Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему осень – ( ). , – .

Содержание

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Осень золотая».

Конспект по познавательному развитию в старшей группе

«Осень золотая».

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Фланелеграф с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”.
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № «Незабудка»

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите, когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра “Осеняя погода”

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь – дождливая.
  • Когда дует ветер – ветреная
  • Холодно – холодная
  • Пасмурно – пасмурная
  • Сыро – сырая
  • Хмуро – хмурая
  • Ясно – ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

 

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре – теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение “Осень”, написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Воспитатель: Почему  у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: Будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка “Листики”.

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Молодцы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? – спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект познавательного занятия “Осень”

Конспект занятия по познавательному развитию «Осень».

(старший возраст)

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Формировать умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Обогащать знания детей  о  приметах  осени, изменениях в природе, используя образные слова и выражения.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Способствовать развитию памяти, вниманию, мышлению через игры и игровые упражнения.

Побуждать у детей  любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Оборудование:

Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.

Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.

Две ветки в вазах.

Иллюстрация картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”.

Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Ход:

1.Вовлечение детей в образовательную область

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

 Стук в дверь. В группу заглядывает зайчик. В лапках у него письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 45 детям группы «Ягодка».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите, когда она будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Ребята, вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Дети: Дождь, снег, туман.

Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

2. Игра  “Какая погода осенью?”

Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь – дождливая.

Когда дует ветер – ветреная

Холодно – холодная

Пасмурно – пасмурная

Сыро – сырая

Хмуро – хмурая

Ясно – ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Молодцы. Говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя, поздняя.

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Воспитатель: Ребята, что происходит в природе в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: Ребята, сейчас у нас ноябрь, что же мы видим за окном?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

3. Рассказ воспитателя о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

 Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?

Дети: Да.

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы:

  • Коли ясно, то и осень прекрасна.
  • Осень идет, и дождь за собой ведет.
  • Красна весна цветами, а осень пирогами.
  • От осени к лету, поворота нету.
  • Лето со снопами, осень с пирогами.
  • Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы:

  • Осенью паутина на ясную погоду.
  • Гром в сентябре – теплая осень.
  • Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
  • Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
  • Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение “Осень”, написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: Мало солнца, стало холодно.

Воспитатель: Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: Приклеить, пришить.

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут)

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

4. Физминутка “Листочки”.

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

5. Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите, где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

6. Игра «Осенние слова»

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая,  долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? – спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Ребята, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Познавательное занятие Осень

Цель:

обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

учить детей называть характерные приметы осени.

учить устанавливать связь между признаками в природе

умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

закрепить навык образования прилагательного от существительного.

развивать внимание, мышление, память через игры и игровые упражнения.

развивать творческие способности, мелкую моторику рук

воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

 

 

ХОД:

 

(Стулья расставлены полукругом по количеству детей.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Открывается дверь и заглядывает ёжик.

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел за помощью, помогите мне понять, что происходит: раньше у меня было так много друзей, мы играли, бегали, смеялись. Вот, например, мой друг, зайка серенький, такой был веселый, забавный, а теперь я его не вижу. Правда, бегает по поляне другой заяц, белый, но я от него прячусь — ведь я с ним не знаком. Медведь косолапый куда-то ушёл, и нет его. Рыжий бельчонок ускакал, а его место занял другой, серенький, да и все мои братишки исчезли, я один остался. Подскажите, что происходит? Как мне теперь жить, что делать?

Дети рассказывают ёжику об изменениях в природе, о поведении животных , об основных признаках осени.

Ёжик: так что, уже осень наступила? И вы можете это доказать?

Дети «доказывают» ежу, что за окном осень, ссылаясь на характерные признаки этого времени года, описывают осеннюю погоду.

Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру, которая научит ёжика различать погоду

(Проводится игра с мячом.)

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда дует ветер – ветреная

Когда идет дождь – дождливая.

Пасмурно – пасмурная

Холодно – холодная

Хмуро – хмурая

Сыро – сырая

Ясно – ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорили о погоде и выражали свои мысли четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них осень изображена. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

В сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

В октябре?

Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

В ноябре?

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, засохли, небо в тяжелых свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Из ваших ответов я поняла, что осень вам нравится, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра «Осенние слова»

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

 

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

А теперь послушайте пословицы про осень.

Пословицы

 

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

 

Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре – теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

 

Ёжик: Ой, я слышу про снег! Даже страшно стало, ведь скоро зима, а у меня нет норки. Где же я буду листочки для своего зимнего домика искать?

Воспитатель: Не волнуйся, ёжик, ребята тебе помогут. Смотри, мы сейчас превратимся в осенние листочки.

 

Физминутка «Листочки».

 

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

 

Воспитатель: Сейчас сделаем листочки для ёжика, согласны?

Дети лепят листочки из соленого теста, заготовленного заранее.

 

 

 

Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились, ёжик будет рад. Листочки оставим на ночь, а завтра их разукрасим. Ёжик, не печалься, смотри, сколько листьев будет у тебя.

Ёжик: ну спасибо вам, ребята! Успокоили, обогрели, и так много нового узнал от вас. А за листочками я вернусь. До свидания!

Дети прощаются с ёжиком. Воспитатель предлагает подвести итоги

Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня с вами рассуждали, какие приметы осени вы знаете?

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Зайчики шубки на белые, а то лиса или волк заметят, медведь залег в берлогу, ежи спрятались до весны в своих норках Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень давно хозяйничает в природе. Вы активно работали, помогли ёжику, красивые листочки сделали.

Молодцы!

 

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД познавательное развитие «Ах, какая осень!»

Конспект НОД познавательное развитие «Ах, какая осень!»

(Старший дошкольный возраст)

Образовательные:

– обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках

– уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме

– закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Развивающие:

– развивать внимание, память

– улучшать общую моторику и координацию движений

– развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:

– отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений

– активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие

– обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

– воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы

– воспитывать чувство любви к родной природе

– воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей к комментированию ответов других детей.                                                              

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• информационно – рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.   

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. – Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
– Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

– Когда приходит осень?

– Какие осенние месяцы вы знаете?

– Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

– Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь –длиннее.
– Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) – Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
– Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам – сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт – А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать  листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад – клёна, Анжела – берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина – осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина – калиновый

Молодцы! Правильно 

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
– Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.) 
– Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
– Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Ира, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
– Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень» 

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

(с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

– Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
– Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
– Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
– Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
– Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
– что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
– А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.) 
– А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

– Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
– Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
– Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка – спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? – Длиннохвостая… (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

– Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
– Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
– Какие работы выполняются в садах? – А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
– Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
– Катя, что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
– А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.) 
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

– Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
– Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
 
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки» 
– У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами? 
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
– Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
– Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Конспект по познавательному развитию

в старшей группе «Осенины»

Воспитатель: Байхонова Е.А.

Программное содержание – закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, расширять представления об овощах и фруктах.

Материал: нарисованные листья деревьев, иллюстрации осеннего пейзажа, иллюстрации овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов, две корзины, блюдо, доски для лепки, пластилин.

Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, физкультура, игра, художественное творчество.

План занятия

1 Организационный момент. Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень».

2 Начало путешествия.

3 Остановка №1 «Поговорим об осени»(Иллюстрации осеннего пейзажа)

4 Остановка №2 «Стихи об осени»(Иллюстрации осеннего пейзажа)

5 Остановка№3 «Физкультминутка «Фрукты»».

6 Остановка№4 «Игра «Собери урожай», загадывание и отгадывание загадок»(Иллюстрации овощей и фруктов, две корзины, блюдо, муляжи овощей и фруктов)

7 Остановка №5 «Возвращение в группу. Лепка овощей и фруктов»(Иллюстрации овощей и фруктов, доски для лепки, пластилин)

8 Пальчиковая гимнастика.

Ход занятия

1 А. Плещеев «Осень»

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

2 Воспитатель: «Ребята, а сегодня мы с вами отправимся в путешествие! ,дует ветер, а с деревьев падают ….(листья).И сейчас, мы с вами отправимся в волшебную страну, где все листья не простые, а волшебные! Давайте, сядем в наш воображаемый автобус и поедем! Согласны?»

3 Воспитатель: «Смотрите, ребята, а что это такое (листок)Ой, а на нем что-то написано! Давайте мы с вами прочитаем (читаем)

«Дорогие ребятки! Я волшебный листок! Но я еще маленький и очень слабый, и поэтому, когда подул ветер, меня сразу же оторвало от ветки, на которой я рос! Конечно же, я совсем ничего не успел узнать об осени! Не могли бы вы мне помочь? Расскажите, что же такое осень, и что осенью бывает!»

Воспитатель: «Ребята, давайте поможем листочку! Расскажем ему об осени!»(Дети рассказывают об осени-какого цвета листья на деревьях, часто ли идут дожди, светит ли солнце, дует ли ветер, какое небо; как одеты люди, что они осенью собирают; птицы прилетают или готовятся к отлету)

Воспитатель: «Ребята, вы знаете, что, когда дует ветер, то падают с деревьев листья, а как же это называется (листопад)А, давайте, покажем нашему листочку, какой бывает листопад!»(дети показывают листопад)

Падают, падают листья -взмахи руками

В нашем саду листопад:

Желтые, красные листья -повороты вокруг себя

По ветру вьются, летят.

Воспитатель: «Помогли листочку! Молодцы, ребята! А теперь, садимся в наш автобус и поехали дальше!»

4 Воспитатель: «А здесь у нас второй листок! Давайте прочитаем, что же на нем написано!»(читаем)

«Ребята, а я слышал, что вы рассказывали моему брату! Ведь мы все братья, все упали с одного дерева, а значит- мы все волшебные! И мне очень хочется, чтобы вы прочитали мне стихотворения об осени!»

Воспитатель: «Ну что, ребята! Надо выполнить просьбу и этого волшебного листика! Кто хочет прочитать стихотворение?»(чтение стихотворений 2-3 ребенка)

Воспитатель: «Молодцы, ребята! И эту просьбу мы выполнили! А теперь садимся в автобус и отправляемся дальше!»

5 Воспитатель: «Посмотрите, ребята, а вот у нас и третий листок! И на нем что-то написано, давайте почитаем!»(читаем)

«Дорогие, дети! Вы, наверное, очень устали! Я предлагаю вам немного отдохнуть! А скажите, ребята, какие вы знаете фрукты (ответы детей)»

Воспитатель: «Молодцы! А давайте, мы с вами отдохнем! Я вам предлагаю, провести нашу любимую физкультминутку, которая называется «Фрукты»»

Физкультминутка «Фрукты»

Будем мы варить компот -маршируют на месте

Фруктов нужно много. Вот. –развести руки

Будем яблоки крошить, -делать действия, которые

Грушу будем мы рубить, соответствуют словам

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок!

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ! -хлопают в ладоши

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Ну, а теперь, я вам предлагаю сесть в автобус, и отправиться дальше!»

6 Воспитатель: «А вот, и четвертый листок! Посмотрим, что там для нас

написано?»(читаем)

«Милые, дети! Мне так понравилось вас слушать, что я захотел предложить вам поиграть в игру! Игра называется «Собери урожай», а прежде, чем вы начнете играть, я бы хотел загадать вам загадки! Слушайте внимательно и отгадывайте!»

Загадки:1 В огороде рос хрустящий

Наш зеленый молодец!

Этот овощ –настоящий

Длинный, сладкий (огурец)

2 Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

3 Наливное, сладкое,

С яблони упало-

Бок себе помяло (яблоко)

4 Принесли из магазина

Фруктов целую корзину!

В ней для Саши и для Зины

Золотые….(апельсины)

Воспитатель: « Молодцы, ребята! Вы справились и отгадали все загадки волшебного листочка! А теперь, давайте поиграем!»

Игра «Собери урожай»

(игра проводится 2раза,в блюде лежат муляжи овощей и фруктов; один ребенок собирает в корзину овощи, другой ребенок собирает в другую корзину фрукты)

Воспитатель: «Молодцы! А теперь, я предлагаю вам сесть в автобус и отправиться дальше!»

7 Воспитатель «Посмотрите, а здесь тоже листок! И на нем что-то написано! Давайте прочитаем!»(читаем)

«Ребята, я увидел и слышал, что вы все все знаете про осень! Вы очень помогли моим братьям! А я хочу у вас попросить-слепить для нас в подарок овощи и фрукты! И так как мы волшебные, то ваши подарки заберем с собой в нашу волшебную страну, которая называется «Листопадия»!»

Воспитатель: «Ну что, ребята, сделаем подарки для наших волшебных листочков? Тогда, нам нужно закончить наше путешествие, сесть в автобус и вернуться в наш детский сад -в нашу группу, где мы сядем за столы и слепим подарки для наших волшебных друзей! Поехали!»

(дети садятся в автобус и возвращаются в группу; за столами, на которых лежат доски для лепки и пластилин, они лепят овощи и фрукты в подарок волшебным листочкам)

8 Воспитатель: « Вот наши подарки и готовы! Давайте посмотрим, что у кого получилось (анализ работ). Ну, а теперь, я предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику, чтоб наши руки отдохнули!»

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго мы лепили, -руки сцеплены в замок

Наши пальцы утомились. –встряхивают кистями рук

Дружно руки разведем -руки в стороны

А теперь, играть пойдем! -хлопают в ладоши

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Давайте аккуратно поставим наши подарки на подставку и отправим их нашим волшебным друзьям!»

nsportal.ru

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по познавательному развитию «Поздняя осень» в старшей группе.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №97 компенсирующего вида Центрального района
Санкт-Петербурга

Составила воспитатель первой старшей речевой группы Артемьева О.И.

Конспект НОД по познавательному развитию «Поздняя осень» в старшей
группе.

Цель: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства, повседневной жизни.

Программные задачи:

закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени;

способствовать формированию эмоционально-образного восприятия

произведений искусства;

формировать образную выразительную речь, умение выразить свои чувства через слово;

способствовать пополнению, активизации словарного запаса:

воспитывать любовь к природе родного края.

Материалы: картинки с изображением лета, осени, поздней осени, одежды.

Ход занятия:

1. Воспитатель’. – ребята, послушайте стихотворение!

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Воспитатель’. – Про какое время года это стихотворение? (про осень). Давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете – (сентябрь, октябрь, ноябрь). Молодцы!

– Как осень называют в сентябре? (ранней). Почему ее так называют? (дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай)

Как осень называют в октябре? (середина осени – становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки).

Как называют осень в ноябре? (поздняя осень – последний месяц осени, после него наступает зима.

Воспитатель’. – а какой сейчас месяц? (ноябрь) – поздняя осень, еще чуть чуть и наступит зима.

2. Воспитатель’. – Послушайте стихотворение:

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Воспитатель’. – ноябрь – это поздняя осень.

Посмотрите на картинки. Какая это осень? А это? Чем отличаются? Что вы можете сказать о поздней осени? Какие приметы назовете?

-Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней их уже нет.

-Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней – листья под деревьями, опали.

-Ранней осенью мы собирали яблоки с деревьев, а поздней осенью их нет.

-Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет.

-Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом.

-Какая погода поздней осенью? (холодная, ветреная, пасмурная)

-Какими становятся дни и ночи? (дни короче, ночи длиннее)

Воспитатель: – Правильно – ноябрь это холодный месяц, можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь- это самое тёмное время года.

Еще ноябрь называют воротами зимы. Как вы думаете, почему?(ответы детей)

– Холодно и птицам. Что происходит с ними? Правильно, перелетные птицы улетают в теплые края.

  1. Физкультминутка “Листочки”.

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

  1. Воспитатель’. – отгадайте загадки:
  • Без ног, а на большой скорости мчит и во все окна стучит (ветер).

Ветер что умеет делать? (выть, дуть, завывать, гудеть, бушевать).

  • На всех садиться, никого не боится (снег). А снежинки что делают? (летают, кружатся, падают, ложатся)

Молодцы!

  1. Воспитатель’. – а как люди должны одеваться поздней осенью? (ответы детей) Почему? (уже холодно, ветрено, бывают даже морозы)

Игра “Оденься по сезону”

Детям предлагаются предметные картинки с различными видами одежды, необходимо выбрать те, на которых изображена демисезонная одежда.

  1. Игра «Назови лишнюю картинку, лишний признак»
  • зеленеет травка, улетели птицы, низкие тучи, голые деревья;
  • холодные дожди, листопад, бегут ручейки, снег с дождём;
  • одна картинка с изображением лета и три картинки с осеним изображением.
  1. Раскрашивание раскрасок на тему осени.
  2. Подведение итогов занятия.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: НОД в старшей группе на тему “Признаки осени”

Конспекты занятий

По познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие

в старшей группе

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 14 детям группы «Дюймовочка».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра “Погода осенью”

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь – дождливая.

Когда дует ветер – ветреная

Холодно – холодная

Пасмурно – пасмурная

Сыро – сырая

Хмуро – хмурая

Ясно – ясная

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

 

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы .

Приметы

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре – теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Физминутка “Листочки”.

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

У вас на столах тоже есть листочки только вот беда осень их не раскрасила давайте мы их раскрасим

Подойдите к столам и раскрасьте листья .

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? – спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о