Конспект по развитию речи на тему домашние животные в старшей группе – План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе “Домашние животные”

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных: где живут, как голос подают, какую пользу приносят; знать названия детёнышей и семью; образовывать существительные множественного числа; развивать связную речь при составлении рассказа из личного опыта о домашних животных; развивать речевое дыхание и силу голоса; развивать грамматический строй речи, обогащать лексический словарь; развивать восприятие, внимание, память, мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Материал: картинки для игры  Четвёртый лишний, презентация «Домашние животные и их детёныши», зеркала, волшебная палочка, мяч.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Психогимнастика.

Дети все собрались в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сегодня занятие не привычное, занятие необычное.

Будет много интересного, весёлого, чудесного.

Мне сегодня помогайте, на вопросы отвечайте

Нужно нам угадывать, нужно узнавать

И кто четвёртый лишний будем называть.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (на слух).

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

-Баран, белка, собака, кошка.

-Лиса, собака, корова, лошадь.

-Коза, волк, овца, свинья.

-Конь, козёл, корова, медведь.

-Ёж, корова, собака, лошадь.

-Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок.

-Молодцы, справились с заданием!

-Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о домашних животных)

-Правильно, но сначала потренируем наши ротики и язычки, а потом продолжим нашу беседу.

2.Артикуляционная гимнастика «Домашние животные».

(повтор каждого упражнения 5 раз)

Упражнения

Корова жуёт жвачку.

Имитировать жевание.

Котенок зевает.

Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».

Упражнения для щёк и губ

Бульдог сердится.

Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.

Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку.

Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

Упражнения для языка

Кошка лакает молоко.

Высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Кошка облизывается

Повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть вправо – нижнюю губу.

Развитие речевого дыхания

Лошадка фыркает.

С силой подуть на губы как это делает лошадка.

Мимические упражнения

-Ребята, а теперь давайте покажем эмоции животных

Собака сердится, ей не дали косточку.

Котёнок удивляется, где же мышка.

Ослик упрямится, не хочет идти дальше.

Щенок улыбается, ему снится сон.

-А теперь давайте поиграем в игру «Кто какой голос подаёт?»

3. Дидактическая игра «Кто какой голос подаёт?»

-Корова хрюкает? (нет, корова мычит)

-Покажите, как мычит корова (громко, низким голосом)

-А как, подаёт голос свинья? (свинья хрюкает)

-А собака? (собака лает). Покажите, как лает собака.

-Какой голос подаёт лошадь? (лошадь ржёт). Повторите, пожалуйста, новое слово «ржёт».

-Ребята, а какой голос подаёт овца? (бе-е бе-е)

-Овца блеет, повторите, пожалуйста, ещё одно новое слово «блеет». Какой голос подаёт овца? (овца блеет)

- А кошечка ей в ответ что скажет? (мяу-мяу). Правильно, кошечка замяукает.

-А сейчас поиграем в игру «Чей малыш?».

4. Дидактическая игра «Чей малыш?» (с мячом)

У овечки – (ягнёнок)

У кошки – (котёнок)

У собаки – (щенок)

У крольчихи – (крольчонок)

У козы – (козлёнок)

У свиньи – (поросёнок)

У коровы – (телёнок)

У лошади – (жеребёнок)

-Ребята, давайте разомнём наши пальчики.

5.Пальчиковая гимнастика (поочерёдно показывать пальцы на каждой руке).

Довольна корова своими …. телятами,

Овечка довольна своими …. ягнятами,

Кошка довольна своими …. котятами,

Кем же довольна свинья? …. поросятами.

Довольна коза своими …. козлятами,

А я довольна своими …. ребятами.

6.Дидактическая игра «Кто, где живёт?» (с волшебной палочкой)

-Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно?

(нет). Почему? (за ними не кому ухаживать).

-Какая опасность их подстерегает? (на них могут напасть дикие звери).

-Как человек ухаживает за домашними животными? (кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)

-Ребята, а знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных? (да)

-Сейчас мы проверим, поиграем в игру «Кто где живёт?». У меня в руках волшебная палочка, я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку, у кого в руках она окажется тот и отвечает.

Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике).

Где живёт лошадь? (лошадь живёт в конюшне).

Где живёт собака? (собака живёт в будке).

Где живёт кролик? (кролик живёт в клетке).

Где живёт кошка? (кошка живёт в доме).

Где живёт корова? (корова живёт в коровнике).

Где живёт овца? (овца живёт в овчарне).

7. Дидактическая игра «Назови профессии людей ухаживающих за животными?»

-Ребята, как называются профессии людей, ухаживающих за домашними животными?

За свиньями ухаживает кто? (свинарка)

За лошадьми ухаживает кто? (конюх)

Кто лечит животных? (ветеринар)

Что делает овчар? (ухаживает за овцами)

8. Дидактическая игра «Нелепица».

- А теперь я скажу о домашних животных предложения, а вы слушайте внимательно, если ошибусь, исправьте меня.

Лошадь расчёсывает гриву конюху.

Стадо коров пасёт пастуха.

У доярки пятнистые бока.

Телята поят телятницу.

Поросята кормят свинарку.

9. Физкультминутка «Вышел кот погулять…»

Вышел кот погулять хочет с нами поплясать

Вы скорее выходите вместе с котиком пляшите.

1-подняться, подтянуться,

2- согнуться, ног коснуться,

3- присесть,

4- прыгнуть,

5- тихонько спинку выгнуть,

6- на место тихо сесть.

10. Сказка, «Какую пользу приносят домашние животные людям».

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам сочинить сказку «Какую пользу приносят домашние животные людям».

- Собрались однажды домашние животные и начали рассуждать, кто из них какую пользу приносит. Собака пролаяла: «Я сторожу дом» (продолжают дети). Кошка промяукала…(я ловлю мышей). Корова промычала…(у меня самое вкусное молоко). Коза проблеяла…(моё молоко очень полезно). Лошадь заржала…(а я перевожу мелкий груз). Свинья захрюкала…(я даю человеку мясо). А овечка заблеяла…(из моей шерсти вяжут самые тёплые варежки).

-Сделаем вывод: все животные важны и каждый из них приносит огромную пользу для людей.

11.Презентация «Домашние животные и их детеныши».

.

12.Итог занятия.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи "Домашние животные"

Тема занятия: «Домашние животные»

Цели: Продолжать развитие словаря по теме «Домашние животные».

Развитие связной речи, учить связному монологическому высказыванию.

Совершенствование навыка пересказа.

Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных и употребление в речи предлогов ЗА, ИЗ-ЗА).

Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопередачи, тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи).

Развитие зрительного внимания мышления, творческого воображения, подражательности.

Воспитание любви к домашним животным, наблюдательности.

Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных, продуктов питания; изображения забора и куста; сюжетная картинка «Ферма».

Ход занятия

Организационный момент.

1.Игра «Узнай по голосу». Ход игры.

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных. Воспитатель: Сейчас вы должны отгадать животных по их голосам. Слушайте внимательно. Узнав животное по голосу, ребенок показывает картинку. Голоса, каких животных вы слышали? (ответы детей)

Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Какие животные есть у вас дома? Дети: Кошка, собака.

Воспитатель: Каких животных можно увидеть в деревне, на ферме? В деревне можно увидеть корову, лошадь, свинью, овцу, курицу ,кролика…и пр.

Воспитатель: Как их можно назвать одним выражением?  Дети: Их можно назвать домашние животные.

Воспитатель: Мы сегодня поговорим о домашних животных.

Основная часть.

Выявление знаний по теме.

2.Игра «Кто спрятался?» Ход игры. На доске укреплены изображения забора и куста, из-под и из-за которых видны разные части животных.

Воспитатель: Как вы думаете, какие домашние животные спрятались за забором и за кустом? Почему?

1-й ребенок. За кустом спрятался кот, потому что из-за куста торчит кошачий хвост.

2-й ребенок. Еще за кустом спрятался кролик, потому что из-за куста торчат кроличьи уши.

3-й ребенок. За забором спрятался бык, потому что из-за забора видна бычья голова и бычьи рога, а из-под забора видны бычьи копыта.

4-й ребенок. Еще за забором спрятался конь, потому что из-за забора торчит конский хвост, а из-под забора торчат тонкие копыта. И т. Д

Воспитатель : Посмотрите на картины, изображающие домашних животных. Чем отличаются животные друг от друга? Дети: Животные отличаются по своему внешнему виду.

Воспитатель: Зачем люди держат домашних животных? Животные приносят человеку пользу. Корова даёт молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит груз и катает людей. Коза даёт молоко, шерсть, мясо. Овца даёт мясо, шерсть. Свинья даёт мясо, сало, кожу.

Воспитатель: Почему их  назвали домашними животными? Дети: Они живут рядом с человеком.

3.Игра «Кого чем угостим?». Ход игры.

Воспитатель. Я хочу проверить, знаете ли вы, чем нужно кормить домашних животных. Изображения домашних животных: собаки, кошки, коровы, лошади, кролика, свиньи; карточки: молоко и рыба; морковь, капуста и трава; сено и овес; мясо и косточка; овощи; сено и клевер.

Ход игры. На доске предметные картинки с изображением угощений для разных животных. У детей — изображения этих домашних животных. Дети должны найти угощение для своих животных.

Например: У меня коза. Я дам козе свежую траву.

У меня кот. Я напою кота молоком и накормлю рыбой.

У меня корова. Я накормлю корову сеном и клевером.

У меня лошадь. Я угощу лошадь сеном и овсом. И т. п.

Физкультминутка

Маленький кролик, пушистый кролик

Всех нас смеяться заставил до колик

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Ах, как смешно его ушки торчали!

Мы хохотали, души в нём не чая,

Но, на опушке заметив лису,

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

Дети скачут, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вправо-влево

Останавливаются, держаться за животики

Сначала прыгают на лев ноге, потом – на правой

Делают «ушки» из ладошек

Опять держаться за животики

Смотрят из –под руки

Дети машут рукой.

 4.Игра «Кто где живет»

Воспитатель: Знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных животных.

Где живут животные? Лошадь в конюшне. Корова в коровнике. Коза в хлеву. Свинья в свинарнике. Курица в курятнике. Собака в конуре, будке. Кошка в доме. овца в   овчарне.

5.Дидактическая игра «Кто кем был» Ход игры.

На доске  вывешены картинки « фото» детенышей домашних животных, воспитатель  показывает  картинку взрослого животного, а дети и узнают его «детское фото» вывешенное на доске, и проговаривают. Корова была  теленком. Овца была ягненком. Лошадь жеребенком. Собака была щенком. Коза козленком. И т.д.

6.Игра – упражнение «Угадай животное по описанию» Ход игры.

Воспитатель: Большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная, злая, вислоухая. Дети: Собака. Один из детей показывает собаку, и повторяет все слова- признаки. То же делается со всеми другими животными.

Воспитатель: Спокойная, большая, ласковая, грустная, рогатая, бодливая. Дети: Корова.

Воспитатель: Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, гривастая. Дети: Лошадь.

Воспитатель: Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная. Дети: Свинья.

Воспитатель Кудрявая, короткохвостая, глупая. Дети: Овца.

Воспитатель: Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, мурлыкающая. Дети: Кошка.

Воспитатель: Гладкошерстная, тонконогая, рогатая, бодливая, остромордая, бородатая, спокойная. Дети: Коза.

7.Составление рассказа 

Воспитатель: А сейчас ребята вы будете, составлять рассказ в этом вам поможет схема.

Вы должны, сказать какое животное. Назвать части тела. Где живёт ваше животное. Чем питается. Назвать детёнышей ваших животных. Вы должны, сказать какую пользу приносит ваше животное человеку.

Примерный рассказы.

1.Я хочу рассказать о собаке. У неё есть туловище, голова, ушки, глазки, рот, лапы и хвост. Собака – домашнее животное. Её дом называется конура. Питается собака косточками, кашей, супом. Детёныши называются – щенки. Собака лает. Она приносит пользу человеку – сторожит дом.

2.Это баран. Баран — домашнее животное среднего размера. У него крепкое туловище, большая голова,стройные ноги, коротенький хвостик. На голове у барана — толстые рога. Тело барана покрыто густой кудрявой шерстью. Баран дает человеку мясо, шерсть, шкуру. Человек кормит барана сеном, травой. Дети барана — ягнята.

 Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Что понравилось?

Анализ занятия.

Оценка работы детей: Вы сегодня отлично потрудились, составили замечательные рассказы. Справились со всеми заданиями. Молодцы!

 

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия по развитию речи "Домашние животные"

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

По лексической теме: «Домашние животные»

 

Цель: Закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные”;

расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений;

продолжать учить разгадывать загадки;

развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику; развивать связную речь;

воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Методы и приёмы:

Вопросы, рассказы детей, игра – путешествие, дидактические игры, разгадывание загадок.

Оборудование: «цветик - семицветик », 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением домашних животных, фланелеграф, волшебная палочка, игрушка – котёнок, прищепки.

 

                             Ход занятия.

 

Воспитатель: Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в страну Умных игр.

- Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

 

Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.

 

Воспит.: а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.

 

Загадка:

Я по рельсам быстро мчал,

Шпалы все пересчитал.

На вокзал тебя привёз,

Знаешь , кто я?... ( паровоз)

 

Воспит.: Правильно. Это паровоз.  Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто назовёт домашнее животное.

 

(Дети называют животных и садятся на места)

 

Воспит.: Вот, ребята, мы и приехали в страну Умных игр.Посмотрите какая красивая цветочная поляна и цветы растут все разные красные, синие, желтые.... Посмотрите, какой необычный  цветок. А вы знаете, как он называется?

 

Дети: цветик – семицветик

 

Воспит.: правильно, а кто знает, почему он так называется?

 

Дети: у него 7 лепестков разного цвета.

 

Воспит.: да, этот цветок непростой, в нём скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо выполнить все задания.Где-то здесь должны быть конверты с заданиями... Помогите мне их найти.(находят) Давайте расставим  конверты по порядку... какой конверт у нас будет на первом месте? Правильно, с цифрой 1...  Витя, найди  конверт с цифрой 1... Какой на втором? И т.д.

 

Конверт № 1

 

Задание “Угадай-ка!”

 

Воспит.: Я загадаю вам загадки, а вы их будете отгадывать.

 

1. У меня есть пятачок,

 Вместо хвостика – крючок,

 В луже я лежать люблю

 И похрюкивать: “Хрю, хрю!”

(свинья)

Настя, иди, найди отгадку на картинке. Покажи ребятам...

 

2. Хоть и бархатные лапки,

 Но зовут меня “царапкой”,

 Мышек ловко я ловлю,

 Молоко из блюдца пью.

(кошка)

 

3. На цепи сижу,

Дом хозяйский сторожу

(собака)

 

4. Голодная – мычит,

Сытая – жуёт,

Всем ребятам

Молока даёт.

(корова)

 

5. Я скачу быстрее ветра,

Хвост и грива у меня.

Отгадайте, кто же я?

(лошадь)

 

6.Ме – ме - ме  пою я звонко

И колю рогами колко.

( коза)

7. Шуба тёплая на мне

И пою я бе-бе-бе.

( овца)

 

- Как можно назвать этих животных одним словом?

 

- Правильно,это домашние  животные . С заданием вы справились,  открываем первый лепесток...

 

Конверт №2.

Задание «Кто где живёт?» (игра с мячом)

А сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч и называть животное , а вы должны поймать мяч и ответить, где это животное живёт.

 

-Где живёт лошадь? - в конюшне

-Собака - в конуре

-Свинья – в свинарнике

-Кошка – в доме

-Корова – в хлеву, в коровнике

-Коза – в хлеву

-Овца – в овчарне.

  (открываем лепесток с цифрой 2).

 

Конверт № 3

Мы с вами назвали домашних животных, узнали, где они живут,а теперь нужно назвать у кого какой детёныш.

 

Задание « У кого какой малыш»

У коровы – теленок

У свиньи – поросёнок

У собаки – щенок

У кошки – котёнок

У лошади – жеребёнок.

У овцы – ягнёнок

У козы – козленок

.

(Открываем лепесток с цифрой 3).

Конверт № 4.

А сейчас я предлагаю вам станцевать весёлый танец и немного отдохнуть

Физминутка  №  « Топни-хлопни»

 

 (открываем лепесток с цифрой 4).

 

Конверт № 5

Задание «Угадай чей хвост?

Это задание очень трудное, я буду показывать только хвост животного, а вы должны будете назвать кому этот хвост принадлежит

 

( показ картинок)

(Открываем лепесток с цифрой 5).

 

Конверт № 6 А теперь задание №6. Уверена, вы все с ним справитесь без труда!

 

Задание «Кто как кричит?»

Корова – мычит

Собака – лает

Кошка – мяукает

Лошадь - ржёт

Свинья –хрюкает

Овца – блеет

Коза – блеет

( открываем лепесток с цифрой 6).

 

Конверт № 7. Ой, ребята, вы слышите? Кто это плачет?  Он наверно, заблудился и потерял свою маму... ( вносит игрушку котёнка, подносит  к детям, даёт погладить) Посмотрите какой он хорошенький... давайте его успокоим... Какими ласковыми словами мы будем его успокаивать? ( если дети затрудняются, воспитатель говорит первым: не плачь ,усатенький...)

Задание «Успокой котёнка»- котенок плачет, дети успокаивают его ласковыми словами. (маленький, пушистенький, ласковый, усатенький, хорошенький и т. д.)

А чтобы котёнок совсем успокоился, давайте  позовём его друзей и все вместе поиграем...(раздаёт детям котят на прицепках). Смотрите, какие забавные котятки... Они такие шалуны... кусаются... (показывает) А теперь повторяйте за мной.

Пальчиковое упражнение « Котёнок» ( с прищепкой)

 

Кусается сильно котёнок – глупыш,

Он думает это не палец, а мышь (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: « Кыш»

 

- Поиграли мы с котёнком, он и успокоился, ему стало весело. А нам пора открывать последний лепесток. Так вот какой сюрприз здесь спрятан!!! ( угощает конфетами)

Я  хочу сказать вам, ребятки, что вы все “МОЛОДЦЫ”:справились со всеми заданиями. А теперь нам пора в детский сад, а что же делать с котёнком?

Давайте возьмём его с собой.

Садитесь в вагончики, поезд отправляется в детский сад! ( Воспитатель встаёт впереди, дети –сзади «паровозиком» , уезжают в группу.

 

 

 

 

nsportal.ru

Конспект НОД по речевому развитию "Домашние животные"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

«Домашние животные»

Самойлова Елена Ивановна

Воронеж

2016

Цель: развивать связанную речь при закреплении знания детей о домашних животных.

Задачи:

  1. Расширять и закреплять словарь по теме «Домашние животные»;

  2. Совершенствование грамматического строя речи;

  3. Продолжать учить разгадывать загадки;

  4. Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;

  5. Закреплять умение составлять рассказ – описание, развивать связную речь;

  6. Воспитывать бережное доброе отношение к животным;

  7. Развивать преобразование существительного множественного числа.

Тип занятия: занятие - путешествие

Форма занятия: групповая

Продолжительность: 30-35 минут

Участники: обучающиеся старше группы

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Оборудование и материалы: конверты пронумерованные, игрушка собаки, письмо от почтальона Печкина, мячик, картинка животного и детеныша, картинка или серия картинок, картинка порезанная на пазл, фотография Дяди Федора.

Предварительная подготовка:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением домашних и диких животных;

  • Рисование на тему « Мой питомец»;

  • Разгадывание загадок на тему «Животные»;

  • Чтение рассказов В.В. Бианки.

Методы и приемы работы с детьми: вопросы, рассказы детей, игра-путешествие, физкультминутки, разгадывание загадок.

Структура занятия:

Приветствие

Вступление (письмо, отправка в путешествие)

1-2 минуты

3-5 минут

Основной

Задания 1 конверт

2 конверт

3 конверт

Физкультминутка «Вышел кот погулять…»

4 конверт

5 конверт

6 конверт

5-7 минут

3-5 минут

3-5 минут

1-2 минуты

5-7 минут

5-7 минут

5-7 минут

Заключительный

Подведение итогов, выявление что нравиться, не нравится

3-5 минут

Ход занятия:

I этап. Организационно-подготовительный

Приветствие (дети стоя в кругу)

Здравствуй правая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

качаем руками.

Воспитатель : Ребята сегодня утром к нам в сад пришло письмо от почтальона Печкина. Послушайте, что он нам написал: «Здравствуйте ребята! Помните дядю Федора, так вот он отправился в путешествие по соседним деревням и заблудился в одной из них. Помогите мне его отыскать, а то один я не справлюсь. Я думаю вы смелые активные и быстро найдете его. Большое вам спасибо. Ваш почтальон Печкин».

Ребят! Поможем почтальону Печкину?

Тогда мы отправляемся в путешествие в деревню. Для начала давайте подумаем, на чем можно путешествовать?

Дети: На машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т.д.

Воспитатель: (дети стоят в кругу) А мы с вами поплывем через моря (имитация движения пловца), полетим сквозь облака (руки в стороны расставив приговаривать «Жжжжжж»), а потом пойдем пешком через запад на восток, и присядем и подпрыгнем - мы вокруг себя все видим.

II этап. Основной

Ребята! Наконец мы добрались до деревни, смотрите здесь нас встречает Шарик (показать игрушку собаки).

Шарик: Здравствуйте, ребята, хорошо, что вы пришли. Я здесь обстановку разведал и мне сказала, что мы сможем найти Дядю Федора если выполним задания которые находятся в этих конвертах (дает 5 конвертов- пронумерованных). Вы готовы их выполнить?

1конверт

Воспитатель: Нужно нам угадать, нужно узнать,

И кто «Четвертый лишний» нужно назвать.

Сейчас я вам буду называть четыре слова, вы должны будете определить какое слово лишнее и объяснить почему.

  • Баран, белка, собака, кошка

  • Лиса, собака, корова, лошадь

  • Коза, волк, овца, свинья

  • Конь, козёл, корова, медведь

  • Ёж, корова, собака, лошадь

  • Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок

Молодцы, справились с заданием!

За выполнение задания – дается пазл и приклеивается на картон.

Воспитатель: Ребята, скажите те животные которые остались, что это за животные?

Дети: домашние

Воспитатель: правильно ребята!

2 конверт

Воспитатель: 2 задание состоит в следующем, я задаю вопрос и передаю мячик кому-нибудь. У кого он окажется, тот и отвечает.

  • Где живёт лошадь? - в конюшне

  • Собака - в конуре

  • Кролик - в клетке, в крольчатнике

  • Свинья – в свинарнике

  • Кошка – в доме

  • Корова – в хлеву, в коровнике

  • Коза – в хлеву

  • Овца – в овчарне

Молодцы, вы справились и получаете следующий пазл. А скажите какая цифра идет после 2?

Найдите конверт с этой цифрой.

3 конверт.

Воспитатель: Следующее наше задание это игра, но не простая. Вам нужно слушать внимательно, и отвечать правильно.

Игра «Кто какой голос подает?»

-Корова хрюкает? (нет, корова мычит)

-Покажите, как мычит корова (громко, низким голосом)

-А как, подаёт голос свинья? (свинья хрюкает)

-А собака? (собака лает). Покажите, как лает собака.

-Какой голос подаёт лошадь? (лошадь ржёт). Повторите, пожалуйста, новое слово «ржёт».

-Ребята, а какой голос подаёт овца? (бе-е бе-е)

-Овца блеет повторите, пожалуйста, ещё одно новое слово «блеет». Какой голос подаёт овца? (овца блеет)

- А кошечка ей в ответ что скажет? (мяу-мяу). Правильно, кошечка замяукает.

Воспитатель: Молодцы, вот держите следующий пазл.

Физкультминутка «Вышел кот погулять…»

Вышел кот погулять хочет с нами поплясать

Вы скорее выходите вместе с котиком пляшите.

1-подняться, подтянуться,

2- согнуться, ног коснуться,

3- присесть,

4- прыгнуть,

5- тихонько спинку выгнуть,

6- на место тихо сесть.

4 конверт.

Воспитатель: Следующий конверт под цифрой 4. И там нас ждет задание «Назови ласково». (требуется картинка с изображением какого-либо животного и его детеныша). Воспитатель просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик. В конце выдается пазл.

5 конверт.

Воспитатель: В этой деревне все любят слушать интересные рассказы, истории. Давайте попробуем составить рассказ по картинке, которую они нам дали. (показывается картинка и предлагается внимательно ее рассмотреть).

Вопросы:

1.Придумайте кличку кошке.

2, Какого цвета кошка?

3. Какая шерстка у кошки?

4. Какие части тела есть у кошки?

5. Какое у нее настроение?

6. Почему она грустная?

7.Что надо сделать, чтобы кошка стала радостной, веселой?

Воспитатель просит детей отвечать полными предложениями

Для составления описательного рассказа можно использовать серию картинок. Ребенок составляет рассказ по желанию. (выдается пазл)

Пальчиковое упражнение «Котёнок»

Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Воспитатель: Поиграли мы немножко и пора нам открывать последний конверт.

6 конверт.

Воспитатель: А задание такое: поиграть  в игру « Доскажи словечко».

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло. 

 Ребятишек радует

Цветная … (радуга).

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень … (жарко).

Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет) (выдается пазл)

Воспитатель: Мы с вами открыли все конверты и собрали все пазлы и у нас получилась вот такая картинка. (цветик семицветик). Давайте загадаем желание, чтобы Дядя Федор оказалась дома в Простоквашино!?(загадываем желание).Давайте посмотрим, вернулся ли Дядя Федор? Показывается фотография, где Дядя Федор дома в деревне.

III этап. Заключительный

Я  хочу сказать вам, что вы все «Молодцы». Вы прекрасно справились со всеми заданиями. А теперь нам пора в детский сад. Поплывем через моря (имитация движения пловца), полетим сквозь облака (руки в стороны расставив приговаривать «Жжжжжж»), а потом пойдем пешком через запад на восток, и присядем и подпрыгнем - мы вокруг себя все видим.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Кого на удалось найти? Какое задание понравилось больше всего?

Литература:

  1. http://www.maam.ru/

  2. http://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-po-teme-domashnie-zhiv

  3. В.В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Приложения:

  1. Животное и его детеныш

  2. Картинка для составления рассказа

  3. Картинка для пазла

  4. Фото Дяди Федора в деревне

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему "Домашние животные"

Конспект НОД по развитию речи на тему «Домашние животные» в старшей группе.

Воспитатель ГБОУ СОШ с.Алексеевка, детский сад «Светлячок» Сергеева Лариса Васильевна.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Задачи:

  1. Активизация словаря по теме «Домашние животные»: овца-блеет; лошадь-ржет; корова- мычит («Речевое развитие»).
  2. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; умение образовывать множественное число существительных; упражнять в подборе слов-действий («Речевое развитие»).
  3.  Совершенствовать слуховое восприятие с помощью чистоговорок на автоматизацию слога: за; зу; зы («Речевое развитие»).
  4. Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки; упражнять в построении грамматически правильных предложений («Речевое развитие»).
  5. Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки. («Речевое развитие»).
  6. Закрепить и уточнить знания детей об особенностях жизни домашних животных, их пользе для человека («Познавательное развитие»).
  7. Развивать умение детей активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. («Социально-коммуникативное развитие»).
  8. Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

-практические: игра психологической направленности «Приветствие», дидактические игры «Один-много»; «У кого кто?»; «Чей? Чья? Чьё?»; «Кто что ест?»; «Четвертый лишний», игра-драматизация «Кто самый нужный для человека», физкультминутка «Хозяюшка», подвижная игра «Барашек»;

-наглядные: рассматривание картины «Домашнее подворье», работа с интерактивной доской, презентация.

-словесные: загадывание загадок, беседа по картине, вопросы, обсуждения, чистоговорки.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, картинки с домашними животными, маски домашних животных (по количеству детей).

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Хозяюшка», подвижная игра «Барашек».

Игровая

Дидактические игры «Один-много»; «У кого кто?»; «Чей? Чья? Чьё?»; «Кто что ест?»; «Четвертый лишний»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций (найди лишнее животное)

Коммуникативная

Игра психологической направленности «Приветствие», отгадывание загадок, вопросы, проговаривание чистоговорок.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Рассматривание картины «Домашнее подворье», игра-драматизация «Кто самый нужный для человека».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель организует игру психологической направленности «Приветствие» (1 минута)

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети выполняют действия соответственно словам воспитателя.

Соотносят движения с текстом

2.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Домашнее подворье», беседа с детьми о домашних животных:

- Кого вы видите на картине?

- Какие это животные?

- Почему их называют домашними?

- Каких домашних животных вы знаете?

Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем, рассматривают картину.

Отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

3.

Воспитатель активизирует детей в разгадывании загадок. Просит назвать всех членов семьи.

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки.

 (Кошка)

Заворчал живой замок, 
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! /Собака/

Лежит замарашка 
В щетинистой рубашке. 
Хвост крендельком, 
Нос пятачком, 
Ничем не больна,
А все стонет она.

(Свинья)

Стоит гора, спереди - вилы, а сзади - метла. (Корова)

С бородой, а не старик, 
С рогами, а не бык, 
Доят, а не корова, 
Лыко дерет, 
А лаптей не плетет. (Коза)

Дети отгадывают загадки. Называют всех членов семьи домашних животных

Узнают по признакам животных, знают членов семьи, решают логические задачи.

4.

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний».

Овца, лиса, корова, кошка.

Лошадь, кролик, тигр, коза.

Дети устанавливают сходства и различие животных, сравнивают и обобщают свои знания о домашних животных.

Выстраивают логические цепочки. Умеют классифицировать.

5

Воспитатель с помощью дидактической игры «Один-много» активизирует детей к деятельности и просит назвать одно животное и много животных.

Корова. Овца.

Коза. Свинья.

Дети образовывали множественное число существительных:

«Коровы», «Овцы», «Козы», «Свиньи».

Правильно образуют множественное число существительных.

6

Воспитатель стимулирует познавательную активность с помощью вопросов: Каких животных вы еще видите?

Дети анализируют вопрос и отвечают на него

Умеют отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением.

7

Воспитатель с помощью дидактической игры «У кого кто?» активизирует детей к деятельности и просит назвать домашних животных и их детенышей, которые находятся на домашнем подворье.

Корова с-,

Коза с-,

Лошадь с-,

Свинья с-,

и т.д.

Дети рассматривают картину, вспоминают и называют детенышей домашних животных:

с теленком

с козленком

с жеребенком

с поросенком

Произносят названия домашних животных. Грамматически правильно отвечают на вопросы.

8

Воспитатель предлагает детям сделать физкультминутку: «Хозяюшка».

Дети имитируют движения животных по тексту.

Соотносят движения с текстом

9

Детеныши так обрадовались, вам ребята, солнышку, ласковому ветерку, что они разыгрались, им стало весело.

Как вы думаете, что они будут делать?

Котенок-

Ягненок-

Жеребенок-

Дети подбирают слова действия

- мяукает, бегает, царапается, прыгает, блеет, скачет, ржет, играет

Упражняются в подборе слов-действий. Произносят глаголы, обозначающие действия животных (блеет, ржет)

10

Воспитатель организует логоритмическую паузу и предлагает проговорить чистоговорки про домашних животных.

За-за-за - идет коза,
Зы-зы-зы - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу - веду козу,
Зой-зой-зой - козлята с козой.

Дети проговаривают за воспитателем.

Совершенствуют слуховое восприятие и четко произносят звук «З» в чистоговорках.

11

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Чей? Чья? Чье?»

Мой знакомый художник нарисовал одну картину:                                                               Посмотрите, что за зверь»

Я глазам своим не верю

Чьи рога, чья голова?

Узнаю едва, едва.

Что тут так, а что не так?

Получился кавардак.

Звери разные у нас, разберемся мы сейчас?

У этого животного голова чья?

-Туловище чье?

-Лапы чьи?

 -глаза чьи?

-хвост чей?

-уши чьи?

Дети анализируют вопрос и отвечают на него образуя притяжательные прилагательные

-кошачья

-поросячье

-собачьи

-овечьи

-лошадиный

-поросячьи

Правильно образуют притяжательные прилагательные.

12

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Барашек». С помощью считалочки выбирают водящего.

Дети выполняют действия в соответствии с правилами игры, четко и ясно произносят слова игры, сочетают с движением.

Четко произносят слова игры, сочетают слова с движением.

13

Воспитатель создает проблемную ситуацию с помощью вопросов. Животные погуляли и захотели кушать. Давайте их покормим.

На доске появляются картинки с угощениями для животных, дети должны выбрать и угостить животное правильно.

-Чем угостим собаку, кошку, корову, лошадь, овцу?

Дети анализируют вопрос и отвечают на него. (Собаку угостим мясом. Кошку угостим рыбой. Корову угостим сеном. Лошадь угостим овсом. Овцу угостим травой).

Умеют отвечать на вопросы полным предложением с употреблением творительного падежа имен существительных.

14

Воспитатель оказывает содействие в организации игры-драматизации «Кто самый нужный для человека?»

Собрались однажды домашние животные и начали спор, кто из них самый нужный для человека. Давайте поможем животным разрешить спор.

Собака сказала- Я самая нужная, потому что ….

Кошка сказала, я самая нужная, потому что…

Корова промычала, я самая нужная, потому что…

Овца сказала,

я самая нужная, потому…

и т.д.

Дети в масках домашних животных подходят к воспитателю (хозяйке) и говорят по ролям

- Я охраняю дом, спасаю людей, пасу скот.

- Я ловлю мышей, мурлыкаю, лечу людей.

- Я даю человеку молоко, из молока делают творог, масло, кефир.

- Человек из моей шерсти прядет пряжу.

Грамматически правильно составляют предложения. Знают какую пользу приносят для человека домашние животные.

15

Подводит итог всей деятельности.

Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Делают выводы, обобщают.

Приложение

Дидактический комплекс

ЗАГАДКИ

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки. (Кошка)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! /Собака/

Нос пятачком, а хвост крючком. (Свинья)

Рогатый, бородатый,

На лужок побежал,

«Ме-е!» — закричал. (Козел)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завиты рога. (Баран)

Не спеша шагает с речки,

В шубе ей тепло, как в печке.

Подойдет она к избе

И зовет меня: «Бе-бе»! (Овца)

Шубу теплую в колечках, носит тихая... (Овечка).

Для него горючее - овес. (Конь)

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.

Кто это? (Конь)

«ХОЗЯЮШКА»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения

Наша-то хозяюшка (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка (Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.)

Моет языком.

Хрюшка собирает (Присели, наклоняют ритмично голову.)

Крошки под окном.

По столу котище (Встали, правой рукой делают движе¬ния к себе.)

Лапою скребет,

Половичку козочка («Метут» пол.)

Веничком метет.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «БУРЁНУШКА»

Дай молочка, Бурёнушка, (Дети показывают, как доят

Хоть капельку – на донышке. корову.)

Ждут меня котятки, (Делают “мордочки” из

Малые ребятки.         пальчиков.)

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному

Творогу немножечко, пальчику на обеих руках.)

Масла, простоквашки,

Молока для кашки.

Всем даёт здоровье (Снова “доят”.) Молоко коровье.

Игра с мячом «Закончи предложение».

Например: — В стаде много... (коров).        

В табуне много... (коней).        

В доме много... (кошек).        

В свинарнике много... (свиней).        

Доярка доит... (коров).

Конюх поит... (коней). И т. д.

Педагог начинает предложение и бросает мяч. Ребенок ловит мяч и заканчивает предложение.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

МОИ ДРУЗЬЯ

Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Формировать гуманное отношение к ним.

Игровое задание. Накормить своих друзей - животных.

Правила игры. Выбрать корм для определенного животного.

Материал. Игрушки или большие картинки с изображением домашних животных. Маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.

Игра. В начале игры детям читает стихотворение С. Капутикян «Маша обедает». Игрушки или большие картинки расставляются так, чтобы они были хорошо видны. Под ними разложены маленькие картинки, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, педагог просит детей накормить их, подражать голосам животных. Дети должны задуматься: «Почему животные, хотя и голодны, не едят?» Оказывается, они едят строго определенный корм. Дети должны помочь накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие, и наоборот. При этом дети должны имитировать звуки, которые издают те или иные животные.

 

Дидактическая игра "Назови ласково".

Речевая задача          - обучение образованию существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов;

- обогащение        словаря        однокоренными словами.

Материал - фишки.

Ход игры: "Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится. Давайте назовем их ласково". Дети образуют ласковые слова. За каждое ласковое слово - картинка. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок. Игрок: "Собака - собачка, собаченька, собачушка".

Дидактическая игра "Кто, где живет".

Цель           - учить   различать домашних животных;

- учить классифицировать домашних животных по месту обитания.

Речевая задача - обогащение словаря детей названиями хозяйственных построек;

- употребление    существительных в предложном     падеже     единственного числа.

Материал - мяч.

Ход игры: Приходит Незнайка.  Он не знает, где живут домашние животные. Предлагается детям назвать, где    живут    домашние    животные. Воспитатель бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, должен   назвать, где живет   домашнее животное. Игрок: "Собака живет в конуре.

Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Свинья живет в свинарнике".

Дидактическая игра "Поймай, скажи".

Цель - знать, как подают голос разные животные.

Речевая задача          - обучение детей правильному употреблению глаголов 3-го лица, единственного числа, настоящего времени;

- расширение глагольного словаря.

 Материал - мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг.  Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие того животного. Например: "Корова - мычит. Собака - лает. Кошка - мяукает. Свинья -хрюкает".

Дидактическая игра "Кто больше назовет действий".

Цель - знать, что могут делать животные.

Речевая задача         - обогащение глагольного словаря;

- обучение детей правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного числа.

Материал – картинки с изображением домашних животных

Ход игры: На игру приходит Незнайка и приносит с собой картинки. Задание детям – подобрать слова, обозначающие действия изображенного животного. Дети делятся на две группы. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий.

Игрок: «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится.

 Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко».

Подвижные игры

Мыши и кот

Дети – мыши сидят в норках (на скамейках или стульях, поставленных вдоль стен или по сторонам площадки). В одном из углов площадки сидит кот (роль кота исполняет воспитатель). Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях). После того как все мыши вернутся в норки, кот ещё раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.

Указания. Из норок мышки могут выбегать, только когда кот закроет глаза и заснёт, а возвращаться в норки – после того как он проснётся и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали из норок. Можно использовать и кошку – игрушку. Норками могут быть также кубики, на которые дети не должны взобраться.

Лохматый пёс

Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперёд руки. Остальные малыши гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувший нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим.

И посмотрим, что – то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произнося его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними, старается схватить кого – нибудь. Когда все разбегутся и спрячутся, пёс опять ложится на землю, и игра возобновляется. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Указания. Если пса изображает воспитатель, то он засыпает сидя на стуле или скамейке.

П/и «Волк и Коза» - Латвийская народная игра.

Описание игры. По считалке дети выбирают волка и козу, остальные – пастухи. Взявшись за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза. Волк должен поймать козу, но попасть в круг он может только через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а коза – в любом месте. Когда волк поймает козу, игра начинается с начала. Выбирается новый волк и коза.

Правила игры: Волк ловит козу только в кругу, а коза за пределы круга выбегать не может.

П/и «Барашек» - Молдавская народная игра.

Описание игры. Играющие стоят в кругу, а барашек – внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

«Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!»

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.

Правила игры: Разбегаться можно только после окончания слов. Осаленные игроки останавливаются и замирают на месте.

Считалочки

Шёл баран 
По крутым горам, 
Вырвал травку, 
Положил на лавку. 
Кто её возьмёт 
Тот и вон пойдёт.

Один поросёнок пошёл в магазин, 
другой поросёнок остался один. 
Раз, два, три, водой будешь ты!

Сидит котик в холодочке,
Во зелёном во садочке. 
Лапкой чешет серый ус, 
Но его я не боюсь! 
Хвостиком туда-сюда крутил, 
Мышку серую словил. 

Чистоговорки, скороговорки.

За-за-за - идет коза,
Зы-зы-зы - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу - веду козу,
Зой-зой-зой - козлята с козой.

У тридцати трех полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.

Раз пришел баран на поле,

там бурьяна было вволю.
В поле побывал баран-
с поля весь пропал бурьян.

Два щенка щека к щеке
грызли щетку в уголке.

За-за-за, за-за-за –здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы-мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу-отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за-залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу-привязали мы козу.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Домашние животные и их детеныши»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №20

«Детский сад комбинированного вида»

Конспект занятия по развитию речи

«Домашние животные и их детеныши»

 

Выполнила воспитатель:

Михайлова Людмила Анатольевна

Кемерово, 2017

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Домашние животные и их детеныши»

Возраст: Старшая группа

Цели:

  • закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные”;
  • расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений;
  • продолжать учить разгадывать загадки;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • закреплять умение составлять рассказ – описание, развивать связную речь;
  • воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поиграем в лошадку! Сели, приготовились и поехали!

Гимнастика для языка «Лошадка»

Воспитатель: Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать.

1. У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: “Хрю, хрю!”
(свинья)

2. Я маленькая, белая
Пушистая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки
(овца)

3. Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня “царапкой”,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
(кошка)

4. Бородатый и рогатый
Заберётся в огород
Съест капусту и укроп.
(козёл)

5. Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
(собака)

6. И сметану и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пёстрая…
(корова)

7. Кто я, догадайтесь сами.
Я везу зимою сани, 
Что легко скользят по снегу,
Летом я везу телегу.
(лошадь)

8. Комочек пуха – длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку.
(кролик)

Воспитатель: Ребята, какие молодцы, все загадки отгадали. Как вы уже догадались о чем пойдет речь сегодня? Правильно о домашних животных а кто это такие? Давайте назовем каких еще вы знаете?

- Почему их так называют - домашние? (Потому, что за ними ухаживает и кормит их человек.)

-Как называется жилище домашних животных? (Скотный двор.)

-Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Шерсть, мясо, кожу, молоко.)

Как вы думаете, всегда ли домашние животные жили рядом с человеком? Правильно, не всегда. Давным-давно все животные были дикими и жили в лесу. Однажды люди нашли там маленького котёнка и щенка, принесли их домой, стали их кормить. Котёнок и щенок выросли и привыкли жить рядом с людьми, приручились. Люди заметили, что с собакой можно ходить на охоту, что собака хорошо сторожит дом, а кошка – ловит мышей. И животным тоже понравилось жить вместе с человеком. Они не убежали в лес, а стали домашними. С тех пор и живут рядом, с людьми.

Физкультминутка

Кот Антошка жил у нас

(встали, руки на поясе),

Он вставал с лежанки в час

(потянулись, руки вверх – вдох),

В два на кухне крал сосиски

(наклоны влево-вправо),

В три сметану ел из миски.

(наклоны вперёд, руки на поясе).

Он в четыре умывался

(наклоны головы к плечам влево-вправо),

В пять по коврику катался

(повороты влево-вправо).

В шесть тащил сельдей из кухни

(рывки руками перед грудью),

В семь играл с мышами в прятки

(хлопки спереди – сзади),

В восемь хитро щурил глазки

(приседания),

В девять ел и слушал сказки.

(хлопки в ладоши),

В десять шёл к лежанке спать

(прыжки на месте),

Потому что в час вставать

(шагаем на месте).

Воспитатель: А теперь, поможем нашим животным найти своих деток. Дети по очереди называют свою маму, детеныша, множественное число  детеныша.

Корова – теленок – телята.

Собака – щенок – щенята.

Кошка – котенок – котята.

Овца – ягненок – ягнята.

Лошадь – жеребенок – жеребята.

Свинья – поросенок – поросята.

Крольчиха – крольчонок – крольчата.

Воспитатель: Молодцы, А какие части тела этих животных вы знаете? (Дети  называют части тела животных)

Игра «Чей. Чья, Чьи»

Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи)

Копыта коровы. Чьи копыта? (Коровьи)

Борода козы. Чья борода? (Козлиная)

Хвост лошади. Чей хвост?(Лошадиный)

Морда кролика. Чья морда?(кроличья)

Лапы кошки. Чьи лапы?(Кошачьи)

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь посмотрите как много у нас животных. Давайте посчитаем.

Игра «1,2,3…10» преобразование существительных с  числительными

Одна корова-две коровы…- пять коров.

Одна коза – две козы… - пять коз.

Одна собака – две собаки…пять собак.

Одна лошадь – две лошади…пять лошадей

Пальчиковая гимнастика

Лошадь весело шагала

Лошадь весело шагала (соединяются большой палец и четыре пальца ладони)

Лошадь весело шагала

Лошадь слоги называла

ЛА-ле-ли-ло-лу (Загибаются поочередно пальцы одной руки)

ЛА-ле-ли-ло-лу (Загибаются поочередно пальцы другой руки)

Игра «скажи наоборот». Подбор антонимов к именам прилагательным

У коровы длинный хвост, а у свиньи (короткий)

У свиньи толстые ноги, а у овечки (тонкие)

У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть (мягкая)

У козы острые рога, а у барана (тупые)

У козла длинная шерсть, а у лошади (короткая)

Воспитатель: Молодцы, давайте теперь посмотрим из каких звуков состоит слово «Котенок». Фонетический разбор слова. Определение количества слогов.

Итог:

Ребята, о ком мы сегодня говорили?

• Что вы узнали о домашних животных?

• Для чего их заводят люди?

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: «Домашние животные»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе:

 «Домашние животные»

Воспитатель: Родионова С.А.

Санкт-Петербург,

2017 г.

Тема: «Домашние животные»

Цель:

I.Образовательные:

1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.

2. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.

3. Развивать умение употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;

4. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;

5. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;

II. Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;

2. Совершенствовать мыслительные процессы;

III. Воспитательные:

Воспитывать любовь к домашним животным;

Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, игрушки диких и домашних животных. Картинки с продуктами питания животных.

Рассказ К.Д. Ушинского «Спор животных».

Ход занятия:

Воспитатель: Сейчас у нас начался новый день. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим дружбу, радостное настроение, пожелаем друг другу всего самого хорошего. И давайте всегда говорить добрые слова, которые никого не обидят, и всегда у вас будет хорошее настроение.

А теперь, девочки, тихонько сядьте, пожалуйста, на свои места. А мальчики ещё тише, чем девочки, сядут на свои места. И улыбнутся друг другу.

Все готовы, все готовы

С нами рядом в дружбе жить

Конь, собака, кот, корова,

И на радость нам служить.

Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

  1. Идет, идет, бородой трясет, травки просит:

«Ме - ме – ме, дайте вкусной мне». (Коза.)

  1. С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

  1. Спереди – пятачок, сзади – крючок,

Посредине – спинка, а на ней щетинка. (Свинья.)

  1. По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран.)
  1. Мягкие лапки

           В лапках царапки

          Воды не знает

          Сам себя умывает. (кот)

Воспитатель: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных.

 (Коза, собака, свинья, баран, конь ,кот)

- Как можно назвать, одним словом этих животных? 

(Домашние животные.)

- Почему их так называют? (Потому, что за ними ухаживает и кормит их человек.)

Воспитатель: Наше следующее задание - «Назови ласково», (играют все по очереди с мячом)

Кот – кошечка

Собака – собачка

Лошадь – лошадка

Овца – овечка (и т.д.)

Физическая минутка:

Осторожно, словно кошка

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь (сели)

А теперь пора проснуться

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я другую выгну,

И совсем пройдусь немножко,

Словно мышка, словно кошка.

Воспитатель: А назовите детенышей домашних животных. Игра «Помоги маме найти своих детенышей»

На столе разложены картинки детенышей домашних животных. Дети делятся на две группы. Дети первой группы берут карточки с изображением взрослых домашних животных – мам, а второй группы – их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают.

Корова – теленок – телята.

Собака – щенок – щенята.

Кошка – котенок – котята.

Овца – ягненок – ягнята.

Лошадь – жеребенок – жеребята.

Свинья – поросенок – поросята.

Крольчиха – крольчонок – крольчата.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Рассели животных». Для этого нам нужно поделиться на две команды.

Правила игры: из обруча, где находятся игрушки домашних и диких животных, нужно переложить в два других обруча (с условными обозначениями диких и домашних животных)

Итог: правильно ли расселили?

Чтение рассказа с последующим обсуждением: (предварительное объяснение слов непонятных детям: соха и борона)

Соха -(пахотное орудие для вспашки земли).

Борона – (орудие для разбивки земельных комков после вспашки (конные грабли).

Рассказ «Спор животных». К.Ушинский:

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек?

Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

Итог:

Ребята, о ком мы сегодня говорили?

• Что вы узнали о домашних животных?

• Для чего их заводят люди?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *