Занятие по развитию речи на тему моя семья в средней группе – План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Моя семья | скачать бесплатно

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Моя семья"

Конспект по развитию речи в средней группе на тему: "Моя семья".

Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.

Задачи:

1) Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.

2) Развивать диалогическую речь посредством подготовленной беседы

3)Расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге

4) Активизировать словарь по теме «Семья»

5) Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами

6) Обогащать и активизировать словарный запас имен прилагательных

7)Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики.

Ход занятия.

1.Приветствие, сюрпризный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Сегодня к нам в гости заглянул Незнайка. Посмотрите на его лицо, он немного загрустил, просит нас о помощи. Незнайке очень хотелось бы узнать, что такое семья, поможем ему? Расскажем о семье?

Давайте для начала покажем нашему гостю пальчиковую зарядку о семье. Вы её помните?

1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)

1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)

Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)

Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)

Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)

2.А теперь поможем Незнайке разгадать загадки о семье.

1. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый ... (дед)

2.Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки, у любимой?

Правильно: бабушки.

3.Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

4.Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.

А кто для вас папа и мама? ( родители)

5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей? Итак, ребята, что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки). Семья может быть большой и маленькой.

Семья - это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге.

А теперь давайте встанем в круг и покажем Незнайке, какие хорошие слова мы знаем о своих близких.

Игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме» (в кругу, с микрофоном)

Какой у вас папа?

хороший,

большой,

добрый,

сильный,

смелый,

трудолюбивый,

красивый,

умный

- А мама какая?

заботливая,

трудолюбивая,

нежная,

ласковая,

внимательная,

красивая,

молодая,

хорошая

Ребята, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?

Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (говорим ласковые слова, помогаем по дому, заботимся друг о друге).

Игра «Назови ласково»

Вы все очень любите своих родственников, давайте расскажем Незнайке, как мы умеем называть их ласково. Дети, посмотрите у меня на руках сердечко, оно очень нежное, ласковое.

(Дети друг - другу передают сердечко и называют ласково.)

мама — мамуленька, мамочка, мамулечка

Папа – папочка, папуля

Бабушка – бабуля

Дедушка – дедуля

сын – сынок, сыночек

дочь – дочка, доченька

внук - внучок

внучка - внученька

сестра - сестрёнка

брат - братишка

- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость на солнышко или на тучку? А печаль?

Д/и «Радость и печаль». А теперь поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках ( стоя у стульчиков)

Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Помогли маме вымыть посуду

Физминутка.

На опушке дом стоит

На столбе фонарь висит

В доме том живёт семья,

Очень – очень дружная.

Папа гвозди забивает,

Сынок папе помогает,

Мама гладью вышивает,

Дочка куколку качает

Чинит дедушка сапог

Вяжет бабушка носок

Вот семья какая

Дружная, большая.

Наша семья очень большая и у всех свои обязанности. Мы с вами поиграем в игру «Давайте справедливо распределим обязанности»

Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает.

Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за цветами, гладит.

Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печёт пироги, гуляет с внуками.

Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.

Сын – убирает, Выносит мусор, ходит в магазин, пылесосит.

Дочь – моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.

«Шкатулка»

Ребята, у вас тоже есть семьи. Но они разные, не похожие на друг – друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие на друг – друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона)

У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе» (Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечко, называя слово о семье.)

Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я и Азаматик.

Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.

Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.

Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.

Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.

1Ребенок:

Я люблю свою семью,

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю!

И щенка и кошку Мусю!

Всех кого я так люблю

Имеют право на семью

2 Ребенок:

Счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!».

3 Ребенок:

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть дороже

На этой сказочной Земле!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите. Каким веселым он стал. А в благодарность за ваш рассказ Незнайка приготовил для вас сюрприз. До свидания, ребята!

infourok.ru

Конспект НОД «Моя семья»по развитию речи для средней группы

Тема: «Моя семья»

Группа: средняя

Приоритетная образовательная область: познавательное, социально- коммуникативное развитие.

Задачи: продолжать формировать представления детей о 

семье, ее членах.

-учить правильно называть всех членов семьи.

-дать понятия«родственники»,«родня».

-учить отвечать на вопросы, обогащать словарь детей.

Развивающие:

-развивать диалогическую форму речи, умение согласовывать с существительные с прилагательными.

Воспитательные:

-воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи, семейные фотографии, листы бумаги, карандаши, кукла Маша, коробка с Мамонтенком, корзинка, мячик, домик.

Предварительная работа: заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких, беседа «Я и моя семья», просмотр мультфильма «Ребенок имеет право», «Мама для Мамонтенка», рисование на тему «Моя семья».

Ход образовательной деятельности

  1. Вступительная часть

Игровой момент «Назови свою фамилию и имя»

Воспитатель: 

здравствуйте, ребята!

Ну – ка дружно, встаньте в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг, 
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вы, ребятки, котятки? (Нет)
Вы, ребятки, козлятки? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя и фамилия? (Да)
- А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите.
Дети называют свое имя и фамилию, получая от педагога мяч.

  1. Основная часть

Воспитатель: Встаньте по свободнее. У меня есть для вас сюрприз. Чудесная коробка, а что в ней находится, вам нужно отгадать. Я дам вам подсказку – песенку. Слушайте внимательно.

Звучит «Песенка Мамонтенка».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, про кого эта песенка? (Правильно про Мамонтенка) .  Из коробки появляется Мамонтенок.

Воспитатель: Здравствуй Мамонтенок.  Как хорошо, что ты пришел к нам в гости.

Дети: Здравствуй Мамонтенок.

Воспитатель:  Ребята, Мамонтенок хочет, чтобы вы отгадали его загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...

Дети: Семья!

Воспитатель: Правильно. Вы угадали это семья.

 Ребята, как вы думаете, что такое семья?  

(Ответы  детей: это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка).

Воспитатель: семья – это место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Где живут дружно и счастливо. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. А вот вы знаете пословицы о семье?

- Сердце матери лучше солнца греет.

- Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.

- В хорошей семье, хорошие дети растут.

- Человек без семьи, что дерево без плодов.

Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика:
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)
У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник).
У дома есть дверь (Ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).
Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)

Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)

Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.
Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша
Воспитатель: Здравствуй, Маша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?
Маша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей. У меня есть папа, мама, дедушка, бабушка, братик, А у них есть я. Это вся моя семья. Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, весело и интересно проводим время: гуляем, ходим в цирк, в гости, ездим на дачу.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться. Проходите все за мной, вставайте по свободнее, повторяйте движения.

Воспитатель: Солнце, солнце улыбнись

                        На физ.минутку становись!

   Физкультминутка.  Кто живёт у нас в квартире?  ( 2 -3 раза).

                                  Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

                                  Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

                                  Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

                                  Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

              Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

             Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

                                  Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Молодцы! Отлично выполняли движения.

Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – доченька, дочурка.

Сын — сынок, сыночек.

Папа — папочка, папенька.

Дед – дедушка, дедуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка.

Воспитатель: Вы ребята, молодцы. Все справились с заданием.

Загадка о маме 
Приголубит кто тебя,
Поцелует кто, любя?
Сварит, постирает, свяжет,
Сказку добрую расскажет,
Пожалеет, пожурит,
Ласково поговорит.
Все дела свои отложит,
Нам с занятиями поможет.
Мы не скроем, скажем прямо:
Лучшая на свете …
Дети: мама. 
Воспитатель: Правильно, мама!

Воспитатель: Ребята, вот, посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. Давайте наполним сундучок ласковыми словами для мамы. Я открою сундучок: ваши слова будут долетать и наполнять его. Итак, начнем. Мама какая?
Воспитатель: Когда мама вас, целует, жалеет, обнимает, она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.
Воспитатель: Когда мама модно одевается, какая она?
Дети: красивая.
Воспитатель: Когда мама улыбается, смеется, какая она?
Дети: Веселая
Воспитатель: Когда мама заботиться о вас, какая она?
Дети: Заботливая.
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись.

Воспитатель: сейчас, отгадайте загадку
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить, 
Кран на кухне починить,
Для тебя всегда герой,
Самый лучший..
Дети: Папа мой.
Воспитатель: Молодцы! Конечно это папа. 

А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа какой?
Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали. 

Давайте, теперь сундучок наш закроем, он нам еще пригодится.

Игра «Корзина добрых дел»

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.)

Воспитатель:

Ребята, а что нужно делать, чтобы  в вашей семье у всех было радостное настроение?

Ответы  детей: не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…)

Выставка рисунков  «Моя семья»

Воспитатель: Дети, а расскажите  о своей семье?

Как зовут ваших родителей? Где они работают?

Что вы любите делать вместе с родителями?

Дети рассматривают семейные рисунки и каждый рассказывают о своей семье.

Воспитатель: Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи.

Воспитатель: А сейчас для нас расскажет свое стихотворение Катя С.

Ребенок: Я люблю свою семью:

                 Маму, папу я люблю,

                 Люблю деда и бабусю,

                 И щенка и кошку Мусю  

                 Все, кого я так люблю

                 Имеют право на семью!

Воспитатель: 

А теперь давайте, откроем наш волшебный сундучок. Ребята, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко.
Воспитатель открывает сундучок и показывает сердечки из цветного картона.
- Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно!

Рефлексия.

Ребята, я хочу чтобы вы в своей семье были счастливы, никогда не грустили и всегда улыбались.

Рефлексия.

Воспитатель: ребята скажите, что вам понравилось больше всего на нашем занятии?

Что вы нового и интересного узнали?

Я хочу, что бы вы жили дружно и счастливо.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №104 г.Сочи

354200 Краснодарский край, город Сочи, улица Калараш, дом 143

Тел./ факс 8(862)270-99-85

Конспект НОД

«Моя семья»

Воспитатель

Мелехова Ольга Александровна

Сочи 2018

multiurok.ru

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Моя семья»

МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района Новосибирской области

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Моя семья»

Разработала и провела: воспитатель группы «Светлячок»

Метелева Елена Юрьевна

2018 год

Цель: Развивать все компоненты устной речи детей, активизировать, расширять, пополнять словарный запас детей. 

 Задачи:

Образовательные

  • Учить согласовывать прилагательные с существительными, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  • Закреплять и расширять представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивающие

  • Развивать связную речь.

  • Формировать и активизировать словарь на тему «Животные и их детеныши».

  • На примере пальчиковой игры «Моя семья», научить детей показывать и называть пальцы (мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).

Воспитательные

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы пришли с вами в зал, посмотрите, сколько здесь гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это лежит на полу?

Дети: Перчатка.

Воспитатель: Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка?

Дети: Её одевают на руки.

Воспитатель: А зачем её одевают на руки?

Дети: Чтобы пальчики не замерзли.

Воспитатель: Ребята, эту перчатку кто-то потерял. В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет?

Дети: Пальчики.

Воспитатель: А у вас есть пальчики?

Дети: Да.

Воспитатель: Приготовьте свои пальчики, давайте с ними поиграем.

Пальчиковая игра:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

А этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Воспитатель: Ребята, а про что эта игра?

Дети: Про семью.

Воспитатель: Да, эта игра про семью. Но семьи бывают разные. Бывает маленькая семья: мама и ребенок, а бывает семья большая, где есть мама, папа, дети, бабушка, дедушка. У всех вас тоже есть семья.

Ребята у меня есть силуэт ладошки, давайте на неё посмотрим.

(На экране появляется ладошка)

У вас тоже есть ладошка. Посмотрите на неё и найдите самый маленький пальчик. Этот пальчик называется мизинчик. Он самый маленький, он малыш.

(На ладошке появляется лицо ребенка)

Посмотрите, на ладошке появился ребенок. Когда я была маленькой девочкой, подружки меня называли Лена. А моя мама меня ласково называла Леночка. Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, а как же вас называет ласково мама. А я вам приготовила волшебную шкатулку, которую мы сейчас заполним ласковыми, добрыми словами, чтобы часто ими пользоваться и не забывать. Под каждым вашим стульчикам лежит две звездочки, возьмите одну, посмотрите на неё и вспомните, как же вас ласково называет мама.

Словесная игра «Назови ласково»

Воспитатель: Вот видите, как вас любят мамы, называют вас ласково.

Дети давайте посмотрим на следующий пальчик, который рядом с малышом. Этот пальчик ребята без имени. Он так и называется безыменный. Этот пальчик мама. Посмотрите на экран этот пальчик мама.

(на экране появляется лицо мамы)

Воспитатель: Ребята у вас у всех есть мамы.

- Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А знаете ли вы, что  мамы есть не только у детей. Мамы есть и у птиц, и у животных.
У зайчат мама … (зайчиха).
У лисят мама … (лиса).
У волчат мама … (волчица).
У медвежат мама … (медведица).
У бельчат мама … (белка).
У утят мама … (утка).
У цыплят … (курица).
У поросят … (свинья).
У теленка …(корова).
У жеребенка … (лошадь).
- Мамы птиц и животных так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм.

Воспитатель: Давайте теперь посмотрим на следующий пальчик. Этот пальчик называется средний. Этот пальчик папа, он находится в середине.

(на экране появляется лицо папы)

У вас всех есть папа. А сейчас скажите мне какой у вас папа. Подумайте и скажите мне. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми, добрыми словами. Возьмите оставшуюся звездочку под вашими стульчиками.

У Степы, какой папа – красивый,

У Ксюши, какой папа – сильный и т.д.

Воспитатель: Видите как много хороших слов, вы сказали про своих пап. Давайте посмотрим на свою ладошку и найдем следующий пальчик. Этот пальчик называется указательный. Этот пальчик бабушка. Посмотрите на экран.

(на экране появляется лицо бабушки)

Воспитатель: Давайте встанем в кружок и немного поиграем.

Бабушка устала наша бабушка, (дети стоят в кругу)

Присела на порог. (приседают)

«Куда пропал, куда пропал, (берутся руками за голову)

Куда пропал внучек?» (и раскачивают из стороны в сторону)

Подумала, поохала, (встают)

Потом тихонько встала, Пошла вокруг да около (идут по кругу друг за другом) Искать внучка сначала

Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу ладошку, у нас ещё один пальчик остался. Какой это пальчик.

Дети: Большой

Воспитатель: Самый большой пальчик. Этот пальчик дедушка.

(на экране появляется лицо дедушки)

Ребята у вас у всех есть дедушки, а вот Вика Т. Приготовила нам стишок про своего дедушку. Давайте послушаем.

(Ребенок читает стихотворение)

Мой дедушка – волшебник! Вы поглядите сами, –
Читает он газету с закрытыми глазами!
Потом рычит, как тигр, когда ложится спать.
Товарища для игр такого поискать!

Воспитатель: Какое хорошее стихотворение рассказала нам Вика. Давайте ей похлопаем. Вот посмотрите, у нас на ладошке получилась семья. А у каждой семьи есть свой дом. И я вам предлагаю, ту перчатку, которую мы с вами нашли в начале занятия подарить нашей ладошке. Пусть у этой семьи будет свой дом. А теперь посмотрите на свою ладошку, на семью. Чтобы вашим пальчикам и вашей ладошки было тепло и уютно, необходимо украсить дом для вашей ладошки. Посмотрите, какие есть дома для ладошек.

(На экране появляются перчатки детские разные, цветные)

Воспитатель: Красивые?

Дети: Да.

Воспитатель: Что изображено на этих домиках?

Дети: Снежинки, полоски и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти за стол и раскрасить дом для своей ладошки.

(Дети садятся за стол, рисуют, на фоне играет спокойная музыка)

Воспитатель: Ребята заканчиваем свою работу, проходим в кружок. Давайте вспомним, про что мы сегодня говорили?

Дети: Про семью.

Воспитатель: Давайте вспомним названия пальчиков.

Мизинец – ребёнок,

Безымянный – мам,

Средний – папа,

Указательный – бабушка,

Большой – дедушка.

Воспитатель: Ребята, спасибо за занятие, а волшебную шкатулочку с добрыми и ласковыми словами мы возьмем с собой в группу и будем ей регулярно пользоваться.

multiurok.ru

Занятие по развитию речи в средней группе "Наша дружная семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование представления о семье и её членах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • вызвать у детей интерес к собственной личности;
    • дать детям представление о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат, и.т.д.)
  • Развивающие:
    • развивать память, мышление, речь;
    • развивать зрительное и слуховое внимание;
    • формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Активизация словаря: родственники, близкие, члены семьи, семья, карусель, альбом.

Материал: семья медведей-кукол из кукольного театра по сказке «Три медведя», альбом, цветные карандаши, листы белой бумаги, музыкальное произведение из мультфильма «Мамонтёнок», «Пусть мама услышит», кружочки красного и чёрного цвета (по количеству детей).

Оборудование: магнитофон, карусель, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Создание проблемной ситуации: приход медведей.

Медведь: Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Я – Мишутка из сказки «Три медведя». Я ещё маленький, и поэтому, я не знаю что такое семья. Ребята, а вы знаете «Что такое семья?». Расскажите мне о вашей семье и о том, как вы живёте.

Рассказы детей о семье.

Воспитатель задаёт вопросы: «С кем ты живёшь?», «Кто у вас в семье старший (младший)?», «Как ты помогаешь взрослым?», «У кого есть братья (сёстры)?», «Они старше или младше вас?», «С кем из членов семьи ты любишь играть?» и.т.д.

– Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье.

Игра « Кто ты мне?»

Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем доводится. Вставайте в круг, буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч назад и отвечаете на вопрос.

– Я тебе мама, значить ты мне (сын, дочь).
– Я тебе дедушка – ты мне (внучка, внук).
– Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
– Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра) и.т.д.

– Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

– Ребята, а вас любят в семье? (Да).
– Как вы догадались, что вас любят?
– Ребята, а за что вас любят в семье?

– Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье. Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья! А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

Игра «Карусель»

– А сейчас мы отправимся с вами кататься на каруселях. И сделаем это не одни, а с родителями. Я буду выполнять роль мамы, а самого высокого мальчика выберем на роль папы. Мамы и папы приглашают детей на карусели. («Папа» вместе с педагогом подходят по очереди к каждому из детей и спрашивает: «Сашенька, сынок, будешь кататься на карусели?», тогда присоединяйся». Сашенька даёт руку педагогу, и они уже втроём предлагают следующему ребёнку. «Лена доченька, ты пойдёшь кататься на карусели?». Так собираются в общую цепочку «родители» и все дети. Цепочка замыкается и образует круг, берутся за ленты и по кругу проговаривают слова и двигаются.

Еле-еле-еле (карусель медленно движется в правую сторону)
Завертелись карусели (темп речи и движений постепенно ускоряется)
А потом, потом, потом. (темп движений постепенно замедляется)
Всё бегом, бегом, бегом. (остановиться, похлопать в ладоши)
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

Игра «Ситуация»

– Я буду предлагать ситуацию, а вы будете выполнять задание.
Мама заснула, вы идёте по комнате очень тихо, стараетесь её не разбудить. Смотрите на спящую маму ласково. Вдруг кошка прыгнула. Погрозите ей пальцем, посмотрите на неё строго: «Не шуми – разбудишь маму!». Опять тихо пошли мимо мамы, она спит. Мама проснулась – улыбнулись маме.

– Я вижу как вы выполняли задание с любовь, с вниманием, с удивлением, с лаской. Я думаю что, вы будете также заботится о всех членах семьи.

Игра «Найди свою маму»

Ребята, встают парами: мальчик и девочка. Запоминают свою пару. Девочки из пары будут мамой. Пока звучит музыка, вы танцуете. Как только музыка умолкнет, вы должны быстро найти свою «маму» (можно так же находить папу).

Пальчиковая игра « Семья»

– Посмотрите, ребята у наших пальчиков дружная семья. Давайте поиграем.

Этот пальчик – дедушка;
Этот пальчик – бабушка;
Этот пальчик – папочка;
Этот пальчик – мамочка;
Этот пальчик – я вот и вся моя семья.

Медведь: Ребята, теперь я знаю, что такое семья. И вы запомните: семья – это близкие ваши родственники, родные друг другу люди.

Игра «Нарисуем «семью»

Нужно в правую руку взять карандаш, а левую руку положить на середину листа, и обвести свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем выбрать из этих пальчиков себя, и других членов семьи. Нарисовать глазки, нос, рот и раскрасить цветными карандашами остальное. (Дети рисуют под музыку – «Улыбка»).

– Молодцы, ребята! Хорошо нарисовали у кого-то семья большая, у кого-то поменьше. У вас у всех получился семейный портрет.

Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы –
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.

– Давайте ваши портреты положим вот в этот семейный альбом, который будет у нас в группе. Мы ведь тоже в детском саду дружная семья. Раз мы дружная семья, давайте вместе сфотографируемся, и положим эту фотографию в наш семейный альбом.

16.02.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы на тему: " Моя семья".

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Моя семья»

для детей средней группы.

Цель: Формирование первоначальных представлений о семье.

Задачи:

  • учить отвечать на вопросы

  • учить называть членов семьи, определять роли матери ,отца, дедушки, бабушки в семье

  • закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи

  • развивать мышление и речь

  • упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов

  • воспитывать положительные взаимоотношения в семье, любовь и уважение ко всем членам семьи.

Материалы: картинки с изображением членов семьи,  альбом с семейными фотографиями.

Предварительная работа: индивидуальные беседы с детьми на тему: «Твоя семья», рассматривание семейных фотографий, наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Содержание организационной деятельности детей

1.Организационный момент.

Звучит песенка «Моя семья».

Воспитатель: Дети о чем эта песенка? ( Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, эта песенка о семье.

Стихотворение «Семья».

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

2. Беседа «Моя семья».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель: Да,  действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

3.Физкультминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

4. Загадки

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

5. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

Договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, я.

-ходит на работу

-шьет

-зарабатывает деньги

-ходит в магазин за покупками

-учит уроки

-готовит пищу

-ухаживает за цветами

-вытирает пыль

-моет посуду

-убирает в доме

-гладит

-играет

-стирает

-читает

-мастерит.

6. Игра «Какая у вас семья?»

-большая

-маленькая

-дружная

-заботливая

-трудолюбивая

-веселая

-добрая

-хорошая

-строгая

-здоровая

-крепкая

-счастливая

Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех  было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудится, любить друг друга, вместе отдыхать).

В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: Как хорошо, что у вас есть семья!

 Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг другу.

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Моя семья".

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 8 города Ульяновск

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В CРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Т Е М А: «МОЯ СЕМЬЯ»

СОСТАВИЛА:

воспитатель первой категории

Алексеева Т.П.

Задачи :

  1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

  2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

  3. Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.

  4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

  1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

  2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.

  3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Материал:

Семейные фотографии, медальоны для награждения.

Ход занятия:

1. Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».

- Ребята, как вы думаете, что такое семья? /это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка/.

- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?

- Как можно назвать их всех одним словом? /семья/.

- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? /только родственники/.

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? /вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно/.

2. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?» /договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я/

ходит на работу - шьет –

зарабатывает деньги - проверяет уроки –

ходит в магазин за покупками - учит уроки –

готовит пищу - ухаживает за цветами –

вытирает пыль - моет посуду –

убирает в доме – гладит –

играет – стирает –

читает - мастерит –

3. Физкультурная минутка «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами/

Все мы вместе, да, да, да! /всеми пальцами/.

4. Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»

отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает …

мама – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…

сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит…

дочь – моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки…

бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками…

дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…

5. Игра «Какая у вас семья?»

большая маленькая

дружная заботливая

трудолюбивая веселая

добрая хорошая

строгая здоровая

крепкая счастливая

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/

- Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».

Литература:

Е.Синицына «Умные пальчики», стр. 34

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада, тема: «Моя семья»

Автор занятия: воспитатель высшей категории Сорокина А. М., МДОУ детский сад №73 «Дельфин» г. Тольятти.

Задачи:

1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
3. Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2.Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Материал:

Семейные фотографии, медальоны для награждения.

Ход занятия:

1. Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье». - Ребята, как вы думаете, что такое семья? /это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка/. - Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? - Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки? - Как можно назвать их всех одним словом? /семья/. - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? /только родственники/. - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? /вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно/.

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

/договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я/

ходит на работу
шьет
зарабатывает деньги
проверяет уроки
ходит в магазин за покупками
учит уроки
готовит пищу
ухаживает за цветами
вытирает пыль
моет посуду
убирает в доме
гладит
играет
стирает
читает
мастерит

Физкультурная минутка «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал?
/большими пальцами/

Мы, мы, мы
/4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты?
/большими пальцами/

Да, да, да
/указательными пальцами/

Папа, папа, это ты?
/большими пальцами/

Да, да, да
/средними пальцами/

Братец, братец, это ты?
/большими пальцами/

Да, да, да
/безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты?
/большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами/

Все мы вместе, да, да, да!
/всеми пальцами/.

Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»

Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает …

Мама – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…

Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит…

Дочь – моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки…

Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками…

Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…

Игра «Какая у вас семья?»

большая
маленькая
дружная
заботливая
трудолюбивая
веселая
добрая
хорошая
строгая
здоровая
крепкая
счастливая

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/

- Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».

Скачать конспект занятия по развитию речи в средней группе «Моя семья»

vospitatel.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *