Решение проблемной ситуации в старшей группе – Материал (старшая группа) по теме: Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. | скачать бесплатно

Государственное учреждение образования - Картотека проблемных ситуаций

« Игрушки»

Медведь, Лис и Заяц  собрались в  гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты . Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать наши друзья не знают.

« Овощи»

К нам в гости пришел Ежик. Он принес в корзинке овощи. Ежик просит приготовить ему салат. Посмотрите на наборы геометрических фигур и отберите те, которые нужны для составления салата.

« Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чем к ним добраться. Помогите Айболиту добраться к больным друзьям.

«Ателье , ткани , одежда»

Трое друзей – Медведь, Еж и Заяц отправились в магазин « Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань, но ее осталось немного.  Как узнать на чье окно хватит ткани, шторы

« Продукты  питания»

Незнайка попал на улицу Сладкоежек. Пончик на стол поставил три блюдца. Надо разделить печенье. Помогите Незнайке.

« Кухонная посуда. Труд повара»

Повар детского сада обращается к детям с просьбой: « Я знаю, что вы любите гречневую кашу. К сожалению, на кухне сломались весы. И я не могу узнать ,сколько надо взять крупы для каши. Помогите мне.

« Деревья»

4 елки разной высоты и разной ширины. Столько же ленточек разной ширины и длины. Давайте подарим деревьям ленточки, чтобы они стали еще красивее. Для каждой елочки подойдет только своя ленточка. Сколько ленточек можно завязать каждой ёлочки. Почему?

« Мебель»

Сегодня будем делать стулья. Чтобы получился стул понадобиться две заготовки : для сиденья и для спинки. Задача из листа « фанеры» вырезать заготовки так, чтобы их хватило на 6 стульев.

«Помоги найти квартиру»

Вот улица, на которой жи­вет Незнайка с  Почемучкой. Почемучка  живет в самом высоком доме, на пятом этаже, в квартире слева. Помоги­те  найти окно его квартиры. Нарисуй­те в нем Почемучку. (Дети выполняют за­дание.)

Незнайка живет в самом низком доме, на четвер­том этаже, в квартире справа. Найдите ок­но квартиры Незнайки и нарисуйте его в нем. (Дети последовательно находят дом, этаж, окно квартиры.)

« Строительство. Профессии»

Поехал раз царь посмотреть как новый терем строится. А работники как раз выбирают плиты, из которых терем строить будут. Давайте подскажем им, как надо плиты расположить, по порядку, начиная с самой большой, заканчивая самой маленькой. Плиты нарисованы, как узнать какая плита самая большая, а какие поменьше?

« Цветы»

В стране злой волшебницы Бастиды завяли цветы, потому что  она засыпала все колодцы и ручьи, уничтожила фонтаны. Из волшебной книги Элли и ее друзья узнали, что цветы вновь зацветут если посадить их вокруг фонтанов в определенной последовательности . Но сначала нужно построить фонтан. Цветы нужно разложить по два вдоль каждой стороны большого фонтана.

«Человек»

Надо узнать имена ребят живущих в этом городе. Известно, что: Сева- самый высокий , Миша выше Коли, но ниже Севы. Коля самый низкий. А Толя стоит между Колей и Мишей. Теперь назови мальчиков по порядку. Сколько всего мальчиков.

« Дом. Квартира»

Всей группе детей дают рулон обоев и рассказывают, что малыши решили сделать кукольный домик, но не знают, хватит ли им обоев, чтобы оклеить ими стены в домике. На каждую стенку кукольной комнаты нужно «вот столько обоев».

«Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

«Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

 «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

«Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

«Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

« Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

« Погодные условия»

Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

« Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

«Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

«Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

«Погодные условия»

Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

« Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

« Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

«Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

«Снеговик»

Нужно слепить снеговика, а снега мало.

«Яичко»

Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось?

 

«Чаепитие»

В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать

«Холодно»

Как согреться в помещении без отопления?

 «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

« Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

 « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

 «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

«Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

«Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

 «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

 « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

«Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

«Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

«Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

 «Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?


«Помоги Золушке»

Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

«Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?


«Открытки для Дины»

Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

«Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

«Молочные проблемы кота Матроскина»


Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

«Корзинки для козлят»

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

«Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

«Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель, но его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

«Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?


«Ох и Ах в походе»

ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

«Цирк»

В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

«Рецепт пирожков»

Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

«Молодильное яблочко»

В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

«Золушка»

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы вы поступили на месте мачехи?

«Сестрёнки в детском саду»

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы вы поступили  на месте детей?

Новенький мальчик пришёл в группу»

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы вы сказали Ване?

«Сивка-Бурка»

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступили  вы?

«Гадкий утёнок»

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступили бы вы?

«Петя с Колей поймали ежей»

Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

-А что ты сделал для своего ёжика? -спросил он у Коли.

-А я его отнёс в лес и выпустил на волю. Кто из мальчиков поступил правильно?

«Сон-трава»

Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести её в детский сад, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?

Девочки нашли гнёздышко»

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

- А в нем яичко.

- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

- Мы будем заботиться о нем!

- девочки взяли яичко с собой.

- Правильно ли девочки поступили?

«Ландыш»

Две сестрёнки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

- Давай сорвем его и отнесём маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

- Правильно ли поступили девочки?

«Червяки»

После дождя дети пошли гулять во двор.

- Посмотри, сколько червяков!

- Давай соберём их и девчонок испугаем!

- Пойдем, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червяками закрытой.

-  Правильно ли поступили ребята?

 «Справка в детский сад»

Ребёнок уезжал к бабушке в деревню  на месяц. Чтобы пойти в садик, ему нужна справка. Больница находится далеко.  Как  до неё добраться?

«Проверка билетов»

 В автобусе один пассажир не заплатил за билет. К нему подошёл контролёр, проверяющий все ли пассажиры с билетами. Как разобраться в этой ситуации?

«В детском саду»

После завтрака дети самостоятельно играли с игрушками.  Мальчик обидел девочку, толкнул и отнял игрушку, девочка плачет. Как должен поступить мальчик, обидивший девочку?

«День рождения куклы Маши»

У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать?

«Приход гостей»

Все гости пришли на день рождения, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и  сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу?

«В зоопарке»

В зоопарке  некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать. Как нужно поступить в такой ситуации?

«Мальчик потерялся в зоопарке»

Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне. Как мальчику найти свою группу?

«Электричка»

Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

«Поезд»

Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

«Пожар»

Даша осталась одна дома. Вдруг в квартире  начался  пожар. Что должна  сделать Даша?  

«На реке»

Друзья пошли на речку. Купались, загорали. И вдруг увидели,  что кто-то тонет. Как  нужно поступить?

«Письмо из леса»

Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Чем можно помочь жителям леса?

«Телеграмма от гиппопотама»

Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Как организовывать доставку питьевой воды?

«Лавина»

Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Какую помощь можно организовать, чтобы помочь пострадавшим?

«Бабочка»

На столе лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

«Муравьед»

К детям прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

«Картина»

В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Что могло произойти  в этом лесу и как можно ему помочь?

Сказка «Репка»

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Сказка «Теремок»

Персонажи сказки «Теремок» решили построить дом. Как  им помочь  построить дом, не используя лес?

ds6.dobrush.by

Проблемные ситуации для дошкольников и методы их решения

Проблемные ситуации для дошкольников и их решение — задача воспитателей младших дошкольных учреждений и родителей. У маленьких детей нет опыта в общении, поэтому при возникновении трудностей они действуют, исходя из своего темперамента, по инерции: одни молчат и отходят в сторону, другие плачут и начинают жаловаться, третьи дерутся и ругаются. Задача взрослых — научить разрешать конфликты самостоятельно, свободно выражая свое мнение, не ущемляя интересов других. Нужно рассказать о том, как делить игрушки, разрешать споры и заводить друзей.

Чтобы понять основные причины возникновения проблемных, конфликтных ситуаций, рассмотрим кризисы детей дошкольного возраста и их психологические особенности.

Кризис от 1 года до 1,5 лет

Малыши начинают познавать себя, изучать мир, порой проявляя излишнюю любознательность: открывают дверцы шкафа и исследуют его содержимое; повторяя за родителями, перебирают таблетки и лекарства; меряют мамину и папину обувь и др. При этом сталкиваются с ограничениями взрослых. Но не стоит постоянными запретами ограничивать малыша познавать мир по-своему, так, как он умеет. Если есть опасения, что малыш может навредить своему здоровью, обезопасьте его действия: уберите в недоступное для него место лекарства, колющие и режущие предметы, зафиксируйте дверцы шкафа и тумбочек скотчем, закройте розетки. Если родители будут запрещать трогать все подряд, ругать из-за сломанных вещей, то вскоре он поймет, что проявлять активность — это плохо. Он станет стесняться и бояться своей любознательности, что в будущем приведет к замкнутости, безынициативности и излишней стеснительности.

Кризис 2-3 лет

В этом возрасте у дошкольников появляется стремление к самостоятельности, настойчиво проявлять свои желания. Малыш может капризничать, вредничать, устраивать истерики. Крайне важно не потакать капризам, иначе в будущем он будет умело манипулировать вами. Поступите как мудрый родитель и хитрый управленец — дайте ему свободу выбора. Например, дети часто капризничают из-за нежелания одеваться, для них это утомительный процесс. Предоставьте свободу действий, но с необходимым для вас ограничением. Ненавязчиво спросите, что он хочет надеть. Тогда ребенок сам сделает выбор и почувствует себя самостоятельным.

Так как малыш позиционирует себя как самостоятельная личность, уже отдельная от мамы и папы, то любой поступок требует оценки взрослого для установления границ дозволенного. Поэтому не забывайте искренне восхищаться ребенком и хвалить за хорошие поступки. Ваша ценная реакция побудит его в дальнейшем повторять эти поступки и, соответственно, вести себя хорошо.

Кризис 5-7 лет

В этом возрасте дети испытывают потребность в общении друг с другом, пытаются влиться в коллектив. Актуальными становятся проблемы общения дошкольников со сверстниками. Посещение кружков, секций и детского сада не обеспечивает в полной мере общение ребенка с ровесниками: дети по-разному налаживают коммуникации, но родители могут помочь в этом. На доступном для него языке объясните, как можно завести друзей. Например, дайте ему в детский сад конфет, чтобы угостил ребят. Научите увлекательной игре, пусть обучит ей друзей во дворе. Еще один хороший способ — поставить себя на место ребенка, вспомнить себя в его возрасте и посоветовать, как бы вы поступили.

Если возникли детские конфликты с участием вашего малыша, не ругайте и не попрекайте его, какой бы неправильный поступок он ни совершил, тем более в присутствии посторонних. Спросите, почему он так поступил, какие чувства он испытывает. Объясните, что чувствует другой ребенок, посоветуйте ему, как исправить положение, и научите договариваться. Конфликты в коммуникации дошкольников не должны разрешаться созданием нового конфликта. Ни в коем случае не делайте замечания ни своему, ни чужому ребенку: это приведет к тому, что ваш малыш будет чувствовать себя ненужным, а чужой — начнет стесняться и бояться посторонних людей.

Что делать, если появились вредные привычки?

Вредные привычки у детей дошкольного возраста часто становятся следствием родительского воспитания. К ним относятся: ковыряние в носу, сутулость, нестандартная жестикуляция, привычка грызть ногти и др. Ребенку они начинают приносить дискомфорт в тот момент, когда сверстники обращают на это внимание и начинают его высмеивать. Самостоятельно побороть привычки он не в силах, и для родителей здесь главное — запастись терпением, временем и желанием помочь своему ребенку. Не стоит стыдить или запугивать, это может привести к дальнейшим к психологическим проблемам в развитии и замкнутости. Тактично объясните, чем вредные привычки могут навредить ему. Устраняя их, необходимо восполнить недостаток: уделяйте малышу больше внимания, дайте ему новых впечатлений, чаще играйте с ним, окружите заботой, читайте перед сном сказки. В основе вредных привычек лежат психологические проблемы, поэтому важно, чтобы в доме в присутствии ребенка царила мирная, спокойная обстановка.

Как легко и непринужденно привлечь дошкольника к решению ситуаций проблемного характера?

Игровое обучение как способ разрешения детских проблем и конфликтов

В работе с дошкольниками воспитатели детских садов отдают предпочтение игровому обучению как способу преодолеть психологические трудности дошкольника. Игровое обучение — это не только учебный процесс, но и увлекательное, радостное занятие для дошкольников. Благодаря эмоциональной яркости и активности малыши максимально развивают внимание, мышление, воображение и память, приобретают новые навыки. Цель игрового обучения — воссоздать и усвоить новый общественный опыт. Дети ведут себя так, как вели бы себя в реальной жизни в нестандартных ситуациях, но при этом чувствуют себя комфортно, что способствует получению новых навыков без ущерба самооценке и дальнейшей социализации среди ровесников.

Плюсов такого обучения много: преодоление трудностей в общении, разностороннее формирование личности, существенное положительное влияние на формирование его психики, получение новых навыков и знаний о способах разрешения детских конфликтов, развитие творческого мышления, самостоятельности суждений и активности в обсуждениях. При этом легкость и доступность процесса настраивают его участников на добровольное участие без дополнительного принуждения.

Сказкотерапия как способ преодоления проблемных ситуаций

Самый быстрый путь к душе ребенка — это сказка. Сказкотерапия — это метод социализации дошкольников с использованием терапевтических сказок. Как способ решения детских проблем данная терапия эффективно используется педагогами, психологами, логопедами и дефектологами, так как является самым успешным методом психологической коррекции для маленьких детей. Сказки могут быть как современными, так и народными. Терапевтический эффект достигается при соблюдении 3 условий: музыкального образа сказки, образа сказочного пространства и демонстрации персонажей сказки. В ходе терапии ребенок примеряет на себя роль героя и от первого лица усваивает навыки моральных ценностей, обучаясь нормам поведения в игровой манере. Взгляд со стороны на свою роль помогает объективно посмотреть на возникшую проблему, способ и решения ее преодоления возникают сами собой, естественным образом и без потрясений. Малыши самостоятельно находят верное решение, начинают глубже понимать поведение других персонажей, узнают, что такое «хорошо» и что такое «плохо» на собственном примере.

Терапия сказками успешно используется при лечении детей с речевыми дефектами. Сказкотерапия помогает дошкольникам использовать нестандартные, красочные речевые обороты. Делясь своими эмоциями и мнением, ребенок расслабляется и тренирует речевой аппарат, что оказывает сильный оздоровительный эффект.

Сказка, прожитая на собственном опыте, оставляет ощущение в душе ребенка пережитого чуда и помогает решить многие проблемы дошкольного возраста. Проживая сюжет сказки, ребенок преодолевает затруднения в общении, на уровне подсознания исчезают страхи и комплексы, развивается творческое начало. Дети становятся спокойнее, увереннее, легче адаптируются в обществе. Так как условия формирования бесконфликтного общения детей дошкольного возраста проходят с максимальной увлеченностью, терапию сказками можно успешно использовать и в садах, и дома, в семье.

В заключение

Конфликты детей дошкольного возраста — это естественный процесс установления коммуникации с внешним миром. Путем проб и ошибок дети выявляют для себя оптимальное поведение в условиях взрослого мира. Задача взрослых — обучить основам бесконфликтного общения детей и направить их поведение в нужное русло.

Каждый ребенок индивидуален, но рекомендации в общении с трудными детьми и способы их решения универсальны. Основное, что стоит помнить: каким бы конфликтным ни был дошкольник, постарайтесь понять причины его поведения. Ведь для малыша единственный способ просигнализировать, что ему необходима помощь, — показать это своим поведением, порой и проблемного характера.

Полезные материалы

doshkolnik.net

Примеры проблемных ситуаций в образовательной деятельности ( практические материалы)

Методическое объединение

для воспитателей образовательных учреждений ДСК и ДОУ по проблеме «Технология деятельностного метода как средство

реализации современных целей образования»

г.Воркуты

Примеры проблемных

ситуаций в образовательной

деятельности

практические материалы

Воркута 2012г

Руководитель МО для воспитателей образовательных учреждений ДСК и ДОУ по проблеме «Технология деятельностного метода как средствореализации современных целей образования» г.Воркуты

Скотаренко Арина Эдуардовна

Редактор Скрыпник Г.Б.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Рекомендации даны как ориентир. Что изберет педагог, чему уделит больше внимания на определенном конкретном занятии -зависит от поставленной цели, содержания изучаемого материала, уровня развития детей, уровня их подготовки. Огромную роль играет и творческий потенциал самого обучающего, его позиция.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

1. Заботится о развитии творческого воображения ребенка - умения видеть целое раньше частей, преобразовывать наличный материал.

2. Организует исследовательскую творческую деятельность детей через игру.

3. Применяет различные приемы формирования познавательной потребности.

4. Использует различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника, заботясь о том, чтобы в про­цессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения.

5. Создает проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение.

6. Четко формулирует проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учит видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение.

7. Выдвигает гипотезы и обучает этому умению детей, принимая любые их предложения.

8. Развивает способность к прогнозированию и предвосхищению решений.

9. Умело формулирует общие и частные проблемы, вопросы, направляющие ребенка на их разрешение.

10.Организует поисковую деятельность, т.е. обучает детей обобщенным приемам умственной деятельности - умению выделить главное, сравни­вать, делать выводы, классифицировать, знакомит с различными научными методами исследования.

11. Создает атмосферу свободного обсуждения, побуждает детей к диалогу, сотрудничеству.

12. Побуждает к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий, формулированию проблемы.

13. Использует методы проблемного обучения (частично-поисковый, исследовательский).

14. Подводит детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощряет оригинальные решения, умение делать выбор. Использует различные виды творческих работ.

15. Знакомит с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

16. Способствует формированию эстетических, нравственных и интеллектуальных идеалов и — на их основе - способности оценивать различные явления, процессы, а также объекты.

17. Систематически оказывает поддержку детям.

18. Заботится об обогащении словарного запаса, о развитии культуры речи, чувства юмора.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

О креативности, творческой самостоятельности личности ребенка, гибкости, глубине и эвристичности его мышления свидетельствуют:

§ желание и умение творить,

§ создавать новые образы, проекты,

§ сочинять,

§ приду­мывать,

§ изобретать.

Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, непременное условие которой - получение ребенком удовольствия от этой деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях. Только при этом условии будет развиваться творческий потенциал ребенка. Возможности эмоциональных переживаний можно достичь, создавая проблемные и игровые ситуации

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Решается эта проблема разными способами. Мы исходим из следующего: если противоречие - основное звено проблемной ситуации, то логично предположить, что и пути ее создания можно рассматривать как способы заострения противоречий в сознании ребенка, как педагогом, так и естественно. В последнем важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один ребенок (или несколько), и включить их в активную поисковую деятельность. Возможность возникновения таких естественных ситуаций обусловлена тем, что проблемность - неотъемлемая черта дознания старших дошкольников, основой структурный компонент творческого развития. Именно проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствии и противоречий (Н.Н. Поддьяков), а также в собственной постановке новых вопросов и проблем.

Способность детей на занятиях проявляется в постановке таких вопросов и проблем, как: «Почему белочка шубку меняет два раза в год, а мех на хвос­тике только один раз?», «Если все расте­ния содержат много воды, то почему она не течет, когда режешь морковку, яблоко, кар­тошку?», «Почему мухи и комарики прилипают к паутине паука, а он быстро бегает по липкой паутине и не прилипает?», «У всех птиц есть крылья, чтобы летать высоко и далеко, и у курицы есть крылья; почему же она не улетает?», «У всех птичек окраска такая, чтобы быть незаметными для врагов, почему же снегирь такой яркий? У него нет врагов, что ли?», «Если в человеке много воды, почему она не хлюпает, когда мы прыгаем?», «Земля круглая, а почему мы тогда не падаем, почему не выливается вода из рек, морей и океанов?», «Почему вода относится к неживой природе, ведь она движется в реке, течет?».

Проблемы, выдвинутые детьми, мы фиксируем, накапливаем, чтобы использовать их в работе с другими группами. Однако отметим: проблемы дети ставят далеко не на каждом занятии, и большинство из них из области растительного и животного мира - мира, наиболее им близкого и интересного. Но есть еще, к примеру, мир чисел и цифр, звуков и букв, символов и знаков, о существовании которого ребенок даже не подозревает. Как сделать, чтобы он и в этих областях знаний видел проблемы и хотел их решать? Результаты исследова­ний свидетельствуют: педагог, максимально используя проблемы, выдвигаемые детьми, должен еще и преднамеренно создавать ситуации специальными заданиями, направленность которых - обнажить, заострить противоречия в сознании ребенка и выявить из этих преднамеренных ситуаций противоречия, которые он способен замечать. Дети способны осознавать и разрешать под руководством педагога те же типы противоречий, что и школьник, и взрослый, и ученый. Противоречия в познавательной деятельности изучали многие психологи и педагоги (С.Ф. Жуйков, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.).

Так, Т.В. Куд­рявцев считает: проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся системами знаний и теми требованиями, которые предъявляют им при решении новых учебных задач и проблем.

Несоответствие, доходящее до противоречия, возникает между:

§ уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данной задачи;

§ одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня;

§ научными знаниями и знаниями донаучными, житейскими, практическими.

Эти типы проблемных ситуаций получили распространение и в работе с дошкольниками. Что мы учитываем при этом? Во-первых, проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Как мы это делаем? Так, изучая тему «Вода» педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды.

Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же эта вода?». А затем, решительно отвергнув утверждение педагога, приводят свои доводы: «На руках, на ногах, на теле воды нет, а если она внутри, то почему она не хлюпает, когда мы прыгаем?».

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу то­го, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. Да и педагог не стремится его переубедить и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения). Он внимательно выслушивает все возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, а затем предлагает провести опыт, чтобы выяснить совместно, действительно ли все живые организмы на две трети состоят из воды. Что очень важно: выслушать все, подчеркиваем, все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли: растения, употребляемые в пищу: морковь, свекла, картофель, яблоки, - содержат много жидкости. Чтобы убедиться в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку, что можно выполнить в домашних условиях.

По свидетельству родителей, дети выполняют задание с большим интересом. Не угасает интерес и на следующем занятии. Обычно мы начинаем его с предложения сравнить количество жидкости и твердой массы (которые дети приносят с собой), чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли, принимают его в результате собственной работы мысли, так как человек, как считает С.Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию: «сталкиваем» только что усвоенные знания с новыми фактами. На вопрос: «Будет ли течь сок из моркови (свеклы, яблока), если ее разрезать?» - большинство обычно дают отрицательный ответ. Но, чтобы все убедились в правильности этого предположения, педагог разрезает овощи и фрукты, а затем формулирует основную проблему: «Если растение на две трети состоит из воды, то почему же она не вытекает при разрезании?». Напряженная тишина свидетельствует: дети не знают. Тогда педагог сообщает: «Самостоятельно решить эту загадку природы вы сможете, когда узнаете, как устроены живые организмы».

Если хотим научить детей видеть проблемы, и не только видеть, но и решать. В практике обучения широкое применение получили проблемные ситуации, возникающие при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.

Поняв несостоятельность этих попыток, ребенок убеждается в необходимости открытия новых способов. В качестве примера приведем занятие по гимнастике ума с детьми 5 лет на тему «Поздравительные открытки для Пятачка». Занятие проводится в игровой форме. Кукла Винни-Пух обращается к детям за помощью: «У меня к вам просьба. Дело в том, что я приглашен на день рождения к Пятачку и к другим друзьям. В подарок Пятачку я приготовил горшочек меда. Но ведь Пятачок его съест, и ему ничего не останется на память. Скажите, пожалуйста, что еще можно подарить Пятачку и другим моим друзьям, чтобы что-то осталось на память?».

На наших занятиях дети обычно называют разные предметы, игрушки, открытки, выясняют, где их можно купить. Выслушав, спрашиваем: «Какой подарок самый дорогой?». В ходе обсуждения дети приходят к выводу: самый дорогой - тот, который сделан своими руками. Что же можно сделать своими руками? Дети решают, что это могут быть открытки. Но, оказывается, Винни-Пух вовсе не умелец, он даже не знает, какой должна быть открытка, с чего начать. Вот почему, отвечая на вопросы педагога, дети, опираясь на опыт занятий в творческой мастерской, рассказывают гостю о том, какой должна быть открытка, чтобы радовать адресата. Предварительная беседа заканчивается вопросом: «Сколько же открыток вы можете сделать

во время занятия?». Обычно большинство считают, что одну. «А 30 разных открыток?» - спрашивает педагог и показывает 30 чистых листочков бумаги. В ответ недоумение, решительный отказ. Естественно, мы выясняем причины. В основном отказ обосновывается невозможностью придумать такое количество разных открыток из-за нехватки времени. И тут на помощь - с подачи педагога - «приходит» волшебная шкатулка: чтобы он мог выбрать тот, который ему понравится больше всего. Но сначала вы должны обсудить, чем открытки будут различаться». Вопрос этот решается в ходе беседы: формой, цветом, украшениями.

Работают дети в такой последовательности: сначала заполняют ящички волшебной шкатулки (используем тризовский прием — морфологический ящик). В первый помещают три разные формы (сердечко, овал, ромб), во второй - бумагу разных цветов (красный, синий, зеленый), в третий - украшения (солнышко, цветок, шарики). Произносят волшебное заклинание: «Крибле, крабле, буме! Мы начинаем создавать открытки для Пятачка». Затем педагог предлагает взять из первого ящика одну форму и, соединив ее с одним цветом, поочередно приложить оставшиеся украшения. Готовые открытки - у каждого получается по три - вывешиваются на доске. Далее берется та же форма, но другого цвета. Дети уже улавливают логику действий и сами предлагают, что надо делать, как комбинировать форму, цвет, украшения. Работа только с одной формой дает девять открыток. Тут надо видеть, как радуются дети. Когда же, работая с другими форма­ми и цветами, получают по 27 открыток, эмоциональное состояние можно охарактеризовать как восхищение тем, что сделано так много красивых и разных открыток, что открыт способ, как это делать (метод комбинаторики). И что самое важное: дети испытывают удовольствие от самого процесса работы, верят в себя, в то, что могут научиться всему. Очень важно завершить занятие на таком эмоциональном подъеме. К примеру, предложить Винни-. Пуху выбрать красивые открытки. Понятно, что ему трудно это сделать, - все открытки хороши. Тогда дети предлагают подарить ему волшебную шкатулку, чтобы он сам сделал своим друзьям подарки, и еще раз рассказывают, что и как надо делать, т.е. учат способам изготовления.

В чем значимость этого занятия?

Созданная проблемная ситуация окрыляет детей, способствует пробуждению и формированию познавательной потребности, которая, как мы уже отмечали, является важнейшим компонентом творческого потенциала.

Рассмотрим еще один - третий путь создания проблемной ситуации. Он наиболее легок для педагога и очень доступен и естественен для детей. Речь идет о побуждении к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также высказываний великих людей, сказочных героев и мнений самих детей. Пример тому - занятие на тему «Ударение»: ситуация, созданная путем сопоставления противоречивых фактов. Противоречивые мнения детей легко выявить в процессе диалога - он направляет мысль, способствует ее развитию и, как считает А.М. Матюшкин, наряду с проблемной ситуацией является ведущим методом развивающего обучения.

Знакомя детей с окружающим миром, с миром живой и неживой природы, совместно выясняем признаки живого мира. Наряду с другими предположениями дети выдвигают и такое: все живое движется. Следовательно, движение - признак живого. Когда же мы выясняем, что относится к живому и неживому миру, дети сталкиваются с рядом противоречий называется, многие относят к живым объектам все растения. Однажды спор возникает по инициативе одного ребенка - у него возникло сомнение, что деревья, цветы, трава могут двигаться. Проблему решали с помощью диалога.

Проблемную ситуацию педагог может вызвать, побуждая детей выдвигать гипотезы. Покажем это на примере темы «Воздух». Чтобы создать проблемную ситуацию, надо прежде всего четко определить ту главную цель. которую дети должны усвоить на занятии. Она сводится к следующему: воздух находится везде. Это знание высокого уровня обобщения, и усвоить его ребенку трудно: ведь воздух не возможно увидеть, рассмотреть, потрогать. Но для развития мышле

мышления очень важно подвести детей к самостоятельному выводу. а не сообщать это знание в готовом виде. Чтобы ребенок захотел изучать тему «Воздух», необходимо столкнуть его жизненные представления с научными фактами, для объяснения которых у него не хватает ни знаний, ни жизненного опыта.

Причем возникшее противоречие должно заинтересовать детей, тогда оно будет принято ими. Именно поэтому изучение этой темы мы начинаем с опытов.

Сначала показываем стакан, переворачиваем: вверх дном, наклоняем горизонтально, чтобы все убедились: в стакане нет ни жидкого, ни твердого вещества. Затем задаем вопрос: «Что находится в стакане?». Ответ: «Пустой!» - соответствует уровню знаний и жизненных представлений детей о воздухе. Но педагог не спешит исправлять и предлагать знания в готовом виде. Достав полиэтиленовый мешочек, спрашивает: «Что вы здесь видите? Что здесь есть?». - «Ничего!. Тогда педагог, ловя мешочком воздух, быстро перехватывает руками края наполненного пакета и опять спрашивает: «Что теперь в мешочке?». И дети хором отвечают: «Воздух».

Раздаем детям пакеты – чтобы поймали воздух, обратили внимание, как много его поймано; когда воздух выпущен, определяем: «Где теперь воздух, который был в мешочке?» ответы большинства таковы: «Здесь!», «Возле меня», «Везде». Опыт убеждает: воздух есть во всех уголках комнаты. Но остается вопрос со стаканом, в котором как считали вначале, ничего нет. Поэтому вновь спрашиваем: «А в стакане есть воздух?» Одни отвечают утвердительно, другие выражают сомнения. Из этого следует: не все приняли новое знание. Чтобы помочь решить эту проблему, проводим следующий опыт: уравновесив на весах 2 стакана, в один помещаем горящую лучину. Дети наблюдают за стрелкой весов – в какую сторону она отклонится. Обсудив причины отклонения стрелки, помогаем сомневающимся прийти к выводу: воздух есть везде.

Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Ведь это порождает робость. Как считает A.M. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития.

Ильницкая И.А.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ

Участниками городского методического объединения по проблеме «Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования» г.Воркуты, с помощью способов создания проблемных ситуаций, были разработаны и описаны примеры проблемных ситуаций в образовательной деятельности в помощь педагогам применяющим в своей работе данную технологию:

1.П.С.возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью:

- опыта,

- рассказа об опыте,

- различных наглядных средств, ТСО

- практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий

1. Научный факт «Все планеты вращаются вокруг солнца»

После полученного представления о солнечной системе у детей может возникнуть вопрос или специально создать ПС «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»

(решение: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность)

Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65

Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63

2. Сравнение хвойных и лиственных деревьев: дети знают, что хвойные деревья всю зиму зеленые, а лиственные деревья на зиму сбрасывают листья.

При чтении рассказа о лиственнице дети выясняют, что лиственница сбрасывает хвою на зиму. Несоответствие достигнутого уровня знаний с научным фактом.

Возникает ПС: «Все ли хвойные вечнозеленые?».

Предлагается сравнить два дерева из хвойных: ель и лиственница. Подводим к противоречию:

- Почему ель зимой и летом зеленая, а лиственница на зиму сбрасывает хвою?

Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34

Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26

Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27

3. Чтобы сделать стекло, люди используют песок.

ПС: «Стекло прозрачное, а песок нет. Как такое возможно?»

Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103

4. При обсуждении поговорки «Как с гуся вода»выясняется, что гусь в воде не мокнет – это факт.

ПС: «Почему гусь выходит сухим из воды?» (научный факт доказываем опытническим путем).

Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54

Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83

5. Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями: если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.

ПС: «Почему кактус без воды не вянет?»

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

6. Наблюдение на прогулке: где сосульки быстрее тают, на южной или северной стороне?

Проводится опыт: ставим ведра под крышу с двух сторон здания. Возникает проблемный вопрос: Почему количество воды разное? Подводим детей к пониманию, что с южной стороны сосульки тают быстрее, потому что светит солнце.

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

7. Факт: всем растениям нужен свет и солнце. Подводим к противоречию: Зимой света и солнца нет, а растения не погибают. Почему?

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

8. Факт: все растения поворачиваются на свет, к солнцу. Опыт: сравнить 2 растения: в темноте и на солнце.

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

9. Факт: Солнце зимой не греет, а летом греет. Почему?

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

10. Факт: Снег холодный, но зимой он согревает деревья. Почему?

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

11. Факт: вода может быть в разном состоянии: газообразном, твердом, жидком.

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

12. Воспитатель сообщает детям, что птица живет в норе, а дети отрицают этот факт и доказывают, что только на дереве. Находим ответ на проблемный вопрос «Живут ли птицы в норе?» в рассказах Бианки.

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

2. ПС возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами

1. Предъявление факта: Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.

- Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый)

- Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие)

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

2. ПС: лепка куличей из сухого песка, сухой глины «Как слепить куличики?».

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

3. Ручка используется для письма (функция ручки). Предложить детям выполнить рисунок без краски, карандашей, фломастеров. Возникает вопрос: чем еще можно нарисовать рисунок? - Ручкой.

Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34

Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26

Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27

4. Уход за комнатными растениями: Детям предлагается протереть листья фикуса и влажной фиалки тряпочкой. Так как у фиалки на листьях ворсинки, тряпочкой протереть невозможно. ПС «Как очистить листья фиалки от пыли?»

Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54

Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83

5. Рисование. На первом занятии дети рисовали дерево. На втором занятии детям предлагается нарисовать лес на общем ватмане.

– Как мы все вместе будем рисовать лес на одном листе? Будет ли всем удобно? Что можно сделать?

Подводим к выводу, что каждый может нарисовать дерево на отдельном листе, вырезать и наклеить на общий лист ватмана.

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

6. Математика. Детская проблема: Нужно козлику перебраться на другой берег реки, но не может. Необходимо подобрать мостик (полоска бумаги) и проложить через речку.

При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все мостики подходят.

- Что надо сделать, чтобы подобрать правильную полоску? (сравнить длину полоски и ширину реки).

Перминова Н.В., воспитатель МБДОУ № 27

3. ПС можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых

- фактов, явлений

- мнений ученых, писателей, сказочных героев

- мнений самих дошкольников

- различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств

1. ПС: «Почему варежки мокрые?»

- Какое время года на улице? (зима)

- Мы видели на прогулке воду?

- Зимой мы можем увидеть на улице воду?

- Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?

Щербина С.А., Рычкова О.А., воспитатели МБДОУ № 42

Смирнова Е.А., воспитатель МБДОУ № 18

2. ПС: «Почему сырник называется сырником, если он готовится из творога?»

Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65

Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63

3.ПС: «У всех птиц есть крылья, но почему не все летают?».

(Постановка гипотез, познавательно-исследовательская деятельность)

Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65

Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63

4. После чтения сказки «Морозко» детям задается вопрос:

- Морозко под пуховой периной прячет зеленую траву, чтобы не замерзла. Так в сказке, а как в жизни? Мнения детей расходятся: да – нет. Объясняют почему.

ПС: «Трава под снегом замерзает или нет?»

На прогулке проводится опыт с термометрами. Один термометр закапывают глубже в снег, другой – вешают на ветку дерева. Сравнивают температуру и выясняют, что температура под снегом выше. Также раскапывают снег, чтобы выяснить: осталась трава под снегом или нет.

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

5. Чтение стихов и загадок о морозных узорах на стекле.

ПС: «Откуда появляются на стекле узоры?»

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

6. - Прочтите слово, написанное на доске «Поля» и, найдите этот предмет в нашей картинной галерее.

- Почему вы выбрали две разных картины, на которых изображена девочка Поля и ландшафт - поля? Почему так получилось? Ведь я написала на доске одно слово.

- Я покажу вам картину, а вы хором назовете тот предмет, который на нем изображен. Послушайте, как они звучат, определите, в чем разница в произношении.

- Дети приходят к выводу: ударение падает на разные слоги, и от того, на какой слог оно падает, зависит его смысл.

Аладьина Т.С., воспитатель МБДОУ № 34

Спицына С.А., воспитатель МБДОУ № 26

Досмухамедова Н.Г., воспитатель МБДОУ № 27

7. ПС: «Почему весной, когда везде все растаяло, в Воркуте лежит снег?»

Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103

8. ПС: «Все ли медведи спят зимой?»

Возникает при сравнении белого и бурого медведя, их образа жизни, приспособленности к условиям. Белый медведь в спячку не впадает.

Бодарева О.В., Федорук М.В., воспитатели МБДОУ №103

9. При изучении свойства льда и наблюдениях на прогулке могут появиться проблемные вопросы:

- Откуда берутся сосульки?

- Почему зимой сосулек нет, а весной они появляются?

- Откуда на крыше вода?

Жилинская М.А., Жарикова Н.М., воспитатели МБДОУ № 54

Аксёнова Т.Е., воспитатель МБДОУ № 83

10. ПС: «Что такое колокольчик?» (звонок – цветок).

Карчевская Л.А., ст.воспитатель МБДОУ № 37

4. ПС можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям

1. При ознакомлении с пустыней дети пришли к выводу «В пустыне жить нельзя, там нет воды». Формулируем проблему: «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?». Далее могут появиться вопросы «Кто живет в пустыне? Что растет в пустыне?»

Клыкова Е.В., Полякова Н.Н., воспитатели МБДОУ № 65

Куприянова О.В., Церфус О.Е., воспитатели МБДОУ № 63

2. Из практики: дети представляют «бутончик» как «батон». Выясняем, ищем информацию, что такое «бутончик» и «батончик».

Скрыпник Г.Б., воспитатель МБДОУ № 22

5. П.С. можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки

1. ПС: «Как нарисовать траву, если нет зеленой краски?»

- Как мы можем получить зеленую краску, если у нас только синяя и желтая краски?

Щербина С.А., Рычкова О.А., воспитате
Автор: Досмухамедова Надежда Германовна

pedportal.net

Проблемные ситуации в ДОУ для воспитания детей



Сегодня мы немного поговорим, каким образом проблемные ситуации в детском саду влияют на становление личности ребенка.

Проблемные ситуации детям

Проблемные ситуации и задачи помогают взрослому направлять ребенка к труду, пробуждать мысль ребенка. Они учат малышей делать определенные сравнения, обобщения, выводы. Детям очень нравятся всевозможные неожиданности, проблемные вопросы, им так хочется почувствовать себя умниками.

Дети дошкольники любят общаться со взрослыми, стремясь быть похожими на них. Поэтому любое интересное задание вызывает у ребенка интерес и побуждает к активному речевому взаимодействию.

Эти задачи всегда таят в себе нечто загадочное, путь к которому интересный и непростой, требующий от ребенка размышлений, критики, доказательных суждений.

Проблемные ситуации могут возникать как сами, так и создаваться с помощью взрослого. В процессе общения с детьми взрослый часто предлагает вспомнить различные жизненные происшествия, случаи.

Приведенные ситуации могут стать источником развития у детей логического мышления, фантазии.

Можно предложить придумать разные варианты выхода из данной проблемной ситуации, обсудить причины ее возникновения и возможные последствия. Главное, чтобы дети свободно выражали свои мнения, аргументировали их.

Примеры проблемных ситуаций

  1. Помните, в прошлом году летом на клумбе завяли цветы. Как вы думаете, почему так произошло? Было жарко, их достаточно не поливали, они не получали питательных веществ. Как можно было бы исправить эту ситуацию? Что мы будем делать этим летом, чтобы не допустить такой ошибки?
  2. Дети, бывает два Солнышка? (Да, есть Солнце, что дарит нам тепло, а есть жук Солнышко) можно Ли их увидеть? Чем они похожи?
  3. Почему медведь не живет на дереве? Возможно ли это? Аргументируйте свое мнение.
  4. Мальчик увидел сломанную веточку, что ему делать? Зачем помогать растениям?
  5. Хвастались деревья друг перед другом. — Я всегда зеленая и стройная, мои листочки как иголочки, а главное, я зимой становлюсь королевой веселого праздника. — А я еще лучше, имею стройный и белый ствол, имею нежные тоненькие веточки, листья мою весной и летом — зеленые, а осенью — желтые. Какие деревья разговаривали между собой? Докажите свой ответ.

podrastu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *