Журова обучение грамоте в старшей группе конспекты занятий – Методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс) | скачать бесплатно

Обучение грамоте в детском саду – Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду

Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду
Скачать все файлы (1202.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1203kb.16.02.2014 21:26скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   52

Обучение грамоте в детском саду


Журова Л. Е. “Обучение грамоте в детском саду”
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адресована научным работникам по дошкольному воспитанию, преподавателям и студентам педучилищ и пединститутов.


Предисловие
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению
Психологические основы начального обучения чтению
Обучение грамоте
Фонематический слух ребенка и его умение проводить звуковой анализ слов
Место звукового анализа в обучении чтению детей дошкольного возраста
Программа средней группы детского сада
Программа старшей группы детского сада
Программа подготовительной к школе группы

Конспекты занятий в старшей группе детского сада

Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Занятие 13
Занятие 14
Занятие 15
Занятие 16
Занятие 17
Занятие 18
Занятие 19
Занятие 20
Занятие 21
Занятие 22
Занятие 23
Занятие 24
Занятие 25
Занятие 26
Занятие 27
Занятие 28
Занятие 29
Занятие 30
Занятие 31
Занятие 32
Занятие 33
Занятие 34
Занятие 35
Занятие 36
Занятие 37
Занятие 38
Занятие 39
Занятие 40
Занятие 41
Занятие 42
Занятие 43
Занятие 44
Занятие 45
Занятие 46
Занятие 47
Занятие 48
Занятие 49
Занятие 50

Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   52

perviydoc.ru

Обучение дошкольников грамоте

 
 
 
 
 
 
 

      СПЕЦКУРС 

      «Обучение дошкольников грамоте» 

      Авторы: Журова, Варенцова, Дурова, Невская 
 

      Подготовительная  к школе группа

 

ЗАНЯТИЕ 1 

      Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

      1. Воспитатель говорит детям, что в старшей группе они узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивают, как называются такие звуки /гласные/, какие гласные они знают /а, о, у, ы, и, э/, какими фишками обозначаются /красными/.

      Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды /согласные/, сказать, какие бывают согласные /твердые и мягкие/, какими фишками обозначаются /твердые согласные – синими, мягкие согласные – зелеными фишками/ и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару /например, “п”-“пь”,”л -“ль”/. Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару /например, кь-к, сь-с/.

      2. Звуковой анализ слова “Книга”.

      Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.

      Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно /к, нь, и, г, а/, характеризует их /гласный, твердый или мягкий согласный/ и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением /книга/ и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за красную фишку. В работе ребенка это выглядит так:

      Книга – 1-ый звук «к» твердый согласный /ставит синюю фишку в первую клеточку схемы/.

      кНига – 2-ой звук «нь», мягкий согласный /ставит зеленую фишку во вторую клеточку схемы/.

      кнИга – 3-ий звук «и», гласный /ставит красную  фишку/.

      книГа – 4-ый звук «г», твердый согласный /ставит синюю фишку/.

      книгА – 5-ый звук «а», гласный /ставит красную фишку/.

      кнИИИга – ударный гласный звук «и» /ставит чернуюфишку/.

      При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.

      Вопросы и задания детям:

      Какие гласные в слове “Книга”? /и, а/.

      Какой ударный гласный звук? /и/.

      Произнесите слово с ударением /книиига/.

      Переставьте ударение /черную фишку/ на звук «а», как  теперь будет звучать слово ? /книгааа/. Снова поставьте ударение верно.

      Какой мягкий согласный звук в слове? /нь/

      Какой 2-о1 твердый согласный? /г/

      Какой твердый согласный звук? /к/

      Игра  с заданиями:

      1. Вызвать 4 детей, предложить им  взять с доски фишки, обозначающие  звуки, в последующей последовательности: нь, г, а, и, к и построить  слово «книга». 

      2. Подозвать /в сторону/: 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «книга».

      3. Задание звукам дают дети.

      Приведем  примерные задания: назвать слово  со своим звуком /звук может быть в начале, середине или конце слова/, назвать пару своего звука, найти игрушку, в названии которой есть заданный звук, назови слово, в котором твой звук – ударный.

      4. Работа с предложением.

      Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что  ее зовут Нина. Дети рассматривают  куклу и говорят, какая она /красивая большая, нарядная, любимая, хорошая и т.д./ Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «Нина» /дает ему куклу/, другой слово – «нарядная». Предлагает им встать рядом, обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова /»Нина», «нарядная»/. Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другом /»Нина нарядная»/. Воспитатель объясняет, что получилось предложение «Нина Нарядная». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение «Нарядная Нина», называют 1-ое, 2-ое слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово «милая», а слово «нарядная» садится на место и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /Милая Нина/ и называют 1-ое, 2-ое слово.

      Задание детям-словам: выйдет слово «Нина», слово «милая» подойдет к слову  «Нина», чтобы получилось предложение  «Нина милая». Слово «Нина» похлопает  в ладоши. Слово «милая» назовет 1-звук этого слова /мь/. 

ЗАНЯТИЕ 2

      Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепит умение определять место ударного гласного звука в слове. Учить составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку. Продолжать учить называть слова с заданными звуками.

      Материал демонстрационный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, мишка, мяч, фишки или мелкие игрушки.

      Материал раздаточный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, указка.

      ХОД ЗАНЯТИЯ.

      1. Звуковой анализ слова «газета». Воспитатель предупреждает детей, что у доски это слово будет выкладывать тот, кто первым разберет его за столом. Вызванный ребенок интонационно выделяет, называет, характеризует звуки и обозначает их фишками, читает слово с ударением

      Игра  с заданиями:

      1) На игру вызывается ребенок,  который отгадает «загадку» воспитателя.  Какой 2-й твердый согласный? /т/. Какой 1-й твердый согласный? /г/. Какой мягкий согласный? /зь/. Какой 3-ий гласный? /а/. Какой 1-й гласный? /а/. Какой второй гласный? /е/. Дети выстраивают слово «газета».

      2) Назвать: 3-й звук слова,  6-й  звук, 4-й звук, 2-й звук, 5-й звук.

      3) Задания звукам дают дети.

      2. Игра «Назови пару». Воспитатель  называет твердый согласный звук /например, «р»/. Тот ребенок, которому бросит мяч, должен назвать мягкий согласный – пару загаданного звука /рь/ и перебросить мяч воспитателю. После того, как в игре примет участие половина детей, воспитатель меняет задание: называет  мягкие согласные звуки а дети – их твердые пары.

      В игре должны принять участие все  дети. Игра проводится в быстром  темпе. Во время игры дети находятся  за столами.

      3. Работа над предложением. Воспитатель  показывает детям мишку, предлагает рассмотреть его и сказать, какой он. Дети подбирают различные определения /например, хороший, плюшевый, маленький, любимый, косолапый, и т.д./ К доске выходят двое детей. Один обозначает слово «мишка» /воспитатель дает ему мишку/, другой – слово «пушистый». Воспитатель предлагает построить предложение «Мишка пушистый» /дети проверяют выполнение задания/.

      Назвать 1-е, 2-е слово, затем дети-слова меняютсяместами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /»Пушистый мишка»/. Вызывается ребенок, который означает слово «косолапый», а слово «пушистый» садится на место. 2-3 детей произносят предложение, которое получилось после замены слов /«Косолапый мишка»/., затем называется 1-е, 2-е слово.

      4. Игра «Назовите слова». Воспитатель  предлагает назвать слова со  звуком «н» /например, носки, санки, карандаш, сон/, затем слова со звуком «нь» /например, небо, коньки, конь/. За каждое слово ребенок получает фишку или мелкую игрушку. В конце игры определяется победитель, т.е. ребенок который назвал больше всего слов. 

      ЗАНЯТИЕ 3.

      Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомит с гласными буквами «а», «А». Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./, фишки-игрушки, мяч, зайка.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./.

      Ход занятия.

      1. Игра в кругу с мячом: «Назови ударный гласный звук». Воспитатель произносит слово с ударением и бросает ребенку мяч. Тот, поймав мяч, называет ударный гласный звук и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

      2. Звуковой анализ слова «кран» /у доски слово разбирают по очереди 4 детей и выкладывают фишки на доске без схемы, за столами дети разбирают слова без схем/.

      Вопросы к детям после анализа слова:

      Какие согласные звуки в слове «кран»? /к, р, н/. Какой гласный звук в слове? /а/.

      Воспитатель обращает внимание детей, что звук «а» стоит после твердого согласного звука «р» и объясняет, что звук «а» обозначается буквой «а». Дети рассматривают его и заменяют красную фишку на букву. Затем воспитатель напоминает, что если в слове один гласный звук, то он ударный.

      3. Звуковой анализ слова «Алена».  У доски слово разбирают 5 детей  и обозначают все звуки фишками.

      Вопросы к детям после анализа слова: Какие гласные звуки в слове  «Алена»? /а, о, а/. Что обозначает это  слово? /имя девочки/. Воспитатель  объясняет, что имена пишутся с заглавной буквы и знакомит детей с буквой «А», после чего первая красная фишка заменяется буквой «А». Воспитатель предлагает детям сказать, после какого согласного звука слышится третий гласный звук /после тв.согл.звука «н»/ и заменить красную фишку звук «а». После замены фишек буквами дети читают слово, определяют ударный гласный звук.

      4. Работа над предложением: Воспитатель  берет зайца, выполняет с ним  разные движения /заяц пляшет, прыгает,  грызет, умывается, спит/, а дети  называют, что делает заяц /пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/. Затем к доске выходят двое детей. Один обозначает слово «заяц», другой – слово «пляшет», а все дети называют 1-е, 2-е слово. Играющие меняются местами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось. /»Пляшет заяц»/. Затем вызывается другой ребенок, который обозначает другое действие, а дети определяют, какое предложение получилось.

      5. Игра «Назовите слова». Воспитатель выставляет на доске зеленую, красную, синюю фишки и предлагает детям называть слова по этой модели /лиса, пила, река, мясо и т.п./ Если ребенок назвал слово неверно, воспитатель читает его слово по модели и указывает ему на ошибку. В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 4.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук. Познакомить  с гласными буквами «я», «Я» и  правилами написания «Я» после  мягких согласных звуков. Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка, фишки-игрушки, лиса.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка.

      Ход занятия.

      1. Работа над предложением.

      Воспитатель берет игрушечную лису и выполняет  с ней различные упражнения. Дети составляют предложения из 2-х слов о действиях лисы /лиса бегает, лиса танцует и т.д./ Затем к доске вызываются двое детей. Один означает слово «лиса», другой – слово «бегает». Им предлагается построить предложение «Бегает лиса», а дети группы называют 1-е и 2-е слова. Играющие меняются местами и 1-2 детей говорят, какое предложение получилось /»Лиса бегает»/. Предложения составляются о 3-4 действиях лисы.

      2. Звуковой анализ слов.

      Каждому ребенку, в зависимости от степени  его подготовленности, дается индивидуальное задание выложить слово за столом. Предлагаемые слова: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. Звук «а» дети обозначают буквой «а», а все остальные – соответствующими фишками. После того, как воспитатель проверит правильность выполнения задания, дети слова не убирают.

stud24.ru

Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет: конспекты занятий [DOC]

Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские профессии» , «Грибы»,…

  • 517,68 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

М.: Педагогика, 1978 г. В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адресована научным работникам по дошкольному воспитанию, преподавателям и студентам педучилищ и пединститутов.

  • 345,67 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

Конспекты занятий. — М.: Вентана – Граф, 2010. Данное методическое пособие представляет конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте детей 4-5 лет. Конспекты включают задания не только по обучению грамоте, но и по развитию мыслительных процессов детей-дошкольников, зрительного и слухового внимания, графомоторных навыков. Пособие предназначено для воспитателей детских…

  • 61,76 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с. Данное методическое пособие представляет конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет. Предназначено для воспитателей детских садов. Используется в комплекте с рабочей тетрадью «Тайны слов и звуков».

  • 54,82 МБ
  • добавлен
  • изменен

М.: Вентана-Граф, 2013. — 80 с. Рабочая тетрадь по обучению грамоте предназначена для детей 5-6 лет старшей группы детского сада. Для воспитателя в комплекте предусмотрено пособие «Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет». Конспекты занятий, подробно излагают методику работы с детьми по этой тетради.

  • 40,49 МБ
  • добавлен
  • изменен

Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с. Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Использование такого пособия как это, помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятию и его проведению. Каждая карточка…

  • 72,07 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен

www.twirpx.com

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (предложение, звуковой анализ слов): «Сюрприз от Всезнайки»

Программное содержание

– учить детей выделять предложение из речевого потока (связная речь) дать представление о том, что в предложении может быть разное количество слов. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим; учить детей проводить звуковой анализ слов уа и ау, по схеме и с помощью нейтральных фишек;

– закреплять знания изученных букв, умение определять изученные буквы а и у в словах, умение выделять первый звук в словах, подбирать слова с заданным звуком;

– развивать фонематический слух детей, продолжать учить их прислушиваться к звучанию слов;

– выявлять и определять уровень усвоения детьми программного материала, умение внимательно, точно выполнять задания;

– развивать внимание, воспитывать желание самостоятельно приобретать знания.

Ход занятия по грамоте в старшей группе детского сада

Вводная часть

Девиз нашего занятия -

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу

Думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

Гимнастика для глаз

Чтобы хорошо видеть и хорошо читать, потренируем ваши глаза:

Глазки делают упражнения,

влево – вправо, влево – вправо

Затем вверх – вниз, вверх – вниз

Теперь щурим глаза как кошечка

И закрываем глазки.

Раз – смотрю вдаль,

Два – ладошками закрываем глаза.

Для того, чтобы лучше говорить слова, нам нужно выполнить артикуляционные упражнения. Начинаем упражнения для язычка. 

Артикуляционная гимнастика

Чистим зубки язычком – верхние и нижние.

Покажем свои зубки.

Улыбка – сердитое выражение лица.

Вкусное варенье (губами).

Качели.

Чтобы четко и чисто произносить слова, говорим чистоговорки:

Ра-ра-ра – начинается игра;

Ро-ро-ро – несем ведро;

Ру-ру-ру – продолжаем игру;

Ри-ри-ри – в небе снегири;

Ар-ар-ар – загудел комар.

Основная часть занятия.

Волшебный сундучок – рассмотрение сюжетных картинок, содержание которых можно передать предложениями из двух и трех слов («Девочка спит», «Мальчик ловит бабочек»).

 

Дети рассматривают картинки, составляют предложения. Определяют, о ком составили предложения, в предложении говорится о девочке, о мальчике и т.п..

Ознакомление с дидактическим материалом для обозначения предложения (полоски). Слова обозначаются короткими полосками.

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Дети составляют предложения из предложенных воспитателем картинок с опорными словами (разбор предложения, определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками, последовательность слов в порядке).

Физкультминутка

Дидактическая игра «Дождевая тучка»

Дети выкладывают буквы русского алфавита а и у.

Показать рисунки, в названиях которых имеется данная буква.

Четко произносить это название с ударением на данный звук.

 

Дидактическая игра «Назовите слова, в названиях которых есть звуки [а] и [у]».

Повторный звуковой анализ слова ау.

Звуковой анализ слова заработка. Какой первый звук в этом слове? Какой второй? Сколько клеточек нужно для этого слова? Обозначения звуков нейтральными фишками.

Заключительная часть.

Подвести детей к выводу, что в предложении может быть разное количество слов; слова в предложении произносятся друг за другом последовательно; в словах ау, уа два звука: первый [а], второй [у] и наоборот. Они произносятся один за другим.

Отметить детей, которые были активными на занятии, хорошо работали; с другими детьми поработать индивидуально для лучшего усвоения материала.

Метки: старшая группа, занятие в старшей группе, развитие речи в старшей группе

chudor.ru

МБДОУ “Детский сад №12” – Обучение дошкольников грамоте

Обучение дошкольников грамоте.
Лидия Журова, Наталья Варенцова, Наталья Дурова, Любовь Невская

 

  В пособии излагаются основы подготовки к обучению грамоте в детском саду, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.
В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе  1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
         Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели – подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
       Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников — обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
        Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
       Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
        В основу данной  программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.
Перспективное планирование по обучению грамоте 5-6 лет

dou12-ugansk.narod.ru

Конспект открытого занятия в старшей группе. Начало обучения грамоте

 

Программные задачи.

1. Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.

2.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, обобщать знания о звуковом составе слова.

3.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделять. 

4. Развивать слуховое внимание. 

5. Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Материал.

Карточки для определения звука по артикуляции, иллюстрации для звукового анализа слов, фишки красного и синего цвета.

 

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Покажем им, что мы умеем и чему научились. А прежде вспомним правило, которое помогает нам красиво говорить.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо

Плавно, громко говорим и, конечно – не спешим.

Воспитатель: Ребятки, присядем на свои места.

2. Основная часть

Воспитатель: Чем отличаются буквы от звуков?

Ответ: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

Воспитатель: Поможем нашим язычкам правильно произносить звуки. Разомнем его.

Угадайте, какой звук показывает девочка на картинке.

(Дети угадывают звук по артикуляции: А, О, У, И, Ы, Э.)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как мы умеем выделять звуки из слов и давать им характеристику. Для этого каждый из вас сейчас назовёт своё имя, скажет, какой первый звук и возьмёт букву нужного цвета.

Меня зовут Инна. В моём имени первый звук [И]. Он гласный, поэтому я возьму букву красного цвета.

Воспитатель: Молодцы, все справились.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая гирлянда на нашей доске.

Это гирлянда не простая

Она, ребята, слоговая.

Слоги могут

В слова превращаться,

Если с ними

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперёд

Кто слова в гирлянде найдёт.

 

 

 

Один ребенок выполняет на доске, остальные самостоятельно на своих местах к слогу, который напечатан на слоговой гирлянде, находит свою пару, чтобы получилось слово (зи-ма, са-ни, ме-тель, мо-роз).

Воспитатель: А теперь немножко отдохнем. Выходим на коврик.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка, 

Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

Воспитатель: Ребята! Мне нужна помощь. Перепутались слова.

– Неизвестно, что случилось, только буква – озорница,

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

И вот что из этого получилось. А вы подумайте, все ли правильно.

1) На прогулку мы пойти хотели

Тапочки на головы надели. (Шапочки.)

2) Десять долгих дней подряд

Айболит лепил ребят. (Лечил.)

3) Тачки по небу плывут, 

Люди зонтики берут. (Тучки.)

4) Чтоб добежать до сада,

Надуть сапожки надо. (Надеть.)

5) Тихо сумерки ложились

Кошки в воздухе кружились… (Мошки.)

– Вот видите, что получается, если в слове перепутать буквы.

Воспитатель: Ребятки, послушайте внимательно:

Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

Ой, хватит! И буква ведь может устать!

Воспитатель: Назовите слова со звуком К (К’), которые запомнили. Давайте все вместе повторим это стихотворение (повторение 2-3 раза, с целью заучивания).

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие у меня есть картинки (шар, слон, книга). Сколько слов в слове шар? Какая первая буква? Гласная, согласная, Твердая, мягка? Расставляются фишки разного цвета, соответствующие звукам.

Проводиться слоговой и звуковой анализ всех слов.

 

 

3. Рефлексия

Воспитатель: Ребятки, вы все молодцы, справились со всеми зданиями. В благодарность, буквы нам дарят замечательную книгу, которую мы с вами позже прочтем.

– Какие задания вам понравились больше всего?

– Какие вам показались трудными?

dohcolonoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.