнивают предметы по размеру, цвету, величине.

-Подбирают действия к предмету и предметы к действию.

  1. Формирование грамматического строя речи.

-Дети обучены образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных.

-Умеют согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

-Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении.

-Умеют правильно спряжать глаголы по лицам и числам.

-Обучены образованию звукоподражательных глаголов.

  1. Развитие связной речи.

-Сформированы навыки повествовательной речи.

-Развит интонационный синтаксис- умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

  1. Развитие коммуникативных умений.

-Дети умеют устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

-Доброжелательно отвечать на вопросы, налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием.

-Дети обучены невербальным средствам общения (жесты, мимика).

-дошкольники знают как использовать их с учетом коммуникативной ситуации, а также пользоваться словами речевого этикета.

Количество занятий (организованная форма обучения) составляет на год – 72 по 2 занятия в неделю в течение 9 месяцев.

Учебно-методическое планирование во второй младшей группе

1. Составление коротких рассказов.

1. «От шалости до беды – один шаг»/3

2. «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»/2

3. «Сочиняем сказку»/3

4. «Не ходи, козочка, в лес»/2

5. «Кто как кричит»/2

6. «Про любимого котенка»/2

7. «Вырастала елка»/2

8. «Встречаем гостей»/2

9. «Наши куклы – врачи»/2

10. «Моя любимая мама»/2

11. «Музыкальные игрушки»/2

2. Составление описательных рассказов.

12. «Любуемся красотой осени»/2

13. «Расскажи о фруктах»/4

14. «Как котенок зиме удивится»/2

15. «Опиши игрушки»/2

3. Пересказывание

16. «Что растет на огороде»/2

17. «О моем любимом папе»/2

18. «Кто у нас в группе трудолюбивый»/2

19. «Как лисичка с бычком поссорились»/2

20. «Чтобы хлебушком насладиться надо долго потрудиться»/2

4. Обучение правильно отвечать на вопросы.

21. «Не попади в беду на дороге»/2

22. «Как спасаются звери от стужи»/2

23. «Наши добрые дела»/2

24. «Рассказы о своей семье»/2

25. «Наш город»/2

5. Составление рассказов по картине.

26. «Пожарная машина»/2

27. «К нам пришла весна»/3

28. «Зимой на прогулке»/3

29. «Замечательные цветы»/2

30. «Цыпленок»/2

31. «Как нам транспорт помогает»/3

32. «Игрушки в гостях у детей»/3

Учебно-тематическое планирование в средней группе

«Мои любимые сказки»

(по творчеству А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, Г.Ч.Андерсена, Ш.Перро, Братьев Гримм; русские народные сказки)

Игра-путешествие

8

«Загадай-ка»

Викторина загадок

9

«Фантазёры»

конкурс на лучшую небылицу

Практическое занятие

                                                                   Итого: 72 часа

Содержание образовательной программы в средней группе

  1. «Лето, скажи нам, где ты?»

  1. К.Бальмонт «Осень»

  1. Золотая осень

  1. Огород на целый год

Беседа о лете и сезонных изменениях. Ответы на вопросы. Составление предложений

заучивание

прочтение стихов русских поэтов

отгадывание загадок

Роса, туман, радуга, гроза, осадки, звездопад, долгота дня, засуха.

«пестрый ковёр», «рыжая осень», «ветер-бродяга»

Заготовки, посевы, прополка, «красная девица», «злой дед», «зелёный удалец», «баба в заплатках»

октябрь

  1. «Репка» на новый лад

  1. Путешествие в лес

  1. Живые картинки

  1. Экскурсия в парк. Наблюдение. Беседа

  1. Моя страна. Мой город

  1. Н.Баруздин «Адрес»

  1. Наш двор

  1. «Хорошо-плохо»

  1. «дружба – ссора»

  1. «Когда придти на помощь»

Инсценирование. Работа над диалогической речью. Составление творческих рассказов

Составление рассказов по образцу

Рассматривание осенних пейзажей, составление рассказов по плану

Составление рассказов по впечатлению. Придумывание окончаний предложений

Рассказывание. Ответы на вопросы

Чтение. Составление рассказов из личного опыта о себе

Рассматривание картины «Во дворе осень». Составление описательных рассказов

Обсуждение ситуаций с решением противоречий и выводами

«жили – были», «долго ли коротко», «несолоно нахлебавшись», «тут и сказке конец», «в третий раз…»

Просека, поля, опушка, леса, делянка, тропка, кладовая

Горизонт, небосклон, чаща леса, клин, изморозь, заморозки

Сквер, аллея, посадки, клумбы, саженцы

Страна, государство, столица, герб, флаг, гимн, граница, горожане

Улица, бульвар. Переулок, тротуар, лестница, площадка, этаж

Подъезд, детская площадка, гурьба, детвора, затея

Грязнуля, лодырь, бездельник, «золотые руки», «светлая голова»

ноябрь

  1. Русская народная сказка «Как петушок лису перехитрил»

  1. Русская народная сказка «Кот серый лоб, козёл да баран»

  1. Русская народная сказка «Коза-дереза»

  1. Н.Скребицкий  «Снег»

  1. «Зайчик серый, где ты был?»

  1. К.Суриков «Снежинка»

  1. Знакомые незнакомцы

  1. М.Пришвин «Осинкам холодно»

Чтение. Пересказ с помощью педагога

Прослушивание в записи. Пересказ

Просмотр. Пересказ диалогов по ролям

Прочтение. Составление описательных иллюстраций

Рассматривание картин о зиме. Составление рассказов о животных зимой

Заучивание

Просмотр фильма о жизни птиц зимой. Обсуждение, вывод

Пересказ

«голосистое горлышко»,  «золотое зёрнышко», «дупло», «хитрец-храбрец»

«почивать», «думу-думать», «горе-горевать», «конец-делу венец»

«дереза», «котомка», «полати», «сени», «с сумой за плечами»

Наст, пороша

Подшёрсток, зимовье, спячка

Кормушка, птичий базар

Кора, ствол, корни, крона

декабрь

  1. Азбука здоровья

  1. Азбука чистоты

  1. «Помогите бабушке Федоре»

  1. Н.Абрамцева «Добрые дела»

  1. А.Барто «Игрушки»

  1. «Зимние забавы»

  1. «Этот праздник  — Новый год»

  1. С.Маршак «12 месяцев»

Беседа

Беседа

Чтение, инсценирование отрывка. Составление творческого рассказа с изменением конца истории

Заучивание

Чтение .составление описательных рассказов о предметах

Отгадывание загадок

Рассказывание педагогом истории возникновения. Работа по вопросам. Составление словосочетаний с прилагательными

Чтение. Составление предложений

Чистота, гигиена, бережливость, здоровье, спорт

Аккуратность, порядок, трудолюбие

Неряха, лень, жалость

Доброжелательность, добросердечность

Традиция, Дед Мороз, Санта Клаус

Календарь, сезон, время года

январь

каникулы

  1. Устное народное творчество. Пословицы. Считалки. Скороговорки

  1. «Мои питомцы»

  1. Л.Толстой «Котёнок»

  1. «Почему грустит щенок?»

  1. Е.Чарушин «Ёж»

  1. «Два жадных медвежонка»

  1. Л.Толстой «Волк и собака»

  1. К.Паустовский «Кот – ворюга»

Прочтение и обсуждение, понимание смысла. Заучивание

Составление рассказов о домашних животных

Пересказ

Рассказ по серии картинок

Чтение, составление словосочетаний и предложений

Беседа, пересказ. Придумывание истории по аналогии с другими героями

Чтение. Беседа

Прослушивание в записи. Беседа

«Шёлкова трава», «вершок», «голубит», «мила сторона»

Повадки, питомцы

Степь, чердак

Грусть, безответственность, честность

«Колючая голова»

Хитрость, головка сыра

Враг, дружба

Воровство

февраль

  1. «К нам гости пришли»

  1. Н.Сладков «Лиса и мышь»

  1. В.Бианки «Синичкин календарь»

  1. У.Н.Б. Прибаутки, заклички, молчанки

  1. Сказка за сказкой

  1. Сказка за сказкой

  1. Быль или небыль

  1. К.Чуковский «Путаница»

Беседа по картинке. Обучение составлению вопросительных предложений

Прослушивание в записи.

Рассуждение

Придумывание собственных произведений

Придумывание сказки по заданному плану

Придумывание сказки по аналогии

Чтение, придумывание небылиц

Инсценирование отрывка, заучивание диалогов

Гостеприимство, угощение, застолье

Трус, хвастовство, зазнайство

Зачин, окончание, кульминация

Небылицы, вымысел

март

  1. К.Ушинский «Четыре желания»

  1. «Здравствуй, весна» праздник наших мам

  1. «Откуда прилетают птицы?»

  1. И.Сухомлинский «Соловушка»

  1. Е.Чарушин «Путешествен-ники»

  1. Русская народная сказка «Лиса и козёл»

       

Беседа о временах года. Составление описательных иллюстраций

Заучивание закличек

Рассматривание иллюстраций. Беседа по вопросам

Пересказ

Чтение

Составление творческих рассказов – изменение в сказке сюжета

Художник

Капель, оттепель, проталины, подснежник

Совесть, стыд

Маршрут

Упрямство

Апрель

Май

  1. В. Мелковский «Кем быть?»

  1. Е. Благинина «Золотые руки»

  1. Сочиняем вместе

  1. Сочиняем вместе

  1. С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

  1. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»

  1. Л.Толстой «Два товарища»

  1. Н.Бермяк «Камень»

  1. День Победы

  1. «Они сражались за Родину»

  1. В.Осеева «Волшебное слово»

  1. «В деревне»

  1. Н.Носов «Фантазёры»

  1. П.Воронько «Лучше нет родного края»

Беседа. Составление рассказа о себе «Когда я вырасту большим?»

Заучивание

Коллективное составление сказки на тему «Умелый заяц»

Коллективное составление сказки на тему «Ленивый малыш»

Пересказ стихотворной речи

Пересказ стихотворной речи

Беседа, придумывание другого окончания истории

Размышление «Что я оставлю после себя»

Беседа

Заучивание стихов о победе и войне

Пересказ

Составление рассказа по картинке

Составление творческих историй

Составление историй по впечатлению.

Профессия, труд, работа

Коварство, находчивость, обида

Память, уважение, почесть

Победитель, воин, солдат, труженик

Колодец, самовар, сруб, завалинка, околица

   

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский — М.: Педагогика.

  2. Леонтьев, А.Н.. Речевая деятельность /А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие.- М.: Просвещение.

  3. Ушакова О.С. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии / О.С. Ушакова.

  4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет/3-е изд., дополн./М.:ТЦ Сфера.

  5. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников./М., 2009.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о