Самообслуживание в старшей группе картотека – Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Планирование обучения детей старшей группы навыкам самообслуживания | скачать бесплатно

Содержание

Формирование навыков самообслуживания для детей в старшей группе

Формирование навыков самообслуживания для детей в старшей группе.

В нашей работе с детьми приходится уделять много внимания на формирование навыков самообслуживания, так как дети приходят не всегда имея элементарные навыки: умывания, пользования полотенцем, мылом, расчёской, носовым платком.

Я предлагаю разработанный мной план работы на каждый месяц.

Содержание работы

Цель

Сентябрь

1. Учимся следить за внешним видом.

2. Игровая ситуация «Неряшливый

шкафчик».

3. «О чём нам рассказало полотенце?»

(Формирование культурно-гигиенических навыков).

1. Способствовать совершенствованию

ранее освоенных навыков, учить быстро, аккуратно одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом.

2. Учить поддерживать порядок в своём шкафу, формировать привычку бережного отношения к своим вещам.

3. Учить детей чисто мыть руки, действовать в определённой последовательности, аккуратно пользоваться полотенцем.

Октябрь

1. «Поможем Буратино одеться».

2. Игровая ситуация «Аккуратный шкафчик».

3. Упражнение «Мокрый-сухой».

1. Учить детей самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

2. Учить детей раздеваться в правильной последовательности, аккуратно складывать вещи в шкаф.

Учить самостоятельно определять мокрые вещи, которые необходимо просушить после прогулки.

Ноябрь

1. «Заправляем кровати».

2. Упражнение «Раздевалочка».

3. Дежурство по столовой.

1. Учить самостоятельно заправлять кровать после сна, складывать одеяло, поправлять простыню, воспитывать аккуратность.

2. Предложить детям провести конкурс на самый аккуратный шкаф.

3. Учить дежурных убирать со стола, наводить порядок. Учить детей проверять качество своей работы.

Декабрь

1. «Мы-помощники».

2. «Готовимся к занятиям».

3. «Упражнение «Одевалочка».

1. Предложить старшим детям выступить в качестве наставников младших, помочь им овладеть правилами и навыками самообслуживания.

2. Совершенствовать умение раскладывать материалы для занятия.

3. Назначить дежурных по раздевалке. Вспомнить последовательность одевания, учить помогать младшим детям.

Январь

1. «Мой внешний вид».

2. Игровая ситуация «Носовой платок».

3. Уборка групповой комнаты.

1. Формировать у детей стремление следить за своим внешним видом. Учить тактично сообщать другим детям о неряшливости.

2. Учить детей при кашле и чихании пользоваться носовым платком.

3. Вместе с детьми наметить план работы, учить организовывать совместный труд, формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

Февраль

1. Дежурство по занятиям.

2. Содержание одежды в порядке.

3. «Чудесные расчёски».

1. Способствовать повышению степени самостоятельности дежурных при подготовке материалов и оборудования для занятий.

2. Формировать у детей осознанное отношение к своему внешнему виду, учить заботиться о порядке в одежде,

контролировать её состояние.

3. Учить правильно и своевременно пользоваться расчёской, поддерживать аккуратность причёски.

Март

1. «Я проснулся!»

2. «Я всё делаю сам!»

3. «Мой внешний вид.»

1. Учить самостоятельно и аккуратно выполнять необходимые действия после сна (одеваться, заправлять постель.)

2. Обсудить, к чему приводит небрежность (плохо застегнулся-можешь заболеть, не почистил обувь-неряшливый вид…)

Апрель

1. «Мы дежурные».

2. «Помогаем малышам».

3. Сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей.

1. Учить детей оказывать содействие воспитателю в проведении занятий, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

2. Учить оказывать помощь младшим детям при одевании; воспитывать доброжелательность, стремление помогать младшим детям.

3. Обсудить с детьми, какую часть работы после еды выполняет дежурный, а что может сделать каждый ребёнок сам.

Май

1. Учимся бережно относиться к одежде.

2. Следим за своим внешним видом.

3. Воспитание бережного отношения к вещам личного пользования.

1. Закрепить знания о правилах ухода за одеждой, учить чистить, сушить, аккуратно складывать, воспитывать бережное отношение к одежде.

2. Формировать осознанное отношение к своему внешнему виду, стремление выглядеть опрятно. Учить предлагать помощь младшим детям.

3. Провести конкурс на самый аккуратный шкаф. Предложить детям рассказать, как они поддерживают порядок. Выбрать победителей.

Июнь

1. «В гостях у Мойдодыра».

2. «Я сам!»

1. Предложить детям организовать взаимопомощь в парах: один ребёнок умывается, другой наблюдает, всё ли его партнёр сделал правильно. Затем дети меняются ролями. Учить детей корректно формулировать замечания, советы.

2. Приучать детей самостоятельно, без напоминания чистить и сушить одежду, обувь, учить ухаживать за резиновой обувью.

Июль

1. «Зубная щётка в гостях у Тюбика».

2. «Я проснулся!»

1. Предложить детям рассказать, как нужно заботиться о зубах, обобщить и дополнить ответы детей, рассказать о проблемах, которые могут возникнуть при нарушении правил ухода за зубами.

2. Учить детей самостоятельно, последовательно и аккуратно выполнять все необходимые действия после сна (одеваться, приводить себя в порядок, заправлять постель.) Учить

Бережно относиться к вещам, оказывать помощь сверстникам.

Август

1. «Вода-наш друг!»

1. Учить детей по необходимости мыть руки, лицо, причёсываться. Углубить знания о предметах личной гигиены, напомнить, что они должны быть индивидуальными. Обсудить с детьми необходимость содержания этих предметов в чистоте и порядке.

2.Учить детей самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть ноги. Формировать требовательное отношение к своему внешнему виду.

infourok.ru

Тематическое планирование по самообслуживанию в старшей логопедической группе

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

1 неделя

Моем, моем трубочиста

Закреплять культурно-гигиенические навыки.

2 неделя

Всему свое место

Учить убирать игрушки после игры на свои места, воспитывать бережное отношение к ним

3 неделя

Мытье строительного материала

Учить участвовать в организованном труде. Формировать привычку к чистоте и порядку.

4 неделя

Учим Незнайку одевать по погоде

Обобщить и закрепить навыки правильного последовательного одевания

Октябрь

1 неделя

Складывание кроватных покрывал

Закреплять умение правильно складывать покрывало, воспитывать аккуратность

2 неделя

Наша группа

Учить детей правильно пользоваться вещами в повседневной жизни

3 неделя

Все мы делаем по порядку

Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.

4 неделя

Уборка групповой комнаты

Совершенствовать трудовые навыки

Ноябрь

1 неделя

Госпожа зубная щетка

Формировать навыки ухода за зубами

2 неделя

Уборка кровати

Учить самостоятельно убирать постель после сна

3 неделя

Мытье стульчиков

Учить соотносить свою деяте- леность с трудом других. Совершенствовать трудовые навыки, воспитывать ответственное отношение к труду

4 неделя

Домики для одежды

Закреплять навыки правильно складывать одежду в шкафчике, воспитывать любовь к порядку

Декабрь

1 неделя

Поддержание внешнего вида в течении дня

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

2 неделя

Мы помогаем малышам

Учить понимать значение своего труда для других. Прививать любовь и желание заботиться о других.

3 неделя

Незнайка помогает убирать помещение

Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы

4 неделя

Готовимся к занятиям

Совершенствовать умения раскладывать материалы для занятия

Январь

1 неделя

Мы делаем добро руками

Закрепить у детей понятие о важности человеческих рук и обязанности дежурных по различным видами трудовой деятельности.

2 неделя

Уборка в умывальной комнате

Поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. Воспитывать аккуратность

3 неделя

Наведение порядка в группе

Развивать стремление к совместной деятельности, воспитывать желание активно участвовать в трудовых поручениях

4 неделя

Наши вещи ложатся спать

Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик, воспитывать бережное отношение к вещам

Февраль

1 неделя

Мы заправим наши майки

Учить детей заправлять майки и футболки, воспитывать желание следить за свои внешним видом

2 неделя

Помочь воспитателю стирать кукольное белье

Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, воспитывать положительное отношение к просьбам взрослых

3 неделя

Сервировка стола

Учит детей правильно сервировать столы, совершенствовать навыки в самообслуживании. Добросовестно выполнять обязанности дежурных

4 неделя

Ремонт бумажных атрибутов

Учить детей ухаживать и поддерживать в порядке книги, журналы. Воспитывать ответственность за порученное дело

Март

1 неделя

Уроки Айболита

Учить детей полоскать рот после еды, воспитывать желание заботиться о своем здоровье

2 неделя

Наведение порядка в игровых уголках

Закреплять умение убирать игрушки только на свои места, воспитывать любовь к порядку

3 неделя

Уборка рабочего материала

Совершенствовать умения убирать свое рабочее место после занятия , мыть, протирать и чистить рабочий материал.

4 неделя

Наши руки не для скуки

Развивать умения у детей правильно выворачивать вещи, воспитывать любовь к порядку.

Апрель

1 неделя

Закатаем рукава

Учить детей закатывать рукава перед умыванием, воспитывать аккуратность.

2 неделя

Мы во всем порядок любим

Учить детей убирать мусор в специальную корзину, воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок

3 неделя

Мытье расчесок

Следить за своими вещами, воспитывать желание содержать их в чистоте.

4 неделя

Помоем наши игрушки

Продолжаем развивать трудовые умения и навыки.

Май

1 неделя

Застегни пуговицы, зашнуруй обувь

Совершенствовать умение самообслуживания. Воспитывать терпение, желание доводить дело до конца.

2 неделя

Муравьи – труженики

Учить делать генеральную уборка игровых уголков. Развивать умения работать рационально, результативно, в общем темпе ,давать оценку труда своей и коллектива в целом.

3 неделя

Сушка одежды после прогулки

Учить детей ухаживать за своими вещами, воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку.

4 неделя

Протираем от пыли полки и игрушки

Продолжать развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать доводить начатое дело до конца. Учить следить и поддерживать порядок в группе.

sundekor.ru

Картотека игр. Формирование навыков самообслуживания

Формирование навыков самообслуживания

Игра “Кукла заболела”

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: “Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!” Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Занятие “Носики-курносики”

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять

(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Игра “Приведи куклу в порядок”

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: “Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье”. Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

Занятие “Оденемся на прогулку”

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Оборудование: одежда ребенка.

Ход занятия: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания – липучки.

Игра “Найди пару”

Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

Оборудование: обувь – сапоги, ботинки, кукла.

Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: “Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!” и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д.

Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

Игра “Оденем кукол”

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: “Смотри, какая у кукол красивая одежда!”, вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

Игра “Обед у кукол”

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

Занятие “Убери со стола”

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: “Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д.” Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: “Крошки со стола сметем и совочком уберем!”

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Занятие “Вымой посуду”

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Занятие “Подготовь постель ко сну”

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: “Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку”. После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

Занятие “Почистим туфли”

Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли – раз, два, три!

Будут чистыми они – раз, два, три!

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

Занятие “У нас порядок”

Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.

Начало формы

Конец формы

multiurok.ru

картотека тем, планирование, конспект занятия

С самого начала пребывания малышей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) педагог учит их самостоятельно выполнять простейшие гигиенические процедуры. С помощью этих действий ребёнок осознаёт сам себя, получает представления о своём теле, здоровье. С годами эти важные привычки становятся естественными и непрерывно совершенствуются. Что же касается старшего дошкольного звена (дети 5–6 лет), то на этом этапе культурно-гигиенические навыки обретают выраженную социальную направленность, сочетаются с познавательным отношением к окружающей действительности.

Содержание культурно-гигиенических навыков в старшей группе ДОУ

В старшем дошкольном звене воспитанники ДОУ должны совершенствовать следующие навыки самообслуживания, ухода за собственным телом, привычки культурного поведения:

  • Постоянно поддерживать чистоту тела, опрятность причёски, одежды, обуви. Причём все необходимые процедуры выполняются быстро.
  • Самостоятельно чистить зубы, соблюдая определённые правила и последовательность действий.
  • Следить за чистотой ногтей.
  • Пользоваться носовым платком при кашле и чихании, отворачиваясь в сторону.
  • Быстро одеваться и раздеваться. При этом одежда аккуратно складывается в определённое место (в шкафчик раздевалки либо на стульчик).
  • Опрятно убирать свою постель после дневного сна.
  • Правильно пользоваться столовыми приборами, включая вилку и нож.
  • Есть аккуратно и бесшумно, поддерживать правильную осанку в процессе приёма пищи.

В процессе принятия пищи у дошкольников формируется умение аккуратно есть и поддерживать ровную осанку

Показателем усвоения важных навыков является постепенное уменьшение времени, которое дети затрачивают на выполнение той или иной процедуры. Кроме того, учитывается и качество её выполнения (например, ребёнок не просто быстро вымыл руки, а тщательно вытер их, аккуратно повесил полотенце на крючок).

При работе с воспитанниками шестого года жизни педагог всё большее значение уделяет формированию нравственных качеств, которые взаимосвязаны с гигиеническими привычками:

  • Дифференцировать хорошие и плохие поступки.
  • Обращаться ко взрослым и ровесникам с просьбой, благодарить.
  • Бережно относиться к одежде и прочим вещам, а также труду взрослых.
  • Вести себя сдержанно, выполнять определённые правила поведения в детском саду, в том числе когда рядом нет воспитателя.

Фотогалерея: навыки, которые нужно совершенствовать у старших дошкольников

Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5–6 лет

Развитие культурно-гигиенических навыков (КГН) — длительный процесс. Если младшим дошкольникам на гигиенические моменты и самообслуживание выделяется гораздо больше времени (это можно заметить по режиму дня), то у пятилетних детей важные привычки уже, в принципе, сформированы. Задача воспитателя — совершенствовать их и выводить на новый уровень. Речь идёт о воспитании культуры общения. Например, после прогулки ребята раздеваются, аккуратно складывая свои вещи в шкафчик. При этом они стараются своими действиями не мешать другим детям (ведь бывает, что один ребёнок держит кабинку широко открытой, а другим из-за этого не хватает места). Другой режимный момент — мытьё рук. Важно не просто хорошо и быстро их вымыть, а не обрызгать при этом водой тех, кто стоит рядом, не толкать товарищей (ведь раковин намного меньше, чем дошкольников в группе).

Важно не только правильно выполнять гигиенические процедуры, но и не мешать при этом другим детям

Кроме того, в ходе гигиенических процедур, самообслуживания воспитатель должен поощрять взаимопомощь дошкольников. Например, дети поправляют друг другу капюшоны или шарфики перед выходом на прогулку. Аналогично во время обеда один ребёнок по просьбе другого передаёт ему хлеб.

В жизни старшего дошкольника коллектив начинает играть всё большую роль, усложняется взаимодействие его участников. В процессе общения ребёнок 5–6 лет способен проявлять большую сдержанность, учится действовать с учётом интересов другого человека либо группы сверстников.

Конечно, всегда есть дети, которым указанные действия даются непросто. С ними педагог проводит обязательную индивидуальную работу (в основном это беседы).

В старшем дошкольном звене педагог формирует у воспитанников более осознанное отношение к культурно-гигиеническим привычкам. Ребята должны понять, что опрятность (чистое лицо, тело, аккуратная причёска, ухоженная одежда, обувь) является не только элементарным требованием гигиены, но также нормой человеческих отношений. Соблюдая несложные правила, человек демонстрирует уважение к окружающим, поскольку никому не хочется прикасаться к грязным рукам, смотреть на помятую и испачканную одежду. Дошкольники с помощью воспитателя подмечают, что неряшливый ребёнок (тот, кто не умеет или ленится следить за своим внешним видом) чаще всего небрежен в играх, занятиях: например, неаккуратно рисует, не способен хорошо полить комнатные растения и пр.

В работе со старшими дошкольниками эффективным методом обобщения и закрепления КГН и связанных с ними нравственных представлений становится этическая беседа. Её содержанием могут быть реальные жизненные случаи, поведение окружающих людей, главным образом, самих детей. Педагог вместе с воспитанниками даёт оценку различным поступкам. Главная задача — сформировать у дошкольников нравственные мотивы поведения: ими они будут руководствоваться в дальнейших поступках. Пример темы для этической беседы — «Как своим внешним видом показать окружающим, что ты их уважаешь и ценишь». Подобные беседы следует проводить не спонтанно: лучше проанализировать, что вызвало у ребят яркие впечатления, и затронуть эту тему. Об эмоциональном отклике воспитанников будут свидетельствовать их вопросы, неподдельные эмоции, искренние оценки поступка. В результате такого общения педагогу словно открывается внутренний мир ребёнка, что даёт возможность в дальнейшем корректировать детское поведение. Кроме того, совместное обсуждение различных ситуаций порождает у дошкольников сопереживание, обогащение нравственных представлений.

Помимо нравственных бесед, в старшем звене широко используются познавательные, когда педагог обсуждает с ребятами те или иные аспекты гигиены и культуры: например, «Чем отличается шампунь от мыла» (или детская зубная паста от взрослой), «Почему так важно чистить зубы». В ходе таких дискуссий важно приводить ребятам любопытные факты, доступные сведения из истории вещей (к примеру, как появилась зубная щётка и какие предметы использовали люди до её изобретения).

В старшей группе педагогу следует активно использовать этические беседы

Для закрепления навыков личной гигиены старшим дошкольникам полезно давать различные поручения. Так, помимо обязательного дежурства по столовой, педагог может каждый день назначать «санитара». Он проверяет у своих одногруппников чистоту рук, состояние ногтей, опрятность одежды, порядок в кабинках.

Когда я работала воспитателем в старшей группе, то летом после прогулки всегда назначала ребёнка, ответственного за мытьё ног. Он быстрее всех раздевался после прогулки, шёл в душевую, садился там на стульчик и поливал воду из душевого шланга на ножки другим ребятам. Нужно было видеть, как дети просились на эту почётную «должность», каким важным себя чувствовал ответственный за душ!

В режимные моменты, которые касаются гигиены и самообслуживания, в старшей группе, полезно вносить соревновательный элемент. Например, перед приёмом пищи нужно предупредить детей, что проводится конкурс на самый чистый и аккуратный стол. После обеда на стол-победитель ставится символический приз — флажок, красивая статуэтка или импровизированный кубок.

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки поможет соревновательный элемент, например, конкурс на самый чистый стол после обеда

Что касается моего опыта, то после дневного сна я устраивала соревнование на три самые красиво и быстро заправленные кровати. В качестве дополнительного стимула (помимо похвалы) ребятам преподносились конфеты или наклейки. Этот приём очень хорошо стимулировал дошкольников. Кроме того, они быстрее чувствовали себя бодрыми после пробуждения. Кстати, благодаря такому сладкому призу некоторые дошкольники даже научились вставлять одеяло в пододеяльник (как помощь няне при смене постельного белья, причём всё это происходило исключительно по желанию детей). Эту «премудрость» освоили не только девочки, но и мальчики.

При работе с детьми шестого года жизни (как и с малышами) следует использовать игровой компонент, однако он заметно усложняется. Например, можно провести игру «Разрешается-запрещается». Педагог называет различные правила гигиены и их нарушения. Дети же должны отреагировать соответствующим образом. Они могут просто сказать «можно» либо «нельзя» или же педагог добавляет в игру элемент подвижности: в первом случае — хлопнуть в ладоши, а во втором — закрыть лицо руками. Примеры высказываний воспитателя:

  • чистить зубы;
  • грызть ногти;
  • мыть волосы;
  • вести беседу за столом во время еды;
  • принимать душ;
  • ковыряться в носу;
  • чихать на окружающих;
  • пользоваться носовым платком.

Можно использовать картинки, изображающие каждое из указанных действий.

Ещё один вариант — настольная игра «Подбери пару». Пособие учит соотносить предмет и действие, закрепляет КГН. Дошкольникам предлагается множество картинок. Из них нужно составить логические пары. Например, одежда — шкаф, мыло — руки, зубная паста и щётка — зубы, игрушки — коробка для них. При этом ребята комментируют свой выбор.

Увлекательна игра «Крокодил-чистюля» с использованием мимики и пантомимики. С помощью считалки выбирается ведущий. Он должен показать жестами и мимикой задуманное им действие, связанное с соблюдением правила гигиены: например, чистка зубов, умывание лица, одевание на прогулку и пр. Остальные дети должны угадать действие.

Гигиенические процедуры в старшей группе можно сопровождать художественным словом. Однако это уже не просто потешка или коротенькая песенка, как в младшей или средней группе, а, например, пословица. После того как ребята умылись и помыли руки после прогулки, можно обсудить с ними значение пословицы «Чистота — залог здоровья». А на основе знакомых литературных произведений («Мойдодыр» или «Федорино горе») можно разыгрывать небольшие сценки.

На основе знакомых произведений на тему гигиены можно разыгрывать сценки

Виды занятий по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников

Занятия по формированию КГН чаще всего бывают познавательными. Их примерные темы могут быть следующими:

  • Что такое гигиена.
  • Как ухаживать за зубами.
  • Микробы — наши враги.
  • Сервировка стола.
  • Как заботиться о своей одежде.

Всегда интересно проходит экспериментально-опытная деятельность, которую также можно связать с гигиеной. Пример такого занятия — «Да здравствует мыло душистое!». Педагог каждому ребёнку даёт кусочек мыла и вместе с дошкольниками характеризует его по различным параметрам: форме, цвету, запаху, текстуре. Затем ребята совершают импровизированную экскурсию в магазин бытовой химии. На полочках там лежат самые разные виды мыла: туалетное и банное, хозяйственное и жидкое. Воспитатель при этом предстаёт в роли продавца и рассказывает ребятам о каждом наименовании (где и каким образом оно применяется). Самая увлекательная часть занятия — эксперимент с мыльной стружкой: в колбочки с водой воспитанники насыпают мыльную стружку, наблюдают за её постепенным растворением и образованием пены. В результате дети приходят к важному выводу о свойствах мыла: оно очень хорошо растворяется в воде, образуя при этом много пены.

Опытным путём ребята приходят к выводу, что мыло хорошо растворяется в воде, образуя пышную пену

Закреплению КГН способствуют и занятия по развитию речи, например, в виде этической или познавательной беседы. Обозначим возможные варианты тем:

  • Вспомним, как надо правильно принимать пищу.
  • Каждой вещи своё место.
  • Что мы можем сделать для сохранения своего здоровья.
  • Чем мыло отличается от шампуня.
  • Правила ухода за волосами.

Большое воспитательное значение имеет художественная литература. Например, подходящий вариант для старшей группы — рассказ М. Зощенко «Глупая история». Его главный персонаж — мальчик Петя. Ему 4 года, однако мама считает сына совсем беспомощным малышом: сама одевает, обувает, кормит с ложечки. И вот однажды она торопилась, и обе ножки мальчика оказались в одной штанине. Причём никто долго не мог определить, что же случилось, и почему Петя падает: ни мама, ни папа, ни даже доктор, которого срочно вызвали. Помог разрешить загадку только мальчик Коля, который зашёл в гости. В результате на другой день Петя уже самостоятельно надевал штанишки.

Построить интересное занятие можно вокруг рассказа М. Зощенко «Глупая история»

После прочтения рассказа ребята обсуждают его. Педагог обязательно затрагивает проблемы воспитания: выясняет с детьми, хорошо ли, когда взрослые слишком опекают ребёнка, совсем не давая ему самостоятельности.

В ходе обсуждения воспитатель не даёт дошкольникам готовых ответов, а ненавязчиво подталкивает их к рассуждениям и выводам.

В старшей группе можно построить занятие вокруг стихотворения. Это может быть, например, «Варенье» О. Григорьева или «Чистота» Д. Крупской. Оба произведения наглядно показывают ребятам то, как нельзя себя вести. В первом случае автор красочно, даже с преувеличением, описывает, как персонаж ест варенье руками. В стихотворении Д. Крупской в доме потерялась Чистота, и это неудивительно.

Таблица: примеры стихотворений для привития культурно-гигиенических навыков (составлено по материалам открытого доступа)

После прочтения стихотворения дети с воспитателем активно обсуждают его содержание, выделяют ключевые моменты. При этом ребята сами должны прийти к важным выводам.

Кроме того, подключив фантазию, педагог может сам сочинять небольшие сказки на необходимую тему, обязательно включив туда назидательный компонент. Например, это «Сказка про Шампуньку». Жила-была на свете детская Шампунька — с красивым флакончиком и колпачком, очень вкусно пахнущая. Она была слишком довольна собой и не хотела, чтобы кто-то ею пользовался. Поэтому, когда мама брала флакон в руки, он нарочно выскальзывал. И тогда женщине приходилось своим детям мыть голову взрослым шампунем или мылом. От этого у них щипало глазки, и малыши сильно плакали. Процесс мытья волос становился мучением для всех. И вот как-то Шампунька подслушала, как мама жаловалась своей подруге, что её дети отказываются мыть голову. А от этого на голове могут поселиться вредные микробы, и малыши заболеют. Шампуньке стало жалко детишек, и когда они сидели в ванной, она прыгнула туда. Колпачок приоткрылся, и по всей ванне разнёсся чудесный клубничный аромат. А потом мама помыла головы детям, и теперь они не плакали, а смеялись. Шампуньке тоже стало радостно, ведь нельзя жить только ради себя. Ведь самое лучшее на свете — это сияющие глаза и лучезарные улыбки малышей. Кстати, когда Шампунька закончилась, её не стали выбрасывать: малыши использовали её как «брызгалку» во время купания.

Во время чтения сказки воспитателю желательно показать ребятам её героиню — красивую Шампуньку

Такая забавная сказка в ненавязчивой форме обогатит знания дошкольников о личной гигиене, а кроме того, будет способствовать воспитанию самых лучших нравственных качеств: стремлению помогать другим, радоваться за других людей.

Закреплять знания о гигиене и культуре поведения пятилетние воспитанники могут и в процессе продуктивной деятельности. Например, интересная идея — предложить ребятам нарисовать правильно сервированный стол.

Дежурство по столовой помогает ребятам на практике закрепить навыки сервировки стола

Проведение занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Занятие по формированию КГН, как и любое другое, в старшей группе ДОУ длится не более 25 минут.

Мотивирующее начало занятия

Хотя дети шестого года жизни отличаются большей устойчивостью внимания, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, на любом занятии воспитатель всё равно должен продумывать увлекательную мотивацию. Задача педагога — максимально заинтересовать ребят предлагаемой темой, заинтриговать их с самого начала.

Так, если малышам педагог показывает куклу с грязным лицом и руками, то воспитанникам старшей группы он предлагает осмотреться в комнате и поискать, нет ли среди кукол чумазых. Когда дети находят такую неряшливую игрушку, им предлагается подумать, почему она так выпачкалась и что нужно сделать, чтобы исправить положение. Кроме того, обязательно затрагивается компонент общения: «А вам приятно было бы играть с такой девочкой?».

В старшей группе ребята сами могут найти в комнате среди кукол чумазую и вымыть её

Обобщающее занятие о предметах гигиены можно начать с посылки, где находятся данные вещи, или же с загадок про них (по мере отгадывания педагог прикрепляет картинки к доске):

  • По утрам и вечерам
    Чистит-чистит зубы нам,
    А днём отдыхает,
    В стаканчике скучает. (Зубная щётка).
  • Что за дождь без облаков
    Целый день идти готов?
    Только кран я повернул,
    На меня ливень хлынул. (Душ).
  • Бывает семейным, хозяйственным, банным,
    Бывает душистым иль не пахнет совсем,
    Разного цвета, размера и формы любой,
    Но скользким бывает только с водой! (Мыло).
  • Все девочки и мальчики
    Носят меня в карманчике,
    А как нужен стану,
    Так меня достанут.
    Чисто себя приберут
    И обратно спрячут. (Носовой платочек).
  • Глаза я крепко закрываю,
    В голову его втираю,
    А потом водой смываю.
  • Это средство для волос
    Может быть даже без слёз. (Шампунь).
    Мыло и подружка
    Помоют Андрюшку.
    Подружка по спине плясала,
    Спинка розовой стала. (Мочалка).

Если тема занятия «Гигиена и здоровье» («Где прячется здоровье», «Как сохранить здоровье»), то можно пригласить ребят в путешествие в страну Здоровейка. Другой вариант — в гости к детям приходит какой-нибудь известный им персонаж, например, Маша и мультфильма «Маша и медведь». У гостьи в руках большой лист бумаги: она хочет сделать газету для лесных жителей на тему «Где прячется здоровье», но не знает, о чём туда написать. Дошкольники с удовольствием помогут Маше.

Мотив помощи всегда очень хорошо работает. К ребятам может прийти девочка Сластёна, которая всё время грызёт леденцы и не умеет чистить зубы. Дошкольники с радостью выступят в роли учителей: ведь они хорошо знают правила гигиены.

Таблица: конспект занятия «Где прячется здоровье» по формированию культурно-гигиенических навыков в старшей группе (фрагмент)

В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Педагог уточняет у ребят, чему они научились, что нового узнали и т. д. Это позволяет закрепить освоенные навыки.

Видео: урок здоровья в детском саду

В одном из детских садов Красноярска педагоги и стоматологи провели урок здоровья, посвящённый уходу за зубами. Старшие дошкольники узнали о строении зубов, правилах ухода за ними и посмотрели спектакль про мальчика Ваню, который не хотел чистить зубы и попал в страну Сластёнию.

Видео: сказка про Машу и сладкое королевство (занятие по гигиене полости рта)

Занятие с детьми проводит студент пятого курса — будущий стоматолог Владимир Рябов. Вначале он рассказывает ребятам сказку про девочку Машу, которая не любила чистить зубы, но зато обожала сладкое (рассказ сопровождается показом иллюстраций). И вот однажды Маша попала в сладкое королевство, где её зубы задумал погубить злой Кариес. После прослушивания сказки дети узнают, как правильно нужно чистить полость рта (демонстрируется модель челюсти). Все желающие подходят к модели и сами пробуют почистить зубы.

Перспективное планирование по КГН в старшей группе

Перед началом учебного года воспитатель составляет перспективный план освоения КГН. В нём указывается содержание деятельности, её цель, конкретные формы работы и используемые методические приёмы.

В перспективный план в старшей группе включаются и занятия по обучению уходу за одеждой

Таблица: перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков в старшей группе (фрагмент)

В старшей группе воспитанники ДОУ начинают более осознанно относиться к соблюдению правил личной гигиены. Дети приходят к пониманию того, что уход за собственным телом и вещами — важная составляющая общей культуры поведения, норма человеческих взаимоотношений. Воспитатель уделяет большее внимание вопросам этики, взаимоотношениям в детском коллективе. Культурно-гигиенические навыки становятся, таким образом, важной частью процесса социализации.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Самообслуживание

Группы

Задачи и содержание работы

1-я младшая

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами {носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

2-я младшая

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной после­довательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, склады­вать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при не­большой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насу­хо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носо­вым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Средняя

1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться: приучать аккуратно скла­дывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, про­сушивать,

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.

5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком.

6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом).

7. Учить полоскать рот после еды.

Старшая

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимо­сти мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.

8. Учить опрятно убирать постель.

Подготови­тельная

1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последова­тельности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, свое­временно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.

4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

studfiles.net

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».

Октябрь

Питание

Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».

Одевание-раздевание.

Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии.

Беседа «Каждой вещи своё место».

Умывание

Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».

Заправка кровати

Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню.

Чтение С. Михалков «Я сам».

Ноябрь

Питание

Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»

Одевание-раздевание

Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек.

Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам».

Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».

Умывание

Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком.

Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки).

Заправка кровати

Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель».

Декабрь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке.

Беседа «Как правильно есть второе блюдо».

Одевание –раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности.

Упражнение «Как мы умеем наводить порядок».

Умывание

Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем.

Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь

Беседа «Как заботиться о своей одежде».

Январь

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо.

Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.

Беседа «Культура поведения во время еды».

Одевание-раздевание

Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.

Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и правильно умываться.

Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь.

Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья.

Чтение Д.Крупской «Чистота»

Февраль

Питание

Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости.

Игра –соревнование «Чей стол самый аккуратный»

Одевание-раздевание

Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу

Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках».

Умывание

Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.

Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое….»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать , чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню.

Дидактическое упражнение «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё».

Март

Питание

Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки.

Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой».

Одевание-раздевание

Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь

Чтение М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

Беседа «Микробы – наши враги»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья.

Беседа «Чистота – залог здоровья»

Апрель

Питание

Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом.

Беседа «Культура еды – серьёзное дело».

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду.

Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный»

Умывание

Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате.

Чтение Е. Винокуров «Купание детей»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.

Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло.

Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».

Май

Питание

Продолжать учить детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно.

Дидактическое упражнение «За столом едим культурно»

Одевание-раздевание

Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки.

Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок»

Умывание

Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости

Беседа «Чистые руки – здоровые дети»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.

Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник.

Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Июнь

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой.

Чтение О. Григорьев «Варенье».

Одевание-раздевание

Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник.

Чтение С. Михалков «Всё сам».

Умывание

Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела

Чтение Т. Кожомбердиев « Всё равно».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.

Дидактическое упражнение «Кто самый аккуратный»

Июль

Питание

Совершенствовать умение во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле.

Чтение Я. Аким «Неумейка».

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела.

Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался».

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Учить пришивать оторвавшиеся петли.

Полностью заправлять кровать после сна.

Показ, напоминание, указание.

Август

Питание

Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой.

Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения», «Кафе».

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам.

Игра – соревнование «Кто быстрее всех», «Кто самый аккуратный».

Умывание

Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости.

Напоминание

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати.

Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья.

Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

infourok.ru

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Формирование картотеки КГН в старшей группе с целями по ФГОС способствует ведению результативной воспитательно-образовательной работы в старшей группе, позволяет сформировать у детей круг положительных привычек и укрепить их здоровье.

Скачать картотеку культурно-гигиенических навыков в старшей группе по месяцам
Скачать в .docx

Привитие культурно-гигиенических навыков (далее — КГН) дошкольникам является обязательной составляющей современного воспитательного процесса. Формирование картотеки КГН в старшей группе с целями по ФГОС позволяет воспитателю решить ряд приоритетных задач:

  • обеспечить последовательную, систематическую деятельность, направленную на приобщение малышей к обязательному выполнению гигиенических норм и правил поведения в обществе;
  • составить поэтапный план формирования у детей полезных привычек на основе навыков;
  • реализовывать различные педагогические методы и приемы с целью достижения поставленных результатов, фиксируя наиболее действенные для составления личной методической копилки.

Привитие КГН в старшей группе: составление картотеки с целями по ФГОС

Процесс культурно-гигиенического воспитания для дошкольников является привычной практикой, которая реализуется во время тематических занятий и режимных моментов.

В этом возрасте воспитанники уже хорошо освоили базовые умения, необходимые для защиты здоровья и успешной социальной адаптации. Поэтому педагогам дошкольного образования бывает сложно определить границы содержания педработы по привитию КГН в старшей группе детского сада, и составление картотеки с целями в соответствии с ФГОС способствует повышению эффективности процесса воспитания малышей в средней, старшей и подготовительных группах ДОУ.

Объем КГН для старшей группы по ФГОС определяется следующими требованиями к детям:

  1. Самостоятельно и при содействии взрослых поддерживать личную гигиену, опрятность одежды и прически.
  2. Закрепить умение переодеваться, застилать постель и убирать игрушки, складывать личные вещи.
  3. Уверенно пользоваться столовыми приборами, соблюдать нормы поведения во время принятия пищи.
  4. Соблюдать правила игры в детском коллективе, не только в ДОУ, но и за его пределами.
  5. Уметь идентифицировать хорошее (одобряемое социумом) и плохое поведение, высоко оценивать нравственно-волевые качества, соблюдать общепринятые правила поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
  6. Освоить понятие дружбы, взаимопомощи и взаимоподдержки.
  7. Проявлять уважение к старшим по возрасту.
  8. Продолжать осваивать нормы культурного общения и применять полученные навыки.
  9. Проявлять социально активную жизненную позицию, учиться высказывать свое мнение и аргументировано отстаивать его, уважительно воспринимать мнение других детей и взрослых.

Скачать картотеку культурно-гигиенических навыков в старшей группе по месяцам
Скачать в .docx

Режимные моменты и тематические занятия Порядок формирования культурно-гигиенических навыков в старшей группе Методические и дидактические приемы
сентябрь-ноябрь декабрь-февраль март-май июнь-август
Принятие пищи. Закреплять умение правильно держать вилку во время приема  пищи разной плотности и консистенции(без  перекладывания прибора из правой руки в левую и обратно), сформировать навыки владения столовым  ножом (отрезание кусочков пищи, намазывание масла на кусочек хлеба). Формировать умение правильно кушать вторые блюда (с использованием  вилки и ножа), пользоваться салфетками. Продолжать работу над формированием умений воспитанников корректно использовать столовые приборы во время принятия твердой пищи, жевать тщательно, не спеша и не разговаривая, с закрытым ртом. Формировать привычку использовать столовые приборы по назначению,  удерживать их над тарелкой во время еды и класть на тарелку после окончания  приема пищи, использовать салфетки по мере необходимости. Беседы «Вспомним правила владения ножом и вилкой»,  «Едим вторые блюда по правилам», «Культура поведения за обеденным столом», чтение тематической  литературы (сказок «Спор вилки и ложки», притчи  Л. Толстого «Дурак и нож», стихотворения О. Григорьева «Варенье»), упражнения «Как вести себя за столом», «Кушаем культурно», сюжетно-ролевые игры  «Я в кафе», «Меня пригласили на праздник».
Одевание и раздевание. Сформировать привычку раздеваться в озвученной воспитателем последовательности, аккуратно размещать вещи в шкафу или тумбочке,  актуализировать навык завязывания шнурков на обуви. Развить умение бережного использования разного вида фурнитуры. Мотивировать детей совершенствовать умение развешивать предметы гардероба на стуле, определяться в определенности, без помощи родителей и воспитателя поддерживать порядок в своем шкафчике. Продолжать воспитательно-образовательную работу над закреплением  навыков самообслуживания. Учить детей выворачивать снятую одежду налицо и  расправлять рукава, развешивать предметы гардероба перед тем, как лечь спать,  аккуратно ставить обувь, бережно обращаться с различными элементами  фурнитуры. Закреплять навыки оказания взаимопомощи в группе при  одевании (расправить воротник, помочь надеть капюшон), поддержания чистоты в личном шкафчике. Развивать у воспитанников снимать и одевать одежду  быстро. Беседы «Как навести порядок в шкафчике», упражнения «Кто быстрее сложит одежду правильно», «Плановая уборка в шкафчике», подготовка  инсценировки «Маша-растеряша», чтение тематической литературы (рассказы И.  Бурсова «Галоши», С. Михалкова «Все сам», Я. Акима «Неумейка», М. Зощенко «Глупая  история»), коллективные игры-соревнования «У кого в шкафу порядок», «Кто  самый аккуратный», «Кто оденется быстрее всех».
Умывание лица, поддержание опрятности. Актуализировать навыки умывания (ополоснуть лицо,  намылить руки до образования пены и аккуратно провести ими по лицу, смыть мыло, насухо вытереться личным полотенцем). Закрепить умение следить за состоянием прически, своевременно использовать салфетки для очищения носа. Продолжить работу над закреплением навыков умывания, учить воспитанников вытираться насухо, разворачивая полотенце в  ладошках на достаточную длину. Закреплять привычку умывать лицо быстро и аккуратно, соблюдать порядок в ванной комнате, мыть руки с мылом после посещения  туалета. Формировать у детей устойчивую привычку следить за  чистотой тела и опрятностью внешнего вида, мыть руки с мылом после каждого  посещения туалетной комнаты. Беседы «Почему микробы опасны для нас», «Как нужно  правильно умываться», «Чистые руки — залог здоровья», чтение тематической  литературы (отрывки из «Мойдодыра» К. Чуковского, сказки «Про Витю-грязнулю»,  стихотворения А. Барто и П. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Да  здравствует мыло душистое…»), дидактическое упражнение «У того полотенце  чистое, кто умывается правильно», «Моем руки старательно».
Содержание в порядке кровати, одежды и обуви. Закрепить умение аккуратно застилать кровать (расправлять простыню, разравнивать одеяло, застилать покрывало). Формировать навыки по уходу за одеждой и обувью в случае их загрязнения. Продолжать учить воспитанников следить за состоянием своей одежды, своевременно протирать обувь. Формирование у малышей умение пришивать к одежде пуговицы. Приобщение к процедуре смены постельного  белья.
 
Закреплять привычку следить за своим внешним видом и видом товарищей по группе во время подготовки к прогулке (при необходимости тактично напоминать о  неопрятности), формировать навыки смены постельного белья (самостоятельно застилать  простынь, менять наволочку, с помощью взрослого — менять пододеяльник). Совершенствовать умения чистить и сушить одежду, обувь, поддерживать внешний вид в порядке, в том числе после активных игр  и сна, самостоятельно застилать постель после тихого часа. Учить детей  пришивать петли. Беседы «Вспомним, как правильно застилать кровать»,  «Учимся заботиться об одежде и обуви», «От чистоты зависит наше здоровье», чтение  тематической литературы, упражнения «Помоги другу», «Самый опрятный», продуктивная деятельность (оказание помощи младшему воспитателю при плановой смене постельного белья, шитье одежды для кукол).

Условия воспитания культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС

Формирование способностей ребенка к самообслуживанию и следованию культурным нормам общества закладывается задолго до поступления в детский сад, еще в раннем возрасте. Система воспитания культурно-гигиенических навыков в старшей группе является лишь частью образовательного комплекса, который реализуется во время общения малыша с родителями и членами семьи, пребывания в общественных местах. С первых дней взросления ребенок наблюдает стереотипы поведения (потребление пищи с помощью столовых приборов, соблюдение гигиенических норм), которые позже становятся основой для формирования сознательных навыков привычного поведения.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Педагогам дошкольного образования важно понимать, что целью работы над закреплением культурно-гигиенических навыков в старшей группе является формирование правильных привычек — «ритуалов», которые ребенок выполняет практически бессознательно, в обязательном порядке, без дополнительных напоминаний. Благодаря воздействию со стороны мам и пап, воспитателей на момент достижения пятилетнего возраста малыши научились мыть руки и умываться, следить за своей одеждой, следовать правилам поведения за столом, но эти умения являются неустойчивыми. Нередки ситуации, когда дошколята забывают или ленятся мыть руки перед принятием пищи, наводить порядок в своем шкафчике, заправлять постель. Систематическое закрепление ранее разученных навыков позволяет сформировать у детей положительный опыт решения бытовых задач и выработать стойкие привычки, которые, в свою очередь, станут базой для повышения культурного и эстетического уровня в будущем.

Для формирования культурно-гигиенических навыков в старшей группе необходимо создать условия, отвечающие требованиям ФГОС:

  1. Создание правильных примеров. Воспитатели и младший педагогический персонал обязаны выполнять правила, озвучиваемые детям и ежедневно демонстрировать положительный пример. Для достижения результата необходимо проводить личные консультации, беседы с представителями семей для согласования единой воспитательной тактики. Педагоги ДОУ должны донести до родителей, что перевоспитать в ребенке привычки гораздо сложнее, чем привить новые.
  2. Обеспечение комфортных условий для выполнения культурно-гигиенических требований. Оснащение умывальных и туалетных комнат, размер мебели практически во всех детских садах соответствует возрасту воспитанников, но об отдельных моментах, необходимых для привития КГН, нужно позаботиться воспитателю. Обеспечение бумажными салфетками или носовыми платками, наличие столовых ножей для намазывания масла на хлеб — эти и многие другие нюансы следует продумать заранее, а также проинформировать родителей о важности обеспечения свободного доступа малыша к безопасным средствам личной гигиены.
  3. Привлечение внимания воспитанников к оснащению, необходимому для формирования КГН, через декорирование мебели и отдельных предметов в группе. Яркие цветовые решения, наклейки, игрушки помогают актуализировать внимание детей старшей группы на отдельных предметах интерьера и создать своеобразные «якоря» — напоминалки, помогающие формировать правильные привычки. Благодаря наклейкам малыши безошибочно находят свои шкафчики и индивидуальные полотенца, а тематическая картинка возле умывальника служит подсказкой при мытье рук или умывании лица.
  4. Строгое соблюдение режима дня в ДОУ.
  5. Закрепление культурно-гигиенических привычек систематически, независимо от места пребывания дошколят.
  6. Учет индивидуальных особенностей, оказание помощи воспитанникам, которые в силу разных причин не могут освоить отдельные нормы поведения и навыки самообслуживания.

Составление картотеки культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Составление личного методического пособия для воспитателя в вопросах культурно-гигиенического воспитания старших дошкольников предусматривает проведение обширной работы, результаты которой станут опорой при определении педагогической тактики и использоваться на протяжении из года в год. Формирование картотеки культурно-гигиенических навыков в старшей группе — документа с указанием целей и задач, практическими рекомендациями — выполняется согласно  утвержденному алгоритму:

  1. Проработать рабочую программу на предмет указания культурно-гигиенических навыков, которыми необходимо овладеть  воспитанникам старшей группы.
  2. Запланировать педагогическую работу по  закреплению КГН понедельно.
  3. Выбрать методические приемы (беседы, упражнения, игры), направленные на закрепление правильных привычек у малышей.
  4. Указать цели дидактической и игровой деятельности, необходимый для их проведения инвентарь.
  5. После проведения запланированных видов активности зафиксировать результаты, при необходимости — внести изменения в картотеку.

Составление картотеки культурно-гигиенических навыков будет способствовать ведению результативной воспитательно-образовательной  работы в старшей группе, позволит сформировать у детей круг положительных привычек и укрепить их здоровье, сделать ощутимый вклад в воспитание самостоятельных, социально активных личностей.

Читать еще по теме:

www.resobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *