Конспект трудовой деятельности на прогулке в старшей группе – План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Разработка прогулки “Наблюдение за трудом дворника”

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Разработка прогулки "Наблюдение за трудом дворника"

Наблюдение за трудом дворника

Цель: Способствовать развитию у детей знаний о труде взрослых через структурные компоненты прогулки.

Программное содержание

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о профессиях.

2.Совершенствовать словарный запас.

Развивающие задачи:

1.Способствовать умению наблюдать за работой дворника.

2.Расширять представления о труде взрослых.

3.Прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.

2. Воспитывать стремление к порядку и чистоте.

Образовательные области: Коммуникация, социализация, познание, труд, безопасность.

Методические приемы

1.Загадки.

2.Сюрпризный момент.

3.Вопросы поискового характера.

4.Использование наглядности.

5.Проблемная ситуация.

6.Хоровые и индивидуальные ответы.

7.Поощрение активности и самостоятельности.

Предварительная работа

1.Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Профессии».

2.Беседа о профессиях работников детского сада (кастелянша, повар, помощник воспитателя, сторож, плотник, дворник).

3.Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

4.Предварительная беседа с дворником о предстоящей прогулке.

Материал к занятию.

1.Письмо от дворника.

2. Инвентарь, соответствующий детям по возрасту (лопатки, веники, тележка, корзина).

3.Картинки к загадкам.

4. Мяч для игры.

                                                         Ход прогулки

Действия воспитателя:

Действия и ответы детей:

На скамейке веранды лежит конверт, на котором написано: «Для тех, кто любит трудиться».

- Ребята, вы любите трудиться?

- Значит это письмо для нас. Посмотрим, что же в нём.

Здесь загадка, послушайте её и отгадайте.

Он с утра пораньше встанет,

Веник в руки возьмет,

И дорожки подметёт.     Кто это?

- Ребята, как вы думаете, от какого слова образовалось слово «дворник»?

- Я предлагаю вам выучить стихотворение про дворника.

Встанет дворник на заре,

Всё очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

- Ребята, в конверте лежат загадки, они вам подскажут, какие инструменты для работы нужны дворнику.

Загадки

Стоят в один ряд

Острые пальчики.

Цап-царапки,

Подбирай охапки.

В огороде и в саду

Я работу ей найду.

У меня в ладонях сжата,

Чтобы землю рыть…..

Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться –

Только пыль вокруг клубится.

- Молодцы. А сейчас я вас приглашаю познакомиться с нашим дворником и посмотреть, как он трудится.

Дети вместе с воспитателем подходят и наблюдают за работающим дворником.

- Что делает дворник на территории детского сада?

- Какие орудия труда он использует для своей работы?

- Какую работу выполняет дворник весной?

- Нужна ли работа дворника людям и природе?

- Ребята, вы правильно всё рассказали о труде дворника. На территории детского сада всегда чисто и красиво.

- Как мы можем помочь дворнику?

- Предлагаю вам пройти на свой участок и помочь нашему дворнику в уборке территории детского сада.

Трудовая деятельность. Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Дети по указанию воспитателя подметают дорожку на участке, сгребают листья в кучу, собирают палки и ветки, накладывают их в тележку.

- Ребята, вы молодцы. Давайте уберем инвентарь на место и поиграем в игру.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых.

- Ребята, вы сегодня много рассказали о труде взрослых, о том, что необходимо в их работе. Отгадывали загадки, читали стихотворение, помогали дворнику. Вам было интересно?

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ловишка»

Подвижная игра «Ловишка».

Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.

Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом.

- Да.

- Я маме люблю помогать.

- Дворник.

- От слова: двор

Дети повторяют текст за воспитателем.

- Грабли.

- Лопата

- Метла

(Если дети затрудняются с ответами, показываю картинку)

- Дворник подметает дорожки вокруг детского сада.

- У него в руках метла (веник), и мусор он кладет в тележку.

- Подметает, сгребает листья, убирает палки и ветки с участка.

- Да, нужна. Потому что, когда дворник работает, то становится чище.

- Потому что дворник убирает мусор с площадок.

- Мы можем на своем участке подмести.

- Собрать листья в одну кучу.

- Убрать палки и ветки в тележку дворника.

Дети идут на свой участок и разбирают инвентарь.

Дети убирают грабельки, лопатки, корзинку в шкафчик.

Дети встают вокруг воспитателя, ловят мяч, отвечают на вопрос.

Да, интересно.

Список использованной литературы:

  1. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа. – Москва: ТЦ Сфера, 2008
  2. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Воспитатель загадывает детям загадку.
  4. Скручена, связана,
  5. На кол навязана
  6. И по дому пляшет. (Метла.)
  7. Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе с наблюдением за деревьями и кустарниками

Цель:

  1. Закреплять знания об изменениях в природе.
  2. Развивать способность наблюдать за живой природой.
  3. Формировать представление о том, что любое дерево и кустарник – живое существо.
  4. Формировать познавательно – исследовательские знания и умения

детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.

- Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.

-Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.

- Воспитывать познавательский интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве. Воспитывать любовь, доброе отношение к природе.

Предварительная работа:

Наблюдения за деревьями и кустарниками. Беседа «Весна – красна». Заучивание стихотворений.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята, берем с собой заранее наблюдательность и вежливость, а главное – внимание. Встали все полукругом. А у нас гости. Давайте с ними поздороваемся, поприветствуем гостей. А также поприветствуем солнце, небо и друг друга:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Ребята, отгадайте мою загадку и узнаете, о чем мы с вами будем сегодня беседовать:

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек ( дерево).

Дети читают стихотворение:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Что происходит с деревьями весной?

Какое строение имеют все деревья и кустарники?

Чем покрыт ствол дерева?

Зачем нужна кора деревьям?

Назовите, какие деревья вы видите перед собой?

Чем дерево отличается от кустарника?

Зачем нужны деревья?

Как люди должны заботиться о деревьях?

Подвижная игра «Семена»

Распределение ролей с помощью считалки (выбирается «ветер», «солнце», «дождик»).

Воспитатель:

В маленьком семени

Спряталось растение.

Что должно произойти,

Чтоб оно могло расти?

Что же нужно семенам?

Дети: Почва!

Ветер, ветер, помоги,

Нас с дерева унеси.

Выбегает «ветер», «семена» разбегаются.

Воспитатель: Что ж вы не растете?

Дети: Нам нужны тепло и свет!

Солнце, солнце, помоги,

Чтобы мы расти могли.

Выходит «солнце»

Воспитатель: Что вам еще нужно?

Дети: Вода!

Дождик, дождик, помоги,

Чтобы мы расти могли.

Выходит «дождик».

Воспитатель:

Есть у вас земля,

Есть у вас вода,

Есть у вас тепло и свет,

Пора вам прорастать.

Прорастает корешок.

Дети выпрямляют ноги

Подрастает стебелек – ствол

Дети выпрямляют спину

Развернулись почки,

Выпустив листочки.

Дети поднимают руки.

Трудовая деятельность.

Сбор мусора на участке. В конце прогулки сбор игрушек. Подметание песка  с крышки песочницы.

Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»

- Я ношу другие шишки,

Не такие, как у елки,

Ветки около макушки,

И длинней мои иголки (сосна).

- Красавцы – великаны

Вошли во все дворы.

С них летом много пуха,

А осенью – листвы.

Растут они не просто так,

 А воздух очищают (тополь).

- Великан в нашем парке живет,

Но совсем никого не пугает!

И кто осенью в гости придет –

Желудями он всех угощает ( дуб).

- Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки (Береза).

- Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ель).

- С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа).

Индивидуальная работа.

Отработка прыжков с места.

Попадание мешочка в круг.

 Самостоятельная деятельность детей.

Подвижная игра « Пустое место» или «Караси и щука» (на выбор детей).

Карточка №5.

Наблюдение за живым объектом. Наблюдение за трудом дворника. Как он занимается уборкой мусора на территории детского сада, что он делает? Какие орудия труда ему нужны? Нужен ли нам труд дворника? Для чего?  А вы бы хотели помочь дворнику? Что мы можем для этого сделать? (не сорить самим, собирать мусор дружно, другим не давать сорить). Объяснить, что если каждый будет соблюдать правила – бросать мусор только в урну или класть в карман, а потом выбрасывать, то у нас будет чисто в детском саду, во дворе, на улице, в городе.

 Художественное слово:

Еще молчат трамваи

И спит большой наш дом

А он, во двор вступая,

Идет с метлой, ведром

Метет он у крылечка

Метет он у ворот

Он каждое местечко

Два раза подметет

Метлой он машет, машет

И чистота везде

И светлый зайчик пляшет

По черной бороде

Д/и «Подбери слово» - закрепить умение подбирать родственные слова.

П/игра: «Пустое место»  - упражнять детей в ловкости, смелости, беге.

И/р по ФИЗО: упражнять детей в прыжках с места.  

Труд. поручения: предложить детям подмести дорожки, веранду.  

  • Трудовая деятельность


Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке, сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице.

Что больше всего понравилось?

Что узнали нового?

Послушайте загадку:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей (береза)

Воспитатель: Есть ли у нас на территории детского сада берёза? Нам нужно её найти.

(Ответы детей)

Воспитатель. Как вы узнали, что это береза?

(Ответы детей)

Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам былину о том , как на земле появилась березка.

(Воспитатель рассказывает былину).

Наблюдение за березой.

▪ Что происходит с березкой весной?

▪ Какими стали ветки березы?

▪ Рассмотрите почки, какие они? (использование лупы)

▪ Что скрывается в них?

▪ Ребята, а березка украшает наш участок?

▪ Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?

Обобщение. О березе сложено много стихотворений, песен, преданий - это самое красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о березе.

(Дети читают стихи)

Воспитатель: Ребята, березку в народе называют русской красавицей.

А какие украшения носит березка? (сережки)

А знаете ли вы:

Что березка является - символом России.

Она для людей дает четыре пользы: первая - больным здоровье, вторая - от тьмы свет, третья - разбитое склеит, четвертая - жажду утолит.

Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане?

(Слово «Игра»).

Дидактическая игра «Один - много».

Цель: активизировать умение образовывать новые слова во множественном числе.

Слова для игры: птичка, ветка, лужа, проталинка, березка, почка, листок, облако, ведро, лучик, грач, птенец.

Воспитатель: А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане? (ветки, грабли и метла).

Трудовая деятельность - уборка опавших веток, листьев, мусора.

Цель; воспитывать положительное отношение к труду.

Воспитатель:А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане?

(Мяч)

Игровая деятельность:

Цель: совершенствовать навыки владения мячом.

  • Подвижная игра «Стой»
  • Подвижная игра (новая) «Туннель с мячом»
  • Игра малой подвижности «Затейники»

Воспитатель: А сейчас у нас на карте остался один значок «Дети» Самостоятельная деятельность:

Цель: развивать у детей самостоятельность.

Дети по своему желанию выбирают себе занятие на прогулке.

В конце прогулки спросить детей:

Понравилась ли им прогулка?

Что больше всего понравилось?

Что узнали нового?

nsportal.ru

Конспекты прогулок старшей-подготовительной группы

Старшая группа

Сентябрь

Прогулка 1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при­роды;

— формировать представление об осенних месяцах. Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какое сейчас время года?

  • Как вы догадались, что осень?

  • Перечислите характерные признаки осени.

  • Почему осенью стало холоднее?

  • Что делает человек осенью?

♦ Как приспосабливаются разные животные к жизни в хо­лодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Ут­ром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели:

— учить создавать у себя и других детей радостное на­строение от выполненной работы;

— воспитывать экологическую культуру. Подвижные игры

«Третий лишний». Цели:

Цели:

Подвижные игры

«Кто самый меткий?».

Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».

Цель: учить бегать на скорость.

Индивидуальная работа

Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Сентябрь

Прогулка 2

Наблюдение за крапивой

Цели:

  • развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о лекарственных растениях;

  • формировать умение и желание активно беречь и защи­щать природу.

Ход наблюдения

Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы гото­вят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья кра­пивы богаты разными полезными солями и витаминами. Дав­но русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и за­живит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микро­бов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях это­го растения очень прочные волокна.

Крапива — многолетнее травянистое растение; распрост­ранено по всей территории нашей страны. Растет вдоль до­рог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, ко­торых много в вашей местности.

Трудовая деятельность

Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема. Цели:

вызывать желание трудиться в коллективе.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.

Сентябрь

Прогулка 3

Наблюдение за разными видами транспорта

Цели:- расширять знания о наземном транспорте, их класси­фикации, назначении;

Ход наблюдения

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит автобус?

  • Что находится внутри автобуса?

  • Для чего нужны поручни?

  • Какие автобусы ездят по нашему городу?

  • Как едет автобус?

Через определенные отрезки пути автобус останавливает­ся. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

На остановке столпотворенье:

Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

Надо народу успеть на работу —

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно,

Что в транспорт бензиновый,

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Трудовая деятельность

Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда. Подвижные игры

«Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели:

  • учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;

  • развивать быстроту и реакцию;

— воспитывать смелость.

Индивидуальная работа Развитие прыжков.

Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

Сентябрь

Прогулка 4

Наблюдение за пауком

Цели:

— расширять и закреплять знания о характерных особен­ностях внешнего вида паука, его жизненных проявле­ниях;

— формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук.)

На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.

  • Как выглядит паук?

  • Как он передвигается?

  • Где живет и чем питается?

  • Как паук ловит насекомых?

  • Есть ли враги у паука?

  • Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

♦ Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы зна­ете?

♦ Где зимуют пауки?

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюш­ко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука нахо­дится паутинная бородавка, через которую он выделяет па­утину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомы­ми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забива­ются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

Трудовая деятельность

Сбор семян.

Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цве­тов и правильно их хранить.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение пры­гать в длину.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней ли­цом и боком).

Сентябрь

Прогулка 5

Наблюдение за одуванчиком

Цели:

  • продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;

  • формировать умение и желание активно беречь и защи­щать природу;

Ход наблюдения

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись вес­ной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солныш­ко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучи­ком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не от­водит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зе­нит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Краси­ков).

«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).

  • К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пу­шистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий вете­рок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все расте­ние — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит одуванчик?

  • Как распространяются его семена? Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, ко­торых много, и в строго указанные сроки.

Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.

Подвижные игры «Совушка».

Цель: учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой».

Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.

Индивидуальная работа

«Смелые ребята».

Цели:

- развивать ловкость.

Сентябрь

Прогулка 6

Наблюдение за муравьем

Цели:

расширять знания об особенностях внешнего вида му­равьев, их жизненных проявлениях;

— вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

  • Как выглядят муравьи?

  • Как они передвигаются?

  • Чем питаются?

  • Как называется муравьиный дом?

  • Из чего муравьи строят свой дом?

  • Какие враги есть у муравьев?

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы зна­ете?

♦ Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей — самое сильное на земле насекомое, он перено­сит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары малень­ких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — ве­ликолепные строители. Муравьи — хищники, они истребля­ют множество насекомых. У них много врагов: птицы, мед­ведь, муравьед.

Трудовая деятельность

Сбор урожая кабачков на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.

Подвижные игры

«Один — двое», «Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: воспитывать выносливость.

Сентябрь

Прогулка 7

Наблюдение за мать-и-мачехой

Цели:

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого и драгоценного некта­ра. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращает­ся в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, — которая помогает ему улететь подальше от материн­ского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.

Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство. Трудовая деятельность Сбор лекарственных растений.

Цель: пополнить фитобар детского сада.

Подвижная игра

«Каких листьев больше?».

Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость. Индивидуальная работа

«Прыгни дальше».

Цель: учить прыгать в длину с разбега.

Октябрь

Прогулка 5

Наблюдение за грузовым автомобилем

Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

Ход наблюдения

Мощный транспорт — грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы!

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объяс­ните, для чего они нужны?

  • Каким автомобилем сложнее управлять — грузовым или легковым?

Трудовая деятельность

Уборка опавших листьев.

Цели:

— приучать доводить начатое дело до конца;

— воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву». Цели:

— учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

— развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Ходьба по бревну.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа рав­новесие.

Сентябрь

Прогулка 8

Наблюдение за кошкой

Цели:

  • закреплять знания о том, что кошка — домашнее жи­вотное, млекопитающее, имеет определенные призна­ки;

  • воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит.

Тихо притаился

Он в траве густой

И с кустами слился

Шубкой золотой.

  • Почему кошка — домашнее животное?

  • Как выглядит домашняя кошка?

  • Чем питаются кошки?

  • Как называются детеныши кошки?

  • Какие породы кошек вы знаете?

  • Какую пользу людям приносят кошки?

  • Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?

  • Докажите, что кошка — хищное животное.

  • Сравните способности и характеры собак и кошек.

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знае­те?

Трудовая деятельность

Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.

Подвижные игры

«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).

Октябрь

Прогулка 1

Наблюдение за работой дворника

Цели:

Ход наблюдения

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие орудия труда нужны дворнику для работы?

  • Какую работу выполняет дворник осенью?

  • Для чего нужна работа дворника?

  • Как мы можем помочь дворнику?

Трудовая деятельность

Пересадка цветущих растений с участка в группу (ногот­ки, маргаритки).

Цели:

— учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;

— воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

Подвижные игры

«Кот и мыши».

Цели:

«Уголки».

Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.

Октябрь

Прогулка 3

Наблюдение за легковым автомобилем

Цели:

  • научить понимать значение и функции автомобиля;

  • закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина.)

  • Для чего нужна машина?

  • Какие машины едут по нашей улице?

  • Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)

  • Как эта машина называется? (Легковая.)

  • А кто ведет ее?

У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.

Трудовая деятельность

Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллек­тивно.

Подвижные игры

«Мы — шоферы», «Послушные листья».

Цели:

Индивидуальная работа

Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

Октябрь

Прогулка 2

Наблюдение за подорожником

Цели:

  • знакомить с лекарственным растением — подорожни­ком;

  • развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Подорожник — многолетнее травянистое растение, встре­чается почти по всей территории нашей страны, растет око­ло дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорож­ник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здо­ровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами слу­чится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок по­дорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их мож­но в период цветения и до увядания.

Его можно сушить. Но только сушить растение надо в за­щищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.

Настой листьев подорожника используют как отхаркиваю­щее средство.

Трудовая деятельность

Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Прыгай выше».

Цель: учить действовать по сигналу.

«Волк во рву».

Цель: учить прыжкам.

Индивидуальная работа

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):

«С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Октябрь

Прогулка 4

Наблюдение за подосиновиком

Цель: развивать познавательную активность в процессе фор­мирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпа красная на нем.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовем? (Подосиновик.)

  • Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)

  • Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около кото­рого растет? (Подберезовик.)

Правила поведения в природе

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Трудовая деятельность

Окапывание деревьев и кустарников.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра: «Найдем грибок».

Цели: - учить внимательно слушать команду воспитателя;

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Ноябрь

Прогулка 8

Наблюдение за работой дворника

Цели:

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какое время года?

  • По каким признакам это можно определить?

  • Почему дворник убирает листву с дорожек?

Трудовая деятельность

Сбор ягод рябины на участке ДОУ.

Цель: учить приходить на помощь взрослому при сборе ягод.

Подвижная игра

«Пожарные на ученье».

Цель: учить легко и быстро лазать по канату и гимнасти­ческой стенке.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом.

Цели:

Октябрь

Прогулка 6

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев. О. Высотская

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит рябина?

  • Где она растет?

  • Какие звери любят ягоды рябины?

  • Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

  • Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и са­дах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроз­дьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удоволь­ствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом по­едают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзим­ние ноябрьские

дни прилетают стайки снегирей и свирис­телей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные слад­кие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а ряби­новый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Трудовая деятельность

Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.

Цель: учить аккуратно собирать и различать листья раз­ных деревьев.

Подвижные игры

«Коршун и наседка», «Кто дальше?».

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сиг­нал воспитателя.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.

Октябрь

Прогулка 7

Наблюдение за светофором

Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (Светофор.)

Подвести детей к перекрестку, где действует светофор. Рассказать, что мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, и никто не мешает друг дру­гу. Это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую слож­но. Помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый.

Хоть у вас терпенья нет, Подождите — красный свет! Желтый свет на пути — Приготовьтесь идти! Свет зеленый впереди — Вот теперь переходи!

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего нужен светофор?

  • На какой сигнал светофора переходят пешеходы?

  • На какой сигнал светофора нельзя переходить? Что мо­жет произойти? Почему?

  • Если сломался светофор, то кем можно его заменить? (Регулировщиком.)

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Трудовая деятельность

Удаление сломанных веток деревьев секатором.

Цель: закреплять знания о том, что человек должен помо­гать растениям приготовиться к зиме.

Подвижная игра «Светофор».

Цель: закреплять знания о значении светофора.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по буму.

Октябрь

Прогулка 8

Наблюдение за лошадью

Цели:

— закреплять знания о лошади, ее характерных особенно­стях как млекопитающего, домашнего животного;

— воспитывать интерес к жизни животного.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Кто я — догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь.)

  • Почему лошадь — домашнее животное?

  • Как выглядит лошадь?

  • Чем она питается?

  • Как называются детеныши лошади?

  • Какую пользу людям приносят лошади?

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о лошади вы зна­ете?

Тлеют костра огоньки,

Берег в тумане тонет.

Ночью в лугах у реки

Мирно пасутся кони.

Головы опустив,

Свесив пышные гривы,

Щиплют траву возле ив,

Бродят по краю обрыва.

Лошади редкостно умные животные, у них прекрасная па­мять, они легко запоминают дорогу, хорошо ориентируются на любой местности. Лошади очень привязаны к своему хо­зяину, они легко поддаются дрессировке. Лошади живут 25— 30 лет.

Трудовая деятельность

Посадка елочек на экологической тропе.

Цели:

  • вызывать интерес к посадке деревьев;

  • воспитывать бережное, заботливое отношение к живот­ным.

Подвижные игры

«Круговорот», «Холодно — горячо».

Цель: добиваться выполнения правильной техники в ос­военных ранее видах ходьбы.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным ша­гом).

Октябрь

Прогулка 9

Наблюдение за самосвалом

Цели:

формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них.

Ход наблюдения

Предложить детям рассмотреть машину — самосвал.

Эта машина с железным открытым кузовом.

Вот машина,

Так машина —

Высотою с дом кабина

И колеса высотою

Выше нас с тобою вдвое.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

* Для каких грузов предназначен самосвал?

  • Как происходит разгрузка машины?

  • Как машина помогает человеку?

  • Может ли самосвал работать без человека?

  • Трудовая деятельность

Сбор семян, уборка сухой травы, листьев.

Цели:

  • учить правильно собирать семена;

  • воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.

  • Подвижная игра

«Ловишки с приседаниями».

Цель: учить соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа Бег, прыжки.

Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу на­правления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Октябрь

Прогулка 10

Наблюдение за лошадью

Цель: формировать представления о лошади как виде транс­порта и живом существе, помогающем человеку.

Ход наблюдения

Как коня мне приручить? Может, сеном накормить, Чтоб со мною он дружил, Чтобы верно мне служил!

infourok.ru

Коллективный труд на прогулке весной. Тема «Поможем нашей планете»

Конспект «Коллективный труд на прогулке весной»

Тема «Поможем нашей планете»

Вид трудовой деятельности, форма организации:

«Коллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке участка в средней группе.»

Автор: Печуркина М.В

21. 03. 2017года

Программное содержание

Создать условия для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в хозяйственно-бытовой коллективный труд в природе.

Продолжать учить детей участвовать в ор­ганизованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планиро­вать деятельность, распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в обществен­ной значимости и необходимости бытового труда. Закрепить действия с инвентарем.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей умение трудиться в большом коллективе, учить оценивать общий труд, свою долю участия в нём, труд товарища с позиции достижения общего результату.

  • Активизация словаря: день весеннего равноденствия., день равен ночи, инвентарь, инструмент.

Развивающие:

  • Развивать общую и мелкую моторику рук.

  • Развивать положительное отношение к физическому труду.

Воспитательные

  • Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность.

  • Формировать волевые качества, терпение, выдержку, стремление к достижению общей цели, убеждённость в социальной значимости труда.

Оборудование: дидактическая игра «Кому это нужно в работе» ,доска  картинки - инструменты, три метелки, два веника, два совка, тачка , ведерки, тряпочки, грабельки.

Организационно-методические указания. Напоминаю правила пользования инструментами. Обращаю внимание на подготовленный инвентарь и предлагаю взять с собой три метелки, два веника, два совка, тачку, ведерки, тряпочки.

-В небе солнышко гуляет, с ясным днем вас поздравляет.

Поднимайся, детвора, уж гулять давно пора!

Будем сами одеваться. На прогулку собираться.

Ход и методика проведения

-Дети ,ответьте мне на вопрос. Какое время года? Какой месяц весенний?

-Какой день недели? (ответы детей)

-Сегодня необычный день, вторник 21 марта- день весеннего равноденствия.

-Когда день равен ночи. Дети .все запомнили новые слова ? (дети повторяют)

-Верно, дети вы все правильно назвали.

-А еще этот день- 21 марта называется- день Земли.

Что такое Земля? ( о тветы детей)

-Верно, земля это наша планета ,на которой мы с вами живем.

-А что нужно делать ,чтобы она была красивой и чистой? (ответы детей)

-Дети ,поможем нашей планете? (ответы детей)

-А как можно ей помочь? (ответы детей)

-Верно, мы не должны мусорить, убирать после себя, не ломать ветки деревьев, а сажать деревья и цветы.

- Дети .а вы знаете для чего мы пришли на участок сегодня? (ответы детей)

Верно, мы сегодня пришли, чтобы навести порядок и чистоту на нашем любимом участке.

Дети ,а кто в детском саду следит за чистотой участков? ( ответы детей)

-Верно, дворник Василий Николаевич?

-Поможем нашему дворнику? (ответы детей)

-Он очень удивится и будет нам благодарен.

«Мы сегодня песок соберем

И дорожки подметем,

Пыль сотрем со всех скамеек,

А потом играть пойдем.»

-Дети, сейчас разделимся на звенья : одни будут сгребать лопатками песок.,

другие подметут вениками веранду,

а третьи тряпочками пыль со скамеек сотрут и в домике порядок наведут,

а мусор который у нас появится, уберем в тачку.

-Дети приступайте к работе. ( В ходе труда даю советы, помо­гаю в

организации, напоминаю порядок работы ,как правильно работать с инвентарем.)

-В это ведро мы бумажки соберем.

-Кому мы поручили это дело?

( Наблюдаю за деятельностью детей, слежу

за дейст­виями по отношению друг к другу.)

Подбадриваю детей , помога­ю советами и побуждаю действиями помогать друг другу.

По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть ведра, отнести оборудование в определенное место.

-Предлагаю посмотреть на то ,как стало сейчас на нашем участке?

Мы сегодня все вместе сделали большое дело- навели чистоту на нашем участке, а значит украсили свою планету. А в следующий раз мы сделаем ее не только чистой, но и красивой – мы посадим цветы.

Верно ,дети? (ответы детей)

Благодарю детей: — « Спасибо за старание, ведь главное желание,

А навык и умение с годами к вам придут»

Вспомните нашу любимую поговорку: « Сделал дело - гуляй смело»

-А теперь пришла пора поиграть вам детвора, вот в такую :

интересную игру « Кому это нужно в работе?»

В конце занятия подвести итог всей работы, которую провели дети на участке. Это их маленький вклад в то ,чтобы чистой была наша планета.

infourok.ru

Конспект проведения трудовой деятельности в старшей группе

Конспект проведения

трудовой деятельности

в старшей группе

тема: «Чистота – залог здоровья»

Программные задачи:

Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать их. Закреплять и расширять представления о способах ухода за комнатными растениями. Формировать привычку к здоровому образу жизни; умение взаимодействовать в коллективе, договариваться об объёме работы каждого, доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними; воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность, коллективизм.

Методы и приёмы: разъяснения, напоминание, беседа, игровой момент, советы, показ, положительный пример, практические действия по уборке; поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение, экспериментирование

Предшествующая работа: Знакомство с правилами совместной работы; с пословицами и поговорками; беседы: «Наш дом – наведем порядок в нём», «Маленькое дело –лучше большого безделья»; образно-пластический этюд «К нам гости пришли»; слушание музыкальных произведений: польская песенка «Сапожки», муз. Р. Бойко «Дело было в Каролине»; чтение В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Я.Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам», А. Барто «Девочка чумазая»

Оборудование: лейки, салфетки, губки, тазы, фартуки, палочки для рыхления почвы, пульверизатор, игрушки, комнатные растения.

Ход работы:

В группе сидит Буратино (игрушка) и чихает.

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам в гости пришел Буратино, но что то у него не очень здоровый вид! Буратино, ты заболел? Почему ты все время чихаешь?

Буратино: Да, я простудился!

Воспитатель: А тебя разве не учили, что больные должны лечиться дома, не разносить инфекцию и микробов.

Буратино: А кто это – микробы?

Воспитатель: Это те, кто разносит разные болезни.

Буратино: Никого я не приносил.

Воспитатель: Ты не приносил, но чихал, не закрываясь платком. Микробы по группе и разлетелись, мы сейчас тебе покажем, как это происходит.

Показ опыта с пульверизатором.

Буратино : Ой. Сколько много микробов я к вам принес, что теперь делать?

Воспитатель: Ты, Буратино, должен пойти домой и лечиться, а мы давайте подумаем, что мы можем сделать?

Буратино уходит.

Дети: Можно протереть пыль на полках в шкафу, вытереть игрушки, красиво их расставить. Еще мы умеем мыть строительный материал…

Мы можем вымыть цветы, полить их, чтобы они больше обогащали кислородом воздух.

Воспитатель: Вот этими делами мы и займёмся.

Предлагаю подумать, какое оборудование понадобиться для мытья строительного материала, Чем удобнее протирать игрушки?

Предлагаю перед началом работы вспомнить основные правила труда:

- Нельзя отвлекаться.

-Любое задание выполнять аккуратно, доводить начатое дело до конца.

-Помогать товарищам, если они отказываются от помощи, не мешать.

Распределяю ребят по группам, даю задание каждой группе.

Предлагаю распределять работу самостоятельно.(Включаю музыку)

Дети приступают к работе. Воспитатель и Сказочница помогают советом, иногда показывают способ действия.

В случае необходимости воспитатель перераспределяет трудовые обязанности.

После работы, дети убирают за собой салфетки, губки, фартуки.

Давая оценку работе детей, воспитатель подводит итог:

Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились. Много сделали полезного, работали дружно, помогали друг другу. Не зря в народе говорят: «Дружно – не грузно!» А еще говорят « Терпенье и труд – все перетрут!» В группе стало чисто, красиво, а цветы от правильного ухода порадуют всех красивой зеленью и цветами. А главное – мы избавились от микробов!

kopilkaurokov.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Трудовая деятельность детей на прогулке

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №34 (с.Починки)

«ВЫСАДКА РАССАДЫ НОГОТКОВ»

(Трудовая деятельность детей на прогулке)

               Воспитатель: Корнеева Л.А.

               Старшая группа.

Интеграция образовательных областей: «Труд», «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «ФЭМП», «Социализация»

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая.

Цели: научить детей приёмам высадки рассады ноготков, учить работать дружно, оказывать друг другу помощь, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: 2 лейки, совочки по числу детей, ведро с водой, рассада (по 3 – 4 кустика на каждого ребёнка).

Ход трудовой деятельности:

Около края рабаток сделаны бороздки и натянут шнур, на котором завязаны узелки или привязаны тесёмки на расстоянии 10-15 см. Бороздки разделены палочками на участки по числу детей.

*Беседа:

  Дети, вставайте все лицом к рабатке. Сегодня мы с вами будем сажать рассаду цветов.

Кто знает, какие цветы вырастут из этой рассады? (ноготки)

Правильно, мы с вами рассматривали иллюстрации, и эти цветы вам знакомы.

Давайте их рассмотрим.

Как называется эта часть растения? (лист)

А  эта?  (корень)

Сколько растений у Саши? У Даши? В какой руке вы держите рассаду? Как нужно обращаться с рассадой? (бережно, так как она очень хрупкая)

Сейчас я расскажу и покажу вам, как правильно сажать рассаду, чтобы из неё выросли красивые цветы.

Совочком я делаю ямку, осторожно налью в неё воду. Как только вода впитается, возьму в левую руку рассаду за листья и положу в ямку так, чтобы корешки не помялись, не загнулись кверху. Держу рассаду левой рукой, а правой рукой засыплю ямку. Потом двумя руками обожму землю вокруг растения и сделаю небольшую лунку, чтобы вода лучше задерживалась при поливке.

*Выполнение работы:

Теперь Ира расскажет нам, как правильно сажать рассаду.

А ты, Дима, покажешь нам, как это нужно делать.

А сейчас внимательно посмотрите на рабатку. Каждому из вас я отметила участок, на котором вы будете сажать рассаду в бороздку напротив узелков на шнуре. Сажайте аккуратно, чтобы не сломать рассаду. (В процессе работы   слежу за правильностью посадки)

А теперь пусть дежурные польют рассаду. (остальные дети встают полукругом и наблюдают за процессом)

*Беседа:

Как правильно нужно поливать рассаду? (под корень, наливая воду в лунку).

*Разминка.

В воздухе над лугом бабочки порхают кругом (размахивают руками)

Взлетают и резвятся (бегают на носочках по участку)

На цветы садятся (приседают)

*Беседа

Что мы сегодня сажали? (ноготки). Что нужно делать, чтобы рассада хорошо росла? (поливать, рыхлить).  Посмотрите, как много рассады мы посадили. Это потому, что все работали вместе, дружно. Пройдёт совсем немного времени, и здесь будет очень красиво.

Как вы думаете, для чего нужно сажать цветы? (ответы детей)

А как нужно относиться к природе?

Правила поведения в природе:

*Природу нужно беречь.

*Нельзя рвать растения без необходимости.

*Не вырывать растения с корнем.

*Нельзя пробовать на вкус незнакомые растения.

Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в природе, а сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Третий лишний» (растения)

А теперь все пойдут мыть руки, а дежурные уберут совочки, ведро, лейки.

Литература: Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»

Москва «Просвещение» 2002 год.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Конспект образовательной деятельности на прогулке в старшей группе «Весну встречаем!»

Конспект образовательной деятельности на прогулке в старшей группе «Весну встречаем!»

Цель: формирование представлений детей о признаках весны, о весенних изменениях в природе,  умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Задачи:

- способствовать формированию представлений детей о признаках  весны;

- способствовать развитию наблюдательности, внимания;

- побуждать делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе;

- содействовать формированию у детей элементарных трудовых навыков, поощрять желание участвовать в самостоятельном труде;

- способствовать формированию умение у детей находить занятия по интересам, организовывать взаимодействие со сверстниками, подбирать атрибуты для игр, двигательной активности.

 

Ход прогулки.

Наблюдение

Выйдя на улицу, дети становятся в круг.

 Воспитатель: Ребята! На мой компьютер пришло сообщение. А кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку, слушайте внимательно (воспитатель загадывает загадку).

Пришли теплые деньки,

Зазвенели ручейки.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает?.. (Весной)

Дети:  Это весна!

Воспитатель:  Правильно, ребята, а как вы догадались? Соня, почему ты думаешь, что это весна? Максим, а ты по каким признакам  смог узнать весну? Кто еще может назвать признаки весны?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это письмо то Весны. Послушайте, ребята, что нам пишет Весна:

«Ребята, я путешествую по всей планете Земля, бываю в разных странах и городах. Совсем недавно я услышала народную поговорку «У весны теплые ноги»? Я не знаю, что это значит. Как можно объяснить эту поговорку? Прошу вас о помощи».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Весне? Маша, что будем делать? А ты как думаешь, Матвей?

Дети:  Нужно объяснить Весне поговорку.

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, почему люди так говорят: «У весны теплые ноги»? Оля, как ты поняла эту поговорку? А ты, Егор, что думаешь? Ребята, я предлагаю во время прогулки разобраться и понять, что же означает эта поговорка, узнать, верны ли ваши предположения. Согласны?

Воспитатель: Весну издавна любил народ, называли её весна - красна. Многие поэты воспевали красоту этого времени года.

- Ребята, а вы знаете стихотворения о весне? Кто хочет нам их прочитать?

Дети по желанию читают стихи.

Воспитатель:  Спасибо, ребята, за такие прекрасные стихи!  Я вижу, что вы рады этому времени года. Предлагаю вам сыграть в игру и вспомнить, какими словами можно описать весну.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Дети встают в круг. Воспитатель кидает детям по очереди мячик. Ребенок, поймавший мячик должен ответить на вопрос: Весна какая? Солнце какое? Небо какое? Погода какая? Снег какой?

Ответы детей: теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая и т.д.

Воспитатель: Какие замечательные слова вы назвали! Я думаю, Весне они понравятся.

Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Весна – это переход от зимы к лету.
- Ребята, а сколько весенних месяцев в году? (Три)

- Саша, а ты помнишь, как называются эти месяцы? (Март, апрель, май)

- Давайте все вместе повторим их: март, апрель, май – их не забывай.

Воспитатель: Ребята, а в письме Весна прислала нам свои загадки. Попробуем отгадать?

Доброе, хорошее

На людей глядит.

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

Воспитатель: Правильно отгадали, это солнце. Ваня, какие слова помогли тебе отгадать загадку?

Воспитатель: Весной солнце стало чаще появляться на небе, его лучи ярче светят. Солнце греет всё сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев. Весна идёт, тепло несёт.

- Ребята, а какой стал день? (Длинный)

Воспитатель: Как вы думаете, будет ли, день дальше удлинятся, или укорачиваться? Почему? Как ты думаешь, Данила?

Воспитатель: Весной день удлиняется, солнце находится выше над поверхностью земли, поэтому становится и светлее и теплее.

Следующая загадка.

Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце припекло,

Одеяло потекло. (Снег)

Воспитатель: Правильно, это снег. Какой снег был зимой? (Белый, пушистый). А сейчас какой, Женя? (Жёсткий, грязный, серый).

- Ребята, а мне интересно, где снег тает быстрее? Как вы думаете? Саша, твои предположения? (Там, где солнце припекает ярче)

- Во что превращается снег весной? (В воду)

Экспериментальная деятельность «Где быстрее растает снег»

Воспитатель: А хотите проверить, верны ли ваши предположения? Для  этого предлагаю провести эксперимент: мы сейчас положим немного снега на асфальт, где ярко светит солнце и на асфальт, где солнца нет (в тени). В конце прогулки мы увидим, что произойдёт со снегом. Узнаем, правда ли, что на солнце снег тает быстрее, чем в тени. Кто хочет мне помочь?

Дети совместно с воспитателем выполняют эксперимент.

Воспитатель: Хотите еще загадки отгадать?

Снежок растаял, и с полей

Бежит проворливый …(ручей).

Воспитатель: Диана, как ты догадалась, что это ручей?

Воспитатель: Днём становится теплее, по двору бегут ручьи. Сугробы оседают, из-под них текут струйки воды, образуются лужи.

- Ребята, подскажите мне, почему утром лужи замерзают, а днём оттаивают? (Ночью заморозки).

Воспитатель: Верно, догадались. А теперь предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Ручеёк».

Подвижная игра «Ручеек»

Ход игры: дети выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе под слова:

Быстро времечко бежит,

Самовар уже кипит.

Всем гостям за стол пора,

Не остыл пирог пока!

И на чай честной народ,

Взявшись за руки, идёт!

Воспитатель: Как мы дружно  и весело поиграли!

Еще одна загадка от Весны.

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)

Воспитатель:  Перелетные птицы возвращаются к нам с юга.

- Ребята, а кто знает, почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края? Денис, ты как думаешь?

- Каких птиц мы видели на участке детского сада и в какое время года?

- Чем весной заняты птицы?

- Как люди помогают птицам? Даша, а ты как помогаешь птицам?

- Каких перелётных птиц вы знаете? Коля, ты каких птиц вспомнил?

(Ответы детей: скворцы, грачи, жаворонки).

-Ребята, а вы хотели бы представить себя птицами?

Этюд «Перелетные  птицы»

Дети импровизируют и изображают  движениями, жестами, мимикой разных птиц.

 Воспитатель:  Саша, а ты какая птица? Денис, а где живет твоя птичка? Коля, а твоя птичка что делает?

- Ребята, какие у вас разные птицы!

Воспитатель: Ребята, а мне бы еще хотелось обратить ваше внимание на воздух. Весной воздух становится особенным, он свежий, им легко дышится. Давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательная гимнастика « Птицы поют»

Исходное положение : основная стойка 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Чик – чирик, чик – чирик!» Повторить 3 – 4 раза.

Воспитатель: Почувствовали, какой свежий воздух?

Трудовая деятельность

Воспитатель: Ребята, пришла весна, но на нашем участке еще осталось много снега, он долго ещё не растает.  Что же можно сделать? Может быть раскидаем снег из сугробов, поможем нашему дворнику, и  солнышко растопит его быстрее. Тогда на нашем участке будет чисто и сухо. Кто хочет помочь раскидать снег?

Дети по желанию занимаются трудом на участке.

Самостоятельная игровая деятельность детей

Воспитатель: Ребята, на нашем участке кое-где уже есть проталинки, где снег растаял, и там можно поиграть.  В какие игры можно играть весной? Максим, какую игру ты выберешь? Кого пригласишь в игру? Таня и Маша, а вы, какую игру придумали? Женя, тебе нужен мячик для игры?

Детям предлагаются на выбор сюжетная игра с корабликом «Путешествие на необитаемый остров», игры малой подвижности с выносным материалом (мячи, кегли): «Сбей предмет», «Прокати, не задень».

Индивидуальная работа воспитателя с детьми

Воспитатель: Алина, Максим и Даша, хотите со мной поиграть в игру «Попади в цель». Мне интересно узнать сможете ли вы снежком попасть в мишень. Попробуем?

Воспитатель проводит индивидуальную работу с ребятами  по развитию умений выполнять  метание в горизонтальную цель правой и левой рукой,  энергично выполнять бросок.

Воспитатель: Ребята, а кто хочет поиграть с цветными льдинками?

Творческая мастерская: игра «Выложи сам»

Ребятам предлагается выложить рисунок из маленьких льдинок.

Экспериментальная деятельность (продолжение)

Воспитатель: Ребята, хотите проверить, что произошло со снегом, который мы положили на асфальт. Что с ним случилось? (Ответы детей)

- Смотрите, снег, который лежал в тени, так и лежит на своем месте. А снег, который лежал на солнышке, превратился в лужицу.

- Как вы думаете, почему?

- Какой мы вывод сделаем?

Ребята делают вывод, что на солнце снег тает быстрее.

Воспитатель:  Ребята, давайте подумаем, что же мы сможем написать Весне, как вы объясните поговорку «У весны теплые ноги»? Кто хочет рассказать? Верны были ваши предположения?

Дети вспоминают, что они делали, о чем разговаривали на прогулке: «Весной стал свежим воздух, прилетают птицы, солнце пригревает, снег тает, всё оживает. Благодаря тому, что пришла Весна, день стал длиннее и теплее, природа просыпается и поэтому говорят, что у Весны теплые ноги».

Воспитатель:  Вот все это мы и напишем Весне, когда вернемся в группу.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на прогулке? (Наблюдали, играли, отгадывали загадки).

- Что вам больше всего понравилось ( не понравилось)?  О чём вы расскажете своим друзьям, родителям? Какое у вас настроение? Что для вас было самым важным, самым интересным? (Ответы детей)

nsportal.ru

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект открытой прогулки в старшей группе тема Наблюдение за ветром"

Конспект открытой прогулки в старшей группе №9

Цель

- продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер;

- познакомить со свойствами ветра;

-  учить давать характеристику ветру: сильный-слабый, теплый-холодный;

- показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами: лентами, вертушкой, деревьями;

- обогащать словарный запас и развивать образное мышление в ходе знакомства с художественной литературой;

-  продолжать учить в подвижных играх двигаться по сигналу;

-  учить выполнять правила безопасного поведения в двигательной деятельности;

- учить выполнять несложные трудовые поручения, доводить начатое дело до конца

Материалы и оборудование:

Вертушка, лента, целофановый пакет, перчатки, пакеты для мусора, обручи, скакалки, выносной материал для песочницы, уборочный инвентарь (совок, лопата, грабли, метла)

  1. Выход на участок

 Пришло письмо от Лесовичка : - "Ребята, помогите,  кто-то,  кто «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его» мне все травы к земле примял, словно пробежался по ним, найдите его, проказника, да спросите - зачем он это сделал - ведь больно травкам. Ваш  Лесовичок."

В: - Ребята, кто же это был такой проказник? Видели вы его? Давайте поможем Лесовичку и найдём его  Не видно этого шалуна? А ветки и правда поломаны, посмотрите.

Как холодно или тепло сегодня на улице?                                                                          

Ребята, как думаете, почему?

Кто же ветки  может поломать ?(ответы детей)

А как узнать есть  ли сейчас ветер ?

А я  кажется, догадалась ...(подвожу детей к флажку)

Почему флажок развевается? (ветер дует)

 Ветер теплый сейчас? (нет) Почему? (солнце не нагрело)

  Ветер сильный сейчас? (да) Как узнали? (флажок сильно развевается) Как ещё узнать? (показываю на тучи - "бегут", "летят")

Ребята, а какого цвета ветер? Посмотрите (невидимый)

Правельно нам   Лесовичок сказал?(повторить загадку) - "Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его"

Экспериментальная деятельность

-Давайте разберемся, что же такое ветер?

-Ответьте на вопросы:

1. Без чего человек не может жить? (без воздуха)

-Давайте докажем, что в человеке есть воздух.

Возьмем  целофановый  пакет и выдохнем в него из себя.

Что видим? (пакет надулся, в нем воздух)

2. А где мы берем воздух? (он везде вокруг нас, только мы его не видим, воздух невидим)

3. Можем мы воздух почувствовать?

Как? (мы его чувствуем, когда он приходит в движение получается ветер)

4. Что же такое ветер? (движение воздуха)

- Что у меня в руках? (лента)

-Что с ней происходит? (ее приводит в движение ветер)

 Игра малой подвижности «Ветер, ветерок»

-Представьте, что вы ветер

Я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены)

Хочу-налево посвищу (дуют налево)

Могу подуть направо (дуют направо)

Могу подуть вверх- в облака

А пока я тучи разгоню (круговые движения руками)

 Наблюдение за силой ветра

-Прилетел к нам ветер-озорник, любит играть с вертушкой

-Глядите, как вертушки крутятся

-Определите ветер сильный или слабый?

-Как определить он теплый или холодный? (повернуться лицом к ветру и почувствовать его дуновение: тепло или холодно)

-Расскажите, что вы сейчас узнали о ветре? (ветер- это движение воздуха, он может быть сильным и слабым, теплым и холодным)

- Как можно узнать - сильный ли ветер?

 - Ребята, а есть ли ветер в нас? (подуем на флажок) Что мы выдуваем? (воздух)

- Воздух может превратиться в ветер? Почему?

- Какого цвета ветер?(невидимый)

- Так кто же так сильно дул что много веток поломал ? (ветер)

- Что напишем Лесовичку?

6. Дидактические игры

Не хочет ветер от вас улетать, хочет, чтобы вы с ним поиграли

Скажите, что ветер может делать? (шуметь, гудеть, завывать, уносить, срывать)

 Подвижная игра

Давайте подвигаемся вместе с ветром и поиграем в игру «Быстрее ветра»

Вы быстрее ветра должны по команде занять домики-обручи. В каждом домике могут жить только 2 человека. Кому домика не достанется-выходит из игры. Выбираем того, кто у нас быстрее ветр

7. Трудовая деятельность

Мы с вами  помогали  Лесовичку  загадку отгадать  а его не видели потому что он очень боится нас и попросил что бы мы сделали ему забор  старый забор сломал проказник ветер  давайте соберем на участке ветки и сплетём ему новый забор.

С ветром поиграли, надо потрудиться (сгребание прошлогодней листвы, вынос мусора с участка)

8. Самостоятельная двигательная активность

Напомните себе и друг другу правила безопасного поведения на участке.

9. Индивидуальная работа

Даша б. (выполнение подскоков)

10. Итог прогулки, уход в группу.  А   когда мы с вами вернемся в группу и вы нарисуете какой сегодня сильный на улице ветер и мы обязательно с вами отметим в календаре природы сегодняшний ветер (приходят в группу, отмечают в календаре; затем садятся рисовать).

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о