Рисование осенний пейзаж в старшей группе – План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме: Конспект занятия по рисованию в старшей группе “Осенний пейзаж”

Содержание

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме: Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Осенний пейзаж"

Конспект занятия по изобразительной деятельности

для старшего дошкольного возраста.

Тема: «Осенний пейзаж».

ПАСПОРТ

Тема: «Осенний пейзаж».

Предварительная работа. 

Рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы.

Тип занятия: Обобщение и закрепление знаний и умений.

Вид деятельности: Рисование.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми детские рисунки, определить какими материалами они нарисованы; напомнить с чего надо рисовать пейзаж, как надо рисовать. Сюрпризный момент.

Литература:

1. И. В. Тюфанова. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников;

2. И. Г. Швайко, Занятие по изобразительной деятельности в детском саду.

3. Т. А. Копцева, Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная).

Музыка: Чайковский “Времена года”.

Цель:

1. Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.

2. Научить детей видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции;

3. Научить детей пониманию того, что цветом, художник может выразить свое настроение и «настроение» природы.

4. Научить детей нетрадиционному способу рисования «печатание листьями (цветами)».

5.  Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).

6. Учить использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ.

7. Учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).

8. Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт» и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень».

9. Учить красиво располагать изображение на листе.

10. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

11. Воспитывать аккуратность, навыки коллективной работы, интерес к изобразительной деятельности.

Материал и оборудование

1. Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».

2. Лист ватмана 60 на 40 см. с нарисованным фоном городского пейзажа.

3. Сухие листья и цветы.

4. Гуашь.

5. Поролоновые тампоны,  ватные палочки, салфетки.

6. Рамка, мольберт.

7. Фрагменты аудиозаписи «Времена года, Осень» П.И. Чайковского.

8. Альбом с репродукциями пейзажей и альбом с репродукциями работ детей из серии «Родники прекрасного».

1 ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Ход  занятия.

Дети: Заходят, приветствуют присутствующих в зале («Здравствуйте»)

Воспитатель: Осень – замечательное, очень красивое время года. Давайте назовем все осенние месяцы (репродуктивный метод, прием повтора).

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как в старину называли сентябрь? (репродуктивный метод, прием повтора).

Дети: Сентябрь называли «запевалой осени»

Воспитатель:  Дети, давайте отгадаем загадку:

                        Висят на ветке золотые монетки.

                        Что это?

Дети:  Это осенние листья

Воспитатель: Ребята, давайте по – рассуждаем. Мы с вами знаем, что существуют три осени и к каждой  из них у нас особая любовь. Как вы думаете, первая осень,  - она какая? (словесный метод)

Дети:

-радостная, пышно убранная;

-красивая,

-богатая, урожайная;

-солнечная.

Воспитатель: Да, ребята, это все про сентябрь.

Воспитатель: Теперь давайте вспомним, как называли в народе ноябрь?

Дети: Октябрь называли «Листопадом»

Воспитатель: А как вы думаете, какая вторая осень?

Дети:  Листья постепенно опадают. Чуть подует ветер, и они медленно кружась, опускаются на землю.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какого цвета бывают осенью листья?

Дети:

- желтые;

- желто-красные листья;

- А я видела бордовые листья;

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поговорим о третьей, поздней осени. Какая она, как вы думаете?

Дети:

- короткие дни;

- листья опали и лежат ковром;

- пасмурно и туманно,

- холодно,(а какое  по ночам небо) звездное.

Воспитатель: А.С. Пушкин, наш любимый русский поэт, очень любил осень, вот послушайте его стихотворение: (чтение стихов)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лисов таинственная сень

С печальным шумом опадала.

Ложился на поля туман,

Гусей – печальный караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: А теперь снова загадка. Лес стал голый, не слышно птичьих голосов. Но не все птицы улетели в теплые края, в лесу осталась, угадайте кто: (рассуждение, загадки)

Удивляется луна:

Засветились 2 окна,

А за ними два крыла

Показались из дупла.

Тенью вылетела птица:

Ночью ей в дупле не спиться.

Если писк она услышит,

Плохо будет серой мыши.

Если птицу знаете.

Загадку отгадаете.

Дети: Сова.

Воспитатель: Правильно. Вот видите, какая разная осень!

Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, что каждое время года красиво по-своему. О красоте осени писали поэты вот так (чтение стихов)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: – Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

                  (З. Федоровская)

Осенью

В саду пожелтели,

Осыпались клены,

И только скамейка

Осталась зеленой.

Стоит она в тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

А. Барто

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

О. Высотская

Воспитатель: Но про осень писали не только поэты, но и художники. А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И.Левитан и назвал ее «Золотая осень». Почему поэт и художник назвали осень золотой?

Дети: Потому что листья желтые, похожи на золото.

Воспитатель: (искусствоведческий рассказ) Да, действительно, в середине осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.

– Давайте посмотрим, что художник изобразил на своей картине? – предлагает педагог. Указывает то на одну, то на другую часть картины. После рассказов детей обобщает:

– Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое: луг, березовую рощу, текущую издалека речку, пашню и далеко-далеко от зрителя деревенские домики. Интересно, как сумел художник передать в картине такое большое пространство?

– Каждый художник, прежде чем написать картину масляными красками на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины. Сначала художники рисуют эскизы будущей картины – небольшие подготовительные рисунки. На картине Левитана изображение большого пространства получилось, потому что большую ее часть занимает земля. Видите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (показывает). Он заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине. Ближайшие деревья нарисовал крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане, маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя.

– Теперь посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите эти краски. Везде ли одинаковая желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву? (У нее много оттенков.) Одинаков ли синий цвет неба и речки? (Тоже разные оттенки.)

– Вы знаете, дети, как различается цвет предметов, освещенных солнцем, и предметов, находящихся в тени. Поэтому художники смешивают краски, чтобы добиться нужного им оттенка каждого цвета. Скажите, каких красок больше на картине – ярких, светлых или темных? (Светлых и ярких.) Как вы думаете, можно ли назвать эту картину Левитана радостной? А если бы художник изобразил все то же самое: и рощу, и луг, и речку, но другими красками? Небо нарисовал бы в темно-серых тучах, воду в речке сделал бы тоже темной, листву на деревьях – мокрой, коричневой, траву на лугу – тускло-зеленой? Назвали бы мы такую картину радостной? Почему нет? Значит, Левитан хотел, чтобы зрители, которые будут рассматривать его картину, испытывали удовольствие, радость. Они видели осеннюю природу в жизни такой же красивой, а теперь снова увидят ее на картине. Итак, Левитан специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое настроение.

– Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками-пейзажистами, а их картины – пейзажами.

Воспитатель: Закончить первую часть нашего занятия, хочется следующими стихами: (чтение стихов)

Кто сказал, что осень

Грустная пора?

Радостно по лужам

Скачет детвора.

Желтые листочки

В воздухе кружат.

По стеклу дождинки

Весело стучат.

Если светит солнышко,

Можно нам гулять:

Бегать, веселиться,

Прыгать и скакать.

Если туча хмурится

И грозит дождем,

Спрячемся под зонтиком

Дождик переждем.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Физминутка “ОСЕНЬ”.

Воспитатель:

                                            Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб.

Кто нашел его друзья?

Это я, это я, это я?

Дети: поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.

Приседания с прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладони “смотрят” вниз.

Медленно подниматься, держась руками за голову, как за шляпу.

Стоя прямо, пожимать плечами.

Прижимая руки к груди, утвердительно кивать головой.

Физминутка “ВО ДВОРЕ СТОИТ СОСНА”

Воспитатель:

Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперед,

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Дети: Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх, то же самое на другой ноге. Наклоны корпуса вперед-назад. Рывки руками перед грудью. Приседания. Дети идут на места.

2 ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Предварительная работа:

Воспитатель предлагает детям прослушать песню Гр. Гладкова и А. Кушнера "Песня о картинах". Обсуждение названий картин "Пейзаж", "Портрет", "Натюрморт".

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, какое сейчас время года? А чем осень отличается от зимы или от лета? Каковы ее приметы? (прием повторения)

Дети: листья желтеют, опадают; идут дожди, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Расскажите чем вам нравиться осень? Мне, например, нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.

А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем не так как обычно, карандашами или красками, а по волшебному, необычно.

Творческая поисково-экспериментальная работа.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним что происходит осенью? Подойдите ко мне и посмотрите на рисунки. Что на них изображено?

Дети: осенние пейзажи.

Воспитатель: А с чего мы начнем рисовать наш осенний пейзаж? Подумайте, какая у вас будет осень? Грустная или радостная? А теперь садитесь за столы да давайте создадим свою волшебную осень.

Пейзаж – это значит изображение природы. Такой, какая она есть, или такой, какой ее сделал человек. А почему пейзаж осенний? Рисовать мы с вами будем осень, значит пейзаж у нас будет осенний.

Воспитатель: Давайте повторим это новое слово, чтобы лучше его запомнить. Посмотрите, вот уже и рамка готова для нашего осеннего пейзажа. А на листе бумаги я нарисовала фон.

Но пока что наш пейзаж выглядит бледно, тускло и совсем не по -волшебному. Поставлю я его на мольберт. Это такой специальный столик для рисования. Мольберт – постарайтесь запомнить это слово.

Воспитатель: Прежде чем приступим к рисованию, послушаем детей, которые специально для сегодняшнего занятия приготовили нам стихотворения о осени.(чтение стихов)

 1 ребенок

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам

Вот и заглянул к нам в сад

Золотистым звоном.

2 ребенок

Осень все позолотила,

Золотое все кругом

И березы, и рябины

Золотым горят огнем.

3 ребенок

Полюбуйтесь - маскарад!

Лес меняет свой наряд.

Снял зеленый, мерит новый

Красный, желтый и лиловый.

Воспитатель: Замечательные стихи. Осенью нас часто посещают два гостя. Отгадайте что это за гости:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

Дети: Ветер

Воспитатель: Ветер бывает очень сильный, он гнет деревья и срывает с них листья и тогда в лесу и в парке начинается настоящий листопад. Вот загадка про следующего гостя:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

Дети: Дождь.

Воспитатель: Правильно это дождь.

Воспитатель: Мы с вами прочитали много стихов об осени, разгадали все загадки. Пора приступать к рисованию. Но, прежде чем приступить к работе, давайте посмотрим, как изображают осень художники.

Дети: Подходят к выставке «Осенние пейзажи» и рассматривают репродукции картин, дают комментарии к увиденному. Отвечают на вопросы: Репродукции каких картин не подходят к теме нашего вернисажа? Найдите две одинаковых репродукции.(Рассматривание)

Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осень в парке, когда идет дождь и дует сильный осенний ветер. В парке растет много разных деревьев, угадайте, какие деревья видела я, когда гуляла там (художественное слово).

Если дует ветерок,

Задрожит её листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок …

Дети: Осины

Воспитатель:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

Дети: Рябина

Воспитатель:

На дереве этом

Качаются детки,

Маленькие, озорные,

На них шапочки резные.

Дети: Дуб, желуди.

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали. Какие еще деревья можно увидеть в парке?

Дети: Клен, береза, липа.

Воспитатель: Много деревьев вы знаете. Теперь давайте их наконец нарисуем, но помните, что все деревья отличаются друг от друга. (показывает собственные рисунки). Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.

Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз.

Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев (использование образцов педагога).

Воспитатель: Мы с вами уже рисовали и осенний дождь, и сильный ветер, а сегодня все это объединим в одном рисунке. Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев. Подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем парке, и как они будут расположены на вашем рисунке.

Дети: Начинают рисовать. (Эвристический метод)

Воспитатель: Уточняет приемы рисования.

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: Напоминает ребятам, кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев. Какие дополнительные средства можно применять для изображения листвы.

(Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.

Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.

Техника рисования тычком и жесткой кистью.

Тычком: слегка намочить тычок, набрать на него краску, держа тычок вертикально быстрыми, отрывистыми движениями нанести изображение.

Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве).

Воспитатель: Поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы жесткой кистью и т. д.

По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа):

Воспитатель: А вот теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть, разумок – запоминать. Учимся «волшебному» рисованию.

Листик с дерева намажу

Снизу желтенькой я краской.

Сверху я его проглажу –

Выйдет дерево, как в сказке.

Так деревья рисовать –

Ничего нет проще.

Я могу наштамповать

Небольшую рощу.

Воспитатель: Ребята, попрошу вас обратить особое внимание на то, что листочки нужно намазывать снизу, там где выпуклые прожилки. Аккуратно приложить накрашенной стороной на фон, возле нарисованной ветки. И, не сдвигая, осторожно придавить салфеткой. Поднять листик тоже нужно очень аккуратно, чтобы не размазать изображение (показ).

Воспитатель: Предлагает отдельным детям:

- Напечатать листик, сорванный ветром и упавший на землю.

- Напечатать «куст», на кусте ватной палочкой аккуратно нарисовать ягоды.

- Напечатать цветы на клумбе.

Воспитатель: Вот и готова наша картина. Мы назовем ее «Осенний …(пауза)»

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: Давайте поставим ее на мольберт и полюбуемся.

Итог занятия:

1. Выставка и анализ детских работ

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите все работы ко мне. У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого веселая и ясная? У кого сказочная? Она вся такая разная! Так какая же осень на самом деле?

Дети: Волшебная.

Воспитатель: Ребята, вам нравится? Мне очень понравился ваш пейзаж. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут мы повесим ваш «Осенний пейзаж» в коридоре, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые (анализ).

А в уголок для творчества я положу вам две книги. Вы их потом полистайте и найдите в них пейзажи, нарисованные как знаменитыми художниками, так и такими же детьми, как и вы (исследовательский).

2. Прощание

Воспитатель: Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.

На этом наше занятие закончено, и вы, мои волшебники, можете отдохнуть.

Примечание:

- Обращается внимание на разнообразие красок и красоту работ.

- Поскольку дети работали под музыку Чайковского «Времена года. Осень». Во второй половине дня проводится слушание и обсуждение этой музыки.

nsportal.ru

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Осенний пейзаж" (нетрадиционное рисование)

Занятие по рисованию в старшей группе.

Образовательная область: Творчество

Раздел: Рисование

Тема: «Золотая осень»

Цель: рисовать осенний пейзаж.

Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», монотипией, набрызг. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью). Учить красиво, располагать изображение на листе. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие, фантазию. Воспитывать аккуратность, навыки коллективной работы, интерес к изобразительной деятельности.

Словарная работа: пейзаж, листопад, волшебство.

Материал: белые листы бумаги, краски, кисти, зубные щетки, трафареты, листья деревьев, пластиковая подставка, непроливайки, клеенки, салфетки, иллюстрации, картинки, ватные палочки, гуашь.

Билингвальный компонент: осень - кұз, лист - жапырақ, желтый - сары, красный – қызыл, коричневый - қоныр, зеленый - жасыл, дерево - ағаш.

Ход занятия:

1.Мотивационно - побудительный этап.

Дети, скажите, а какое сейчас время года? А, как на казахском языке осень? А, как вы узнали? Какие приметы осени вы знаете? А, сейчас дети, я прочту вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и сказать, о ком оно.

Чтение стихотворения «Времена года».

« В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам,

Добрая волшебница все переиначила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила,

Все кругом искрится, все переливается»

Воспитатель достает желто-красный кленовый лист и спрашивает у детей: «Как вы  думаете, почему у меня  в руках оказался этот лист»?

( наступила осень, начала раскрашивать деревья в ярко-красные, желтые цвета.)

А вы знаете, как называется осеннее явление, когда опадают листья? А вам нравится осень? Чем? Мне нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Вот послушайте стихотворение писателя М. Иверсена:

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

А, как на казахском языке листья? Желтый? Красный? Зеленый? Коричневый?

2.Организационно- поисковый этап.

Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину, осенний пейзаж. А, что такое пейзаж? Это картина природы. А почему волшебную, вы сейчас узнаете. Чем обычно на занятиях рисуем? А, сегодня мы будем рисовать, не только кистью, но и щеткой, кто помнит, как называется этот прием? (набрызг).

Вот сейчас, мы будем рисовать еще и тычками, печатать. И познакомимся с новым приемом рисования, который называется, монотипия. Для этого нам понадобится, вот такой планшет, вода и краски, и вы увидите маленькое волшебство.

У вас на столах лежат необходимые для рисования предметы.

1 стол - Набрызг

2 стол – Тычкование

3 стол – Монотипия

Чтобы начать нужно, немного размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.   «Осенние листочки».

Ветер по лесу летал,                                    Плавные, волнообразные

Ветер листики считал:                                  движения ладонями.

Вот дубовый,                                                 Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот кленовый,                                                Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки,                    Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинки.

Ну, а теперь приступим. За 1 столом дети будут использовать вот такие трафареты, с изображением листьев. Но для начала давайте вспомним, какие это деревья.

Игра «узнай дерево по листу».

Молодцы. Ну, а сейчас каждый из вас возьмет по трафарету, и аккуратно будет закрашивать, сначала, каждый из вас нарисует вазу, весь остальной фон закрываем, затем фон листа, теперь прячем вазу, после этого, мы уже будем рисовать листья, так у вас получится осенний букет.

За 2 столом дети будут рисовать ветку рябины, но не просто кистью, а с помощью тычков. Сначала мы на печатаем саму ветку, а затем ягоды рябины, ветка и лист, какого цвета?

За третьим столом, дети работают с монотипией. Для этого нам понадобится, стекло, краски, вода, и кисти. Мы сначала мочим лист, а на планшет мы накладываем краски, какие мы берем? (показ образца). Теперь можно приступать.

Самостоятельная работа.

Ну, вот мы сделали первый этап, пока наши листы сохнут, предлагаю вам немного отдохнуть.

Загадки об осени.

Темный он покрытый корой
Лист красивый вырезной
И на кончиках ветвей
Много, много желудей. (Дуб).

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И галдя, ее клюют!  (Рябина)

  Физкультминутка.    «Листики».

Мы листики осенние ,                                Дети покачивают листиками в руках над головой

На ветках мы сидим.

Дует ветер – полетели,                                Бег  в разных направлениях.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.                                 Приседают, встают, поднимают руки с листами

Ветер снова набежал                                    вверх и покачивают ими.

И листочки все поднял.

Закружились, полетели                               Бег в разных направлениях.

И на землю тихо сели.

3.Рефлексивно - корригирующий этап.

Ну, а сейчас давайте, посмотрим, что же у нас получилось. (Выставка работ)

К нам в окошко, стучит ветка рябины, вот она какая! А мы вышли на улицу, и что же мы увидели? Какой пейзаж, какие деревья, красота! Ну, а мы решили, собрать для мамы, маленький букет, вот такой! Дети, вам понравилось, быть волшебниками? Вам понравилось рисовать? Что было тяжело? Что легко?                                 

А, вы слышите, кто – то постучался к нам в дверь, наверное, это осень! Она пролетала мимо, и увидела ваши работы, и она хотела бы вас отблагодарить. (Сюрприз)

infourok.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе по ИЗО "Осенний пейзаж" (техника по мокрому)

  1. Непосредственно-образовательная деятельность
  2. по художественному творчеству в старшей группе
  3. Тема: «Осенний пейзаж»
  4. Рисование в технике «по - мокрому» (с отражением)

Интеграция:познание, художественное творчество.

Виды детской деятельности: познавательно-коммуникативная, продуктивная.

Цель:

- научить детей рисовать в новой технике – пейзажной монотипией.

Задачи:

Художественное творчество:

- совершенствовать технику рисования акварельными красками и гуашью;

- расширить возможности способа рисования по - мокрому, с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи;

- учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о природе, обычными изобразительными средствами.

Познание:

- познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений монотипией;

- вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии.  -развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности;

- показать детям связь между разными видами искусства.

Материал: письмо с иллюстрацией картины,загадкой про отражение и белыми листами А4, акварельные  краски, зеленая гуашь, кисточки разных размеров, баночки с водой,ватные диски,салфетка, с помощью которой мы будем убирать излишки воды с кисточки. салфетки.

Оборудование и пособия:телефон с записью сообщения, репродукции картин: пейзажи осени, музыкальная композиция.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с осенними пейзажами известных художников. Рассматривание  иллюстраций, на которых изображены деревья, отражающиеся в воде. Наблюдения за деревьями на прогулке. Экспериментирование с изображением в зеркале. Знакомство с зеркальной симметрией.

-Что ты видишь в зеркале? (Точно токую же картинку.)

-Что произошло? (Картинка отразилась в зеркале.)  

-Похоже ли изображение на иллюстрации на картинку в зеркале? (Они одинаковы.)

-А чем они отличаются? (Изображение в зеркале перевёрнутое.)  

-Если картинку соединить с зеркалом и посмотреть , что происходит с рисунками? (Рисунки соединяются.)  

-Что это вам напоминает? (Отражение в воде.)

- Беседа о наблюдениях на прогулке за отражением в лужах.
Мотивация.

Ребята, нам пришло на телефон сообщение, послушаем его?

«Здравствуйте ребята. Я, художник,  открываю  выставку детских рисунков, которая состоится ... числа. Да вот беда, людей пригласили, а рисунков ещё нет. Что делать не знаю? Может вы поможете?»

- Ребята, а чем мы можем помочь? (ответы детей)

- Что надо нарисовать на выставку?

- Послушаем, что он ещё скажет.

«Мне сказали, что вы хорошо рисуете. Присылайте мне свои рисунки для выставки. Что рисовать подскажет вам загадка, которую вы отгадаете, когда посмотрите внимательно на картину. Высылаю вам иллюстрацию картины, загадку и бумагу для рисования, жду ваши рисунки для выставки».

-Что ещё вам сказал художник ? (он выслал нам иллюстрацию картины и письмо с загадкой)

Рассматриваем картину иллюстрацию (осенний пейзаж с отражением в воде)

-Достаём из конверта иллюстрацию.

- Что здесь нарисовано? (природа)

-Как вы думаете, какое время года изобразил художник? (Осень).

-Осень называют волшебницей! Потому, что она умеет раскрашивать листья. У неё есть волшебная кисточка, которой она окрашивает листья в золотые, желтые, красные цвета…

- Как называются картины, на которых нарисована природа? (Пейзажи).
- Да, это пейзаж – это особые картины, на которых художники изображают  природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…

- Скажите, с какими красками пришла к нам осень? (трава-жёлтая, облака – белые, небо – голубое, листья на деревьях, солнышко)

- Художники изображают осень на картинах, композиторы пишут музыку, поэты - стихи. Когда вы будете рисовать я вам включу музыкальное произведение «Музыка осени»

Отгадывание загадки.

А в конверте, ещё загадка и бумага для рисования.

-Если вы внимательно смотрели на картину, то сможете отгадать загадку, послушайте:

«И смотрят в него

Молодые берёзки –

Свои перед ним –

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается –

Как это зеркало называется?»

- Ребята, в какое зеркало смотрят, берёзки ? (в воду)

- Вы догадались, что надо нарисовать на выставку? (природу, …)

- А еще что? (воду)

Практическая часть занятия.

Проходим за столы.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Посмотрите ребята осень принесла нам волшебные кисточки, если у нас есть волшебные кисточки значит мы настоящие волшебники, потому что умеем превращать белый лист  в разноцветный.

 Краски, которые помогают нам создавать волшебный мир на белом листе, называются акварель. Само слово акварель означает «живопись водой». Картины, нарисованные акварелью, получаются очень нежными, прозрачными и очень живописными. Они так и называются – акварельной живописью. Потрогайте краски пальчиком, и вы увидите, что на пальчике не осталось никакого следа, а все потому, что эти краски, «не живут» без воды, как гуашь. А теперь окуните пальчик в воду и опять прикоснитесь к любому цвету. Теперь вы увидите, как на пальчике остался след – краска «ожила». Как вы поняли, этой краске надо давать много воды, и тогда она будет оставлять след на листе.

- Ребята, что вы будете рисовать на выставку? (мы нарисуем пейзаж, на котором деревья отражаются в воде).

-Как вы это будете делать?

-Что нужно сделать когда не знаешь?
- Я вам немного подскажу.
- Возьмите лист бумаги, положите его горизонтально. Смочите верхнюю часть листа с помощью ватного диска. Выше линии сгиба нарисуйте деревья, а ниже будет вода (речка или озеро). На верхней части листа небо размойте синей акварелью, смешанной с водой, а траву зеленой  и жёлтой акварелью, смешанной с водой.

- Как рисовать дерево? (Снизу вверх)

- Какой кистью рисовать ствол, а какой ветки?

- В каком направлении рисуем ветки?

- Какой краской будете рисовать дерево гуашью или акварелью?

- Молодцы, всё вспомнили.

- Рисовать надо быстро и аккуратно, пока не высохло наше небо и трава.

- А сейчас самое главное, когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи ватного диска ,размойте её синем цветом, сложите и прижмите его к вашему рисунку. Потом развернёте. Внизу получится озеро, в котором отражаются деревья, небо и всё, что вы нарисовали в верхней части листа. Рисунок в верхней части можно потом подрисовать чтобы он стал ярче. (Показать по мере объяснения).

Самостоятельная деятельность детей.
-А сейчас возьмите бумагу, положите её вот так горизонтально и начинайте рисовать. (В процессе работы помогать тем, кто испытывает затруднения)
Рефлексия. В конце занятия дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.
- Посмотрите, какие красивые, необычные картины у нас получились.

- Как называются такие картины? (пейзаж)

- Что можно сказать про отражение, оно похоже на рисунок сверху или нет? (похоже, только перевернутое)
- Какая картина вам понравилась ? Почему?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему вы научились?

-Что-то было для вас трудным?

- Что было интересным?

- Как вы думаете, эти работы можно послать  художнику? Ваши рисунки подсохнут, мы их положим в конверт и пошлём на выставку .

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Осенний пейзаж». (Нетрадиционная техника)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Осенний пейзаж».

(Нетрадиционная техника)

Воспитатель:

Ялалова Зоя Анатольевна

г. Энгельс, 2015год

Конспект занятия

Программное содержание:

1.     Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

2.   Ознакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенной техники

3.   Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

4.   Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Оборудование

- Листья разных пород деревьев (4 – 5 видов).

- 2 альбомных листа, размер А 4.

- Набор гуашевых красок.

- Кисть.

- Стаканчик с водой.

- Салфетка.

- Репродукция картины  И.И. Левитана «Золотая осень».

- Корзинка для сбора листьев.

Предварительная работа:

Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, сбор листьев с разных пород  деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске.

Музыкальное сопровождение:

«Сентябрь» из альбома И.И. Чайковского «Времена года»

Ход:

1. Организационный момент

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

Сейчас я предлагаю послушать сказку, присаживайтесь поудобнее:

В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень и все листья полетели путешествовать. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был такой маленький, что боялся летать один. Вот он скучал, скучал, думал, думал и придумал. Видит идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул на шляпу. Прохожий ничего не заметил, принёс его домой, а дома было тепло, и листик стал сохнуть и скучать. Он скучал по своим друзьям и дереву. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!» Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крик, залетел в дом, подхватил листик и понёс его в парк. На прощанье сказал ему: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает и засохнет». С тех пор листок не расставался с родным домом-парком.

Вот какая интересная история приключилась с одним из осенних листочков.

2.Беседа о листопаде.

Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листья падают? (Листопад)
- Правильно, а почему дерево сбрасывает листья осенью? 

(Деревья сбрасывают осенью листья потому, что становится холодно;  деревья засыпают; снег может налипнуть на листья, ветки  сломаются и дерево погибнет.)
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на желтый или красный и опадают. На это есть  ряд причин: первая – с водой и воздухом  в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить  и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ; вторая причина – вода в почве зимой замерзает и до веточек и листьев не доходит; ну а третья причина листопада – защитить ветки дерева от тяжести  выпавшего зимой снега.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам, паркам. На следующий год  на дереве появляются новые листики.

- А каким цветом становятся листья осенью?
(красным, жёлтым, золотым, оранжевым)
- От чего зависит цвет листочков?
(от погоды)


Много солнца – то краски яркие: красные, жёлтые и т.п.

Если пасмурно, то краски тусклые: коричневые, фиолетовые, чёрные.

-Молодцы! Давайте посмотрим на экран.

Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветия. Когда в природе встречаются одновременно много красок. Так и хочется любоваться этими пейзажами. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию  репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само  название картины говорит о том, какое время года художник на ней изобразил.

Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что  осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

 Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!...

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!..    

И.Михайлова

 

/Педагог предлагает детям полетать вместе с листочками ветерком./

 Физкультминутка.

«Листики».

Мы листики осенние,                                    

На ветках мы сидим.

 / Дети покачивают листиками в руках над головой./

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели.

/ Бег в разных направлениях./

И на землю тихо сели.              

/Приседают./

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.            

/Встают, поднимают руки с листочками и покачивают ими./

 Закружились, полетели            

/Бег в разных направлениях./

И на землю снова сели.             

/Возвращаются на свои места./

 

Педагог. В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно  одинаковых, каждый листик всегда чем-то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.

 /Дети рассматривают  листья и выбирают понравившиеся./

 

Педагог. Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону дерева. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок – палочку, с помощью которой листики держатся на веточках. Черенок напоминает ствол.

Сегодня мы с вами будем рисовать осеннее дерево , но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

 

3.  Практическая часть.

 

1.  Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (желтой, красной и т.д.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на отдельном листе бумаги.

2.  Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист черенком вниз  и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким, смазанным.

3.  Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.

4.  Взять следующий листочек, покрасить его в  другой цвет и отпечатать в другом месте  композиции. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

Можно повторно использовать уже окрашенный листок, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

5.  Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

 

4. Итог занятия.

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»

/Выбранный ведущий выходит в середину круга с корзиной и говорит: «Кленовый листок, лети в мой кузовок». Дети, у которых в руках листочки клена, подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину./

 

Осень в гости к нам пришла,            /Дети берутся за руки и идут по кругу./

Дождь и ветер принесла.

 

Ветер дует, задувает,                           /Поднимают  руки вверх и качают ими из  

С веточек листву сдувает.                    стороны в сторону./

 

Листья на ветру кружатся                /Разбегаются в разные стороны, кружатся и

приседают./

И под ноги нам ложатся.                  

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем.                          /Опять собираются в кружок./

 

Педагог.  У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики-отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.

 

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме: Конспект НОД по ИЗО "Осенний пейзаж"

трава, сероватое небо, и на другой - опавшая листва, голые деревья.)

- Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине слева, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?

- А на картине справа?

(На экране картина «Золотая осень».)


- Ребята, а сейчас давайте внимательно рассмотрим эту картину. Что художник изобразил на ней?

Да, действительно, живописец изобразил небольшую речку, окружённую деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали виднеются деревенские домики, поля, а на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета.

- Какое настроение у вас вызвала эта картина? Почему?

- Как вы думаете, что чувствовал Левитан, когда писал картину?

- Как художник передаёт пышность, красоту осени? (яркие, сочные краски, насыщенные тона, яркий, контрастный колорит; радостное изображение осени, лес стоит как золотой)

- Какое название вы бы дали этой картине? (ответы детей)                                                                                                     Левитан назвал её  «Золотая осень»

 (На экране картина «Осень».)

Посмотрите, а вот ещё одна картина об осени этого же художника.

- Какое чувство  вызывает у вас это произведение – грустное или радостное?                                  

- Как Левитан, в своей картине, передаёт грусть, печаль осеннего периода? (тёмные краски, спокойный колорит)

- Как выдумаете, ребята, Левитан в этой картине изобразил раннюю или позднюю осень?

- По каким признакам вы это видите? Что происходит с природой?

Да, действительно, ещё недавно небольшая роща радовала своим многообразием осенних цветов: жёлтый, красный, золотой, бордовый и другие оттенки встречались в наряде деревьев и это видно по опавшей листве и по золотым верхушкам деревьев, видневшимся слева за елью. Теперь же только редкие листочки коричневого неяркого цвета одиноко дрожат на ветру. Деревья выглядят печально. Они прощаются с тёплыми деньками и готовятся встретить зимние холода.

Ну, что ж, ребята. Вот мы с вами и увидели, как художник с помощью красок сумел передать красоту осенней природы. А сейчас я предлагаю вам отправиться в нашу творческую мастерскую, где каждый из вас будет передавать так же, с

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе "Осенний пейзаж" Нетрадиционная техника Рисования

Конспект занятия рисованию в старшей группе на тему «Осенний пейзаж».

(Нетрадиционная техника)

Воспитатель:

Беляевских Ирина Юрьевна

с. Омутинское 2018год

Конспект занятия

Программное содержание:

1.    Продолжат развивать  у детей интерес к осенним явлениям природы, замечать  красоту осени.

2.   Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Учить создавать  образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенной техники

Оборудование

- Листья разных пород деревьев

- 2 альбомных листа,.

- Набор гуашевых красок.

- Кисть.

- Стаканчики с водой.

- Салфетка.

- Репродукция картины  И.И. Левитана «Золотая осень».

- Корзинка для сбора листьев.

Предварительная работа:

Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений , беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, сбор листьев с разных пород  деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске.

Музыкальное сопровождение:

«Сентябрь»   Чайковского «Времена года»

Ход:

1. Организационный момент

 Послушайте сказку, присаживайтесь поудобнее:

В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень и все листья полетели путешествовать. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был такой маленький, что боялся летать один. Вот он скучал, скучал, думал, думал и придумал. Видит, идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул на шляпу. Прохожий ничего не заметил, принёс его домой, а дома было тепло, и листик стал сохнуть и скучать. Он скучал по своим друзьям и дереву. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!» Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крик, залетел в дом, подхватил листик и понёс его в парк. На прощанье сказал ему: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает и засохнет». С тех пор листок не расставался с родным домом-парком.

Вот какая интересная история приключилась с одним из осенних листочков.

2.Беседа о листопаде.

Вы знаете, как называется осеннее явление, когда листья падают? (Листопад)
 А почему дерево сбрасывает листья осенью? 

(Деревья сбрасывают осенью листья потому, что становится холодно;  деревья засыпают; снег может налипнуть на листья, ветки  сломаются и дерево погибнет.)
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – листья на деревьях меняют свой зеленый цвет , на желтый или красный и опадают. На это есть  ряд причин: первая – с водой и воздухом  в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить  и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ; вторая причина – вода в почве зимой замерзает и до веточек и листьев не доходит;  ну а третья причина листопада – защитить ветки дерева от тяжести  выпавшего зимой снега.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам, паркам. И на следующий год  на дереве появляются новые листики.

- А каким цветом становятся листья осенью?
(красным, жёлтым, золотым, оранжевым)
- От чего зависит цвет листочков?
(от погоды)
Много солнца – то краски яркие: красные, жёлтые .

Если пасмурно, то краски тусклые: коричневые, фиолетовые, чёрные.

Просмотр презентации «Краски Осени»

Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветия. Когда в природе встречается много красок.  Хочется любоваться этими пейзажами.  Предлагаю вашему вниманию  репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само ребята название картины  говорит о том, какое время года художник на ней изобразил.

Глядя на эту картину  наблюдая за природой на прогулке, мы  можем убедиться в том, что  осень – великий художник,  она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться  каждый день.

 Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!...

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!..    

                                                     И.Михайлов

 Физкультминутка.

«Листики».

Мы листики осенние,                                    

На ветках мы сидим.

 / Дети покачивают листиками в руках над головой./

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели.

/ Бег в разных направлениях./

И на землю тихо сели.              

/Приседают./

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.            

/Встают, поднимают руки с листочками и покачивают ими./

 Закружились, полетели            

/Бег в разных направлениях./

И на землю снова сели.             

/Возвращаются на свои места./

 

Воспитатель. В нашей  коллекции много разных листьев. Посмотрите на них;  я думаю, что вы вряд ли вы найдете два совершенно  одинаковых, каждый листик  чем-то отличается от  другого:  величиной, формой, расцветкой.

Воспитатель. Если мы посмотрим  на листики , то можем увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону дерева. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок – палочку, с помощью которой листики держатся на веточках. Черенок напоминает ствол.

Сегодня мы будем рисовать осеннее дерево, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

 

3.  Практическая часть.

 

1.  Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (желтой, красной .) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на отдельном листе бумаги.

2.  Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист черенком вниз  и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким, смазанным.

3.  Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.

4.  Взять следующий листочек, покрасить его в  другой цвет и отпечатать в другом месте  композиции. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

Можно повторно использовать уже окрашенный листок, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

5.  Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

 

4. Итог Рефлексия

.А что вам больше всего понравилось

Какое задание было самое трудное. А чему вы сегодня научились

Воспитатель.  У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики-отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.

 

nsportal.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Осенний пейзаж

Конспект  НОД по рисованию в старшей группе

Тема: Осенний пейзаж

Воспитатель: Кох Н.В.

Цель: Познакомить детей с тонировкой бумаги по мокрому листу.

Задачи:

- закрепить знания детей о техниках рисования.

- побуждать детей передавать особенности осенних деревьев, добиваясь выразительности с помощью цвета;                          

- совершенствовать мелкую моторику рук;                                                                                                              - продолжать работу по обогащению словарного запаса, закрепить понятие «пейзаж»;

- развивать эмоционально - чувственную сферу детей;                                                                       - воспитывать любовь и бережное отношение к природе;                                                                                       - воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.  

Методы и приемы:  

Рассматривание,  наглядный метод, словесный, здоровье сберегающие технологии.                                                 

Материалы: лист  акварельной бумаги формат А4, акварель, кисть толстая, банка с водой, салфетки, восковые мелки. Запись музыки П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»; репродукции картин; стихотворение З. Федоровской «Осень».                                                  

Ход деятельности воспитателя с детьми.

1.  Введение в ситуацию:

 В группе развешаны репродукции  картин с изображением осени.                                  

Дети и воспитатель заходят в группу, рассматривают картины                                                                

Воспитатель:  

-Ребята, что необычного вы видите у нас в группе?

Ответы детей…

-Ребята мы с вами находимся в музее на выставке картин, если мы правильно отгадаем с вами загадку, то узнаем тему нашей выставки.                                                                                                                                                                                                                                                                                           Несу я урожаи,                                                                                                                                                            Поля вновь засеваю,                                                                                                                                                                          Птиц к югу отправляю,                                                                                                                                      Деревья раздеваю,                                                                                                                                                 Но не касаюсь елок, сосен.                                                                                                                                                       Кто я -…                                                                                                                                                            Дети: - Осень                                                                                                                                                                                      Воспитатель:                                                                                                                                                                  - Ребята, знаете ли вы стихи об осени?

Дети рассказывают стихи

Воспитатель: молодцы ребята очень красивые вы прочитали стихи, а теперь я приглашаю вас рассмотреть картины на нашей выставке.

Воспитатель читает стих «Осень»  

                                                                                                                                                             Осень на опушке краски разводила,                                                                                                                 По листве тихонько кистью проводила:                                                                                                        Пожелтел орешник и зарделись клены,                                                                                                              В пурпуре осеннем только дуб зеленый.                                                                                                                  Утешает осень:                                                                                                                                                             - Не жалейте лето!                                                                                                                                       Посмотрите – роща золотом одета!                    

2. Актуализация знаний:

Воспитатель:  

Дети что изображено на наших картинах?                                                                                                                                                     - Ребята, как называется картина с изображением природы?                                                                    Дети: пейзаж.  

Какие цвета нужно использовать, что бы наш пейзаж был осенний?                                                                                                                                                   Ребята, чем можно нарисовать картину?                                                                                          

 Что такое линия горизонта?

3.Затруднение ситуации:

Воспитатель:  

А как вы думаете можно ли нарисовать одну картину карандашами и красками одновременно?  

Как вы думаете, а где мы можем об этом узнать?

Ответы детей…

Воспитатель:

А хотите,  я научу вас рисовать такие картины?                                                                                                                                                Для этого мы с вами станем художниками.

(СЛОВА ФЕИ ФИАЛКИ)

Присаживайтесь ребята на стульчики и я покажу вам как это делается.                                                                                                                                                                                              

Показ воспитателем способа рисования (осенний пейзаж рисуется восковыми мелками, а фон тонируется акварельной краской по мокрой бумаге, выделяя линию горизонта)

 Физкультминутка. Листочки                                                                                                    Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)            

На ветках мы сидим.                                                                                                           Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)                                                                    Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)                                                                                   Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)        Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

4.Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка.                                                                                                                                                           Дети садятся за столы и  рисуют, звучит лёгкая, тихая музыка. Воспитатель проводит индивидуальную работу.                                                                                                                                                                                                                                                                                           Дети, закончив рисовать, вывешивают свои работы на мольберты.

5.Итог:

- Как бы вы хотели назвать свою картину?                                                                                                                                 1 ребенок: -Я бы назвал «Золотая осень»                                                                                                          2 ребенок: -У меня «Осенний лес»                                                                                                              3 ребенок: -А я нарисовал «Осенний листопад»                                                                                                                                                                          - Как вы думаете, у кого получилась самая яркая картина? У кого самый густой лес? У кого самые высокие деревья? А кого самая аккуратная работа?    

Катя, а  чья  работа тебе понравилась больше всех, почему?                                                                                                                                                                                        Воспитатель:                                                                                                                                                                                           - Итак, ребята, что же сегодня у вас получилось лучше всего?  А что вам было трудно нарисовать сегодня? Почему? (ответы детей). Чтобы вы хотели нарисовать в следующий раз.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *