Знакомство с буквой а школа россии – Презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему: Знакомство с буквой А. | скачать бесплатно

Конспект урока в 1 классе «Знакомство с буквой А, а»

Тема: Знакомство с буквой «А, а»

Цели: Познакомить учащихся с гласной буквой «А, а». формировать умения обозначать звук «а» буквами «А, а», находить звук «а» в слове. Отрабатывать умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные). Развивать фонематический слух, речь учащихся.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация прежних знаний.

Учитель загадывает загадки. Учащиеся определяют начальный звук и показывают фишку соответствующего цвета:

красная фишка – гласный звук;

синяя фишка – твердый согласный звук;

зеленая фишка – мягкий согласный звук.

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (волк)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это? (лиса)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает! (воробей)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят (осы)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой (утка)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет (улитка)

— Что объединяет отгадки?

Дети: Отгадки – названия животных.

  1. Сообщение темы урока.

— Послушайте еще одну загадку:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками на болото.

— Кто это?

Дети: Аист.

— Изображение этой птицы вы видите на доске.

— Какая буква написана рядом с аистом?

— Как вы думаете, почему указали именно букву «А»?

— Какова же тема нашего урока?

Дети: Знакомство с буквой «А, а»

  1. Новый материал.

А) Звуковой анализ слова «аист», выделение звука «а».

— Гласный звук «а» обозначают буквами «А, а». Чтобы назвать букву «а» надо назвать звук «а».

Б) Работа по учебнику «Букварь» с. 30-31.

  1. Выделение звука «а» в словах «Анюта», «луна», обозначение его гласными буквами «А, а»; составление схем к данным словам.

  1. Игра «Где спрятался звук «а»?»

Физкультминутка.

  1. Разгадываем кроссворд.

В) Упражнение в слышании звука «а».

Если в слове есть звук «а» — хлопок в ладоши.

Тюльпан, василек, фикус, роза, мак, флоксы, ландыш.

  1. Закрепление нового материала.

    1. Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 19.

Задание 1: раскрасить рисунок.

— С какой буквой мы сегодня познакомились?

— Какой звук она обозначает?

-Как вы думаете, что будет изображено на рисунке?

— Подсказка:

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

— Что же это?

Дети: автобус.

Дети раскрашивают рисунок.

Физкультминутка.

Задание 2: работа с моделями слов «шар», «бант», «ваза».

Дети раскрашивают схемы и обозначают звук «а» буквой «А».

    1. Игра «Любопытный»

— На любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются со звука «а».

Например:

— Как тебя зовут? (Анна)

— А фамилия? (Азбукина)

— Откуда ты приехала? (Из Астрахани)

— А что там растет? (Арбузы)

— А еще что? (Абрикосы)

— Какие птицы там водятся? (Аисты)

— А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе)

— Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом)

    1. Игра «Доскажи словечко»

Он верен морю, как матрос.

Предвестник бури … альбатрос.

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Что за месяц к нам пришел? (апрель)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …(арбуз)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор …(Айболит)

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит …(автомобиль)

Буквы – значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит,

И называются все …(алфавит)

— Что есть общее у данных отгадок?

  1. Итог урока.

— О каком звуке мы сегодня говорили на уроке?

— Какой буквой обозначают данный звук на письме?

— Почему для обозначения звука «а» используют заглавную и строчную буквы «А, а»?

  1. Рефлексия.

— Что особенно понравилось и запомнилось?

— С каким настроением вы уходите с урока?

infourok.ru

Урок «Знакомство с буквой С,с». 1-й класс

Этап урока

Название используемых ЭОР (с гиперссылкой на ресурс)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

I.

Организационный момент

 

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть.
Если у вас хорошее настроение, то похлопайте в ладоши.
Пожмите руку своему соседу по парте, если  вы доброжелательны и готовы помочь товарищам.
А теперь помашите рукой те,  кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.
Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет старательным и внимательным!
Повернитесь, ребята, к гостям и  поприветствуйте их.
Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам, доброе утро всем, кто сейчас пришли на урок грамоты в наш класс!

Улыбаются друг другу, хлопают в ладоши, пожимают руки друг другу, в знак приветствия машут руками, поворачиваются к гостям, приветствуют их.

1 мин.

II.

Актуализация знаний

 

Повторение изученного материала
Давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем.
На какие две группы делятся все буквы?
Почему они так называются?

Произносят изученные буквы и звуки  по ленте букв.

Объясняют, какие звуки называются гласными, а какие согласными.

1 мин.

2.1.

Мотивация обучающихся

Презентация к уроку Слайды 1, 2

Сегодня к нам на урок пришла мудрая тетушка Сова.
Она нам предлагает сыграть в игру, которая называется  «Пазлы»
Что такое «пазлы»?
Цель игры:  Собрать слово.
Правила игры:
–Я предлагаю Вам задания, если вы его выполняете правильно – получаете кусочек пазла,  с помощью которого соберёте слово. Собираете слово – выигрываете в игре.
Согласны?

 

 

Объясняют, что это головоломка-мозаика,  из которой собирается картинка

 

Настраиваются на игру.

 

1 мин.

2.2.

Наблюдение

ЭОР Согласные звуки [с] и [с’]. Строчная буква «с»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37f0-0a01-0180-0191-275b636f96ea/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_126%5D.swf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1 “Доскажи словечко”. Демонстрация ЭОР
Целый день он спать не прочь, 
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок,
Музыканта звать… (сверчок).
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый…(светлячок)
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный он.
Ты узнал, кто это? … (слон)
– Посоветуйтесь в паре и ответьте на вопрос:
– Что общего в словах отгадках?
Демонстрация ЭОР
– Как Вы думаете, какая тема.
Какова тема нашего сегодняшнего урока?
– Молодцы . Тетушка Сова дарит нам 1 пазл.

 

 

Договаривают последнее слово в стихотворении.

 

 

 

 

 
Все слова начинаются со звука [с].
Запоминают хар-ку звука [с], [с’].
Тема урока «Звуки [с], [с], буква С,с».

4 мин.

2.3.

Постановка цели и задач урока

 

– Как вы думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?
–Какие знания нам понадобятся? Почему?

Обозначают цель урока: изучить новую букву;
и задачи урока:
познакомиться с буквой, научиться читать слоги, слова с новой буквой и предложения и тексты.

2 мин.

III.

3.1.

«Открытие» нового знания
Звуковой анализ слов «гуси», «сумка»

Слайд 3

 

 ЭОР. Согласные звуки [с] и [с’]. Строчная буква «с»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37fa-0a01-0180-01b8-1d4f43cbff80/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_127%5D.swf

– Откройте учебник на стр.91
Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков.
Задание № 2
Какое задание нужно выполнить?
Какие слова спрятались в схемах?
– Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.
– Определите, какой слог ударный.
– Сравните обозначенные стрелочкой звуки.
Демонстрация ЭОР

Слайд  3
Рассматривают стр. учебника, определяют задание.
Называют слова, выполняют звуковой анализ слов «сумка», «гуси»
Определяют ударный слог: в словах «гуси», «сумка» два слога, первый слог ударный.
Сравнивают указанные стрелочкой звуки, называют их [с], [с`]; называют букву.
Запоминают характеристику звуков [с], [с’].

2 мин.

IV.

Физкультминутка под музыку.

Слайд 4

– Сейчас мы сделаем зарядку для язычка.
Чистоговорка.
Какой звук чаще других повторялся в этих чистоговорках?

Читают чистоговорку, поют ее под музыку.

Имитируют движения животных.

2 мин

3.2.

«Открытие» нового знания (продолжение работы)
Знакомство с буквой С,с

Слайд 5

Задание № 3
– Какой буквой можно обозначить эти звуки?
– На что похожа буква С,с.
– За правильные ответы вы получаете пазл от тетушки Совы.

Подготовленный ученик читает стихотворение.
Выдвигают свои предположения.

1 мин.

3.3.

Игра «Запомни как можно больше слов»

Слайд 6

Задание № 4
– Мудрая Сова приготовила вам сюрприз– фильм.
– Внимательно его смотрите, слушайте  и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [c] и [c`].
– Молодцы. Молодцы. Вот еще пазл!

 

 

Перечисляют запомнившиеся слова из фильма.

2 мин.

3.4.

Дифференцированная работа

Слайд 7

Задание № 5
– Откройте рабочую тетрадь на стр. 40.  Какую букву мы сегодня изучаем?
– Выберите себе задание.
1) Посмотри на рисунок. В мозаике  спрятались  печатные и письменные буквы  С.
– Раскрась рисунок
2) Сообрази. Найди букву, которой отличаются слова левого и правого столбиков.
– Молодцы. За правильную работу – еще пазл!

Слайд 7
Выполняют задания в Рабочей тетради.
Находят элементы буквы С, советуются в паре, один из пары отвечает, обводят элементы по серым линиям.
Раскрашивают слона.
Читающие дети находят буквы, которыми различаются пары слов.

4 мин.

IV.

Физкультминутка.

 

Выполняют задания под музыку

2 мин

V.

5.1.

 

 

 

 

 5.2.

Первичное закрепление

Чтение слогов, слов.

 

 

 

 

 

Работа со словарем

Слайды 8, 9

Задание № 6
– Прочитайте все слоги на 91 стр. букваря.
– Дополните их до слова.
– Прочитайте вслух самое короткое слово.
– Что это означает? (обращаемся к словарю)
– Прочитайте самое длинное слово.
– Как назвали усы? (ласково)
– Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая часть. Это корень слова. Общая часть слов родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем однокоренными. Мы постепенно с Вами запомним это название.
– Прочитайте слова на странице 92 вверху.
– Какая общая часть у этих слов?
– Молодцы. Сова дарит вам еще один пазл. Какое слово получается?

Читают слоги, договаривают слог до слова

Читают слово «ус»

Читают сначала про себя, затем вслух столбики слов, находят общую часть в этих словах.

Отвечают про источники информации, где можно уточнить значение слова.
Объясняют лексическое значения известных слов.
Получают пропедевтические знания об однокоренных словах.
     

Дети называют недостающую букву в слове «молодцы»

5 мин

VI.

Применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

Слайд 10.

Задание № 7 Групповая работа.
Чтобы получить последнюю букву, прочитайте текст на 92 странице букваря.
– Какая была погода в лесу? Что делала злая лиса?
– Что сказала сорока? Что сделал зайчик?
– Молодцы. Получите последний пазл.
– Ребята, на партах у вас есть пазлы, давайте посмотрим, какое слово у вас получится?
М О Л О Д Ц Ы!

 

Работают в группах.

Читают друг другу текст на странице 92.
Отвечают на вопросы учителя.

Слайд 10

Работают в парах, собирают слово «МОЛОДЦЫ»!

5 мин.

IX.

Итог урока (рефлексия)

 

– С какими звуками мы с Вами познакомились?
С какой буквой?
Какие задачи мы перед собой ставили. Оцените свою работу на уроке по следующему плану:

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Меня удивило …
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…

– Спасибо за урок!

Самооценка.
Отвечают на вопросы учителя, продолжают предложения.
Слушают своих товарищей.

3 мин

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация к уроку обучение грамоте (чтение и письмо) «Знакомство с буквой А,а и звуком [а]». «Письмо букв Аа. «1 класс «Школа России»

Тема:
«Знакомство с
буквой
А,а и звуком [а]». Письмо букв Аа.

Учебник: Горецкий
В.
Г. и др.
Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
Ч. 1.

Пропись:
Воронина Т.П. «Прописи к азбуке.1 класс. 2 часть»

Планируемые
результаты:

1.
Личностные:
Развитие
навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование уважительного
отношения к иному мнению.

2.
Предметные:
Познакомить
с буквой Аа,
учить выполнять звукобуквенный анализ слов. Осуществлять выбор
слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой
состав слова. Обучить написанию букв Аа.

3. Метапредметные:


Познавательные УУД:
Общеучебные –
ознакомление с буквой Аа, со
способом чтения прямого слога, словосочетанием; выполнение звукового анализа
слов; логические построения понятий «верхняя, нижняя, средняя строка», «левый,
правый столбец»; воспроизведение по памяти информации; умение осознанно строить
речевые высказывания в устной речи, структурирование знаний.


Регулятивные УУД:
Принимать
и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей,
отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;


Коммуникативные УУД:
Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с окружающими;


Личностные
УУД:
Высказывают
свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным
мнением; анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, уважают мнение других.

Тип
урока:
Открытие
новых знаний.

infourok.ru

Урок обучения грамоте по теме «Знакомство с буквой О, о». 1-й класс

Разделы:
Начальная школа



Цели: познакомить с буквой О, о; учить выполнять звукобуквенный анализ
слов; развивать речь, мышление, память.



Оборудование: предметные картинки, свеча, схемы, альбомные листы,
конвертики с фасолью, раздаточные карточки для индивидуальной работы, образец
письма буквы О (о), рисунки “На что похожа буква О”, учебник “Букварь”.



Ход урока

Организационный момент. Приветствие.


Придумано кем-то просто и мудр

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

– Доброе утро − солнцу и птицам!

– Доброе утро − улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!



Ритмическая часть. Психологический настрой (движение по кругу, держась
за руки).


Тихо, тихо, очень тихо

Мы по кругу все пройдем.

Тихо, тихо, очень тихо

Мы усядемся вдвоем.

Просидим мы очень тихо

Может час, а может два.

Говорить мы будем тихо

Очень тихие слова (пальчик к губам).



Объявление темы и постановка целей урока.


– Сегодня мы продолжаем путешествие по “Букварю”, познакомимся с новой буквой
и ее секретами.



Работа по теме урока. Работа по учебнику, с 36–37.



Знакомство с буквой О, о.


Свечка, свечечка зажгись,

Ярким светом загорись.

Сказка, в гости к нам явись.

Свечка зажигается, сказка начинается. (Зажигаю свечу.)


– А теперь приготовьтесь слушать сказку.



Сказка.



(Читаю сказку. На доске – картина к сказке.)


Жил на свете велосипед. Но он был никому не нужен, так как был старым.

Спицы его давно перестали блестеть, сиденье его провалилось, колес вообще не
было.

Только звонок иногда тихо и грустно позвякивал. Так и стоял велосипед в
чулане, заваленный разными вещами.

– А как было весело и радостно ездить по двору, катать ребятишек, – вспоминал
велосипед. – Кто бы меня почистил, отремонтировал сиденье, колеса поставил.

Слова велосипеда услышал мальчик, который жил в этой квартире. Он достал
старый велосипед. Папа помог поставить колеса, почистить. И велосипед опять стал
ездить по двору, катать ребятишек, и теперь его звонкая трель далеко была
слышна.

Сказка затихает, свечка потухает.

– Какой велосипед был? Опишите.

– Какой велосипед стал? Опишите.

– От чего может быть радостно?

– Сколько колес у велосипеда?

– Колеса одинаковые или разные?

– Кто увидел гостью? (Обвести мелом другого цвета.)


– Давайте нарисуем портрет буквы О. (Рисую на доске большую букву “О”,
затем в воздухе. (Плакат.)


Встаньте и нарисуйте букву “О” в воздухе такую большую, какая у вас
получится.

– Теперь нарисуйте портрет “О” на альбомном листе.

– Покажите, буква “О” очень рада.

– Нужна нам буква “О”? Она есть во многих словах.



Игра “Золотые ворота”.


(Выбираю 2 человек, которые будут воротами.)


Золотые ворота,

Пропустите меня

Я и сам пройду, и слово произнесу. (Называю слово “очки”.)

(Через ворота проходит каждый ученик и называет слово с буквой О.)



Звуковой анализ слова “полка”. Знакомство с буквой О (о).


– Отгадайте, какое слово живет в этом домике.



(На доске схема.)


– Туда мы ставим книги, посуду.

– Проверим, что нужно сделать?



(Прочитать, ведя указкой по домикам для звуков.)



Игра “Живые звуки”.



(5 человек у доски.)


– Наши звуки встали в ряд и сейчас заговорят. Остальные – контролеры, если
услышат ошибку, должны поймать её, хлопнув в ладоши.

– Звуки, представьтесь и расскажите о себе.



1-й ученик. Полка – первый звук [п], твердый согласный. (Ставит синюю
фишку.)


– У него есть мягкая пара? Какая?



2-й ученик. Пооолка – второй звук [о], это гласный звук. (Ставит
красную фишку.)


– Гласный звук [о] после твердого согласного обозначается буквой “о”, поэтому
вместо фишки мы уже можем поставить букву.



(На доске красную фишку променять на букву “о”.)



3-й ученик. Полллка – третий звук [л], это твердый согласный звук.
(Ставит синюю фишку.)


– Какая мягкая пара у этого звука?



4-й ученик. ПолКа – четвертый звук [к], твердый согласный звук.
(Ставит синюю фишку.)


– Назови мягкую пару этого звука.



5-й ученик. Полкааа – последний звук, гласный [а], в этом слове он стоит
после твердого согласного, его нужно обозначить буквой “а”. (Ставит строчную
букву “а”.)


– Спасибо нашим звукам. Все сказали, не забыли и на место поспешили.

– Итак, мы узнали букву “о”. (Карточка с буквами О, о.)





Правило: после твердого согласного звук [о] обозначается буквой “о”.



“На что похожа буква” (Стишки про букву “о”.)

(На доску прикрепляются рисунки по ходу прочтения стихов.)


В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

(Е. Тарлапан)

Посмотри на колесо –

И увидишь букву О.

(А. Шибаев)

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

(В. Степанов)

О – как обруч, захочу –

По дороге покачу.

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

(Г. Виеру)

– Давайте немного отдохнем.



Физкультминутка.


Вы сегодня обезьянки.

По-английски просто манки.

Покривляемся немножко

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнем друг другу

И пожмем соседу руку.

Сядем – встанем и прыжок.

Ты же манки, мой дружок.


– Кто запомнил, повторяйте за мной. (Еще раз повторяю слова и движения.)


– Ребята, у вас на столах конвертики с фасолью. Давайте выложим букву “О” из
фасолинок.

– Молодцы! Какие чудесные буквы у вас получились!



Составление по схеме различных имен с изученными буквами.


– Рассмотрите схему на с. 36. Как вы думаете, какое имя может быть у девочки?

– Посмотрите на буквы и скажите, какие имена можно составить с буквами,
обозначающими гласные звуки, чтобы они соответствовали предложенной схеме.
(Каждый вариант имени, который предлагают дети, анализируется с опорой на схему
слова.)


– Почему имя Яна не подойдет?

– Я предлагаю остановиться на имени Оля, потому что букву “О” только сегодня
узнали.



Дифференцированная работа, с. 37.



Звуковой анализ слов “стол” и “столик”.


– Определите, какая схема соответствует слову “стол”, а какая слову “столик”.
Докажите ответ (выполните звуковой анализ слов).

– “Прочитать” каждое слово по схеме звукового состава слов.

– Определите, какое слово длиннее: “стол” или “столик”.

– Какое слово короче? В каком случае говорят “стол”, а в каком “столик”?



Название слов со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по
рисункам).



Игра “Где в словах звук [о]?” (по схемам).


– Рассмотрите картинки. Все предметы художник расположил в два столбца.
Определите, какой столбец левый, а какой правый. Покажите сначала правый
столбец. Теперь левый.

– Назовите каждый предмет, расположенный в левом столбце, двигаясь сверху
вниз.

– Назовите каждый предмет, двигаясь снизу вверх.

– Что обозначают схемы?

– Определите, какие слова соответствуют первой схеме?

– Назовите другие слова, которые бы начинались на букву “о”.

– Определите, какие слова соответствуют второй схеме?

– Назовите другие слова, в которых буква “о” стоит в середине слова.

– Определите, какие слова соответствуют третьей схеме?

– Назовите слова, которые заканчивались бы на букву “о”.



Игра “Согласен – не согласен”.


– Сегодня мы познакомились с буквой “О”?

– Эта буква обозначает согласный звук?

– После твердого согласного звук [о] обозначаем буквой “о”?

– Имя Оля начинается со звука [о], и чтобы его обозначить, нужно взять
строчную букву “о”?



Итог урока.


Завершился наш урок.

И подводим мы итог.


– С каким звуком познакомились на уроке?

– Какой буквой обозначается этот звук?

– Найдем место буквы в “Алфавите”. Где она живет?



Прощание.


Пусть живут здесь вместе с нами

Наши добрые дела,

А плохие пусть уходят,

Мы их гоним со двора.


20.01.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока на тему «Знакомство с буквой Оо»

Тема: «Знакомство с буквой Оо»

Цель: Познакомить учащихся со звуком [о] и буквой о, которая его обозначает.

Задачи:

  • Образовательная: учить акцентированному произношению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов;

  • Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; развивать психические процессы учащихся: память, внимание.

  • Воспитывающие: воспитывать у учащихся доверительные отношения, культуру учебного труда.

Формирование УУД:

  • Личностные: определить какие модели языковых единиц учащимся уже известны, а какие еще нет.

  • Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков обозначаемых новой буквой.

  • Коммуникативные: работа в парах.

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

— К какому уроку вы подготовились? (обучение грамоте) Давайте проверим, как вы это сделали, а поможет нам в этом … (букварь, тетрадь для печатания, пенал, модели звуков) и хорошее настроение!

2. Активизация знаний

Игра «Ножки – ладошки»

— Вам буду говорить утверждения, если вы согласны – хлопайте, а если нет – топайте.

1. Буквы мы пишем и видим. +

2. Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. +

3. При произношении гласного звука встречается преграда. –

4. Звуки мы пишем. –

5. Звук при письме обозначаем буквой. +

6. Гласные бывают твердые и мягкие. –

7. При произнесении согласного звука встречается преграда. +

3. Введение в тему

Игра «Доскажи словечко»

  1. Летом в огороде – свежие, зеленые,

А зимою в бочке – желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?.. (огурцы)

  1. Осел лениво в гору брел,

А над ним парил … (орел)

— Кто объяснит, что значит «парил»? (держаться в воздухе на неподвижно распростёртых крыльях)

3. Шубу теплую в колечках

Носит тихая … (овечка)

4. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и 8 ног,

Вот и весь я — … (осьминог)

5. Апельсины и бананы

Очень любят … (обезьяны)

6. Стройный, быстрый, рога ветвисты,

Пасется весь день. Кто же это? … (олень)

— Что общего во всех словах отгадках? (буква о)

4. Постановка темы урока

— Кто может мне назвать тему урока? (буква и звук о) иллюстрация

— Правильно, мы сегодня познакомимся с этой буквой и узнаем, какой звук она обозначает.

— На что похожа буква О?

«О знакома нам давно,

О как в дереве дупло.

Буква О, буква О –

Круг, баранка, колесо» слайд

— Возьмите зеркальце и произнесите звук О. Что вы можете рассказать о положении губ? (похожи на букву о)

— Дайте характеристику звука (гласный) Докажите…

— Если звук гласный, то фишкой какого цветы мы будем его обозначать? (красной) фишка

— А какие слова вы знаете с этим звуком?

5. Физминутка

6. Работа в тетради для печатания

«Я тетрадочку открою …» + «Пальчиковая гимнастика»

— В тетради для печатания, какую букву мы будем печатать? (печатную)

— А кто заметил, чем печатная отличается от письменной? (нет наклона)

— Пропишите со мной в воздухе букву.

— Пропечатайте 5 заглавных букв О.

— В каких случаях мы будем использовать заглавную букву?

— Найдите отличие между заглавной и маленькой буквой. (размер)

— Пропечатайте 5 маленьких букв.

Поиграем в игру, я вам буду называть детенышей, а вы их родителей:

Котенок… (кот и кошка)

Щенок… (собака)

Ягненок … (овца и баран)

Слоненок … (слониха и слон)

— Составим звуковую схему к слову СЛОН.

□□□□

— Возьмите цветные карандаши. Какой 1 звук? (с) – Дайте его характеристику (согласный, твердый, синяя) Какой 2 звук? (л) Характеристика (согласный твердый, синяя). 3 и 4 звуки раскрасьте самостоятельно. Что у вас получилось? (гласный, красная и согласный твердый синяя)

— Сколько в этом слове гласных? (1)

— Выделите его (о)

— Так вот ребята, в слове СЛОН при письме звук О стоит после твердого согласного и мы будем обозначать его буквой О. Как вы считаете, заглавную или маленькую букву я должна записать? Почему? Запишите.

— На полях нарисуйте красный квадрат. Что мы этим скажем? (звук гласный)

7. Работа по учебнику

— Открываем учебник на стр.36. При помощи каких цифр пишется это число? (3 и 6)

— Прочитайте стихотворение в начале учебника… (сильный ученик)

— Какой предмет изображен ниже? (полка)

— Глядя на звуковую схему, что вы уже можете сказать про это слово? (в нем 5 звуков) Почему? (5 окошек)

— Составьте звуковую модель этого слова. □□□□□

1 ребенок у доски

— У кого также?

— Сколько гласных звуков в этом слове? (2)

— Выделите 1 звук (о)

— После какого согласного он стоит? (твердого)

— Итак, если звук о стоит после твердого согласного, то на письме он обозначается какой буквой О? (вывесить на доску)

— Какой второй гласный? (а)

— Какой буквой будем обозначать? (а) Почему? (после твердого)

8. Физминутка

9. Первичное закрепление

— Как вы думаете, как зовут девочку? Посмотрите на буквы, они Вам подскажут. (Оля)

— Смоделируйте ее имя самостоятельно. (1 ребенок у доски)

— Сколько гласных звуков? (2)

— Давайте заменим их буквами.

— Ваши предложения…

— Почему заглавная? (имя) Какой буквой заменим 3 звук? (я) Почему, мы ведь слышим а? (после мягкого).

10. Игра «Четыре осы»

1. ос_ _ а

На этой «осе» в октябре позолота. (осина)

2. ос_ _ а

А эта растет на лугу у болота. (осока)

3. _ ос _ _ _ а _ _

Эта «оса» на Луну улетает. (космонавт)

4. _ ос _ _ _ _ а

Эта на солнце худеет и тает. (сосулька) слайд

11. Определение места звука в словах

— Посмотрите на карточки. Какое задание мы сейчас выполним? (определим на слух местонахождение звука) карточки

— В учебнике на стр. 37 есть иллюстрации в названиях которых есть звук о. Простым карандашом соедините карточку с нужной схемой.

Проверка на доске.

— Какой вывод? (звук о бывает в начале, конце и середине слова)

12. Итог

— Чему был посвящен наш урок? (Буква О)

— Какой звук она обозначает? (о)

Продолжите:

— Меня огорчило…

— Я заполнил…

13. Рефлексия

— Прикрепите к доске то солнышко, которое соответствует вашему настроению.

Урок окончен!!!

4

doc4web.ru

Конспект урока на тему «Знакомство с буквой С,с»

Тема: Знакомство с буквой С,с

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым звуком [с][с’] и буквами «С», «с».

Задачи: 1.Сформировать представление о звуках [с ][с’].

2.Отрабатывать навык звукового анализа слова.

3.Воспитывать интерес к чтению.

УУД, формируемые на уроке:

личностные: формирование культуры речевого общения, мотивации к учению;

коммуникативные: умение слушать другого ученика, обмениваться мнениями, сотрудничать;

познавательные: умение осуществлять отбор необходимой информации, работать со звуковыми моделями.

регулятивные: осуществление самоконтроля, умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;

Оборудование и технические средства обучения: компьютер. Презентация «Маленький ёжик», звуки леса.

Наглядные пособия: цветные карточки, сигнальные карточки, касса букв.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник, конверты с заданиями, фишками-звуками.

Авторы учебника: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Ой ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

Отгадайте, что за гость:

Днём спит, ночью летает,

Прохожих пугает.(сова)

Кто видел настоящую сову? С этой замечательной птицей нас познакомят ребята, получили задание по электронному дневнику и прочитают сообщения.

Сова — ночная хищная птица. Глаза большие, неподвижные, зато шея очень подвижна. Клюв крепкий, с острым изогнутым крючком на конце. Крылья широкие, когти длинные и острые.

Слух у нее очень тонкий. Весной и летом совы часто кричат по ночам. Голоса их похожи на отрывистые или протяжные стоны.

Птенцы вылупляются покрытые пухом, но глухие и слепые. Совята примерно через неделю открывают глаза и начинают слышать. Корм приносят им оба родителя. Сова весьма полезна в сельском и лесном хозяйстве, поэтому она заслуживает, чтобы ее охраняли люди. Совы встречаются и у нас на Северном Кавказе.

Название «сова» очень древнее. Сова — символ мудрости у многих народов мира. С нею также связано много интересных легенд и сказок. А человека, который чувствует себя бодрее вечером, чем утром, и который ложится слать поздней ночью, называют совой.


2. Актуализация знаний.

А к нам на урок прилетела вот такая мудрая сова, которая очень любит читать книги.

Решила мудрая сова вас проверить, чему мы научились.

Вышли буквы на прогулку. Узнайте, какая буква лишняя и почему? На первой тропинке…

1) АОУЫЯ

2) ЯЕЁЮИ

Какие это буквы? А сколько всего гласных букв?

У вас на столе сигнальные карточки, которые нам помогут пройти тест от мудрой совы.

Найдите строчку, где записаны слоги только с мягким согласным.

ЗИ ЗЯ ЗЕ

ЗУ ЗЮ ЗЫ

Если вы считаете, что….

ЯМА

3буквы, 3 звука.

3буквы, 4 звука

В каком слове звуков больше, чем букв

Язык

Глаза

Кто поднимал только жёлтую карточку, тот правильно ответил на все вопросы.

3. Целеполагание.

Сова предлагает нам найти «заблудившийся» звук.

Говорят один рыбак,

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался…. Дом! (с с с ом)

Какой звук «заблудился»? ([с])

Сове очень нравится этот звук. А как вы думайте почему?

На уроке чтения мы ещё не работали с этим звуком. Какую цель поставим перед собой? (Узнать какой буквой обозначается этот звук, и научиться читать с этой буквой)

4. Открытие новых знаний.

Отгадайте загадку

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)

Откройте учебник на странице 91. Посмотрите, какой важный гусь. Скажите ребята, подходит ли слово гусь к нашей звуковой схеме? Как его изменим? (Гуси)

Был один гусь, в единственном числе, а надо слово гуси, во множественном числе.

Прочитаем так, чтобы каждый звук попал в свою клетку.

Составит при помощи фишек звуковую модель слова гуси …

А вам сова ещё загадку припасла

Вот ещё одна загадка

Девочкам и мальчикам

Кто рождается в кармане

С маленьким карманчиком? (кенгуру)

Как называется карманчик, в котором носят детёнышей кенгуру? (Сумка)

Посмотрите на схему, что она вам говорит. (В слове «сумка» 5 звуков)

А сколько в этом слове слогов. Определите, какой слог ударный.

Работа в паре. Составить звуковую модель при помощи фишек.

Проверка.( Ребята, которые работали в паре дают характеристику каждому звуку. Ученик, который составлял звуковую модель слова гуси, называет в слове согласный мягкий звук)

Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

Буква, которая обозначает звуки [с ][с*]буква «эс»

Значит тема нашего урока…(буква «эс») карточка на доску.

Рассмотрите букву, на что она похожа?

Села мышка в уголок. Съела бублика кусок.

Замените фишки в схемах буквами.

5.Первичное закрепление

Мудрая сова любит игру « Живые буквы»

Уберите буквы в такой последовательности:

Букву, которой записан второй гласный звук в слове «гуси» (и)

Букву, которой записан ударный гласный звук в слове «сумка» (у)

Букву, которой записан ударный гласный звук в слове «гуси» (у)

Последнюю букву в слове «сумка» (а)

Дайте характеристику буквам, которые убрали. (это гласные)

Уберите букву С, которой записан мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква (гуси)

Уберите букву С, которой записан твёрдый согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква (сумка)

Уберите буквы, обозначающие парные по звонкости- глухости звуки (буквы Г и К)

Какая буква осталась? (м)

6. Закрепление зрительного образа буквы «С с» (Закрасить все части рисунка в которых вписана эта буква.)

7. Физминутка

Если в слове твёрдый звук встают мальчики, а если мягкий – девочки (сад, карась, рис, бусы, сила)

8. Чтение слогов, слов и предложений. С.91

Женя и Кирилл читают слоги с буквой С, используя «окошечки». (индивидуальная работа)

Все остальные читают слоги жужжащим чтением.

Проверка

В первой строчке прочитайте слоги, в который согласный звук произносится мягко.

Во второй строчке, где согласный звук произносится твёрдо.

А теперь прочитаем всё сначала все вместе.

Прочитаем слова по столбцам. Назовите слова, в которых 2 слога.

Прочитаем слова парами. Каким стало второе слово в каждой паре? (уменьшительно- ласкательным)

9. Физминутка

Песня «Маленький ёжик»

10. Закрепление

У какого героя в этой песенке. есть звук С? (лиса)

Рассмотрите таблицу на доске. Зачеркните буквы, которые повторяются. Из оставшихся букв составьте слово.

а

з

ю

е

у

к

г

у

с

а

з

н

ю

к

СНЕГ.

Чувствуйте, как стало холодно?

Замело в лесу пригорки

И овражки замело

Ни души нет на полянке.

Тихо. Холодно. Бело.

На странице 92 прочитаем название текста «Зимняя сказка». Вы хотите узнать, о чём этот текст?

Чтение текста. Какие слова повторяются в тексте? Как вы думайте, зачем автор написал предложение «Снег» три раза подряд? Сколько всего предложений?

11. Работа в группах.

Совушка сова приготовила вам задание по группам. В каждой строчке найдите слово.

Ы

П

С

А

Н

К

И

Д

Ж

У

Р

Л

М

С

Н

Е

Г

Л

С

Н

Е

Г

О

В

И

К

Т

Ю

Ы

С

У

Г

Р

О

Б

Ж

Что-то совсем стало холодно. «Я знаю, что надо придумать»- так называется стихотворение А.Л.Барто( с.92 читают читающие дети)

12.Рефлексия.

Ребята мы достигли своей цели? Наша гостья осталась довольна работай. А вы довольны работай? Оцените свою работу. Какие задания вам особенно понравились? Какие задания оказались трудными?

Дома я вам предлагаю из природного материала смастерить мудрую сову.

Всем спасибо за урок!

globuss24.ru

Урок чтения УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Знакомство с буквой А»

Разделы:
Начальная школа


Цели:

  1. Через игровые задания, опираясь на знания детей познакомить с буквой А (а).
  2. Отрабатывать умения проводить звукобуквенный анализ слов.
  3. Воспитывать интерес к чтению детских книг, доброту и отзывчивость.

Оборудование:

  • звуковые квадраты,
  • касса букв,
  • картинки с изображением предметов для кроссворда,
  • презентация PowerPoint (приложение).

Ход урока

I. Организационный момент.

Раз, два три – слушай и смотри.

Три два, раз – приготовился весь класс!

II. Основная часть урока.

– В нашем классе сегодня праздник. У нашей одноклассницы сегодня День рождения. Догадайтесь, о ком идет речь: добрая, отзывчивая, симпатичная, с длинной косой. (Алина).

1) Звукобуквенный анализ слов Алина, луна.

Звуковой анализ сопровождается показом презентации PowerPoint (слайд 1, приложение).

– Проведем звуковой анализ слова Алина.

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен первый звук (А-а-лина).

– Назовите первый звук – [ а ].

– Он гласный или согласный? (Гласный).

– Почему? (Этот звук не встречает никаких преград во рту. Легко и свободно произносится – [ааа]).

– Каким квадратом обозначим? (Красным).

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. (Альльина).

– Назовите второй звук – [ль].

– Он гласный или согласный? (Мягкий согласный).

– Каким квадратом обозначим? (Зеленым).

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен третий звук (Алииина).

– Назовите третий звук? [и] – обозначим красным квадратом.

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук (Алиннна).

– Назовите четвертый звук. [н] – это согласный твердый звук, обозначим синим квадратом.

– Какая у него мягкая пара? Звук [нь].

– «Прочитайте» слово так, чтобы отчетливо был слышен пятый звук (Алинааа).

– Назовите звук – [а].

– Он гласный или согласный? (Гласный).

– Почему? (Этот звук не встречает никаких преград во рту. Легко и свободно произносится – [ааа]).

– Каким квадратом обозначим? (Красным).

– Прочитаем слово.

– Определите, сколько в слове Алина звуков [а] (два). Какие они по счету? (первый и пятый).

– После какого согласного звука стоит второй звук [а]. (После твердого согласного).

Запомните правило: после твердых согласных звук [а] записывается буквой а.

Самостоятельно проведите звуковой анализ слова луна.

2) Знакомство с буквой А (а).

– Возьмите кассы букв, посмотрите на буквы, найдите букву А(а): буква «а» маленькая и буква «А» большая – заглавная. Буква «А» пишется в начале слов, которые обозначают имена людей (Андрей, Алена), фамилии (Агрова, Абрамова), клички животных (Артемон), названия городов (Архангельск), стран (Алжир), рек (Амазонка). А теперь заменим красные фишки буквами.

Физминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

3) Закрепление нового материала.

Работа с таблицей.

– Мы с вами выяснили, что в слове Алина после твердого согласного звука [н] слышится звук [а] – Алинааа – и пишется буква «а». Давайте в таблицу поставим букву «а» после твердого согласного: слышится [а] и пишется «а». (Презентация PowerPoint, приложение, слайд 2).

Дальнейшее заполнение таблицы будет происходить по мере изучения гласных букв.

Игра «Живые звуки».

– Выходят:

  • 1-й гласный,
  • 1-й мягкий согласный,
  • 2-й гласный,
  • Твердый согласный,
  • 2-й гласный звук [а].

Игра «Назови слова с буквой А».

Букву А

За первой партой

Посадили перед картой,

А на карте вся земля –

Реки, горы и поля.

И спросили, кем она

Стать мечтает, буква А?

— Я хочу быть агрономом,

Я смогу и астрономом,

Архитектором, артистом

И ещё … аквалангистом!..

А какие вы слова

Знаете на букву А? (Г.Соколов)

– Назовите слова с буквой «а» в начале слова.

– А теперь назовите слова с буквой «а» в середине слова, в конце слова.

Игра «Попробуй разгадать кроссворд».

– Отгадав загадку, вы сможете разгадать слово из кроссворда: (Презентация PowerPoint, приложение, слайд 3).

На столе стоит она,

Бережет твои глаза.

Если в комнате темно вдруг стало,

То включить ее бы не мешало! (лампа).

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет.

Я и верный мой дружок

Красный, маленький …

А большой? (флажок – флаг).

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

А зовут его … (арбуз).

Над тобою, надо мною,

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез! (туча).

III. Итог урока.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. (Презентация PowerPoint, приложение, слайд 4).

– С какой же буквой мы познакомились? («А (а)»).

– Какое правило написания буквы «а» узнали? (после твердых согласных звук [а] записывается буквой а).

Поздравим нашу Алину с Днем рождения и пожелаем ей всего самого наилучшего!

– Спасибо!


10.05.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о