Занятие звук а в старшей группе – План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Тема: Звук [А]. Буква А.

Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.

Оборудование

Демонстрационный материал: картинки-аист, ананасы, абрикосы, арбуз, апельсины, антенна, альбом, буква А., картинка произнесения звука [А] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», «Длинно-коротко» ширма, 4-5 музыкальных инструмента, цифры 1,2,5

Раздаточный материал: тетради по обучению грамоте, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Незнайке, он давно уже нас ждет. Посмотрите какой волшебный сундучок приготовил для нас Незнайка. Хотите узнать, что в нем спрятано?

Дети: -да.

Воспитатель: А лежат в сундучке музыкальные инструменты. Незнайка приготовил их, чтобы поиграть с вами в игру «Угадай, на чем играю». Но прежде чем начать игру, давайте вспомним как называются инструменты и послушаем, как они звучат. (дети слушают звучание, называют инструменты, и педагог убирает их за ширму). Закройте глаза, послушайте и скажите, на каком инструменте играл Незнайка.

Дети – Незнайка играл на маракасе… на бубне… на рубеле…и т.д.

Воспитатель: Сегодня я вам и Незнайке хочу рассказать сказку о звуках. Мы слышим много разных звуков – шум проезжающей машины, шелест листьев, пение птиц, звуки музыки – это все неречевые звуки, а еще есть звуки речи. Я говорю, а вы меня слышите. Это звуки речи. Сегодня вы узнаете о первом звуке речи. А вот о каком, вы догадаетесь, послушав стихотворение.

Аист вез из магазина

На своей тележке груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз

Воспитатель выставляет на доске картинки по ходу стихотворения.

Воспитатель: Что привез аист из магазина?

Дети: Аааананасы, Аааапелисины, Аааабрикосы, Ааарбуз

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааананасы?

Дети: [А]

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааапельсины?

Дети: [А];

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааабрикосы?

Дети: [А];

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааарбуз

Дети: [А]

Воспитатель: Что общего у всех этих слов?

Дети: Все они начинаются со звука [А]

Воспитатель: Давайте все вместе произнесем звук [А] (воспитатель выставляет картинку произнесения звука) рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно. Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный. Звук [А] гласный. Повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. (Выставляется кружок) Звук [А] обозначается буквой А. (Выставляется буква А)

Запомните!!! Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Посмотрите, как напишу ее я. (Воспитатель пишет на доске букву) и произносит: полка, палка и черта- получилась буква А.

Я вам и Незнайке предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук [А] – хлопните в ладоши. (воспитатель закрывает рот экраном)

Воспитатель: О, У, И, А, О, А, И, У, Ы, И, А, О.

Что я сейчас произносила?

Дети: звуки

Воспитатель: Звуки можно произносить по – разному. Можно звук [А] произнести громко ААА

А можно тихо. Аааа

Работа по карточкам:

                                

                                

                                

Воспитатель: я буду показывать вам на кружки, а вы будете произносить звук [А]. покажу на большой кружок- произнесете громко, покажу на маленький – произнесете тихо.

Карточки:

А                                        А                                А                А

___________________________                                _________

Воспитатель: А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук долго) а можно произносить коротко. А. (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук коротко)

– Полина, спой песенку

А теперь послушаем Сашу,

А какая песенка у Матвея? (воспитатель проводит по дорожке, дети произносят звук)

Физкультминутка

Руки вверх и в кулачок,

Руки вниз и на бочок

Мы присядем, скажем у-у-у

Мы привстанем, скажем, а-а-а

 Нам пора уж за дела. (повторить 2 раза)

Воспитатель: Незнайка решил поиграть в игру «Подбери картинку». Я называю вам предложения, а вы попробуйте продолжить предложения.

На крыше дома стоит …

Незнайка Альбом

Воспитатель: Правильно?

Дети: Нет. На крыше дома стоит антенна

Воспитатель:

Аня рисует красками в ….(альбоме)

На дереве поселился ……(аист)

Мама купила вкусные ….(апельсины)

На бахче вырос круглый ….(арбуз)

Воспитатель: Оказывается, незнайка не умеет считать, поможем ему посчитать предметы.

1 – антенна, 2 – антенны, 5 – антенн

1 – альбом, 2 – альбома, 5 – альбомов

1 – аист, 2 – аиста, 5 – аистов

1 – апельсин, 2 – апельсина, 5 – апельсинов

1 – арбуз, 2 – арбуза, 5 – арбузов

Молодцы! А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [А]?

Дети: красным

Почему?

Гласные звуки обозначаем красным цветом.

Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ!

Работа в тетради.

Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Почему раскрашивали букву красным цветом?

Какое правило узнали?

nsportal.ru

Занятие Знакомство со звуком [А] и буквой [А]

01 Фев 2011 Автор Ekaterina

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «а».

2. Учить выделять звук из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «А».

5. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», символ (карточка) звука «А», красный круг, карточка с буквой «А»

(из азбуки), палочки, рабочая  тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет примету осени.

1. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья                Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью                    Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем,          «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем.             Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки,    Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки,      большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист                на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.        Звонко хлопают в ладоши.

2. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА».

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

4. – Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

6. Знакомство с буквой «А».

– Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

8. Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.

9. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Логопедия для всех

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики –
Конспекты логопедических занятий:



www.logolife.ru

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук и буква А»

 

 

Цели.

  1. Учить детей выделять звук А из состава слогов, слов и предложений.
  2. Развивать общую и артикуляционную моторику.
  3. Учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса.
  4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
  5. Познакомить с буквой А.
  6. Учить детей различать понятия «звук», «буква».

Оборудование: предметные картинки (автобус, арбуз, аист, аквариум, апельсин, ананас), разрезные азбуки.

 

Ход занятия

Развитие общей и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.

Утром мы во двор идём, Шаги на месте.
Листья сыплются дождём, Взмахи руками перед собой.
И летят, летят, летят… Взмахи руками, разведёнными в стороны.
Все уж спать они хотят. Имитация сна.

2. Развитие общей моторики.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает.

Энергичные взмахи руками.
Жёлтые листочки

С дерева срывает.

Имитация срывания листьев.
Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Наклон вперёд, руки касаются ног.

Знакомство с темой.

  • Отобрать картинки.
  • Отгадывание загадок.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …. (арбуз).

Что за чудо – этот дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

(Автобус)

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный,

Он стеклянный,

Нету номера на нём….

И жильцы в нём не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы

Знаменитые пловцы.

(Аквариум.)

Характеристика и артикуляция звука.

Звук А – гласный, воздух выходит свободно, через рот, не встречая преграды, обозначаем кругом красного цвета.

Артикуляция звука – рот широко открыт.

Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

  • Развитие диафрагмального дыхания.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

  • Голосовые упражнения:

Усиление голоса: беззвучная артикуляция звука – произнесение шёпотом – тихо – громко: А – А – А;

Ослабление голоса: громко – тихо – произнесение шёпотом – беззвучная артикуляция: А – А – А.

Развитие фонематического слуха.

«Поймай звук»

  1. На материале звуков.
  2. На материале слогов.
  3. На материале слов: автобус, Африка, обруч, дом, аист, дым, стол, альбом, апельсин, ананас.

Образование относительных прилагательных.

Автобус, который перевозит  пассажиров – пассажирский автобус.

Африка это страна там, где всегда жарко – жаркая страна.

У аиста длинные ноги – длинноногий аист.

Альбом сделан из бумаги – бумажный альбом.

Сок из апельсина – апельсиновый сок.

Пирог из ананаса – ананасовый пирог.

Согласование числительных с существительными.

«Посчитай» от 1 – 5 и 5 – 1

Слова: автобус, ананас, альбом, аист.

Составление предложений по опорным словам.

Анна – ананасовый пирог

Антон – апельсин

Алла – альбом – краски

Алина – аист

Андрей – автомобиль

Знакомство с буквой.

– На что похожа буква А?

– Из скольких элементов она состоит?

– Из каких элементов она состоит?

Выучить стихотворение:

Буква А, буква А-

Алфавиту голова

Знает Вова,

Знает Света,

А похожа на ракету.

Логопед предлагает детям найти букву в разрезной азбуке.

Выложить из счётных палочек букву А.

Различение понятий «звук», «буква».

Работа по карточкам.

Чтение.

А – громко, а – тихо.

А – А – а – А – А – а – а

Итог.

– С каким звуком сегодня познакомились?

– Какой это звук?

– Придумайте слова с этим звуком.

dohcolonoc.ru

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Тема: Звук А, буква А.

Тема: Звук А, буква А.

Цель: Уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, фонематического слуха и фонематического восприятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Л.: Сядут только девочки, а теперь – мальчики.

     2.  Основная часть

Знакомство со звуком А.

Л.: Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова: август, аист, адрес, астры, альбом

Л.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

Даша, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? А – А – А.

Уточнение артикуляции.

Л.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает».

Л.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

Л.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

Л.:  Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.

Упражнения в произнесении звука А.

Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

Игра «Эхо»

Л.: Ребятки, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел — шел – шел,                                                   (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел.                                                              (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок,                                                                           (Наклоны вперед.)
Два – грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Три – грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.                                                        (Шагаем на месте.)

Работа с демонстрируемым материалом

Логопед выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Антон, девочку зовут Валя.

Л.: Ребятки, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Антону, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Вале.

Знакомство с буквой А.

Л.: Ребятки, посмотрите что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома…)

Л.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Л.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

Подведение итога

Л.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква?  Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.

nsportal.ru

Конспект занятия в старшей группе “Звук и буква”

«Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове»

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями и показать отличие – «звук», «буква»

  2. Способствовать развитию внимания, воображения, творческих способностей, мелкой моторики.

  3. Учить детей давать полный ответ.

Оборудование: картинка Буратино, бубен, колокольчик, пакет, бумага, запись дождь и пение птиц, буквы,

Ход занятия

– К нам пришел гость, а кто вы узнаете, отгадав загадку.

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

– А пришел Буратино к нам, чтобы мы его научили разбираться в звуках и буквах.

Игра «Угадай, что звучит» (с закрытыми глазами)

– музыкальные звуки (бубен, колокольчик)

– бытовые звуки (шуршит пакет, смятая бумага)

– звуки природы (дождь, пение птиц)

– А какие еще звуки вы знаете?

– Как шипит змея? Ш-ш-ш

– Как рычит тигр? Р-р-р

– Как жужжит жук? Ж-ж-ж

– Как воет волк? У-у-у

– Как поет комар? З-з-з

– Что мы сейчас делали? (произносили звуки)

– Как вы понимаете, что такое звук? (все то, что мы слышим и произносим)

Все что нас окружает, издает звуки и человек произносит звуки, например мама укачивает ребенка а-а-а, когда больно мы произносим ой-ой-ой, испугались ай-ай-ай.

– Скажите, с помощью чего мы произносим звуки? (язык, губы, зыбы)

– А с помощью чего мы слышим звуки? (ушей)

Физкультминутка

Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Руки в стороны развел, 
Ключик, видно, не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. 

– Однажды человеку захотелось записать звуки. И появились ….буквы.

– Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем)

– Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

– Что такое гласный звук? (звук, который поется)

– Какие звуки мы называем согласными? (звуки, которые встречают преграду)

– Звук в слове мы изображаем квадратом.

Игра «Отгадай загадки»

1.Когда мы едим –они работают,

Когда не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить – они заболят. (зубы)

2.Посильней ты их раздуй

На горячее подуй. (щеки)

3.Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает, когда мы спим. (язык)

– С помощью чего мы произносим звуки? (губ, зубов, языка)

– Что же такое звук?

– Что же такое буква?

Итог занятия

infourok.ru

Занятие по обучению грамоте в старшей группе “Звуки в стране Знаний”

Занятие по обучению грамоте в старшей группе» Звуки в стране Знаний»

Подготовила и провела и провела :

Ткаченко Ольга Сергеевна

Старшая группа

Цель : Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование представления о слоге.

Задачи:

1 Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2 Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки;

3 Учить различать на слух «твёрдые согласные» и «мягкие согласные» ;

4 Познакомить с условными обозначениями «гласных» звуков, «согласных твёрдых» и «согласных мягких» ;

5 Формировать у детей представление о «слоге» ;

6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Материалы:

Наглядное изображение звуков, 2 – домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы , рэ. Карточки для звукового анализа слогов.


Ход занятия


Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно

– Ребята, скажите, что такое звуки ?

(Всё что мы слышим и произносим – звуки.) 1

– А хотите узнать , какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе ?

Ответы детей.

– Тогда послушайте одну увлекательную сказку, которая называется – «Звуки в стране Знаний»

В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми : сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести , человечкам стало ясно , что некоторые из них очень красиво поют , а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали , мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.

Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.

Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.

2

– Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь , а какие сочинять стихи и песни ?

( Ответы детей.)

– Перед вами картинки с изображениями, назовите- то на что я укажу. 3

4

( Ананас, обезьяна, улитка, экскаватор, индюк.)

-А теперь назовите первый звук в слове.

Ананас – А

Апельсин – А

Улитка – У

Экскаватор – Э

Индюк – И

Обезьяна – О

– Можем ли мы пропеть эти Звуки – А, У, Э, И, О.

( Дети, вмести с воспитателем , пробуют пропеть Звуки.)

-Если Звуки можно пропеть, значить они Гласные, а если нет – Согласные. 5

– Какие, гласные Звуки вы запомнили?

(Ответы детей.)

Артикуляционная гимнастика.

(Воспитатель читает стих, а дети воспроизводят действия и звуки.)

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует,  голос зовет.

Звук получается гласный

А – пошире рот открой,

     не ленись и громче пой

У – надул капризно губки,

     их он вытянул, как трубки 

О – округлив большие губы,

      «о» приоткрыл немного зубы,

      язык поглубже оттянул,

      спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

      всё зевает он спросони

      ы-ы-ы- поспать ещё часок

      или может выпить сок?

Э – вот в задумчивом сомненье

     «э» высказывает мненье:

     э-э-э- не знаю, что сказать,

      может лучше помолчать.

И – улыбка, весельчак

      он смеётся звонка так 6

      на широком язычке

      скачет звук,  как на седле.

      Звукам этим нет преграды

       Петь мы эти звуки рады – А, О, У, Э, И.

– Вот ребята мы с вами поближе познакомились с Гласными звуками, а как же Согласные?

– Хотите узнать, как жили в своих новых домах Звуки?

( ответы детей.)

– Тогда послушайте продолжение сказки.

После тяжёлого дня, хорошо поработав, Звуки отдыхали . Гласные – в круглых кроватках, а Согласные – в прямоугольных, которые напоминали столики, за которыми работали человечки – поэты. Некоторые Согласные засыпали только на твёрдой поверхности, подстелив только один матрас, поэтому их стали называть Твёрдыми. Те же, которые любили спать в мягких кроватках, клали по два матраса , поэтому их стали называть Мягкими. А чтобы не перепутать ,кто из них кто,

Звуки стали носить специальные обозначения: Гласные – в виде открытого ротика. Твёрдые Согласные – в виде одного матрасика . Мягкие Согласные – мягкой кроватки с двумя матрасами.

7

– Какие же Согласные Твёрдые ,а какие Мягкие?

– Большинство твёрдых и мягких Согласных звуков образуют пары: Б – Бь, В – Вь, М – Мь…

-Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к нёбу. А ещё сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, не резко.

НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.

Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.

– Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.

(Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ,Й.)

8

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять ,

Вышли звуки погулять

Тихо по лесу идут

Песенки свои поют

Ветерок вдруг налетел

Испугался Звук, присел

Головою покачал

Страх пропал, а звук привстал

Больше ветра не боимся

С ним играем , веселимся:

Топаем ногами, хлопаем руками

Весело в лесу играть

Но пора дамой шагать

Взялись звуки все за руки 9

По тропиночке пошли

И домой они пришли!-

– Так вот, Звуки жили в мире, не забывали друг друга: ходили в гости ,чаевали, смеялись , играли, занимались спортом, ходили на прогулку в лес, взявшись за руки. Когда Гласные и Согласные шли рядом, то образовывались слоги.

– Какие звуки мы с вами видим на картинках?

– Давайте назовём каждый звук отдельно.

( Воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)

– А теперь Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их.

– Какой Слог получился?

( Ответы детей.)

– А теперь вы сядете за свои столики , а я раздам вам карточки с изображениями Слогов.

(Дети садятся на свои места.)

– Ребята, обратите внимание, под каждым рисунком есть схема, туда вы впишите обозначения звуков. (После соеденения звуков в слоги, воспитатель даёт характеристику каждому звуку и обозначает его на схеме вмести с детьми.)

Игра «Эхо»

Ву – ву – ву ! ( Дети повторяют.)

Ву – ву – ву !

(Воспитатель добавляет в рифму.)

Я все слоги назову!

Гу – гу- гу! Гу – гу- гу! Я по радуге бегу!

Жу- жу –жу! Жу- жу- жу! Я как жук большой жужу!

Ку- ку- ку! КУ- ку- ку! Вон кукушка на суку!

Пу- пу- пу! Пу- пу- пу! Мыши слопали, крупу!

Ру-ру- ру! Ру- ру- ру! Спелых ягод соберу!

Щу- щу- щу! Щу- щу- щу! Всех прохожих угощу!

Шу- шу- шу! Шу- шу- шу! Сено на зиму кошу!

Му- му- му! Му- му- му! Догадайтесь-ка кому?

Чу- чу- чу! Чу- чу- чу! На машине я качу!

Щу-щу- щу! Щу- щу- щу! И не сколько не грущу!

ВИ- ви- ви! Ви- ви- ви! Всех друзей своих зови!

Ди- ди- ди! Ди- ди- ди! В круг на танец выходи!

Звуки разные нужны

Звуки разные важны

Гласные, Согласные,

Твёрдые и Мягкие

Дружно за руки возьмутся

И друг другу улыбнутся

Песню вмести запоют

Звуки- весело живут!!!

kopilkaurokov.ru

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему: Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: “Гласный звук У. Буква У”

Тема: Гласный звук «У». Буква У.

Цели: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха;

             познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением – квадрат красного цвета;

             развивать логическое мышление;

             познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У»,

воспитывать интерес к звуковой стороне речи.

Оборудование: предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик), красные квадратики, карточка с буквой У, счетные палочки, коробка, игрушки (утка, удочка, улитка, утюг).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Перед началом занятия кладу на стулья предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик).

– Ребята,  рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А», потом – те, у кого названия начинаются со звука «О».

(Дети называют картинки – «арбуз», «автобус», «аист», «облако», «осы», «ослик» и садятся).

II. Актуализация знаний.

– Как называются звуки, которые можно пропеть, прокричать? (гласные звуки).

Гласные звуки умеют

Громко кричать и стонать,

Петь, завывать и баюкать,

Но не шипеть и журчать.

– Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным).

III. Изучение нового материала.

– Ребята, сегодня утром я сходила на почту и получила посылку для вас (Показываю коробку). Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадки.

                   По полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

                                         Утюг

Две антенны на макушке

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

                                       Улитка.

Пестрая крякушка,

Ловит лягушек,

Ходит в развалочку,

Спотыкалочкой.

                                     Утка.

Что это у Галочки:

Ниточка на палочке

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

                                    Удочка.

Когда все предметы вынуты из коробки, я говорю детям:

– У – у – утюг, у – у- улитка, у – у – утка, у – у – удочка – назовите первый звук в этих словах (звук «У»).

– Давайте вместе произнесем этот звук. Как вы считаете, какой он – гласный или согласный? Почему вы так думаете? (звук «У» гласный, он произносится плавно, протяжно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград).

– Каким цветом мы будем обозначать звук «У» на схеме? (красным)

– Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)

– У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).

Звук «У» обозначается буквой У (показываю).

– Посмотрите на букву У. Из скольких палочек она состоит? (из двух).

Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая.

– С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны).

– Давайте пропишем букву У в «воздухе».

– А теперь достаньте из контейнера по две палочке и сложите букву У у себя на столе (дети выполняют задание).

– Проведите указательным пальчиком по этой букве.

– Какую букву вы сложили?

А сейчас немного отдохнем.

IV. Физкультминутка.

Ути – ути – утки (вперевалочку идут по кругу друг за другом),

Уточки-малютки (приседают).

На волнах качались,

Брызгались, плескались (встают, машут руками как крыльями).

V. Закрепление материала.

– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Эхо». Я буду громко говорить звук «У», а вы отвечайте как эхо – тихо.

Игра «Внимательные ушки»  поможет мне проверить, умеете ли вы внимательно слушать меня. Сейчас я буду петь гласные звуки. Вы помните, что мы обозначаем их квадратиками… какого цвета? (красного).  Ваша задача – выкладывать перед собой  столько квадратиков, сколько звуков я спою. Слушайте внимательно:

«А», «У», «АУ», «АОУ», «АОА», «УА», «АУА»

(дети выкладывают перед собой каждый раз столько квадратиков, сколько гласных звуков я спела).

VI. Выполнение заданий на листах (см. ниже) или в рабочей тетради.

 

VII. Итог занятия.

– С каким звуком познакомились на занятии? Расскажите, что вы о нем узнали?

– Сейчас встанет тот, кто вспомнит слово на звук «У».

– Молодцы! Наше занятие подошло к концу.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *