Подготовка к обучению грамоте в старшей группе по фгос – Разработка по грамоте в старшей группе ( 32 занятия).

СТАТЬЯ.ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Статья. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Согласно ФГОС главным для осуществления процесса развития творческой личности является создание многоуровневой многофункциональной развивающей среды. И ожидаемый результат – гармонично развитая, творчески активная личность ребенка дошкольного возраста. Для осуществления данной задачи согласно ФГОС предусматривается в предметно-развивающей среде рабочий сектор, который занимает 25% всей группы. А одним из центров рабочего сектора является центр правильной речи и моторики и согласно ФГОС в группах старших дошкольников в этом центре должны быть различные материалы способствующие овладению чтением: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, атрибуты для словесных игр, с помощью которых и ведется работа по подготовке детей к чтению. Для этого все предметные действия и их пространств, временные переживания обязательно сопровождаются речевым комментарием «Я залезаю под стол», « Я лезу на стул» и т.д. Как принято в практике отечественного образования педагоги могут использовать несколько основных методических приемов, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект – показ предмета и его название – показ действий с предметами и их название. Все действия осуществлять, используя принцип итерации образовательных областей и согласно ФГОС уделяя основное направление игре.

Основная задача обучения грамоте в старшей группе — формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, Обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесе­ния слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «жук» ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок — слово, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет функцию контроля: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки, и он увидит, что он где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное в деление звуков в слове. Воспитатель произносит слово с интонационным выделением первого звука, дети вслед за ним произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указку в первой клеточке. Затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово ммак, то (м), а если слово ммир, то (м’), одновременно ставит в первую клеточку фишку. После этого, ведя указкой подсхемой, воспитатель интонационно выделяет второй звук, задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет второй звук изолированно (ммак, миир) и фиксирует его фишкой. Так же выделяется третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета — серыми.

Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его проведения. В дальнейшем они сами проводят звуковой анализ с помощью воспитателя. Для этого к доске может быть вызван один ребенок, который найдет все звуки слова. Можно вызывать на каждый звук по ребенку: один находит первый звук в слове, фиксирует его фишкой и садится на место, другой — находит второй звук и т. д.

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове называли его изолированно, так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ, и т.п.). Это помешает им при различении твердых и мягких согласных.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с согласными звуками.

Дети узнают, что этим звукам ничто « не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах- мак — (а), лук — (у), дом — (о), лес — (э), кит — (и), ДЫм _ (ы)’ Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети с мощью воспитателя «проверяют» все остальные звуки, произнося их и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их вывариванию. Полезно, чтобы воспитатель иногда «ошибался» и настаивал на том что необыкновенным звуком в слове является, например звук (л) ш (с) и т.п. Пусть дети сами доказывают, почему это не так. Полученные таким активным путем знания прочно усваивается дошкольниками. Найдя все шесть звуков, воспитатель говорит, что эти необыкновенные звуки, которые мы произносимого полным голосом, называются «гласные» звуки и, разбипаяТпоня’ обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Например, звуки (м).(м’) «мешают» произносить губы; (с),(с’), (з), {з’) «мешают» произносить зубы и т.д. В форме загадок дети учатся определять, что «мешает» им произносить разные звуки. При этом воспитатель, наряду с согласными звуками, подбирает для загадок и гласные, закрепляя знания о них и приучая детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно спеть (ммм), громко крикнуть (ррр), и этим они как бы напоминают гласные, но все они обязательно при произнесении встречают во рту преграду. Это является основной характеристикой согласных звуков. Сравнение звуков цо их произнесению, которое нужно проводить в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большого «братца» мы будем называть твер­дый согласный звук, а маленького — мягкий согласный звук; твердый согласный будем обозначать синей фишкой, а мягкий — зеленой.

Далее, проводя звуковой анализ слов, воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов, «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки (ж), (ш) не имеют мягкой пары, а у звуков (й), (ч) нет твердой пары.

В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, паук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяется их похожесть и различие. Это помогает детям более уверенно ориентироваться в звуковой действительности языка. Примерно в то же время картинки-схемы на столах заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков.

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение закрепляет слово в единое целое. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесе­ние слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов. Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком к учатся выделять его в слове. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок — замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в сло­ве более длительно.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществ­ляется на материале пяти звуковых слов типа мишка, слива, замок. В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина-схема заменяется полоской-схемой.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2—4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентировка в звуковой структуре слова, закрепляются умения ин­тонационно выделять звук в слове, определять его качественные ха­рактеристики, анализируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.

В старшей группе детского сада на занятиях можно проводить такие дидактические игры:

«Назови слова». Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию.

Методика игры такова: воспитатель предлагает детям назвать слова с каким-нибудь звуком, например (р), и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. Дается образец подобного произнесения слова: ррак, морроженое, самоварр и т.д. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку-игрушку, чтобы потом можно было их подсчитать и определить победителя. В данном случае это и есть игровое действие, превращающее дидактическое упражнение в дидактическую игру. Через некоторое время, когда дети назовут достаточное количество слов, задание меняется: «А теперь назовите слова, в которых есть звук (р’). Дети называют: ррис, берреза, бррюки, ррека, кррик, гррядка, рредиска и т.д. Снова за каждое правильное слово ребенок получает награду. В конце игры количество фишек-игрушек подсчитывается и определяется победитель. Если ребенок ошибается, госпитатель обязательно должен эту ошибку проанализировать, медленно произнести слово, ошибочно названное ребенком, показать, что в нем нет нужного звука. Ни один неверный ответ не должен оставаться без внимания.

Игра «Назови слова» имеет различные варианты. Например, можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обяза­тельно первый, в середине слова, последний. Игре можно придать тематическую направленность: предложить приготовить обед, все блюда которого будут начинаться со звука (к) (игра «Обед»), или посоветовать отправиться в магазин и купить предметы для новой квартиры, в названиях которых есть звук (р) (игра «Новая квартира»). Можно спросить, какие продукты принесла мама в сумке, если она покупала только те, в названиях которых есть звук (м) (игра «Мамина сумка»).

Иногда в подобных играх дети допускают типичную сшибку: подбирая слова, они ориентируются только на классификационную группу, но забывают о том, что называемые слова должны содержать определенный звук. Так, подбирая названия предметов для новой квартиры, ребята могут назвать наряду с теми, что содержат звук (р), слова стол,шкаф, холодильник и т.п. В таких случаях необходимо четко произнести каждое ошибочное слово, показав детям, что в нем отсутствует заданный звук, и вновь повторить задачу, поставленную в игре.

Игру «Назови слова» можно проводить в виде соревнования между рядами. Результаты учитываются при помощи значков, которые вос­питатель ставит на доске мелом за каждое верно названное слово. Для этого доска делится на части по числу рядов в группе. В конце игры значки подсчитываются и определяется ряд-победитель, который получает награду (флажок или вымпел).

Игра с заданиями или игра со звуками слова проходит через весь курс обучения грамоте. Задача ее — закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

После того как слово будет разобрано у доски и на столах у детей, воспитатель предлагает поиграть со звуками этого слова. Он вызывает несколько человек (по количеству звуков в слове). Вызывать их мож­но разными способами в зависимости от уровня подготовка группы. Проще всего вызывать детей, прямо называя каждому из них звук, который тот будет обыгрывать. Например: «Наташа будет первым звуком в слове дом — звуком (д). Иди Наташенька, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя — второй звук в слове дом — звук (о). Последним звуком в слове дом будет Оля, возьми свою фишку. Какой ты звук?» — «(М)». Очень важно не затягивать этот момент. Дети должны быстро выйти к доске и ьзять свои фишки. Воспитатель уточняет с ними задания по ходу их выполнения, а не добивается ответа у ребенка, стоящего у своего стола, не позволяя ему до того, как он ответит, взять фишку. В случае затруднения воспитатель приходит ребенку на помощь.

Возможен такой вариант вызова: «Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове лук? Какой первый, третий?» Тот, кто верно ответит, «становится этим звуком».

После того как все вызванные возьмут из схемы должны стать у доски так, чтобы составить анализируемое слово. Воспитатель проверяет правильность построения слова, ведя указкой слева направо и «читая» его

Затем воспитатель отходит в сторону и приглашает детей подойти к нему. Здесь также используются разные способы. Если сначала детей вызывали к доске по названию звуков, то затем их можно приглашать по порядковым номерам звуков в слове (подойдет второй звук в слове, первый, третий). И наоборот. Называть звуки слова иди их порядковые номера можно по порядку и вразбивку. В начале обучения, когда у детей еще очень мало знаний о звуковом строении слова, игра с заданиями проходит очень просто, задания не сложны и однообразны. По мере того как дошкольники получают сведения о гласных, твердых и мягких согласных, звуках, ударении, усложняются способы вызова детей. Например: «Коля — первый гласный звук в слове миска. Витя — второй гласный. Катя — первый твердый согласный. Слава — второй твердый согласный. Настя — мягкий согласный». Или: «Лена — ударный гласный звук в слове сахар. Коля — безударный гласный» и т.д. В любом случае вызов детей должен проходить в темпе. Поэтому простые задания даются слабым детям, более сложные — сильным. Вызванные дети подходят к воспитателю и становятся в нужной последовательности. Их товарищи у себя за столами проверяют правильность построения слова.

Если слово составлено неправильно, воспитатель «читает» его, чтобы дети могли убедиться в своей ошибке: «Посмотрите, что у нас получилось: укж (ведет указкой по фишкам в руках ребят). Подумайте, как надо стать, чтобы получилось слово жук».

В заключение игры «звукам» можно дать различные задания (сначала их дает воспитатель, а затем дети). Например: «Звук (л’) (слово лист), покружись. Звук (с), отгадай загадку: «Без окон, без дверей полна горница людей». Звук (т), назови пару своего звука. Звук (и), назови слово со своим звуком (Ира, ирис, игрушка)». Задания могут быть самыми разнообразными (назови свой адрес, расскажи стихотворение, спой песенку, назови слово с ударным гласным (о) и т.п.), но не следует слишком увлекаться ими, забывая об основной цели игры.

Выполнив задание, «звук» ставит фишку в соответствующую клеточку схемы слова и садится на свое место.

Часть игр, проводимых в старшей группе, служит закреплению умений различать гласные и согласные звуки (игра «Какой звук?») твердые и мягкие согласные («Твердый или мягкий?»), называть парные твердые и мягкие согласные звуки («Назови пару», «Назови свое слово»). Описание их дается в конспектах занятий.

Достаточно сложна для дошкольников пяти лет игра «Поймай конец и продолжай», дидактическая задача которой — закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе этой игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего- например: жук — куст — трамваи — якорь — репка — апельсини т д. Эта игра вводится тогда когда дети научатся определять первый и последний звуки в слове, быстро называть слова с заданным звуком.

Представление детей о звуковой структуре слова закрепляется в игре «Угадай-ка». В процессе игры дошкольники должны соотнести название картинки, прикрепленной к доске, с моделью слова, начерченной цветными мелками. Игра «Угадай-ка» предлагается детям после того, как они достаточно прочно усвоят звуковой анализ слова.

Все игры проводятся в темпе, воспитатель помогает детям преодолевать какие-либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры.

Предложенные игры помогают дошкольникам усвоить программный материал, делают педагогический процесс более эмоциональным, позволяют добиваться большей активности детей на занятиях

infourok.ru

Вводное занятие по обучению грамоте в старшей группе, ФГОС

Конспект занятия в старшей группе (вводное занятие по обучению грамоте)

Цель: познакомить детей с «миром» Грамоты, познакомить с прописями, вовлечь их в дальнейшие занятия.

Задачи:

дети к концу занятия должны понимать и пытаться аппелировать понятиями «предложение», «слово», «точка»

учим детей правильно держать карандаш

    Доброе утро, ребята. Меня зовут А.Е. и сегодня мы с вами начнем погружаться в интересный мир-город Грамота.

    В городе Грамота живут необычные жители: Предложение, слово и знаки препинания.

    Сегодня к нам в гости прибежал знак препинания-Точка. У нее случилась беда: она вышла из города Грамоты и забыла дорогу домой. И пока она не найдет своих друзей «Слово» и «Предложение» — она не сможет попасть домой так как они всегда вместе. Но вот беда-она так испугалась вне города, что даже забыла как выглядят ее друзья.

    Давайте поможем Точке отыскать своих друзей.

    А путь наш с вами будет лежать через осенний лес.

    Посмотрите ребята, кто это к нам пришел? (заяц)

    А что мы сейчас с вами сказали? (слово-заяц)

    А давайте посмотрим, что же делает заяц?

    Дети размышляют и каждый высказывается так, как он думает.(прыгает, сидит, стоит, смотрит, держит)

    Вот сколько много слов мы с вами сейчас сказали! А кто сможет повторить для нашего зайца все слова вместе, которые произнес каждый из вас?

    Кто-то из детей называет все слова, произнесенные другими детьми из группы.

    А давайте посмотрим на нашего лесного друга внимательно глазками и скажем, а какого же он цвета? (Серого)

    А сейчас что вы сказали?

    Мы сказали слово-серый.

    Вот столько много слов мы сейчас с вами сейчас сказали. Словом мы называем все вокруг, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас с вами, каждое слово что-то обозначает.

    Чтобы к нам вернулся друг-слово, нам надо отгадать что же значат слова. Я вам буду показывать картинку, а вы будете называть что это и говорить что это обозначает.

    Дождь, листопад, зонт, сапоги резиновые.

    Ребята, вы большие молодцы! Смотрите, Точка вспомнила, как выглядит друг «Слово» и она смогла отыскать его в толпе.

    Отправимся с вами дальше.

    Физминутка.

    Вот и осень наступила,посмотрите

    как красиво,листья всюду шелестят

    и летят,летят,летят,соберём с вами

    листочки,посидим мы на пенёчке,

    солнцу мило улыбнёмся,вместе за руки

    возьмёмся,побежим мы по дорожке,

    поднимая выше ножки,покружимся,

    полетаем,дружно все мы приседаем,

    вот и всё пора вставать,

    нужно снова нам шагать!

    На нашем пути нам встретилась загадка. Давайте отгадаем ее!

    Летит, а не птица и цвет осенью меняет. Правильно, это листочек осенний.

    Точка вспомнила, что друг «Предложение» собирает многих друзей «Слова» и объединяет их. Предложение состоит из слов и это должен быть не просто набор слов, а мы должны понимать о чем в нем говорится.

    Давайте вспомним про наш листочек. Какой наш листочек? Из какого времени года? Осенний.

    Правильно ребята. А что листочек делал в нашей загадке?

    Летел.

    Какое предложение можно составить из трех слов, которые мы с вами назвали?

    Молодцы! А смотрите сколько вариантов предложений у нас с вами получилось. Целых 3!

    Листочек осенний летит.

    Летит осенний листочек.

    Осенний листочек летит.

    Какой вывод мы с вами можем сделать? А мы с вами можем сделать вывод, что если поменять слова в предложении-его смысл не поменяется.

    Смотрите, ребята, вот и друг «Точки» и «Слова» «Предложение» вернулся.

    Давайте встанем из-за стола и образуем кружок. Составим с вами предложения.

    Я буду называть первое слово и бросать мяч кому то из вас, вы будете называть второе слово и передавать мяч кому то еще.

    Посмотрим из скольких слов у нас получится самое длинное предложение.

    Игра «Предложение»

    Ребята, а как вы думаете, что стоит в конце предложения. Правильно Точка! Вот зачем нам нужна точка. Чтобы мы могли отделять одно предложение от другого.

    Хорошо мы провели время с друзьями. Но мы совсем забылись, что им пора домой. У вас на столе лежит листочек. Переверните листочек. Возьмите в руку простой карандаш и проведите простым карандашом к городу наших друзей. Все выполнили задание? Молодцы!

    Расскажите, что мы сегодня делали. Кто к нам приходил? Что такое слово? Что такое предложение? Зачем нам нужна точка?

    Занятие окончено.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

    Тема: «Звуки и буквы А, У. Путешествие в сказочный лес».

    Задачи:

    1. Упражнять детей в выделении звуков А, У из слов.

    2. Закреплять понятие – гласный звук.

    3. Учить фонематическому анализу и преобразованию слов АУ, УА.

    4. Развивать фонематические представления.

    5. Закреплять зрительные образы букв А, У.

    6. Развивать память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, конструктивный праксис.

    Оборудование:

    Картинки: белочка Аня и ёж Умка, звуковые линейки, веточки, полоски, фишки для звукового анализа, схема для дифференциации понятий звук-буква, дидактическое пособие «Звуковые горки».

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    —  У нас сегодня необычное занятие.  Мы отправляемся в сказочный лес.  Крутись – вертись — в сказочном лесу очутись.

    2. Выделение звуков из слов, отнесение к гласным.

    — В лесу нас встречают белочка Аня и ёж Умка. Какой звук слышится первым в слове Аня (А), какой в слове Умка  (У). о каких звуках мы сегодня будем говорить? Что мы знаем о звуках А, У? (отнесение к гласным. Уточнение артикуляции).

    3. Развитие фонематического восприятия, распределения внимания.

    Аня и Умка предлагают вам поиграть в игру «Топни – хлопни».

    Если в слове А – хлопаем, У – топаем.

    4. Работа над просодическими компонентами реч.

    — Чтобы пройти дальше в лес, нужно перебраться через горки.  Дидактическая игра «Звуковые горки» (Дети произносят гласные повышая и понижая голос в зависимости от того, где написана буква, на вершине горы или у подножия).

    5. Количественный анализ сочетаний гласных.

    — на пути нам встретились волшебные воротца. Чтобы они нас пропустили, мы должны показать на звуковой линеечке количество произнесённых звуков. (АОУ, АИ и т.д.)

    Дети показывают количество звуков и проходят через воротца.

    6. Физминутка.

    7. Звуковой анализ и преобразование слова АУ.

    — Ой, ребята, кажется, мы заблудились, а как надо кричать, если вы заблудились в лесу? (АУ) Давайте выложим фишками слово АУ. Сколько звуков в слове? Какой первый? Какой последний? Звуки обозначаем буквами. Как слово АУ превратить в слово УА? (превращение и анализ слова).

    8. Дифференциация понятий звук – буква, закрепление зрительных образов букв А, У.

    — Ребята, чем отличаются звуки и буквы? (Демонстрация  схемы ) Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы видим и пишем.  Как мы можем показать анне и Умке первые буквы в их именах?  (Выкладывание из веточек буквы А, а потом превращение её в букву У).

    9. Развитие памяти, фонематических представлений.

    — Настала пора прощаться с нашими друзьями. Напоследок поиграем с ними в игру «Цепочка». Сначала дети по цепочке подбирают слова со звуком А, потом слова со звуком У, произнося сначала слова предыдущих игроков.

     Итог занятия.

    — Пора возвращаться в детский сад. Крутись – вертись — в детском саду  очутись.

    — Чему вы научились?

    — Что понравилось?

    — Какие были трудности?

    Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите об этом в комментариях, и я выложу фото наглядного материала.

     

    vashlogoped-online.ru

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

    «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

       

       Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.

       Ход занятия:

    /Стук в дверь/

    Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

    (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

    Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

    «Дорогие дети старшей группы!

    Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                                Дед Грамотей. »

    Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

    Есть в комнате портрет,

    Во всём на вас похожий.

    Засмейтесь – и в ответ

    Он засмеётся тоже.

    Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

    (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

    Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием — один замок откроем!

       Задание №1.

    Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

    Дети: Мак

    Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый

    звук?

    Дети: М-м-м…

    Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

    Дети: Губы

    Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

    Дети: Согласный

    Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

    Дети: М-аааа-к! Звук А

    Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

    Дети: А-а-а…

    Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

    Дети: Гласный.

    Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

    Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

    (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

    Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

    Не куст, а с листочками,

    Не человек, а разговаривает,

    Не рубашка, а сшита.

    Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

    (Находят второй ключ, выполняют второе задание./

       Задание №2.

    Воспитатель: А задание такое: поиграть  в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!                    

    Над лугами, над водой

    Хлынул дождик проливной,

    А потом повисло

    В небе коромысло. 

                 Ребятишек радует

                 Цветная … (радуга).

    Утром дед спросил у внучки:

    Почему не моешь… (ручки)

    Михаил играл в футбол

    И забил в ворота…(гол)

    4) Солнце светит очень ярко,

        Бегемоту очень … (жарко).

    Где обедал воробей?

    В зоопарке у…(зверей)

    У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из… (лейки)

    Жук упал и встать не может,

    Ждёт он, кто ему…(поможет)

    (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

    Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

    Посмотрите, дом стоит,

    До краёв водой налит,

    Без окошек, но не мрачный,

    С четырёх сторон прозрачный.

    В этом домике жильцы –

    Все умелые пловцы.

                               (Аквариум)

    (Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

       Задание №3.

    Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

    «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та — ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

    Вопросы к детям:

    Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?

    Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

    Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

    (Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

    Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

    Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

       Физминутка:

    Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

    Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

    Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

    Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

    (Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

    Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

    Пишет он, когда диктуют,

    Он и чертит, и рисует, —

    А сегодня вечерком

    Он раскрасит наш альбом.

    Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

       Задание №4.

    Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)

    (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

    Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

    Что за чудо – кирпичи

    Я в подарок получил.

    Что сложу из них – сломаю,

    Всё сначала начинаю.

    (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

       Задание №5.

    Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

    Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

    Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

    Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

    Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

    Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

    Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

    Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

    (Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

    Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

    Бьют его, а он не плачет,

    Только выше, выше скачет!

    Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

       Задание №6.

    Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

    А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

    Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

    (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

    После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

    Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

    Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

    Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!



    sundekor.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о